Троеперстие

От редактора. Данная публикация приурочена к годовщине введения троеперстия на Руси, что произошло 24 февраля 354 года назад, когда первосвященники Руси повелели креститься тремя пальцами, прокляв «двуперстное крещение» (1656).

В 1653 г. патриарх Никон начинает свои реформы, которые приводят к расколу русской церкви. Эти реформы начинаются с изменения способа сложения перстов при совершении крестного знамения: двуперстие (двуперстное крестное знамение), принятое ранее на Руси, заменяется на троеперстие (троеперстное крестное знамение).
Семиотический характер этой реформы особенно очевиден, поскольку оба способа сложения перстов выражают одно и то же содержание: как в том, так и в другом случае выражается как символика троичности (знаменующая Троицу), так и символика двоичности (знаменующая две природы Христа — Божественную и человеческую); однако в принятом ранее способе сложения перстов идея Троицы передавалась сочетанием большого пальца с безымянным и мизинцем, а идея Богочеловечества — сочетанием указательного и среднего пальцев, тогда как в но­вом способе перстосложения идея Троицы передается сочетанием большого, указательного и среднего пальцев, а идея Богочеловечества — сочетанием безымянного пальца с мизинцем.

Никоновские реформы не касались содержания — они касались формы; тем не менее они вызвали необычайно резкую реакцию, поскольку форма и содержание принципиально отождествлялись в традиционном культурном сознании.11 февраля 1653 г. вышла никоновская Псалтырь, где были опущены статьи о двуперстии. Вскоре после того перед началом Великого поста 1653 г. по церквам было разослано послание патриарха, где устанавливалось троеперстие.
В неделю православия 1656 г. в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами. Большой московский собор 1666—1667 гг. с участием восточных патриархов подтвердил необходимость троеперстия, как единственно возможной формы крестного знамения, и наложил соборную клятву, вечное отлучение от церкви на тех, кто впредь стал бы держаться старого обряда. Так начался раскол.
Мотивы патриарха Никона хорошо известны: он хотел привести русский церковный обряд в полное соответствие с греческим. У греков принято было троеперcтие, и естественно было думать, что греки сохранили правильный способ сложения перстов, тогда как русские от него отклонились. Напротив, противники Никона — старообрядцы — исходили из того, что правильный обряд сохранился на Руси; это отвечало представлению о том, что именно на Руси, а не у греков сохранилась подлинная православная традиция, которая у греков в значительной мере считалась утраченной или испорченной.
Как это неоднократно бывало вообще в русской истории, оппозиция «свое — чужое» отождествилась с оппозицией «старое — новое». Однако если для Никона оппозиция «старое — новое» воспринималась через призму оппозиции «свое — чужое», то для старообрядцев, напротив, оппозиция «свое — чужое» осмыслялась в контексте противопоставления «старого — нового».
Позднейшие исследования показали, что старообрядцы были правы: они сохранили старый греческий способ перстосложения, который был изменен самими греками. Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у треков в XII— XIII вв.Таким образом, исторически речь идет о противопоставлении старого и нового греческого обряда; в актуальном сознании эпохи это противопоставление воспринималось, однако, как противопоставление русской и греческой традиции.
Как видим, вопрос о происхождения двуперстия на Руси может считаться более или менее ясным. Менее понятно другое — когда и как появляется на Руси троеперстие.

Несомненно, троеперстие было известно на Руси и до Никона. Не позднее XV в. появляются сочинения, написанные в защиту двуперстия — против троеперстия. Борьба с троеперстием становится актуальной задачей после принятия греками унии с католиками (1439 г.), последующего падения Константинополя (1453 г.) и образования русской автокефальной церкви (1461 г.), когда «русское православие» начинает противопоставляться «греческому православию» (см. такое противопоставление уже в «Слове… на латынов» 1461—1462 гг.
Эти события связываются на Руси причинно-следственными связями: автокефалия русской церкви непосредственно связывается с Флорентийской унией, в которой одновременно видят и причину крушения Византийской империи; в этих условиях естественно было с сомнением относиться к греческому обряду в том случае, если он отличался от русского.

При этом проклятие на тех, кто не крестится двумя перстами, часто встречающееся в русских рукописях, восходит в конечном счете к греческим источникам; ср. чин принятия еретиков, известный как в греческом оригинале, так и в церковносла­вянском переводе: «Ε’ί τις ου σφραγίζει τοΐς δυσι δακτύλοις καθώς και ό Χριστός, ανάθεμα / Иже не крестится двема перстома, яко и Христос, да будет проклят».
Такое проклятие было провозглашено Стоглавым собором русской церкви в 1551 г.; в решениях Собора читаем: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (гл. 32). Нельзя не отметить, вместе с тем, что до Никона мы почти не встречаем осуждения двуперстия или полемических сочинений в пользу троеперстия.

Это тем более замечательно, что до 1431 г. во главе русской церкви были — за немногими исключениями — митрополиты-греки; тем не менее они, по-видимому, не настаивали на введении троеперстия.
Позиция митрополитов-греков разительно отличается от позиции гρекофила — патриарха Никона.

Таким образом, троеперстие появляется на Руси задолго до Никона, однако непонятно, когда именно и при каких условиях.

В нашем распоряжении находится источник, который позволяет сделать некоторые предположения на этот счет, — это записки Ульриха фон Рихенталя, жителя города Констанца, о Констанцском соборе 1414—1418 гг. Участником этого собора был митрополит Григорий Цамблак, поставленный 15 ноября 1415 г. епископами Литовской Руси по настоянию великого князя Витовта на митрополию Киевскую и всея Руси.
Цамблак прибыл в Констанц 19 февраля 1418 г.4 и вскоре по прибытии — по всей видимости, в воскресенье 20 февраля — отслужил здесь литургию. Ульриху фон Рихенталю довелось присутствовать на этой службе, и он оставил подробное ее описание; ему, как иностранцу, были интересны все детали увиденного — и он отмечает то, что не отметил бы русский наблюдатель, хорошо знакомый с церковной службой; в частности, он описывает то, как крестились Цамблак и окружающие его священнослужители.

Вот что сообщает Рихенталь: «Затем в субботу 19 февраля <в Констанц> въехал высокочтимый господин, господин Георгий, архиепископ Киевский из земли белых русских < Белой Руси>, что около Смоленска. Под ним <в его управлении> находятся 11 епископов и он исповедует греческую веру… Как только архиепископ Киевский обосновался на месте, он повелел устроить в своем доме престол, где он и его попы могли бы отслужить литургию. Эту литургию, также как и престол, видел я сам, Ульрих Рихенталь, и один доктор теологии, которому архиепископ разрешил присутствовать. Я попросил его <доктора>, чтобы он взял меня с собой, что тот и сделал».
Затем следует описание богослужения, ценное для иторика русской церкви. Здесь, междупрочим, читаем: «…и каждый трижды осенил себя крестом, «делал перед собой три креста>, и это было так. Каждый прикоснулся ко лбу тремя пальцами правой руки и поднес пальцы вниз на грудь и оттуда на правое и левое плечо. И так они крестились <делали крест> много раз во время литургии».
Итак, насколько можно понять из данного описания, Григорий Цамблак и его окружение крестились тремя перстами. Это одно из наиболее ранних свидетельств о троеперстии на Руси. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что свидетельство это относится к представителям Литовской (Юго-Западной) Руси. Соблазнительно было бы сделать отсюда вывод о том, что троеперстие приходит в Великую Россию не из Константинополя, а из Киева. Мы знаем, что никоновские реформы, субъективно ориентированные на греческую церковь, объективно испытывали влияние церковной традиции Юго-Западной Руси.
Представители этой традиции выступали вообще как авторитетные посредники в великорусско-греческих культурных контактах (аналогичную роль играли в свое время — в период второго южнославянского влияния — южные славяне.

Едва ли, однако, в данном случае такой вывод был бы оправдан. С одной стороны, большое количество источников свидетельствует о том, что в Юго-Западной Руси в XVI—XVII вв. было принято двуперстие, с другой стороны, как мы уже отмечали, троеперстие было известно в Великой России и до Никона.
Таким образом, в данном случае Никон, по-видимому, непосредственно ориентировался на греческую церковную традицию. Следует к тому же иметь в виду, что посредничество церковной традиции Юго-Западной Руси имело место в первую очередь в случае книжной справы: визуально воспринимаемый знак, в отличие от знака словесного, легко мог заимствоваться непосредственно от греков.

Ну что ж друзья, вот и решилси я что-то провякать о первом пункте в списке видимых различий, между так называемыми «старо» и «ново» обрядцами». http://mu-pankratov.livejournal.com/228592.html Что б ни кого не обижать, не буду кричать- «мол, енти анчихристовы слуги, заставляли християн, кукишем никоновым креститься…» а попробую, выложить- кратенько хронологию, откель вообще ети жесты взялись и попробую привести (своими словами)- основные аргументы сторон… ну а вы уж, если не лишены здравого ума, сами сможете провести- логическую цепочку.
Если так можно выразиться, то происхождение «Двуперстия», а верней его первое упоминание, староверцы признают за апостолом Лукой. Как ни крути, а любой православный, признает- что первое изображение (икону) Христа, сделал он, еще при его жизни, то есть с натуры. Как бы, сам Исус нам указует- кто Он и как складывать нужно…
Список (копию) етой иконы, вы конешно же видели, ето икона- Одигитрия.

Для любого верующего человека- ето неубиенный довод! так как, Церковное Предание, не нуждается в доказательствах. Попробуйте к примеру, какому нибудь греку, сказать что- Иверская, не Лукой написана… Но в богословских спорах, иногда доходит до маразма, конешно кто по умней, или промолчат, или плавно перейдут на другую тему… но многие начинают с надрывом кричать- «А вы докажите, что ето ап. Лука писал?», «А вы докажите что ето подлинник?» или еще пуще — «А писал ли вообще иконы ап. Лука?»…. обычно атеисты- запрашивают Свидетельство о рождении и паспортные данные Христа, ну да ладно…
Само понятие- «двоеперстие» не совсем правильное. Так как по всем древним описаниям, дается толкование на все пять пальцев. Два перста поднятые в верх- указывают о двойной сущности Христа (указательный прямой- Божественную сущность и слегка согнут средний- человеческую) и три сомкнутых- Святую Троицу. Можно конешно наговорить- кучу вумных слов о выражение некой парадигмы, некоего комплекса метафизических устремлений человека в етом жесте…, но для простых людей, Св.Отцы Вселенских и поместных Соборов, четко описали -как благословлял Исус. Ну а так как, любой християнин желает подражать только Ему, люди стали креститься именно так.
Самое ранние упоминания — 5 век, блаженный Феодорит, слово о крестном знамении: развернутое объяснение и правильного перстосложения и его символики. Есть в 4 веке — 91 правило свт. Василия Великого, где говорится о крестном знамении как о неписанном апостольском предании (греки в «Пидалионе» делают примечание, что в те времена все христиане крестились двуперстно).
В иконописи и фресках первых христиан, можно увидеть в Римских катакомбах.
«Гостеприимство Авраама» катакомбы на виа Латина (между II и IV вв.),

Исус Христос. Фрагмент росписи катакомбы Петра и Марцеллина в Риме. 3 век.

Так или иначе, но Християнство пришло на Русь из Византии в 988г. Хоть убейся, но в документах и изображениях не найти другого сложения http://mu-pankratov.livejournal.com/165395.html. Сегодня, не надо быть семи пядей во лбу, что б понять- что на древних фресках, православные изображали- символы свой Веры. Забыл человек, запуталси- как складывать пальчики, посмотрел…и всё понятно.

В 12 веке, Петр Дамаскин в «Добротолюбии» пишет (не ищите в синодальных выпусках, там изъята ета часть):
«Ότί όί μέν δύω δακτυλόί, καί ή μία χέίρ έμφαίνόυσί τόν έσταυρωμένόν Κύρίόν Ιησόύν Χρίστόν έν δυσί φύσέσί καί μία ύπόστασέί γνωριΖόμένόν ή δέξία δέ τήν απέίρόν αύτόύ δύναμίν, καί τήν έκ δέξίων τόύ Πατρός καθέδραν αναμίμνήσκέΐ/ καί ανωθέν αρξαμένής δία τής έκ των όύρανων πρός ήμας αύτόύ συγκαταβασέως καί παλίν από τόύ δέξίόύ μέρόυς έπί τό έύωνύμόν, απόσόβέϊ μέν τόύς έχθρόύς, δήλόϊ δέ ότί τή αήττήτω αύτόύ δύναμέί ό Κύρίός ένίκήσέ τόν δίαβόλόν, αρίστέρόν όντα, καί ανίσχύρόν, καί σκότέίνόν»
Соловецкий инок Герасим Фирсов приводит это место так:
«Яко два перста убо и едина рука являют распятаго Господа нашего Исуса Христа во двою естеству и едином составе познаваема, десница же безмерную Его силу и одесную Отца седение возвещает. И свыше наченше — иже от небеснаго Егова к нам схождения; и паки от десныя страны на левую — отгоняти убо враги являет же, яко непобедимою силою своею победи диявола Господь, шуя суща некрепка убо и мрачна.»
Кстати, советую съездить в Шарм аль Шейх позагорать, заодно посетить м-рь Св. Екатерины на Синае. Там имеется древнейшая икона Христос Пантократор ,сер. VI в.

Рассказывать о Крестном знамении можно долго, но все же не стану переписывать -тысячи страниц чужих трудов, а лишь посоветую- Борис Андреевич Успенский «Крестное знамение и сакральное пространство», автор кстати не старообрядец, а профессор и академик РАН. О складывании перстов с стр.99.http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=2748
Приход на Русь -троеперстия, состоялся при Романовых. Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное знамение тремя перстами. Не будем углубляться в дальнейшее противостояние и методы реформаторов, но так или иначе- на Двуперстие наложили анафему, потом в 1666году- были наложены проклятия не только на двуперстие, но и на все «старые» обряды. Так как РПЦ заявила о своем приемстве к Русской Церкви образованной при кн.Владимире, получилась скверная картина… по своей сути, Собор 1666 года, проклял саму себя и всех дореформенных Святых.
Тишайший и Никон. Собор 1654г.

Скорее всего, попытки проникновения на Русь троеперстия были и раньше, не спроста же на Стоглавом Соборе в 1551 году, христианам еще раз напомнили- как следует креститься, а на другие варианты, наложили -проклятье.
«Аще ли кто двема персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестного знамения. Да будет проклят, святии отцы рекоша.»
Хочу заметить, что ето не ноу-хау староверов, а Собор лишь подтвердил определение прежде бывших отец. После «Смутного времени», когда Западу не удалось силой захватить власть и подписать Унию, заход был с другой стороны, через реформу идеологии. (в принципе можно сравнить с недавней «Перестройкой») После «Смутного времени», на Соборе 1621 года, еще раз Русская Церковь- подтвердила несгибаемость Веры.(Украина к тому времени, была под поляками и под щепотью)
Как же реформаторы смогли объяснить- смену на троеперстие? Хоть и на их стороне была безграничная царская власть и реформы шли с сверху, а ни как Реформация протестантов в Европе снизу, всё равно как то надо было объяснить народу- «А почему?» Главная версия, отраженная главным идеологом никониан, святителем Димитрием Ростовским (в миру Даниил Саввич Туптало, Украина) в «Розыске о раскольнической Брынской вере» . Согласно этой точке зрения, троеперстие было изначально принято на Руси, и характерно для всех православных народов, а двоеперстие и сопровождающие его отличия в обрядах сформировались на русской юго-восточной окраине под влиянием армян и несториан, после того как русские вступили с ними в контакт.
Дм.Ростовский (Туптало) указующий «малаксу», введенное вместе с троеперстием.

Сейчас, когда и учеными и богословами, даже в шутку произносить ети сказочно-лживые определения происхождения не принято, на вопрос- «Ну дык, когда же возникло троеперстие и где ето отражено?» То нынешние спорщики, со стороны господствующей церкви, отвечают- «Оно возникло так давно, что даже не осталось ни каких док-тов и свидетельств!» На вопрос- «А как же Вселенские Соборы, решения поместных Соборов?» — «Ето всё выдумки и подделки раскольников!»… Вот и весь спор. Да вот, в помощь себе для объяснения, в 18-19 вв. была придумана еще одна байка- про одноперстие, яко бы существовавшие до двуперстия. Ни одного документа, ни одного изображения, ни одного… короче, если есть у кого что, кроме нынешних «вченых», скиньте, зело интересно.)))
Но на самом деле, не все уж так и запутанно, просто если копнуть поглыбже, не совсем политкорректная картина проглядывается.))) Сейчас не 17 век, думаю на костер не поведут…
Все таки аргумент новообрядцев-» мол сложение перстов не важно, и так мол хорошо, и так мол сойдет, и мы етим не нарушаем -догматов. По етому и ереси ни какой в етом не видим. Так как- ересь — догматическое заблуждение.» Кто бы спорил, но любое заметное искажение учения о Троице или Богочеловечестве Спаса,как не крути- ЕРЕСЬ.
В Галисии в конце 9-го века, было первое достоверное упоминание о троеперстии, связано с еп. Порту Формозом, ставшим потом Папой,- пытались ввести некое «благочестивое» новшество ( там же и под тем же мотивом ввели и другое: филиокве), которое можно истолковывать — что Троица не в ЛИЦЕ токмо Сына Возлюбленнаго, но САМА по себе распята на Кресте и следственно якобы пострадала «во вся Лицы». В последствии римляне закидали его камнями и отрубили ему -три перста. Тогда официяльного разграничения еще не было, но православные боролись с ересью. Божество же, по православному (и преп. Иоанна Дамаскина) мнению- БЕССТРАСТНО. Т.е. латыны, а вслед им и никониане «наступили на те же грабли», только позже троеперстие-латын сомкнулось у греков в щепоть. Как не крути, при Никоне — два других пальца были праздными.
Так што вывод не утешительный, одна ересь, порождает другую.
«Трупный синод»

Пострадал Фармоза за енто новшество не то слово, а даже дважды! Времена были суровые и после смерти Формоза, сторонники Гвидонидов устранили его преемника Бонифация VI и поставили папой молодого Стефана. Это был отпрыск Сполетского дома, поставленный Формозом в епископы латинского города Ананьи. В январе 897 г. в Рим прибыли Ламберт и его двоюродный брат Гвидо IV. Предполагается, что именно они потребовали эксгумировать труп умершего за девять месяцев до этого Формоза и предать его суду. Стефан и сам был заинтересован в объявлении постановлений Формоза ничтожными, ибо среди таковых оказывалось и его решение о положении Стефана в епископы. Дело в том, что Никейский собор запрещал епископам переходить с кафедры на кафедру; соответственно, римским епископом не мог быть избран епископ другого города.
Судебное заседание, подобного которому не сыскать в анналах «вечного города», развернулось в Латеранской базилике. Папа велел посадить на трон полуразложившийся труп своего предшественника и подверг его посмертному допросу, в ходе которого за покойника отвечал, подражая его голосу, спрятавшийся за троном дьякон. Формозу вменялись все те обвинения, которые выдвигал против него ещё Иоанн VIII, а именно: вероломство, переход с одной епископской кафедры (Порто) на другую (Рим) в обход установленного Никейским собором запрета, а также совершение им, мирянином, религиозных таинств. Кроме того, Формозу ставилось в вину венчание на царство «незаконнорожденного» Арнульфа при жизни законных императоров Гвидо и Ламберта.
По итогам синода избрание Формоза было объявлено недействительным, его указы отменены, а три пальца, которыми он совершал крестное знамение, были отрублены. Тело Формоза, лишённое одежды, без каких-либо знаков папского достоинства, проволокли по улицам «вечного города» и закопали в братской могиле для чужеземцев. Позднее оно было выкопано и с прикреплённым грузом сброшено в Тибр.
Но так или иначе, ета идея, все равно победила у латын.
Первый официальный документ- специальное сочинение папы Иннокентия ІІІ (1160/1161—1216; папа с 1198 г.):
«Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: «Кто держит тягу земную тремя перстами?” 24. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай , — но в первую очередь для того, чтобы крестить себя и других одним и тем же образом: ведь получается, что когда мы осеняем крестом других, мы чертим крест слева направо. Однако по внимательном размышлении ясно , что на самом деле мы чертим крест так же и на других справа на лево , ибо когда мы их крестим, они обращены к нам не спиной , но лицом» («De sacro altaris misterio», II, 45)
После полного разъединения с Православными, католики стали использовать- троеперстие, но не такое как у никониан… его можно увидеть на живописи европейских «иконописцев». Кстати, кто живет в Москве или в Питере, ети картины можно увидеть в музеях. Вот несколько щелкнул в им. Пушкина.

Ето не пастушок… ето так латыны, представляют сабе Христа…

В том же Пушкинском музее, имеется замечательная скульптурная композиция- «Искуситель и Дева»
1240г. Базель.

Вообще то с чистой щепотью, изображений -крайне мало, (а скульптура и вовсе наверное единственная) наверное лишь с новыми святыми РПЦ, Матронушка и пр. выставлять их нет смысла, да и смысловой нагрузки они не несут.
Забавно видеть, что иногда, новолюбские иконописцы, изображали дораскольных святых с щепотью. Конешно же на изображение Господа они боялись посягнуть и чаще изображали с «малаксой».
икона прп Трифон Вятский, конец 17в.

Когда греки получили -троеперстие?… НЕИЗВЕСТНО! Вполне возможно, что после Унии с католиками, но чтоб хоть как то отличаться- три пальца сомкнулись… может быть? На протяжении 400-лет, ответа так ни кто и не дал. Уж и католики не помнят, как на пятерню перешли и сказки про армян давно осмеяны… но все же Вера, без ответа на простой вопрос….ой! начинаю делать выводы… не буду! )))
Сегодня РПЦ, в 1971 году, «сняла» анафемы с двуперстия… как бы сняла ))), формулировка- «яко не бывшие», ну ето типа- «да хорош вам дуться то!Ну подумаешь! Так давно ето было…. давайте лучше обнимемся!!! Ведь не двоеперстие спасает, а любовь!!!»
Может быть, может быть?… но смахивает, кады тебе в дом, вваливается здоровенная громила, убивает твою родню, насилует на глазах твою мать и дает тебе пенка из родного дома… проходит время, громила становится- уважаемым человеком, уже не режет ни кого, имеет прекрасную репутацию, даже кошку не давно с березки снял… и приходит к тебе опять и говорит- «Ну что ты такой злобный? Чаво со мной не обнимишьси? Чаво из одной чаши не выпьешь? Плюнь ты на все- яко не бывшие!» ….будут дальше резать?… не будут?… Хрен его знат!
Вот такая сказочка получилась… сразу скажу, что на научность не претендую, но если Вам кажется что где-то соврал, все источники сейчас открыты и проверить- раз плюнуть. Конешно же я «сваливался» в упреки, но ведь с нашей стороны- все ответы даны, а вот с другой… почему именно ета комбинация пальчиков и почему такая странная любовь из-за пустяков ? Кто знает, подскажите! )))

На Балканах важно следить не только за словами, но и за руками, головой – да всем телом. Неправильные пальцы, показанные не тем людям и не в том месте, могут быть скручены в бараний рог и засунуты… далеко, в общем, засунуты.

В этой статье я расскажу о специфических жестах, популярных в балканских странах. Одни означают что-то приятное или нейтральное, другие оскорбительны. Третьи говорят о безобидном патриотизме или опасном радикальном национализме, в зависимости от ситуации.

Миру мир, а фашистам – клистир: этот пост создавался не для пропаганды каких-либо вредных убеждений. Но для информирования путешественников: полезно знать, где какие жесты не стоит изображать даже случайно, и что местные имеют в виду, когда вроде бы приветственно машут рукой, а затем хватаются за лопату. Материал 18+.

1) Сербия – три перста

Сербия три пальца жест

Поздрав са три прста, приветствие тремя перстами (с открытыми большим, указательным и средним пальцами) – самый известный сербский жест. В своей мирной ипостаси – способ поздороваться или выражение гордости за страну и народ.

Три перста часто демонстрируют после побед сербские спортсмены (например, первая ракетка мира Новак Джокович). Ими же салютуют на концертах, машут в тавернах под народную музыку, передают привет по телевизору, рисуются перед френдами в фейсбуке.

Главная версия происхождения сербского троеперстия – православная: считается, что оно символизирует Святую Троицу.

Однако в исполнении ряда граждан этот эффектный жест принимает радикальную националистическую окраску. Поэтому его лучше не употреблять в Хорватии, Албании и Боснии и Герцеговине – после войн и стычек с сербами три перста там воспринимают как злостную провокацию. Риск получить по тыкве очень велик.

Более того, некоторые сербские историки и журналисты убеждены, что этот самый «поздрав» с открытыми пальцами когда-то использовали немецкие фашисты. И что настоящее, исконно-посконное троеперстие должно выполняться с пальцами, сложенными для крестного знамения.

2) Сербия – «пенис» как отказ

Сербия жест курац

– Соседушка, выручай, займи деньжат до вторника, а?
– Курац (пенис) я тебе свой займу; ты ещё прошлый долг не вернул.

Подобные отказы в грубой форме сопровождаются слегка приподнятым средним пальцем – примитивным фаллическим символом.

Остальные пальцы остаются прямыми – не путать с американским «факом», где они загибаются.

3) Сербия – подвигаться, чтобы прогнать беду

Сербия суеверие подвигаться

Если на ваших глазах компания спокойно общающихся сербов вдруг начинает судорожно ёрзать на месте, знайте: кто-то произнёс нечто зловещее.

В Сербии существует суеверие, обратное нашему «поплевать и постучать по дереву, дабы не спугнуть хорошее».

Когда упоминают разные нежелательные события, необходимо тут же подвигаться – и они не произойдут. И чем страшнее и неотвратимее зло, тем активней надо ёрзать и выше привставать.

Например, мысль «ой, а вдруг опять война» вызовет лёгкое переминание с ягодицы на ягодицу. А заявление «ой, а вдруг поднимут цены на сигареты» разговорщиков заставит прямо-таки взвиться в воздух.

4) Македония – приветствие-солнышко

Македония знак ОК

Ещё один двусмысленный балканский жест. С одной стороны, это приветствие мирно символизирует флаг Северной Македонии (кружок – солнце, пальцы – лучики).

С другой стороны, таким «солнышком» размахивают македонские радикалы-националисты, лелеющие мечту о расширении территории страны.

Один оттопыренный палец в их понимании – Вардарская Македония (настоящая территория страны+кусочек Сербии), второй – Эгейская Македония (на самом деле, северная часть Греции), третий – Пиринская Македония (нынешняя юго-западная часть Болгарии).

А кружок «О» означает Объединённую (Великую) Македонию – государство, которое бы расползлось на эти регионы.

Думаю, ясно, в каких краях безобидный международный знак «ОК» надо употреблять с особой осторожностью.

5) БиГ – «бородка» как выражение радости

Босния и герцеговина жест супер

Когда на жителя Боснии и Герцеговины падает кусочек счастья, он, переполнившись чувствами, гладит нижнюю часть лица.

Счастливчик рукой проводит по несуществующей заострённой бородке: большой палец с одной стороны, прочие – с другой; и они соединяются, словно хватаясь за кончик.

Лицо при этом принимает умильно-довольное выражение, как у кота, поймавшего упитанную мышку.

6) БиГ – «побриться» привалившими деньгами

Босния и Герцеговина жест деньги

Частный случай боснийского кусочка счастья – внезапно свалившиеся с неба деньги. Сосед наконец-то отдал долг, на работе дали премию, выгодно продал машину – на радостях ту самую вымышленную бородку можно «сбрить» купюрами.

Разбогатевший везунчик проводит несколько раз пачкой банкнот по подбородку. И поспешно её прячет – подальше от злых глаз.

7) БиГ, Сербия – шлепок по уху, «дороговизна»

udarati po usima

Приваливших денег может не хватать. И некоторые жители БиГ и Сербии шлёпают себя пару раз по уху – со стороны это выглядит как подражание блохастой собачке.

Подобный жест воплощает фразеологизм ударати по ушима и означает, что цена товара или услуги слишком высока – «бьёт по ушам».

8) БиГ, Сербия – «хочешь выпить/пьяный»

сербское приглашение выпить

Популярный в России жест-приглашение на пьянку – смачный щелбан по шее. В Сербии и БиГ же такая роль отводится большому пальцу.

Чтобы ненавязчиво пригласить друга культурно провести время в ближайшем кабаке, сложите пальцы в знак «класс», поднесите их ко рту и пару раз потрясите, как если бы пытались что-то выпить из воображаемой кружки.

9) Черногория – либеральные два перста

Черногория жест либералов

Черногория провозгласила независимость от Сербии в 2006 году и с тех пор всячески подчёркивает свою самостийность. Сначала в стране заявили об отдельном, черногорском, государственном языке, затем заговорили об автокефалии церкви.

Естественно, при таком курсе сербское троеперстие не могло больше оставаться национальным символом. Поэтому некоторые стали популяризировать придуманное черногорскими либералами двоеперстие – указательный и большой пальцы, раскрытые в форме буквы L.

Показывать этот жест, в принципе, нигде не возбраняется, однако в Сербии он может вызвать у жителей некоторое недоумение и долгие политические дебаты.

10) Хорватия – два перста

Хорватия двоеперстие

Знаменитый знак победы – V (victory) или мира на Балканах приобрёл специфический окрас. Во время кровавых югославских разборок 90-х годов сербские солдаты всюду размахивали тремя пальцами, а хорватские – двумя.

С тех пор поднятые указательный и средний пальцы в Хорватии считаются обычным приветствием. А в Сербии могут расцениваться как хорватская провокация и агрессия.

И хотя жест этот международный, туристы свободно тычут им в камеру и не огребают, «Викторию» стоит здесь показывать, лишь предварительно убедившись, что вы не окружены патриотически настроенными гражданами.

11) Хорватия – «боснийский герб»

Хорватия Боснийский герб

Потихоньку устаревающий жест ругательства-посыла в полруки также известен во всём мире. Разумеется, Балканы бы не были Балканами, если бы не подсыпали ему перчика: не подколешь соседа – не проживёшь.

Отдельные товарищи и некоторые СМИ в Хорватии это телодвижение называют «боснийским гербом» – согнутая в локте рука напоминает им герб Боснии во времена Австро-Венгрии (рука с мечом).

Такое сравнение оскорбительного жеста с государственным символом обижает боснийцев, и от него в БиГ лучше воздержаться.

12) Болгария – «неправильные» кивки

Нет в Болгарии
Это болгарское «нет»
Да в Болгарии
А это болгарское «да»

В то время как весь мир кивает головой, соглашаясь, и качает ей, отрицая что-то, семь миллионов болгар поступают точно наоборот.

Это ввергает туристов в тяжёлый когнитивный диссонанс или, по-простому, ступор. Чему верить, когда официант радостно мотает головой из стороны в сторону, но кричит, что да, конечно же, принесёт вам ещё бутылочку?

13) Албания – «орёл»

Албания жест орел

Трудно представить, чтобы кто-то случайно сложил руки в виде орла – разве что, ребёнку птичку показать. Но всё равно от птички этой лучше воздержаться в Сербии, Македонии, Черногории и Греции.

Двуглавый орёл с высунутым языком изображён на флаге и гербе Албании. Копируют его как умеренные албанские патриоты (подразумевая лишь гордость за страну), так и приверженцы идеи «Великой Албании» – откусывания территорий у балканских соседей.

Поэтому «выпускание» такой птицы воспринимается последними очень болезненно – как издёвка и демонстрация завоевательских настроений.

На фото выше – албанские футболисты, игравшие в ЧМ за команду Швейцарии. После победы в матче с Сербией они пробежали со своими «орлами» прямо по полю, чем вызвали бурю негодования (но в итоге отделались штрафами).

У албанцев есть ещё один жест, используемый монархистами и националистами, «зогистское приветствие», но его погуглите сами – я уже устала разбираться в сортах радикализма.

14) Греция – «бросок фекалиями»

Греция жест оскорбления

После столь обильной дозы ксенофобного балканского угара как-то даже приятно написать о жесте, которым греки непредвзято оскорбляют всех без разбора, независимо от национальности.

«Фаскелома» или «мудза» (хорошее название) – резко выброшенная в сторону собеседника ладонь с растопыренными пальцами. Смысл – «вот тебе, @№#%, получи!». Оскорбление это появилось ещё в древние времена, когда греки швыряли в лицо преступникам золу или навоз.

Обе вытянутые руки – соответственно, двойная порция мудзы. Жаль, что число конечностей у человека ограничено…