Святой авраамий

Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.

Святой Авраамий Болгарский, Владимирский.

Авраа́мий (Аврамий) Бо́лгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229), мученик

Память 1 апреля, 6 марта , в Неделю о расслабленном , в Соборе Владимирских святых

Летописец говорит о нем что он был «иного языка, не русского» — вероятно Авраамий происходил из камских болгар и воспитывался в исламе. Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство. Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар, в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честну́ю главу.

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович, повелел перенести тело святого мученика во Владимир. Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы , где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 года. Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов . В более поздних источниках указано 9 марта 1231 года ; или 1229 года . Другие источники указывают на перенесение мощей 6 марта 1229, 1230 или 1231 года . Есть сведения о церковном почитании памяти перенесения мощей в конце XIX века именно 9 марта . На это разногласие указывал в 1908 году прот. Е.А.Малов:

«Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие — на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р Х, а другие — 1230-м годом» .

В современном официальном церковном календаре Русской Православной Церкви память перенесения мощей мч. Авраамия во Владимир отсутствует. В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта .

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир , тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» . Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого — так, в рукописи XVII-XVIII века имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого .

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» . Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так:

«Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» .

Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века

Мч. Авраамий Болгарский. Фреска XVII века

11 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном, мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани. В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония, известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках . В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии:

«Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» .

Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары, расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию. В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возражденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

Литература

  • ПСРЛ., т. 1, 452-453; т. 21, 261.
  • Филимонов, Иконописный подлинник.
  • Кавелин, Л., «Святой Авраамий Болгарский, мученик», Маяк, 1844, т. 13, 103-106.
  • Яцимирский, А. И., Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина, Москва, 1896, вып. 1, 174.
  • Голубинский, Канонизация святых.
  • Малов, Е. А., прот., Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах, Казань, 1908.
  • Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания, Санкт-Петербург, 1876.
  • Иоасаф (Гапонов), иером., Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей, Владимир, 1857.
  • Порфирий (Виноградов), архим., Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре, Владимир, 1903.
  • 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.), Владимир, 1900, 2-3.
  • Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире, Москва, 1900.
  • Попов, А., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения, Казань, 1903, 285-289.

Использованные материалы

  • Журавский, А. В., Романова, А. А., «Авраамий Болгарский» / Православная Энциклопедия:
  • Страница календаря на портале Православие.ru:
  • Страница сайта о финифти и миниатюрной живописи Майи Каменской MROSSO:
    • (использована икона)

Память перенесения мощей из Болгар в город Владимир в 1229-м, 1230-м или 1231-м году. По ряду источников эта память отмечается 9 марта, подробнее см. раздел «Почитание». В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует, дата 6 марта приводится по церковному календарю Берлинской епархии РПЦЗ — Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. — С. 18 (6 марта)

Память второго перенесения мощей в 1711 году.

Кавелин, 104.

РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313

Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным

святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.

Летопись по Воскресенскому списку (1075-1353 гг.), ПСРЛ, том VII, стр. 136 — ; Львовская летопись (свод 1518); Мученик Авраамий Болгарский († 1229) / Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. — Кн. дополнительная 2 . — М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. — С. 506, ; Перенесение мощей святого мученика Авраамия Болгарского / Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. — М.: Сибирская благозвонница, 2011. — Т. 1. — С. 354-355. За 6 марта высказывался и Александр Пономарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала «Странник» (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 — 190, ) и архим. Сергий (Спасский), «Полный месяцеслов Востока», т. II, стр. 60,

«26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля — «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта — «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г Владимир»». — Игорь Алексеев, «Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.» —

Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. — Т. XXIII. — Вып. 6. — Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. — С. 424. Цит. по Игорь Алексеев, «Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX — начале XX вв.» —

Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014. По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ. — С. 18 (6 марта)

Таково мнение Голубинского, Е. Е., 62). Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не ранее XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском — Лаврентьевская летопись ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.

«Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» — РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.

к началу XX века список был утрачен.

Малов, 4

Филимонов, 50

Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка, Казань, 1879, 5-7, 28-32.

Известия по Казанской епархии, 1899, № 9, 383-387.

9 марта (первое перенесения мощей), 14 апреля (день кончины), в четвёртую неделю по Пасхе или «Неделю о расслабленном» (второе перенесения мощей), 6 июля (Собор Владимирских святых), 17 октября (Собор Казанских святых)

Полезно? Поделись ссылкой!

Краткое житие Авраамия Болгарского

Сведения о жизни святого Авраамия Болгарского очень скупы и известны в основном из литературных памятников XVII века. Из них знаем, что жил он в XII веке в Камской Болгарии и по словам летописца был «иного языка, не русского» (вероятно из булгар, отчего и получил приставку к своему имени). Занимался торговлей. Был весьма добр к нищим и странникам.

Воспитываясь в мусульманской семье Авраамий изначально исповедовал ислам, но по благодати Божией, много путешествую и общаясь с русскими купцами, убедился в лживости магометанской и в истинности христианской веры и сделался истинным христианином. Оставаясь непоколебимым в правилах учения Спасителя он стал проповедовать его среди своих соплеменников и за это вскорости пострадал. Прибыв в столицу Волжской Булгарии вместо занятия торговлей Авраамий Болгарский стал рассказывать о богочеловеке Христе, Его Отце и Святом Духе. Настойчиво отговаривали мусульмане отказаться Авраамия от христианской веры, узнав же о том, что он не русский, а следовательно не находится под защитой Владимиро-Суздальского князя, схватили и арестовали. Но даже в темнице оставался Авраамий непреклонен в выборе своей веры, а потому был повергнут истязаниям: на много дней изуверы повесили его вниз головой, а затем, окончательно рассвирепев, отвели за город и здесь четвертовали. 1 апреля 1229 года Авраамий Болгарский отдал душу Господу. Тело мученика было похоронено муромскими купцами на христианском кладбище Болгара, а 9 марта следующего года состоялось его перенесение в церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Княгином монастыре во Владимире (первое перенесение мощей Авраамия Болгарского). К этому же времени вероятнее всего относится и начало почитания его как христианского святого.

С какими просьбами обращаются к Авраамию Болгарскому

С давних пор Авраамий Болгарский почитается купцами и всякими людьми, ведущими какую-либо торговлю, которые обращаются к святому за покровительством при заключении сделок и покупки товаров. Также ему молятся об исцелении больных детей, разрешении материальных проблем и обретения собственного крова над головой.

Читать молитвы Авраамию Болгарскому

Тропарь святому мученику Авраамию Болгарскому, глас 4-й

Днесь, благовернии людие, сошедшеся, восхвалим добляго сего мученика и страдальца Аврамия, сей бо, укрепляемь силою Божиею, душу свою положи за Христа, много пострадав от зловерных болгар. Сего ради от Господа венец прият и ныне предстоит Ему и молится о граде сем и о всех нас, чтущих память его.

Кондак святому мученику Авраамию Болгарскому, глас 3-й

Укрепився, славне, любовию Господнею и Того честный Крест на рамо взем, иго Господне, посрамил еси диаволя коварствия и пострадал еси даже до смерти, и сего ради, досточудне, явися страдалец велик, Авраамие, и оружником храбротаинник и участник Божия благодати.

Иной кондак святому мученику Авраамию Болгарскому, глас 8-й

Яко многоценное сокровище, принесено бысть от Болгарския страны во град Владимир пречестное тело твое, мучениче Авраамие, имже подаеши всем чтущим преславную память твою обилие исцелений, предстоя на Небеси Христу Богу и моля Его о спасении душ наших.

Величание святому мученику Авраамию Болгарскому

Величаем тя, страстотерпче святый Авраамие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва первая святому мученику Авраамию Болгарскому
читаемая для успеха в торговли

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным Христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь.

Молитва вторая святому мученику Авраамию Болгарскому
читаемая родителями о здоровье детей

Святый мучениче Аврамие! Молим тя: помогай нам, грешным рабам Божиим (имена), твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святый храм (дом) сей и приход сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адовых и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведнем и внити в вечный покой святых Его; идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его: и тако возможем с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Как правильно молиться?

Молитва — это не просто слова, сказанные в минуты радости или, напротив, печали. Нет! Молитва — это нечто большее, а именно восхождение ума и сердца к Богу, принятие духа Божия ещё на земле. Сила молитвы чрезвычайно велика. По словам святителя Димитрия Ростовского: «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников». Стоит только помнить, что помогает молитва лишь в том случае, если молящимся соблюдается ряд правил.

Самым главным для успешной молитвы является правильный настрой. Во время молитвы нельзя злится, спешить, отвлекаться на посторонние предметы и помыслы: нужно настроиться лишь на общение с Богом. Как замечал Силуан Афонский: «Если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Чтение стоит совершать со вниманием к каждому произнесённому слову. Вы должны вникнуть в смысл молитвы и затем передать это знание своей душе; в противном случае молитва до Господа просто не дойдёт, ведь как говорят верующие люди «потому как не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание».

Молитва должна быть кристально честной: в ней не должно быть ничего двусмысленного, искусственного.

Не воспринимайте святых, к которым обращаетесь за помощью, как идолов, всемогущих божков. Святые — это прежде всего наши небесные друзья, которые могут помочь в нашем продвижении на пути ко спасению И лишь после — те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Закончив молитву не стоит сразу же приступать к обыденным делам. Постойте немного, подумайте о произнесённых словах, но главное постарайтесь сохранить то состояние разума и души, которое достигли во время молитвословия.

И последнее. Как писал преподобный Никодим Святогорец: «Знай, что нельзя преуспеть в молитве без преуспевания вообще в христианской жизни. Необходимо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очищенного покаянием; и если во время молитвенного труда сделаешь что-нибудь, смущающее совесть, спеши очиститься покаянием, чтобы мог ты дерзновенно воззреть ко Господу.».

Явленные чудеса Авраамия Болгарского

Исповедь мусульманина
рассказ Марата Камаева опубликованный в газете «Православный Болгар»

С диагнозом «пневмония» я оказался в больнице. Врачи во время обследования выявили, к тому же, цирроз печени. Сорок дней я совсем не вставал, находился в плохом состоянии. В палату ко мне приходил верующий сосед по дачному участку и читал молитву об исцелении. После выписки супруга приехала со мной на дачу, надеясь на свежем воздухе поправить моё здоровье. В один из дней сосед взволнованно рассказал, что в городской храм привезли мощи святого – некоего Авраамия Болгарского. Мы тут же собрались и отправились в церковь. В тот момент, когда мы оказались на месте, мощи мученика уже собирались увозить, но в последний момент мы успели приложиться и помолиться ему. На следующий день я стал ходить! С каждым днём слабость уходила, мне становилось лучше. На четвёртый день я уже самостоятельно отправился в больницу и удивился положительным анализам. Я почувствовал себя совершенно другим человеком. Каждый день читаю молитву об исцелении, тропарь мученику Авраамию и благодарственную молитву. Через два дня я выхожу на работу после трёхмесячного больничного. По вероисповеданию я мусульманин и до этого никогда не соприкасался с Православной Церковью. Но после такого чуда во мне горит желание продолжать молиться святому, который помог мне и по молитвам которого я исцелился. Проделав путь в триста километров сам, управляя машиной, я приехал в Болгар для того, чтобы понять, как жить дальше.

Чудо по молитве к святому мученику
рассказ Шаниной Л.А. из Ульяновска

Летом 2002 г. в День святой Троицы мы, ульяновские паломники, приехали на праздничное Богослужение в Свято-Авраамиевский храм г. Болгара. Было радостно, но мне лично досаждали физические недомогания: острая боль в позвоночнике (обострился остеохондроз) и гриппозное состояние. Поэтому, конечно, стоять в храме и участвовать в общей молитве было трудно.

После Богослужения, превозмогая боль в пояснице, поехала вместе со всеми на молебен к источнику святого Авраамия.

День выдался теплый, солнечный; казалось, что и природа радовалась вместе с людьми празднику.

После молебна матушка Вера облила меня из двух ведер святой водой с добрым пожеланием получить исцеление по молитве к святому мученику.

Потом я села в машину, чтобы отправиться домой, и вскоре почувствовала, что прошла боль в спине, улетучилось гриппозное состояние — почувствовала себя здоровой. И вот я опять в вашем храме, где получаю большую духовную радость.

«Дивен Бог во святых своих…»
рассказ Сергея из города Саратова

В свои неполные тридцать лет я в жизни повидал немало. Был избалованным маменькиным сынком, увлекался музыкой и ее «тяжелым металлом». Пресыщенная беззаботная жизнь привела к наркотикам, от пристрастия к которым не остановила даже тюрьма.

Снаружи я был цветущий молодой человек, а внутри потерявший всякий интерес к жизни.Волею судьбы оказался в городе Болгаре. Родственники, к которым приехал, люди верующие, и мне, далекому от всего духовного, пришлось, скорее всего от скуки, посетить местный храм святого мученика Авраамия Болгарского.

После церковной службы и после того, как я приложился к мощам Авраамия, во мне родилось новое чувство, объяснить которое не мог. Спросить кого-то постеснялся. Целую неделю жил, как бы борясь см с собой. Вся моя прежняя жизнь показалась мне до омерзения пустой и ничего не значащей.

Стал спрашивать у родственников о церкви, о религии, узнал, что в храме обновляются иконы. Удивлялся, что внутри меня не было сомнений в истинности православной веры, было острым желание снова пойти в церковь.

Мои переживания не остались незамеченными, родственник полушутливо заметил: «Название-то у нашего района Спасский! Не за спасением ли Господь привел тебя сюда?»Я осознал, что мне необходимо исповедаться.

В воскресенье снова пошел в храм, где приложился к святым мощам. Исповедываться во время службы не хватило духу. А когда церковь опустела, подошел к настоятелю. Я начал говорить. Память из самых темных недр души выволакивала такие мерзости, о которых не то что говорить, думать боялся. Говорил, а сам удивлялся, как могу это все произносить вслух.Исповедь длилась больше часа. Столько же времени я слушал духовные наставления настоятеля храма. Из церкви не шел, а словно на крыльях летел.

Вскоре пришлось уехать к себе домой. Не мог поверить, но пристрастия к наркотикам не было. Сердце наполняло радостное чувство, что можно жить по-другому. Очень сильно хотелось вновь приехать в Болгар. Бросил все дела, через месяц вновь посетил эту землю. Побывав на святом колодце, облился из него с верой об исцелении души.

Моя жизнь резко изменилась. Сменился круг знакомых, нашлась интересная работа, появилось трезвое отношение к жизни. Не могу с уверенностью сказать, как сложиться мое будущее. Но ощущение чуда, произошедшего со мной на болгарской земле, будет жить во мне всегда.

Хочу сказать всем: не пройдите мимо такого великого места. Поистине дивен Бог во святых своих, посылающих нам свою помощь, спасающих нас!

***

Согласно Лаврентьевской летописи, святой Авраамий родился в Волжской Булгарии (государство, располагавшееся в эпоху Средневековья на территории современного Татарстана). Он принадлежал, вероятно, к тюркскому народу булгар. Как его звали до крещения, источники не сообщают.

Икона

Иконография мученика Авраамия, Владимирского чудотворца, традиционна для образа страдальца за веру: его пишут в княжеских одеяниях, с крестом в правой руке и в алом плаще.

Дни памяти мученика

  • 1 апреля – мученической кончины;
  • 9 марта — первое перенесение мощей;
  • в «Неделю о расслабленном» (четвертая неделя по Пасхе) – второе перенесение мощей.

(Даты указаны по «юлианскому календарю»)

Святой Авраамий Болгарский (произносится с ударением на первом слоге), относится к числу святых, канонизированных еще до монгольского завоевания.

Житие

До принятия крещения

Известно, что будущий святой исповедовал, как и все его соплеменники, ислам и занимался торговлей. Жил он в достатке, любил роскошь и суетные блага, однако, при этом оставался человеком милосердным, гостеприимным и щедрым, заботился о бедных и страждущих.