Святой мученик вонифатий

Святой Вонифатий — мученик, живший и пострадавший за Христа в III веке. Пример его жизни в первую очередь говорит о том, что всякий грешник может обрести Царствие Небесное и что нужно верить в возможность Спасения для любого человека. Бог милостив ко всем нам. Главное — сделать шаг навстречу.

Житие святого Вонифатия

Вонифатий был рабом римской аристократки Аглаиды. Он был красив, умён, обладал веселым нравом, и неудивительно, что она заметила способного молодого человека, доверила ему управление всем своим имением, а вскоре между госпожой и ее слугой возникла связь. Мало того, что отношения между женщиной и мужчиной из разных сословий считались недопустимыми в римском обществе, так ещё и сами любовники испытывали угрызения совести: оба они были христианами и понимали, что совершают смертный грех блуда. И какое-то время Аглаида и Вонифатий не могли примерить свою жизнь со своей верой. Они не могли отказать себе в наслаждении близким общением друг с другом, проводили время в всевозможных развлечениях. Но, одновременно, они и молились, и старались творить добрые дела, раздавали милостыню. Аглаида унаследовала от родителей большое состояние, и потому решила выкупить у язычников, просивших за это немалые деньги, мощи мучеников, убитых за Христа. Она отправила Вонифатия на Восток, где в то время шли большие гонения на христиан. Юноша с радостью отправился выполнять поручение.

Вместе со своими сопровождающими слуга прибыл в город Тарс, имея большую денежную сумму, и отправился прогуляться. Его спутники ждали в гостинице, но вот прошла ночь, прошёл день, а Вонифатий все не возвращался. Сперва никто не беспокоился, думая, что юноша, который никогда не был прочь выпить и повеселиться, решил развлечься, прежде чем приступать к делам. Но ожидание затянулось, и они отправились на поиски. Вскоре они узнали от горожан об удивительном событии, произошедшем накануне. Некий чужестранец увидел, как на площади мучают христиан, бросился к ним, упал перед ними на колени и стал восхвалять крепость их веры и силу Господа. Когда палачи схватили его и спросили, кто он, он сказал, что христианин. А на предложения отречься и поклониться языческим идолам ответил решительным отказом.

В житии святого Вонифатия описаны ужасные пытки, которые претерпели и те мученики, которых он увидел на площади, и он сам. Описана и его смерть, при которой произошли чудесные явления, показавшие величие Бога и заставившие сотни очевидцев уверовать. Описано и то, как спутники Вонифатия нашли его тело и отсечённую голову, раскаялись в том, что думали о нем как о распутнике, тогда как он положил свою жизнь во имя Христа и как привезли его святые мощи Аглаиде. Она же остаток жизни провела в покаянии и молитве и упокоилась с миром через 18 лет праведной жизни.

Молитвы святому Вонифатию

Образ жизни святого Вонифатия был далеко не праведным, но, осознавая, что живет в грехе и не в силах сам отказаться от своих пристрастий, он молился Господу о наставлении на путь спасения его души. Богом ему был дан тяжелый и страшный крест мученичества, но были даны и силы, чтобы понести его. Вонифатию часто молятся о том, чтобы избавиться от пагубных привычек, и в первую очередь, от пьянства.

Надеясь на заступничество святого перед Господом, нужно понимать, что никакие молитвы и слова не помогут, если за ними – пустота, то есть, если за ними нет искреннего желания изменить свою жизнь.

Но бывает и так, что болезнь – алкоголизм, наркомания или другая зависимость – оказываются сильнее человека, и он, даже имея желание остановиться, не справляется. Пример мученика Вонифатия призывает не унывать и не опускать руки в такой сложной ситуации, ведь святой тоже долгое время шел к тому духовному подвигу, которым закончилась его жизнь. А потому после каждого падения нужно вновь и вновь просить у Господа прощения и помощи, вновь и вновь начинать с начала свой путь покаяния и борьбы с грехом.

Не нужно отчаиваться и тем, кто молится за своих подверженных тяжелым недугам близких. Где бессилен человек, всегда есть надежда на Бога, и только Он знает, через что и как грешник может прийти к Спасению.

Молитва святому Вонифатию от пьянства

Молитва первая

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.»

Акафист святому Вонифатию

Икона святого Вонифатия

На иконе святой Вонифатий обычно изображается юношей приятной наружности в плаще и с крестом в руке. Существуют также и редкие житийные изображения мученика. Сохранилась и необычная икона, на которой молодой человек запечатлен в момент молитвы перед образом Богородицы. В руке он держит свиток со словами: «Владыко Господи Вседержителю, избави люди от идолских, гнева и от всякия скорби и печали».

Особое почитание в русской иконописи святой Вонифатий получил в XVI веке. Именно тогда его, как сказано в житии, «блуд творящего, бывшего пьяницей, но милостивого и нищелюбивого», стали прославлять как молитвенника за всех, страдающих грехом винопития.

Найти икону святого Вонифатия можно во многих храмах. Так, например, в Москве помолиться об избавлении от пьянства перед образом с мощевиком можно в храме святых бессеребренников Космы и Дамиана на Маросейке. Частица мощей и икона есть также в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Впрочем, молиться святому можно и перед домашней иконой или даже без нее. Ведь помогает не чудотворная икона, а Господь Бог и Его святые.

День святого Вонифатия

По церковному календарю день памяти святого Вонифатия приходится на 1 января. И в этом есть определенный символизм.

С одной стороны, именно в этот день принято праздновать Новый год, а для многих, к сожалению, это праздник пьянства и обжорства, об избавлении от которых как раз и молятся святому.

С другой стороны, 1 января ассоциируется с началом чего-то нового, с какими-то изменениями. А ведь сам Вонифатий в один миг изменился до неузнаваемости, превратившись из весельчака, распутника и балагура в ревностного защитника христианства. А после мученической кончины юноши, новая жизнь началась и у его госпожи Аглаиды, посвятившей остаток жизни молитве и покаянию.

1 января каждый может помолиться святому, попросить его помочь избавиться от каких-то больших и маленьких грехов, в надежде, что удастся в новом году на самом деле что-то изменить в своей жизни и стать чуточку ближе к Господу.

Мощи святого Вонифатия

Отправляясь в путь за святыми мощами мучеников Вонифатий спросил свою хозяйку Аглаиду:

— А что, если меня привезут тебе вместо мощей? Встретишь ли с почестями?

Обозвав его пьяницей и грешником, Аглаида запретила своему рабу и возлюбленному так шутить. Но уже вскоре ей пришлось встречать тело мученика Христова Вонифатия. Теперь Ангел сообщил ей о том, что вскоре прибудет бывший ее раб, а теперь небесный заступник и покровитель.

Аглаида похоронила его на территории своего имения и на месте погребения построила храм. Рядом с этой церковью после своей земной кончины упокоилась и она, остаток своей жизни проведя в воздержании и молитве.

Сейчас мощи святого находятся в Риме, в базилике святых Вонифатия и Алексия, человека Божия. Они хранятся под главным престолом католического храма. Частицы мощей Вонифатия есть во многих православных церквях.

Аудио:

Кондак 1

Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному Свету пришедый, приими моление наше в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем:

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Икос 1

Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасивым, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да яко грешник нераскаянный не погибнеши и пред Господем в одежде брачней предстанеши, научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:

Радуйся, жизнь за Христа отдавый; радуйся, страданиям Его подражавый.

Радуйся, очи своя к Богу обративый; радуйся, волю свою в добродетелех укрепивый.

Радуйся, рабе Христов верный; радуйся, святый конец жития своего приемый.

Радуйся, к покаянию сердца обращаяй; радуйся, ко Христу, пути истинному, приводяй.

Радуйся, Духом Святым просвещенный; радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный.

Радуйся, змия лукаваго посрамивый; радуйся, святых лик возвеселивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 2

Видя многомятежие мира сего и печали земныя, и сия вся яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту благоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси, и ныне души всех, во гресех погибающих, к милосердому Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленно Ему возопиют: Аллилуиа.

Икос 2

Разум трезвением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный, от запада на восток из Рима пришел еси, спострадати Господу Иисусу Христу нашему, намерение святое неся, да благодать в тебе преизобилует, и нас ныне в храм Божий привлекл еси, тебе глаголющих:

Радуйся, страсти побороти научаяй; радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.

Радуйся, суету жизни земныя познавый; радуйся, страдания своя предсказавый.

Радуйся, трезвящихся отрадо и ободрение; радуйся, немощных волею укрепление.

Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся; радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.

Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый; радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.

Радуйся, научаяй нас присно возносити ум наш к Богу; радуйся, обретый истинную от грехов свободу.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 3

Сила милосердия Божия неизреченная на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостивно Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут, тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти вечную жизнь приял еси, научи и нас Богу пети выну: Аллилуиа.

Икос 3

Имея ныне радость вечную в Небесных Селениих, и нас грешных на земли не забываеши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же труждающиися и обремененнии, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на Алтарь Небесный принеси, да радостно тебе зовем:

Радуйся, ближняго яко себе самого возлюбивый; радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.

Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый; радуйся, сего ради нощию стогны града обходивый.

Радуйся, богатыя милосердию научаяй; радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.

Радуйся, бедствующим и униженным добрый предстателю; радуйся, за обидимых и уничижаемых присный ходатаю.

Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвением прохлаждаяй; радуйся, вина ради обнищавшия к трезвению призываяй.

Радуйся, жены рыдающия утешаяй; радуйся, слезы их ко Господу приносяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 4

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов, не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему, Сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы, в житейстем мори сущии, к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, во умилении зовуще: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и мы евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое иждивше, от глада душевнаго в себе пришед, во объятия отчия притече, в покаянии зовый: Отче, согреших на Небо и пред тобою. Тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвративыйся, ко Христу обратился еси. Мы же, исправлению твоему радующеся, поем ти сице:

Радуйся, глад крепок в работе страстем испытавый; радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго, взалкавый.

Радуйся, Пречистыя Крове Его, яко истиннаго пития приобщивыйся; радуйся, яко преславным мучеником приложивыйся.

Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый; радуйся, сердце свое горе имевый.

Радуйся, ко Господу силою Животворящаго Креста пришедый; радуйся, яко приял еси венец победы.

Радуйся, души нашея сокровище нетленное; радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.

Радуйся, красоты мира сего отвергий; радуйся, греховную одежду с себе совлекий.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 5

Боготочную Кровь Христову за всех нас недостойных и кровь мученическую за Христа пролиянную памятующи, сице тебе вещаше Аглаида: Сам веси, сколь многими грехми осквернени есмы, и о будущем жития нашего небрежем. Аз же от божественнаго мужа слышах, яко мучеников мощи спасение даруют, иже мученика, яко хранителя и ходатая пред Богом имать. И мы тебе глаголем: Ты еси наш хранитель и ходатай пред Богом нашим, ибо со Ангелы предстоиши Престолу Пресвятей Троицы поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляеми, но радостно тебе зовем:

Радуйся, от страстей, яко от погибельнаго сна, пробудивыйся; радуйся, от уз греховных свободивыйся.

Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение; радуйся, безконечныя радости утверждение.

Радуйся, зовый нас к подвигу воздержания; радуйся, ты бо знамением Креста пресекл еси страстей взыграние.

Радуйся, стяжавый себе вечное имение; радуйся, и нас побуждаяй к труду спасения.

Радуйся, яко винное веселие презрел еси; радуйся, плотския раны, яко безплотен, претерпел еси.

Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный; радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 6

Проповедница поклонения святым мощем явися Аглаида, госпожа твоя, страдальче Христов, егда посла тя на восток святые мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, имиже благодеяния источаются обильно и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти, Ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси нам, яко звезда незаходимая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получивый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть. Темже и нас молитвами твоими в горняя обители приведи, тя восхваляющих сице:

Радуйся, закона Христова скрижаль богоначертанная; радуйся, молитв ко Господу миро благоуханное.

Радуйся, правыя веры Христовой столпе огненный; радуйся, честный венче заповедей Божиих, якоже от камений драгих, устроенный.

Радуйся, трезвения лествице небовосходная; радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.

Радуйся, от Господа Иисуса Христа благодать и силу приял еси; радуйся, яко свет Христов сим возсиял еси.

Радуйся, воздержанием от грехов освещати праздники нас научаяй; радуйся, от смертнаго вина нас охраняяй.

Радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляяй; радуйся, тыя к новому житию призываяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 7

Хотя отыти от дому своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, егда его принесут ти. В душе твоей мысль за Христа пострадати имевый, ты Ему сокровенно молился еси, и нашу веру укрепи, да будем готови и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: «Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святыя имаши носити. Господь же да послет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим». Мы же, чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:

Радуйся, святых мощей почитателю; радуйся, благоговения образа нам подателю.

Радуйся, безчинств хранитися нам повелевый; радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.

Радуйся, известный нам помощниче; радуйся, святых мощей таинниче.

Радуйся, всем борющимся со грехми покровителю; радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.

Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения; радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, ликом ангельским сотворивый радость и удивление; радуйся, духов злобы приведый в посрамление.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 8

Странно тебе бысть языческое идолослужение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждыми, но Апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве ко Владыце Христу, поюще всегда: Аллилуиа.

Икос 8

Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же тебе похвалу поем:

Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный; радуйся, в правду Божию, аки в броню облеченный.

Радуйся, яко кости твоя от ран за Христа обнажахуся; радуйся, яко чистота души твоея тогда открывашася.

Радуйся, яко наследовал еси небесная селения; радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хуления.

Радуйся, за Христа острыми тростьми прободаемый; радуйся, сада райскаго цвете неувядаемый.

Радуйся, яко злато горнилом язв очищенный; радуйся, за Христа ударенный.

Радуйся, кончиною своею Богу угодивый; радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 9

Всего себе Господу Богу предав, страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити, руце своя воздвигл еси к небу, моляся: Господи Боже мой Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ныне со мною, моя страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем. Тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии да рекут нам, како олово разжженное гортани твоея не опали, ниже инаго вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие, от Господа бо знамения победы над мучителем просил еси, и сие знамение тебе дано бысть. Сего ради вси чудящеся восклицаху: Велий есть, Иисус Христос, веруем, веруем в Тя, Господи. Мы же славим тя, мучениче, сице:

Радуйся, яко тобою вернии просвещаются; радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.

Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй; радуйся, во страданиях призывати Бога научаяй.

Радуйся, яко мучителие тебе не превозмогоша; радуйся, яко страсти тебе не побороша.

Радуйся, ты бо терние грехов в себе попалил еси; радуйся, ты бо огнем не опален пребыл еси.

Радуйся, присно живый страстотерпче радостный; радуйся, молитвенниче наш благостный.

Радуйся, яко тобою очеса, грехми ослепленныя, отверзаются; радуйся, яко помощию твоею печали на радость прелагаются.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 10

Спасен быти восхотев, пламенне возжелел еси до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, Емуже и возопил еси: Господи, Господи Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буди ми помощник, да за беззакония моя безумно содеянныя, враг не преградит ми пути к Небеси, приими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими, и ныне вопиющими Ти: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепкая, козньми врага неодоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов, егда же глава твоя от телеси отсечена бысть, о чудесе! Абие кровь и млеко из раны тоя истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с нами звати тебе:

Радуйся, яко мучения твоя зряще, множество людей ко Христу обратишася; радуйся, яко тебе ради на князя злобы тии устремишася.

Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя; радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести, во гресех погребенныя.

Радуйся, нераскаянных грешников обличение; радуйся, волею расслабленных от вина исцеление.

Радуйся, в нощи неведения блуждающим вразумление; радуйся, златая удице из глубины грехов влекущая ко спасению.

Радуйся, яко от Бога в молитвах услышан был еси; радуйся, яко в Небеснем Царствии вселился еси.

Радуйся, порфирою от кровей твоих облеченный; радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 11

Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученическими лики Пресвятей Троице предстоя, за Нюже себе предал еси, да и мы души своя, аки невесты украсивше, нетленному Жениху Христу представим со священною песнею: Аллилуиа.

Икос 11

Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи, твою усеченную главу обретше, плакахуся горько: Рабе Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших. Тогда лик твой, яко лучами живыми, просветися, прощение им являя. Сего ради с любовию тебе зовем:

Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя; радуйся, любве вместилище пространное.

Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады; радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному Граду.

Радуйся, в смерти своей Апостолом равный; радуйся, ревностию по Бозе преславный.

Радуйся, житейския молвы обличаяй злыя сплетения; радуйся, всех нас от вражия избавляяй ловления.

Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя; радуйся, пред Престолом Господним лампадо неугасимая.

Радуйся, по заповеди Христовой и врагов возлюбивый; радуйся, злословия и клеветы нивочтоже вменивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 12

Благодать исцелений точащия мощи твоя егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже владыку, и упокой добре, да грехи твоя оставятся, той бо с нами ныне в Небесных поет Всевышнему Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поющи чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в немже и мощи твоя положи, и сама, богатство нищим раздавши и пятьнадесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже величюще чудеса твоя, прославляем тя сице:

Радуйся, душу твою сотворивый храм Богу прекрасный; радуйся, чудных Божиих дел книго ясная.

Радуйся, внезапныя смерти избавляяй; радуйся, скорбныя жены от злых пианиц ограждаяй.

Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй; радуйся, свет чистоты им подаваяй.

Радуйся, ты бо укрощаеши страстей огневицу; радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.

Радуйся, малыя чада от соблазнов мира соблюдаяй; радуйся, тыя Христову учению наставляяй.

Радуйся, вестниче трезвости, вовеки прославляемый; радуйся, угодниче Христов присно почитаемый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Кондак 13

О, предивный мучение Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею, колена преклоньше и руце свои к тебе простерше, тебе ныне просим: даруй нам твое пред Господем заступление, наипаче же погибающим от пианства исцеление низпосли и жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши, молитвами твоими, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелом светлым…» и кондак 1-й «Избранный воине Христов…».

Молитва

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержания крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих, слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянныя. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Память 19 декабря

Некогда в Риме проживала одна женщина по имени Аглаида, отец ее Акакий был некогда начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и пользуясь свободной жизнью без законного мужа, она, побеждаемая страстью немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах. Она имела у себя верного раба, который был управителем над домом и имениями ее, он был молод и красив. Звали его Вонифатием, – и Аглаида жила с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение. И нет стыда говорить о сем, так как далее речь будет о блаженном и чудном изменении их жизни, ибо когда святым воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению, зная, что при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся. И действительно, прекрасно то услаждающее сердце повествование, в котором мы слышим, что грешник, по-видимому, не имеющий надежды на спасение, становится сверх ожидания святым и притом мучеником Христовым, подобно святому Вонифатию, который во время любострастной жизни служил греху, а потом сделался исповедником, доблестным подвижником и славным страдальцем за Христа. Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели: он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от диавольских козней и помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, но благоизволил устроить так, что нечистые дела его были омыты пролитием крови его, и через это самое душа его сделалась как бы царскою багряницей и увенчалась венцом мученическим. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая идольская тьма покрывала весь Восток, и много верующих было мучимо и убиваемо за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явилась спасительная мысль и сильное непреодолимое желание иметь в своем доме мученические мощи. Не имея из своих слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она позвала его, открыла ему свое желание и наедине сказала:

– Ты сам знаешь, брат о Христе, сколь многими грехами осквернены мы, совсем не заботясь о будущей жизни и спасении; как же мы предстанем на страшный суд Божий, на котором должны по своим делам быть осуждены на тяжкие мучения? Но от одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, тот получает помощь ко спасению и в доме того грех не умножается, так что таковый может даже достигнуть того вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие, говорят, совершают подвиги за Христа, и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне: ныне наступило время показать тебе, действительно ли ты имеешь любовь ко мне. Скорее ступай в те страны, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы с честью положить их у себя и построить храм тому мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Госпожа дала ему много золота, потому что нельзя было взять мученических тел без подарков и золота: нечестивые мучители, видя сильную любовь и усердие христиан к мощам, не отдавали их даром, но продавали по дорогой цене и, таким образом, приобретали себе большие доходы. Вонифатий взял у своей госпожи много золота, частью на выкуп мученических мощей, а частью на раздачу милостыни нищим, приготовил также много различных благовоний, полотна и всего, что потребно было для обвития честных мученических тел. Взяв с собою еще много рабов, помощников и коней, он собрался в путь. Выходя из дому, он, смеясь, сказал своей госпоже:

– А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, – примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и, укоряя его, сказала:

– Ныне время, брат мой, не для глумления, а для благоговения. Тебе следует во время пути тщательно охранять себя от всякого бесчинства и глумления: святое дело должно совершать честно и благочинно, и в пути сем тебе следует пребывать в смирении и воздержании, помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны. Иди с миром, Бог же, зрак раба принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя на добрый и благополучный путь.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи и отправился в путь, размышляя в уме о том, к чему он должен будет прикасаться своими оскверненными, грешными руками. Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах и решил поститься: не есть мяса, не пить вина, а усердно и часто молиться, чтобы прийти в страх Божий. Страх же – отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния. Так Вонифатий насадил в себе корень покаяния, начав со страха Божия, внимания к себе и непрестанных молитв, он стяжал себе желание к совершенному житию.

Когда Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарс8531, в нем тогда при царе Диоклетиане и соправителе его Максимиане было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Оставив рабов в гостинице, он повелел им отдохнуть, а сам, не отдыхая, тотчас же пошел смотреть на страдания мучеников, о которых раньше слышал. Придя на место мучения, Вонифатий увидал множество народа, собравшегося смотреть на производимые христианам мучения. Всем им была объявлена лишь одна вина: христианская вера и благочестивая жизнь, но муки на них были налагаемы неравные и неодинаковые: один висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь, другой был крестообразно привязан к четырем столбам, иной – лежал перепиленный пилой, иного мучители строгали острыми орудиями, иному – выкалывали глаза, другому – отсекали члены тела, иного надевали на кол и, подняв от земли, утверждали кол в земле, так что он проходил ему до шеи, у иного кости были сломаны, у иного – руки и ноги были отсечены, и он, подобно клубку, катался по земле, но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божиею. Блаженный Вонифатий с вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца, потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, начал обнимать всех явивших себя мучениками, которых было уже человек двадцать, и, в слух всех, громко воскликнул:

– Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

Произнеся это, он снова стал лобызать мучеников и с любовию целовать их ноги, а у тех, которые не имели ног, остальные части тела, обнимая мучеников, прижимал он их к груди, называя их блаженными, потому что, претерпев мужественно кратковременные муки, они тотчас получат вечный покой, отраду и бесконечную радость, при этом Вонифатий молился о себе, чтобы и ему быть содругом мучеников в таком подвиге и причастником венца, который они получают от Подвигоположника – Христа. Весь народ устремил свои взоры на него, особенно судья, который мучил святых страдальцев. Видя перед собою в лице Вонифатия пришлеца и незнакомого человека, он спросил: кто он и откуда? И тотчас приказав схватить его и привести к себе, спросил:

– Кто ты?

– Христианин! – отвечал святой.

Но судья хотел знать его имя и происхождение. Отвечая на это, святой сказал:

– Первое и самое любимое мое имя – Христианин, пришел же сюда я из Рима, а если хочешь узнать и то имя, которое мне дано от родителей, то меня зовут Вонифатием.

– Итак, Вонифатий, – сказал судья, – приступи к нашим богам, пока я не растерзал твоей плоти и костей, и принеси им жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и от нас получишь много даров.

В ответ на это Вонифатий сказал:

– Не следовало бы мне даже и отвечать на твои слова, но я снова скажу то, что уже много раз повторял: я – Христианин, и только это ты услышишь от меня, а если не желаешь слышать этого, то делай со мной, что тебе угодно!

Когда Вонифатий произнес сии слова, тотчас судья повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. И святой был биен так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости. Он же, как бы не чувствуя страданий и не заботясь о получаемых ранах, устремлял лишь глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель повелел немного ослабить ему муки и, пытаясь снова убедить его словами, сказал:

– Вонифатий, это начало мучения пусть послужит тебе к указанию, что тебе лучше избрать: вот ты испытал нестерпимые страдания, образумься же, окаянный, и принеси жертву, а то немедленно подвергнешься еще большим и лютейшим страданиям.

Святой возразил:

– Зачем повелеваешь мне непристойное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести жертву им!

Тогда судья, в сильном гневе, повелел вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи и ум к небу, молча, терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Когда олово растоплялось, святой, воздев к небу руки свои, молился:

– Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мною, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь победить мне сатану и этого неправедного судью: ради Тебя, как Сам Ты знаешь, я страдаю.

Окончив эту молитву, Вонифатий обратился и к святым мученикам с просьбою, чтобы они своими молитвами помогли ему претерпеть страшную муку. Мучители, приступив к нему, открыли ему рот железными орудиями и влили олово ему в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие при мучениях, увидев такую жестокость, содрогнулись и стали восклицать:

– Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!

Так восклицая, все обратились к близнаходящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, на судью же громко негодовали и бросали в него камнями, чтобы убить его. Судья, встав с судейского места, со стыдом убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром, когда волнение утихло и народное восстание приостановилось, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулений на Господа своего, сам произнес много досадительных для судьи слов, в свою очередь ругая бездушных богов и обличая ослепление и безумие поклоняющихся им, и тем самым еще более разгневал судью, который немедленно повелел растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба ангел и оросил мученика в котле, когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, которое попалило многих стоявших около нечестивых язычников. Святой же вышел здоровым, не получив от смолы и огня никакого вреда. Тогда мучитель, видя силу Христову, испугался, как бы ему самому не пострадать, и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Воины, взяв мученика, повели его на усечение. Святой же, выпросив для себя некоторое время для молитвы, обратился к востоку и молился:

– Господи, Господи Боже! Сподоби меня милостей Твоих и будь мне помощником, чтобы враг за мои грехи, безумно содеянные, не преградил путь к небу, но приими с миром мою душу и вчини меня вместе с святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру до конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь во веки!

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен, от раны его истекла кровь вместе с молоком. Неверные, видя чудо это, обратились тотчас ко Христу – числом около 550 человек, и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, смеясь, своей госпоже то, что действительно доказал и совершил на деле8532.

Между тем друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним для отыскания мощей, не зная ничего о случившемся сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Видя, что он к вечеру не возвращается, они удивлялись, не видя его и всю ночь, а также и утром на другой день, начали судить и дурно отзываться о нем (как после сами рассказывали), предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами:

– Вот, – говорили они, смеясь, – как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!

Но так как он не возвращался и в другую ночь и на третий день, то они начали недоумевать, и искали его, ходя по всему городу и расспрашивая о нем. Случайно, или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили человека, который был братом комментарисия8533, и спросили его, не видел ли он одного человека, странника, пришедшего сюда. Тот ответил, что вчера некоторый чужестранный муж, пострадав за Христа на месте мучений, осужден был на смерть и усечен мечом.

– Не знаю, – говорил он, – тот ли это, кого вы ищете? Скажите, каков он видом?

Они описали внешний вид Вонифатия, что он невелик ростом, имеет рыжие волосы; передали также и о других приметах его лица. Тогда человек тот сказал им:

– Наверное это и есть тот, кого вы ищете!

Но они не поверили, говоря:

– Не знаешь ты того человека, которого мы ищем.

И, беседуя между собой, вспоминали прежний характер Вонифатия, ругались над ним и говорили:

– Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!

Но брат комментарисия настаивал на своем.

– По наружности такой, как вы говорите, человек вчера и третьего дня, действительно, был мучим на суде, – сказал он, – впрочем, что же препятствует вам? Идите – и сами увидите тело его, лежащее на месте, где он был усечен.

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где стояла военная стража, чтобы тела мучеников не были похищаемы христианами. Шедший впереди человек показал им на лежащего усеченного мученика и сказал:

– Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидали тело мученика, тотчас же начали узнавать друга своего, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, совершенно удостоверились, что это – Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем стали чувствовать и стыд, потому что думали и говорили о нем дурно, боялись и того, чтобы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения.

Когда они смотрели на лицо святого и были в сильном изумлении, вдруг увидели, что Вонифатий понемногу стал открывать глаза, и милостиво смотрит на них, как на своих друзей, уста улыбаются, лицо светится, как будто показывая вид, что он прощает им все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе обрадовались и, проливая теплые слезы, плакали над ним, говоря:

– Раб Христов, забудь грехи наши, что мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругались над тобой!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет и взяли тело и голову святого Вонифатия, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, отправились к себе домой, везя тело мученика госпоже своей. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:

– Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем, прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его, потому что он хранитель души твоей и защитник твоей жизни.

Она, проснувшись, ужаснулась, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно со слезами как господина. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В имении своем, отстоявшем от Рима в 50 стадиях8534, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, уже после того как многие чудеса стали совершаться по молитвам мученика, истекали многоразличные исцеления больным, изгонялись из людей бесы, и многие молящиеся у гроба святого получали исполнение своих прошений.

После и сама блаженная Аглаида, разделив все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира, и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом8535.

Так сия двоица святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получила добрый конец, один, кровью омыв свои грехи, удостоился мученического венца, другая же слезами и суровою жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными перед Господом Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь.

Святому мученику молятся в любых нуждах, трудных жизненных обстоятельствах, но особо — об исцелении от пьянства и распутства.
Первое января, к сожалению, стал днем безудержного веселья, всенародного пьянства и тяжкого похмелья. Но удивительная вещь: по православному календарю на 1 января приходится день памяти мученика Вонифатия — святого, которому молятся… об избавлении от пьянства! Дату специально никто не подгадывал: день памяти мученика «попал» на первый день года благодаря тому, что большевики перевели страну на григорианский календарь в 1918 году. Случайность? С каких это пор христиане верят в случайности?
Может быть, живи Вонифатий сегодня, за образ жизни никто бы его особенно и не осуждал. Да, любил молодой человек погулять, повеселиться, вина выпить, чтобы кровь взыграла. Да, жил, как бы сейчас сказали, «гражданским браком» со своей возлюбленной — Аглаидой, девушкой неглупой и красивой. Правда, тайно, потому что слишком разнились их социальные статусы: знатная римлянка и раб, ее домоуправитель. Что поделаешь: незамужняя Аглаида до смерти влюбилась в своего красивого слугу, и он отвечал хозяйке взаимностью.
Как человек, Вонифатий обладал замечательным качеством сострадания. Повинуясь велению сердца, он всячески помогал нуждающимся, в том числе деньгами. А так как собственных финансовых средств не имел, то фактически тратил деньги Аглаиды на благородные цели. Вонифатий обеспечивал бездомным, странникам кров, подавал нищим и не мог пройти мимо любого людского горя.
Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.
Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били сильно, долго мучили и, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.
Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, многие уверовали во Христа.
Аглаида ждала возвращения возлюбленного. Предчувствовала она что-то или нет? Как это иногда бывает, брошенное в шутку слово оказалось пророческим. Во сне Аглаида увидела Ангела, который предупредил ее: «Встречай не возлюбленного, а брата и сослужителя нашего». А на следующий день Вонифатий вернулся — своими мощами.
Конечно, Аглаида построила храм, в котором поместила тело мученика — и от его мощей люди стали исцеляться. А сама знатная римлянка раздала свое богатое имение нуждающимся и отреклась от мира. Ее жизнь закончилась через 18 лет молитв и праведной жизни. Говорят, что похоронили их рядом — Аглаиду и Вонифатия, госпожу и раба, обычных, подверженных пагубным привычкам и страстям людей, стяжавших святость, ставших монахиней и мучеником Христовым.
В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга. Православные говорят, что это благодаря святому мученику Вонифатию, память которого приходится на 1 января. Он при жизни был подвержен страсти пьянства, и теперь молится за всех невоздержных в новогодний праздник, чтобы они не замёрзли. Вот и в этом году в новогодние праздники погода стоит теплая для зимы. На протяжении столетий христиане знают, кому молиться, если они сами или их ближние страдают от такого греха, как пьянство: » О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие помоги р.Б….(имя)… избавиться от недуга пьянства!» Дьявольские козни терзают человека с незапамятных времен, и только с Божией помощью способен человек не просто встать на борьбу с бесовскими силами, но и обуздать свои страсти. Вот и сегодня под сводами Никольского храма возносили молитвы: «Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых.» Отец настоятель Георгий Болгарский пожелал решимости святого мученика Вонифатия, чтобы провести эти дни благочестиво, стараясь не нарушать языческим разгульным непотребством святых дней Рождественского поста. И тогда Господь нам, верным в малом, даст великие духовные дары!
После Божественной Литургии прихожане молитвенно взывали ко Господу, благодаря за год ушедший. Присутствие множества прихожан утром первого января в храме свидетельство еще и еще одной милости Божией, что Господь продляет дни нашей жизни. Дни человека продлеваются или для его пользы для других людей, или продлеваются в надежде Бога, что жизнь человека изменится к лучшему. Затем о. Георгий поздравил именинников, отметив заслуги каждого и пожелал здоровья, крепкой веры и помощи Божией во всех их начинаниях.
Затем в трапезной состоялся веселый детский праздник с Дедушкой Морозом, который внимательно и терпеливо слушал стихи и песни, исполняемые детьми. В первый день нового года в трапезной была добрая, почти семейная атмосфера праздника, на столах была снедь, которую принесли с собой, все пели знакомые с детства новогодние песни, было много смешных загадок, веселых игр, интересных конкурсов, хороводов и радости. В заключении праздника все дети получали подарки.

Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавивыйся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному Свету пришедый, приими моление наше в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем:

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасивым, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да яко грешник нераскаянный не погибнеши и пред Господем в одежде брачней предстанеши, научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:

Радуйся, жизнь за Христа отдавый; радуйся, страданиям Его подражавый.

Радуйся, очи своя к Богу обративый; радуйся, волю свою в добродетелех укрепивый.

Радуйся, рабе Христов верный; радуйся, святый конец жития своего приемый.

Радуйся, к покаянию сердца обращаяй; радуйся, ко Христу, пути истинному, приводяй.

Радуйся, Духом Святым просвещенный; радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный.

Радуйся, змия лукаваго посрамивый; радуйся, святых лик возвеселивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Видя многомятежие мира сего и печали земныя, и сия вся яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту благоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси, и ныне души всех, во гресех погибающих, к милосердому Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленно Ему возопиют: Аллилуиа.

Разум трезвением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный, от запада на восток из Рима пришел еси, спострадати Господу Иисусу Христу нашему, намерение святое неся, да благодать в тебе преизобилует, и нас ныне в храм Божий привлекл еси, тебе глаголющих:

Радуйся, страсти побороти научаяй; радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.

Радуйся, суету жизни земныя познавый; радуйся, страдания своя предсказавый.

Радуйся, трезвящихся отрадо и ободрение; радуйся, немощных волею укрепление.

Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся; радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.

Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый; радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.

Радуйся, научаяй нас присно возносити ум наш к Богу; радуйся, обретый истинную от грехов свободу.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Сила милосердия Божия неизреченная на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостивно Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут, тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти вечную жизнь приял еси, научи и нас Богу пети выну: Аллилуиа.

Имея ныне радость вечную в Небесных Селениих, и нас грешных на земли не забываеши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же труждающиися и обремененнии, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на Алтарь Небесный принеси, да радостно тебе зовем:

Радуйся, ближняго яко себе самого возлюбивый; радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.

Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый; радуйся, сего ради нощию стогны града обходивый.

Радуйся, богатыя милосердию научаяй; радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.

Радуйся, бедствующим и униженным добрый предстателю; радуйся, за обидимых и уничижаемых присный ходатаю.

Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвением прохлаждаяй; радуйся, вина ради обнищавшия к трезвению призываяй.

Радуйся, жены рыдающия утешаяй; радуйся, слезы их ко Господу приносяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов, не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему, Сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы, в житейстем мори сущии, к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, во умилении зовуще: Аллилуиа.

Слышим и мы евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое иждивше, от глада душевнаго в себе пришед, во объятия отчия притече, в покаянии зовый: Отче, согреших на Небо и пред тобою. Тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвративыйся, ко Христу обратился еси. Мы же, исправлению твоему радующеся, поем ти сице:

Радуйся, глад крепок в работе страстем испытавый; радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго, взалкавый.

Радуйся, Пречистыя Крове Его, яко истиннаго пития приобщивыйся; радуйся, яко преславным мучеником приложивыйся.

Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый; радуйся, сердце свое горе имевый.

Радуйся, ко Господу силою Животворящаго Креста пришедый; радуйся, яко приял еси венец победы.

Радуйся, души нашея сокровище нетленное; радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.

Радуйся, красоты мира сего отвергий; радуйся, греховную одежду с себе совлекий.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Боготочную Кровь Христову за всех нас недостойных и кровь мученическую за Христа пролиянную памятующи, сице тебе вещаше Аглаида: Сам веси, сколь многими грехми осквернени есмы, и о будущем жития нашего небрежем. Аз же от божественнаго мужа слышах, яко мучеников мощи спасение даруют, иже мученика, яко хранителя и ходатая пред Богом имать. И мы тебе глаголем: Ты еси наш хранитель и ходатай пред Богом нашим, ибо со Ангелы предстоиши Престолу Пресвятей Троицы поя: Аллилуиа.

Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляеми, но радостно тебе зовем:

Радуйся, от страстей, яко от погибельнаго сна, пробудивыйся; радуйся, от уз греховных свободивыйся.

Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение; радуйся, безконечныя радости утверждение.

Радуйся, зовый нас к подвигу воздержания; радуйся, ты бо знамением Креста пресекл еси страстей взыграние.

Радуйся, стяжавый себе вечное имение; радуйся, и нас побуждаяй к труду спасения.

Радуйся, яко винное веселие презрел еси; радуйся, плотския раны, яко безплотен, претерпел еси.

Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный; радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Проповедница поклонения святым мощем явися Аглаида, госпожа твоя, страдальче Христов, егда посла тя на восток святые мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, имиже благодеяния источаются обильно и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти, Ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа.

Возсиял еси нам, яко звезда незаходимая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получивый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть. Темже и нас молитвами твоими в горняя обители приведи, тя восхваляющих сице:

Радуйся, закона Христова скрижаль богоначертанная; радуйся, молитв ко Господу миро благоуханное.

Радуйся, правыя веры Христовой столпе огненный; радуйся, честный венче заповедей Божиих, якоже от камений драгих, устроенный.

Радуйся, трезвения лествице небовосходная; радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.

Радуйся, от Господа Иисуса Христа благодать и силу приял еси; радуйся, яко свет Христов сим возсиял еси.

Радуйся, воздержанием от грехов освещати праздники нас научаяй; радуйся, от смертнаго вина нас охраняяй.

Радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляяй; радуйся, тыя к новому житию призываяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Хотя отыти от дому своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, егда его принесут ти. В душе твоей мысль за Христа пострадати имевый, ты Ему сокровенно молился еси, и нашу веру укрепи, да будем готови и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа.

Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвеща ти: «Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святыя имаши носити. Господь же да послет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим». Мы же, чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:

Радуйся, святых мощей почитателю; радуйся, благоговения образа нам подателю.

Радуйся, безчинств хранитися нам повелевый; радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.

Радуйся, известный нам помощниче; радуйся, святых мощей таинниче.

Радуйся, всем борющимся со грехми покровителю; радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.

Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения; радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, ликом ангельским сотворивый радость и удивление; радуйся, духов злобы приведый в посрамление.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Странно тебе бысть языческое идолослужение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждыми, но Апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве ко Владыце Христу, поюще всегда: Аллилуиа.

Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же тебе похвалу поем:

Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный; радуйся, в правду Божию, аки в броню облеченный.

Радуйся, яко кости твоя от ран за Христа обнажахуся; радуйся, яко чистота души твоея тогда открывашася.

Радуйся, яко наследовал еси небесная селения; радуйся, яко и ныне обличаеши злых человек на Христа хуления.

Радуйся, за Христа острыми тростьми прободаемый; радуйся, сада райскаго цвете неувядаемый.

Радуйся, яко злато горнилом язв очищенный; радуйся, за Христа ударенный.

Радуйся, кончиною своею Богу угодивый; радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Всего себе Господу Богу предав, страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити, руце своя воздвигл еси к небу, моляся: Господи Боже мой Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ныне со мною, моя страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем. Тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу: Аллилуиа.

Витии суемудреннии да рекут нам, како олово разжженное гортани твоея не опали, ниже инаго вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие, от Господа бо знамения победы над мучителем просил еси, и сие знамение тебе дано бысть. Сего ради вси чудящеся восклицаху: Велий есть, Иисус Христос, веруем, веруем в Тя, Господи. Мы же славим тя, мучениче, сице:

Радуйся, яко тобою вернии просвещаются; радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.

Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй; радуйся, во страданиях призывати Бога научаяй.

Радуйся, яко мучителие тебе не превозмогоша; радуйся, яко страсти тебе не побороша.

Радуйся, ты бо терние грехов в себе попалил еси; радуйся, ты бо огнем не опален пребыл еси.

Радуйся, присно живый страстотерпче радостный; радуйся, молитвенниче наш благостный.

Радуйся, яко тобою очеса, грехми ослепленныя, отверзаются; радуйся, яко помощию твоею печали на радость прелагаются.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Спасен быти восхотев, пламенне возжелел еси до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, Емуже и возопил еси: Господи, Господи Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буди ми помощник, да за беззакония моя безумно содеянныя, враг не преградит ми пути к Небеси, приими с миром душу мою, вчини мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими, и ныне вопиющими Ти: Аллилуиа.

Стена крепкая, козньми врага неодоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов, егда же глава твоя от телеси отсечена бысть, о чудесе! Абие кровь и млеко из раны тоя истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с нами звати тебе:

Радуйся, яко мучения твоя зряще, множество людей ко Христу обратишася; радуйся, яко тебе ради на князя злобы тии устремишася.

Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя; радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести, во гресех погребенныя.

Радуйся, нераскаянных грешников обличение; радуйся, волею расслабленных от вина исцеление.

Радуйся, в нощи неведения блуждающим вразумление; радуйся, златая удице из глубины грехов влекущая ко спасению.

Радуйся, яко от Бога в молитвах услышан был еси; радуйся, яко в Небеснем Царствии вселился еси.

Радуйся, порфирою от кровей твоих облеченный; радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученическими лики Пресвятей Троице предстоя, за Нюже себе предал еси, да и мы души своя, аки невесты украсивше, нетленному Жениху Христу представим со священною песнею: Аллилуиа.

Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи, твою усеченную главу обретше, плакахуся горько: Рабе Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших. Тогда лик твой, яко лучами живыми, просветися, прощение им являя. Сего ради с любовию тебе зовем:

Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя; радуйся, любве вместилище пространное.

Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады; радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному Граду.

Радуйся, в смерти своей Апостолом равный; радуйся, ревностию по Бозе преславный.

Радуйся, житейския молвы обличаяй злыя сплетения; радуйся, всех нас от вражия избавляяй ловления.

Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя; радуйся, пред Престолом Господним лампадо неугасимая.

Радуйся, по заповеди Христовой и врагов возлюбивый; радуйся, злословия и клеветы нивочтоже вменивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

Благодать исцелений точащия мощи твоя егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже владыку, и упокой добре, да грехи твоя оставятся, той бо с нами ныне в Небесных поет Всевышнему Богу: Аллилуиа.

Поющи чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в немже и мощи твоя положи, и сама, богатство нищим раздавши и пятьнадесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже величюще чудеса твоя, прославляем тя сице:

Радуйся, душу твою сотворивый храм Богу прекрасный; радуйся, чудных Божиих дел книго ясная.

Радуйся, внезапныя смерти избавляяй; радуйся, скорбныя жены от злых пианиц ограждаяй.

Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй; радуйся, свет чистоты им подаваяй.

Радуйся, ты бо укрощаеши страстей огневицу; радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.

Радуйся, малыя чада от соблазнов мира соблюдаяй; радуйся, тыя Христову учению наставляяй.

Радуйся, вестниче трезвости, вовеки прославляемый; радуйся, угодниче Христов присно почитаемый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный.

О, предивный мучение Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею, колена преклоньше и руце свои к тебе простерше, тебе ныне просим: даруй нам твое пред Господем заступление, наипаче же погибающим от пианства исцеление низпосли и жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши, молитвами твоими, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелом светлым…» и кондак 1-й «Избранный воине Христов…».

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержания крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих, слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

О святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянныя. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.