Трепет, это что?

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

тре́-пет-но

Наречие; неизменяемое.

Корень: -трепет-; суффиксы: -н-о.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. нареч. к трепетный; испытывая трепет, волнение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. перен. преисполнившись страха, боязни или благоговения, проникшись ими ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • прилагательные: трепетный

Список всех слов с корнем «трепет-«

  • существительные: бестрепетность, нетрепетность, трепет, трепетание, трепетанье, трепетность
  • прилагательные: бестрепетный, нетрепетный, трепетный, трепещущий
  • глаголы: вострепетать, встрепетать, затрепетать, затрепетаться, натрепетаться, оттрепетаться, протрепетаться, трепескаться, трепетать, трепетаться, трепешиться
  • причастия: затрепетавший, вострепетавший, трепетавший, трепещущий
  • деепричастия: трепеща
  • наречия: бестрепетно, нетрепетно, трепетно, трепещуще

ЭтимологияПравить

Происходит от прил. трепетный и сущ. трепет, далее из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. трепетъ (τρόμος, φρίκη; Клоц., Супр.), русск. трепет, укр. тре́пет – то же, трепе́та «осина, Рорulus tremula L.», болг. тре́пет, сербохорв. тре̏пе̑т, словенск. trepèt (род. п. -ẹ́ta), польск. trzpiot, в.-луж. třepjet, třероt. Отсюда трепета́ть, трепещу́ (ввиду -щ- заимств. из церк.-слав.), укр. трепета́ти, трепечу́, белор. трепета́цца, трепечу́ся, др.-русск. трепетати, ст.-слав. трепетати τρέμειν (Клоц., Супр.), сербохорв. трепѐтати «трепетать», словенск. trepetáti, trереtа̑m, чешск. třереtаt «трепетать, порхать», словацк. trероtаť, польск. trzepiotać, trzpiotać, в.-луж. třepjetać. Далее сближают с трепа́ть, тропа́ть. Ср. лит. trepùmas «проворство, ловкость», греч. τρέπω «поворачиваю, склоняю», лат. trepit «vertit», trepidus «семенящий», trepidō, -ārе «семенить». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      трепет (существительное)Править

      В Викиданных есть лексема трепет (L171261).

      падеж ед. ч. мн. ч.
      Им. тре́пет тре́петы
      Р. тре́пета тре́петов
      Д. тре́пету тре́петам
      В. тре́пет тре́петы
      Тв. тре́петом тре́петами
      Пр. тре́пете тре́петах
      Разд. тре́пету

      тре́-пет

      Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

      Корень: -трепет- .

      • МФА: ед. ч.
        (файл)

        мн. ч.

  1. лёгкое дрожание, колебание или мерцание чего-либо ◆ Гринёв помолчал секунду, следя за трепетом её ресниц. Анна Берсенева, «Возраст третьей любви», 2005 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. сильное волнение от чего-либо, страх чего-либо ◆ И вот ещё от чего мне стало хорошо: трепета у меня не было перед великим Ильёй; у друга, наверно, был, а я был не обязан. А. Г. Битов, «Дом поэта», 1975 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  1. дрожание, дрожь, колебание
  1. неподвижность
  1. движение

Ближайшее родство

  • существительные: трепетность
  • прилагательные: трепетный
  • глаголы: трепетать
  • наречия: трепетно

Список всех слов с корнем «трепет-«

  • существительные: бестрепетность, нетрепетность, трепет, трепетание, трепетанье, трепетность
  • прилагательные: бестрепетный, нетрепетный, трепетный, трепещущий
  • глаголы: вострепетать, встрепетать, затрепетать, затрепетаться, натрепетаться, оттрепетаться, протрепетаться, трепескаться, трепетать, трепетаться, трепешиться
  • причастия: затрепетавший, вострепетавший, трепетавший, трепещущий
  • деепричастия: трепеща
  • наречия: бестрепетно, нетрепетно, трепетно, трепещуще

Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. трепетъ (τρόμος, φρίκη; Клоц., Супр.), русск. трепет, укр. тре́пет – то же, трепе́та «осина, Рорulus tremula L.», болг. тре́пет, сербохорв. тре̏пе̑т, словенск. trepèt (род. п. -ẹ́ta), польск. trzpiot, в.-луж. třepjet, třероt. Отсюда трепета́ть, трепещу́ (ввиду -щ- заимств. из церк.-слав.), укр. трепета́ти, трепечу́, белор. трепета́цца, трепечу́ся, др.-русск. трепетати, ст.-слав. трепетати τρέμειν (Клоц., Супр.), сербохорв. трепѐтати «трепетать», словенск. trepetáti, trереtа̑m, чешск. třереtаt «трепетать, порхать», словацк. trероtаť, польск. trzepiotać, trzpiotać, в.-луж. třepjetać. Далее сближают с трепа́ть, тропа́ть. Ср. лит. trepùmas «проворство, ловкость», греч. τρέπω «поворачиваю, склоняю», лат. trepit «vertit», trepidus «семенящий», trepidō, -ārе «семенить». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Список переводов

    • Английскийen: trembling, quivering
    • Корейскийko: 떨림
    • Немецкийde: Gezitter(e) ср., Zittern ср.

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      трепет (глагол)Править

      тре́пет

      • форма настоящего времени третьего лица единственного числа изъявительного наклонения глагола трепать
      падеж ед. ч. мн. ч.
      муж. р. ср. р. жен. р.
      Им. тре́петный тре́петное тре́петная тре́петные
      Рд. тре́петного тре́петного тре́петной тре́петных
      Дт. тре́петному тре́петному тре́петной тре́петным
      Вн. одуш. тре́петного тре́петное тре́петную тре́петных
      неод. тре́петный тре́петные
      Тв. тре́петным тре́петным тре́петной тре́петною тре́петными
      Пр. тре́петном тре́петном тре́петной тре́петных
      Кратк. форма тре́петен тре́петно тре́петна тре́петны

      тре́-пет-ный

      Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — тре́петнее, тре́петней.

      Корень: -трепет-; суффикс: -н; окончание: -ый .

      • МФА:

  1. колеблющийся, дрожащий; легко приходящий в дрожание, трепет ◆ Но как редко на лице другого человека можно увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных мыслей Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту», 1953 г.
  2. часто и напряжённо бьющийся (о сердце); частый, напряженный (о биении сердца, дыхании) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. мерцающий, дрожащий (о свете) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. прерывающийся, дрожащий (о голосе, звуке) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. охваченный душевным трепетом, волнением; взволнованный, тревожный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  6. выражающий душевный трепет, волнение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  7. исполненный душевного трепета, волнения ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  8. охваченный страхом, дрожащий от страха; боязливый, робкий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Список всех слов с корнем «трепет-«

  • существительные: бестрепетность, нетрепетность, трепет, трепетание, трепетанье, трепетность
  • прилагательные: бестрепетный, нетрепетный, трепетный, трепещущий
  • глаголы: вострепетать, встрепетать, затрепетать, затрепетаться, натрепетаться, оттрепетаться, протрепетаться, трепескаться, трепетать, трепетаться, трепешиться
  • причастия: затрепетавший, вострепетавший, трепетавший, трепещущий
  • деепричастия: трепеща
  • наречия: бестрепетно, нетрепетно, трепетно, трепещуще

Происходит от сущ. трепет, из праслав. , от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. трепетъ (τρόμος, φρίκη; Клоц., Супр.), русск. трепет, укр. тре́пет – то же, трепе́та «осина, Рорulus tremula L.», болг. тре́пет, сербохорв. тре̏пе̑т, словенск. trepèt (род. п. -ẹ́ta), польск. trzpiot, в.-луж. třepjet, třероt. Отсюда трепета́ть, трепещу́ (ввиду -щ- заимств. из церк.-слав.), укр. трепета́ти, трепечу́, белор. трепета́цца, трепечу́ся, др.-русск. трепетати, ст.-слав. трепетати τρέμειν (Клоц., Супр.), сербохорв. трепѐтати «трепетать», словенск. trepetáti, trереtа̑m, чешск. třереtаt «трепетать, порхать», словацк. trероtаť, польск. trzepiotać, trzpiotać, в.-луж. třepjetać. Далее сближают с трепа́ть, тропа́ть. Ср. лит. trepùmas «проворство, ловкость», греч. τρέπω «поворачиваю, склоняю», лат. trepit «vertit», trepidus «семенящий», trepidō, -ārе «семенить». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Список переводов

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Для использования в других целях, см Трепет (значения) .
      картина человека, смотрящего на впечатляющий горный пейзаж

      Разрушение Тира , Джон Мартин

      Трепет — это эмоция, сравнимая с удивлением, но менее радостная . На колесе эмоций Роберта Плутчика трепет смоделирован как сочетание удивления и страха .

      Одно из словарных определений — это «всепоглощающее чувство почтения, восхищения, страха и т. Д., Порождаемое тем, что велико, возвышенно, чрезвычайно могущественно или тому подобное: трепет перед Богом; трепет перед великими политическими деятелями». Другое словарное определение — это «смешанная эмоция почтения, уважения, страха и удивления, вдохновленная авторитетом, гением, великой красотой, возвышенностью или могуществом: мы испытывали трепет, созерцая произведения Баха. Наблюдатели трепетали перед разрушительной силой. нового оружия «.

      В общем, благоговение направлено на объекты, которые считаются более могущественными, чем объект, такие как Великая пирамида Гизы , Большой каньон , бескрайность космоса или божество .

      Определения

      Трепет трудно определить, и значение этого слова со временем изменилось. Связанные понятия: чудо , восхищение , возвышенность и возвышенное . В Awe: прелести и опасности Нашей одиннадцатом Emotion , нейропсихолог и позитивной психология гуру Пол Pearsall представляют феноменологическое исследование благоговения. Он определяет благоговение как «подавляющее и сбивающее с толку чувство связи с поразительной вселенной, которая обычно выходит далеко за пределы узкой полосы нашего сознания». Пирсолл рассматривает страх как 11-ю эмоцию, помимо тех, которые сейчас приняты с научной точки зрения (например, любовь , страх , печаль , смущение , любопытство , гордость , удовольствие , отчаяние , вину и гнев ). «Большинство определений допускают, чтобы страх был положительным или положительным. отрицательный опыт, но когда их просят описать события, вызывающие трепет, большинство людей ссылаются только на положительный опыт.

      Этимология

      Термин «благоговение» происходит от древнеанглийского слова ege , означающего «ужас, страх, страх», которое, возможно, произошло от греческого слова áchos , означающего «боль». Слово » удивительный» произошло от слова » трепет» в конце 16 века, что означает «наполненный трепетом». Слово » ужасный» также произошло от слова » страх» , которое заменило древнеанглийское слово » egeful» («ужасный»).

      Теории

      Эволюционные теории

      картина человека, смотрящего на впечатляющий горный пейзаж

      Странник над морем тумана по немецкой романтической пейзаж художника Каспара Давида Фридриха

      Благоговение укрепляет социальную иерархию

      Келтнер и Хайдт предложили эволюционное объяснение трепета. Они предположили, что нынешняя эмоция благоговения возникла из чувства изначального благоговения — жесткой реакции, которую люди с низким статусом чувствовали в присутствии более влиятельных людей с высоким статусом, которые могли быть адаптированы путем усиления социальной иерархии. Это изначальное благоговение произошло бы только тогда , когда человек высокого статуса имели характеристики обширности (в размере, славы, власти или престижа) , которые необходимы человеку низкого статуса , чтобы участвовать в Пиаже размещения (изменение свое мысленное представление о мире для размещения новый опыт). Келтнер и Хайдт предполагают, что этот изначальный трепет позже распространится на любой стимул, который является одновременно обширным и требует аккомодации. Эти стимулы по-прежнему включают присутствие более могущественного другого (прототипический изначальный трепет), а также духовные переживания, грандиозные перспективы, природные силы / катастрофы, рукотворные произведения, музыку или опыт понимания великой научной теории. Келтнер и Хайдт предполагают, что благоговение может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации, и что есть пять дополнительных характеристик благоговения, которые могут окрашивать переживание эмоции: угроза , красота , способности , добродетель и сверхъестественное .

      Трепет — это характеристика, выбранная половым путем

      Модель Келтнера и Хайдта подверглась критике со стороны некоторых исследователей, в том числе психолога Владимира Конечни. Конечни утверждал, что люди могут испытывать трепет, особенно эстетический (главной причиной которого, по его словам, является «возвышенный стимул в контексте»), только когда они не находятся в реальной физической опасности. Конечни постулировал, что эволюционное происхождение благоговения происходит от неожиданных встреч с чудесами природы, которые были бы выбраны сексуально, потому что благоговение , интеллектуальная чувствительность, эмоциональная чувствительность и принадлежность к элите были бы привлекательными характеристиками в партнере, и эти характеристики также будут иметь предоставил людям больший доступ к впечатляющим ситуациям. Поскольку люди с высоким статусом с большей вероятностью будут защищены от опасности и получат доступ к внушающим трепет ситуациям, Конечни утверждал, что люди с высоким статусом должны испытывать страх чаще, чем люди с низким статусом. Однако эту гипотезу еще предстоит проверить и проверить.

      Awe увеличивает систематическую обработку

      Третья эволюционная теория гласит, что благоговение служит для отвлечения внимания от себя и к окружающей среде. Это происходит как способ создания информационных ресурсов при наличии новых и сложных стимулов, которые не могут быть усвоены существующими структурами знаний. Другими словами, благоговение увеличивает систематическую адаптивную обработку, и это было бы адаптивным для выживания. Эта гипотеза является самой последней и получила самую эмпирическую поддержку, как описано в разделе, посвященном социальным последствиям страха .

      Неэволюционные теории

      Трепет Сундарараджана

      Гуманистический / судебный психолог Луис Сундарараджан также критиковал модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что присутствие более могущественного другого вызывает восхищение, но не требует ментального приспособления, потому что восхищение просто укрепляет существующие социальные иерархии. Сундарараджан расширил модель Келтнера и Хайдта, утверждая, что сначала человек должен столкнуться с воспринимаемой обширностью. Если человек сможет ассимилировать эту воспринимаемую необъятность в своих существующих ментальных категориях, он / она не испытает трепета. Если человек не может ассимилировать воспринимаемую необъятность, то ему / ей необходимо приспособиться к новой информации (изменить ее или его ментальные категории). Если этого не сделать, человек испытает травму, например, посттравматическое стрессовое расстройство . Если человек может приспособиться, он / она испытает трепет и удивление. В соответствии с этой моделью тот же обширный опыт может привести к повышенной ригидности (когда ассимиляция успешна), повышенной гибкости (когда ассимиляция не удалась, но аккомодация успешна) или психопатологии (когда и ассимиляция, и аккомодация терпят неудачу). Сундарараджан не размышлял об эволюционном происхождении благоговения.

      Исследовать

      картина апокалиптического библейского пейзажа

      Великий день его гнева , Джон Мартин

      Несмотря на значимость, которую может принести чувство страха, оно редко подвергалось научным исследованиям. Как писал Ричард Лазарус (1994) в своей книге об эмоциях: «Учитывая их важность и эмоциональную силу, примечательно, что так мало научного внимания уделяется эстетическому опыту как источнику эмоций в нашей жизни» ( стр.136). Исследования благоговения находятся в зачаточном состоянии и в основном сосредоточены на описании благоговения (например, физических проявлений благоговения и тех, кто может испытывать благоговение) и социальных последствий благоговения (например, помогающего поведения и снижения восприимчивости к убеждению посредством слабых сообщений).

      Осадки

      Шиота, Келтнер и Моссман (2007) попросили участников написать о времени, которое они испытывали, и обнаружили, что природа и искусство / музыка часто упоминались как побуждающие стимулы. Хотя в большинстве определений благоговение может быть положительным или отрицательным, участники описали только положительные факторы, вызывающие страх, и поэтому вполне возможно, что положительный страх и страх + страх (т. Е. Ужас) — это совершенно разные эмоции.

      Эмоциональный опыт

      В той же серии экспериментов, проведенных Шиотой, Келтнером и Моссманом (2007), исследователи попросили участников написать о времени, когда они недавно испытали естественную красоту (состояние трепета) или достижения (состояние гордости). При описании опыта естественной красоты участники с большей вероятностью сообщали, что они не осознавали повседневных забот, чувствовали присутствие чего-то большего, не хотели, чтобы опыт закончился, чувствовали себя связанными с миром и чувствовали мелкие или незначительные.

      Пока неизвестно, по-разному ли испытывают трепет в разных культурах.

      Физические дисплеи

      Этот удар молнии в Атланте, возможно, внушал благоговение.

      Исследователи также пытались наблюдать физические, невербальные реакции на страх, прося участников вспомнить время, когда они испытывали страх, и невербально выразить эмоции. Используя этот метод, исследователи заметили, что благоговение часто проявляется через приподнятые внутренние брови (78%), расширенные глаза (61%) и открытые, слегка отвисшие челюсти (80%). Значительный процент людей также проявляет трепет, слегка наклоняя голову вперед (27%) и заметно вдыхая (27%), но улыбка встречается редко (10%). Необходимо провести кросс-культурное исследование, чтобы определить, различаются ли физические проявления благоговения в зависимости от культуры.

      Личность и трепет

      Некоторые люди могут быть более склонны испытывать трепет. Используя самоотчеты и отчеты коллег, исследователи обнаружили, что регулярное переживание трепета связано с открытостью опыту (самооценки и коллеги) и экстраверсией (самооценки). Более поздние исследования также показали, что люди, которые регулярно испытывают благоговение («предрасположенность к благоговению»), имеют меньшую потребность в когнитивной закрытости и с большей вероятностью описывают себя в океаническом (например, «Я — житель планеты Земля»), индивидуализированном и универсальном термины, в отличие от более конкретных терминов (например, «У меня светлые волосы»).

      Социальные последствия

      Более недавнее исследование показало, что трепет усиливает восприятие времени и приводит к большей готовности жертвовать время, но не жертвовать деньги. Большая готовность жертвовать время, по-видимому, была вызвана уменьшением нетерпения после переживания трепета. Испытание благоговения также побудило участников сообщать о большей кратковременной удовлетворенности жизнью и более сильном предпочтении материальных благ, полученных на опыте (например, часы предпочли массаж часам). Было показано, что трепет, в отличие от большинства других положительных эмоций, увеличивает систематическую обработку , а не эвристическую обработку , побуждая участников, испытывающих трепет, стать менее восприимчивыми к слабым аргументам.

      Благоговение и благоговение

      картина женщины смотрят на закат Каспара Давида Фридриха

      Картина на немецкий Романтический пейзаж художника Каспара Давида Фридриха передать чувство страха и удивления на естественный закат

      В последнее время трепет стал предметом интереса в группах атеистов в ответ на заявления некоторых религиозных деятелей, которые говорят, что атеисты не испытывают трепета или что страх делает человека духовным или религиозным, а не атеистом. Например, см. Комментарий Опры о том, что она не считает пловчиху Дайану Ньяд атеисткой, потому что Няд испытывает трепет, а также реакцию на это видео межконфессионального активиста Криса Стедмана .

      Благоговение часто связано с религией, но благоговение может быть и светским. Дополнительные примеры можно найти в трудах социолога и атеиста Фила Цукермана о том, что они вызывают трепет , в книге Алена де Боттона » Религия для атеистов » и в видеоролике о том, как светские институты должны вызывать благоговение у философа производительности Джейсона Сильвы .

      дальнейшее чтение

      В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Awe
      Поищите благоговение в Викисловаре, бесплатном словаре.
      • Пирсолл, Пол (2007). Трепет: радость и опасность нашей одиннадцатой эмоции . Health Communications, Inc.
      • де Боттон, Ален (2013). Религия для атеистов: Руководство для неверующих по использованию религии . Винтаж.
      • Шнайдер, Кирк Дж. (2009). Пробуждение к благоговению: личные истории глубокой трансформации . Джейсон Аронсон, Inc.
      • Шнайдер, Кирк Дж. (2004). Повторное открытие благоговения: великолепие, тайна и текучий центр жизни . Paragon House.

      Священный

      ♦ Sacre

      Имеющий абсолютную ценность. Всякое поползновение против священного, не сопровождаемое особыми предосторожностями, приравнивается к святотатству. Мир священного – особый мир, своего рода представитель иного мира в мире здешнем. Он существует, или должен существовать, отдельно от повседневного, светского, да и просто человеческого мира. Поэтому слово «священный» исполнено более глубокого смысла, чем слово «достопочтенный». Действительно, священное заслуживает больше чем уважения; оно требует поклонения и «трепетного страха», некоего сочетания ужаса и зачарованности. В этом, строгом, смысле слово «священный» принадлежит религиозному словарю и противостоит понятию «профанация» – точно так же, как божественное противостоит человеческому, а сверхъестественное – природному. Если допустить, что ни богов, ни сверхъестественного не существует, в чем лично я убежден, то окажется, что «священный» – не более чем слово, которым мы обозначаем архаические или иллюзорные чувства.

      В более общем и более размытом значении под «священным» иногда понимают нечто, якобы имеющее абсолютную ценность и в силу этого заслуживающее безусловного уважения. Так, можно говорить о священном характере человеческой личности и даже «священном и нерушимом» праве на частную собственность (что отражено в декларации прав человека от 1789 года). Трактуемое в этом более широком смысле, священное может быть осквернено, хотя это считается недопустимым. При этом предполагается, что ради защиты священных вещей можно и нужно идти на священные жертвы. Именно это имеет в виду мой друг Люк Ферри, когда говорит, что всякое человеческое существо священно, – да и мне самому приходилось, хоть и нечасто, высказываться в этом же духе. Остается выяснить, в каком смысле мы употребляем слово «священный» – строгом (и в этом случае гуманизм есть религия; см. «Человек-Бог, или Чувство жизни» Люка Ферри) или более широком (в этом случае гуманизм есть всего лишь мораль). Что касается меня, то я с полной решимостью склоняюсь ко второму толкованию, дабы избежать чрезмерных оценок понятия в приложении к человеку. В моем понимании священное есть не столько концепт, сколько метафора. И хотя порой она позволяет высветить многие вещи, это еще не причина, чтобы безоглядно уверовать в нее. Простого уважения вполне достаточно, и лучше им и ограничиться.