Святые места в Казахстане

Святые места Казахстана для замужества и зачатия ребенка

Фото: UGC

О существовании святых мест знают люди с давних времен. Сила святынь и глубокая вера человека творят чудеса: исполняют заветные желания, исцеляют болезни. Есть сакральные места и в Казахстане. К ним съезжаются люди из разных уголков мира с молитвами о замужестве и зачатии ребенка. Многие пары, посетив святые места Казахстана, обрели родительское счастье. А одинокие девушки и парни нашли свою судьбу.

Священные земли имеют свою историю, окутанную легендами и невероятными чудесами. Для многих людей — это единственный шанс исполнить мечту. Вот самые известные святые места в Казахстане, которые посещают с просьбами о материнстве и замужестве:

Мавзолей Кыз Аулие

Совершая паломничество в город Туркестан, отчаявшиеся пары посещают этот мавзолей. Старинная легенда гласит, что это место связано с тремя смелыми девушками. Джунгарские воины пожелали сделать их своими женами. Не желая подчиняться воле врагов, невинные казашки погибли в неравной схватке. С тех времен земли считаются священными.

Мавзолей Кыз Аулие

Фото: edu.e-history.kz: UGC

Местные жители верят, что дух Святой Девы блуждает по степи и помогает молящимся. Чтобы сбылись задуманные желания, первым делом почитают память усопших, читая молитву. Девушки, мечтающие о замужестве, готовят своими руками три блюда. После этого надевают свадебное платье и обходят помещение мавзолея под прощальную песню невесты.

Мавзолей гордится невероятными историями. Одна из пар, отчаявшись зачать ребенка, посетила святое место. Гуляя по территории, молодые люди сорвали с дерева и съели два яблока. Через год у счастливых родителей появился на свет сын.

Другая история рассказывает о мужчине, который приехал с матерью. Женщина давно пыталась найти ему невесту. Но он нашел ее сам среди девушек, молящихся в мавзолее.

Мавзолей Айша-Биби

Знаменитая усыпальница находится в 20 км от города Тараз. Святые места овеяны тайнами средневековой казахской степи. Одна из легенд рассказывает о большой и несчастной любви.

Мавзолей Айша-Биби

Фото: biaprom.ru: UGC

Айша была известной красавицей. Молодые парни пытались завоевать ее сердце. Но взаимностью девушка ответила только Карахану. А строгий воспитатель отказал джигиту. Айша не захотела повиноваться его воле и убежала к возлюбленному. Но влюбленные так и не встретились.

После купания в реке беглянку укусила змея. На месте долгожданного свидания Карахан нашел бездыханное тело любимой. Убитый горем джигит решил построить усыпальницу, чтобы в широкой степи навсегда осталась память о его любви.

Место захоронения окутано тайнами. Местные жители отмечают, что в ветреную погоду возле мавзолея слышны звуки органа. Паломники, гуляя по святым местам, ощущают атмосферу спокойствия и умиротворения. Сюда едут за благословением на долгую и счастливую жизнь новобрачные, молятся и строят планы на будущее.

Мавзолей Айша-Биби

Фото: biaprom.ru: UGC

Достопримечательности Актобе

Село Унгуртас

Это удивительное и загадочное место находится в 100 км от Алматы у подножия горы. Согласно старинным легендам в этих священных местах провел последние дни великий Ахмед Ясави.

Гора считается местом обмена энергией Земли и космоса, в народе называется «пупом Земли». Участки обмена энергией обозначены камнями. Черный камень стоит на месте, где энергия космоса входит в землю. Возле него люди молятся, чтобы очиститься от грехов.

Унгуртас

Фото: tengrinews.kz: UGC

На месте, из которого энергия земли уходит в небеса, возвышается красный камень. Здесь паломники просят об излечении от болезней.

На горе просят о материнстве и семейном счастье. Между камнями стоит небольшой столб. Жители Унгуртаса говорят, что если девушка посидит на нем, вскоре обязательно забеременеет.

Пещера Бектауата

Сакральное место расположено в северном Прибалхашье. Одна из сказочно красивых гор называется Бектауата.

Гора Бектауата

Фото: rocksport.kz: UGC

Древняя легенда гласит, что у ее подножия размещался аул. Однажды на жителей напали враги. Старец по имени Бек повел народ в горы, чтобы спрятать от преследования. Дорогу им перекрыла широкая река. Мудрец взмахнул рукой, и произошло чудо — потоки воды разошлись в стороны.

Когда народ оказался в безопасности, старец поселился в пещере горы. В молитвах он провел там оставшуюся жизнь. Скалу и пещеру жители назвали в честь спасителя.

Мудрец давал людям советы, готовил целебные настойки. Женщины, которые не могли родить ребенка, приходили к нему со своими страданиями, плакали от душевной боли. Их слезы превратились в целительные источники, которых много на склонах горы.

Бектауата

Фото: titus.kz: UGC

С тех времен верующие приезжают к пещере за исцелением. Сюда приходят с просьбами о замужестве, счастье в семье, молитвами о зачатии и здоровье ребенка.

Мавзолей Карашаш-Ана

Посещая сакральные места Казахстана, нельзя обойти вниманием усыпальницу матери Ахмеда Ясави. Мавзолей расположен в селе Сайрам. Карашаш-Ана выросла в богатой и уважаемой семье, но не была высокомерной. Народ любил и почитал ее. Женщина была знахаркой, помогала нуждающимся, умела объяснять сны. Она была грамотной и образованной, много времени уделяла воспитанию детей.

Мавзолей Карашаш-Ана

Фото: shymkent13.ru: UGC

Сегодня мавзолей стал местом паломничества. Женщины из разных уголков мира приезжают к святому месту, молятся и оставляют в стенах записки с просьбами о материнстве. Считается, что самые безнадежные пары, побывав здесь, обретут родительское счастье.

Верить в чудодейственную силу или нет — решает каждый сам. Надеемся, что святые места Казахстана помогут многим обрести семейное счастье. Нужно только искренне молиться и не терять надежду.

Сакральные места — это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно – политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.

10 уникальных мест Казахстана по данным научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан».

Улытау, пик Аулиетау (Акмешит)

Фото:mangystau.info

Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Но поскольку сами эти горы фактически не очень высокие, это название скорее таит в себе именно сакральный смысл, поскольку эти горы «главные почитаемые горы», в которых с древнейших времен были сокрыты святыни кочевников. В Аулиетау находятся древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. История сохраняет память предков, а потомки всегда чтят ее. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия. Народ, как и земля, старости не знает. В истории казахского народа и ранеедревних тюрков – эти горы сыграли немаловажную роль. С ними связана и древняя легенда о шести алашских племенах – предполагаемых предках казахов.

Историю сложения казахской народности и формирования единого казахского народа невозможно отделить от истории этих мест. Эти горы – свидетели и участники всех важнейших этапов истории казахов. Возможно, поэтому народ почтительно назвал их Улытау – «Великие горы». В радиусе 40–60 км от сакральной вершины массива Улытау – горы Аулиетау расположилось 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории, устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшей точкой Западной Сары-Арки, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало – корень, «центр мира». По поверью, вершина находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, местом постоянно действующих священных сил, местом ритуального поведения, связи человека с природой. Древние жители Улытау сакрализировали это место по определенным причинам, понятным им на уровне глубинного подсознательного мышления. Как правило, это место действовало по своим ритуальным законам уже с глубокой древности. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения своих обрядов. Эта традиция продолжается и по сей день.

Пик Едыге

Фото city3d.kz

Пик Едыге расположен в 35 км западнее от села Улытау. На его вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Тохтамыша (Токтамыса). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый би Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Тохтамыша, правившего в 1380–1395 годах Золотой Ордой, центральными городами считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Тохтамышем, они завоевали земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды. С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкиров имя Едыге встречается как имя основателя Ногайской Орды. В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти. Она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды. Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге», «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки: «Едіге деген ер екен, Елдің қамын жер екен.Ел шетіне жау келсе, мен барайын дер екен»– «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится освоем народе. Если же придет враг, он первымпойдет защищать свою родину».Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа, здесь на белой кошме поднимали, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы. В Улытау, согласно легенде, нашел землю мечты – Жеруйык –знаменитый сказитель Асан Кайгы. Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающегося степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха. В частности, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

Алтын шокы

Фото Margulans.com

Алтын шокы («Золотая пика») – название горы Улытауского хребта в Карагандинской области, историю которой связывают с Великим Тамерланом (1336–1405). Во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша Тамерлан приказал установить на пике Алтын шокы огромный каменный памятник. Легенда гласит: в апреле 1391 года во время похода на хана Золотой орды Тохтамыса Тамерлан с 200-тысячным войском остановился у подножия горы Улытау в самом сердце Сарыарки. Путь войска правителя Мавераннахра шел через пустыню Бетпак-Дала. А здесь, в поместье хана Жошы, явила взор совершенно другая природа: горный воздух и прохладные реки, сочные пастбища и поля. Понимая, что войску нужно набраться сил, на несколько дней остановились в этой местности. Восхищенный природой Улытауского края, Тамерлан в знак благодарности приказал установить каменный памятник, на котором отмечено, что здесь он останавливался со своим войском.Сведения об этом историческом событии стали известны только шесть веков спустя. Камень, установленный великим правителем Тамерланом, обнаружил в 1935 году известный казахский ученый-геолог, первый академик АН КазССР Каныш Сатпаев во время экспедиции по Центральному Казахстану. Каменное изваяние, представлявшее собой обломок огромной скалы, найдено в местности Акшокы Улытауского района. В 1941 году Каныш Имантаевич опубликовал статью «Доисторические памятники в Джезказганском районе», в 1989 году вошедшую в сборник «Избранные статьи о науке и культуре» издательства «Наука». В ней отмечено: «По свидетельству Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого». Тимур здесь провел целый день и «приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого счастливого события, чтобы сохранить память о нем на долгие годы». Памятник находится на северо-западных склонах Улытауских гор, в 90 км западнее автомобильной дороги Жезказган – Аркалык и в 80 км западнее села Саят. Высота его – 50 м. Больше всего в Алтын шокы запоминается возвышающаяся на его вершине груда камней, собранных в форме срезанной пирамиды.Тамерлан приказал 200-тысячному войску поднять на вершину горы по одному камню, соорудить плавильную печь, нарубить кустарни- ков у близлежащей реки, разжечь огонь и расплавить метеоритные камни. И все это для того, чтобы оставить памятную надпись, которая схожа с современным казахским языком: «Истории семьсот девяностый год Овцы. Летний месяц июль. Султан Турана Темирбек отправляется со своим 200-тысячным войском на войну с ханом Тохтамышем. Проезжая эту местность, оставил сию надпись как память: «Пусть благословит его Аллах! Иншалла, пусть с благословением Аллаха все люди помнят его».Несмотря на обнаружение этого исторического факта, до сих пор не раскрыт состав материала сделанной надписи. Этот артефакт находится в Санкт-Петербургском музее. Ранее плита находилась над огромной ямой, где была печь для обжига кирпичей. На вершине Алтын шокы установлена точная копия камня с этой надписью эмира.

Петроглифы Теректы аулие

Фото silkadv.com

В 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Со стороны Жезказгана ехать до него около 90 километров. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур. Обнаруживаются выбитые в камнях лунки различной величины, чашевидные углубления, которые, скорее всего, служили местом жертвоприношений. С Теректы Аулие связано большое количество легенд. Одна из них рассказывает о происхождении наскальных рисунков следующее: в древности один мудрец нашел здесь спасительное пристанище. Скалы, напоминающие сложенные друг на друга блины, укрыли старца от ветра и изнуряющего зноя, а близлежащий родник утолил жажду. С тех пор это место стали считать святым, а воду из родника – целебной. Теректы Аулие – это крупный археологический комплекс, бесценный клад древних рисунков, артефактов изобразительного искусства древнего человека, дополнительными компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершине трех сопок в широтном направлении, а также стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы ранне железного века, остатки горизонтальных и вертикальных штолен, из которых древние люди добывали металлические руды, драгоценные и полудрагоценные камни. Академик Алькей Хаканулы Маргулан, руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, в 40-х годах ХХ в. осуществил первое научное описание Теректы Аулие. Занимался петроглифами Теректы Аулие академик А.Х. Маргулан и позднее, в пятидесятые годы. Позднее комплексные исследования петроглифов Теректы Аулие, поселения Талдысай и могильников эпохи бронзы Айбас Дарасы были осуществлены в 2000–2004 годах известными археологами Казахстана совместно с учеными Канады и Италии. Эта совместная работа с зарубежными коллегами позволила вывести научные исследования Теректы Аулие на мировой уровень. Комплексное исследование знаменитого археологического памятника проводилось в 1990 году экспедицией под руководством З.С. Самашева.

Мавзолей Жубан ана

Фото Qazaqstan3d.kz

Мавзолей Жубан ана (Жуан аулие), построенный в ХІ веке в Жанааркинском районе Карагандинской области, на правом берегу реки Сарысу, уникален тем, что мастер возводил его, используя сложные строительные приемы, решая в абсолютном виде точные инженерные задачи. Купольно-центрическое сооружение дает мавзолею внешнюю красоту, обеспечивает крепость строения. Все кирпичи имеют одинаковый размер и форму, что доказывает развитие культуры производства строительных материалов. Возведено строение из специального раствора, секрет его изготовления утерян, но однозначно – материал очень крепкий. Несмотря на сложные погодные условия, оно дошло до нашего времени и хорошо сохранилось.Вход в мавзолей оформлен в виде стрельчатой арки и ориентирован на юго-восток. Основные несущие конструкции памятника выполнены из жженого и сырцового кирпича и имеют трехслойную систему. Мавзолей со средневековья почитали как «аулие мола». По легенде, в эпоху Алтын ордывдоль реки Сарысу жил Талмас ата. Был у него верблюд Желмая. На ночлег он останавливался у Жубан ана, после вдоль реки Сарысу заехал к Болган ана, Белген ана. Желмая скакал как ветер по песку Жетыконыр, останавливаясь у святых мест. Здесь путники ночевали, женщины совер-шали паломничество. Эти четыре исторических мавзолея расположены вдоль реки Сарысу. Записи о памятнике Жубан ана опубликованы в 1762 году в произведении П. Рычкова «Оренбургская топография». Есть сведения, что первым в 1863 году снял проект и нарисовал памятник Ш. Валиханов. В 1946-м мавзолей исследовала археологическая экспедиция АН КазССР. В 1974 году мавзолей измерили и сделали рисуночную фиксацию. Мавзолей Жубан ана входит в перечень исторических и культурных памятников республиканского значения.

Мавзолей Айши биби

Фото IQAP.KZ

Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, неимеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов.Мавзолей находится в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби. Существует более 28 версий легенды о любви восточной красавицы Айши биби и отважного Карахана. По легенде, Айша была дочерью ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани, после его смерти она воспитывалась у шейха Айкожи. Айша полюбила молодого правителя Тараза Карахан Мухаммеда (в честь которого возведен мавзолей Карахана в Таразе). Однажды Карахан Мухаммед попросил руки Айши, однако ее воспитатель шейх Айкожа не дал согласие. Тогда девушка обманным путем, самовольно поехала в Тараз к возлюбленному. К несчастью, жениху не удалось увидеть ее больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. На месте ее гибели был воздвигнут мавзолей. По другой легенде, красавица Айша была женой Карахана и правитель, горюя после ее преждевременной кончины, нашел лучших мастеров, чтобы построить над ее могилой мавзолей невиданной красоты. Ныне мавзолей Айши биби – место паломничества женщин, мечтающих родить долгожданного ребенка. В письменных источниках сведений о личности Айши биби не имеется, захоронение в мавзолее археологами не исследовано. Мавзолей уже в XIX столетии имел значительные утраты, уцелели лишь остатки стен и угловых колонн, покрытые сплошным ковром резного декора. Но и в разрушенном виде этот памятник производил то глубокое и неизгладимое впечатление красоты и гармонии, которое позволяет безошибочно отличить среди множества прекрасных и достойных архитектурных произведений те, что называют шедеврами.

Мавзолей Бабаджи Хатун

Фото ru.wikipedia.org

Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). Строительство этого памятника степного зодчества связано с легендами о возведении мавзолея для Айша биби. По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и о потомстве. Самой яркой и отличительной чертой мавзолея Бабаджи хатун является 16-реберный шатер-купол, установленный на 16-реберном «звездчатом» барабане. По мнению Э. М. Байтенова, мавзолей Бабаджи хатун «один из самых ранних мавзолеев с шатровым куполом». Не исключено, что это первый в истории архитектуры мавзолей с ребристым шатром. Второй по времени известный мавзолей с 16-реберным шатром, «Кумбез Манаса», строительство которого относится к монгольскому периоду и датируется XV в. Он также находится в Таласской долине, но на территории Кыргызстана. Согласно мировоззрению мусульман, заповедям пророка Мухаммада, его хадисам, по которым повторяется три раза: «Рай под ногами матери», «Уважай мать, сначала делай добро своей матери», женщину уважали и статус ее был высоким во все времена.

Культовый памятник Домбауыл

Фото dollartree.info

Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII –IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир. Существуют различные легенды про Домбауыла. Одна из них гласит, что он был придворным музыкантом Чингисхана. Когда сын ЧингисханаДжучи (Жошы) хан погиб на охоте, придворные боялись сообщить весть Потрясателю Вселенной. Лишь Домбауыл (по другим легендам Кетбуга) согласился рассказать Чингисхану о смерти сына: он, не говоря ни слова, молча играл на домбре, грозный хан понял язык музыки и приказал залить домбру горячим свинцом. Но есть другая легенда: Домбауыл был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб Джучи хан. А третья версия говорит о музыканте-кобызисте, чье имя упоминается в тюркском эпическом произведении «Огуз-наме». В монологе великого поэта-жырау Сыпыра Сургалтайулы, который прожил на свете 180 лет, в обращении к хану Тохтамышу говорится:Повидал я белый свет,Мне сто восемьдесят лет,И душа жива во мне…Видел даже Домбаула,Сказочного мудреца,Его знали все аулы,Впереди он гнал гонца.(Перевод О. Жанайдарова)Следовательно, Домбаул – персонаж скорее сказочный, фольклорный, чем исторический. То обстоятельство, что у «сказочного мудреца» имеется не только место захоронения, но и мавзолей его имени, делает честь зодчим Великой степи и тем благородным людям, которые заботятся о том, чтобы имена народных героев и народная память о них жили в веках…

Мавзолей Жошы-хана

Фото silkadv.com

Памятник архитектуры XII –XIII вв. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода. Он расположенв Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине р. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана.Мавзолей имеет прямоугольную форму. Достаточно замысловато и изящно выполнена арка мавзолея. У сооружения двойной купол. Внешний купол не сохранился, раньше он опирался на звездчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Позже, после реконструкции в 2000 году, купол был восстановлен. Внутренний полусферический купол выложен кольцевыми рядами на ганчевом растворе. Пол мавзолея вымощен кирпичом. Интерьер освещается двумя арочными отверстиями, расположенными в боковых камерах. История происхождения мавзолея известна лишь по легендам. В окрестности гор Улытау находилась ставка Жошы хана. Он любил красивые степные пейзажи предгорий. Став правителем огромной степной страны, Дешт-и-кыпчака, Жошы возгордился и перестал исполнять приказы отца, беспощадного Чингисхана. Каган монголов не мог стерпеть неподчинения старшего сына и тайно послал лазутчиков, чтобы они организовали гибель Жошы. По легенде, Жошы хан нашел свою смерть во время охоты, будучи растерзанным вожаком косяка диких животных, хромоногим куланом, который уже был ранен стрелой. Убегавший кулан внезапно развернулся, бросился на Жошы, сорвал хана с коня и отгрыз ему правую руку… Легенду о том, что в мавзолее захоронен именно Жошы хан, подтверждают результаты исследований советских археологов. В 1946 году тело Джучи-хана было выкопано. В гробнице был обнаружен скелет без правой кисти с надрубленным черепом. Приведем же и текст легенды о Хромом кулане и Жошы хане, поскольку мораль, которая из нее вытекает, поучительна и объясняет историю происхождения нашей домбры. Старший сын правителя Золотой Орды Чингизхана царевич Жошы (Джучи) был назначен ханом в стране Дешт-и-Кыпчак (территория современного Казахстана и некоторых прилегающих областей). Столица этого государства находилась в горах Улытау. Однажды, охотясь на диких куланов, Жошы был атакован разъяренным животным и погиб. Никто из приближенных и слуг Чингизхана не мог сказать великому кагану о смерти старшего сына. За то, что человек принес плохую весть кагану, полагалась смерть. И тогда Великий певец Улы Жыршы выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя к дворцу Чингизхана, упав на колени перед его троном, ис-полнил на домбре печальную мелодию – кюй. В этой мелодии-кюе передавалось музыкальными красками, как сын великого Чингизхана царевич Жошы выехал на охоту, как ему повстречалось стадо куланов и как царевич начал охоту на них. Предводителем в стаде куланов был большой самец, опытный и сильный, в одном из сражений у него была повреждена нога, и в народе вожак куланов носил имя «Хромой кулан». До сих пор вожак куланов умело уводил свое потомство от погони, но на этот раз опасность была велика, Жошы с воинами уже настигали куланов, кобылиц и малолеток. Вот-вот должна была начаться убийственная стрельба из луков, люди на конях настигали диких животных. В этот момент хромой вожак, не жалея собственной жизни, развернулся и устремился на преследующего его царевича Жошы и сбросил его на землю. Так погиб Жошы…Улы Жыршы закончил играть на домбре, не произнеся при этом ни слова, но Чингизхан и все остальные поняли по звучанию музыки, по тому, как домбра передавала топот скачущих коней, тревогу куланов за молодых и слабых жеребят, силу и мудрость Хромого кулана, берегущего свой косяк. Особенно трагичными были звуки, когда Хромой кулан напал на царевича!.. Долго молчал Чингизхан, и его окружение не смело произнести ни звука. Наконец великий каган произнес: «Ты принес мне тяжелую весть о гибели моего сына. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!» С тех пор, говорят люди, плоская сторона домбры, куда упали капли горячего свинца, имеет отверстие… Начало изучению мавзолея Жошы хана было положено Ш. Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание этого древнего строения.

Мавзолей Алаша-хана

Фото e-history.kz

Мазар построен народными мастерами в XI– XII вв. в честь Алаша хана. Его имя напрямую связано с появлением трех жузов казахского народа. Один из знаменитых мавзолеев Казахстана расположен в долине реки Каракенгир, недалеко от деревни Малшыбай, в Улытауском районе Карагандинской области. В этногенезе народа, в первой половине IX в. и X в., когда казахи еще не назывались казахами, они именовали себя народом Алаш. Алаша (Алаш) хан, по легенде, является прародителем шести основных племен. Человеком, объединившим воинственные тюркские племена, великим воином, прекрасным политиком, справедливым судьей, правителем государства. В формировании национального сознания образ Алаша хана играет роль прародителя. Рашид ад-Дин и Абельгази утверждают, что место жительства Алаша хана – центральная часть Дешт-и-Кыпчака. По сказаниям, записанным Ш. Валихановым, у туркестанского хана Арслана преждевременно родился сын, которого он, как ни старался, не смог полюбить, потому и назвал Алаша. Повзрослев, молодой человек сумел за короткое время собрать вокруг себя единомышленников и завоевал авторитет у простого народа. Алаша был талантливым, умным человеком, его поднимали на ковре. Он почитался как деятель, объединивший племена кочевых тюрков и создавший первое государство Алаш (казахское государство). «Шесть алашей» – шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов. Известный историк Ж. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М. Купеева: «До Алашахана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как девиз – боевой клич. У них был уговор двигаться на врага с этим девизом, а тех, кто не произнесет его, будь он даже родным отцом, убивать, как яростного врага. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим девизом стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов». В мифопоэтической среде он является человеком, который находится на переднем крае самого важного события для всей нации в целом. В священном Улытау есть место, имеющее огромное значение для становления казахского государства. Там находятся мавзолеи Алаша Хана, Джучи Хана, Домбаула, Дузена и мавзолей Ердена. Есть информация, что мавзолей Алаша хана является пантеоном, где захоронены знаменитые ханы и правители того времени – Едиге, Тохтамыш, Эжен, Хакназар и Тауекел. Мавзолей Алаша хана – единственный из средневековых мавзолеев, архитектурное подражание которому стало в центрально-казахстанских степях традицией, глубоко укоренившейся в строительстве мавзолеев казахской знати XIX в. – начала XX в. Известен даже пример прямого копирования – мавзолей Дузена Сандыбаева, построенный в 60-х годах XIX в. По преданию, его строитель Сералы Еламанулы ежедневно ездил на лошади к мавзолею Алаша хана, чтобы изучать устройство и расположение его конструкций.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Бывший в прошлом казачьим, Софийский собор (освященный в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии) является старейшим храмом города Верного (Алма-Аты). Он был построен по проекту архитектора Брусенцова в 1895 году на месте более раннего собора, воздвигнутого в 1871 году и разрушенного землетрясением 1887 года. Этот разрушенный приход, в свою очередь, возник на месте молитвенного дома, построенного в 1855 году. Эта дата граничит с годом основания города Верного, что позволяет говорить о Софийском соборе как первом храме в столице Семиречья.

12 июля 1907 года сестры Мария и Христина Николенковы, мещанки Верного, обратились к местному городскому голове с ходатайством следующего содержания: «Имея искреннее желание посвятить себя на служение Господу Богу, мы желали бы учредить в гордое Верном женскую монашескую общину, оборудование которой мы принимаем на себя; посему, обращаяся к Вашему Высокоблагородию с настоящим заявлением имеем честь покорнейше просить Вас выделить небольшой участок городской земли, безразлично где, на котором мы могли бы основать женскую общину». Прошение сестре поддержали депутат городской думы от духовного ведомства протоиерей Михаил Колобов, депутат – член городской управы Петр Бреусов, член Туркестанской духовной консистории протоиерей Сергий Апполов, новый секретарь Туркестанской духовной консистории Иван Ракитин.

Примерно в это же время из ташкентского Николаевского монастыря прибыла в город для сбора податей на обитель уроженка Верного монахиня Паисия вместе с сестрами Дарьей Орловой и Агриппиной Копытовой, которые активно включились в хлопоты об учреждении в городе Верном монашеской общины. Испросив у владыки Димитрия права проживания в Верном в течение года, монахиня Паисия поселилась со своими сестрами в маленькой келье, пожертвованной ташкентскому монастырю для подворья. В этой келье сестры читали акафисты, жития святых и собирали к себе на благочестивые беседы сочувствующих им жен и девиц. Собрания эти с течением времени увеличивались, и дошли до того количества, что маленькая келья уже не всегда могла вместить всех делающих.

Уединенное житие обитателей кельи, их благочестивая жизнь, лишенная мирской суеты и брани, напоминавшая собой тихие обители, невольно пробуждала в сознании многочисленных посетительниц, возгоревших желанием жить целомудренной жизнью, мысль расширить эту келью настолько, чтобы она могла вместить в свои стены всех, ищущих иноческого жития. Когда число девиц, желающих посвятить себя монастырской жизни, возросло до такого числа, при котором легко могла существовать отдельная монастырская община, монахиня Паисия, посоветовавшись с сестрами, отправилась к владыке Димитрию с просьбой открыть женский монастырь.

12 октября того же года состоялось заседание Духовной консистории, на котором заслушав доклады протоиереев Михаила Колобова, Сергия Апполова, Димитрия Поливкина, было принято предложение Преосвященного Димитрия (Абашидзе) и записано «Заслушав изложенное предложение Его Преосвященства об устройстве в городе Верном женского монастыря с наименованием его Иверско-Серафимоским и об уполномочии законоучителя Верненской мужской гимназии, члена консистории протоиерея Михаила Колобова на предмет ходатайства пред местными властями относительно отвода земли и угодий для означенного выше монастырь».

Монастырь был учрежден указом Святейшего Правительствующего Синода от 20 декабря 1908 года. Основой монастыря стала женская община при Всехсвятской церкви близ Верненского кладбища на Ташкентской аллее. Настоятельницей обители стала приехавшая из Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря опытная монахиня Нектария…

31 декабря 1908 года владыка Димитрий после литургии торжественно обнародовал указ об открытии Иверско-Серафимовской женской монастырской общины. Первые постриги были совершены епископом Димитрием 24 мая 1909 года. Тогда он постриг в мантию послушниц Дарию, Агриппину и Христину. В скором времени из Москвы в Верный была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Святыня была передана общине Московским Донским монастырем.

К началу лета 1909 года число насельниц монастыря достигло 80 человек. В 1910 году по ходатайству епископа Димитрия (Абашидзе) община была преобразована в монастырь. Более 100 насельниц несли свой подвиг здесь под управлением монахини Нектарии. Сестер окормляли преподобномученики иеромонахи Серафим и Анатолий, а также иеромонахи Иов, Виталий, Николай и Харитон. В 1911 году в особом помещении монастыря была открыта церковно-приходская. В ней обучались 25 мальчиков и 22 девочки.

В декабре 1910 года когда Верный был разрушен землетрясением, был поврежден и Софийский собор.

После революции 1917 года история Софийского собора, равно как и множества других церквей, оборвалась.

С сентября 1918 года монастырь существовал на положении коммуны, испытывая разного рода лишения и бесчинства со стороны безбожной власти. Таким образом, монастырь просуществовал до весны 1921 года. И в середине 1920-х годов он был захвачен обновленцами. В 1929 году сестринский корпус разобрали и перевезли на новое место (угол улиц Гоголя – 8 марта), где он находится и поныне.

15 марта 1921 года Верненский горсовет вынес решение отдать кладбище, отобрав из ведения монастыря, занять помещение из 10 комнат, где находилась игумения, для общественного народного дела, а игумению Евфросинию удалить и предать суду согласно записи в журнале съезда духовенства» от 7 июля 1917 года…

Часть монахинь разбрелась по селам и станицам, часть небольшой общиной вместе с оставшимися в Верном мужчинами-монахами расселилась на Садовых участках. Общину возглавлял престарелый архимандрит, предположительно Петр – казначей-эконом Туркестанского архиерейского дома, а с 1908 по 1914 гг. – настоятель Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря. После его смерти в 1922 году преемником стал игумен (с 1924 г. архимандрит) Вадим. Часть сестер после закрытия монастыря стала ходить в Никольскую церковь. Потом они переселились туда, пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. И вновь зажили почти по монастырскому уставу. В феврале 1936 года Никольская церковь была закрыта, монахинь выселили.

Неоднократно среди прихожан и духовенства местных храмов Алма-Аты поднимался вопрос о судьбе некогда существовавшей женской обители. Одним из подвижников этого благородного дела стал священник Валерий Черненко. В конце 90-х годов ХХ века вместе с несколькими прихожанами он взялся за расчистку остатков фундамента Софийского храма и справился с этой работой. В ноябре 2003 года митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (немцов) (ныне – митрополит Пермский и Кунгурский) направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II рапорт с просьбой благословить возрождение монашеской обители и монашеской жизни. Вскоре благословение Патриарха и Священного Синода было получено. Решением Синода Иверско-Серафимовский монастырь предполагалось организовать на территории Софийского собора.

21 марта 2004 года митрополитом Мефодием за богослужением был оглашен указ Синода, а 19 мая того же года был освящен фундамент и совершена закладка первого камня восстанавливаемого Софийского собора. 30 марта 2005 года настоятельницей обители является игуменья Любовь (Якушкина). 21 ноября 2005 года, в день празднования Собора Архистратига Михаила, митрополит Мефодий совершил чин освящения надгробного креста над могилами первых святителей Туркестанских: архиепископа Софонии и епископа Никона. 25 апреля 2006 года были освящены отлитые для монастыря колокола. Их общий вес более трех тонн. Самый крупный весит 1600 кг. 30 сентября 2007 года митрополит Мефодий совершил чин освящения возрожденного собора.

Иконостас и убранство собора изготовлены и установлены в декабре 2010 года. К концу 2010 года завершено строительство не только собора, но и всего монастырского комплекса, в который вошли: храм блаженной Матроны Московской (2005), водосвятная часовня (2008), общежительный келейный корпус на 70 мест (2009), игуменский корпус (2010), часовня преподобного Серафима Саровского (2011), гаражный блок с мастерскими на втором этаже (2012).

30 сентября 2011 года в Софийский собор был доставлен ковчег с великой святыней – цельбоносными мощами святых славных и всехвальных и добропобедных мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Святые мощи по ходатайству митрополита Астанайского и Казахстанского Александра были переданы в дар православным жителям Алматы из Константино-Еленинского женского монастыря под Санкт-Петербургом, настоятельницей обители игуменией Иларионой (Феоктистовой) и ктитором обители Константином Вениаминовичем Голощаповым. Ковчег для хранения святыни изготовлен по благословению митрополита Александра в художественной мастерской им. Александра Невского в г. Москве известным ювелиром А.И. Анискиным.

29 сентября 2015 года Глава Казахстанского Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин освящения новосозданных росписей Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря. Фрески были выполнены специально к престольному празднику храма – дню памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – небесных покровительниц Семиречья. Софийский собор расписывала артель изографов из города Палех (Россия, Ивановская область) под руководством члена Союза художников России В. К. Курилова. Работы над росписью Софийского собора продолжались в течение пяти месяцев. Площадь расписанных стен и сводов собора составила более 2000 квадратных метров. Фрески, выполненные по эскизам В. К. Курилова, покрывают стены сплошным живописным ковром и гармонируют с иконостасом собора. Фигуры Христа, Божией Матери, апостолов и святых написаны в лучших традициях палехских мастеров. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки – символ мученичества, так как храм посвящен святым страдалицам за Христа, и золото – символ сияния Небесной славы и вечности. Среди ликов угодников Божиих представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане.