Святой значение слова

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. свято́й свято́е свята́я святы́е
Рд. свято́го свято́го свято́й святы́х
Дт. свято́му свято́му свято́й святы́м
Вн. одуш. свято́го свято́е святу́ю святы́х
неод. свято́й святы́е
Тв. святы́м святы́м свято́й свято́ю святы́ми
Пр. свято́м свято́м свято́й святы́х
Кратк. форма свя́т свя́то свята́ свя́ты

свя-то́й

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b/c. Сравнительная степень — святе́е.

Корень: -свят-; окончание: -ой .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Святые на картине Фра Беато Анджелико «Все святые»

Значение

  1. религ. обладающий высшим, божественным совершенством ◆ Выпей святой воды. Здесь живёт святой дух.
  2. религ. праведный, угодный Богу ◆ В глуши лесов, в пустыне мрачной, дикой, // Был монастырь; в глухих его стенах // Под старость лет один седой Монах // Святым житьём, молитвами спасался // И дней к концу спокойно приближался. А. С. Пушкин, «Монах», 1813 г. (цитата из Викитеки)
  3. высок. глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному ◆ Агафья говорила с Лизой важно и смиренно, точно она сама чувствовала, что не ей бы произносить такие высокие и святые слова. И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1856–1858 г. (цитата из Викитеки)
  4. непреложный, обязательный ◆ Развитие и поддержка науки и культуры ― это святая обязанность каждого человека. Александр Розенбаум, «Бультерьер», 1987–1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь ― это моя святая обязанность. Протоиерей Димитрий Смирнов, «Проповеди», 1984–1989 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. субстантивир., религ. человек после канонизации; признаваемый и чтимый церковью праведник ◆ Дату 4 декабря церковь значит как день святой великомученицы Варвары. Ф. И. Тютчев, «Двум друзьям», 1816 г. (цитата из Викитеки)

Синонимы

Антонимы

  1. греховный, грешный, нечистый

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: святость
  • прилагательные: святейший, всесвятой, пресвятой
  • глаголы: святить, святиться, освящать
  • наречия: свято

Этимология

Происходит от праслав. *svętъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. святъ, ст.-слав. свѩтъ (греч. ἅγιος, ἱερός), русск. святой, укр. святи́й, белор. святы́, болг. свет, света́, свето́, сербохорв. све̑т, све́та, све̑то, словенск. svẹ̑t, svẹ́ta, ж., чешск. svatý, словацк. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полабск. sjǫte. Праслав. *svętъ родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spǝnta- «святой», sраnаh- «святость», др.-инд. вед. c̨vāntás «процветающий», сюда же латышск. svinêt, svinu «праздновать». Латышск. svę̀ts «святой, благочестивый» заимств. из слав. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • День святого Валентина
  • святая вода
  • святая святых
  • Святой Грааль
  • Святой престол

Перевод

Список переводов

  • Амхарскийam: ቅዱስ
  • Английскийen: holy; sacred
  • Испанскийes: sagrado
  • Корейскийko: 신성하다
  • Немецкийde: heilig
  • Французскийfr: saint, sacré
  • Японскийja: 聖なる (せいなる, seinaru), 神聖な (しんせいな, shinseina)

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    В Викиданных есть лексема святцы (L161444).

    Морфологические и синтаксические свойстваПравить

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. свя́тцы
    Р. свя́тцев
    Д. свя́тцам
    В. свя́тцы
    Тв. свя́тцами
    Пр. свя́тцах

    свя́т-цы

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения мн. <м 5*a> по классификации А. А. Зализняка); формы ед. ч. не используются.

    Корень: -свят-; суффикс: -ц; окончание: -ы .

    ПроизношениеПравить

    • МФА:

    Семантические свойстваПравить

    ЗначениеПравить

  1. список святых и праздников в календарном порядке ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. месяцеслов

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • прилагательные: святой

ЭтимологияПравить

Происходит от прилагательного святой, далее от праслав. *svętъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. святъ, ст.-слав. свѩтъ (греч. ἅγιος, ἱερός), русск. святой, укр. святи́й, белор. святы́, болг. свет, света́, свето́, сербохорв. све̑т, све́та, све̑то, словенск. svẹ̑t, svẹ́ta, ж., чешск. svatý, словацк. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полабск. sjǫte. Праслав. *svętъ родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spǝnta- «святой», sраnаh- «святость», др.-инд. вед. c̨vāntás «процветающий», сюда же латышск. svinêt, svinu «праздновать». Латышск. svę̀ts «святой, благочестивый» заимств. из слав. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

      Твитнуть

      • Главная
      • »

      • Проповеди
      • »

      • Духовное совершенствование
      • »

      • Три ступени святости

      Три ступени святости

      Цель проповеди: Как подняться на высшую ступень святости

      Духовные образы Бытия

      Я хочу сегодня обратить внимание церкви на одну особенность первых стихов Библии:

      Бытие, 1-я глава…

      Быт.1:4,5 «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
      Быт.1:6,7 «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».
      Быт.1:14, 18 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что хорошо».

      В этих трёх отрывках первой главы Книги Бытия присутствует слово, о котором мы сегодня немного поразмышляем – «отделить».

      В 4-ом и 5-ом стихах Бог разделяет смешанные до этого воедино противоположные вещи – свет и тьму. Причем он отделяет не тьму от света, а свет от тьмы.
      То есть, фраза в 4-ом стихе построена так, что читающий понимает, что цель отделения как бы освободить свет от тьмы, выделить именно свет из этой, до этого момента единой, смеси.
      Запомним это и пойдём дальше…

      6-ой и 7-ой стихи рассказывают о принципиально ином отделении:
      Здесь Господь разделяет надвое не разные вещи, а одну – а именно, воду!

      Одна отделённая часть этой воды поднимается на небо, а другая остаётся на земле.
      Очень интересное отделение! Запомним его и перейдём к третьему, ещё более интересному…

      А интересно здесь то, как, и при помощи чего, происходит процесс разделения. Стихи с 14-го по 18-тый говорят о трёх инструментах отделения ?: солнце, луне и звёздах.

      При этом создаётся два класса светил:

      Большое, солнце – которое управляет днём и даёт свет – первый класс.

      И второй класс, в который входит луна и звёзды. Луна – которая,
      — во-первых, управляет ночью;
      — во-вторых, как мы знаем, светит не собственным, а отражённым светом.

      И, наконец, звёзды – которые,
      — Тоже участвуют в управлении ночью;
      — Но… Светят собственным светом;
      — Свет их незначителен, ввиду большой удалённости, почему они видны, как чрезвычайно маленькие точки;
      — И наконец, их огромное количество.

      И все эти светила участвуют в отделении дня от ночи, ну, или света от тьмы.

      Солнце здесь управляет светом,

      … а луна, отражая свет солнца, и звёзды своими микроскопическими огоньками управляют тьмой… Которая в данном случае не абсолютная тьма, поскольку её свет от луны и звёзд всё-таки подсвечивают…

      Вот какие интересные и, уверяю вас, очень многозначительные картинки получаются…

      И мы попробуем эти три изначальных механизма отделения использовать для того, чтобы углубить наше понятие о таком явлении, как «святость».

      Что такое святость?

      Прежде всего, давайте определим, что это такое?

      Библейский словарь Нюстрема:

      Святой (евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделённый от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло. Израилю постоянно напоминается: «Будьте святы, ибо Я свят».

      Святыми называются в Ветхом Завете «народ Божий взятый в удел» — Израиль, а в Новом Завете — ученики Христовы, «святой народ», как отделенные от мира, соединенные со Христом и причастники Св. Духа.

      Святыми называются также ангелы, пророки и апостолы.

      В более широком значении слова святой и освященный употребляются по отношению к известным лицам, временам и предметам (без обозначения какого-либо их доброго качества), которые были посвящены Богу или употреблялись во время богослужения.

      Но бывали и особые случаи, когда наступающие на Вавилон мидийские и персидские войска Господь называет: «Мои освященные», т.е. избранные Им для ведения Его священной войны.

      Впоследствии эти слова стали обозначать все разрешенное для употребления, или что-либо, прикосновение к чему не оскверняло человека.
      Так в 1Кор 7.14 говорится о смешанных браках: муж язычник освящается верующей женою, и жена язычница освящается верующим мужем; дети же христиан святы; а в 1Тим 4.5 сказано, что пища освящается словом Божьим и молитвою.

      Иногда действующие лица Библии произносили выражения «святые горы», «святые места», «святой город», «святая гора».

      Итак, святой – по отношению к людям и предметам материального мира, означает – отделённый Богом для выполнения определённых Им задач.

      Но… предметом сегодняшнего изучения будет святость или отделённость именно человека.

      А теперь я попробую сформулировать более узко тему сегодняшней проповеди: Мы будем размышлять сегодня о трёх ступенях святости.

      И ступеньку первую мы назовём «Отделение Света от Тьмы»

      Как это происходит?

      Жили-были на земле люди. Со времени потопа прошло уже несколько столетий и почти все создания Божьи, занятые заботами выживания на проклятой земле, забыли, откуда они взялись на этой планете.
      Мне кажется, именно об этих временах пел Давид:

      Пс.13:2,3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».

      И тогда Бог из потомков одного из немногих веровавших в него людей делает Свой народ:
      И обращаясь к ним через Моисея, Господь призывает их:

      Лев.20:26 «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои».
      А во Второзаконии Он называет их Собственным народом:

      Втор.14:2 «…ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

      При этом Он даёт им особенные привилегии:

      • Обещает им землю обетованную;
      • Сам их туда ведёт;
      • Даёт им особые дары:
        • Закон;
        • Скинию;
        • Пророка, который ими управляет по Божьему повелению;
        • Обещает удивительные благословения.

      Втор.26:19 «…что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, что ты будешь святым народом у Господа Бога твоего, как Он говорил».

      Фактически, с созданием избранного народа, на земле вторично произошло отделение света от тьмы. Засиял народ, который должен был, в отличие от всех остальных народов жить на земле по правилам Святого Бога.
      А всё остальное человечество осталось во тьме.

      Была создана первая ступень святости – избранный народ.

      Казалось, можно был возрадоваться, прославить Бога и почивать на лаврах.

      Но… избранные и святые Божьи упустили одну немаловажную деталь из Божьих обетований.

      Втор.28:9 «Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его»

      А вот с этим, увы, начались проблемы…

      И тогда появилась вторая ступень святости – «Отделение воды небесной от воды земной»

      … отделение уже в самом избранном народе особого народа…

      Мы все помним историю 40-летнего путешествия израильского народа по пустыне… Ропот, неверие, капризы, бунт… и как результат Господь выносит приговор:

      Втор.1:35 «…никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим»;

      Эта «вода» осталась в земле странствия избранного народа, поскольку, даже будучи избраны Богом, они не поверили Богу и не послушались Бога.

      Были ли они святы? Да! Конечно! Поскольку были отделены от всех народов земли самим Богом.

      Куда они попали после смерти в пустыне? Нет сомнения – в нижний шеол, в ад!

      А вот «вода небесная», те, кого Бог лично отделил от земной воды, их дети, вошли в землю обетованную.

      Втор.1:39 «…дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу , и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею»;

      Но, увы, дети детей, вошедших в землю обетованную вскоре пошли по второму, а потом по третьему и четвёртому кругу: ?? первая ступень-вторая ступень; первая-вторая; первая-вторая…
      — Мы избранные и святые, — кричали они, — не подходи ко мне! Я свят для тебя!

      Только вот жить эти «святые» по Божьим заповедям и не думали…
      Нарушение заповедей, грехи, воровство, убийства, грабежи, идолопоклонтво…
      И как результат этого – пошло-поехало: грабители, захватчики, неурожай, голод, эпидемии, вредители, плен, выселение из Израиля, и опять возвращение, и опять войны, бунты, беды, голод…
      Нормальный судья или царь – и почти все дружно повинуются Богу.
      Как только какой-нибудь оболтус с придурью или злодей – тот же жёсткий наборчик…

      Но… на протяжении всей истории существования Израиля, Бог постоянно переводил с первой на вторую ступень некоторых людей:

      Помните, Бог говорит Исайе:

      3Цар.19:18 «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч ; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его».

      И, наверное, огорчал его очень сильно Господь вот этими словами:

      Ис.10:20-23 «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному.

      Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле».

      Не все, увы, спасутся из избранного народа, как и тогда, в пустыне…
      Но Бог и ободряет Исайю словами:

      Ис.37:31,32 «И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное – от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это».

      А вечно плачущий пророк Иеремия, тоже был ободрён словами:

      Иер.23:3-6 «И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.

      Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.

      Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»»

      Но проходило время и народ опять отступал от Бога:

      Господь буквально в удивлении говорит к Израилю через Иеремию:

      Иер.2:17-21 «Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?

      Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.

      Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить «, а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.

      Я насадил тебя благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?»

      Но… учитывая то, что эти отступники принадлежали к избранному народу, они продолжали получать какое-то время некоторые обещанные им благословения:

      • Жизнь в земле обетованной;
      • Возможность приходить к храму для молитв и пожертвований…
      • Постоянная готовность просить покаявшегося грешника…

      И опять звучали слова обетований:

      Иез.14:21-23 «Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот, и тогда останется в нем остаток, сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим, о всем, что Я навел на него.

      Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что Я не напрасно сделал все то, что сделал в нем, говорит Господь Бог».

      То есть задача наказаний за грех состояла не в тупой мести, а во включении единственного действующего, увы, механизма, чтобы спасти хотя бы некоторых…

      Но вот пришёл Иисус…

      И заработало сразу два новых процесса попадания на вторую ступень святости

      Спасение части избранного народа.

      И применительно к Израилю, «Отделение воды небесной от воды земной» происходит уже не в результате исполнения заповедей, а через веру в Иисус Христа.

      Ведь Христос пришёл к Своему народу, и всё служение Его было направлено на избранный народ:

      Матф.15:24 «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».

      …хотя и Он, и Его апостолы говорили о том, что…

      «… Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему». (Рим.15:8,9)

      И тот самый остаток спасённый из избранного народа, продолжал спасаться уже по благодати, а не по закону, через веру в ИисусаХриста.

      Апостол Павел говорит в Послании к Римлянам:

      Рим.11:5 «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».

      И второй механизм, который заработал на полную мощность с началом служения Иисус на земле – спасение части язычников.

      «Отделение света от тьмы» в данном случае применительно к язычникам, тоже происходит через веру в Иисуса Христа.

      И сразу на вторую ступень, где они соединяются в один народ с иудеями – в христиан!

      Как говорит апостол Павел в Послании к Титу:

      Тит.2:11-14 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».

      Очищенный, особенный и отделённый народ…

      Те же грабли…

      И вот мы, и иудеи, и язычники, вместе стали одним народом – христианами. Мы взошли вместе на вторую ступень святости.

      Мы вышли на покаяние, прошли через водное крещение, обещая Богу добрую совесть, принимаем причастие, по мере данных Богом талантов, служим в церкви…

      Казалось, всё хорошо! Но нечто заставляет серьёзно беспокоиться:
      Но…Апостол Павел предупреждает, о чём мы уже сегодня говорили:

      Рим.9:6,7 «Но… не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его».

      И те же проблемы возникают и с покаявшимися язычниками:

      Появляется особая категория христиан, о которой пишет в 1-ом Послании Иоанн:

      1Иоан.2:19 «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но через то открылось, что не все наши».

      И это началось не сегодня, а ещё во времена Иисус Христа:
      Знаменитая проповедь Христа о Его Плоти и Крови заканчивается бегством части учеников:

      Иоан.6:65,66 «И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним».

      А в посланиях Павла, и в Откровении Иоанна упоминается о нескольких видах отклонений от Христова учения:

      • Отрицание воскресения,
      • сторонники обрезания,
      • поедатели идоложертвенного,
      • николаиты,
      • познаватели глубин сатанинских,
      • прямые развратники,
      • клеветники,
      • люди вносящие раскол в церковь и…
      • ещё… и ещё… и ещё…

      И сложилась та же ситуация, как когда-то с Израилем по плоти – из святого вновь возникла необходимость выделять святое!

      И мы переходим к третьей ступени святости, которая, конечно, возникла не с приходом Христа, а значительно раньше.

      О ней упоминается в притче Христа о богаче и Лазаре.

      После смерти те, кто старался изо всех сил жить по Божьим заповедям попадал в верхний шеол или как его ещё называет Иисус, на лоно Авраама.

      А все, у кого не хватило желания, мудрости или сил быть послушными Богу – отправлялись в нижний шеол, в озеро огненное.

      В самом Ветхом Завете ад, или нижний шеол, упоминается очень немного у Иова, у Давида в Притчах и у Исайи…
      А вот верхний – не упоминается вовсе напрямую, хотя некоторое описание, указывающее на него, присутствует у тех же авторов.

      В нижнем шеоле мучились, а в верхнем покоились.
      Нечестивые шли в глубины ада, а праведники восхищались (то есть поднимались вверх) от земли.

      В общем, разделение Богом после смерти грешных и праведных явно присутствовало:

      Прит.14:32 «За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду».

      Как же изменилась третья ступень святости с приходом Спасителя?

      Начнём с того, что большая часть проповеди Христа на земле была именно об этой третьей ступени, о Небесном Царстве, в которое чрезвычайно важно человеку попасть.

      • Он говорил о его ценности;
      • Об условиях попадания туда;
      • О единственном пути туда;
      • О том, как происходит отбор людей в Царство Божье.

      И хотя многое изменилось с приходом Бога на землю, принципы его отбора остались прежние. Об этом говорится в начале и в конце Ветхого Завета:

      Втор.10:12,13 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо».
      Мих.6:8 «О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

      И Христос на земле учил тому же:

      Лук.10:25-28 «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

      Заметьте, эти качества нужны, чтобы «наследовать жизнь вечную», то есть подняться на третью ступень святости, на Небеса!

      Но Христос говорил и ещё об одном пути попадания в Небесное Царство, о котором в Ветхом Завете практически не упоминается.

      Матф.25:31-34 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
      Матф.25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

      Вторая дорога отделения добрых от злых откроется в самом конце:

      Матф.13:49,50 «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».

      Об этом же разделении на тех, кто войдёт и не войдёт в царство говорит Христос:

      • В притче о разумных и неразумных девах…
      • В притче о добрых и верных, и лукавых рабах…
      • В притче о отборе хороших и негодных рыб…
      • В притче о госте на пиру не надевшем брачные одежды…
      • В притче о добрых семенах и плевелах…

      Отделение… отделение… отделение добра от зла, можно сказать, является одним из ключевых положений всей Библии.
      И особенно ярко это видно именно в Новом Завете.

      Фактически главная цель христианина – взойти на третью ступень святости. Попасть в Небесное Царство!

      Светила отделяющие…

      Мы в наших увлекательных странствиях по ступеням святости как-то совсем упустили из виду третий механизм отделения в Книге Бытия. Помните? Солнце, луна, звёзды?

      Давайте-ка вспомним два вида светил — управляющих днём и ночью:

      Бог создал большое светило, солнце – которое управляет днём и является источником света.

      И второй класс, в который входят ночные светила луна и звёзды. Луна – которая,

      • …во-первых, управляет ночью;
      • Во-вторых, как мы знаем, светит не собственным, а отражённым светом.

      И, наконец, звёзды – которые,

      • Тоже участвуют в управлении ночью;
      • Но… Светят собственным светом;
      • Свет их незначителен, ввиду большой удалённости, почему они видны, как чрезвычайно маленькие точки;
      • И наконец, их огромное количество.

      И все эти светила участвуют в отделении дня от ночи, ну, или света от тьмы.

      Солнце здесь управляет светом, … а луна, отражая свет солнца, и звёзды своими микроскопическими огоньками управляют тьмой… Которая в данном случае не абсолютная тьма, поскольку её свет от луны и звёзд всё-таки подсвечивают…

      Я увидел в этом четвёртом дне создания образ (помните, что Павел говорит о Ветхом Завете в 1-ом Послании к Коринфянам? Это для нас образы!). Так вот давайте посмотрим на четвёртый день создания, как на образ, указывающий на христианские времена:

      Посмотрите: Солнце – это Христос!

      Он осветил для человечества дорогу в небеса, вплоть до восхождения на третью ступень святости, в Небесное Царство.

      Он и Сам говорил о Себе подобным образом:

      Иоан.8:12 «Опять говорил Иисус и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
      Иоан.9:5 «Доколе Я в мире, Я свет миру».
      Иоан.12:46 «Я – Свет! Пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме».
      Иоан.1:4-9 «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но , чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир».

      Напомню вам молитву Захарии, где он говорит о Спасителе, как о свете и для избранного народа и для язычников:

      Лук.2:30-32 «…ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

      Или вот этот образ:

      Откр.1:16 «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей».

      И скажите после этого, что образ солнца, которое является источником света, отделяет свет от тьмы, управляет этим самым светом и указывает на путь в Царство Небесное как иудеям, так и язычникам, не является точным образом Иисуса Христа!

      Но… после окончания земного служения Спасителя, на землю пришла ночь, о чём он лично свидетельствовал:

      Лук.22:53 «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы».

      И в эту тьму и ночь Бог послал два вида светил, которые её и управляют до сих пор, и хоть немного рассеивают мрак ночи.

      И первое, большое светило – Библия, Божье Слово, которое отражает часть света Божественных истин на землю. И которое управляет в ночи той частью народов, которые поднимают глаза к небесам, к его свету.

      Согласитесь, что именно луна наиболее полно передаёт этот образ.

      2Пет.1:19 «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших».

      Ну чем не образ луны в ночи?!

      А миллиарды маленьких и больших звёзд – это мы, люди, уверовавшие в Иисуса Христа.

      Мы горящие точечки в ночи этого мира:

      • Звёздочки совсем маленькие – обычные прихожане.
      • Но свет которых, тем не менее, соединяясь со светом остальных, освещает мрак ночи.
      • Звёздочки поярче – служители.
      • Ещё ярче – пастыри.
      • Очень крупные – апостолы, создавшие большую часть Писания.

      Там, где воздух прозрачен и чист, при свете звёзд очень хорошо видно мир, можно даже читать…
      Если же воздух мутен от грехов – свет звёзд еле пробивается сквозь мрак…

      И тем не менее звёзды тоже в некоторой степени участвуют в отделении света от тьмы и в управлении ночью…

      И как написано:

      1Кор.15:41 «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе».

      Но приближается время, когда снова наступит день. Христос говорит о Самом Себе:

      Откр.22:16,17 «…Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет приди»!..
      Иак.5:8 «ДолготерпИте и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается».
      Мар.13:26 «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою».

      И наступит вечный день, где Господь будет светить как солнце:

      Откр.22:5 «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков».

      Так давайте попробуем достигнуть этого вечного дня! Достичь этой третьей ступени святости – Царства Небесного!

      Аминь!

      Заключение

      Итак, мы сегодня, используя образы Ветхого Завета о создании вселенной, попробовали понять, как происходит процесс отделения от мира и освящения Божьего народа.
      Мы вспомнили время отделения Богом избранного народа.
      Процесс его очищения от грешников.
      Вспомнили о судьбе грешников или праведников по окончании земной жизни.
      Вспомнили, как происходит отделение праведников от грешников во времена христианства.
      И разобрались, на что указывает создание солнца, луны и звёзд в духовном мире.
      Ну, и в конце по традиции небольшое стихотворение на тему:

      Вот народ! Средь народов не значится,
      И он общей судьбы не наследует.
      Он живёт средь других и не прячется,
      Но иною дорогой он следует.
      Все народы пойдут в истребление,
      Когда огненный вихрь вдруг обрушится
      На вселенную для очищения,
      И одна лишь страна не разрушится!
      Ту страну не ищите на глобусе,
      У неё нет границ и таможенных.
      Ни на поезде, не в аэробусе
      До неё долететь нет возможности.
      Та страна — бесконечно далёкая,
      Та страна — удивительно близкая,
      За стеною, как небо, высокою
      И за дверцею узкою, низкою…
      Перепрыгнуть ту стену — немыслимо,
      А вот дверца — легко открывается,
      Но войти в неё можно лишь чистому,
      Кто пред Господом Богом покается…
      В Божьем Царстве навечно прописаны,
      Мы под сенью Его — защищённые,
      В книге жизни Иисусом записаны,
      Освящённые Им и прощённые!
      Смотрим мы в свою будущность с бодростью,
      От проблем и от мира не прячемся,
      Повторяя и кротко, и с гордостью:
      Мы — народ! Средь народов не значимся!

      Аминь

      Проповедник: брат А.

      В словаре Ефремовой

      Ударение: свя́тость ж.

  1. Отвлеч. сущ. по значению прил.: святой.

В словаре Д.Н. Ушакова

СВЯ́ТОСТЬ, святости, мн. нет, ·жен.
1. В религиозных представлениях — то, что присуще святому (см. свято» title=’что такое свято, значение слова свято в словаре Ушакова’>свято1 в 1, 2, 3, 4 и 6 ·знач. ). «Начальник таможни догадался, должно быть, что я глуп до святости, и отпустил меня.» А.Тургенев.
2. чего. ·отвлеч. сущ. к святой» title=’что такое святой, значение слова святой в словаре Ушакова’>святой во всех ·знач., кроме 3 и 5. Святость жизни. Святость договоров. «Для вас не существует постоянства, нет святости обещаний.» Гончаров.

В словаре Синонимов

крепость, истинность, незыблемость, праведность, священность, идеальность, благочестие, нерушимость, нерасторжимость, благодатность, благочестивость, величественность, возвышенность, неразрывность

В словаре Энциклопедии

одно из центральных понятий религии; в теистических религиях — сущностная характеристика Бога и — косвенно — также людей, установлений и предметов, запечатлевающих в себе присутствие Божества. Противоположность святости — грех.

В словаре Синонимов 2

сущ1. безгрешность, непорочность2. возвышенность, благородствосвойство быть благородным, чистым (об идеях, чувствах, устремлениях)

В словаре Синонимы 4

благодатность, величественность, возвышенность, идеальность, истинность, незыблемость, неразрывность, нерушимость, священность

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

свя́тость,
свя́тости,
свя́тости,
свя́тостей,
свя́тости,
свя́тостям,
свя́тость,
свя́тости,
свя́тостью,
свя́тостями,
свя́тости,
свя́тостях

Похожие слова

Святослав Святослав ii Святослав i игоревич

logo