Царские дети

Библиографическое описание:

Окуловская, Т. Н. Воспитание детей в царских семьях / Т. Н. Окуловская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2 (9). — С. 25-33. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2509/ (дата обращения: 28.05.2021).



Цель: раскрыть специфику воспитания детей в семьях династии Романовых.

Задачи: — формировать интерес учащихся к истории своего государства, отдельным личностям, к вопросам воспитания детей;

– способствовать развитию познавательной и мыслительной активности учащихся;

– воспитывать уважительное отношение к детям из царских семей династии Романовых, милосердие;

– развивать у воспитанников стремление к познанию нового, умение работать с документальной литературой, интернет источниками.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, кадры из документального фильма о гибели семьи последнего русского царя, костюмы для инсценировки, презентация.

На экране кадры из фильма огибели семьи последнего русского царя.

Вступительное слово воспитателя: Страшной ночью 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге погибла вся семья последнего русского императора Николая Александровича Романова, включая пятерых его детей.

Мы знаем, что Николай Романов — последний представитель династии Романовых, правившей в России с XVI века. Но что мы знаем о воспитании и образовании царских детей? Как изменялась система воспитания в царских семьях на протяжении столетий? Сегодня мы поговорим об этом. Романовы — старинный русский дворянский род, носивший такую фамилию с середины XVI века, а позже — династия русских царей и императоров.Русские правители, цари, императоры, как и все мы, когда-то были детьми. Они росли, играли, плакали от обиды, радовались простым детским забавам. У них были родители, воспитатели. Детей старались чему-то учить, подавая практические знания, образовывая их ум, влияя на нравственное развитие души, и воспитывали при этом то, без чего не может обходиться ни один царский отпрыск — чувство долга.

(На экране высвечивается царский герб, звучит мелодия царского гимна. Вокруг герба появляются портреты всех царей и императоров династии Романовых.)

«Начало династии»

1-й воспитанник. В начале утверждения династии на троне особого внимания воспитанию и образованию наследников не уделялось. Но с 5 лет они начинали получать образование, их воспитанием и образованием занимались наставники. Именно от наставников зависело, каким будет это образование и воспитание. Основатель династии Михаил Романов стал царём в 16 лет. К роли правителя он не был подготовлен, поэтому воспитанию своего сына Алексея он уделял больше внимания. Маленький царевич воспитывался в тереме Московского дворца. С 5 лет его начали обучать. Рядом с образованием шли и царские забавы. Царевичу покупали игрушки, среди прочих и иностранные. Впервые царевич Алексей был одет в немецкое платье. В 16 лет он тоже осиротел и вступил на престол. Но постепенно уклад семейной жизни менялся. Менялись и взгляды на воспитание детей.

«Эпоха Петра»

(На сцену выходит воспитанник в костюме Петра 1 и ведёт рассказ о своём воспитании и воспитании своего сына.)

«Я был 14 ребёнком Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. С 5 лет со мной занимался мой первый учитель, подьячий Никита Зотов. Я изучал азбуку, Часослов, Псалтырь, Евангелие и Апостольские деяния. Учитель познакомил меня с русской историей, рассказал о государственной деятельности Владимира I, Александра Невского, Иоанна Грозного и Алексея Михайловича. Десяти лет от роду я был вырван из моего детского уединения и посажен на престол. А вслед за этим я стал свидетелем кровавых сцен, убийства дяди, унижения матери и её родных. Но в это время я показал необыкновенные для моих лет твёрдость и бесстрашие. Своего сына Алексея я приказал обучать грамоте с 6 лет. Чтобы воспитывать наследника дома, я пригласил к нему наставником барона Генриха Гюйсена, получившего образование в лучших университетах Германии. Программа обучения царевича была насыщенной: французский язык, арифметика, геометрия, география, русский язык, политические дела, военное искусство. Я стремился привлекать сына, как будущего государя, ко всем практическим делам страны. Четырнадцатилетнему Алексею я сказал: «Я сегодня или завтра могу умереть; но знай, что мало радости получишь, если не будешь следовать моему примеру. Ты должен любить всё, что служит благу и чести Отечества, должен любить верных советников и слуг и не щадить трудов для общего блага. Если советы мои развеет ветер и ты не захочешь делать того, что я желаю, то я не признаю тебя своим сыном».

2-й воспитанник. От брака со второй женой Екатериной у Петра I родилось ещё 8 детей, но зрелого возраста достигли только дочери Анна и Елизавета. Девочки радовали своих родителей отличным здоровьем, красотой и успехами в образовании. Они превосходили своих сверстниц знаниями и умственным развитием. Они знали много иностранных языков, Елизавета неплохо писала стихи. Однажды Пётр I вошёл в комнату к дочерям во время урока французского языка и, слушая их, сказал: «Счастливы вы, дети, счастливы вы, что вас воспитывают, что в молодых годах вас приучают к чтению полезных книг…Ах! Если бы меня в детстве учили так, как следует, я охотно отдал бы теперь палец с руки моей!» И всё же, несмотря на иностранных гувернанток и учителей, царские дочери испытывали на себе влияние невежественных мамок и нянь.

«Педагогическая система Екатерины II»

3-й воспитанник. Впервые серьёзное внимание проблеме воспитания царских детей уделила Екатерина II. Ею была разработана программа воспитания, основанная на идеях просвещения — воспитания личности здоровой физически и нравственно, разумной, любознательной, дисциплинированной. Особое внимание уделялось условиям жизни: наследников не баловали, воспитывали по-спартански, приучали к физическому труду, регулярным физическим упражнениям. Впоследствии эта программа стала применяться к воспитанию всех царских детей.

«Воспитание Павла I»

4-й воспитанник. Первым царственным ребёнком, которого пытались воспитывать с учётом реалий нового времени, был Павел I. Поначалу воспитывала Павла тётка его отца — императрица Елизавета. Заботами его буквально душили. К счастью, нянек сменили толковые наставники: С.Порошин, Ф. Бехтеев, Н. И. Панин. В первую очередь Павлу начали внушать чувство ответственности. Он должен был осознать, что он не просто мальчик, желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского престола, что он не имеет права на капризы и своеволие. Проводя подобную линию воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов воспитания — воспитание императорских детей рода Романовых исторически образованными, привыкшими гордиться своими предками и нести ответственность за великое наследие — Россию, что досталось им от предков.

«Воспитание Александра I»

5-й воспитанник. Сыну Павла I, царевичу Александру, было 23 года, когда его отца убили и он пришёл к власти. Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя. Но, несмотря на образованность, ему приходилось скрывать свои истинные чувства и взгляды, что способствовало формированию в нём таких черт, как притворство и лукавство. Александру всегда приходилось иметь как бы 2 маски: одну для бабки, другую для отца.

«Воспитание Николая I»

6-й воспитанник. Поскольку у Александра I не было детей, то после его смерти к власти пришёл его брат Николай. Великий князь Николай с самого рождения поступил на попечение его бабки Екатерины II, но она вскоре скончалась. Няней Николая была шотландка Лайон. Мальчик был к ней очень привязан. Под её влиянием Николай с самого раннего детства начал выказывать особое внимание к военным игрушкам и рассказам о военных действиях. Он получил домашнее образование, но особого усердия к учёбе не проявлял. Николай не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом. У Николая I было 7 детей. Особенно неординарной личностью был сын Николая 1 — великий князь, генерал- адмирал, председатель Государственного Совета Константин Николаевич. С юных лет он был определён отцом на морскую службу; впоследствии стоял во главе русского военно-морского флота и морского управления. В 26 лет получил звание адмирала. Именно этот сын Николая I был сторонником реформ в России.

«Воспитание Александра II»

7-й воспитанник. После смерти Николая I престол перешёл к его первенцу Александру II. Его наставником и учителем был известный поэт Василий Андреевич Жуковский. Учебное время мальчика разделялось на 2 полугодия. Он сдавал экзамены по предметам в конце каждого месяца и полугодия. Летние каникулы начинались в середине июня и заканчивались в начале августа. Учебный день великого князя был строго распределён по часам. Мальчик всегда вставал в 6 часов утра, молился, завтракал. Остальное учебное время тоже было строго распределено по часам. Перед сном делался обзор дня, все результаты записывались в журнал и в конце каждой недели представлялись императору и императрице. Великий князь занимался успешно, и экзамены проходили всегда хорошо. Кроме изучения различных наук, князя обучали гимнастике, верховой езде, фехтованию, ручной работе. Воспитание и образование Александра II длилось 13 лет.

«Воспитание Александра III»

1-й воспитанник. Родители Александра III уделяли большое внимание образованию и воспитанию сына. Маленький Александр Александрович никогда не стремился к удобствам, к неге и комфорту. Когда он сам стал отцом, то дарил детям на праздники полезные предметы: книги, садовые инструменты. Великого князя с юношеских лет готовили к государственной работе. Он постоянно присутствовал на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В 20-летнем возрасте он унаследовал право на престол. Женился на датской принцессе Дагмаре и в супружестве имел 5 детей. Обстановка в комнате его детей была очень скромной, кормили их тоже не по-царски. К чаю подавалось варенье, хлеб с маслом, печенье, а вот пирожные дети видели редко. Обед также был прост, и дети ели всё, что им подавали. Среди этих детей был и будущий святой государь — мученик Николай Александрович.

«Воспитание Николая II»

2-й воспитанник. Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе. Учебные занятия велись в течение 13 лет по тщательно разработанной программе. Ники воспринял от отца простоту в общении и живость характера. Он был обаятельно шаловлив, любил игры и занятия, требующие много движений — и это стремление быть всегда в движении, содержать себя в хорошей физической форме сохранилось у Николая II на всю жизнь. К тому же у Ники с ранних лет проявлялась утончённость, поэтичность и некоторое внутреннее изящество, стремление к прекрасному и любовь ко всему живому. Его волновала боль каждого живого существа, и он слёзно молился за выпавшего из гнезда воробья. Зимой наследник престола катался на коньках, играя со своими братьями и сёстрами в снежки, летом любил плавать на байдарке и играть в теннис. Чтобы будущий царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направлял его на военные сборы. Параллельно он вводил его в курс дела управления страной. Блестящее образование Николая II соединилось с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу. Эти же качества сумели привить собственным примером своим сыновьям Павел I, Николай I, Александр II. Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у своих подданных. Все императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами. Семью же последнего русского императора называли просто святой.

«Воспитание детей всемье последнего русского императора».

3-й воспитанник. Николай II женился на принцессе Алисе Гессенской, ставшей после миропомазания великой княжной Александрой Фёдоровной. Эта свадьба положила начало счастливому супружеству, которое продолжалось до последних дней их жизни. В семейной жизни Александра Фёдоровна была образцом всех добродетелей. В семье Николая II было 5 детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. В вечернее время вся семья собиралась на ужин, где почти не было деликатесов. После ужина обычно все собирались в одной комнате, где царь читал вслух, чаще всего Гоголя, Толстого, Тургенева, а жена с дочерьми что-то вязали, шили. Николай любил с детьми кататься на лодке, играть в снежки, кататься на лыжах и санях.

(Выходит воспитанница и ведёт рассказ от лица Ольги.)

… Я — великая княжна Ольга Николаевна Романова родилась в ноябре 1895 года. Я стала первым ребёнком в семье Николая II. Мои родители не могли нарадоваться появлению ребёнка. Я отличалась способностями в изучении наук, любила уединение и книги. Говорят, что была очень умна, у меня отмечались творческие способности. Вела себя со всеми просто и естественно, была удивительно отзывчива, искренна и щедра. От матери унаследовала черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка. От отца унаследовала внутренний мир.

(Уходит.)(Выходит воспитанница и ведёт свой рассказ от лица Анастасии)

… Я — великая княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда родилась я, был глубоко опечален. Вскоре печаль прошла, и отец любил меня не меньше остальных детей. Я любила пошалить, а также посмешить окружающих. По своей резвости могла дать фору любому мальчишке, носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестёр. Спальня у меня была убрана небогато. Обязательно каждое утро я принимала холодный душ. Усмотреть за мной было нелегко. Помимо этого во мне нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

(Уходит.)

4-й воспитанник. Девочки, вместе с матерью, занимались благотворительностью, посещали больных. На замечания фрейлин о том, что туберкулёз опасен и неизлечим, царица говорила: «Они должны видеть в жизни не только красоту, но и печаль». Во время I мировой войны государыня и царевны Ольга и Татьяна ежедневно много часов проводили в госпитале. Они прошли курсы медицинских сестёр и работали хирургическими сёстрами, помогая врачам при бесчисленных ампутациях конечностей, делали перевязки, уколы, ухаживали за ранеными. Младшие княжны Мария и Анастасия шили для раненых и их семей, делили все их душевные волнения.

Для того чтобы понять, как воспитывать принцесс, можно прочитать письма Александры Фёдоровны к дочерям. Вот одно из них…

Инсценировка.

(За столом Александра Фёдоровна пишет письмо дочери, а затем читает его.) «Моя милая, маленькая Ольга! Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя резко, грубо. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сёстрам. Когда видишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и ласковой со мной, будь такой же и с сёстрами. Покажи своё любящее сердце. Прежде всего, научись любить бога всеми силами души, и он всегда будет с тобой. Молись ему от всего сердца. Помни, что он всё видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять его волю. Пусть бог пребудет с тобой, и хранит тебя Пресвятая Богородица. Твоя старая мама».

5-й воспитанник. Наследник Алексей с рождения нёс тяжёлый крест — неизлечимую болезнь. В его воспитании огромную роль сыграли простые, подчас малограмотные люди. Николай II брал сына с собой на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению. Алексей воспитывался как наследник престола и будучи подростком, говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!»

О царской семье говорили, что это самая святая и чистая семья. Государыня воспитывала в своих детях веру, силу духа, смирение, которые помогли им безропотно вынести дни заточения и принять мученическую кончину. В последние дни своей жизни царевна Ольга переписала стихи М. Бехтеева, соответствующие её мыслям и чувствам.

«Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей…

И у преддверия могилы

Вдохни в уста твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов».

Подведение итогов. Обсуждение.

  1. Совпали ли новые знания о жизни царских детей в семье с вашими представлениями?
  2. Что, из вновь узнанного, может послужить вам примером?
  3. Как вы думаете, может ли семья последнего русского императора считаться образцом в вопросах воспитания своих детей?

«Быть царским ребёнком— великое испытание»

Воспитатель. Быть царским ребёнком очень нелегко. Это значит, что от тебя будут требовать очень многого: быть лучшим, соблюдать этикет, участвовать в утомительных придворных церемониях. Царские дети проводили со своими родителями очень мало времени, они были лишены той свободы, которая есть у простых, обычных детей, они не могли сами заводить себе друзей, играть с другими ребятами и делать многое из того, чем запоминается счастливое детство. Представление о том, что царские дети воспитывались изнеженными, и все их капризы немедленно исполнялись, неверно. Их воспитывали по-спартански, в строгости и дисциплине, приучали терпеть лишения и невзгоды, так как это могло понадобиться в их будущей императорской жизни. Зачастую царская корона могла стоить царскому ребёнку свободы и жизни.

И может быть, знакомясь с жизнью царских семей, разглядывая их лики на фото, вы захотите узнать об иной жизни Великой страны, о крепких русских семьях, воспитывавших гордых, великодушных, глубоко верующих, истинных патриотах своего Отечества.

Литература:

  1. В. Г. Пашков, «Русь- Россия — Российская империя.Хроника првлений и событий 862–1917 годы», издательство Москва Центр –Ком 1997г.
  2. А. В. Манько, «Чтение оь особах российского императорского дома», Москва Просвещение 1994 г.
  3. И. И. Далутский, «Отечественная история 20 век», издательство Москва Мнемозина 1994г.

Совместная исследовательская работа воспитанников и воспитателя Окуловской Т.Н.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание, великий князь, III, Ольга, отец, последний русский император, Россия, семья, сын.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ларионцев, Михаил Михайлович, 2005 год

1. Неопубликованные источники

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонды:

3. Ф. 543 (коллекция рукописей Царскосельского дворца 1863-1916),

4. Ф. 601 (Николай II, император. 1868-1918),

5. Ф. 611 (Петров Петр Васильевич, тайный советник, подполковник, чиновник особых поручений Главного Управления военно-учебными заведениями, воспитатель детей императора Николая II. 1858-1918),

6. Ф. 623 (Вырубова Анна Александровна (урожденная Танеева), фрейлина императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1884-1964),

7. Ф. 640 (Александра Федоровна (урожденная принцесса Гессенская Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса), императрица, жена императора Николая II. 1872-1918),

8. Ф. 651 (Татьяна Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1897-1918),

9. Ф. 673 (Ольга Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1895-1918),

10. Ф. 683 (Анастасия Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1901-1918),

11. Ф. 685 (Мария Николаевна, великая княжна, дочь императора Николая II. 1899-1918),

12. Ф. 705 (Деревенько Андрей Еремеевич, дядька цесаревича Алексея Николаевича. 18??—1918),

13. Ф. 710 (Вишнякова Мария Ивановна, Няня детей императора Николая II. 18?? — после 1917),

14. Ф. 740 (Боткин Евгений Сергеевич, лейб-медик императора Николая II, доцент Военно-Медицинской академии, участник Русско-Японской войны 1904-1905 гг. 1865-1918),

15. Ф. 742 (Буксгевден Софья Карловна, баронесса, фрейлина императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1884-1956),

16. Ф. 1115 (Шнейдер Екатерина Адольфовна, гофлектрисса императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая II. 1856-1918),

17. Ф. Р-6671 (коллекция материалов, относящихся к правлениям Александра II и Александра III до восшествия на престол Николая II).

18. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ):17.Ф. 17. оп. 97. д. 803.18.Ф. 212. оп. 2. д. 225.19.Ф. 179. оп. 21. д. 1418.1. Опубликованные источники

19. Александр Михайлович, великий князь. Книга воспоминаний. М., 1991.

20. Архив русской революции, издаваемый И. В. Гессеном. В 20-ти т. Берлин. 1921 — 1937.

21. Бабель И.Э. Избранное. М, 1989.

22. Белецкий С. П. Григорий Распутин. Пг. 1923.

23. Буксгевден С. Жизнь и мученичество Императрицы Александры Федоровны. Лондон, Нью-Йорк 1928.

24. Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. М. 1924. В память Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны 14 мая 1896 года со множеством иллюстраций лучших художников. СПб. 1896.

25. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1 — 3. М. 1960.

26. Воейков В. Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II. Гельсингфорс. 1936.

27. Волков A.A. Около царской семьи. М., 1993.

28. Вырубова (Танеева) А. А. Страницы из моей жизни. Берлин. 1923.

29. Вырубова A.A. Фрейлина и Ее Величество. Берлин. 1924.

30. Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники — СПб. 1912.

31. Государыня Императрица Александра Федоровна Романова. Дневниковые записи, переписка. Перевод с английского. М., 1998.

32. Данилов Ю. Н. Мои воспоминания об императоре Николае II и великом князе Михаиле Александровиче //Архив русской революции, т. 19. Берлин. 1928.

33. Ден Лили. Подлинная царица. // Тайны истории. Век XIX-XX. М., 1998.

34. Детство наследника цесаревича Алексея Николаевича. Альбом-книжка, содержащая снимки из жизни наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича в картинах и фотографиях. СПб, 1913.

35. Дневник императора Николая II. 1890 — 1906 гг. Берлин. 1923.

36. Дневник Николая И. 16 декабря 1916 г. — 30 июня 1917 г. // От первого лица. М. 1990.

37. Дневники императора Николая II. М., 1991.

38. Дневник члена Государственной Думы Владимира Митрофановича Пуришкевича. Рига. 1924.

39. Жильяр Пьер. По личным воспоминаниям, бывшего наставника наследника цесаревича Алексея Николаевича: Император Николай II и его семья. Вена. 1921.

40. Иеромонах Илиодор (С. Тру фанов). Записки о Распутине // Голос минувшего. №3. М. 1917.

41. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. СПб, 1911.

42. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. 1904-1914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. СПб, 1914.

43. Керенский А. Ф. Отъезд Николая II в Тобольск//Издалека. Париж. 1921.

44. Кирьянов И.К. Россия 1900-1917: Документы, материалы, комментарии. Пермский государственный институт. Пермь, 1993.

45. Кобылин B.C. Анатомия измены: император Николай II и генерал-адъютант М.В. Алексеев: истоки антимонархического заговора. СПб, 1998.

46. Кривенко В. С. Путешествие наследника цесаревича на Восток. СПб. 1891.

47. Кривенко B.C. От Гатчины до Бомбея: Очерки путешествия наследника цесаревича // Правительственный вестник. 1891. № 41, 48, 56, 78, 100.

48. Крушение царизма. Воспоминания участников революционного движения в Петрограде (1907 — февраль 1917 г.) JI. 1986.

49. Лемке М. К. 250 дней в царской Ставке (25 сентября 1915 — 2 июля 1916). Пг. 1920.

50. Лукомский А. Из воспоминаний. Архив русской революции. Т. 2. Берлин. 1922.

51. Марков C.B. Покинутая царская семья. М., 2002.

52. Мельник Татьяна (рожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М.,1993.

53. Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917). В 2 т. М. 1990.

54. Мосолов A.A. При дворе последнего российского императора. -Последние новости. Париж, 1934.

55. Мстиславский С. Пять дней. М. 1922.

56. Непеин И. Перед расстрелом. Последние письма царской семьи. Омск, 1992.

57. Николай II и великие князья: Родственные письма к последнему царю. Л.;М. 1925.59.0тречение Николая II: Воспоминания очевидцев, документы. Л. 1927.

58. Падение царского режима: Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Л. 1924.

59. Памятная книжка на 1899 год. СПб. Б. г.

60. Панкратов В. С. С царем в Тобольске: Воспоминания. Убийство царской семьи и ее свиты. Официальные документы. Л. 1990.

61. Переписка Вильгельма II с Николаем И: 1894 — 1914 гг. М.; Пг. 1923.

62. Письма святых царственных мучеников из заточения. С-Пб., 1998

63. Полное собрание речей императора Николая II: 1894 — 1906. СПб. 1906.

64. Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. В 6 т. М.; Л. 1926-1927.

65. Революция и РКП(б) в материалах и документах. Т. 7. Эпоха империалистической войны (июль 1914 — февраль 1917 г.). М. 1924.

66. Родзянко М. В. Крушение империи. Л. 1929.

67. Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Л. 1990.

68. Семейная переписка Романовых: Переписка Николая Романова с Александрой Федоровной (4 декабря 1916 г.- 7 марта 1917г.) // Красный архив. Т. 4. М.; Пг. 1923.

69. Симанович А. Воспоминания бывшего секретаря Григория Распутина. Рига. 1924.

70. Сухомлинов В. А. Дневники//Дела и дни. 1920. № 1; 1922. № 3.

71. Сухомлинов В. А. Воспоминания. Берлин. 1924.

72. Теляковский В. А. Воспоминания 1898- 1917. СПб. 1924.

73. Фирсов Н. Н. Воспоминания о цесаревиче Николае Александровиче и императоре Александре II в юности. // Исторический Вестник. 1909 Т. 115 №1.

74. Ходынка. Кровавые жертвы коронации. Женева. 1900.

75. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1983.

76. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных М., 2000.79.Шульгин В. Дни. Л. 1926.

77. Яковлев С. Последние дни Николая II. Официальные документы. Рассказы очевидцев. Пг. 1917.

78. Научная литература по теме диссертации

79. Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-мученика Николая Великого Страстотерпца. М., 1991.

80. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. -М.,1990.

81. Белоусова М.А. Августейший воспитанник и его педагоги: (Детские и юношеские годы Великого князя Сергея Александровича) //Московский журнал.-2005.-№2.-С.47-53.

82. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

83. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

84. Богданович А. В. Три последних самодержца. М.; JI. 1924.

85. Боханов А.Н. Николай II. М., 1997.

86. Боханов А.Н. Романовы. Сердечные тайны. М., 2004.

87. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. М., 2002.

88. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах. Минск, 1991.

89. Воррес Иен. Последняя великая княгиня. СПб., 2003.

90. Гольбах П. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1963.

91. Греков А. Куклой воспитать княжон: Игрушки царских детей // Родина. 2000.

92. Детство и юность российских императоров, сост. И.В. Еремина. М.1997.

93. Дом Романовых. Биографический справочник в 2-х ч. JI. 1989.

94. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1983.

95. Ерошкин Н. П. Самодержавие накануне краха. М. 1975.98.3авашшшн С. Государь Император Николай II Александрович -Нью-Йорк, 1968.99.3айончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М. 1978.

96. Иоффе Г. 3. Великий Октябрь и эпилог царизма. М. 1987.

97. Ирошников М. Николай II. Последний российский император, СПб., 1992.

98. Каменский Я. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989.

99. Касвинов М. К. Двадцать три ступеньки вниз. М. 1987.

100. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. 1990.

101. Котляр В.Н. Культурологические основы воспитания. // Педагог. N4, 1998.

102. Кризис самодержавия в России: 1895 — 1917. JI. 1984.

103. Кудрина Ю. В. Мать и сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. М., 2004.

104. Кузнецов В.В. Русская Голгофа. СПб., 2003.

105. Кучмаева И.К. Вопросы христианского воспитания в доме Романовых. // Образ Спасителя в мировой культуре. М., 2000.

106. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004.

107. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.

108. Память как максима поведения. Отв. ред. Кучмаева И.К. М., 2001.

109. Кучмаева И.К. Подвиг памяти. М., 2000.

110. Кучмаева И.К. Традиционные основания самосознания. // Мир культуры. Вып. 2. М., 1999.

111. Любош С. Последние Романовы. Н. Новгород, 2003.

112. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств. М., 2000.

113. Маси Роберт К. Николай и Александра. М., 1996.

114. Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М. 1998.

115. Мельгунов С.П. Последний самодержец. Черты для характеристики Николая II. Пг.: М. 1917.

116. Миллер Л.П. Царская семья — жертва темной силы. Мельбурн, 1998.

117. Мироненко С. Николай и Александра. Любовь и жизнь. М., 1998.

118. Муравьева О.С. Как воспитывали русское дворянство. М. 1995.

119. На детской половине: Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. (Дети последнего русского императора) каталог выставки / Авт. ст. и кат. Елена Васютинская и др. — М., 2000.

120. Нечаев Г.А. На яхте «Штандарт». М., 1999.

121. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. В 2-х тт. М, 1992.

122. Орехов Д. Подвиг царской семьи. СПб, 1997.

123. Палеолог Морис. Царская Россия накануне революции. М., 1996

124. Платонов O.A. Терновый венец России: Заговор цареубийц (Убийство Николая Я и его семьи). М., 1996

125. Платонов O.A. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М.1993

126. Плелов Е. Что должен был знать и уметь русский царь (Об образовании российских самодержцев) // Народное образование.-2000.-№10.

127. Правда о екатеринбургской трагедии. Сборник статей. М. 1998.

128. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М. 1990.

129. Романова Г. Екатерина II о воспитании наследников престола // Воспитание школьников.-1995.

130. Российская дипломатия в портретах — М., 1992.

131. Русь перед вторым пришествием. Житомир, 1995.

132. Салтыкова-Волкович М.В. Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской семье. Гродно, 2004.

133. Скоробогатов A.B. Воспитание и обучение цесаревича Павла //Педагогика.-2002.-№2

134. Соловьев В. Петр I: детские годы «могучего преобразователя России» //Дошкольное воспитание.-1996.-№9

135. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1990.

136. Соколов H.A. Убийство царской семьи. М. 1996.

137. Стремоухов П.П. Императрица Александра Федоровна в ее письмах. — Париж, 1924.

138. Сургучев И. Детство императора Николая II // Наука и жизнь.-1997.-№12

139. Тальберг Н.Д. Николай И. Очерки истории императорской России. М. 2001.

140. Труайя Анри Николай II. М., 2003.

141. Трубецкой С.Е. Минувшее. М.,1991.

142. Учить добродетели или как поэт В.А. Жуковский был наставником наследника престола — будущего императора Александра II. М., 1996.

143. Ферро Марк. Николай II. М., 1991.

144. Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX века — JL, 1978.

145. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М., 1998.

146. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М. 1995.

147. Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России. М. 1990.

148. Научная литература по культурологии, истории, философии,педагогике, религиоведению.

149. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.

150. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.

151. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.,1987.

152. Батищев Г.С. Универсалии культуры глубинного общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

153. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.

154. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997

155. Боханов А.Н. Сумерки монархии. М., 1993

156. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.,1991

157. Даль В.И. Пословицы русского народа М, 2002

158. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1974.

159. Елизавета Федоровна, Великая княгиня. Под благодатным небом. Сергиев Посад, 1914.

160. Зарубина Н. Н. Парадоксы труда на фоне российской и мировой истории // Отечественные записки, 2003, № 3 (12).

161. Исторический опыт трех российских революций. Вторая буржуазно-демократическая революция в России. М. 1986.

162. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.,1988.

163. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. М., 1988.

164. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

165. Конев В. А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев, 1988.

166. Коненкова А. К. Культурный смысл изобразительной речи великих русских художников рубежа XIX — XX веков. Вестник славянских культур № 5 — 6.

167. Кони А. Ф. Собр. соч. В 8 т. М. 1966.

168. Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. М., 2001.

169. Кучмаева И.К. Русская святость и русская культура // Агиологическое древо русской культуры. М., 2000.

170. Кучмаева И.К., Громов М.Н. Культура как способ общения // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

171. Кучмаева И.К., Расторгуев В.Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. М., 2004.

172. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. М., 1997

173. Маркова Т.И. Образовательные модели в России в XVIII — начале XIX вв.: приоритет воспитательных установок // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб., 2002.

174. Маслин М.А. История русской философии. М.,2001.

175. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

176. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М., 2002.

177. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.

178. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., 2004.

179. Семья. Книга для чтения: В 2-х т. -M., 1991

180. Сугай JI.A. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX вв. // Мир культуры. Вып. 2. М., 2000.

181. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.

182. Шаргунов Александр, протоиерей. Православная монархия и новый мировой порядок. М. 1995.

183. Шепелев JI. Е. Отмененные историей. Чины, звания и титулы в Российской империи. JI. 1977.1. Периодические издания

184. Андреевский флаг. СПб., 1992. № 23.

185. Бежин луг. М., 1995 №№ 1 — 6.189. Итоги. 1998. № 27.

186. Культура и образование: Сб.статей. Вып.1. /Башк.пед. ин-т. -Уфа, 1999.

187. Туровский М.Б., Туровская C.B. Культурная сущность образования // Культура — традиции — образование: Ежегодник. -М.,1990.

188. Мельников Г.П. Культурология и история // Вестник славянских культур. № 1. М., 2000.

189. Огонек. 1998. № 28. с. 23.194. «Православная Москва» № 4 (238) февраль 2001 г

190. Расторгуев В.Н. Русская культура и российская политика // Трибуна русской мысли. № 2. М., 2003.

191. Радонеж. М., 1996. № 21 -24.197. Родина. М., 1990, 1998.

192. Русское прошлое. Л., 1991.

193. Сургучев И. Детство Императора Николая II // Роман-газета. 1993. №2.

194. Шамшурин В.И. О русской культуре и русской идее // Вестник славянских культур. № 1. М., 2000.201. «Symposium» — серия сборников материалов к научным конференциям по философии и антропологии.1. ПРИМЕЧАНИЯ:

195. Подробнее см.: Кучмаева И.К. Древо рода: поиски и находки. М., 2001.

196. Подробнее см.: Память как максима поведения. Отв. ред. Кучмаева И.К. М., 2001

197. Подробнее см.: Котляр В.Н. Культурологические основы воспитания. // Педагог. N4, 1998

198. Боханов А.Н. Самодержавие. Идея царской власти. Москва: Русское слово — PC, 2002

199. Ирошников М., Николай II. Последний российский император, СПб., 1992, С. 10.6 Там же, с. 12.

200. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. M., 1990, С. 49

201. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. M., 1990

202. Ст. 1 гл. 1 разд. I т. I «Основных Законов Российской империи»

203. Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. Монреаль, 1983. с. 114.

204. Цитпо: Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия. М., 1998. С. 222-223.

205. Цит. по Ирошников М., Николай U.c. 14

206. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. С.120

207. Цит. по кн. Ирошников М., Николай II. С. 16

208. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. С. 150

209. Цит. по кн. Соколов H.A. Убийство царской семьи. M., 1996, с.5.

210. Цит. по кн. Кудрина Ю. В. Мать и сын. Императрица Мария Федоровна и император Николай II. М., 2004 с. 34-35.

211. Витте С.Ю. Воспоминания. М» 1960, т.2, с. 93.

212. Кризис самодержавия в России: 1895-1917. Л., 1984. С.15.20 Там же.21 Там же.

213. Лили Ден. Подлинная царица. // Тайны истории. Век XIX-XX. М., 1998. с. 53

214. Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории Императорской России. М., 2000. С. 842.

215. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 36.

216. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. M., 1990. С. 9.

217. Кучмаева И.К. Традиционные основания самосознания. // Мир культуры. Вып. 2. М., 1999. с 172.

218. Подробнее см.: Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. M., Gaudeamus, 2004.

219. Подробнее см.: Ляшенко Л. М. Александр II, или История трех одиночеств. М., 2000.

220. Цит. по: Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники — СПб. 1912.

221. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., 2004.

222. И.К.Кучмаева. Вопросы христианского воспитания в доме Романовых. М.2000, с.66

223. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. — М., 1995. — с. 14, 16.

224. Детство и юность российских императоров, сост. И.В. Еремина. — М., 1997. с. 24735 Там же. — с. 489

225. Подробнее см.: И.К. Кучмаева. Культурное наследие: современные проблемы. M., Наука, 1987.

226. Цит. по: Муравьева О.С. Как воспитывали русское дворянство. — М., 1995. — с. 13339 Там же. — с. 197

227. Жильяр П. Император Николай II. С. 33

228. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных. С. 59

229. Цит. по Маси Роберт К. Николай и Александра С. 53244 Там же.

230. Жильяр П. Император Николай II и его семья. Цит по: Ирошников М., Николай II, С. 182

231. Царственные мученики в воспоминаниях верноподданных. С. 90

232. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 40

233. Культура и образование: Сб.статей. Вып.1. /Башк.пед. ин-т. — Уфа, 1999.

234. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М., Gaudeamus, 2004. С. 247.

235. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., Наука, 1987. С. 41.

236. Трубецкой С.Е. Минувшее. М.,1991. С.16.

237. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под благодатным небом. Сергиев Посад, 1914

238. Подробнее см.: И.К. Кучмаева. Подвиг памяти. М., 2000. с. 102-105.

239. Подробнее см.: Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Башк. пед. ин-т. — Уфа, 1997

240. Набоков В. Другие берега. М., 1990. С. 88.

241. Учить добродетели или как поэт В.А. Жуковский был наставником наследника престола — будущего императора Александра II. М., 1996, с. 88-89

242. ГАРФ Ф. 705 (Деревенько Андрей Еремеевич, дядька цесаревича Алексея Николаевича. 18??—1918)

243. ГАРФ Ф. 710 (Вишнякова Мария Ивановна, няня детей императора Николая II. 18?? — после 1917)

244. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 23.

245. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 351, 363, 427, 391, 632.

246. Император Николай и его семья. По личным воспоминаниям П.Жильяра. Вена, 1921

247. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 439.

248. Император Николай и его семья. По личным воспоминаниям П.Жильяра. Вена, 1921. С. 74.

249. Имеется в виду празднование 300-летия Дома Романовых.

250. Вырубова A.A. Фрейлина и Ее Величество. С. 163-164.

251. Подробнее см.: ГИМ. Подборка фотографий. Великий князь наследник цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия на празднике «Ромашки». Ливадия. 1914., поступила из Павловского дворца в 1962.

252. Г.А. Нечаев. На яхте «Штандарт». Цит. кн.: «Царские дети». М., 1999. С. 360

253. Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич. 19041914. К десятилетию со дня рождения. Составитель А. Ильменский. С-Пб, 1914. С. 3-4.

254. Подробнее см.: Кучмаева И.К. Вопросы христианского воспитания в Доме Романовых. // Образ Спасителя в мировой культуре. М., 2000. с. 71.

255. Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. М., 1997. с. 13.

256. Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 393.

257. Государственный Эрмитаж: одежда детей Николая II инв. №№ ЭРТ-13534, 13536, 13540, 13578, 13597, 13593 и др.

258. ГИМ: Портреты наследника цесаревича Алексея Николаевича, 1907 — 1912

259. Мосолов A.A. При дворе последнего императора. С. 58.

260. Император Николай II и его семья: По личным воспоминаниям П. Жильяра, бывшего наставника наследника цесаревича Алексея Николаевича. Вена. 1921.

261. Подробнее об истории игрушки см: Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. М., Академический проект, 2004. стр. 141-156

262. Музей игрушки. Историческое лото с портретами Государей Земли Русской. Настольная игра. Россия, начало XX в. На бумажном ярлыке надпись чернилами: Александр, двор.муз. детск.пол. учебн. комн. младш. княжон. Инв.№ МИ 19345

263. Татьяна Мельник (рожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М.,1993. С. 22.81 «Жизнь за царя». Настольный детский театр в 4-х действиях и 5-и картинах. М., Издание Г. Ареондова. 1904

264. Татьяна Мельник (рожденная Боткина). Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М.,1993. С. 19.83 Там же

265. П.Жильяр. Император Николай II и его семья. С. 68

266. А.А.Вырубова. Фрейлина Ее Величества. С. 136

267. Например, см.: ГАРФ. Ф.640. оп. 1. д. 384.

268. А.А.Вырубова. Фрейлина Ее Величества

269. А.А.Танеева (Вырубова). Цит. по кн. «Царственные мученики.» С. 53

270. Сейчас часть этих игрушек хранится в Музее игрушки. Инв.№№: МИ 2247, 16732, 16735, 2159 и др.

271. Музей игрушки. Набор морских сигнальных флажков (21). Россия. Начало XX века. Инв № МИ 20557. Поступление: из Большого дворца в Ливадии (Крым), 1929г.

272. Цит. по кн. Цесаревич.» С. 144, 145.

273. Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. M., 1991. С. 37.

274. Николай II. Дневники.С. 43994 П. Жильяр. С. 50

275. Основой для написания раздела послужили экспонаты и материалы выставки «Детство в царском доме: OTMA и Алексей» (ГИМ, 2000 г.)

276. Кучмаева И.К., Расторгуев В.Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. M., 2004. с. 77.

277. И.Э. Бабель. Избранное. С. 222 — 223.

278. Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Башк. пед. ин-т. — Уфа, 1997

279. Мосолов A.A. При дворе последнего российского императора. — Последние новости, 1934 Париж. С 43

280. Орехов Д. Подвиг царской семьи. С.60102 там же.103

281. Платонов O.A. Терновый венец России.//Николай II в секретной переписке. М.1993. с.3621. Прадшкшие

282. Его Нхаервгорехов всдвтесгхо, Гое/jipt Hxaeparúpi НИКОЛАЙ АЛЕКС АН ДРОВ ЙЧЪ Саиохержах Ве*рое-fiíciil, родидея tx 1965 году, б ni (язоимиети в деахбра).

283. Алфмлёшйл Роялплммица ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

284. Ел H*e€v*Topítoe В-ивчестхо, Государи ал Ихаервтраха Mlfia ЭЖОДОРОВНА. родадвеь и 1847 г., 14 доабр» (тем-ахеаатстм 22 i»ui); гь еухружеетх* n Нхоераторохъ A.TK

285. ВСАЛДРОМЪ Ш fn Боа» сачил. 20 охтлбр* 1894 г).

286. Апустпйшил Су*ру™ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

287. Еа Их в врат орехов Ведхчветво, Госуирцц Нияератрвхх АЛЖКСАЛДРА бКОДОРОВНА, родхдхеь ах 1872 г., 1 j ааа (трммиеаатгтво 23 аврХдя); п сузруметгЬ ех 14 воабра 1831 г.

288. Ел» Яхэераторехоа Высочество, Васд-Ьдавах Цвсарсаахх » lí’jtriuB Квахь Аджжгъ& Нижодджвнч*ь. poi. rv 1904 гф| 30 1ыа (тевовв. 5 оатабра).

289. АмстгшипА Jontpu ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА:

290. Еа Иаператореаоа Высочестм, Guiui enui ОЛЬГА Ни колаЛ ВИД, род. n 1695 г., 3 «ибрл (ттаовх. 21 i»ixj;

291. Еа йхаерапзрех» Еисочлстю, Вилмл Fauui Та ti АН А Ннцолаквн а, род. П 189* гч 29 ш (таи. L 2 i я Паря);

292. Еа Итераторе кое Ныеочестю, fkiiui Каажвх МаРГЯ Никол 4 шва а, ред. л 1899 r.t 14 ía>xa (t»o»n. 22

293. Кл Ивператорехов Внсочестм, Ваш вал Kaiab* AhaCTaCLí ННЖОЛАХВИА, роА n 1901 Г.( 5 1в>аа (геэов*. 22 дскхбра),

294. АмстгьйыЫ Врат* ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА,

295. В го Ихвсрагорсхоа Высочество, Ведав! 2 Кшь МЯХАНЛЪ АллесаЯДРОВНТЬ, род* вх 1878 г., 22 водбрх {темах. 32 вояб.). ¿rycnmtfuiw Сеетрт ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА:

296. Ел ¡i*Dfp*n>pcíoe Cucofitno, ВепгхАя Кавгяса KcilílH1. Алжесалдровиа (au aajía);

297. El Шгпграторсхоа Виеочестм, №лш Кипи МAPI* Павловна, род, n 1654 г., з ш (гемм, 22 1юда), Ош»*\ супрудьсетхк сх Его Няаервторсха»ъ Бисочвгтюг», Ведааагь Каяжгь ВДАДЮСГГОЮ Алжксандровичжхгъ (f i 1909 Г.).>» нел (h*mu

298. Его Hinfpeiopct» Ниеочестю, БслжИ Ríaj». Борись Вл а-AHJdPOBSTTBt 1″!. л 1877 г., 12 ioj6pa (твои, 2 мая);

299. Его Идвератсрск* Ввеоч»сгют BeJuifl Ккждь АНДРН# Вл А-Джтгопжчъ, Í&M-п 1879 г., 2 ш (ттоям, 30 яолбр!);

300. Ее Ихверяторсдоа Нисочесгхо, B»jdux Квхгяая Ел КН А Вл АДНМГРОВНД. рОА tli 1882 f., 17 «VMpa (теэоаи. 21 х**>; п cyopf»írrx4 л 15 Август* 1902 г, л Его Еоромжижг Оисо-тастхоп, KopoifiiTürt Гречтемж* НИНОЛАКМЪ ГХОРГГЖ-ШЛЧЯЫЪ.

301. El Нхдерхторско* Вигсочгстхо, Btiiui Huíiii Елнсалвта бдодоговол, рОА л 1864 r,t 20 оггжбрд Ь «XTj|6pj)íбшд л суиргтгстх* с\ Его Hxofpeíopcixrv Впсочесгмп, Вгдх-СХХ% Ехааигъ СКРПХКЪ АЛИСАНДРОВНОТГЬ (f 4 ф»аршя1905 г#)ф

302. Его Нхперхторсяо» Виоочоспо, HejajuB Кка>ь Павалт» AjlbscаНДровн тъ^ poi. i* 1860 г., 21 сегпгбрл (?по»х. 29 ‘¡яг\ п суарзгмспI сг Ед Наогрлторсжт. Нвсочктаохг, Вгдакою iiainiru Александрою Гюорхтхвяовэ (f 12 сехтд-бра 1891 г.). У нпо únmu?

303. Его Йяператорсао» Высочостю, BciaaiB сгожаь Диинтрг4 НАВЛОВИЧЪ, род, п 1891 г,, 6 cerraópa (тпопа, 21 се»табра |*

304. Ел Иинерлгйрс*» Височжтао. Bfjnna anima я Мар1Я Павловна. Млдпаи, роа гь 1390 r, 6aaptia (темах. 22 fmx).

305. Etú Нсэер»Терехов Biieowcrao, BeixxiÜ Кааль НнкОЛа! К0НСТАНТ1ГН0Ва^ГЬт род. «> 1850 г.( 2 ф4″риж (тяо<«, б д»ххбрх).

306. Еа Иаасраторсаов Вусоштао| Beiaaaa Бахгахх ЕЛНСАВХТА МавРНдгявHAt род. хч 1865 г., 13 хаххра (тема*. 5 огх-тхйра) бшх iv cjappaeorH с\ Его Ихператорсахиъ Вцеочсстм^ь Випахаг Кваэеп Яохстххтовоа* KoirrxxTxaoaavirb (f 2 Ixrnx 1915 т.). У нея Мти:

307. Ero HxaeptTopeio* Ввсопвстхо, EtiaiJH Rtin НЯКОДАЙ ! НнКОЛАВВИТЬ. род. ХЪ 1836 Л, 6 йоабрд (гсаоха. 27 (i)Ja}; Cjop)ra Его, Еа Я м ас р* торс ко» Buíoierr», B»jaa*a Ivaaraai ‘ AhactaCLí НКЖОЛАВВИА. род, п 1867 г., 23 дгвабра {даям. 22 декабря).

308. Его Иввериторехм Ныеочктю, titixatl Квахь Николай Михаил о внч-ъ, роА П 1859 г., 14 aoptia (темах. 6 деххбрх^.

309. Ел Иапгряторехма Вскочеттм, ВелвхШ Квадь МИХАИЛА Михаилов а чъ, роа ах 1861 г., 4 охтхбрх (ibmbx. 8 воабра).

310. В* ^тлружестхХ, сх 9 >ярия 1914 года сх Клах»»х Юсуаомпгь^Гра^овх Суквроковыххч>л»тоах

311. Соотавдсво въ Гд&ввохъ Уиравлеа1а по д1>дахгь печати, по 2 1юи* 1916 года.

312. Тхаограф1я MiiBircrepcTxa Ивутргаиигъ Jíja

313. ЦИАМ.Ф. 17. он. 97. д. 803. л. 1.глрф ф 6401. А. Пазетти

314. Николай И, Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна. 1896

315. ГАРФ. Ф.673, оп.1, д.165, л.1 На фотографии автографы, сделанные предположительно летом 1917: Александры Федоровны: «Мама 1896»; Николая II: «Папа»; великой княжны Ольги Николаевны: «Ольга».

316. Л.С. Левицкий Портрет императрицы Александры Федоровны и великой княжны Ольги Николаевны. Санкт-Петербург, 1896. ГИМ. Инв.№ 95171 / ИУ1 1830

318. ГИМ Инв. № 95171 / ИУ1 7867

320. В.Л. Серов. Портрет императора Николая 11. 1900 Холст, маело. 71 х 58,8 ГТГ. Инв.№ 1529

321. Л.В. Маковский Портрет императрицы Александры Федоровны, 1914. Холст, масло. 11,5 х 74,8 ГИМ. Инв. № 65858 / И1 — 39621. В,К. Штемберг

322. Портрет великой княгини Ольги Александровны (сестры императора Николая II)

323. Холст, масло. 141 х 91 ГИМ. Инв. № 92496 / Ш 44781. Ф.И. Рерберг11ортрст великой княгини Елизаветы Федоровны. Начало 1900-х. Холст, масло. 105 х 86 (овал) I ‘ИМ. Инв. № 68257 / И1 3963

324. Неизвестный фотограф. Великие княжны Ольга, Татьяна и Анастасия с нянями во время прогулки. Ливадия, 1900

325. ГИМ. Инв№ 95171 / ИУ1 37853

327. Великие княжны Ольга и Татьяна к игрушечных санях. 1900. ГАРФ. ф. 640. оп. 1 д. 371. л. 241. В. Ясвоин

328. Императрица Александра Федоровна с великими княжнами Ольгой, Марией и Татьяной. 1901.

329. ГАРФ. ф. 640. оп. 1 д. 371. л. 18

330. Императрица Александра Федоровна с великой княжной Анастасией Николаевной 1901. Внизу автограф Александры Федоровны: a Alix. 1901″ ГЛРФ. Ф. 640иге 1).Ч11-/м Iк и’1 ^ Н кг-‘! лк г 1 и РКМВН * I —-» •да А1

331. V \ К А 11 И Е Л Я. Р . Я К11 ЛЕЛНЧКСТИД

332. Г.ОЕШПШ НМНЕРАТРЙЦЬ ШШРЫ ОДВДЫ.к1. С -ПЕТЛ РВУРГТд.а.

Классный час из курса лекций «Нравственность – сила нации» Фонда «За Нравственность!»

Педагогами-волонтёрами Фонда «За Нравственность!» разработан Курс лекций «Нравственность – сила нации», который содержит лекции, посвящённые последнему русскому царю и его семье. Эти лекции призваны восстановить истину о жизни царской семьи и достижениях Российского государства в период царствования Николая II. В них приведено множество исторических фактов и статистических данных с указанием на источники.

С благодарностью и с разрешения Фонда «За Нравственность!» предлагаем вашему вниманию лекцию для проведения классного часа в 7-8 классах.

Это уникальный материал для педагогов, лекторов и неравнодушных родителей.

Автор – Г.Л. Павлова

Материалы можно использовать для лекций в 4-5-6-х классах, адаптировав для данного возраста.

Посмотреть список источников

Скрыть список источников

Литература:

1. Боханов. А. В. Любовь без границ. Святая Царица. – URL: http://­fondiv­.ru/­articles/­2/­108.

2. Боханов. А. В. Николай II. – М.: Вече, 2008. – (Императорская Россия в лицах).

3. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дарите любовь. – Изд-во: Русскiй Паломникъ, 2011. – URL: http://­www.­radost-brest­.com/­libruary/­poleznoe/­darite­_lubov.pdf.

4. Ден Ю.А. Подлинная царица. – М.: Вече, 2009.

5. Жильяр П. Император Николай II и его семья. – URL: https://­www.­litmir.­me/br/­?b=­115267­&p=1.

6. Монахиня Нектария (Мак Лиз). Дивный Свет. Императрица А.Ф. Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – URL: http://­www.­fb2mobile.­ru/­other/­divnyy-svet/.

7. Покаяние спасет Россию. О царской семье // авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2013.

Скрыть список источников

Чистота помыслов и чистота души

В гостях у императорской семьи

Цель: сформировать у школьников представление о высоких нравственных идеалах, которые воплотила в своей жизни семья императора Николая II.

Задачи:

  • познакомить школьников с примером счастливой семьи императора Николая II, основанной на любви, заботе и взаимопонимании;
  • дать представление о принципах воспитания детей в царской семье;
  • показать качества и поведение членов семьи в различных жизненных ситуациях;
  • дать понятие о нравственных идеалах, необходимых человеку.