Святыни Тверской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бибиревская основная общеобразовательная школа»

Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Гуманитарно-экологическое исследование

Учебно-исследовательская работа

hello_html_m6838f4f1.gif

Работу выполнил:

Уварова Софья,

учащаяся 6 класса

МБОУ «Бибиревская оош»

Западнодвинского района

Тверской области

Руководитель работы:

Полончук Ольга Геннадьевна,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Бибиревская оош»

Западнодвинского района

Тверской области

2012 – 2013 уч. год

  1. Введение с. 3

  2. Цели, задачи работы. Актуальность. с. 4

  3. Родники и святые источники Тверского края:

1. Информация о состоянии родников Тверской области с.6

2. Самые известные святые источники Тверского края,

легенды и чудесные случаи исцеления с. 7

3. Святой источник Казанской Божией Матери, или родник

Новостроенский (Западнодвинский район, д.Новостройка) с. 12 IV. Заключение с.14

V. Литература с. 14

I. Введение

Вода… Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники поклонялись «духам источников». Интересно, что во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых бы исцеляла. В Библии упоминается только один такой источник – Овечья купель. Однако за века после рождения Христа прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей получили исцеление… Эти чудеса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.

У каждого края свой облик, свой неповторимый путь в истории. Тверская область является уникальным регионом в центре России. Она соединяет два главных города страны – Москву и Санкт-Петербург. Область находится в центре событий отечественной истории.

Много заповедных мест в нашей Тверской области.

Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви — одна из старейших в России — признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, предания, призывающие поверить в чудеса. Живая их целительная вода способна излечить не только тело, но и дух. Православные паломники со всей России с разными бедами и просьбами ежедневно и ежечасно приезжают сюда — к святым источникам, стремясь помочь себе и своим близким.

Находятся добровольные смотрители родников. Они всегда знают, все ли в порядке на этом источнике, нет ли неблагоприятных изменений на территории, не появился ли у воды новый привкус, не снизилась ли ее прозрачность. У таких энтузиастов в любое время года к роднику расчищена тропа.

К сожалению, так дело обстоит не везде. Это показала инвентаризация родников, которую провел Государственный комитет по охране окружающей среды Тверской области. Выяснилась, что часть родников еще не благоустроена. Источники не были переданы под охрану. Многие не имели природоохранного статуса. Бывали случаи, когда только по рассказам старожилов находили тропинку к животворной струе. По-прежнему имеет место вандализм. Так, в Интернете описан случай, когда туристы, посетившие родник Иконы Казанской Божией Матери в Бологовской районе, обнаружили, что табличка со словами художника Рериха в очередной раз была сбита.

Таким образом, высокая значимость проблемы изучения и сохранности родников определила выбор темы данной исследовательской работы.

II. Цели, задачи работы. Актуальность.

Объект исследования: святые источники Тверского края как сакральные природные объекты

Предмет исследования: значение родников в жизни людей

Цели работы:

Собрать информацию о родниках и святых источниках Тверского края, описать возможность их использования в жизни людей

Задачи:

  1. проанализировать научно-популярную литературу по теме исследования, а именно: собрать общую информацию о родниках Тверского края; определить понятие святого источника; собрать легенды и предания, чудесные случаи исцеления, связанные со святыми источниками; на основе легенд и преданий познакомиться с целебными свойствами некоторых наиболее известных святых источников;

  2. познакомить своих сверстников со святым источником, находящимся в Западнодвинском районе, д. Новостройка;

  3. провести соцопрос об использовании воды Новостроенского родника;

  4. показать природную значимость родников для человека

Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы исследовани:

Теоретические

1. Теоретико-аналитический: сбор материала и анализ информационных источников

2. Обобщение полученных данных

Практические

1. Соцопрос

Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.

I этап (октябрь 2012 г.) — сбор общей информации о родниках Тверского края;

II этап (ноябрь 2012 г.) — сбор легенд и преданий, чудесных случаев исцеления, обычаев, связанные со святыми источниками; сбор фотографий святых источников, часовен, а также фотографий, отражающих значение святых источников в жизни и культуре этноса.

III этап (декабрь 2012 г.) – обобщение и оформление результатов учебно-исследовательской работы

Материал, собранный и представленный в данной работе может помочь многим людям найти путь к исцелению души и тела, а также задуматься о необходимости благоустройства многих родников и расширения природоохранной работы. Ведь в наше время, когда поверхностные воды все сильнее загрязняются, роль подземных источников питьевой воды еще более возрастает. Также данная работа может подтолкнуть ученых, краеведов к дальнейшему изучения родников.

В этом и заключается актуальность данной работы

III. Родники и святые источники Тверского края

1. Информация о состоянии родников Тверской области

Родниками, ключами, или, в научной литературе, источниками называют естественные выходы подземных вод на поверхность земли. Их в Тверской области очень много. Результаты исследования представлены в таблице. (Таблица1)

п/п

Название

района

Кол-во

род

ников

В том числе

используются

населением

пригодны для питья

имеют охран

ный статус

Имеют шефство

обустроенных

необустронных

Андреапольский

Вышневолоцкий

Бежецкий

Бельский

Бологовский

Весьегонский

Жарковский

Зубцовский

Западнодвинский

Конаковский

Калязинский

Калининский

=

Краснохолмский

Кимрский

Кашинский

Кувшиновский

Кесовогорский

Лесной

Лихославльский

Максатихинский

Молоковский

Нелидовский

Осташковский

Оленинский

Пеновский

Ржевский

Рамешковский

Старицкий

Сандовский

Селижаровский

Спировский

Торопецкий

Торжокский

Удомельский

Фировский

ВСЕГО

Как видно из представленной таблицы, в Тверской области 522 родника, пригодны для питья из них 417, имеют охранный статус — 31, имеют шефство – 52. Особенно богаты родниками Сандовский, Кувшиновский , Ржевский районы. В Западнодвинском районе 13 родников, все они пригодны для питья, но имеет охранный статус и шефство только один родник. В общем можно сделать вывод, что родники Тверской области изучены слабо. Например, о родниках Кашинского района нет никаких статистических данных.

2. Самые известные святые источники Тверского края, легенды, предания и чудесные случаи исцеления

Родник считается святым, если известны случаи чудесного исцеления, если это место связано с каким-либо божественным откровением или чудодейственным явлением. В этом случае у святого источника устанавливается часовня.

Самые известные святые источники Тверского края были отмечены в газете «Аргументы и факты» № 21, 2011 г. :

  1. Оковецкий ключ (Селижаровский район, с. Оковцы)

  2. Источник Николая Чудотворца, или родник «Журчащий» (Зубцовский район, д. Курьево)

  3. Святой источник Иконы Казанской Божьей Матери (Бологовский район, с. Мшенцы)

  4. Источники «Живой» и «Мертвый» (Старицкий район, д. Маслово)

  5. Исток Волги (Осташковский район, д. Волговерховье)

  6. Колодец Нила Столобенского (Осташковский район, между д.Мошенка и д. Красуха)

Почти со всеми этими источниками связаны интересные легенды и предания, им приписываются чудесного случаи исцеления от всяких недугов.

Оковецкий ключ (Селижаровский район, с. Оковцы)

Источник известен на протяжении нескольких столетий.

По церковным преданиям, в 15 столетии в здешних местах «сиял добродетелями угодник Божий, Нил Столобенский».

В 1539 году двум разбойникам Валдайской возвышенности явилась икона Пресвятой Богородицы Одигитрии и икона Животворящего Креста. Вскоре в двух верстах от того места забил живительной силы ключ Оковецкий Святой источник.

Иконы были доставлены в Москву. Великий князь Иван IV и митрополит Иоасаф, убедившись в истине явления икон и их чудотворной силе, приказали на месте явления иконы Богородицы со святителем Николаем поставить церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом во имя святого Николая Чудотворца. На месте явления Креста приказано было поставить церковь во имя происхождения Честных древ. Так гласит легенда.

Как повествует предание, Оковецкая икона Божией Матери в короткий срок стала известной, благодаря многочисленным исцелениям, проходившим с людьми, увидевшими ее. С той поры празднование в честь Оковецко-Ржевской иконы стало одним из самых любимых и многолюдных на тверской земле.

Ежегодно тысячи паломников устремляются к Оковецкому святому ключу за исцелением. Вода бьет из-под земли круглый год, и она всегда холодна, как крещенская, – не более 4 градусов тепла. На источнике сооружена купель и часовня, где служат водосвятные молебны.

После водосвятного молебна верующие с головой погружаются в благодатную воду в надежде вернуть здоровье и обрести силу. Но окунуться нужно три раза, с головой, пройдя через три купаленки, с запада на восток, по направлению к часовне.

Источник Николая Чудотворца, или родник Журчащий (Зубцовский район, д. Курьково)

Слава Курьковскому роднику пришла еще в средние века, когда местные жители заметили, что регулярное умывание водой из этого источника помогает излечить болезни глаз и многие другие недуги.

В начале Великой Отечественной воды, когда райцентр — город Зубцов — был в течение 11 месяцев оккупирован немцами, а на территории района действовали многочисленные партизанские отряды, вода из святого источника спасла жизни десяткам раненых советских солдат. Ее канистрами приносили в лесные лазареты и госпитали, в которых не хватало лекарств, и промывали гнойные раны солдат.

Позже ученые обнаружили в этой воде большой процент серебра, который и выполнял функции антисептика. Возможно, именно его наличием объясняются удивительная искристость воды из этого источника и необыкновенно красивое звуковое журчание.

Святой источник Иконы Казанской Божьей Матери (Бологовский район, с. Мшенцы)

Интересна история источника в честь Казанской иконы Божией Матери. Перед началом Отечественной войны 1812 года в селе Мшенцы была обретена икона Божией Матери КАЗАНСКАЯ. Она лежала на дне водоема, и при каждой попытке поднять ее на поверхность образ терялся. Местные жители рассказали об этом чуде своему священнику. И только после того, как батюшка совершил Божественную литургию, икону Богородицы достали из воды и торжественным крестным ходом перенесли в храм великомученицы Параскевы Пятницы, расположенный в этом селе. Там Казанский образ Божией Матери находился более 100 лет. На месте чудесного обретения иконы была построена часовня.

Вода целебная, лечит от многих болезней, особенно, если приезжает человек с верой в душе и с особым настроем – так говорит отец Сергий. И добавляет, что только при нём четыре бездетные семьи после посещения Мшенской церкви пресвятой великомученицы Параскевы и купания в ключах смогли родить ребёнка. Сюда едут люди со всех уголков страны.

Побывавший в этих местах ровно девяносто лет назад художник, учёный и путешественник Николай Рерих написал по впечатлениям от увиденного очерк «Чаша неотпитая», посвящённый богатствам Руси, вере в её силы. «Среди кочек чаша неотпитая. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Знаю, пройдут испытания. Русь стряхнет пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Набраться сил. Найдёт клады подземные».

Источники «Живой» и «Мертвый» (Старицкий район, д. Маслово)

В 4 км от Преображенской церкви, из земли бьют два чудесных источника: Святой Ивановский ключ и «глазной источник». В народе их называют источниками с «живой и мертвой» водой.

Воды святых ключей богаты элементами йода, серебра и золота.

Говорят, что первый источник помогает излечиться от тяжелых недугов, а воды второго улучшают зрение, достаточно просто умыться.

Известен случай, когда одна девочка начала терять зрение и когда она стала умывать глаза водой с источника то процесс ослепления полностью прекратился и сейчас она уже не вспоминает об этом случае.

Над тем, что с живой водой, Святым Ивановским ключом, построена часовня в память Иоанна Крестителя. Часовня всегда открыта, и в любое время года можно искупаться в святой воде, температура которой никогда не превышает +4 градусов.

Исток Волги (Осташковский район, д. Волговерховье)

Именно здесь берет свое начало главная река России – Волга, и начинается она из родников, которые бьют на дне болотца. На этом месте построена часовенка, и каждый год исток Волги освящается.. Веруя во всемогущество маленького ручья, сюда издревле шли богомольцы. На этом месте неоднократно возводились монастыри и церквушки, которые сгорали или разрушались, но паломничество к этим водам не прекращалось никогда — за очищением и оздоровлением выстраиваются очереди.

В далекие времена народы, жившие на Волге, слагали легенды о своей «матушке-кормилице». Одни говорили, что по реке можно доплыть до Солнца, другие, что она — путь в вечность, третьи опасались ее хранителей — загадочных обитателей подводных волжских пещер. Исток Волги издавна манил людей, он казался чудесным и загадочным. Бродившие по Руси путники ведали о волжском истоке легенды, потрясающие воображение. Древние сказания боготворили как саму Волгу, так и то место, где она берет свое начало. Считалось, что берет река свое начало в «белых горах», с которых стекают сказочные, девственные струи, и обитают в этих райских местах душевные, святые люди. Сказание об очистительной силе источника, способной вылечить от многих болезней, издавна существовало в народе.

Колодец Нила Столобенского (Осташковский район, между деревнями Мошенка и Красуха)

На этом месте более пяти веков назад стояла келья небесного покровителя этих земель – Нила Столобенского. Здесь великий святой провел первые 12 лет своей затворнической жизни. Ныне на месте первой кельи преподобного находится памятный крест, восстановлен святой колодец, некогда вырытый самим преподобным. Приезжающие на Селегер верующие всегда спешат к нему, поэтому, чтобы набрать воды из источника, нужно выстоять очередь. Люди верят, что вода из Нилова колодца принесет им здоровье и вылечит от всех болезней.

Другие источники Тверского края

Родник «Иванищенский» (Тверская обл., Старицкий район) (рис. 13)

Родник является памятником природы, расположен в Старицком районе на территории Архангельского сельского округа в 1,5 км от деревни Иванищи на север. К роднику ведёт лесная дорога.

На месте выхода подземных вод установлен павильон. Вода в роднике холодная, чистая, приятная на вкус. Местные жители считают воду из родника лечебной, а сам родник святым. В январе 2000 года родник был освящён.

Родник «Святой» (Бельский район, д. Тараканово)

Расположен в 1 км от деревни Тараканово в западном направлении на склоне реки Еловица. Река Еловица впадает в реку Вейна.

До деревни Тараканово от районного центра города Белый 13 км хорошей грунтовой дороги, далее полем 1 км до реки Еловица и 50 метров по склону. Дорога и тропа к роднику хорошо проторены.

Режим водотока – постоянный. Вода используется населением близлежащих деревень для питьевых нужд, а также как место исполнения религиозных обрядов. Наименование родник получил в честь святого Нила Столобенского, почитаемого в соседних с источником деревнях. Существует легенда. Почти слепому подростку из близлежащей деревни приснился сон, в котором ему было указано место, где нужно было вырыть колодец и умыться ключевой водой. Исполнив указание, мальчик прозрел.

Сегодня родник благоустроен. Силами межлесхоза установлен новый осиновый сруб, Вычищен источник, устроен подход из досок с указателем и скамейкой для посетителей. Существует обычай оставлять на роднике свои вещи, чтобы еще вернуться.

hello_html_m1b84c93f.jpg

Святой источник Параскевы Пятницы (Тверская область, Максатихинский район, с. Пятницкое)

Святой источник Параскевы Пятницы, что в Максатихинском районе, если верить словам паломников, помогает излечиться от болезней желудка и кишечника. Родник находится в 2,5 км от Николо-Теребенского женского монастыря, в селе Пятницкое. По устному преданию в далеком прошлом в этом месте было явление иконы мученицы Параскевы Пятницы. Сейчас на источнике есть часовня, купель и колодец для набора воды. 19 января 2009 года вода родника была освящена.

На территории Максатихинского района есть еще один источник, обладающий чудесной силой. Он находится в селе Горка. Приезжающие туристы и паломники могут окунуться в купели, мужскую и женскую, помолиться в часовне. Каждый год, в День Скорбящей Божьей Матери сюда направляется крестный ход, который завершается молебном.

Святой Георгиевский и Покровский источники (Тверская область, Спировский район, с. Выдропужск)

В селе Выдропужск Спировского района бьют из земли два святых ключа — Святой Георгиевский и Покровский источники. На источнике Святого Георгия Победоносца стоит крест и оборудована купель. Среди местных жителей вода этого источника славится целебной силой. Родник расположен на берегу реки Тверцы, под холмом, где в средние века стояла деревянная церковь. В 15 веке она сгорела и на ее месте была найдена невредимая икона Божьей матери. Икона пользовалась большим почитанием у местных жителей и по преданиям обладала чудесной исцеляющей силой.

Покровский источник находится у федеральной трассы Москва — Санкт-Петербург. На источнике стоит часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Родник оборудовано так, что любой проезжающий водитель может остановиться и набрать святой воды.

3. Святой источник Казанской Божией Матери, или родник Новостроенский (Западнодвинский район, д. Новосторойка)

Примерно в километре от центра моей родной д. Бибирево находится родник. В газете «Авангард» за 3 июня 2005 г. были опубликованы выдержки из книги краеведа Редкова Н.Н. «Описание церквей и приходов Смоленской епархии», опубликованной 1915 г.

Вот что удалось мне узнать об истории нашего родника: «В полверсте от церкви находится святой колодец с чистою, вкусною и целебною для глаз водой. В 1898 -1899 г. над ним вместо ветхой деревянной устроена каменная часовня в память коронования их Императорского величества. Ежегодно 8 июля, в День Казанской Божьей матери, а иногда также 22 октября совершается на колодец крестный ход при большом стечении народа (в 1913 году собралось 3000 человек)».

Впоследствии часовня была разрушена, но колодец и родник сохранились. Несколько лет назад житель д. Бибирево Коршаков В.П. построил около родника деревянную часовню, территория вокруг источника была благоустроена, построен новый сруб, сделан лоток, по которому стекает чистая, совершенно прозрачная вода.

Жители нашего населенного пункта в основном используют для питья, приготовления пищи и других нужд воду из артезианской скважины, эта вода неплохая, но достаточно жесткая, при кипячении образуется белый осадок. Поэтому жители деревни ищут альтернативные источники чистой воды, и многие (так считают) берут ее в указанном роднике. Приезжают за родниковой водой и из других населенных пунктов.

Ученики нашей школы совместно с учителем проводили исследование воды Новостроенского родника. Результаты их исследования представлены ниже:

Паспорт Новостроенского родника:

  1. Область – Тверская

  2. Район – Западнодвинский

  3. Поселение – Западнодвинское сельское

  4. Ближайший населенный пункт – д. Новостройка

  5. Характер вытекания воды — спокойно фонтанирует

  6. Дебит источника – 900 л/ч

  7. Физические свойства воды источника:

— температура — +4 0С

— плотность воды – 1,02 г/см3

— цвет – отсутствует

— запах – не имеет

— прозрачность – полностью прозрачная

— осадок – нет

8. Химические свойства воды источника:

Тверской Воскресенский собор

Тверской Воскресенский собор

Тверская и Кашинская епархия Тверской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 170006, г. Тверь, ул. Советская, 10
  • Тел./факс: (4822) 34-37-38, 32-12-08
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Бологовский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Осташковский, Селижаровский, Старицкий, Торжокский и Фировский районы Тверской области
  • Кафедральные соборы: Воскресенский в г. Твери, Вознесенский в г. Кашине
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Тверская земля издавна «принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии учрежденной в Полоцке…» . Самостоятельная кафедра была учреждена между 1250 и 1271 годами , будучи выделена из Полоцкой епархии. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар.

Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Соборы XVI-XVII неоднократно постановляли выделить из Тверской кафедры епископии Ржевскую и Кашинскую, но на деле это не выполнялось. В 1681 году, с назначением на нее митрополита Варсонофия (Еропкина), предполагалось возвести кафедру в степень митрополии, но это решение было отменено.

Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской. С принятием духовных штатов в 1764 году епархия была определена двенадцатой, а с 1800 года и до упразднения епархиальных штатов — была одиннадцатой, следуя за Рязанской кафедрой.

29 февраля 1836 года в епархии было учреждено Старицкое викариатство. Местное почитание Собора Тверских святых известно с начала XX века.

В годы безбожных гонений епархия разделила повсеместную участь Церкви в СССР. Шло изъятие и уничтожение храмов, и в 1920-х годах епархия утратила свой вековой кафедральный Спасо-Преображенский собор. В 1920-1930-х годах существовали викаратства епархии Кашинское, Осташковское, Бежецкое, Кимрское, Ржевское, но все они пресеклись к 1937 году.

В 1920-30-е годы существовала одноименная обновленческая кафедра.

В 1940-1990-х годах кафедральным стал Троицкий собор («Белая Троица») Твери.

Епархия объединяла приходы и монастыри на территории Тверской области.

28 декабря 2011 года из состава Тверской епархии были выделены самостоятельные Бежецкая и Ржевская епархии, которые вместе с Тверской епархией были включены в новообразованную Тверскую митрополию.

Исторические названия

  • Тверская (с 1271)
  • Тверская и Кашинская (1289 — 1589)
  • Тверская и Старицкая (1589)
  • Тверская и Кашинская (1589 — упом. 1917)
  • Калининская и Старицкая (с 1931)
  • Калининская и Великолукская (с 29 января 1935)
  • Калининская и Смоленская (1943 — 1944)
  • Калининская и Великолукская (1944 — кон. 1946/1947)
  • Калининская и Кашинская (кон. 1946/1947 — 19 июля 1990)
  • Тверская и Кашинская (c 19 июля 1990)

Статистика

  • 1 января 1958 — 91 зарегистрированный храм/молитвенный дом .
  • ок. 2004 — 197 приходов; 252 священнослужителя (231 священник, 21 диакон) .
  • 31 декабря 2006 — 214 приходов (из них 45 городских, 27 поселковых, 135 сельских, 7 подворий), 13 монастырей, 149 часовен (из них 13 домовых), 48 поклонных крестов; 260 священников (из них 34 монашествующие), 34 диакона (из них 8 монашествующих) .
  • ок. декабря 2011 — священнослужителей (не считая насельников монастырей в священном сане) — 302 .
  • нач. декабря 2011 — 14 монастырей (из них 10 женских); 315 приходов, 78 приписных храмов, 149 часовен (из них домовых — 13); 298 штатных священников, 48 штатных диаконов, 3 клирика др. епархий .

Архиереи

  • Свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 — 3 февраля 1289)
  • Андрей (Герденев) (1289 — 28 марта 1316)
  • Варсонофий I (1316 — 1328)
  • Феодор I (1330 — 1342)
  • Феодор II (1342 — 1360)
  • Василий (1361 — 1372)
  • Евфимий I Вислень (9 марта 1374 — июль 1390)
  • Свт. Арсений (24 июля 1390 — 2 марта 1409)
  • Антоний (2 февраля 1411 — 1434)
  • Илия (1435 — 30 декабря 1456)
  • Моисей (28 января 1458 — 1461)
  • Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 — апрель 1477)
  • Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 — 23 мая 1508)
  • Нил Грек (24 августа 1509 — 3 апреля 1521)
  • Свт. Акакий (30 марта 1522 — 14 января 1567)
  • Свт. Варсонофий II (1567 — 1570)
  • Савва (1570 — 1573)
  • Феодорит (1573 — 1578)
  • Захария (осень 1578 — 1602)
  • Сщмч. Феоктист (15 января 1603 — 1609)
  • Свт. Арсений Элассонский (1613 — 1615)
  • Пафнутий (17 февраля 1620 — 1628)
  • Евфимий II (26 октября 1628 — 1642)
  • Иона (24 декабря 1642 — 26 июля 1654)
  • Лаврентий (16 апреля 1654 — 26 июля 1657)
  • Иоасаф (август 1657 — 1676)
  • Симеон II (16 апреля 1676 — июль 1681)
  • Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября — декабрь 1681)
  • Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 — 1702)
  • Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 — 23 июня 1711)
  • Алексий (Титов) (9 ноября 1712 — 21 января 1714)
  • Варлаам (Косовский) (21 января 1714 — 3 марта 1720)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 — 3 февраля 1723)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1723 — 13 декабря 1738)
  • Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 — 7 декабря 1752)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 — 2 апреля 1758)
  • Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 — 26 мая 1763)
  • Иннокентий (Нечаев) (28 мая — 4 октября 1763)
  • Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 — 22 сентября 1770)
  • Платон (Левшин) (10 октября 1770 — 25 января 1775)
  • Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 — 22 сентября 1783)
  • Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 — 13 февраля 1788)
  • Тихон (Малинин) (6 мая 1788 — 18 мая 1792)
  • Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 — 17 октября 1798)
  • Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 — 26 декабря 1799)
  • Павел (Зернов) (15 января 1800 — 18 декабря 1803)
  • Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 — 30 августа 1814)
  • Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 — 15 марта 1819)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 — 26 сентября 1820)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 — 3 июля 1821)
  • Иона (Павинский) (21 июля 1821 — 6 ноября 1826)
  • Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 — 1 июля 1831)
  • Григорий (Постников) (25 июля 1831 — 1 марта 1848)
  • Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 — 15 февраля 1857)
  • Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 – 5 мая 1876)
  • Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 — 9 июня 1877)
  • Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 — 12 марта 1879)
  • Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 — 18 сентября 1896)
  • Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 — 26 марта 1905)
  • Николай (Зиоров) (26 марта — 8 апреля 1905)
  • Николай (Налимов) (8 апреля — 1 июля 1905)
  • Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 — 29 января 1910)
  • Антоний (Каржавин) (30 января 1910 — 16 марта 1914)
  • Сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 — кон. 1917)
    • Арсений (Смоленец) (1917 — 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий
    • Сщмч. Петр (Зверев) (1921 — 1922) в/у, еп. Старицкий
  • Серафим (Александров) (1922 — 15 июня 1928)
    • Павел (Павловский) (1926) в/у
  • Фаддей (Успенский) (1928 — 18 октября 1936)
  • Никифор (Никольский) (7 декабря 1936 — 1937) (в заключении)
  • Палладий (Шерстенников) (29 декабря 1938 — 1940 (28 октября 1943))
  • Василий (Ратмиров) (кон. 1943 — сентябрь 1944)
  • Рафаил (Березин) (29 октября 1944 — 15 мая 1945)
  • Арсений (Крылов) (26 августа 1945 — 17 марта 1950)
  • Алексий (Сергеев) (17 марта 1950 — 29 июля 1954)
  • Варсонофий (Гриневич) (29 июля 1954 — 13 марта 1958)
    • Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский
  • Феодосий (Погорский) (22 июня 1958 — 22 марта 1960)
    • Алексий (Коноплёв) (март — ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский
  • Иннокентий (Леоферов) (23 ноября 1960 — 6 сентября 1971)
    • Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 — август 1972) в/у, еп. Дмитровский
  • Гермоген (Орехов) (25 августа 1972 — 19 апреля 1978)
  • Алексий (Коноплёв) (19 апреля 1978 — 7 октября 1988)
  • Виктор (Олейник) (4 декабря 1988 — 14 июля 2018)
  • Савва (Михеев) (14 июля 2018 — 25 августа 2020)
  • Амвросий (Ермаков) (с 25 августа 2020)

Викарные епархии

  • Бежецкая (ныне самост.)
  • Кашинская (недейств.)
  • Кимрская (недейств.)
  • Новоторжская (недейств.)
  • Осташковская (недейств.)
  • Ржевская (ныне самост.)
  • Старицкая (недейств.)

География благочиний

  • I-е Тверское, II-е Тверское:
    • г. Тверь
  • Бологовское:
    • г. Бологое
  • Вышневолоцкое:
    • г. Вышний Волочек
  • I-е Калининское:
    • с. Васильевское
  • II-е Калининское
  • Кашинское:
    • г. Кашин
  • Кимрское ( ):
    • г. Кимры
  • Конаковское:
    • г. Конаково , с. Завидово , д. Карачарово , д. Свердлово , с. Селихово , д. Тешилово
  • Осташковское ( ):
    • г. Осташков , п. Селижарово
  • Торжокское ( ):
    • г. Торжок , г. Старица
  • Храмы в ведении правящего архиерея
  • Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий

Епархиальные отделы

  • по благоустройству и социальному служению
  • по делам молодежи

Монастыри

  • Волговерховский Ольгинский (женский)
  • Вышневолоцкий Казанский (женский)
  • Желтиков (недейств.)
  • Житенный Смоленский (женский, ранее был мужским)
  • Калязинский Троицкий (закрыт в 1920-м, разобран и затоплен)
  • Кашинский Клобуков (женский)
  • Николо-Малицкий (мужской)
  • Нило-Столобенская пустынь (мужская)
  • Новоторжский Борисоглебский (мужской)
  • Оршин Вознесенский (женский)
  • Осташковский Знаменский (упразднён в 1920-е)
  • Отрочь Успенский (недейств.)
  • Саввин Сретенский (упразднен в 1764)
  • Селижаровский Троицкий (недейств.)
  • Старицкий Успенский (мужской)
  • Тверской Екатерининский (женский)
  • Тверской Рождественский (женский)
  • Тверской Трёхсвятительский (недейств.)
  • Тверской Феодоровский (упразднён в XVIII веке)

Учебные заведения

  • епархиальная общеобразовательная школа им. свт. Тихона Задонского(c 1993)
  • культурно-образовательный центр «Новая Корчева» при Ильинском храме г. Конаково
  • кафедра православного богословия Тверского ГУ (c 1997)
  • школа хорового пения при Вознесенском соборе Твери
  • православная гимназия, с. Городня-на-Волге
  • Вышневолоцкая православная общеобразовательная средняя школа им. прп. Сергия Радонежского
  • культурно-образовательный центр при Вознесенском соборе г. Твери
  • духовно-просветительский центр г. Удомля
  • Тверская православная общеобразовательная средняя школа им. свт. Тихона Задонского
  • общеобразовательное учреждение-комплекс начального и дошкольного образования «Русская школа» (с 1998)
  • Тверская духовная семинария (недейств.)
  • Кашинская духовная семинария (недейств.)
  • Вышневолоцкое духовное училище (недейств.)
  • Кашинское духовное училище (недейств.)
  • Новоторжское духовное училище (недейств.)
  • Осташковское духовное училище (недейств.)
  • Старицкое духовное училище (недейств.)
  • Тверское духовное училище (недейств.)
  • Тверское епархиальное училище (недейств.)

Православные объединения и организации

  • Информационный центр свт. Марка Эфесского при епархиальном управлении
  • Тверской союз православных мирян (с 1999)
  • Тверской союз православной молодежи
  • детская общественная организация «Дружина православных следопытов им. св. блгв. вел. кн. Михаила Тверского»

Церковные СМИ

  • газеты:
    • «Православная Тверь»
    • «Вознесение», г. Ржев
    • «Верхневолжье православное», г. Вышний Волочёк
  • журнал «Тверские епархиальные ведомости»
  • радиопередача «Спаси и сохрани», ГТРК «Тверь».

Литература

  • Энциклопедия Тверская область, 1994.
  • Покровский, В. И., Историко-статистическое описание Тверской губернии, т. 1-2, Тверь, 1879-1880.
  • Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г., Тверь, 1914, 554 с. разд. паг.
  • Первухин, Г. П., О тверских иерархах, Тверь, 1901, 175 с.
  • Ротермель, Б. Н., Тверь и тверские правители 1773-2003 гг., Тверь, 2006.
  • Сысоев, В. И., Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин, Тверь, 2004.
  • «Синодик Тверских иерархов», Тверские Епархиальные ведомсоти, № 1, 2003
  • Монастыри епархии
  • Справочник «Действующие храмы Тверской епархии»
  • Сайт о тверских храмах

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Тверской епархии:
    • — историческая справка
    • — статистика за 2006 год
  • Статья Справочника РПЦ 2000-2004:
  • Статья сайта Русское Православие:
  • Страница проекта Иерархия Церквей:

«Биографии Тверской Иерархии,» Тверь, 1859, 3.

По статье Справочника РПЦ 2000-2004, . Историческая справка на сайте Тверской епархии также указывает дату «не позднее 1271 года,» . По иным данным — в 1271; по Строеву — ок. 1272; по Голубинскому — в 1285; по Первухину, Г. П. — ранее 1271. См.

Согласно Дурново, титул до 1521 года иногда включал «и Старицкие», иногда был просто «Тверские». Дурново, Иерархия…, 340.

Титул изменен по случаю предполагавшегося открытия Кашинской епископии, но в том же году это постановление было отменено. Дурново, Иерархия…, 340.

По — Калининская и Кашинская в 1928-1943

Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

По статье Справочника РПЦ 2000-2004,

По данным официального сайта Тверской епархии,

«ЖУРНАЛ № 174,» ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года,

  • Часовня в память Иоанна Крестителя
  • А там второй источник.
  • Над источником построено две купели.
  • Дорога к недавно построенному месту отдыха...
  • ...где можно отдохнуть и покушать.
  • Мои любимые васильки.
  • Вот такие просторы около источника.
  • В Старицком районе почти на каждой водонапорной башне живут аисты.
  • Преображенская церковь в с. Красное.
  • Ручейники - признак чистой воды.

Как всегда на выходных не сидится дома. В праздновании Дня города не участвовали. Единственным достойным мероприятием считали джазовый фестиваль, но в этом году он проходил не на открытой сцене, а в филармонии, да ещё и ночью, да ещё и билеты дорогие… Решили съездить под Старицу на святой целебный источник Иоанна Предтечи в деревне Маслово: водички набрать да искупаться.

Информация с сайта Тверской епархии:

«Множество людей с неизлечимыми болезнями приезжают в деревню Маслово Старицкого района Тверской области, где в 4 км от Преображенской церкви, из земли бьют два чудесных источника: Святой Ивановский ключ и «глазной источник». В народе их называют источниками с «живой и мёртвой» водой. Воды святых ключей богаты элементами йода, серебра и золота. Говорят, что первый источник помогает излечиться от тяжёлых недугов, а воды второго улучшают зрение, достаточно просто умыться.

Над тем, что с живой водой, Святым Ивановским ключом, построена часовня в память Иоанна Крестителя. На её месте была деревянная церковь в три яруса, но в годы войны её практически разобрали. Только в 1947 году, вернувшись с войны, жители деревни восстановили часовню. Эта святыня сохранилась до наших дней. В октябре 2005 года было начато строительство новой часовни. Сейчас на месте целебных источников стоит целый комплекс — часовня, мужская и женская купели, беседка. Часовня всегда открыта, и в любое время года можно искупаться в святой воде, температура которой никогда не превышает +4 градусов».

Есть источники и поближе: Савватьево, Орша, Иваниши, Игуменка и др., но этот, наверное, самый благоустроенный из ближайших к Твери и с самой вкусной водичкой.

PS: для тех, кто захочет посетить источник: доезжаем до Старицы, затем едем по дороге на Берново, в Братково будет поворот направо в с. Красное (там Преображенская церковь (1790) – точная копия Чесменской церкви, построенной по приказу Екатерины II (1777) в Санкт-Петербурге). Но на источник лучше ехать не через с. Красное, там плохая дорога. После Братково будет ещё два поворота направо, выбирайте любой. На первом повороте будет указатель на источник, а второй поворот практически незаметен и нет никаких указателей. В любом случае после поворота ехать налево по грунтовой дороге, после небольшого моста повернуть направо и ехать метров 500 до источника.