Тип храма преобладающий в древнерусском зодчестве

  • Текст:Г. Мехова
    15 августа 2018
  • Добавить в кабинетДобавлено в кабинет

Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью,топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца в Коломенском со сложным рас­положениемпостроек, изобилием переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули,прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищтрансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостныесооружения русских городов.

В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. Инедаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», анародный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенскойцеркви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было,нет и не будет такой».

Но чтобы мастер Нестер мог совершить это двадцатидвухглавое чудо, много поколений»древоделов» — народных умельцев подготовили этот великолепный взлет творческойфантазии и строительной техники.

Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, обо­ронительныхи культовых сооружений. Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнеекаменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, тоосновная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII,XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения,расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.

Дерево как строительный материал не слишком долговечно, хотя при известномстечении обстоятельств деревянный сруб может существовать несколько столетий.Но главным злом деревянной постройки были пожары. Все русские летописи полнысведений о «великих пожарах». Дотла выгорали целые города, постоянно уничтожалисьжилища, крепости, культовые сооружения.

Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровскоговремени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти измененияростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево впостройке преобладает, что теперь трудно представить себе древнерусский город,окруженный рубленой стеной.

Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-1692 гг. Перенесена в с. Коломенское

Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, в силу ихудаленности от центра, были хранителями старых народных традиций. Всевозможныеархитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивыпозволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянномустроительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно этирайоны России богаты старинными образцами сельского и городского деревянногозодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком,изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениямии описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздатьосновные этапы развития русского деревянного зодчества.

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектурыдают нам летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройкахгородов, церквей, хором и мостов.

Деревянные постройки изображаются и на древних иконах и на старинных планахрусских городов. Целый комплекс деревянных сооружений мы видим на редчайшемдокументе XVII века, плане Тихвинского монастыря, — шатровую церковь, избы,ограды, частоколы и даже колодец с журавлем.

Рисунки и гравюры посетивших Россию в XVI—XVII веках иностранцев, таких,как Герберштейн, Олеарий, Мейерберг, Пальмквист, помогают восстановить облик городови сел допетровской Руси и особенности отдельных сооружений.

Представление о характере и основных типах деревянного строительства наРуси, полученное в результате изучения древних источников, как бы закрепляетсяпосле знакомства с постройками более поздних веков, дошедшими до настоящеговремени.

Церковь Ризположения из с. Бородава Вологодской обл. 1485 г. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Не свидетельство ли это некоторой застойности в развитии деревянного зодчества?Ведь общие строительные принципы, судя по всему, невероятно устойчивы. Еслисравнить постройки на плане Тихвинского монастыря с теми, что ныне существуют иотносятся к более близкому нам времени, мы найдем немало похожих даже вдеталях. Письменные источники изобилуют сообщениями, что русские плотники стремилисьстроить «по старине», «как водится». Но, если внимательно посмотреть на бесподобныеформы Кондопожской церкви, на удивительные по своей логичности конструкциикижской церкви Преображения и на веками разработанные планы крестьянских изб иусадеб, возникнет иное отношение к этой приверженности народных мастеров кузаконенным формам и конструкциям в деревянном зодчестве.

Деревянная архитектура выработала настолько совершенные приемы композиции иконструкции зданий, что долгое время они не требовали замены их новыми. Лишьудешевление пиленого леса (после появления в XVIII веке водяных, а затем ипаровых лесопилок) позволило делать более дешевые стропильные конструкцииверхов и увеличить количество резьбы на фасадах.

Задолго до того, как на Руси появилось кирпично-каменное строительство,деревянное зодчество уже выработало основные свои строительные устои. В товремя, как древнерусские каменщики старались осмыслить и переработать в своемтворчестве византийскую схему культового здания, принесенную на Русь свведением христианства, плотники с легкостью возвели в Новгороде тринадцатиглавуюСофию. И в том, что каменное строительство на Руси с самого начала шло, можносказать, семимильными шагами, поражая современников своей самобытностью,безусловно сказался колоссальный строительный опыт русских «древоделей».

Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся вXVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появлениес фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессеборьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектурелегло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего мирутакие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор что наРву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Никольская церковь в дер. Панилово Архангельской обл. 1600 г.

Коломенская церковь, о которой в летописи сказано: «Князь Великий Василийпоставил церковь камену Вознесение… верх на древяно дело», прочноутвердила в каменной архитектуре шатер, форма которого дотоле была выработана вдереве. Насаждавшееся «сверху» и удачно развитое в каменномкультовом зодчестве ка­ноническое пятиглавие старательно обходилосьдреводелами. А если основная схема плана и бывала соблюдена, то внешнедеревянная церковь редко походила на своего каменного собрата.

Шатровое завершение настолько было привычно русским людям, что и в камнезодчие старались точнее воспроизвести любимую народом форму покрытия здания. Ана севере России, в отдалении от центра, от Москвы народ продолжал строить «постарине», ибо шатер являлся воплощением народных представлений о красоте, сложившихсяеще в дохристианскую эпоху.

Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества истремился выявить в деревянной постройке ее конструктивную суть, исходящую извозможности сруба.

В строительстве каменных жилищ (как правило, богатыхбоярских и купеческих палат) также есть общие с деревянным зодчеством приемыкомпозиции и планировки. Манера размещения палат вокруг сеней, наподобие того,как ставились избы «в две связи», наличие подклета и высоких крылец, ведущих вовторой, жилой этаж, — черты, типичные для деревянного зодчества, в течениедолгого времени процветавшие и в жилом каменном строительстве XVII века, а наокраинах России и в XVIII веке.

Само слово «подклет» утвердилось надолго в каменном строительстве Руси дляобозначения нижнего этажа здания служебно-хозяйственного характера. Возникнув вдеревянном зодчестве как хозяйственное помещение избы, подклет представлялсобой нижнюю часть сруба-клети, которая кроме того предохраняла жилую частьдома от сырости и холода.

В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные.Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвукамипривычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV векасооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения состороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси,что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно.Остатки деревянных крепостей XVII–XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорято большом строительном искусстве зодчих-плотников.

Колокольня в с. Кулига (Дракованово) Архангельской обл. XVI-XVII в.

Памятники русского деревянного зодчества создавались выходцами из народа,преимущественно из крестьянской массы, где каждый жил своим трудом, владел оди­наковохорошо и сохой и топором. С очень давних времен плотники собирались в артели,которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артелинаряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкогодела. Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводяразнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела внебывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокругМосквы в 1339 году.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, былапоистине сказочной. Недаром русские сказки наполнены событиями такого рода, какстроительство дворца, или моста, или хором за одну ночь. А героем одной изсказок является волшебный топор! Поистине в руках русских древоделов любойтопор мог стать волшебным, если в летописях встречаются упоминания об»обыденных» храмах (храмах, построенных в один день). Вероятно, на заготовкулеса и обработку бревен уходил не один день, но непосредственно возведениепостройки при достаточном количестве людей и при умелой организации былоосуществимо в очень короткие сроки.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведениемнебольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждомуиз них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Каковы же были эти секреты? В чем суть строительного мастерства русскихплотников? Прежде всего в вековом опыте строительства, которое велосьпреимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом:топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальныебезгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас.Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топорглавенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный иустойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники и по сию пору. Бревенчатыевенцы из срубов вязали из «дерев» не длиннее 7–10 метров, при диаметре от 25 до50 см. Для настила полов, потолков, изготовления различных мелких деталейупотреблялись брусья, доски, пластины, тес. Основа всякой деревянной конструкции— сруб связывался на углах врубками, чаще всего с выпусками концов бревен,»вобло». Это самый древний и самый любимый русскими плотниками прием, которыйможно наблюдать и в современных избах. Прием «в лапу» — когда концы бревен сте­сывались— встречается реже.

Петропавловская церковь в с. Пучуга Архангельской обл. 1698 г.

Сам материал — бревно — предполагает прямоугольную форму сруба. В культовыхи крепостных сооружениях плотники зачастую рубили восьмигранные или шестигранныесрубы, что при той же длине значительно увеличивало площадь помещения.

Бревна обычно подбирались в соответствии с предполагаемым типом сооружения.Для построек большого общественного значения или для крепостных стен бралисьсамые мощные, «закомелистые» бревна, более полуметра в диаметре. Так,московские укрепления 1339 года были сложены из бревен, достигавших в диаметресемидесяти сантиметров. Из таких же циклопических бревен рублены и некоторыесибирские избы. Изобилующая лесом Сибирь давала возможность строителям рубитьлес на выбор.

Несомненно, первым срубом, который сделал человек, была жилая клеть, или,как впоследствии ее стали называть, поскольку она имела печь, — «истобка»,изба. Клеть покрывалась обычно двухскатной крышей, в разных местностях имеющейразный подъем. Характерный «щипец» (фронтон) торцового фасада присущ всем жилыми хозяйственным постройкам, сооружавшимся на Руси из дерева. Эта форма крыш употребляласьи в культовом зодчестве.

Покрытия в церковном зодчестве были настолько разнообразны, и каждое по-своемутак выразительно, что именно завершения храмов ставили последнюю точку в формированиитого или иного типа церковного здания. В хоромном же строительстве онисоздавали небывалый по выразительности силуэт. «Восьмое чудо света» — Коломенскийдворец восхищал всех, кто его видел (обветшалый дворец был разобран в XVIIIвеке по приказу Екатерины II), прежде всего разнообразием верхов. Шатры, бочки,кубоватые покрытия делали его силуэт затейливым и вместе с тем четким, каквологодское кружево.

Но, конечно, сложные кровли увенчивали лишь наиболее значительныесооружения, такие, как церкви, крепости, хоромы. Самым «типовым» покрытием былопокрытие клетей, изб, которое отличалось простотой и нередко выполнялось безгвоздей. Древнейшей системой двухскатного покрытия была кровля на «самцах»-бревнах,как бы продолжающих торцовые стены сруба и образующих своеобразный бревенчатыйфронтон. В самцы, размеры которых уменьшались соответственно снизу вверх, гори­зонтальноврубались «слеги». На слеги укладывали тонкие бревна с оставленными на концахкорневищами, которые на плотницком языке получили наименование «куриц». Курицызакреплялись на слегах врубками.

Домик Петра I, начало XVIII в. Перенесен из Архангельска в с. Коломенское

Улица в с. Сеймосово Архангельской обл.

Загнутые концы куриц использовали для укладки на них водостока — бревна сжелобом (на севере эта деталь именуется «потоком»). Конец потока нередко былукрашен рубленым орнаментом. Поверх всего укладывали тес, нижние концы которогоупирались в пазы потока, а верхние закреплялись на стыке «охлупнем» или «шоломом»— бревном, выдолбленным снизу. Иногда шолом прикреплялся к верхней «Князевой»слеге деревянными стержнями — «стамиками», «столбиками». Это придавалонеобычайную живописность облику крыши. Конец «шолома», завершающего фронтонизбы, очень часто скульптурно обрабатывался. Головы животных и птиц украшалиего. Особенно любимым мотивом для украшения охлупня была голова коня. Конь длярусского человека так много значил в труде и рати! Поэтому сказочные «сивки-бурки»то и дело оживали в искусных руках «древоделей» и воздвигались на самом видномместе избы — на вершине фронтона, а строительный термин «конек крыши» до сихпор живет в архитектурном языке.

Но не один конек украшал избу; резьбою разного характера и типа украшалисьи «причелины», закрывающие собою концы слег, выходящие на фронтон. На стыкепри- челин висела вертикально покрытая ажурной резьбой доска — «полотенце» или»ве­треница». Конец ее почти всегда украшало символическое изображение солнца.Даже тес, образующий кровлю, имел копьевидное окончание и назывался «красным»(т. е. красивым) тесом. Лемех, словно чешуею, покрывавший сложные покрытия скриволи­нейным профилем, также имел порезку на концах. Богато обрабатывалисьвыпуски верхних бревен сруба, поддерживающих свесы крыш над фронтонами дома. Вназвании этих своеобразных кронштейнов — «помочи» или «повалы» — прямо указаноих конструктивное назначение, которое они и выполняли, помогая держаться надфронтоном дома свесу крыши, который нередко достигал двух метров. И в то жевремя не было деталей в конструкции деревянного дома, особенно северного,которая давала бы столько возможности для выявления истинно скульптурногодарования русских плотников! Действительно — сколько домов в деревне или селе,столько новых форм обра­ботки кронштейнов.

Резьба украшала также наличники окон, ставни, столбы галерей и крылец, объединяяв одно художественное целое сруб и кровлю. Конструкцию избы и ее «самцовой» кровлиможно всю «прочитать», рассматривая здание снаружи, удивляясь ее простоте,предельной логике и эстетическому совершенству.

Интерьер дома, его бревенчатые стены, широкие пластины пола и матицы(балки) потолка, лавки с резными подзорами, огромная русская печь, занимающаяпочти четверть всего помещения, позволяют ощутить ту же гармонию всех деталейсрубной конструкции.

Ветряная мельница из дер. Щелково Вологодской обл. XIX в. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь

Полы и потолки выстилались из толстых досок-пластин и закреплялись на балках-матицах,врубленных в стену. Полы подклета (нижнего этажа) «мостились по кладям», т. е.по помосту из брусьев, уложенному прямо на землю, а полы в хозяйственныхпостройках вымащивались из тонких бревен-кругляков («наката»). В культовыхсооружениях полы и потолки устраивались так же, как и в жилых. Причем в зданияхс большими пролетами балка-матица подпиралась столбами. Дивный резной орнаментукрашает эти столбы, которые не только не мешают восприятию интерьера, нообогащают его, помогая понять сущность дерева, его конструктивные иэстетические возможности.

Жилая деревянная архитектура в своем развитиииспытывала влияние различных социально-экономических причин иприродно-климатических условий. Поэтому в настоящее время исследователидеревянного русского жилья насчитывают множество типов построек. В основе ихлежит конструктивная схема клети. Сама клеть, по мере надобности, могла бытьрасчленена на отдельные ячейки-комнаты продольной и попе­речной стенами. Затем,по мере того как крестьянская семья увеличивалась, к первона­чальной клети всоответствии с необходимостью прирубали другие. Таких прирубов могло быть идва, и три, и даже четыре. Эта сравнительно примитивная и, по утверж­дениюисториков, наиболее древняя форма деревянного дома называлась соответственно почислу прирубов — «двойней», «тройней» и т. д.

Богатые дворы имели целую систему клетей, соединенных сенями и переходами.Они назывались «хоромами». Расслоение крестьянства, выделившее из его средынаиболее зажиточную группу, повлекло за собой возникновение довольно сложных попланировке дворов-усадеб. Это обстоятельство и суровые природные условияспособствовали возникновению, особенно в северных районах страны, крупныхкомплексов, состоящих из высоких изб с подклетями, объединенных в одно целое схозяйственным двором. Хозяйственная часть усадеб бывала, особенно на севере,двухэтажной, причем внизу располагались хлева и конюшня, а верхнее помещениеиспользовалось как сеновал или сарай, куда можно было въехать на телеге прямо сулицы по бревенчатому накату, «взвозу». Иногда на подклет ставилась лишь жилаячасть усадьбы, а хозяйственные постройки были одноэтажными. В ряде случаевподклет использовался как жилье. Изба становилась как бы двухэтажной.

Невозможно в короткой статье привести все известные типы жилых деревянныхпостроек — столько вариантов давало сочетание теплой избы с хозяйственными по­стройками,соединенными переходами, галереями, крыльцами.

Рубленый мост через р. Сию. Архангельская обл.

Северные районы нашей Родины особенно богаты подобными сооружениями. Начинаяразговор об особенностях зодчества Севера, необходимо подчеркнуть, что именнона образцах жилых построек всегда ярче заметны отличия строительного принципатой или иной области, того или иного края. Социальное положение крестьян,особенности экономического развития каждой области и климат прежде всегоотражались на облике жилых сооружений.

В самом деле, почему северные избы в большинстве случаев солидного размераи почему старые формы конструкций в тех краях оказались наиболее устойчивыми? Архангельскаяобласть и Карелия в древние времена входили в состав новгородских владений,границы которых терялись где-то на берегах Оби и Енисея. Общеизвестно высокоеразвитие экономики и культуры Новгорода Великого. Новгородская феодальнаяреспублика успешно соперничала сначала с Киевским государством, а затем сМосквой, пока в 1478 году не была окончательно присоединена к Московскомугосударству.

Крестьяне, населявшие феодальные владения Новгородской земли, не знали такогочудовищного закабаления, как жители среднерусских областей, ни в период са­мостоятельностиНовгорода, ни впоследствии. Северные земли были «государствен­ными», акрестьяне в своей массе «черносошными», т. е. платившими денежный оброк в казнуза пользование землей. Кроме того, они несли определенные «тягловые» по­винности.Результатом всего этого явилось необычайное развитие ремесел и промыслов всеверных районах России.

На путях колонизации Севера новгородцы, а затем и московские переселенцыстроили «починки», «рядки», села, заселяли города. Крупнейшим портом на Севередо начала XVIII века был Архангельск. Почти вся внешняя торговля в XVI–XVII вв.осуществлялась у его причалов.

Завоевание части Балтийского побережья и основание Петербурга при Петре Iснизило значение Архангельского порта. С этого времени жизнь северо-восточныхрайонов несколько замирает. Зато западная окраина в районе Онежского озераполучает новый толчок к усиленному развитию экономики, благодаря начавшейся приПетре I разработке полезных ископаемых и строительству металлургическихзаводов. Живая память об этом времени — город Петрозаводск, ныне столицаКарелии. А в других шедеврах деревянного зодчества начала XVIII века —Преображенской церкви Кижского погоста и Успенском соборе в г. Кемь — как быобразно отражен стремительный взлет петровской России.

Церковь с. Нелазское-Борисоглебское Вологодской обл. 1964 г.

Приверженность к старине на Севере была закреплена следующим обстоятельством.Во второй половине XVII века, во время церковного раскола, на Север потянулисьстароверческие семьи. Даже после подавления раскольничьих бунтов и несмотря нарепрессии со стороны правительства, жители Поморья и Заонежья придерживалисьстаринного уклада жизни, пользуясь удаленностью этих районов от столицы.

В данном издании отражены различные типы заонежских домов, наиболее характерныедля данной местности. Дома эти ныне находятся в Кижском архитектурно-бытовоммузее-заповеднике.

Дом Ошевнева (1876), прямоугольный в плане, представляет собой соединениежилой части — двухэтажной избы — с хозяйственной частью. Здание перекрыто не­симметричнойкрышей, что придает ему своеобразный контур, от которого этот тип постройкиполучил наименование «кошель». Другой пример того же типа (с курной избой) —дом Елизарова (1880) — дает ин­тересные варианты как внешнего оформления, так иинтерьера. Обращает на себя внимание встроенная кровать в сенях и печь, топящаясяпо-черному. Интересны старинная безгвоздевая конструкция крыши (на самцах),форма галерей-гульбищ, балконы, богато украшенные наличники окон, причелины,»полотенца», присущие и тому и другому дому.

Дом Сергеева из деревни Логморучей представляет иной тип заонежского жилья,так называемый дом «брусом». В нем изба, сенная связь, хлев, двор, сараирасположены друг за другом и перекрыты симметричной двухскатной крышей. Из другихсооружений, помещенных в Кижском заповеднике, интересен амбар из дер. Коккойла,западный район Карелии. Амбары, эти сокровищницы крестьянского двора, обычноставились в известном отдалении от жилья и на севере выглядели весьмавеличественно. Амбар двухэтажный, его причелины, полотенце, столбики,поддерживающие галерею, резные.

Крупные геометрические контуры резьбы, столь характерные для карельских построексеверо-запада России, выделяют амбар из ряда других, экспонируемых в Кижскомзаповеднике, сооружений. Они заставляют вспомнить некоторые мотивы северорусскихвышивок, представляющих собою стилизованное изображение человекоподобныхязыческих божеств. Два народа — карелы и русские — на протяжении сотен лет,живя бок о бок, создавая каждый свою культуру, немало позаимствовали друг удруга. Этот союз был столь долголетен и дружественен, что подчас, и особенно вархитектурном творчестве, нелегко установить национальную принадлежностьмастера.

Погост Кижи. Карельская АССР. Заонежье. Общий вид с севера

Северный тип изб был довольно широко распространен и проникал даже в центральнуючасть России. Избы Ивановской, Костромской, Ярославской, Горьковской и другихобластей отличаются от северных изб меньшими размерами, они сооружаются безподклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строитьдвухэтажные дома. Наиболее распространены избы-пятистенки, т. е. срубы скапитальной стеной, делящей избу на две части. Хозяйственные постройки редковключались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовыерасполагались, как правило, отдельными клетями по периметру усадьбы. Крытыедворы встречались редко.

Если в северных районах России потомки древних новгородцев создавали сооруженияпо образу и подобию своего мужественного, сурового народа, то в сравнительномягком климате среднерусских областей эти черты в архитектуре несколькосмягчены. Облик среднерусской деревни более приветливый. Удобно расположенныевдоль улицы дома окружены садами. Если для северных поселений главным зеленым соседомявляется ель, то здесь — березы, липы, тополя с кружевной светло-зеленойкроной.

В средней России особенно большой вклад в историю деревянного народного зодчествавнесло Поволжье. Дома Поволжья славились знаменитой «корабельной резью». Онапокрывает собой фасады домов и ворота дворов Ярославской, Костромской, Ивановскойи других областей, расположенных по берегам великой русской реки Волги. Сдавних времен бороздили ее воды струги, мокшаны, росшивы, барки и другие судаторговых людей и промышленников. Север и юг России посредством крупнейшей наРуси голубой дороги обменивались дарами природы и плодами труда своих людей.Корабельные плотники Поволжья снискали себе славу не только прочностью и легкостьюхода судов, созданных их руками, но и богатством деревянной резьбы, украшавшейкормовую и носовую часть волжских кораблей. С начала XIX века, постепенновытесняя северный скромный рубленый орнамент, «корабельная», или, как ее еще называют,»глухая» резьба стала украшением поволжских жилищ.

«Глухой» эту резьбу назвали, чтобы отличить ее от северной резьбы и отпозднейшего способа украшения домов пропиловкой, где орнамент прорезает доску насквозь.

Мастера «корабельной рези» — чаще всего хозяева или старшины плотницкой артели— пользовались для выполнения резных украшений целым набором долог различногофасона и молотком-киянкой. Рисунок для рельефа делали непосредственно на доске,не пользуясь шаблонами. Наиболее талантливые мастера варьировали орнамент дажев пределах одной постройки.

Центр погоста Кижи. Вид с юго-востока. Слева направо: Покровская церковь 1764 г. колокольня 1874 г., Преображенская церковь 1714 г.

Основная часть украшений была сосредоточена на щипце-фронтоне главного фасададома и на воротах, выходящих на улицу. Расцвет глухой резьбы на фасаде деревянногодома многие исследователи связывают с появлением стропильной системы крыш,сменившей самцовую, более древнюю. Стропильная конструкция, более легкая итребующая меньшей затраты материалов, особенно привилась в среднерусских районахРоссии. Первоначально фронтоны, образуемые стропилами, зашивались досками,повторяющими расположение бревен самцовой кровли, а переход от бревен сруба кдощатому фронтону закрывался «платком» или «лобовой доской», украшенной резныморнаментом. По мере развития этого вида перекрытий и несомненно под влияниемгородской архитектуры рисунок фронтона приобретает вид, близкий к фронтонамрусского классицизма. Но сельский плотник не копирует слепо классическийфронтон. Творчески используя его детали, он включает в резьбу милые его сердцуорнаменты, отражающие русскую природу, сказочные образы, часто сплошь покрываяфронтон резьбой, вставляя туда изречения, дату постройки.

Глухая резьба не только в каждой области, но и в более узких границах даетневероятное количество вариантов орнаментации и композиционного расположенияукрашений жилья. Но все виды «корабельной рези» объединены одним общим моментом:любимые народом сказки, дары родной земли — цветы, злаки, плоды — нашли своеместо в произведениях умельцев-резчиков. Сказочные птицы-сирины с женскимиголовами, добродушные львы, фантастические русалки-«фараонки», подсолнухи,хмель — все это близко народу.

Средневековая Русь (X—XVII вв.)

Началом пути развития русской церковной архитектуры принято считать 988 год (крещение Руси). Первые русские храмы были построены в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском, Москве.

Древнерусское государство (IX—XII вв.). Большинство храмов были построены в византийском стиле в виде прямоугольника с тремя алтарными полукружиями, но и имелись и заметные отличия. Например, в русских постройках купола находились на одном уровне, окна были маленькие и редкие, а колонн не было. Также отличались и элементы декора, в византийских храмах вырезки для дверей были горизонтальные, а на Руси – полукруглые. Собор Софии в Великом Новгороде, построенный в 1040-1050 годах князем Владимиром Ярославовичем и епископом Лукой, сохранился и до наших дней.

Владимиро-Суздальская архитектура (XII—XIII вв.). В это время Владимиро-Суздальское княжество стало важнейшим центром культуры, роль Киева ослабла вследствие политической раздробленности конца XI — начала XII веков. Появилось белокаменное строительство. В 1152 году были построены две церкви, дошедшие до наших дней: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Жемчужиной того времени считается церковь Покрова на Нерли (1165 год).

Новгородско-Псковская архитектура (конец XII—XVI вв.). Монументальность, тяжеловесность форм, простота и отсутствие лишнего декора – главные отличия архитектуры Новгорода. Стоит отметить церковь Спаса на горе Нередице, церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде и церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, знаменитой фресками кисти Феофана Грека.

Церковь Василия Великого на Горке в Пскове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 1. Церковь Василия Великого на Горке в Пскове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Архитектура в Пскове были схожа с новгородской. Пример: церковь Василия Великого на Горке в Пскове с четырьмя столпами и тремя апсидами.

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI вв.). Подъем развития московской архитектуры связан с превращением города в сильный политический центр. Были заимствованы традиции зодчества Владимиро-Суздальского княжества. В 1475-1479 годах построен Московский успенский собор с шестью столпами, пятью главами и пятью апсидами. Архитектором стал итальянец Аристотель Фиораванти.

Архитектура Русского царства (XVI в.). Новый этап строительства наступил с превращения Московского княжества в царство. Выдающиеся памятники того времени: Храм Василия Блаженного, построенный с 1554 по 1560 год, и церковь Вознесения в Коломенском, ставшая первым шатровым храмом в России.

Русская архитектура XVII века. Вместе со смутой приходит период застоя. Декоративные формы берут верх над монументальными. Пример этого направления: храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. В 1653 году построена церковь Троицы Живоначальной в Никитинках – пример построек без опорных столбов. Также внимания достойна церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля, построенная в 1683 году. Внутри постройка не содержит столпов, а стены восхищают чудесными фресками. Данное сооружение предвосхищает стиль московского барокко.

Деревянная архитектура (XVI—XVIII вв.)

На Русском Севере вершины в развитии достигла деревянная архитектура, в которой существует 5 типов храмов:

  • клетский,
  • шатровый,
  • многошатровый,
  • ярусный,
  • многоглавый.

Клетский храм представлял из себя некоторое количестко срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Примеры таких построек: церковь Ризоположения в себе Бородава, церковь Пресвятой Богородицы в Иваново, церковь Преображения в селе Янидор Пермского края.

При возведении традиционного купола из дерева возникли некоторые трудности. Решением стал шатровый храм, первым из которых считается Климентовская церковь, построенная в 1501 году.

Замечание 2

Яркий пример ярусного храма – церковь Иоанна Богослова на Ишне в Ростове.

В 1714 году возведена церковь Преображения Господня, которая увенчана 22 главами. Еще одним ярким примером многоглавого храма является церковь Покрова Пресвятой Богородицы, имеющая 25 глав. К сожалению, она была сожжена в 1963 году, но восстановлена в 2008 в Невском лесопарке.

Эпоха Российской империи (с конца XVII в.)

Русское барокко. С конца 1680 годов барокко возникает в русской архитектуре. Это проявилось в сложных формах, слитности, пространственном размахе. Выделяют несколько видов барокко того времени.

Московское (нарышкинское) барокко (1680-1700 года) отличается сохранением множества конструктивных частей древнерусской архитектуры. Например, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Замечание 3

В большинстве случаев московское барокко делят на два типа: строгановское (Церковь Собора Пресвятой Богородицы) и голицынское (Церковь Знамения Пресвятой Богородицы).

Церковь Троицы Живоначальной в Никитинках
Рисунок 2. Церковь Троицы Живоначальной в Никитинках

Петровское барокко (1700-1720 года) выделяется своеобразными методами западноевропейских архитекторов, которые были наняты Петром I. Можно выделить Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, заложенный в 1712 году.

Елизаветинское барокко (1730-1760 года) появилось в результате совмещения предыдущих двух видов. Наибольшее отражение нашло в работах архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. К примеру, Смольный собор в Санкт-Петербурге.

Классицизм. Взамен барокко пришел классицизм в 1760 годах, центрами которого стали Москва и Санкт-Петербург. Главные отличительные черты этого стиля монументальность и гармония. Примером можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, который создавался с 1818 по 1858 год. Еще можно выделить Воскресенский храм из Арзамаса, годы строительства: 1814-1842.

Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков. В это время возобновляется внимание к древнерусской архитектуре. Возникает «псевдорусский стиль» — семейство стилей. Яркий пример «русской-византийского стиля» – Храм Христа Спасителя архитектора Константина Тона, построенный в 1860 году.

Архитектура начала XX века. В зодчестве строящихся храмов отображаются новые стили: модерн, неоклассицизм, эклектика.

Задача кейса 1.

«Князь Российскийжелал свидания с Цимискием. Сии дваГероя, знакомые только по славным делам,имели может быть, равное любопытствоузнать друг друга лично. Они виделисьна берегу Дуная. Император, окруженныйзлатоносными всадниками в блестящихлатах приехал на коне; ________ в ладье, впростой белой одежде, и сам гребя веслом.Греки смотрели на него с удивлением. Поих сказанию, он был среднего роста идовольно строен, но мрачен и дик видом;имеет грудь широкую, шею толстую, голубыеглаза, брови густые, нос плоский, длинныеусы, бороду редкую и на голове один клокволосов, в знак его благородства; в ухевисела золотая серьга, украшенная двумяжемчужинами и рубином…»

Подзадача 1.(выберите один вариант ответа)

В тексте описанавстреча русского князя с императором:

А. Византии Б.Волжской Болгарии В. Греции Г. Венгрии

Подзадача 2.(выберите один вариант ответа)

Основными целямивнешней политики Руси в правление князя,о котором идёт речь, были …

А. борьба с половцами Б. ослабление Византии

В. перенесениестолицы из Киева в Переяславец Г. разгром Венгрии

Подзадача 3.Назовите имя князя, о котором говоритсяв тексте.

Ответ: Святослав

Задача кейса 2.

«Ожаворонок, летняя птица, радостных днейутеха, взлети к синим облакам, взглянина могучий город Москву, воспой славувеликому князю Дмитрию Ивановичу! Словнобурей занесло соколов из земли Залесскойв поле Половецкое! Звенит слава по всейземле Русской: в Москве кони ржут, трубытрубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове,встали стяги русские на берегу великогоДона.

Исказал князь великий Дмитрий Иванович:»Брат, князь Владимир Андреевич, пойдемтуда, прославим жизнь свою, удивим земли,чтобы старые рассказывали, а молодыепомнили! Испытаем храбрецов своих иреку Дон кровью наполним за землю Русскуюи за веру христианскую».

Подзадача 1.(выберите один вариант ответа)

Описанная в текстебитва началась с поединка двух воинов…. А. Сергия и Мамая Б. Пересвета иЧелубея В. Пересвета и Осляби Г.Челубея и Дмитра

Подзадача 2.(выберите один вариант ответа)

О какой битве идетречь в тексте

А. Невская битва(1240) Б. битва на Чудскомозере (1242)

В. битва на р.Воже(1378) Г битва на Куликовомполе (1380)

Подзадача 3.Какое прозвище получил князь ДмитрийИванович после битвы, о которой идетречь в тексте __________

Ответ: Донской

Задача кейса 3

В русской архитектурес принятием христианства началоськаменное строительство. До наших днейв том или ином виде сохранилось околодвух сотен каменных храмов X–XIII вв.Знаменитый храм древнего Киева –Софийский собор был заложен в 1037 г. Своимпосвящением храм напоминает о главнойсвятыне Константинополя – храме СвятойСофии Премудрости Божией. ОлицетворениемБожественной Премудрости считалсяИисус Христос. Киевская София со временисвоей постройки и до конца XIII в.служила кафедральным храмом главы всейРусской церкви – митрополита Киевского.Немало повидав за свой долгий век и едваизбежав полного разрушения в период,когда Киев находился под властью РечиПосполитой, Софийский собор все же дошелдо наших дней.подзадача 1 (выберитеодин вариант ответа)Софийский соборв Киеве был построен в правление князя …

1) Ярослава Мудрого 2) Владимира Крестителя 3) ВладимираМономаха 4) Мстислава Великого

подзадача2(выберите несколько вариантовответа)

Характернымиэлементами убранства древнерусскиххрамов были …

1) витражи 2) фрески 3) мозаики 4) пинакли