Тайна Русского слова

Федеральный государственный образовательныйстандарт основного общего образования предполагает, что одной из целей изучениялитературы должно стать формирование»потребности в систематическом чтении каксредстве познания мира и себя в этом мире» (ФГОС).Нельзя сказать, что это новая для нас, учителей,задача, но от этого она не становится болеелёгкой. Преподаватели всегда ломали голову надтем, как сформировать потребность в чтении и как сделать так, чтобы именно чтениепомогало бы ребятам находить выход в сложныхжизненных ситуациях. И надо признать, чтопроизведения в жанре притчи вызывают у учениковбольшой интерес, так как в этих простых изанимательных историях обобщён философскийопыт, как отдельных авторов, так и всего народа.

Мы знаем, что притча как фольклорный жанризучается на уроках литературы в 5-8 классах, ноучителя давно используют эти маленькиедидактико-аллегорические рассказики и на урокахрусского языка. Например,преподаватели часто обращаются к притче, выбираятекст для изложения с творческим заданием. И этонеслучайно.

Во-первых, достоинство притчи – маленькийобъём: можно не беспокоиться о том, что ученики неуспеют справиться с работой. Иногда я дажепрактикую совсем маленькие изложения как частьурока. Ученики тренируют память и учатся сжимать текст. Притча сама по себелаконична, и исключить из неё можно лишьнемногое, зато дети точно понимают, без чегонельзя обойтись, чтобы не потерять смысл истории.

В-вторых, достоинство притчи – чётковыраженный сюжет. Это особенно важно дляучеников 5-6 классов. Они должны точно запомнитьпоследовательность событий, понять логикуповествования, что, конечно, позволяеттренировать базовые навыки и умения: такие урокипомогут нам в формировании «умений воспринимать,анализировать, критически оценивать иинтерпретировать прочитанное, осознаватьхудожественную картину жизни, отражённую влитературном произведении, на уровне нетолько эмоционального восприятия, но иинтеллектуального осмысления» (ФГОС).

В старших классах ученикам чаще всегоприходится иметь дело с текстамипублицистического характера. Но ведь и у притчиесть общественно значимый философский подтекст,который ученики пытаются угадать за конкретнымсюжетом, они учатся размышлять над серьёзнымипроблемами и делать выводы. И работа с такимитекстами не должна ограничиваться изложением.Обязательно надо включать и творческое задание сосмыслением глубинного смысла предложенноготекста. Безусловно, для этого учитель долженвыбирать такие притчи, в которых нет морали, аесть только аллегорическая история.

Вот, например, для изложения с творческимзаданием подойдет восточная притча «Однакружка» (здесь и далее используются ресурсысайта http://pritchi.ru/):

Жил один старый аскет. У него не было ничего:ни дома, ни имущества, кроме скудной одежды,которая была на нём и одной кружки, которой ончерпал воду из ручьёв, чтобы напиться.
Но вот однажды аскет увидел мальчика, которыйобогнал старика на тропинке, идущей к ручью.Мальчик подбежал к воде и начал пить её изпригоршни.
Тогда аскет выкинул кружку.

Притчи с озвученной моралью, которая неоставляет сомнения в авторской позиции, многиепреподаватели используют для задания другоговида. Ученикам на первом этапе урокапредлагается только половина текста притчи, аони должны написать своё продолжение, а потомсравнить с авторским вариантом. Этот вид работыразвивает такое очень важное умение, какопределение авторской позиции. Ученики уже позавязке сюжета должны предположить, какая идеяможет выражаться в данном тексте. Например, можноиспользовать начало такой конфуцианской притчи:

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошегоправительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответилКонфуций.
— А если представить, что тебя попросилипожертвовать одним из них, что бы было?

И только после того, как ученики выстроят своюценностную цепочку и обоснуют свой выбор, онисмогут прочитать продолжение:

– Оружие.
– А если пришлось бы отказаться и от второго?
– Еда.
– Но без пищи народ бы умер!
– С незапамятных времён смерть была участьючеловеческих существ. Но народ, не доверяющийсвоему правительству, действительно пропадёт.

Итак, мы можем констатировать, что притча науроках русского языка предоставляет намвозможность, отработать с нашими ученикамиразные базовые навыки и умения: дети учатсяустанавливать причинно-следственные связи,строить логическое рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивное и поаналогии) и делать выводы. Притча также даётвозможность прикоснуться к народной мудрости,осваивать вековой жизненный опыт. Надеюсь, этопригодится ребятам в жизни.

Но, мне кажется, что регулярное обращение кжанру притчи поможет также учащимся сдать ЕГЭ. Яимею в виду часть С. Как известно, ученики вэкзаменационном сочинении должны определитьтему текста, прокомментировать его (т.е. краткопересказать содержание), понять авторскуюпозицию – и это всё мы можем отработать,используя тексты притч.

Кроме этого, ученики, как мы помним, должнывысказать своё мнение и аргументировать его,приведя один аргумент из художественнойлитературы, а второй – из жизненного опыта.Думаю, многие со мной согласятся в том, что найтипервый аргумент для ребят часто бывает проще, чемвторой. Наверное, потому, что на урокахлитературы учителя часто акцентируют вниманиеучащихся на том, к какой теме подойдет пример изтого или другого произведения. Однако жизненныйопыт старшеклассников невелик, и это естественнов их возрасте. Ребята пытаются придумыватьистории про «одного знакомого мальчика…»,которые чаще всего не выглядят убедительными.

Методисты советуют обращаться кпублицистической литературе и биографиямзнаменитостей. Но не всегда в стрессовойобстановке экзамена подходящая информацияприходит на ум. И вот тут, мне кажется, притчаможет прийти на помощь. Если мы будем работать сэтим жанром постоянно и ориентировать учениковна создание некоторой тематической базы, то дажеслабые ученики смогут подобрать подходящийпример, подведя к нему, например, такой фразой:»Размышления автора о дружбе (например)напомнили мне одну притчу, которую однаждырассказал нам учитель…». И в этом не будетнеправды.

Тематика же притч разнообразна. И на сайте http://pritchi.ru/ даже естьпредметный указатель, благодаря которому легкоориентироваться во всём тематическоммногообразии. Ученикам будет гораздо легчеработать, если они поймут, что авторы большинстваэкзаменационных текстов затрагивают темужизненных ценностей, поэтому я обязательновключаю в свои уроки по подготовке к ЕГЭ работу смаленькой притчей «Три представления о счастье»:

Жили-были на белом свете три друга, и каждыймечтал о своём счастье. Но счастьепредставлялось им по-разному. Первый думал, чтосчастье — это богатство, второму счастьемказался талант, а третий считал, что счастье —семья.
Долго ли, коротко ли, но все они достигли своегосчастья. Однако у всего есть конец. Передсмертным часом собрались друзья, чтобы подвестиитоги. Первый сказал:
— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираюскрягой и человеконенавистником.
Второй сказал:
— Талантливым я был, а счастья не испытал.Ухожу из жизни истерзанный одиночеством.
Третий сказал:
— А я познал, что такое счастье. Ухожуобласканный близкими и оставляю земле самоеценное — новых людей.

Смысл этой притчи очевиден для всех учеников, и,я думаю, она поможет выпускникам верновыделить жизненные приоритеты при анализесовпадающего по тематике текста.
В заключение своей работы хочется отметить ещёодно важное качество притчи: она позволяетпишущему плавно и естественно перейти к выводуработы – к выводу правильному и философскому.