Святые отцы об ангеле хранителе

У каждого из вас — свой ангел-хранитель. Он бережет вас каждую секунду. Он говорит с вами постоянно. Редко он говорит на языке слов, как сейчас. Чаще всего он говорит на языке чувств, ощущений, предчувствий, озарений — на языке, который вы называете интуицией. Он подсказывает, как поступить. Эти подсказки приходят в виде интуиции, внутреннего голоса, но многие люди часто не доверяют интуиции и даже не очень хорошо ее слышат. А услышать этот голос легко: первая мысль, которая приходит человеку в голову, когда он задумывается об ответе на какой-то вопрос, — это и есть голос интуиции, голос ангела-хранителя. Если человек отбрасывает эту первую мысль и начинает искать другие ответы, эти другие ответы оказываются ложными, придуманными. Первая мысль — всегда верная.
Ангел-хранитель не ошибается, он всегда прав. И если он хочет спасти человека, то он спасет его даже в смертельной ситуации. Он уведет его из самолета, который должен разбиться, или заставит в автобусе пересесть на другое место, потому что в то первое место через минуту врежется грузовик. Ангел-хранитель ничего не может сделать только в одном случае: когда человек не слышит и не хочет слышать его голос, когда человек постоянно выбирает худшие варианты своей судьбы, не хочет одуматься и все больше заводит сам себя в жизненные тупики. Тогда ангел-хранитель допускает сначала мелкие неприятности — в надежде, что они станут уроком, что человек задумается и начнет вести себя по-другому. Если он не одумался, несчастья следуют более крупные — не ангел-хранитель их устраивает, он просто постепенно отступается от человека и позволяет произойти тому, что должно произойти, к чему человек сам себя закономерно привел.
Часто люди жалуются: почему со мной происходят несчастья, почему ангел-хранитель меня не бережет? Люди думают, что ангелы-хранители просто обязаны их беречь и охранять в любой ситуации, а они сами ни за что ответственности не несут, могут творить, что хотят: ангел-хранитель все равно спасет! Это не совсем так. Ангелы-хранители берегут людей, но они не могут вмешиваться в судьбу человека, не могут отменить те последствия, к которым человек пришел в своей жизни благодаря своим мыслям и поступкам. Человек сам должен пожинать то, что посеял, он должен увидеть, воочию убедиться, к чему привели его поступки. Ангел может защитить человека, но не может отменить его ошибки и их последствия. Ангелу с болью и горечью остается только наблюдать, как человек мучается от своих же промахов, подчас этого не понимая, и надеяться, что он все же одумается и изменит свое поведение.
Чтобы обрести счастливую судьбу, надо слушать голос интуиции, научиться в потоке мыслей выделять и запоминать первую. Надо научиться извлекать уроки из несчастий. Надо понимать, что не кто-то другой виноват в несчастьях, что они лишь последствия прошлого ошибочного выбора в жизни. Можно напрямую спрашивать совета у своего ангела-хранителя, а потом слушать голос интуиции. Он ответит. Потому что спрашивающий всегда получает ответ. Ничего не получает лишь тот, кто не спрашивает.
Иногда говорят: «Судьба — это характер». И еще говорят: «плохой характер», «хороший характер». И считают, что судьба зависит от того, плохой характер или хороший. Это неправильно. Нет плохих и хороших характеров. Нельзя делить людей на сорняки и прекрасные цветы. Каждый — цветок, по-своему прекрасный. Просто человек приходит в этот мир со своими качествами, свойствами, необходимыми для развития, для раскрытия именно своей личности, для сотворения именно своей судьбы. Судьба — не наказание. Судьба — возможность раскрыть все лучшее, что есть в тебе. Каждый приходит в мир со своим характером — со своими исходными данными, необходимыми для сотворения именно своей судьбы, а не повторения чьего-то чужого опыта. Счастливую судьбу получает тот, кто развивает все лучшее в своем характере, кто не боится потрудиться для этого.
Нет плохих и хороших характеров, но есть плохое и хорошее отношение к себе. Плохую судьбу выбирает тот, кто себя не любит. Плохое отношение к себе заставляет такого человека в поворотные моменты выбирать самый неудачный путь, самый худший вариант своей судьбы. Хорошее отношение к себе позволяет выбрать то, что лучше всего для человека.
Есть люди — кузнецы своего счастья. У них сильная интуиция — они хорошо слышат голос ангела-хранителя, они выбирают наилучшие пути, и им все удается. Есть люди, на которых огромное влияние оказывают обстоятельства и окружающие люди. От малейшего дуновения ветерка они могут испортить свою судьбу. Им нужно учиться не выпускать вожжи своей жизни из своих рук. Есть люди, которые хотят сами творить свою судьбу, но им это не удается, потому что они недостаточно верят себе и своему ангелу-хранителю, они не слушают голос интуиции, а это тоже означает — плохо относиться к себе. Такие люди все делают не так, как разумно и полезно для них же самих, а так, «как левая нога захочет». Им может какое-то время везти, но потом удача отворачивается от них.
Хорошо относиться к себе — это значит верить в разумность Создателя, который не случайно привел вас на Землю именно с таким характером, именно с такими, а не другими качествами. Значит, эти качества нужны миру, значит, этот характер необходим Вселенной таким, какой он есть, — и надо почитать себя такого, какой вы есть, свою неповторимость чтить и ценить. И тогда вы будете слышать голос своего подлинного «я», голос интуиции, голос ангела-хранителя и всегда поступать по своей истинной сути, для своей пользы, а не согласно своим минутным прихотям и капризам, которые лишь вред несут с собой.

Сам Царь провозглашает, чему надлежит быть: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). И действительно, мы видим Ангелов, сопровождающих Его Вознесение и возвещающих Его Второе Пришествие (Деян. 1, 10–11). Ангелов, разрешающих узы (Деян. 12, 7) и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. 5, 19); наконец, Ангела, явившегося только еще выходящему из тьмы язычества Корнилию, чтобы указать ему вход в христианскую Церковь (Деян. 10, 3–6). Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет и никто не затворит» (Апок. 3, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14). Кто же теперь может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи? Но чем несомненнее мы удостоверяемся в близости святых Ангелов и в их готовности помочь нам, тем с большей заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат об этой помощи, а еще менее верят слышанному о ней. Или нет рядом с нами Ангелов, или мы не замечаем их, или удаляем их от себя? Что их нет, это неправда, как мы видели. Следовательно, правда то, что мы или не замечаем их, или даже удаляем от себя. Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце? Не действия ли это Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как жаль, что мы не замечаем этой ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.Если мы, люди, удаляемся от людей, склонности которых противоположны нашим склонностям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство, если даже отец удаляет от себя непокорного сына,– как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, если мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, если мы предаемся только земному? Как не удалиться чистым духам, если мы живем в нечистоте плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, если мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?

Филарет Московский (Дроздов)