Традиция это определение

«Семейные традиции.Роль в воспитании подростков»
Особенную роль в жизни человека, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально — политической, семейно — бытовой, социально — культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально — культурные, семейно — бытовые и т.п.
Традиции — это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Традиция – понятие емкое. Как действенное средство воспитания она исполнена глубокого смысла сохраненных элементов безоговорочного опыта, признанного и доступного всем.
Основа традиций – ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие семьи, воплощаются по-разному. Кто-то делает акцент на угощении, а для других – общение с гостями.
Когда речь идет о семейно — бытовойсфере, чаще употребляются слова «обычай» или «обряд», которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных ситуациях. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября. Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Например, за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями, мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях.. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция свободных высказываний и обмена мнениями.
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирогов. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи.
Есть традиции по временам года. Зимой делают кормушки и в эти кормушки регулярно кладут угощение. Таких традиций множество — нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации. В традициях находит свое выражение культура семьи: рыцарство мужчин и нежность женщин, уважение к старшим и любовь к младшим, великодушие, уступчивость — все без чего не может существовать семья, развиваться и расти потомство. Прекрасно, если отец вместе с детьми создает культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) — культ отца. Когда дети видят, как отец и мать уважают друг друга, не на словах, а на деле, в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в каждой семье по — своему.
Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
В проявлении некоторых семейно — бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Сами семейные традиции складываются под влиянием нескольких факторов:
• социально – экономическое состояние общества;
• нравственно – психологическая атмосфера общества;
• степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества;
• форма участия супругов в личном хозяйстве;
• форма участия супругов в общественном производстве;
• тип семьи – многодетная, малодетная;
• состав семьи – бездетные супруги, полная или неполная семья;
• структура семьи – главенство и подчинение;
• психические и личностные свойства родственников;
• степень психологической совместимости родственников между собой (конфликтность во взаимоотношениях между родственниками).
В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения и как следствие семейные традиции по сравнению с многодетной и многопоколенной семьёй, распространённой в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов Средней Азии и Закавказья. В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые члены такой семьи воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения семейных традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко сокращается поле соблюдения и следования традиций, а также ограничивается процесс социализации личности ребёнка. Ребёнок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких – то причин и обстоятельств оказал наибольшее влияние на формирование будущего человека. В этом случае достоинства и недостатки личности взрослого повторяются в личности ребёнка. Обостряются проблемы личного примера в неполных семьях, если ребёнок не находит в семье образца, достойного примера для подражания, он начинает искать его на стороне. В настоящее время повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, кино- и телеэкрана. Современные подростки менее уважительно относятся к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что идёт необратимый процесс разрушения семейных традиций, подростки мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.
Важнейшим обстоятельством, определяющим характер семейных традиций, является степень зависимости семьи от общества.
При тесных контактах семьи с обществом образцы поведения человека на производстве, в транспорте, в системе обслуживания легко проникают в сферу семейных отношений, в формирование семейных традиций, что не всегда уместно. Современный человек отличается ярким личностным началом – независим, претендует на особое внимание к себе. Подобное умонастроение переносится и в семейные взаимоотношения, сложившиеся семейные традиции при этом рушатся, семья превращается в поле противодействия личностей.
В отношениях между членами семьи заметно повысился уровень взаимной психологической эксплуатации. Это проявляется в стремлении одного партнёра проявить свой характер и психологический статус. При этом другой должен терпеть, иначе конфликт усугубляется. Нередко члены семьи позволяют себе эмоционально разряжаться на родственников, перенося в дом злость и агрессию, возникшую в городской суете, что безусловно влияет на формирование подрастающей личности ребёнка.
Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дин рождения, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имянаречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию и т. п.
Презентация
1.Что такое семейные традиции? «Семейные традиции – это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». С большой долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания «семейные традиции» у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Эти воспоминания находятся очень глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства.

2.Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

3.Роль семейных традиций 1.Семейные традиции очень важны для становления настоящей Семьи. 2.Они важны для ощущения ребенком себя как представителя Фамилии, для формирования у него чувства защищенности. 3. Ещё одна из значительных составляющих семейных традиций и обычаев — это то, что ребенок становится полноценным их участником и выполняет определенную роль.

4.Какими бывают семейные традиции? 1. Традиции семейного досуга: путешествия, праздники, чаепития, воскресные прогулки, игры и.т.д. 2. Традиции трудового воспитания (совместные заготовки, дача, трудовые династии) 3. Поддержание ценностей рода (составление родословной, посещение родственников, забота друг о друге) 4.Традиции семейного чтения 5. Совместные увлечения (хобби)

5.Какие праздники отмечают в вашей семье? Результаты опроса учащихся 7-8 классов Новый год Дни рождения 8 марта 23 февраля Годовщины свадьбы родителей Пасха 9 мая День детей Старый новый год Масленицу
6. Создайте семейную традицию уже сегодня — и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Традиции и обычаи – это ценности нашего народа, которые издревле передаются от поколения к поколению. Однако, можно ли отделить себя от духовного богатства, тесно переплетенного с жизнью казахского народа, относя каждую его традицию к «хараму»? Какую цель ставят те, кто порождает в обществе отрицательное мнение касательно традиций нашего народа? Что означает слово «ширк»? Об этом в интервью с доктором теологических наук, доцентом Алау Адильбаевым.

— Сегодня в социальных сетях люди стали чаще использовать слово «ширк». С чем связано массовое употребление таких слов, как «ширк», «бидъат»?
— В арабском языке слово «ширк» обозначает «придание сотоварищей» и является антонимом слову «таухид». Ширк – это наречение какого-либо существа или творения качеством, присущим Аллаху, и совершения поклонение чему-либо, приписывая ему божественные качества. Придание сотоварищей Аллаху является большим и тяжким грехом и если не совершить покаяние, то согласно аятам Корана и хадисам Пророка (с.а.в) данный грех является непростительным. Поэтому исламские ученые уделяли особое внимание понятию «ширк» и подразделяли его на разные категории. Однако, в связи с возникновением ваххабитского движения в ХVIII веке, область использования таких терминов, как «ширк», «бидъат», стала обширной и иногда эти слова стали использоваться против мусульман, то есть против людей из уммы Пророка (с.а.в), что в некоторых случаях приводило к пролитию крови мусульман. И сегодня данные понятия используются внешними силами как специальное оружие, цель которого внесение смуты в ряды мусульманской уммы.
— Где получили религиозное образование те наши граждане, которые, как вы говорите, используют данные слова как оружие?
— К сожалению, некоторые из этих людей обучались религии за рубежом (в частности, в Саудовской Аравии), а некоторые слушают проповеди тех, кто обучался за рубежом. Эти люди в основном религиозно малограмотные. Те, кто слушают эти проповеди, говорят, что правы только их учителя, что казахский народ придает Аллаху сотоварищей, что казахи не придерживаются настоящего ислама.
— Не кажется ли вам необходимым объяснить этим людям о значении и пользе тысячелетних традиций нашего народа, их историческом значении с позиции вероубеждения?
— В исламском шариате при вынесении каких-либо решений обращается особое внимание на обычаи и традиции. Об этом всесторонне описывается в книгах, относящихся к правовой методологии. Мусульманские правоведы изучили правовую основу таких слов, как «традиция» и «обычай». Если обратиться к древним трудам, особенно рассматривая книги по фикху, то можно увидеть, что традиции и обычаи, не противоречащие канонам ислама, сыграли важную роль в закреплении правовых норм.
Кроме того, доказательством этому служит то, что наш Пророк (с.а.в) изменил только некоторые правовые нормы которые были до ислама, а остальные оставил без изменений. В хадисоведении это называется сунной такрири. Сунна такрири – это одобрение нашим Пророком каких-либо действий своих сподвижников без возражений. Это в свою очередь является доказательством того, что традиции и обычаи могут быть основами для шариатских норм.
Мусульманские ученые разделяют два вида обычаев: «урф-амали» — это обычаи совершения поступков или действий определенным образом, а «урф-кавли» — это обычаи использования слова или фразы в значении, отличающемся от их лексического значения. Кроме того, обычаи могут быть как общими, так и отдельными, в зависимости от их совершения. Производство одежды, постельных принадлежностей, инструментов и других вещей для удовлетворения потребностей народа, обряды, связанные с похоронами, традиции, связанные с бракосочетанием, и многие другие обычаи, сформированные опытом поколений и не подвергшиеся изменению, называются общими обычаями. А обычаи, которые сформировались в определенном обществе или в какой-либо среде и со временем перетерпев изменения, возродились, называются отдельными обычаями. Общие обычаи по уровню приравниваются к иджме и считаются доказательством с правовой точки зрения. А что касается отдельных обычаев, то в этом вопросе у ученых разные мнения. Обычаи, распространенные в какой-либо области, являются доказательством с правовой точки зрения только для этой области. Кроме того, согласно исламскому праву, обращения к обычаям в шариате делятся на две категории: правильно и неправильно, согласно их пригодности.
Те обычаи, которые не противоречат шариату, распространены среди людей, и их совершение не приводит к тому, что харам называют халялом, а халял называют харамом, являются сахихом, то есть правильными обычаями. К ним относятся: отношения между мужем и женой, трата средств на удовлетворения нужд своей семьи, оказание помощи бедным, отношения с соседями, финансовые отношения, не запрещенные шариатом, оставление завещания, назначения наказания в виде «тазир» (выговор) за какой-либо грех, если иной вид наказания не предусмотрен в шариате и другие обычаи.
А к неправильным относятся те обычаи, которые противоречат природе ислама: употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния, увлечение азартными играми и другие вещи, не соответствующие как религиозным, так и человеческим нормам. Каждый народ отличается от другого не только по цвету кожи, но и благодаря своему языку и традициям.
— Кстати, правы ли те, кто приравнивает к «ширку» поклоны невесты при приветствии с целью выражения уважения к старшим?
— В наше время, среди некоторых «набожных людей» распространилось мнение, что «поклоны невесты являются ширком или харамом», в связи с чем происходят много конфликтов. В итоге, наша молодежь, которая с воздыханием смотрит на тех, кто обучался религии за рубежом (некоторые из них представители другого народа), и слушает их лекции, с опасением смотрит на традиции нашего народа.
Для начала нужно понимать, что поклоны невесты не могут быть ширком, так как не являются проблемой, связанной с акидой. Это бытовой вопрос, который не относится к акиде. Такие бытовые вопросы решаются согласно традициям каждого народа. Это является одной из причин того, что некоторые проблемы исламского шариата имеют несколько решений. Ведь каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Например, если вы читаете намаз для того, чтобы люди увидели это, ваше поклонение превратится в грех. А если вы будете выполнять даже такие простые вещи, как принятие пищи, сон согласно Корану и сунне, то Аллах вознаградит вас савабом. В связи с этим, поклон невесты, совершаемый при приветствии с целью выражения уважения, не является поклонением. Поэтому называть это «ширком» и «харамом» не имеет под собой основы. Поклон невесты – это признак веры, учтивости, благородства казахского народа. Данный обычай указывает на то, что наш народ умеет проявлять уважение к старшим и младшим, вне зависимости от возраста. Обидно, что по причине своей религиозной безграмотности некоторые «набожные люди», говоря: «Надо поклоняться только Аллаху», не могут различить поклонение от проявления уважения. Они забывают об уважении к людям, проявляя своё высокомерие. Мусульманин должен выработать в себе благой нрав. Ведь именно это являлось основной целью последнего Пророка (с.а.в). Вера (иман) нуждается в поклонении, а поклонение нуждается в благом нраве.
Да, «шейхоподобные личности» неохариджизма и ваххабизма хотят, чтобы казахский народ, который получше их разбирается в исламе, который превратил его в основу своих традиций и обычаев, которые оставили свой след в развитии Исламской цивилизации, забыли про свою национальную идентичность. Поэтому они называют нас «мушриками», «заблудшими» и приравнивают наши обычаи к «бидъату», запрещая совершать их. Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы противостоять распространению их идеологии, являющейся угрозой нашему единству, национальной идентичности и государственности среди нашей молодежи. Мы должны чаще останавливаться на своей мусульманской идентичности при написании казахской истории, при написании истории религиозных деятелей и трактовке их религиозных мыслей.
— Спасибо за беседу.

Обидно, что по причине своей религиозной безграмотности некоторые «набожные люди», говоря: «Надо поклоняться только Аллаху», не могут различить поклонение от проявления уважения. Они забывают об уважении к людям, проявляя гордость. Мусульманин должен выработать в себе благой нрав. Ведь именно это являлось основной целью последнего Пророка (с.а.в). Вера (иман) нуждается в поклонении, а поклонение нуждается в благом нраве.

Гульмира АЙМАГАМБЕТ,

(от лат. traditio ≈ передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве Т. выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи , обряды и т.д.

Т. не сводится к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений. Определённые Т. функционируют во всех социальных системах и в известной мере являются необходимым условием их жизнедеятельности. Наиболее широка сфера Т. в докапиталистических общественных формациях. Т. присущи самым различным областям общественной жизни (экономике, политике, праву и т.д.), но удельный вес их в той или иной области не одинаков. Он достигает максимума в религиозных Т. занимает определённое место в науке и в искусстве.

В классовых обществах Т. носят классовый характер. С одной стороны, классовая дифференциация оказывает существенное влияние на общенациональное культурное наследие, с другой ≈ каждый класс, социальная группа обладают своими собственными Т. Отсюда множественность и противоречивость Т. и отношения к ним. Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд Т., вместе с тем в определённой мере осуществляет выбор тех или иных Т., и в этом смысле оно выбирает не только своё будущее, но и прошлое. Длительность существования Т. сама по себе не определяет её современное значение; жизнеспособность Т. коренится в её дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. Общество, класс или группа, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Т. могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается).

Марксизм исходит из дифференцированной оценки роли Т. Слепое преклонение перед Т. порождает консерватизм и застой общественной жизни; пренебрежительное отношение к социальному наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. При социализме сохранение и развитие прогрессивных ценностей прошлого, революционных, трудовых, патриотических Т. сочетается с борьбой против реакционных и отживших Т., косности и рутины.

А. Б. Гофман.

В литературе и искусстве Т. является необходимым фактором художественного развития. На ранних этапах эволюции искусства передача и закрепление Т. совершаются в процессе коллективного творчества (в первобытном искусстве, фольклоре, так называемом традиционном искусстве народов Африки, Австралии и Океании, индейцев Америки и т.д.). На последующих этапах постоянно обновляемые Т. непосредственно передаются благодаря профессиональному обучению, преемственности школ и направлений, возникающей в условиях общественной и культурной общности. Вместе с тем носителем живой Т. может становиться искусство, отдалённое во времени и пространстве. Примеры такой Т., иногда более важной и действенной, чем непосредственно воспринимаемая, ≈ античное искусство для классицизма, творчество Шекспира и Кальдерона для писателей-романтиков, японская гравюра для художников-импрессионистов, музыка 17≈18 вв. для композиторов-неоклассиков 20 в. и т.д. Новаторство в искусстве заключается не только в разрыве с устаревшей, нежизненной Т. (упорное следование которой свойственно эпигонам ) и в создании нетрадиционных художественных принципов, но, как правило, и в усвоении и переработке других Т., приобретающих актуальность в данных условиях. При этом складывается новая Т., переходящая к последователям. Для развития искусства социалистического реализма характерно гармоничное соотношение новаторства и опоры на классическое наследие, на прогрессивные Т. национальной и мировой культуры.

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., О национальной гордости великороссов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; Сарсенбаев Н. С., Обычаи, традиции и общественная жизнь, А≈А., 1974; Szacki J., Tradycja. Przegląd problematyki, Warsz., 1971.