Святогорье монастырь

Свято-Успенская Святогорская лавра считается красой и гордостью Донецкой области. Место является фактически духовной крепостью и пристанищем сотни тысяч богомольцев. Монастырь расположен на возвышенности, меловой горе, правом берегу Северского Донца. Кроме наземных объектов, внимание туристов, посетителей комплекса, привлекают пещеры. Особенностью лавры являются хранящиеся тут мощи преподобного насельника Иоанна Святогорского. Многие прибывают сюда с целью насладиться открывающимися красотами и пейзажами.

Описание Свято-Успенской Святогорской лавры

Впервые о меловых горах стало известно из записей австрийского дипломатического служащего – Сигизмунда фон Герберштейна. Официально обитель была документирована грамотой М.Ф.Романова, датированной 1624 годом. В ней приведена информация о ежегодном отчислении денег на содержание уникального православного центра. Некоторое время лавра была оборонным оплотом района, ввиду чего здесь дислоцировались до 18 века военные формирования. Оборонную способность святыни повышали высокие стены, мощнейшие сооружения, пещерные ходы и выгодное расположение выше русла реки.

Уже к концу 1680-1690 годов монастырь обрел популярность у православных верующих, прихожан, паломников, в связи, с чем на подоле была возведена новая Петропавловская церковь из дерева. Постоянно усиливающееся влияние церкви на население подтолкнуло Екатерину II провести секуляризацию ценных вещей, финансов лавры, в том числе ревизию земель. Через 3 года новым владельцем монастырских угодий стал приближенный императрицы – Г.А.Потемкин. Фактически он превратил обитель в собственную резиденцию.

Позже в пойме реки были организованы купальни, бани, почему комплекс получил неофициальное название «Банное». Лавра несколько раз переходила по наследству из одних светских рук, в другие руки. К 1844 году святое место было возвращено православным последователям. Уже в 19 веке сюда начали возвращаться иноки. В это время стали проводится масштабные работы по реконструкции каменных и деревянных сооружений. С каждым годом количество верующих людей увеличивалось.

Небывалый подъем был приостановлен после прихода советской власти. Начиная с 1922 года, лавра стала использоваться как база отдыха и мог принять до 2900 отдыхающих. К сожалению, были разрушены Преображенская, Всехсвятская и Петропавловская церковь. Рождественскую церковь переоборудовали под столовую, а в Успенском соборе стали крутить пропагандистские фильмы. Соответствующие процессы были приостановлены во время второй Мировой войны.

Начиная с 1964 года «Банное» получило статус города. Отныне его стали именовать как Славяногорск. Еще некоторое время лавра использовалась как туристическая база. Прием иноков и верующих людей возобновился только в 1992 году. В это же время встал «на ноги» и мужской монастырь. Через 11 лет населенный пункт был переименован в Святогорск. С 2004 года появился статус лавры.

Чем заняться?

Первое, на что стоит посмотреть – статую Богородицы, которая была изготовлена отечественным специалистом Н.Г.Шматько. В качестве материала использовался уральский мрамор, общий вес заготовок из которого превысил 40 000 килограмм. В том виде, в котором запечатлел статую скульптор, на свет вышла Богородица, поставившая под сомнение свою способность властвовать и управлять святыней.

Обязательно стоит посетить трехглавую церковь святого Николая. Необходимо обратить внимание то, что она в буквальном смысле выполнена в меловой породе. Изюминкой лавры является Успенский собор, который ранее изготовлен из дерева, ныне – камня. Соответствующий проект в русско — византийском направлении был выполнен Алексеем Максимовичем Горностаевым.

Не менее интересным объектом является часовня Андрея Первозванного. В настоящее время она представляет собою небольшую беседку, ограниченную крышей в виде шатра, где проводятся молебны и богослужения. С этого места открываются роскошные виды на подол, холмы и долину. С задней части рекомендуется посмотреть на останки пещер, церкви Антонио и Феодосия. Объект был заброшен в 18 столетии и до сих пор не нашел к себе должного внимания со стороны служителей лавры.

Настоящим бриллиантов района является Покровская церковь с действующей колокольней. Ее красота обусловлена наличием накладных колонн, синего купола. Интересно, что спроектировал объект известный специалист К.А.Тон, занимавшийся Кремлевским дворцом. Настоящим чудом считается услышать звон колоколов церкви, который стремительно разносится по всему району, в радиусе свыше десятков километров.

Не стоит отказывать себе в удовольствии от посещения дома настоятеля монастыря, выполненного в два этажа и имеющегося периметр в форме прямоугольника. Красивый южный фасад направлен на реку Донец. Самой же главной достопримечательностью лавры является пещерный комплекс, протяженность ходов которого более 800 метров. К великому сожалению, некоторые маршруты не сохранились до наших дней.

Как доехать

Свято-Успенская Святогорская лавра расположена в городе Святогорск, Донецкой области. Находится она всего в 10 километрах от автомобильной дороги международного значения Киев — Ростов, в непосредственной близости к городу Славянск и Изюм. Доехать до лавры можно на поезде, до станции Святогорск, после чего понадобится пересесть на городской автобус. Жителям с других областей рекомендуется приобретать билеты до Славянска, откуда уже добираться на электричке или автобусами с автовокзала. Альтернативным вариантом является станция Купянск. Если двигаться на автомобиле с Киева, желательно выбрать направление на Полтаву-Харьков-Славянск-Ростов-на-Дону, с поворотом на дорогу М03, Т05 21. В пути придется провести около 8-10 часов.

Итог

Святогорская лавра является настоящей жемчужиной востока Украины. Посетителям в одном месте становятся доступными десятки интересных исторических достопримечательностей, после посещения которых чувствуется прилив жизненных сил и энергии. Необходимо отметить, что в лавре имеется собственная чудотворная икона Божьей Матери. Место позволит забыться о повседневных проблемах, отвлечься от обыденной суеты и попросить «Всевышнего» о свершении своих самых сокровенных желаний.

«Лента.ру» продолжает серию репортажей с Украины. Чтобы понять, чем живет сегодня страна и что беспокоит украинцев, мы попросили журналиста Игоря Ротаря поделиться впечатлениями от его поездки по украинским регионам. В предыдущем материале мы рассказали о том, как живут деревни Донбасса, оказавшиеся на линии фронта. В этот раз наш корреспондент под видом паломника посетил православный монастырь в Донбассе, чтобы узнать настроения верующих.

Святогорск — небольшой городок в «украинской» части Донбасса, известный далеко за пределами Украины. В былые времена в Свято-Успенскую Святогорскую лавру приезжали паломники со всей Российской империи, в том числе знаменитости: монастырь посещал Антон Чехов, описавший его в своем рассказе «Перекати-поле», Иван Бунин и Федор Тютчев. Бывала здесь и Марина Цветаева — в 1914 году у нее завязался роман с поэтессой Софией Парнок, жившей неподалеку. Знаменит Святогорск не только своим прошлым. Здесь в августе 2014 состоялось памятное выступление Андрея Макаревича перед беженцами из зоны конфликта, после которого музыканта объявили врагом России. Депутаты Госдумы предлагали лишить его всех званий и наград. «Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, еще когда перешел на сторону врагов Российской Федерации», — заявил тогда депутат от «Единой России» Евгений Федоров.

В последнее время Святогорск, а точнее Свято-Успенская лавра вновь оказалась в центре внимания. На этот раз из-за так называемого раскола в Украинской Православной церкви (УПЦ). После того как Константинополь предоставил Украине автокефалию, по стране поползли слухи о скором захвате православных святынь и передаче их новой украинской церкви. С тех пор паломники в Святогорск едут чуть ли не со всей страны.

1/3СвятогорскФото: Игорь Ротарь
2/3Святогорский скитФото: Игорь Ротарь
3/3СвятогорскФото: Игорь Ротарь

Паломники-сепаратисты

Святогорская лавра принадлежала и принадлежит УПЦ Московского патриархата — ранее единственной канонической православной церкви страны. Она не признала итоги проведенного Порошенко и Вселенским патриархом Объединительного собора и образованную на нем Православную церковь Украины (ПЦУ). И хотя в самом Святогорске ополченцев ДНР/ЛНР (самопровозглашенные Луганская и Донецкая народные республики — прим. «Лента.ру») никогда не было, сразу же после победы Майдана о монастыре стали распространяться «нехорошие слухи». Говорили, что здесь прячется Виктор Янукович, что под видом паломников сюда стекаются боевики-сепаратисты, а храмы и кельи превращены в склады с оружием. Более того, по информации Службы безопасности Украины (СБУ), в 2014 году в лавре распространяли иконки Божией Матери с «молитвой пророссийского содержания».

Конечно же, все эти обвинения выглядят нелепо, но нельзя не отметить, что святогорские монахи не стали публично предавать анафеме «агрессора-Россию» или «террористов», сохраняя нейтралитет. Интересно также, что охрану монастыря несет так называемый «Святогорский казачий полк» (к слову, эти ряженые малообразованные люди в папахах довольно грубы). Я говорил с их атаманом Виталием Кушиным четыре года назад, и он мне сообщил, что уволился из Вооруженных сил СССР после «предательского беловежского соглашения», так как не хотел присягать на верность Украине. Кушин не скрывает, что является сторонником воссоздания Российской империи, а распад Советского Союза считает делом рук предателей.

Впрочем, святогорские иноки своего отношения к идеям «русского мира» никогда открыто не выказывали. В отличие от священников расположенного по соседству Славянска. Во время боевых действий весной 2014, когда украинская армия зачищала город от ополченцев Игоря Стрелкова (бывшего командующего армией самопровозглашенной ДНР), на баррикадах вместе с «сепарами» стояли старушки с иконами. Выполнить свой «священный долг» их призвали настоятели городских храмов. Да и сами батюшки не раз были замечены на передовой. Священники проводили молебны, исповедовали и причащали ополченцев.

А священник Виталий Веселый, по совместительству известный в городе поэт, даже читал перед собравшимися свои произведения:

«Люблю я русского великого солдата,
Насмерть готового за Родину стоять,
Ее, любимую, от монстров типа НАТО,
И прочих хищных террористов защищать!»

Другими словами, украинские власти и спецслужбы имеют достаточно причин, чтобы не доверять «пророссийской» УПЦ и тем более ее представителям из восточных регионов страны.

Под видом паломника я решил узнать, чем живет Святогорская лавра после предоставления автокефалии. Ведь, по сути, настроения ее паломников и насельников являются срезом взглядов прихожан УПЦ во всей Украине. По крайней мере восточной ее части.

1/2Свято-Успенская Святогорская лавраФото: Игорь Ротарь
2/2Свято-Успенская Святогорская лавраФото: Игорь Ротарь

Попытка официально посетить знаменитую Киево-Печерскую лавру и, возможно, встретиться с предстоятелем УПЦ МП митрополитом Онуфрием провалилась: в пресс-центре лавры говорить со мной отказались, сославшись на то, что «сейчас все начальство в Москве». Поэтому в Святогорской лавре я решил пойти другим путем и попросился к ним в качестве паломника. На этот раз обошлось без формальностей. Достаточно было предъявить паспорт, и мне сразу же показали свободную комнату в гостинице для паломников.

Приобщение к монастырской жизни я начал с местной трапезной и простой, но сытной пищи: картошка, соленые огурцы, мед. К слову, здесь кормят всех желающих, и хотя бы за это стоит сказать монахам большое спасибо. Монастырь дает нуждающимся не только еду, но и кров: сегодня здесь проживает около 150 беженцев, а в 2014-2015 годах — в период активных боевых действий на юго-востоке Украины — в лавре укрывалось до тысячи человек.

К слову, об общепите. Рядом с монастырем расположен поражающий своими размерами ресторан «Монарх», стены которого увешаны фотографиями членов семьи последнего Российского императора Николая II. Увы, готовят в этом помпезном тематическом заведении на удивление плохо, и единственное, что позволяет примириться с этим, — великолепный вид на лавру.

Русская Малороссия

В монастыре очень много нищих, причем все они уверяют, что являются пострадавшими от военных действий. Я разговорился с 75-летней Натальей, вынужденной переселенкой из Донецка. Наталья выглядит как нищенка, но интеллигентности за время мытарств не растеряла.

— Все вынужденные переселенцы должны встать на учет, иначе тебе просто не будут платить пенсию. Сначала я с 45-летним сыном-инвалидом (его зверски избили в армии) жила в одном из святогорских пансионатов, но затем снялась с учета и переехала на новое место, где сразу же зарегистрировалась. Прошло уже полгода, но пенсию мне и сыну платить так и не начали. Таких, как я, пенсионеров-беженцев без копейки, очень много. На месте Владимира Путина я бы этим воспользовалась и давала бы таким деньги, чтобы показать людям, кто есть кто.

Выслушав еще несколько советов российскому президенту, я решил взглянуть на монашеский скит, расположенный в лесу, неподалеку от монастыря. Прогулка получилась не слишком веселой. То и дело мне на глаза попадались собирающие хворост пожилые люди.

1/2Для святогорских пенсионеров сбор хвороста — хорошая возможность сэкономитьФото: Игорь Ротарь
2/2Нищие Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь

— В Святогорске большинство домов топится дровами. У меня пенсия две тысячи гривен (около пяти тысяч рублей), дрова слишком дороги. Вот и приходится собирать хворост в лесу, — говорит мне пенсионерка Светлана, между прочим, бывший главный бухгалтер одного из святогорских предприятий.

В номер монастырской гостиницы я пришел уже вечером. Кроме меня здесь остановились двое жителей Харьковской области; мужчина из соседнего Краматорска, сильно напоминающий типичного бандита 90-х; мужчина средних лет из прифронтовой Авдеевки и молодой бородач, похожий на ополченца самопровозглашенной ЛНР.

Мои соседи были очень доброжелательны и угостили меня чаем, а «браток» из Краматорска расщедрился и выложил на стол пирожки от жены. Стоит ли говорить, что скоро разговор зашел о политике. Дружно повозмущавшись «сатанинским» поступком Константинополя, предоставившего автокефалию новой украинской церкви, мои собеседники перешли к геополитике.

— Ты пойми, нет такого народа — украинцы. Все мы русские, и так называемые украинцы, и белорусы. И страны такой — Украина — нет, а есть русская провинция Малороссия, — под одобрительный гул собравшихся объясняет мне Алексей из Харькова.

Не обошлось без дискуссии. Тот же Алексей заявил, что «Майдан — это божья кара Малороссии за грехи», и верующим стоило смиренно наказание принимать, а не сопротивляться. С его позицией решительно не согласился «браток».

— Когда Стрелков к нам в город пришел, понабирал к себе всякий местный сброд, алкашей, наркоманов, в общем, не нравились мне они. Но чтоб вообще не сопротивляться — это ты брось! Когда эти майданутые в Киеве бузить начали, то надо было нам туда ехать их мочить, порешить этих тварей на месте! А потом уже поздно было что-то делать, только в итоге пол-Донбасса расхерачили, — заключил он, понурив голову.

Луганский пророк

Сергей из Луганска поначалу вел себя со мной довольно настороженно, по-видимому, опасаясь, что я агент Киева, но потом и его прорвало.

— Весь мир, в том числе и Россия, пали перед дьяволом, только у нас в ЛНР и ДНР еще сохранилось истинное православие! Приведу такой пример: у нас нет электронных чипов, этого дьявольского изобретения, распространившегося по всему миру. О том, что спасение миру придет от нас, проповедовал и святой Филипп Луганский, живший в нашем городе в прошлом веке. Этот святой старец предрек распад СССР и торжество антихриста в Малороссии. Но он же предрек, что очищение мира начнется из Луганска и царство православное вновь восторжествует!

На этой торжественной ноте в беседу врывается Рома из Авдеевки и первым делом обращается ко мне:

— Так ты из Америки уехал потому, что понял, что ей скоро каюк наступит? Нет, еще вернешься туда?! Ну, тогда передай американским православным: пусть бегут оттуда, пока не поздно. И сам беги, не тяни. Очень скоро Бог уничтожит США за грехи! А Сергей дело говорит. Уже и старец в Донбассе появился, которому новый русский царь присягать будет. Перебьем мы тогда жидов и построим царство православное!

Выясняется, что Рома отчаянный антисемит. По его мнению, евреи давно уже подменили Путина и с помощью его двойника управляют Россией. Аккурат как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Другие мои собеседники иудейский народ открыто не ругают, но по их молчаливому согласию с концепцией Романа стало понятно, что в «сионистский заговор» они тоже верят. На мой более чем недоуменный вопрос о двойнике Путина мне дипломатично, но с доверительным тоном отвечают, что «такая версия существует».

1/2На территории Свято-Успенской Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь
2/2На территории Свято-Успенской Святогорской лаврыФото: Игорь Ротарь

Страшный грех

Узнав взгляды моих соседей по монастырскому приюту, я решил, что этого достаточно и терпеть их храп ночью будет совершенно лишним. Так что перед «отбоем» я благополучно отбыл в более комфортное жилище. Само собой, мое исчезновение не осталось незамеченным, и по монастырю поползли слухи, что «казачок-то засланный». Несмотря на это (а скорее, именно поэтому), из аппарата настоятеля ко мне прислали «представителя руководства». Но священнослужитель сразу оговорился, что беседовать со мной он будет как частное лицо, поскольку не получил благословения на интервью. И уж точно не стоит объяснять, почему монах при любом удобном случае напоминал о нейтралитете лавры в конфликте, «разорвавшем страну на две части», ведь церковь, по его словам, вне политики.

По поводу же предоставления автокефалии украинской церкви монах сказал, что неожиданностью это не стало.

— Мы давно ожидали этого. После того как в 2014 году в Украине произошел госпереворот, беззакония стали обычным явлением, и нынешний раскол вполне вписывается в эту вакханалию. Но я думаю, что это испытание пойдет на пользу нашей церкви, так как мы очистимся от сорняков.

Бывал я в православных монастырях США, и русские, и украинцы, которых я там встречал, тоже в целом придерживались идей «русского мира», прозвучавших в комнатке монастырской гостиницы и за ее пределами. Но не было в них такого радикализма, и явного антисемитизма не было, при этом к Путину и там демонстрировалось большое уважение.

Нетерпимость донецких православных является прямым следствием глубочайшего раскола в украинском обществе, где взаимная ненависть разрушает семьи, превращает в непримиримых врагов ближайших родственников. Увы, злоба и нетерпимость захлестнула не только светское общество, не избежали этого и верующие, для которых гнев есть грех. Причем страшный…

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням — чудотворным иконам Богородицы — обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал — дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь — приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании «Бориса Годунова». Так, здесь поэт услышал присказку «Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит», вошедшую в сцену «Корчмы у Литовской границы». В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром — за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное — здесь ежедневно возносится молитва «об упокоении боярина Александра со сродники». В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года».

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

«Лента.ру» продолжает серию репортажей с Украины. Чтобы понять, чем живет сегодня страна и что беспокоит украинцев, мы попросили журналиста Игоря Ротаря поделиться впечатлениями от его поездки по украинским регионам. В предыдущем материале мы рассказали о том, как живут деревни Донбасса, оказавшиеся на линии фронта. В этот раз наш корреспондент под видом паломника посетил православный монастырь в Донбассе, чтобы узнать настроения верующих.

Святогорск — небольшой городок в «украинской» части Донбасса, известный далеко за пределами Украины. В былые времена в Свято-Успенскую Святогорскую лавру приезжали паломники со всей Российской империи, в том числе знаменитости: монастырь посещал Антон Чехов, описавший его в своем рассказе «Перекати-поле», Иван Бунин и Федор Тютчев. Бывала здесь и Марина Цветаева — в 1914 году у нее завязался роман с поэтессой Софией Парнок, жившей неподалеку. Знаменит Святогорск не только своим прошлым. Здесь в августе 2014 состоялось памятное выступление Андрея Макаревича перед беженцами из зоны конфликта, после которого музыканта объявили врагом России. Депутаты Госдумы предлагали лишить его всех званий и наград. «Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, еще когда перешел на сторону врагов Российской Федерации», — заявил тогда депутат от «Единой России» Евгений Федоров.

В последнее время Святогорск, а точнее Свято-Успенская лавра вновь оказалась в центре внимания. На этот раз из-за так называемого раскола в Украинской Православной церкви (УПЦ). После того как Константинополь предоставил Украине автокефалию, по стране поползли слухи о скором захвате православных святынь и передаче их новой украинской церкви. С тех пор паломники в Святогорск едут чуть ли не со всей страны.

1 / 3

Святогорск

Фото: Игорь Ротарь

Узнав взгляды моих соседей по монастырскому приюту, я решил, что этого достаточно и терпеть их храп ночью будет совершенно лишним. Так что перед «отбоем» я благополучно отбыл в более комфортное жилище. Само собой, мое исчезновение не осталось незамеченным, и по монастырю поползли слухи, что «казачок-то засланный». Несмотря на это (а скорее, именно поэтому), из аппарата настоятеля ко мне прислали «представителя руководства». Но священнослужитель сразу оговорился, что беседовать со мной он будет как частное лицо, поскольку не получил благословения на интервью. И уж точно не стоит объяснять, почему монах при любом удобном случае напоминал о нейтралитете лавры в конфликте, «разорвавшем страну на две части», ведь церковь, по его словам, вне политики.

По поводу же предоставления автокефалии украинской церкви монах сказал, что неожиданностью это не стало.

— Мы давно ожидали этого. После того как в 2014 году в Украине произошел госпереворот, беззакония стали обычным явлением, и нынешний раскол вполне вписывается в эту вакханалию. Но я думаю, что это испытание пойдет на пользу нашей церкви, так как мы очистимся от сорняков.

Бывал я в православных монастырях США, и русские, и украинцы, которых я там встречал, тоже в целом придерживались идей «русского мира», прозвучавших в комнатке монастырской гостиницы и за ее пределами. Но не было в них такого радикализма, и явного антисемитизма не было, при этом к Путину и там демонстрировалось большое уважение.

Нетерпимость донецких православных является прямым следствием глубочайшего раскола в украинском обществе, где взаимная ненависть разрушает семьи, превращает в непримиримых врагов ближайших родственников. Увы, злоба и нетерпимость захлестнула не только светское общество, не избежали этого и верующие, для которых гнев есть грех. Причем страшный…