Святого Спиридона

Корфу (по-гречески «Керкира») — крупнейший из островов Ионического моря. Это приятный, плодородный край. Северная часть острова гористая, а к югу под уклон простираются поля и сады. Изначально остров был заселен эритрийцами, потом стал коринфской колонией, а в 229 году до Рождества Христова был захвачен римлянами. Первыми из христианских миссионеров сюда пришли святые апостолы Иассон и Сосипатр, двое из числа семидесяти, посланных Господом на проповедь Евангелия. По некоторым источникам, они прибыли на Корфу в 37 году. Если это так, то из всех областей современной Греции, Корфу принял Христианство первым.

Из-за близости острова к Италии и Албании, на Корфу часто менялись хозяева: готы, ломбардийцы, сарацины, норманны… В 1204 году остров был присоединен к греческой провинции Эпир, но спустя пятьдесят лет снова оказался в руках сицилийцев. Десятилетием позже островом завладели неаполитанцы, а с 1401 по 1797 год им правили венецианцы. В 1797 году Корфу оказался под французским протекторатом; через несколько лет французов вытеснил объединенный русско-турецкий флот, но они потребовали вернуть им Корфу как часть Наполеоновской империи. После поражения Наполеона он попал под протекторат Британии. Греки никогда не захватывали Корфу, англичане просто уступили им его в 1864 году.

В наши дни Корфу хорошо известен православным христианам как место упокоения мощей покровителя острова святителяСпиридона Тримифунтского, кипрского епископа четвертого века, святой Императрицы Константинопольской Феодоры, запретившей иконоборчество, и святых Иассона и Сосипатра, двоих из числа семидесяти апостолов Господа, посланных Им на проповедь Евангелия.

Со Спиридонами, или — по-простому — со Спиросами, на Корфу (Керкире) вы будете сталкиваться постоянно, по нескольку раз на день, начиная с момента прилета. Таксист или водитель автобуса обязательно окажется Спиросом, симпатичная деревенская таверна, где вам захочется пообедать, почти наверняка будет называться «У Спироса». И владельца магазинчика напротив вашего отеля тоже наверняка будут звать Спиридоном. То, что святой Спиридон Тримифунтский — покровитель острова, для корфиотов не пустые слова из путеводителя: здесь, и правда, каким-то необъяснимым образом ощущается его незримое присутствие, его непосредственное участие в жизни островитян. Предание гласит, что святой каждый день обходит свои владения, проверяя, кому нужна его помощь и его молитвы. Иначе чем объяснить тот факт, что сапожки и одежда, в которые облачены его мощи, действительно изнашиваются и их приходится менять каждые полгода? Изношенные сапожки разрезают на кусочки и раздают верующим.

Церковь, где хранятся мощи святителя, находится в историческом центре столицы Корфу — Керкире. В лабиринте узких улочек легко заплутать, но высокую башню колокольни с красным куполом видно здесь почти отовсюду. Да и любой местный житель с радостью укажет вам дорогу к «Агиос Спиридонос». У церкви два выхода-входа: с северной и восточной стороны. Северные ворота выходят на одну из самых туристических улиц старого города — здесь настоящая суета сует, сувенирные лавки лепятся одна к другой, по узкому проходу течет сплошной поток туристов. Перед воротами на улице стоят большие подсвечники с песком, куда паломники ставят свечи. Они продаются внутри храма. Есть и маленькие, и гигантские, почти с человеческий рост, но ценников нет — размер пожертвования на ваше усмотрение.

Мощи святого покоятся в роскошной серебряной раке в маленьком приделе справа от алтаря. Над ракой на цепочках висит множество серебряных и золотых даров и лампадок — это благодарности от тех, кому помог святитель. Люди идут к мощам непрерывно — западные туристы с опаской и нерешительностью на лицах, паломники — с благоговением, поклонившись и приложившись к раке. Кто-то стоит на коленях в стороне и молится. Очереди бывают лишь в часы, когда раку открывают — это происходит утром, во время молебна после литургии (примерно в 9-10 часов) и иногда вечером, в 17 часов. Кроме того, открывают мощи и во внеурочное время для православных паломников. Правда, бывает, что ключ в замке раки не поворачивается, Считается, что в это время святой обходит остров, и нужно подождать, пока он вернется. Некоторые православные паломники из России остаются в приделе подольше, чтобы пропеть акафист святому — это не возбраняется, место там есть, справа от входа.

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, жил в конце III — первой половине IV века на Кипре, в городе Тримифунте, и преставился около 348 года. С тех пор его мощи остаются полностью нетленными, сохраняя вес взрослого мужчины и температуру человеческого тела в 36,6 градуса. После 691 года мощи святого хранились в Константинополе, но, когда в 1453 году город захватили турки, греческие священники спасли их, и вскоре они оказались на Корфу, где и покоятся с тех самых пор.

Четыре раза в год мощи выносят для крестного хода — литании. В Вербное воскресенье — в память об избавлении Корфу молитвами Спиридона от страшной эпидемии чумы в 1630 году; в Великую субботу — в память об избавлении острова от страшного голода в XVI веке; 11 августа — в память о спасении острова от турок, осадивших его в 1716 году (тогда Спиридон явился перед захватчиками с мечом, и они в панике бежали, сняв осаду); и в первое воскресенье ноября — в честь еще одного избавления от чумы молитвами Спиридона. Шествие каждый раз поистине грандиозное: с хоругвями, фонарями, огромными свечами диаметром в 15 см, духовыми оркестрами и хором. В нем принимают участие архиереи, священнослужители, градоначальники, тысячи паломников и жителей острова. Над городом звенят колокола, льются песнопения, улицы украшены флагами и цветами, атмосфера восторженная и праздничная: шествует всеми обожаемый епископ. Святого несут вертикально, в специальном ковчежце со стеклянным окошком, через которое видны его голова и плечи. Некоторые верующие бросаются плашмя на дорогу, чтобы ковчежец пронесли над ними — считается, что это наделяет особой благодатью. Широко празднуют на острове и день, когда святой отошел ко Господу, — 12 (25) декабря. Накануне, с навечерия раку с мощами выносят на амвон и оставляют там для поклонения до вечерни 13 (26) декабря.

При жизни Святитель Спиридон был чистосердечным, праведным, щедрым и гостеприимным человеком, трудился в своем деревенском хозяйстве и помогал всем нуждающимся. Он пользовался такой любовью и уважением среди местных жителей, что те избрали его епископом. Спиридон прославил Господа чудесами еще при жизни: спасал от нищеты бедных, исцелял и воскрешал из мертвых, обращал к вере заблудших. В 325 году он участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее и помог сокрушить ересь Ария, сравнив единство Святой Троицы с тем, как едины глина, вода и огонь в плинфе (кирпиче). Каким он был при жизни земной, таким и остался, отойдя ко Господу, — любой простой смертный может прийти к нему со своими горестями о детях и близких и повседневными заботами о хлебе насущном. Для корфиотов это родной святой старец, который всегда рядом, к которому можно зайти и поговорить, пожаловаться, помолиться по дороге на работу, в школу, вечером, возвращаясь домой. Двери его церкви всегда открыты — в отличие от других храмов на Корфу, которые открываются только перед началом богослужения. Если вы почувствуете сердцем присутствие святого Спиридона, будете искренне молиться ему — увидите, Корфу и для вас станет родным, и вы будете возвращаться сюда неоднократно — в гости к милостивому святому.

Как стать трудником на Корфу

В горной деревушке Сгурадес (Sgourades) есть полузаброшенный монастырь святой Параскевы. Здесь уже много лет подвизаются две русские монахини во главе с матушкой Фотинией (Маршал). Своими силами восстанавливают разрушенные здания, ведут хозяйство, возделывают рощу в 800 олив. Монахини всегда рады помощи деньгами, продуктами, а также трудникам. Но принять могут только женщин, для расселения мужчин в монастыре возможности нет. Им придется снять комнату в близлежащем поселке. Сначала нужно договориться с матушкой Фотинией по эл. почте: gerondissafotini@yahoo.com — или по телефону: +30 26630 92207 .

Литургия в деревенском храме

Где бы вы ни остановились на Корфу, постарайтесь в воскресенье побывать на литургии в одной из деревенских церквушек. У вас останутся незабываемые впечатления. Здесь все бедно и просто, но чистосердечно, а от того необычайно душевно. Старушки и старички часто надевают традиционные крестьянские костюмы, в хоре проникновенно поют несколько старичков, службу ведет один деревенский священник в старенькой, выгоревшей на солнце рясе, а местные жители ему помогают. Ближе к причастию подтянутся несколько мамочек с младенцами. Начало всегда в 8.00, но перед литургией всегда служат утреню и часы. Найдите в интернете греческий перевод основных богослужебных фраз, и вам будет легко следить за ходом литургии

Источник: Молитва.gr

В чем помогает святитель Спиридон? Почему многие так стремятся помолиться перед его мощами?

Многие жители города Керкира, где покоятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, каждый свой день начинают с того, что идут приложиться к святыне и помолиться древнему епископу. Они просят его о покровительстве и помощи в своих делах и с удовольствием рассказывают гостям острова о тех чудесах, которые происходили с ними при его участии.

При жизни святителя по его молитвам прекращалась засуха, исцелялись больные, происходили воскрешения умерших. О чудесных случаях выздоровления после обращения к Спиридону Тримифунтскому свидетельствуют и многие наши современники.

А еще многие рассказывают о том, как святитель Спиридон помогает в решении квартирного вопроса. Это необъяснимо, но множество раз подтверждено личным опытом. Люди молятся святому о том, чтобы найти крышу над головой, снять, получить, купить или продать жилье. И что интересно, многие рассказывают, что их проблемы разрешаются так, что «блатным» приходится подвинуться. Но на недоуменный вопрос: «Кто ваш высокий покровитель?», им остается ответить только: «Святитель Спиридон».

Принято считать, что святитель Спиридон помогает в решении финансовых проблем. Ведь при жизни он много благотворительствовал, раздавая, что имел, кому – безвозмездно, кому – в долг. При этом он не вел никаких подсчетов и не проверял, кто сколько взял и сколько вернул: нуждающимся он просто показывал вход в свою кладовую. И сейчас святитель Спиридон помогает не только обездоленным, но и всем, кто неожиданно оказался в сложной ситуации – иногда его даже называют «покровителем бизнесменов». Святому молятся о решении проблем с работой и о налаживании дел в бизнесе. И он оказывает помощь, если человек честен, не меркантилен и не жаден.

Святитель Спиридон был милостив и к тем, кто согрешает, если видел в них раскаяние. Так, однажды обнаружив у себя в хлеве воров, он отпустил их, благословив встать на путь исправления и подарив каждому по овце. Так и сейчас святого можно просить о наставлении оступившегося человека на путь истинный.

Многие говорят, что после молитвенного обращения к святителю Спиридону помощь от него приходит очень быстро. Он и при жизни тут же бросался на выручку, узнав о чьей-то беде. Так в житии святого описан такой случай. Его друг был несправедливо обвинен, брошен в темницу и ожидал смертного приговора. Святой поспешил в суд, чтобы свидетельствовать о невиновности друга, но по пути его ждала преграда – река разлилась и бушующая вода уничтожила переправу. Спиридон обратился к Господу с молитвой, и вода расступилась, позволив святому и его спутникам спокойно пройти на другой берег. Узнав о произошедшем, судья понял, что на подсудимом нет вины, и отпустил его. Современные христиане, помня об этом событии, также молятся Спиридону Тримифунтскому о восстановлении справедливости.

Нужно понимать, что святой Спиридон Тримифунтский помогает человеку в соответствии с Божьим замыслом, а не в соответствии только с личными желаниями просящего. Не поможет святой, если человек просит о лишнем или тем более вредном для себя и других.

Святителя Спиридона почитают как защитника христианства. Еще при жизни епископ имел благодать Божью вселять в сердца людей истинную веру. Он участвовал в I Вселенском Соборе и во время спора с арианами сжал в руке кирпич так, что из него вверх поднялся огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в ладони. Тем самым святой наглядно продемонстрировал учение о Единстве Святой Троице. И потому именно о Спиридоне Тримифунтском часто вспоминают верующие, когда им приходится вступать в споры с иноверцами и атеистами или молиться о тех, кто отдалился от Церкви.

Имея ли конкретную нужду, или просто желая получить поддержку в своих добрых начинаниях, любой человек может с верой и надеждой обратиться к Спиридону за помощью: «Святителю, отче Спиридоне, моли Бога о нас!»

Клейма следуют образцу итальянской манеры, что заметно главным образом по многоцветным пейзажам с голубым небом, по строениям и по ложу с балдахином. Характерны пестрый колорит и оживленные позы персонажей, а также мягкая моделировка личного письма и плавные драпировки. Общий фон иконы, на котором размещены клейма, создает золотое обрамление вокруг каждого из них; этот прием мы видим и на иконе «Святой Николай со сценами жития» работы Теодороса Пулакиса на Керкире. Тип подписи, выполненной красными уставными буквами внизу, также следует данному образцу.Святой Спиридон, уроженец Кипра, позже ставший святым-покровителем Керкиры, куда были перенесены его чудотворные мощи, на большом числе икон наделен чертами, подобными тем, что мы видим на настоящей иконе. Длинная седая борода и своеобразная вязаная скуфья отвечают описанию в Ерминии: «Святой Спиридон, старец с длинной раздвоенной бородой, со скуфьей» и «старец с бородой как тростник, с раздвоенной бородой». Чаще святой Спиридон представляется по пояс, среди тронных изображений святого одним из самых ранних является икона о. Парос работы критского художника второй половины XV в. Тронный святитель нашей иконы повторяет устоявшийся образец, известный по множеству поствизантийских икон. Начиная с XVI в. центральное изображение часто обрамляется житийными сценами. Одна из самых ранних работ с подобным обрамлением — икона Эммануила Тзанфурнариса 1595 г. в Греческом Институте в Венеции, послужившая образцом для иконы Теодороса Пулакиса в Музее Бенаки. Житийные клейма, выстроенные в виде двух вертикальных полос, обрамляют изображение святого Спиридона в рост на иконе Эммануила Тзанеса в Музее Коррер в Венеции, а тронный святитель с житийными сценами, расположенными подобно тому, как это сделано на публикуемой иконе, представлен на иконе с подписью Иоанниса Мосхоса из коллекции Ловердоса, находящейся в Византийском музее.Из восьми житийных сцен, описанных Дионисием Фурноаграфиотом, наша икона включает лишь две, первую и третью, если следовать описанию их иконографии в Ерминии: «Святой на коленях, руки и взор обращен к небу, а сверху и вокруг него тучи с дождем» (первая сцена) и «Дома и внутри дверей человек, протягивающий руку… и святой, стоящий вне дверей, дает ему золотую змею» (третья сцена). На иконе Эммануила Тзанфурнариса мы видим все сцены нашей иконы, но в существенно отличающейся иконографии, из чего следует, что Николаос Каллергис следовал иному образцу. Так же не совпадают с рассматриваемым памятником иконографические схемы сцен на упомянутых иконах Теодороса Пулакиса, Эмманиула Тзанеса и Иоанниса Мосхоса. Житийный цикл включает в себя изображение мощей святого, послужившее и отдельным иконографическим сюжетом, чрезвычайно часто встречающимся на более поздних иконах Керкиры, где культ чудотворных мощей складывается после 1532 г. и получает усиленное развитие после чудесного заступничества святого Спиридона, избавившего Керкиру от турецкой осады в 1716 г., и выпуска печатной службы святителю. Икона Теодороса Пулакиса на Патмосе представляет один из самых ранних и лучших образцов иконографии этого сюжета. Сцена Каллергиса по положению и декору раки, помещенной перед вышитой цветами завесой, схожа с иконой ионического искусства конца XVII в. из коллекции Косметатоса, при этом полнофигурные ангелы с горящими свечами, стоящие по бокам раки, на нашей, иконе перенесены на средник и фланкируют центральный образ святого.Сцены жития святителя Спиридона распространяются на иконах и медных гравюрах конца XVIII и в XIX в., но их иконография также существенно отличается от наблюдаемой на нашей иконе. Некоторое сходство можно видеть только в сцене чуда со змеей, например на иконе в Стемнице 1771 г. и на гравюре по меди XVIII в. из частной коллекции на Керкире, где святой стоит перед коленопреклоненной мужской фигурой, возможно, следуя описанию Дионисия.Как мы видим, житийный цикл рассматриваемой иконы не совпадает с циклами наиболее известных художников XVI и XVII вв., таких как Эммануил Тзанфурнарис, Эммануил Тзанес и Теодорос Пулакис. Образцом Николаосу Каллергису послужил неизвестный нам цикл житийных сцен западного происхождения.Манера письма Каллергиса чаще консервативная, особенно в иконах, следующих старейшим образцам, а в иконах миниатюрной работы он, как правило, ориентируется на западные прототипы. Работы Николаоса Каллергиса отличаются четкостью рисунка, изяществом цветовых решений и колоритными деталями, в первую очередь, во второстепенных сценах и житийных клеймах.Все эти признаки, наблюдаемые на иконе святого Спиридона, мы видим еще на одной работе Николаоса Каллергиса, изображающей святого Харалампия со сценами жития, 1728 г., в Музее Закинфа. Две иконы абсолютно схожи в представлении тронных святителей, а также в цветовых решениях и рисунке клейм, подобным образом размещенных на общем золотом фоне. Аналогичные черты графической манеры художника усматриваются и на иконе «Святой Николай со сценами жития», без подписи, находящейся на Кефалонии, а также на иконах «Благовещение» и «Введение во храм», которые я отношу к тому же циклу его работ миниатюрного характера. Настоящая икона, несущая дату 1744 г., принадлежит к числу последних датированных работ художника.