Свято никольский храм Бобруйск

История Свято-Николаевского Собора г. Бобруйска.

Подробное историческое описание Бобруйского Николаевского собора приведено в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии», изданной в 1879г. Там говорится, что «древ-нейшая городская церковь во имя Св. Николая до 1812г. находилась вблизи реки Березины, на том месте, где теперь Рогачевские ворота крепости. С переселением городских жителей из крепости на Паричский форштадт, перенесена туда была и церковь, а по упразднении в 1829г. сего форштадта и переселении жителей на Минский, а также по причине ветхости оной церкви в 1835г. в самом центре города была построена новая с богодельнею, на сумму, отпущенную из казны, но во сколь-ко обошлась постройка неизвестно, по неимению документов.

Здание деревянное, внешний вид его в основании и стенах представляет форму продолгова-того креста, с одною колокольною башнею во фронтовой части одним открытым куполом на средней части храма, входных дверей трое, окна устроены в один ярус и запираются изнутри дере-вянными ставнями, крыша железная, все здание окрашено масляною краскою; крыша – в зеленый цвет, стены и двери в желто – кирпичный, а колонны при дверях в белый. Вообще церковное зда-ние в настоящее время (1879) находится в довольно прочном состоянии. Внутреннее расположе-ние крестообразное; площадь собственно средней части храм заключает пространство в 8 сажен длины и 4 сажен и 1 аршин ширины (1 сажен = 2 метра), а алтарь – 7 аршин длины и ширины.

Средняя часть храма устроена со своеобразным потолком, утверждающемся на 6 деревян-ных столбах, а в алтаре, пред ней части храма и притворе настланы потолки из досок, пол дере-вянный, солея возвышена на 4 вершка, клиросы устроены на солее. Церковь теплая, с тремя печа-ми. Иконостас нового устройства, дощатый. Покрашен в белый цвет, а рамы, карнизы и резьба – позолочены. Состоит из семи икон академического письма. Расположены в одном ярусе. Кроме того, в церкви находится древняя храмовая икона Св. Николая, греческой живописи, написанная на сосновой доске, на серебряном фоне, в риз, из серебра 84 пробы, с серебряно – вызолоченным венком над ликом; величина её 1 аршин 41 вершков в высоту, и 1 аршин 4 вершка в ширину (1 аршин= 71 см., вершок= 4,4 см.). Икона сия до 1795г. находилась в руках униатов, а с возвращени-ем прихожан Бобруйского Николаевского прихода в православие стала по – прежнему достояни-ем всей церкви. Когда написана сия икона, кто её пожертвовал и вообще полного сказания о ней не сохранилось.

Престол в сей церкви один во имя Святителя и Чудотворца Николая. Из утвари каковая име-ется в полном количестве, можно отметить следующие предметы; два потира, два дискоса, две лжицы, две звездицы и проскомидийные блюда – все сребрянновызолоченные 84 пробы, четыре креста; серебряно – вызолоченный крест на финифтах 84 пробы весом 32 лота; такой же крест ве-сом 22 лота ; серебряно – вызолоченный крест, весь обложенный серебром 12 пробы, семиконеч-ный весом 1 фунт, на нем распятие из золота неизвестной пробы, а по его сторонам изображение 4 евангелистов на серебре. На обратной стороне изображение Богоматери с Предвечным Младенцем а по сторонам оного – изображение Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова. На передней стороне внизу находится надпись: «Сей крест подал раб Божий Стефан Иовович Царик до храму Св. Отца Николая в Бобруйску. Року…» далее неразборчиво.

Две дарохранительницы; одна из серебра 84 пробы вызолоченная чеканной работы с надпи-сью на передней стороне: «Вклад благоверного Государя Наследника Цасаревича и Великого Князя Александра Александровича в соборный храм г. Бобруйска», а на задней – » на вечное по-миновение заупокой души Государя Цасаревича и великого Князя Николая Александровича .12 апреля 1865г.». Другая такого же металла и той же пробы, вызолоченная весом 13 лотов. Паника-дила –одно медное посеребренное через огонь на 36 свеч стоимостью 500 рублей и другое такое же на 12 свечей – оба пожертвованы бывшим церковным старостой Матвеем Горбенко.

Между прочими утварными принадлежностями нет замечательных по ценности и древности. Ризница помещаемая частично в шкафу в алтаре, а частично в кладовой под колокольнею. Состо-ит из 6 приборов священнических облачений. В том числе новых и годных к употреблению 4 и ветхих 2; диаконских – годных 3 и ветхих 3. К ценным облачениям относятся следующие: два священнические и одно диаконское из золотой парчи, с такими же крестами и пазументами, воз-духи, одеяние на малый столик и пелена на аналой – из такой же парчи; одежды на престол и жертвенник из серебряной парчи. Все сии предметы стоимостью более 400 рублей.

Евангелий, употребляемых при Богослужении – 3: в лист в серебряно — вызолоченном окладе 84 пробы чеканной работы окладе, с изображением в середине верхней доски Воскресения, а по углам Евангелистов; малиновом бархате, с медно посеребренными изображениями Воскресения и Евангелистов; в 1/8 листа с серебряно – вызолоченным 84 пробы украшениями.

Прочих Богослужебных книг имеется полный круг В церковном архиве хранятся копии мет-рических книг с 1833г. и исповедные списки прихожан с 1832г. В колокольне помещаются 5 коло-колов весом 54 п. 23 ф., 15 п. 15 ф., 1 пуд 18 фунтов, 1 п. 10 ф., 1 п. Вокруг церкви устроены 2 де-ревянные ограды: одна наружная на протяжении 300 сажен, огораживающая вокруг церкви сад, а другая внутренняя, отделяющая церковный погост от сада.

Кладбищ в приходе 10. Расположены они на различном расстоянии от церкви; собственно городское кладбище находится от города в 1 версте. В числе кладбищ считается одно древнее, расположенное при шоссейной Слуцкой дороге и ныне упраздненное, так как сия местность вошла в черту городской земли для поселения жителей. Приписных церквей имеется две: во имя Св. му-ченицы Софии, на городском кладбище, со склепом, в котором погребены некоторые лица, и во имя Св. Николая, в хуторе Луках. Кроме того, в деревне Ясный Лес находится часовня.

После постройки собора в 1835г. он получил статус 2 класса церкви, деревянной. Штатного годичного жалования причту 720 руб. сер. Земли пахотной и сенокосной 56 дес.(1 дес.= 1 га ). Прихожан 1095м . и 1225 ж. Раскольников 153 м. и 155 ж. Для причта домов нет.

ПРИХОД.

В состав Бобруйского прихода входили жители г. Бобруйска с его форштадтами и хуторами, а также деревнями: Орновичи, Писчаки, Кончани, Думановщина, Ясный Лес, Величково и Дома-ново; последняя деревня, отстоящая от церкви на 14 верст, составляет самый дальний пункт при-хода. Всех прихожан 2069 душ мужского пола и 2055 душ женского пола, не включая сюда жите-лей трёх селений, от Горбацевичского прихода и вошедших в состав Бобруйского.

Прихожане, жители города, принадлежат к мещанскому сословию, а жители деревень ис-ключительно крестьяне. Преимущественное занятие прихожан, как мещан, так и крестьян, – хле-бопашество; а из ремесел между первыми особенно развито горшечное, которое для большей час-ти их служит почти единственным средством к жизни.

Прихожане не отличаются глубокой религиозностью, многие из них представляют исполне-ние христианских обязанностей не столько в усердном посещении храма и в заботе о чистоте нра-вов, сколько во внешних действиях, как то: ставлении свеч, поклоны и механическое чтение мо-литв. В приходе особенно чествуются Рождество Христово, Пасха, Пятидесятница и храмовые праздники 9 мая и 6 декабря. В эти дни, а также в великую Субботу бывает наибольшее стечение богомольцев.

Кроме того, у прихожан в обычае приглашать духовенство для благословения домов и скота, с крестными ходами, каковые преимущественно бывают после праздника Троицы, в июне и июле месяцах; причем жители некоторых форштадтов держатся одних и тех же праздничных дней, а другие избирают вообще дни, свободные от занятий; в эти дни, обыкновенно, совершается Литур-гия и после оной с образами – Крестный ход. Но особенно выдающееся между прихожанами-мещанами существует обыкновение – устраивать при погребении и поминовении усопших заупо-койные столы, что еще при жизни родители обязывают своих детей в точности исполнить. Это обыкновение предосудительно в том отношении, что не имеет характера ни религиозного, ни бла-готворительного, так как в сих трапезах бывает невоздержное угощение явствами и вином, а уча-стниками исключительно бывают сродники и соседи, нищие же и бедные люди не приглашаются.

ПРИЧТ.

По штату причт при сей церкви положен двухклирный, состоящий из настоятеля – протоие-рея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Ныне настоятелем – протоиерей Феодор Смолич, студент семинарии, священствует с 1854г. в сане протоиерея с 1875г. Имеет наперстный крест. Причт, протоиерей священник, диакон и два псаломщика.

Священник Иосиф Яхимович, студент семинарии, священствует с 1875г.

ВЛАДЕНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЦЕРКВИ И ПРИЧТУ.

Церковной земли в пользовании причта находится следующее количество: пахотной 39 дес., сенокосной до 26 моргов, а усадебной не имеется; пахотная земля находится в одном отрубе, а се-нокосная в 5 урочищах; плана и межевых книг на сию землю нет. Домов для протоиерея, священ-ника и дьякона не имеется; а для двух псаломщиков и просфирни есть два церковных домика на городском плаце, вблизи церкви, и при них сарай и подвал. Относительно возведения необходи-мых помещений для членов причта ничего не предпринимается ни прихожанами, ни комиссиею, осматривающею помещения сельских причтов; в этом отношении причт Бобруйского собора оста-ется совершенно необеспеченным.

ЦЕРКОВНЫЕ И ПРИХОДСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

В приходе имеется одноклассное приходское училище и при нем женская смена. Грамотных между прихожанами мещанского сословия можно считать до 20%, а между крестьянами – 5%. В городе имеется классическая прогимназия».

В 1892 году на средства, отпущенные из казны, а также на церковные пожертвования был за-ложен в центре города новый каменный Николаевский Собор, который был построен за 2 года и освящен в 1894г.

приходу собора в конце ХIХ в. принадлежало 11 деревень в окрестностях Бобруйска и сам город. В 1902г. всех прихожан было 3312 м. и 3354 ж. При соборе имелось церковной земли: 2 дес. 369 кв. саж. огородной, 37 дес. 60 кв. саж. пахотной и 33 дес. 1865 кв. саж. сенокосной.

Причт протоиерей, священник, диакон, два псаломщика. Для помещения причта церковных домов в это время не было.

К собору принадлежали следующие приписные и кладбищенская в г. Бобруйске церкви: Со-фийская на городском кладбище, деревянная, построена в 1829г.; Свято-Николаевская на хуторе Луки, деревянная, построена в 1826г.; Свято-Духовская на Березинском форштадте, деревянная, построена в 1901 г. из бывшего в Бобруйске старого Свято-Николаевского соборного храма с до-бавлением нового материала.

Кроме того, как в бывшей крепости, так и в городе имелось 7 церквей военного ведомства: Александро-Невский каменный собор в крепости; Предтеченская малая деревянная церковь, назы-ваемая подворьем крепостного собора, на Минском форштадте; Николаевская домовая церковь при тюрьме в крепости; домовая церковь в крепости в военной больнице; принадлежащая к ней домовая же малая деревянная церковь при летнем госпитале возле Березинского форштадта; малая военная полковая церковь на военном поле Березинского форштадта.

В приходе Свято — Никольского собора в конце ХIХ в имелись церковно — приходские шко-лы; одноклассная Бобруйская соборная, Березинская мужская, Березинская женская (обе на Бере-зинском форштадте ), Луковская (на хуторе Луки женская воскресная ).

К началу ХХ в. в Бобруйске было 38376 чел. 8 тыс. коренного православного населения.

В городе 11 церквей (4 в крепости) и один Николаевский собор с приделом в честь Рождества

Пресвятой Богородицы. Земли 2 дес. 368 кв. соток огородной, 37 дес. 60 сот пахотной, 33 дес.

1865 соток сенокосной.

Во время Великой Отечественной войны Свято-Николаевский собор оставался действующим; на территории, прилегающей к зданию храма немецко-фашитскими захватчиками было устроено кладбище по захоронению погибших солдат.

Собор был закрыт в середине 60 – х годов (1964г.). Все культовые предметы были отданы об-щине, а само здание было переделано в плавательный бассейн. Община перешла в Николо-Софийскую церковь. К Николаевскому Собору принадлежали церкви:

1.Свято-Георгиевская в деревне Думоновщина.

2.Свято-Николаевская на хуторе Луки, построенная в 1826г.

3.Сафийская, построенная в 1829г.

4.Свято-Духовская, построенная в 1901г. из Свято-Николаевского собора.

5.Часовня в деревне Ясны Лес.

С 2003 г. в здании собора вновь зазвучала молитва. Для Православной Церкви властями горо-да Бобруйска было отдано помещение бывшей «пономарки» слева от Алтаря, где совершались бо-гослужения, церковные таинства.

1 августа 2003 года в собственность РПЦ было передано всё здание Свято-Николаевского ка-федрального собора. Начались восстановительные работы по воссозданию храма в прежнем обли-ке.

Использованная литература:

А. М. Ненадавец Летапiс горада на Бярэзiне. (1387 — 1917). Минск. «Вышэйшая школа», 1998г.;

Таинство Крещения: Собеседование-пятница 18.00 Крещение-суббота, воскресение 8.00

18.03.2021. Храм Святого Духа в Бобруйске на ул. Клубной.

В 1901 году был освящен один из старейших православных храмов Бобруйска – Свято-Духов, на ул. Клубной, 27 (Форштадт). Настоятели и прихожане вспоминают факты, известные и не очень, рассказывают, чем приход живет сегодня.

«Церковь теплая – с тремя печами…»

Примерно в 1898-1899 году на Березинский Форштадт были перенесены хорошо сохранившиеся части старого деревянного храма Святителя Николая, построенного в Бобруйске в 1835 году – с этого момента и начинается история храма Святого Духа.

Вот как выглядела церковь, согласно сохранившихся записей, в 1879 году: «Внешний ея вид, в основании и стенах, представляет форму продолговатого креста, с одною колокольною башнею во фронтонной части и одним открытым куполом на средней части храма; входных дверей трое, окна устроены в один ярус и запираются изнутри деревянными ставнями; крыша железная… Средняя часть храма устроена со сводообразным потолком, утверждающимся на 6 деревянных столбах, а в алтаре, передней части храма и притворе настланы потолки из досок; пол деревянный; солея возвышена на 4 вершка; клиросы устроены на солее; церковь теплая – с тремя печами…».

Внутреннее убранство храма Святого Духа, предположительно, периода до 1929 г., до первого закрытия храма. Фото было в письме 1996 г., адресованном первому настоятелю отцу Александру Полуянову от бывшей прихожанки Натальи Петуховой, которая переехала в Уссурийский край. Фото из архива храма

К 1901 году прихожане, в том числе купец Адам Александрович, доработали здание храма, и он был освящен в честь Святого Духа. Деревянное строение размещалось на каменном фундаменте, рядом – одноглавая колокольня. Тогда же построена и церковно-приходская школа – мужская и женская. Располагалась школа напротив храма, при ней имелось 846 квадратных сажен земли, но в настоящее время от нее осталась лишь дорожка в зарослях сирени. Первые годы в храме служили священники из Николаевского собора Симеон и Михаил, они же были законоучителями в школе, в этом им помогали двое помощников. Спустя почти десятилетие при Свято-Духовской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Священником назначен клирик Минского женского Спасо-Преображенского монастыря Феодор Козловский. Согласно источникам, в 1913 году храм посещало 1 464 мужчины и 1 483 женщины. С 1917 года настоятелем храма был священник Николай Соколов, благочинный Бобруйского округа. Свято-Духов храм действовал на Березинском Форштадте до 1929 года, затем был закрыт.

На фото 1911 года – хор храма Святого Духа, в центре – священник Феодор Козловский. На обратной стороне снимка записаны фамилии участников хора: Иван Ломако, Григорий Хоняк, Екатерина Батюня, Матвей Хилькевич, Мария Хилькевич, Вера Маслова, Лида Маслова, Татьяна Макович и др. Фото из архива храма

Клуб – храм – и снова клуб…

В 1930-м в здании открыли поселковый клуб им. М. Горького. В начале войны, во время оккупации, здание находилось уже в полуразрушенном состоянии, внутри была свалка мусора. Встречается упоминание, что на восстановление храма тогда затрачено свыше 200 тысяч рублей. Настоятелем храма в это время является протоиерей Владимир Лелявский. Из списков репрессированных «Мемориал» известно, что он родился в 1889 году в селе Острогляды Брагинского района, имел среднее образование. До начала служения в Бобруйске проживал в местечке Греск в Минской области. С 1925 года служил священником, в 1933-м репрессирован как член антисоветской группы и приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, реабилитирован в 1989 году.

Богослужения в церкви возобновились в марте 1942 года, а в 1949-м настоятель получил извещение о принятии Бобруйским исполкомом горсовета депутатов трудящихся решения о возобновлении деятельности клуба в здании церкви. Прихожане пытались бороться: писали в горсовет, Совет министров БССР и в Москву, отправляли телеграммы патриарху Алексию I. Такая нежелательная активность привела к тому, что в декабре 1949 года уполномоченный по делам религии БССР Г. Семенов потребовал принять меры. Храм был опечатан, утварь и иконы вывезены спустя несколько месяцев, а приход со всем имуществом присоединился к Свято-Никольскому собору. С 1950 года в здании церкви снова разместился клуб им. Максима Горького, а в 1956-м – кинотеатр «Луч». Старожилы вспоминают, что у входа в клуб, там, где сейчас находятся крест и беседка с купелью, стоял памятник Ленину. Когда храм в 1993 году вернули верующим, в одну из ночей памятник вывезли с территории – такая вот «декоммунизация», по словам настоятеля.

На месте церковного притвора располагались вход в кинозал и касса. Отец Павел рассказывает о любопытной беседе с мужчиной, который при встрече с ним начал интересоваться, а на месте ли еще храмовые колонны. Получив положительный ответ, он с ностальгией рассказал о ярком воспоминании детства: в это здание еще ребенком бобруйчанин ходил смотреть мультфильмы, а когда его что-то пугало, прятался за колонну.

18.03.2021. Храм Святого Духа в Бобруйске. Настоятель отец Павел держит икону Сретения Господня с иконостаса дореволюционного периода. Возможно, она была передана храму кем-то из прихожан.

18.03.2021. Храм Святого Духа в Бобруйске. Старинная икона.

Первый концерт регента хора, Галины Федоровны Погоржельской, в качестве музыкального работника также состоялся именно в этом клубе.

Нить между прошлым и настоящим

В 1993 году здание вновь вернули верующим. Храм был освящен Архиепископом Могилевским и Мстиславским Максимом 14 октября 1995 года. Первым настоятелем назначен иерей Александр (Полуянов), службы также совершал иерей Евгений (Вишняков). В проведении работ по благоустройству храма на разных этапах финансово и организационно помогали Александр Боровский, Владимир Таранов, Максим Субботкин, Альвиан Рыжков, Руслан Волков, коллективы «Белшины», «ФанДОКа» и других предприятий и частных фирм. В 1999 году на территории построены часовня и воскресная школа, первым преподавателем которой стала Клавдия Щербич. С 2003 по 2017 годы настоятелем храма являлся иерей Александр (Лавицкий).

Вспоминает протоиерей Александр Лавицкий, настоятель храма в 2003-2017 годы, ныне клирик женского монастыря святых Жен-Мироносиц г. Бобруйска:

– Вся моя служба связана с отцом Александром (Полуяновым), я очень ему благодарен. Пришел в храм как обычный прихожанин, батюшка меня заметил, благословил заходить в алтарь, а впоследствии представил Владыке, который в дальнейшем дал благословение на мое рукоположение. Отец Александр был очень благостным человеком и не побоялся взяться за восстановление храма, сам пошел в исполком, нашел нужные слова, создал приход…

Богослужение в Свято-Духовом храме проводит отец Александр (Лавицкий). Фото из архива храма

…Особенность этого храма в том, что он не городской, а скорее, деревенский. Мы всегда жили своей небольшой семьей, дружно: делили скорби и радости. Большим событием был каждый новый этап благоустройства. Очень благодарен нашим благотворителям, скромным и щедрым людям. Особенным источником радости стала для нас воскресная школа: если сперва в ней было несколько ребят, то в какой-то момент на утренник пришло 70 человек. Все дети росли на наших глазах, радовали достижениями.

Особой честью для нас всегда было то, что наш храм – буквально часть Никольского собора. Но самое главное в храме – это, конечно, прихожане: очень хорошие, любвеобильные и преданные. Низкий поклон и огромное спасибо им всем. Они – моя семья. И, как всегда в семье, дорог каждый. Нельзя выделить кого-то особо. Лишь отмечу со скорбью нашу большую потерю – Игоря Александровича Гордеенко. Он был очень предан храму, вел сайт, фотографировал, преподавал в воскресной школе, делал очень много, а сам скромно оставался в тени…

Колокола храма Святого Духа. Фото из архива храма

В первый год его служения у храма появились новые купола с «золотыми» крестами, а годом позже – новая крыша и мощеные дорожки. При храме на тот момент действовали библиотека, воскресная школа, причтовый дом. В 2009 году храм обзавелся «звонкими иконами» – колоколами, которые были подарены братьями Александром и Владимиром Преснецовыми, и звон которых сейчас слышен даже в Авиагородке. Спустя год мастерами Санкт-Петербуржской иконописной школы были написаны лики святых, украсившие новый иконостас.

18.03.2021. Храм Святого Духа в Бобруйске. Иконостас.

В 2011 году приходу было передано здание бывшей библиотеки имени Гоголя, которое на тот момент требовало масштабного ремонта. Настоятель вспоминает, что эта пристройка появилась примерно в 60-70-е годы, увеличив общую площадь здания на 300 квадратных метров. В настоящий момент часть пристройки отремонтирована и является действующей – здесь разместился духовно-просветительский центр. Рядом с храмом невозможно не заметить и растущий на церковном дворе огромный дуб – по мнению специалистов, ему более ста лет: он, по словам отца Павла, фактически является ровесником храма и свидетелем всех перипетий его истории.

18.03.2021. Бобруйск. Храм Святого Духа. Приходской дом.

Приходской дом, который находится напротив церкви, по словам настоятеля, приобрела после войны, в 1946 году, община верующих Русской православной церкви Березинского Форштадта. Когда в 1950 году храм закрыли, священники продолжали там жить и, предположительно, даже крестили и служили литургии весь «советский» период.

Антиминс – освященный архиереем четырехугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия. Без этого разрешения служить запрещено.

Примерно до 2015 года там проживала матушка Мария, жена священника Феодора (Ненартовича), который служил в соборе и был известен своей образованностью. После ее смерти при уборке дома было найдено множество интересных вещей. С этим связана загадочная история: при очередном посещении дома прямо на кровати, где прежде ничего не лежало, оказался бережно расправленный антиминс – одна из главных святынь любого храма – для храма Рождества Пресвятой Богородицы города, подписанный митрополитом Питиримом. Такого храма в Бобруйске официально не было никогда. Святыня была передана в епархию.

18.03.2021. Бобруйск. Храм Святого Духа. Дореволюционные книги из личной библиотеки отца Феодора (Ненартовича), переданные храмовой библиотеке. Священник служил в соборе и был известен своей образованностью.

Вспоминают прихожане

Тамара Ивановна Умецкая:

– Я более двадцати лет украшала храм. Все делали сами: цветы собирали и выращивали. Особенно красиво было у нас на панихиду: свечи сияют, все на столе аккуратненько – конфетка к конфетке, хлебушек к хлебушку. А на Рождество, помню, всегда вертепом занималась: пекла штук восемь овечек, ангелочков усаживала, лампочками украшала. На праздники во дворе столы с угощениями ставили. Община всегда дружная была, например, когда печи делали, люди выстроились в цепочку и так кирпичи передавали. Многих хочется упомянуть, все душу вкладывали, а особенно отец Александр. Сейчас очень меня радует, что детки в воскресную школу ходят, и так у них там все хорошо устроено.

От автора: упоминает Тамара Ивановна и период, когда храм был клубом, говорит, сама туда на танцы ходила. А в детстве с бабушкой – в церковь, и стояла всегда возле одной и той же колонны, так, по ее словам, до сих пор на этом же месте и становится. Еще вспоминает, как ходили по домам и собирали деньги на восстановление храма, и историю периода стройки: мол, рассказывали, что работники, которые красили стены, краску украли, а потом утонули.

18.03.2021. Бобруйск. Картина, подаренная Александром Боровским, на стене в новом здании просветительского центра, на ней изображен Свято-Духов храм вскоре после открытия в середине 90-х.

Первая староста храма Вера Александровна Сорока пришла жить на Форштадт в 60-е, успела походить в клуб на кино, а потом попала в больницу и зареклась это делать. Говорит, обещание сдержала, порог переступила только, когда здание передавали церкви:

– Когда батюшка (отец Александр Полуянов) стал добиваться открытия храма, некоторые были против, например, ходил слух, что там собирались прачечную открыть. Ходили мы по домам, собирали подписи. А потом как-то ехали летом в Могилев в монастырь, и батюшка сказал прихватить с собой документы да зайти в исполком. Расписалась я, бумаги забрала и привезла ему в Георгиевский храм, он там тогда служил, а потом присматривала за зданием: боялись вандалов – чтобы чего не поломали. Осенью уже смогли въехать. Помню, принесла я мисок, насыпали в них песка, свечи поставили, и отец Александр молебен отслужил. Просили переноску в библиотеке подключить, чтобы на клиросе читать можно было. Все помогали, кто чем мог: Печенка Миша, Георгий, Володя Сорока, Рая, Любочка – всех разве назовешь?!

Вера Александровна признается, что сначала было непросто, но, по ее словам, когда подключились благотворители, стало гораздо легче. Знакомые художники иконы писали, например, большую икону Спасителя над вратами – Тамара Андреева, и прихожане свои приносили. Староста вспоминает, как однажды обходила храм и увидела икону Казанской Божьей Матери и веточку сирени. Она до сих пор благодарна всем, кто помогал. Говорит, людей столько в храм приходило, «до Полесской стояли».

18.03.2021. Бобруйск. Старая аллея из кустов сирени возле Храма Святого Духа на улице Клубной когда-то вела к церковно-приходской школе

Мария Романовна Сорока:

– Мы давно здесь живем, еще помню рядом с церковью здание старой вечерней школы, где, вроде бы, ДОСААФ был, его снесли потом. Мой муж Владимир и сыновья помогали храм открывать: убирали ряды стульев от кинозала, вскрывали полы, делали каркас для алтаря. Ничего же не было. Помню, когда первый молебен отец Александр служил, повесили простыню, а на нее – иконки. Людей много было: приезжали и с лесокомбината, и с хутора. Все, кто тогда приходил в церковь, очень ей преданы были, истосковались по храму.

18.03.2021. Бобруйск. Храм Святого Духа: вид внутри.

Храм сегодня и завтра

С 2017 года по настоящее время настоятелем храма является иерей Павел Лукин. Клирики – иерей Владимир Леонович, иерей Антоний Ходасевич. В настоящее время в храме еженедельно служат три литургии, налаживают молитвенную жизнь, занимаются культурно-просветительской работой: по запросу организуют факультативные занятия в школе, проводят библейские беседы, хоровые уроки, занятия рисованием и театральным мастерством, спортивные мероприятия, молодежные встречи. Члены общины совершают паломнические поездки по храмам Беларуси. Епархиальное послушание отца Павла – работа с молодежью, есть соответствующая группа в соцсети. С 2016 года в храме действует сестричество в честь Святой мученицы Татианы, которое оказывает помощь больным и людям преклонного возраста, в том числе в отделении сестринского ухода в «морзоновке», в интернате в Вишневке. Началось оно стараниями первой старшей сестры Тамары Григорьевны Андреевой, в память о которой в 2018 году была переименована приходская футбольная команда, в подготовке которой принимали участие Виктор Хоняк и Валерий Алексеев.

18.03.2021. Бобруйск. Храм Святого Духа.

В ближайших планах, по словам настоятеля – организация Дома паломника и окончание ремонта в пристройке. Есть инициатива создания Центра трезвения – группы по работе с алко- и наркозависимыми людьми.

Накануне нового десятилетия в истории храма отец Павел, высказывает свои надежды:

– Хочется, чтобы наши люди находили в себе то прекрасное, что позволило бы им в любых житейских обстоятельствах вести себя достойно, преодолевать сложности, оставаться людьми. Бобруйчане ценят «свое» – место, где живут, родных и близких, своих предков. Многие знают историю своего рода, и хочется, чтобы храм был частью этой истории, духовной и культурной отдушиной. И созидание каждому нужно начать с себя. Тогда наш город будет поистине прекрасным.

18.03.2021. Бобруйск. Храм Святого Духа.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала иерею Павлу Лукину и старшему научному сотруднику Бобруйского краеведческого музея Инне Овсейчик.

*******************************************************

Смотрите видео ВБ: «Я не верю в коронавирус. Считаю, это все игры престолов». Поспрашивали на улицу, будут ли бобруйчане прививаться от «короны»

Бобруйский Николо-Софийский храм, 6 января 2008. Фотография Дмитрия Красова с сайта sobory.ru

Бобруйский Николо-Софийский храм, 6 января 2008. Фотография Дмитрия Красова с сайта sobory.ru

Бобруйский храм в честь святителя Николая Чудотворца и мученицы Софии (Бобруйская епархия)

  • Престолы: свт. Николая Мирликийского и мц. Софии
  • Адрес: Белоруссия, 213828, Могилевская обл., г. Бобруйск, ул. Шмидта, 30
  • Телефон: (+375 225) 49-19-30
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В 1829 году на городском кладбище, по особому ходатайству полковника Розенмарка и на его средства строится храм в честь святой мученицы Софии.

К началу 1930-х годов в городе остались лишь два православных храма: Николаевский собор и Софийская церковь. С середины 1960-х годов Софийская церковь остается единственным храмом в городе. В 1967 году храм сгорел.

Остатки церковной утвари из Николаевского собора и Софийского храма переносятся в переоборудованный для богослужебных целей частный дом на улице Шмидта, который со временем перестраивается и освящается как Николо-Софийский храм.

В сентябре 2007 года при храме был открыт духовно-просветительский центр св. преподобномученицы Елисаветы.

С 20 декабря 2007 года при храме действует вероучительный лекторий.

Работает православная библиотека. Создана редакционно-издательская группа, которая занимается освещением событий епархиальной и приходской жизни. По воскресеным дням работает православный видеозал, где можно посмотреть художественные и документальные фильмы нравственного содержания.

Настоятели

  • Алексий Коноплев (? — июнь 2009) прот.
  • Димитрий Баркарь (упом. с 2014) свящ.

Использованные материалы

  • Статья «Религия и национально-культурные объединения» на сайте Бобруйского портала
  • Страница Народного каталога православной архитектуры: