Три части души



Часть 1

Глава 1

Дух, душа и тело

Принято считать, что человек состоит из двух частей: души и тела. Душа — это некая внутренняя и невидимая психическая сущность человека, а тело — это его внешняя и видимая оболочка. Это представление падшего человека, и, хотя в нём есть доля правды, оно не может быть точным. Кроме Божьего откровения, никакие представления в этом мире не заслуживают доверия. В том, что тело является внешней оболочкой человека, разумеется, нет ничего неправильного. Однако Библия никогда не смешивает дух и душу, как если бы это было одно и то же. Это не просто два разных слова; дух и душа — это по своей сути разные вещи. Согласно Божьему Слову, человек состоит не из двух частей: души и тела, а из трёх: духа, души и тела. В 1 Фес. 5:23 говорится: «Сам Бог мира пусть освятит вас полностью и ваш дух, и душа, и тело пусть сохранится в целости». Этот стих ясно показывает, что человек состоит из трёх частей: духа, души и тела. Здесь апостол молится о том, чтобы верующие были освящены полностью, то есть о том, чтобы всё их существо стало святым. Что он имеет в виду, когда говорит, что человек должен быть освящён полностью? Он имеет в виду, что у человека должны в целости сохраниться дух, душа и тело. Это очень ясно. Полный человек состоит из духа, души и тела. Кроме того, этот стих ясно показывает, что между духом и душой есть различие; в противном случае здесь не говорилось бы: «ваш дух и душа», а было бы сказано: «и ваш дух-душа». Но поскольку Бог сказал именно так, между духом человека и душой человека есть различие. Таким образом, человек состоит из трёх частей: духа, души и тела.

Насколько важно различие между духом и душой? Оно очень важно. От него сильно зависит духовная жизнь верующего, потому что, если верующий не знает, где границы его духа, как он может понять духовную жизнь? А если он не понимает духовную жизнь, как он может расти в духовной жизни? Из-за того что верующие или пренебрегают различием между духом и душой, или не знают об этом различии, они не растут в духовной жизни. Более того, часто, принимая что-то душевное за духовное, они надолго уходят в душевную жизнь и не ищут ничего духовного. Если мы смешиваем то, что Бог разделяет, мы неизбежно потерпим урон.

Духовные знания очень важны в духовной жизни, но самое важное — это смирение верующего, его готовность принять научение Святого Духа. Если у верующего есть такая готовность, то Святой Дух сделает так, что с точки зрения переживаний душа и дух будут разделены в нём, даже если с точки зрения знаний он и не знает этой истины. Верующий, у которого мало знаний, может плохо понимать различие между душой и духом, но переживать это различие, а верующий, у которого много знаний, может в совершенстве знать истину о разнице между душой и духом, но совершенно не переживать её. Лучше всего, если у человека есть не только знания, но и переживания. Большинству верующих не хватает переживаний, поэтому было бы хорошо показать им различные функции души и духа; тогда они будут стремиться к духовному.

О том, что человек состоит из трёх частей, говорится не только в Первом послании к фессалоникийцам, но и в других частях Писания. В Евр. 4:12 говорится: «Ибо слово Божье живо, и действенно, и острее всякого обоюдоострого меча, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозга, и может распознавать мысли и намерения сердца». Здесь апостол разделил нематериальную составляющую человека на две части: душу и дух, а про материальную составляющую сказал, что она включает в себя суставы и мозг, которые соответствуют разуму и воле. Как священник брал жертву и разрезал её всю ножом на части так, что не оставалось ничего скрытого, так и Господь Иисус Божьим Словом полностью разрезает тех, кто принадлежит Ему, проникая в них и отделяя духовное, душевное и телесное одно от другого. Если душу и дух можно разделить, то, очевидно, душа и дух — это не одно и то же. Таким образом, в этой части Слова тоже говорится, что человек состоит из трёх частей: духа, души и тела.

В некоторых переводах Библии слова «дух» и «душа» не всегда переведены буквально, поэтому читателям, если они пользуются только переводом, бывает трудно понять, где говорится о духе, а где — о душе. При переводе Библии эти слова нужно переводить буквально. Если при переводе мирских книг часто приходится вводить много новых терминов, то почему нельзя делать этого при переводе самой известной Книги? Если Бог использовал два разных слова для обозначения духа и души, то и мы не должны смешивать их.

Сотворение человека

В Быт. 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Сначала Бог создал из праха земного фигуру человека, а затем вдохнул в его лицо «дыхание жизни». Как только дыхание жизни соприкоснулось с телом человека, возникла душа. Душа — это сумма тела и духа. Именно поэтому Библия называет человека «живой душой». «Дыхание жизни» — это дух человека, источник его жизни, поскольку Господь Иисус сказал, что животворит Дух (Ин. 6:63). Это дыхание жизни исходит от Творца. Однако мы не должны путать этот дух, который является «дыханием жизни», с Божьим Святым Духом. Святой Дух и наш человеческий дух — это не одно и то же. В Рим. 8:16 показано, что человеческий дух — это не то же самое, что Святой Дух. «Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи». В оригинале слово «жизнь» (евр. «хай́и») в выражении «дыхание жизни» стоит во множественном числе. Это говорит о том, что Божье дыхание производит две жизни: духовную и душевную. Это означает, что выдохнутое Богом дыхание жизни, войдя в тело человека, стало духом, а когда дух соприкоснулся с телом, возникла душа. Таков источник двух наших жизней, духовной и душевной. Однако мы должны провести здесь некоторое различие: этот дух представляет собой не жизнь Самого Бога, а только «дыхание Вседержителя, дало мне жизнь» (Иов. 33:4). То, что в человека вошёл дух, не означает, что в него вошла Божья несотворённая жизнь. Дух, который мы получили при сотворении, — это не Божья жизнь, которую мы получаем при возрождении. Жизнь, полученная нами при возрождении, — это жизнь Самого Бога, та жизнь, которую олицетворяет дерево жизни. Дух человека является вечным, но он не обладает вечной жизнью.

«И создал Господь Бог человека из праха земного». Здесь говорится о теле человека. «И вдунул в лицо его дыхание жизни». Здесь говорится о духе человека, который исходит от Бога. «И стал человек душою живою». Здесь говорится о душе человека. Когда дух оживил тело, человек стал живой душой, живым существом, способным воспринимать себя. Полный человек состоит из трёх частей: духа, души и тела. Согласно этому стиху, человек был сотворён из двух самостоятельных элементов: духа и тела. Когда дух вошёл в тело, возникла душа. Душа появилась в результате соединения духа и тела. Сначала тело было мёртвым, но когда оно соприкоснулось с духом жизни, возникла третья часть — душа. Без духа тело было мёртвым. Но когда пришёл дух, тело ожило. Когда дух вошёл в тело, появилось что-то органическое, называемое душой.

То, что человек, как здесь сказано, стал живой душой, говорит не только о том, что при соединении духа и тела возникла душа, но и о том, что, после того как при соединении духа и тела возникла душа, эта душа объединила в себе дух и тело. Другими словами, душа и тело были полностью соединены с духом; душа объединяет в себе дух и тело. До своего падения Адам не переживал той постоянной войны между духом и плотью, которую ежедневно переживаем мы. Все три части его существа были в полной гармонии друг с другом. Они были слиты друг с другом. Наличие души как связующего звена позволило человеку существовать в качестве личности, самостоятельного существа. Душа — это сумма духа и тела, совокупность всех элементов, из которых состоит человек. Когда дух полностью слился с телом, человек стал живой душой. Эта душа есть не что иное, как результат соединения двух вещей; это сама личность человека. Можно провести такую (неполную) аналогию: если добавить в чашку с водой немного чернил, то чернила соединятся с водой и получится чернильная вода. Эту жидкость можно назвать чернилами, так как это действительно чернила, а можно — водой, так как это действительно вода. Чернила и вода слились и образовали нечто третье — чернильную воду. (Разумеется, возникшая при слиянии духа и тела душа является таким же самостоятельным и неделимым элементом, как дух и тело.) Точно так же дух и тело сначала были двумя самостоятельными элементами, но потом они соединились, и то, что образовалось при их соединении, стало живой душой.

Бог считает отличительной чертой человека душу, потому что при сотворении отличительной чертой человека была душа, так же как отличительной чертой ангелов является дух. Человек — это не просто тело и даже не просто тело, в котором есть дыхание жизни; человек стал живой душой. Вот почему далее в Библии мы видим, что Бог часто называет человека «душой» — не просто «человеком», а «душой». Он называет его так потому, что человек таков, какова его душа. Душа — это представитель человека, выражающий отличительные черты его личности. Душа — это орган свободной воли человека, и она объединяет в себе дух и тело. У неё есть свободная воля. Если она решает быть послушной Богу, то она может, как и было задумано Богом, сделать дух господином над всем; но у неё также есть власть подавить дух и сделать господином любую другую часть по своему усмотрению. Эти три части — дух, душу и тело — можно сравнить с горящей электрической лампочкой. В лампочке есть электричество, есть нить и есть свет. Тело подобно нити, дух — электричеству, а душа — свету. Электричество — это причина света, а свет — это следствие электричества. Нить — это физический материал, проводящий электричество и излучающий свет. Когда дух и тело соединились, появилась душа. Отличительной особенностью души является то, что в ней сочетаются дух и тело. Душа — это соединение двух вещей. Дух — это движущая сила души, а тело — это средство выражения души, так же как электричество является источником света, а нить — средством, при помощи которого свет сияет.

Однако мы должны ясно запомнить, что если в этой жизни олицетворением всего нашего существа является душа, то в будущей жизни, в воскресении, им будет дух. Вот почему в Библии говорится: «Сеется тело душевное — воскрешается тело духовное» (1 Кор. 15:44). Поскольку теперь мы соединились с воскресшим Господом, благодаря Ему дух может управлять всем нашим существом. Мы можем управлять нашим существом, потому что мы соединились не с первым человеком, Адамом, который стал живой душой, а с последним Адамом, который стал животворящим Духом.

Функции духа, души и тела

Тело обладает «миросознанием», душа — «самосознанием», а дух — «богосознанием». В теле есть пять органов восприятия, благодаря которым человек получает пять видов ощущений. С помощью физического тела человек может соприкасаться с этим физическим миром. Вот почему мы сказали, что тело обладает «миросознанием». Душа включает в себя мышление, которое помогает нам в нашем нынешнем существовании, и чувства, которые позволяют нам любить других людей или какие-то вещи. Чувства возникают на основании ощущений, полученных от органов восприятия. Поскольку всё это связано с самим человеком, с его личностью, мы говорим, что душа обладает «самосознанием». Дух — это часть, с помощью которой человек общается с Богом. В этой своей части человек поклоняется Богу, служит Ему и понимает, каковы его отношения с Богом. Поэтому мы говорим, что дух обладает «богосознанием». Бог обитает в духе, наше «я» — в душе, а ощущения — в теле.

Душа — это точка пересечения: здесь соединяются дух и тело. Посредством духа человек общается с Божьим Духом и духовным миром, а также получает и выражает силу и жизнь в духовном мире. Посредством тела человек соприкасается с внешним ощущаемым миром; тело и мир влияют друг на друга. Душа находится между этими двумя мирами и связана с ними обоими. С одной стороны, посредством духа она сообщается с духовным миром; с другой стороны, посредством тела она сообщается с физическим миром. У души есть право выбора; в отношении всего, с чем она сталкивается, она может решать, принять это или отвергнуть. Дух не может непосредственно управлять телом; ему нужен посредник. Этим посредником является душа, возникшая при соприкосновении духа с телом. Эта душа находится между духом и телом, связывая дух и тело в одно целое. С помощью души дух может управлять телом и подчинять его Божьей власти, но тело тоже может воздействовать на дух с помощью души, принуждая его любить мир.

Из трёх элементов в человеке дух соединён с Богом и занимает самое высокое положение. Тело соприкасается с материей и занимает самое низкое положение. Между ними находится душа. Душа принимает природу двух других частей как свою природу. Поэтому она связывает эти две части. С помощью души эти две части могут общаться друг с другом и совместно работать. Функция души состоит в том, чтобы поддерживать порядок между духом и телом, следить за тем, чтобы их отношения оставались надлежащими, то есть чтобы тело, занимающее самое низкое положение, было послушно духу, а дух, занимающий самое высокое положение, посредством души распоряжался телом. Душа — это поистине главный элемент в человеке. Душа обращается к духу за снабжением, которое тот получает от Святого Духа, и передаёт полученное телу, чтобы тело причастилось совершенства Святого Духа и стало духовным телом.

Дух является самой благородной частью в человеке и находится в самой глубине его существа, а тело является самой низменной частью и находится на самой поверхности. Душа находится между духом и телом и служит для них посредником. Как тело служит внешней оболочкой для души, так душа служит внешней оболочкой для духа. Если дух хочет управлять телом, он должен делать это при посредничестве души. До того как человек пал, всем его существом управлял дух (посредством души). Когда дух хотел что-либо сделать, он передавал это душе, а душа побуждала тело выполнить команду духа. Вот в каком смысле душа была посредником.

Душа с точки зрения её потенциала — это наиболее сильная часть, потому что она объединяет в себе дух и тело, является для них личностью и оказывает на них влияние. Но до того как человек согрешил, сила души находилась полностью под управлением духа. Поэтому сила души была силой духа. Дух не мог сам двигать телом — он делал это посредством души. Мы видим это в Лк. 1:46-47: «Моя душа возвеличивает Господа, и мой дух возликовал о Боге, моём Спасителе». Здесь мы видим, что в языке оригинала глаголы употреблены в разном времени; это показывает, что сначала должен возликовать дух и тогда душа сможет возвеличивать Господа. Сначала дух передаёт ликование душе, и тогда душа выражает это ликование с помощью органов тела.

Итак, в душе заключена личность человека; его воля, мышление, чувства — всё это заключено в душе. Дух — это та часть, при помощи которой человек поддерживает связь с духовным миром. Тело — это та часть, при помощи которой человек поддерживает связь с физическим миром. Душа находится между этими двумя частями; от души зависит, какой мир будет править: духовный или физический. Иногда душа управляет существом человека посредством своего мышления или своих чувств; это означает, что правит психологический мир. Если душа не уступит место правителя духу, то дух не сможет править. Иначе говоря, душа должна позволить духу править, и тогда дух сможет править и душой, и телом. Всё это происходит потому, что в душе заключена личность человека.

Душа является для человека его господином, потому что воля человека является частью души. Дух сможет управлять всем существом человека, только если душа захочет занять подчинённое положение. Если душа взбунтуется, то дух никак не сможет управлять. Вот что такое «свободная воля» человека. У человека есть полное право распоряжаться собой. Он не машина, выполняющая Божью волю. Он имеет способность решать самостоятельно. Он может решить повиноваться Божьей воле, а может решить воспротивиться Божьей воле и последовать воле дьявола. Согласно Божьему замыслу, дух должен занимать самое высокое положение и управлять всем нашим существом. Однако главная часть нашей личности — воля — находится в душе. Наша воля (иначе говоря, душа) имеет право выбирать, кто будет править: дух, тело или наше «я». Поскольку душа наделена такой властью, Библия называет человека «живой душой».

Храм и человек

В 1 Кор. 3:16 апостол сказал: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий обитает в вас?» Читая этот стих, мы понимаем, что апостол по вдохновению назвал человека храмом. Как Бог раньше обитал в храме, так теперь Святой Дух обитает в верующих. Библия сравнивает человека с храмом. Тем самым она ясно показывает три части человека.

Мы знаем, что храм состоял из трёх частей. Первая часть — это внешний двор, который все могли видеть и куда все могли приходить. Здесь осуществлялось всё внешнее поклонение Богу. Внутри двора находилось святилище. Сюда могли войти только священники, которые приносили Богу кровь, масло, курение и хлеб. Они были близки к Богу, но они не были самыми близкими, потому что они всё-таки не могли войти внутрь за завесу и предстать перед Богом. Бог обитал в святом святых, где Он излучал Свою бесконечную славу (никакого другого света в святом святых не было), и никто не мог предстать перед Ним. Конечно, раз в год первосвященнику разрешалось войти в святое святых, но это только подчёркивает тот факт, что, пока завеса не была разорвана, никто не мог войти в святое святых.

Человек — это тоже храм Божий. Человек тоже состоит из трёх частей. Тело подобно внешнему двору; оно находится снаружи, и его жизнь видна всем. Именно здесь человек должен подчиниться всем Божьим заповедям. И именно здесь Божий Сын умер за человека. Внутри тела находится душа. Это внутренняя жизнь человека. Душа включает в себя чувства, волю и разум. Для возрождённого человека она является святилищем. Его привязанности, его мысли, его стремления — всё это находится здесь. Здесь много света, всё очень ясно, и сюда он приходит для священнического служения Богу. Но ещё глубже, за завесой, находится святое святых; оно недоступно для человеческого света и невидимо для человеческих глаз. Это «сокровенное место Всевышнего» (Пс. 90:1, евр.). Это жилище Бога, в которое человек не может войти, пока Бог не уберёт завесу. Это человеческий дух. У человека есть не только тело и душа, но и дух. Этот дух находится настолько глубоко, что человек не может почувствовать его, ощутить его. Именно здесь человек общается с Богом.

В святом святых нет света, потому что это Божье жилище. В святилище свет есть, потому что там есть светильник с семью лампадами. На внешнем дворе всё освещено светом солнца. Это точное изображение возрождённого человека. Его дух подобен святому святых, где обитает Бог. Сюда входят верой, и здесь царит полная темнота. Здесь верующий не может ни видеть, ни чувствовать, ни понимать. Душа подобна святилищу, где есть большие способности к пониманию, где есть множество мыслей, множество знаний, множество правил, где человек понимает и то, что происходит в психологическом мире, и то, что происходит в физическом мире. В этом месте сияет светильник. Тело подобно внешнему двору; его видят все. Вся его деятельность, вся его жизнь, видна всем людям.

Тот порядок, который даёт нам Бог, не может быть неправильным: «ваш дух, и душа, и тело» (1 Фес. 5:23). Здесь не сказано: «душа, и дух, и тело» — или: «тело, и душа, и дух». Здесь говорится: «Дух, и душа, и тело». Дух — это самая благородная часть, поэтому он стоит на первом месте. Тело — это самая низменная часть, поэтому оно стоит на последнем месте. Душа занимает промежуточное положение, поэтому она упоминается между духом и телом. Теперь, когда мы ясно увидели Божий порядок, мы понимаем, насколько мудро Бог сравнивает человека с храмом. Мы видим, что святое святых, святилище и внешний двор соответствуют духу, душе и телу и с точки зрения порядка, и с точки зрения их значимости.

Работа в храме осуществлялась согласно откровению, исходившему из святого святых. Всё, что происходило на внешнем дворе и в святилище, определялось присутствием Бога в святом святых. Святое святых было самым святым местом храма, которому были подчинены и от которого зависели все остальные места храма. На первый взгляд в святом святых не осуществляется никакой работы; там очень темно. Вся деятельность сосредоточена в святилище. Даже работой на внешнем дворе управляют священники из святилища. Однако побуждающей силой для всего, что происходит в святилище, является вдохновение, исходящее от этого тихого и спокойного места — святого святых.

Духовное значение этого понять просто. Душа определяет нашу личность. Она включает в себя разум, волю, чувства и т. д. На первый взгляд работой во всём нашем существе распоряжается душа. Даже тело находится под её управлением. Однако до падения человека душа, несмотря на всю свою деятельность и работу, находилась под управлением духа. Божий порядок таков: на первом месте — дух, на втором — душа, а на третьем — тело.