Троицкий монастырь муром

Устроен купцом Тарасием Борисовым (Богданом Цветным) при приходской Троицкой церкви в 1643. Отдельно стоящая шатровая колокольня 1640-х, ограда и келейные корпуса в основном XIX в. Закpыт в 1921, занят под жильё. Передан РПЦ в 1991, стал первым женским монастырем, вновь открытым во Владимирской епархии.

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. МУРОМ

Монастырь основан в 1643 году на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

Обитель мирно существовала до 1921 года, потом ее закрыли, и монастырская территория стала использоваться под городские нужды.

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. Настоятельницей монастыря по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия стала игумения Тавифа (Горланова).

В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование.

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Храмы обители

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Подворье

На Богородицком подворье монастыря в 1995 году был освящен деревянный храм в честь Муромской иконы Божией Матери. Подворье расположено в 16 км от Мурома.

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно. Божественная литургия начинается в 6.30, вечерняя служба — в 16.00. После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим.

В воскресные дни Божественная литургия начинается в 7.00. После Литургии перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония — покровители семьи.

В православные праздники — многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац, три казармы (одна — в братском корпусе).

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег. Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась. Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.
Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали…

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Часовня в Троицком монастыре (старая), Муром

Восьмигранная столпообразная водозаборная часовня с крупным куполом. Стояла севернее Троицкого собора, в советское время сломана.

Троицкий собор — Собор Троицы Живоначальной в Троицком монастыре, Муром

Сооружён в 1642-1643 каменным на месте деревянной церкви на средства муромского купца Богдана Цветного. Бесстолпный пятиглавый трёхапсидный храм, окружённый крытой галереей, богато декорированный и украшенный изразцами. Был придел Бориса и Глеба. С северной стороны к собору примыкал тёплый Трёхсвятительский храм, основанный в сер. XVII в., со Скорбященским приделом (1810). В 1886 над Трёхсвятительской церковью возведен 2-й этаж с новым Пантелеймоновским престолом. Собор закрыт в 1920-е. В 1936 Трёхсвятская церковь сломана. Вновь открыт в 1991. В настоящее время в соборе главный престол Троицкий; приделы: южный св. прав. жен Анны, Тавифы, Иулиании Лазаревской, и вновь выстроенный в 1996 в стилистике XVII в. северный Петра и Февронии Муромских.

Часовня Петра и Февронии Муромских в Муромском Троицком монастыре, Муром

Деревянная часовня в виде прямоугольного сруба под двускатной кровлей, завершенного четвериком под четырехскатным шатром. Сооружена при «летнем источнике» в северо-западной части двора монастыря в 2011.

Часовня в Троицком монастыре (новая), Муром

Новая деревянная приземистая восьмигранная часовня. Пока не достроена. Планируется освятить в честь одной из икон Богоматери, но окончательного решения ещё не принято.

Сергиевская церковь — Церковь Сергия Радонежского из Красного в Троицком монастыре, Муром

Деревянный храм выстроен в 1715 в с. Пьянгус (нынешний Меленковский р-н), в 1783 перестроен. В связи с сооружением в 1910 новой каменной церкви продан в деревню Красново (Красное), откуда и был в 1970-х перевезён на территорию Троицкого женского монастыря г. Мурома. Здание типа восьмерик на четверике с квадратной колокольней и интересной летней галереей, пристроенной с северной стороны. Вновь освящён в 1996, но придел Димитрия Солунского не возобновлен.

Казанская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Троицком монастыре, Муром

Небольшая надвратная церковь, увенчанная декоративным шатром, отличный образец зодчества сер. XVII в. Сооружена в 1648 на средства муромского купца Богдана Цветного. Закрыта в 1920-е. Возвращена Владимирской епархии в 1991.

Часовня Петра и Февронии Муромских, Муром

Деревянная надкладезная часовня выстроена городским головой А. В. Ермаковым в 1864. После 1894 заменена каменной, при этом, возможно, была передвинута. Восьмигранная шатровая постройка, располагавшаяся на ярмарочной площади. После революции закрыта, разрушена в промежуток 1930-1935. В 1995 у часовенного места Спасским монастырем повешена мемориальная доска.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме посещают паломники со всей России, чтобы почтить память святых супругов Петра и Февронии, обвенчаться или помолиться об укреплении семейного союза.

Краткая история

История любви Петра и Февронии является одной из самых красивых легенд муромской земли. Живший в XIII веке князь Пётр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. Во сне князю было видение, будто исцелит его крестьянская девушка, дочь бортника, добывающего дикий мёд. Дева Феврония была мудрой, она умела лечить травами и понимала язык животных.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Свято-Троицкий монастырь с высоты птичьего полёта

После исцеления от недуга князь Пётр женился на Февронии, но вскоре супруги удалились в изгнание. Бояре не хотели мириться с простолюдинкой в княжеских хоромах. Князь и его жена сели на лодки и странствовали по Оке, пока наконец бояре не образумились и не взмолились о возвращении супругов в Муром.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Троицкий собор с колокольней

Долго правила княжеская чета городом, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и 25 июня 1228 года умерли в один день и час. Их тела поместили в отдельные гробы, но в утро похорон обнаружилось, что они лежат в одном саркофаге. С 1992 года мощи святых супругов покоятся в соборном храме Троицкого монастыря.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Церковь Сергия Радонежского

Храмы Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий монастырь основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте так называемого «старого городища», где в XII веке стояла деревянная церковь во имя Бориса и Глеба — первых русских святых. «Тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова был построен Свято-Троицкий собор, сохранившийся до наших дней.

На фоне аскетически строгих муромских храмов Троицкий собор выделяется изящными пропорциями и богатым декором. Некогда его стены украшали поливные изразцы с изображениями диковинных растений, птиц и зверей. Резные барабаны собора обрамлены кокошниками.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Слева направо: Церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня Троицкого монастыря

Главы увенчаны коваными золочёными крестами, выполненными лучшими муромскими кузнецами XVII века. В 1648 — 1652 годах к Троицкому собору была пристроена Церковь Казанской иконы Божией Матери с шатровой многоярусной колокольней. Благодаря прорезным граням шатра и «ажурной» отделке архитектура колокольни совершенно лишена тяжеловесности. Неповторимую прелесть храму придают резные детали из камня. Окна на фасаде обрамлены фигурными наличниками с завершением в виде высоких кокошников. Дополнительным украшением служит широкий карниз в верхней части фасада, на который опирается ряд глубоких кокошников.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Фонтан монастыря

В советское время (в 1975 году) на территории монастыря появилась Церковь преподобного Сергия Радонежского, привезенная сюда из села Красное Меленковского района. Купола этого деревянного храма увенчаны лемехом из ольхи, отливающей на солнце серебром. В настоящее время при монастыре действуют несколько подворий и пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. На Богородицком подворье, расположенном в 16 км от Мурома, в 1955 году была освящена деревянная церковь в честь Муромской иконы Божией Матери.

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме

Часовня Петра и Февронии

Виленский крест — одна из первых святынь Троицкого монастыря

В 1923 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт. Открытие монастыря состоялось 15 мая 1991 года — в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители городской музей возвратил монастырю его старейшую святыню — Виленский крест-мощевик. Этот крест был найден в 1657 году арзамасцем Василием Микулиным при взятии русскими войсками города Вильно (нынешнего Вильнюса). Василий хранил святыню у себя, пока небесный глас не приказал ему передать крест в Троицкий монастырь.

Рейтинг достопримечательности

11111 Рейтинг 5.00

Свято-Троицкий женский монастырь на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

Памятник Илье Муромцу

Спасо-Преображенский монастырь

Бронепоезд «Илья Муромец»

Благовещенский монастырь

Николо-Набережная церковь

Смоленская церковь

Козьмодемьянская церковь

Сретенская церковь

Церковь Вознесения Господня

Успенская церковь

Водонапорная башня

Историко-художественный музей

Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома

Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены.

Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря церковь ружная Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» . Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение.

Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря .

По своей композиции Троицкий собор представляет собой интересный образец бесстолпного храма с тремя апсидами. Многие исследователи сравнивали его с московской церковью Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы) . Высокий кубический объем собора перекрыт сомкнутым сводом, который венчает традиционное пятиглавие. С южной и северной сторон к четверику некогда примыкали приделы святых князей Бориса и Глеба и Трех Святителей (второй из них пристроен уже в середине XVII века ). К сожалению, они не сохранились до нашего времени, и сейчас заменены приделами во имя святых праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (южный) и святых благоверных князей Петра и Февронии (северный, выстроен в 1996 году). С 1786 по 1810 год были перестроены и расширены крытая галерея и паперть, охватывающие собор с трех сторон. Наиболее поздние по времени изменения в облике собора произошли уже в наши дни. В 1990-е годы с западной стороны к нему пристроили шатровую колокольню и небольшое крыльцо под стилизованным декоративным шатром. Следует отметить, что эти пристройки довольно ощутимо нарушили гармоничную композицию, задуманную зодчими в XVII столетии.

Архитектура древнего собора имеет несколько поистине уникальных особенностей. Одна из них – это устройство двойных сводов с чердачным помещением между ними. Реставраторы, работавшие в монастыре в 1980-е -1990-е годы, считают, что: «система несущих аркбутанов второго свода собора прекрасно продумана и безукоризненно исполнена, ничуть не уступает лучшим образцам западноевропейских перекрытий церковных сооружений того же строительного периода» . Столь блестящая архитектурная находка получила вполне достойное оформление: верхний свод украшен двумя рядами кокошников. Их богатая пластика очень глубокого и сложного рельефа создается как бы «вылепленными» в несколько рядов и вложенными друг в друга арками. Дополнительную живописность их нижнему ряду придают небольшие ромбики из фигурного кирпича, украшающие одну из «внутренних» арок.

Свод отделен от четверика широким нарядным декоративным поясом. Впоследствии, он станет непременным элементом декора монастырских соборов Мурома (см.: соборы Благовещенского и Воскресенского монастырей). В данном случае он выполнен даже более пышно, чем тот же элемент в архитектуре храмов 1650-х (Воскресенский собор) и 1660-х (Благовещенский собор) годов. В убранстве Троицкого собора это скорее даже «сдвоенный пояс. Сложный «многослойный» узор из пяти фризов, в котором чередуются пояса выносных карнизов и фризов из крупных зубцов-«сухариков» и «ширинок», создает ощущение легкого кружева. Подчеркивают это ощущение чудом сохранившиеся изразцы (это единственный случай в храмовом зодчестве Мурома). Двойной пояс в виде «полос» и «ромбов» из многоцветных керамических плиток с рисунком из причудливых трав, фантастических птиц и животных, вооруженных всадников, украшает верхнюю часть четверика под карнизом и полукружий всех трех апсид.

Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок.

Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря . Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней.

В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года.

Библиография:

Писцовая книга Мурома, составленная Григорием Киреевым в 1624 году. Цит. по: Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 30

Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 34

Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 24

Статья Щелокова О. О. на сайте: sobory.ru

Травчетов Н.П. Материалы для истории Муромского Троицкого женского монастыря. Владимир, 1902. С.: 45. Приложения

Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 32