Царский период

1.1. Подлинное значение слов «Москва — Третий Рим»

Одним из малопонятных мест, так сказать, «белых пятен» скалигеровско-романовской версии русской истории является знаменитое средневековое выражение «Москва — Третий Рим».

Сегодня многие думают, что эти слова отражали не более, чем НАДЕЖДЫ московских великих князей на мировое возвышение Москвы. Слово РИМ в Средние века означало только одно — СТОЛИЦУ МИРОВОЙ ИМПЕРИИ. С точки зрения романовской версии русской истории величание средневековой Москвы ТРЕТЬИМ РИМОМ выглядит как неумеренное и даже смешное хвастовство.

Но с точки зрения нашей реконструкции все объясняется просто. Именно в то время, когда вошло в обиход крылатое выражение «Москва — Третий Рим», город МОСКВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАНОВИТСЯ ОЧЕРЕДНОЙ СТОЛИЦЕЙ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ. То есть — ТРЕТЬИМ РИМОМ.

Напомним, что согласно новой хронологии, во времена, предшествующие эпохе Ивана IV «Грозного» — отражением которой при 100-летнем сдвиге является эпоха Ивана III Грозного — столица Великой Русской Империи была еще в Ярославле и Владимире. То есть, на Ярославовом дворище Великого Новгорода и в городе «Владеющем Миром». Во Владимире и Суздале располагалась, по-видимому, царская ставка, недоступная для посторонних лиц, а в Ярославле — двор наместников Великого Новгорода и большинство служб управления Империей.

Считается, что выражение «Москва — Третий Рим» появилась в конце XV века, в эпоху Ивана III. Оно упоминается, например, в изложении пасхалии, составленном митрополитом Зосимой в 1492 году , с. 132.

Считается, что наиболее четко соответствующая мысль была выражена в послании старца Филофея великому князю Василию III в XVI веке. «В послании Василию III Ивановичу, написанном около 1514–1521 гг., изложена… еще не обработанная в литературном и философском смысле идея «Москва — Третий Рим»» , с. 732.

Историки связывают возникновение мысли о том, что Москва — Третий Рим, с событиями 1453 и 1480 годов. В частности, с тем, что в 1453 году османами был взят Константинополь, он же «Второй Рим». Как мы теперь начинаем понимать, это был совместный РУССКО-ОСМАНСКИЙ или еще можно сказать — РУССКО-АТАМАНСКИЙ захват столицы Византии.

Но если был Третий и Второй Рим, значит, был и Первый. Чтобы читатель не запутался в таком количестве Римов, дадим необходимые пояснения.

«Первым Римом» историки считают город Рим в Италии. Однако как следует из Новой хронологии, итальянский город Рим был основан не ранее XIV века и реально никогда не был столицей мировой Империи.

Здесь мы существенно расходимся с историками. Согласно нашим исследованиям, еще задолго до основания Рима в Италии, существовал Древний Рим XI–XII веков. Им был и поныне существующий, но уже давно заброшенный город Ерос, расположенный на азиатском берегу Босфора, вблизи его впадения в Черное море, примерно в 30 километрах от Стамбула-Константинополя. См. нашу книгу «Забытый Иерусалим». Здесь была столица Древней Ромеи. Здесь в 1185 году был распят Христос. Другие знаменитые названия этого рода — Троя и Иерусалим. Город пал в 1204 году во время Троянской войны, она же Крестовый поход 1204 года, см. нашу книгу «Начало Ордынской Руси». Из горящей столицы тогда бежал представитель старой царской династии Эней-Рюрик. Он прибыл на Русь, откуда происходила часть его предков, и основал там другой Рим — Владимиро-Суздальскую Русь. Именно из нее в XIV веке и вышло Великое = «Монгольское» завоевание, возглавляемое потомками Энея-Рюрика. Поэтому впоследствии именно этот Рим — Великий Новгород, Владимиро-Суздальскую Русь — и стали называть ПЕРВЫМ РИМОМ. В Италию его ошибочно поместили позднейшие историки XVII века. Придумавшие — в угоду своим новым господам — сказку о том, что Эней прибыл из разрушенной Трои якобы в Италию.

Далее события развивались, согласно нашей реконструкции, следующим образом. Примерно через 50–60 лет после успешного завершения Великого = «Монгольского» завоевания, во второй половине XIV века, в Империи начинается крупнейшая смута. Она заканчивается великой Куликовской битвой и принятием апостольского христианства как господствующего государственного вероучения. Апостольское христианство заменило собой прежнее «царское» или «родовое» христианство, объявленное впоследствии «язычеством». Как раз в это время на Руси были изобретены первые пушки — вначале еще деревянные — и порох. Их изобрел святой Сергий Радонежский в Троице-Сергиевом монастыре и предоставил свое изобретение в распоряжение Дмитрия Донского. Великий князь Дмитрий Донской, он же римский император Константин Великий, разгромив с помощью пушек своих противников и утвердив апостольское христианство в Империи, решил перенести столицу поближе к Древнему Риму на Босфоре. По-видимому, им, среди прочего, двигала мысль перенести столицу поближе священному месту, где когда-то распяли Христа. Однако новая столица была построена не совсем на прежнем месте. За протекшие века многое изменилось. Расположение Древнего Рима = Трои = Иерусалима уже не отвечало требованиям времени. Дмитрий Донской — Константин Великий построил свою новую столицу — город Константинополь на новом месте, примерно в 30 километрах от Древнего Рима = Иерусалима = Трои. Так возник ВТОРОЙ РИМ, он же Константинополь. Туда переехал царский двор из Владимиро-Суздальской Руси. Там обосновались прямые потомки Дмитрия Донского, они же византийские императоры Палеологи XV века. Имя «Палеолог» означает, кстати «ведающий древность», «древний». Это был действительно древний царский род, ведущий свое происхождение от Энея-Рюрика. К тому же, они действительно вернулись на древнее место, где правили их далекие предки. Отсюда, вероятно, и появилось такое имя.

Владимиро-Суздальская Русь, Первый Рим, на некоторое время заняла подчиненное положение по отношению ко Второму Риму — Константинополю.

Однако продолжалось так недолго. Уже при первом наследнике Дмитрия Донского, Русь отказалась подчиняться Константинополю. Более того, русские войска под предводительством Тимура выступили в поход и нанесли сокрушительное поражение своим собратьям, обосновавшимся во Втором Риме. Затем победители ушли обратно на Русь, оставив Палеологов на некоторое время в покое и предоставив им возможность царствовать у себя, не вмешиваясь в русские дела. Но и это продолжалось недолго. Через 30–40 лет отношения между Русью и Константинополем окончательно испортились. Это совпало по времени с началом второй волны завоевания, исходящего из Руси — османско-атаманским завоеванием. В 1453 году Константинополь был взят османами, то есть русскими, и в Империи возникло 2 центра: Русь-Орда и Османия-Атамания.

При этом на Руси произошли довольно существенные перемены и, в частности, сменилась правящая династия.

Новые цари Руси-Орды, принадлежавшие к победившему «османскому движению», достаточно прохладно относились ушедшему в прошлое Первому Риму (тоже русскому). Они ощущали себя государями новой Империи, нового Третьего Рима. Во второй половине XVI века начинается грандиозное строительство очередной русской столицы — а также столицы мира — города Москвы. Совершенно естественно, что Москву стали называть ТРЕТЬИМ РИМОМ.

Такова наша реконструкция. Подробности см. в наших книгах «Царь Славян», «Начало Ордынской Руси» и «Крещение Руси». А вот как все это выглядит в искаженном зеркале романовско-миллеровской версии русской истории.

Считается, что в 1480 году московский великий князь стал САМОДЕРЖЦЕМ. Историки рассматривают это как конец «татарского ига». Но на самом деле это был конец сравнительно короткого периода, примерно в 30 лет, когда Русь-Орда признавала — может быть лишь номинально — первенство главы «османского движения», султана Магомета II Завоевателя. Взявшего в 1453 году Константинополь и сделавшего его своей столицей. Как мы уже объяснили, Магомет II пришел из Руси и был русским князем или ханом. Но как только в 1481 году великий султан Магомет II умирает, Москва тут же отказывается признавать за его наследниками право первенства — даже чисто символического. Отметим, что первоначально словом МОСКВА обозначалась, по-видимому, вся Русь-Орда. Как мы уже говорили, город Москва был построен и стал столицей Империи лишь с XVI века, то есть столетием позже. А именно — при Иване IV «Грозном», фантомным отражением которого при столетнем сдвиге вниз является Иван III «Грозный». См. подробности в наших книгах «Библейская Русь» и «Москва в свете Новой хронологии».

Р.Г. Скрынников пишет: «Люди средневековья представляли МИРОВУЮ политическую систему в виде СТРОГОЙ ИЕРАРХИИ… Центром вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи… Теория «Москва — Третий Рим», согласно которой МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ ВЫСТУПАЛИ ПРЯМЫМИ ПРЕЕМНИКАМИ ВЛАСТИТЕЛЕЙ «ВТОРОГО РИМА» — ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРИИ» , с. 22–23.

Считается, что в эпоху Ивана III на Руси появляется знаменитая ШАПКА МОНОМАХА. Р.Г. Скрынников сообщает: «По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда (напомним: все «неудобные» средневековые свидетельства сегодня обычно называются легендами — Авт.). Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин, на самом деле давно умерший, отдал внуку порфиру со своей головы… От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям» , с. 24.

Считается, что византийского императора Константина звали МОНОМАХ, так же, как и его внука русского князя Владимира Мономаха. Таким образом, согласно официальной русской точке зрения XVI века, ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА перешел на Русь во времена Владимира Мономаха. Который, согласно той же официальной точке зрения, считался родоначальником МОСКОВСКИХ ЦАРЕЙ. Согласно обнаруженному нами 400-летнему сдвигу в русской истории, Владимир Мономах является отражением великого князя Василия III из XVI века. Итак, знаменитая византийская шапка Мономаха оказывается на Руси в XVI веке. Именно тогда, когда и возникает теория «Москва — Третий Рим». Все становится на свои места.

Крайне любопытно, что, по свидетельству современников, шапка Мономаха, несмотря на то, что принадлежала византийским императорам, «была СКРОЕНА ПО ТАТАРСКОМУ ОБРАЗЦУ» , с. 24. СОГЛАСНО НАШЕЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ. По-видимому, так называемый «татарский» стиль и был старо-византийским «античным» стилем. Потом об этом было забыто, и сегодня старо-византийский стиль представляют себе по-другому. Без татар.

Любопытно обратиться теперь к первоисточнику и посмотреть — в чем же заключается якобы «философски необработанная идея» о Москве как о Третьем Риме.

Оказывается, что философия тут совершенно ни при чем. Послание Филофея посвящено сугубо ПРАКТИЧЕСКИМ вопросам. Обсуждая их, он по ходу дела отмечает, как нечто общеизвестное: «И да весть ТВОЯ ДЕРЖАВА, благочестивый царю, яко ВСЯ ЦАРСТВА православныя христианския веры СНИДОШЕСЯ В ТВОЕ ЕДИНО ЦАРСТВО: ЕДИН ТЫ ВО ВСЕЙ ПОДНЕБЕСНОЙ ХРИСТИАНОМ ЦАРЬ» , с. 436.

И далее: «Внемли, благочестивый царю, яко ВСЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦАРСТВА СНИДОШАСЬ В ТВОЕ ЕДИНО, ЯКО ДВА РИМА ПАДОША, А ТРЕТИЙ СТОИТ, А ЧЕТВЕРТОМУ НЕ БЫТИ» , с. 440.

Здесь Филофей вполне четко говорит об ОБЪЕДИНЕНИИ «ВСЕХ ХРИСТИАНСКИХ ЦАРСТВ» ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ. То есть — просто ЦАРЯ, так как ВАСИЛИЙ — это василевс, ЦАРЬ. Слово ВАСИЛИЙ превратилось в обычное имя позже.

Обратите внимание, что Филофей говорит об объединении всех христианских земель под властью русского царя как о чем-то СВЕРШИВШЕМСЯ и САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕМСЯ. Согласно нашей реконструкции здесь ВСЕ ПОНЯТНО. Речь идет о действительном ГЛАВЕНСТВЕ РУСИ-ОРДЫ во ВСЕМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ. Уже после раздела мира с Османией-Атаманией в конце XV века.

Современным комментаторам, конечно, очень не нравится такой тон послания Филофея. Подумав, они подыскали «подходящее объяснение». Как же, — сказали они, — лет за десять до того к Московскому княжеству был присоединен город Псков , с. 732. Вот, значит, и «сошлись все христианские царства под властью великого князя Василия»!

Кстати, слова «Москва — Третий Рим» повторяли в то время ОЧЕНЬ МНОГИЕ. Причем, как видно из Послания Филофея, имели в виду не некую «нашумевшую теорию» — как хотелось бы современным комментаторам , с. 732 — а реальную расстановку сил в мире.

Неужели все были настолько потрясены успешным присоединением Пскова к Московскому княжеству, что заговорили о Москве как о Третьем Риме? Мол, раз Псков — наш, то Москва, конечно — Третий Рим. И не просто Третий Рим, а ВЕЧНЫЙ РИМ, НАВСЕГДА СМЕНИВШИЙ ДВА ВЕЛИКИХ ПРЕЖНИХ РИМА. Одновременно с тем — как сообщает игумен Макарий (Веретенников) — в Иосифо-Волоколамском монастыре был создан «Хронограф», по замыслу которого весь мировой исторический процесс сводился к Московской Руси .

Позднее идея «Москва — Третий Рим» была подавлена Романовыми. В частности — во время раскола русской церкви при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне. Считается, что «именно старообрядцы сохранили и развили учение об особом историческом пути русского народа, «святой Руси», православного «Третьего Рима», и что в значительной степени благодаря им эти идеи снова, уже в прошлом и этом столетиях, заинтересовали русские умы» , с. 14. Известно, что первый и самый крупный очаг сопротивления романовско-никоновским реформам возник именно в Поволжье — т. е. как раз там, где до этого находилась Золотая Орда. Неудивительно — теперь мы понимаем, что именно Поволжье было старым центром «Монгольской», то есть средневековой Русской Империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

«Древний Рим: Царский период (753-510 гг. до н.э.)»

Царский период прежде всего связан с возникновением нового города, в будущем столицы целой империи, Рима. Существует несколько версий его возникновения, но самая распространенная – легенда о Ромуле и Реме, двух братьях, брошенных младенцами в реку Тибр, но оставшихся в живых. Впоследствии на том месте, где они были брошены, братья создали город. Долгая вражда по поводу того, кто будет управлять этим городом, привела к тому, что Ромул убил своего брата Рема и стал первым царем Рима, названного по его имени (итал. и лат. Roma ).

Считается, что Рим был основан в 753 г. до н.э. Время основания города Рима характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

древний рим царский период

Все полноправное население Рима — римский народ (populus romanus), делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на Народные собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат («сто отцов») — совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из 300 сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

  • правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей;
  • правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
  • правом на получение от рода помощи и защиты;
  • правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

Предание называет 7 царей, последовательно правивших Римом в VIII-VI вв.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, которые принадлежали к разным племенам — латинянам и этрускам. Шестой царь Сервий Туллий провел реформы: патрициев и плебеев поделил на разряды (по размеру имущества), так появился единый римский народ.

царский период

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Архитектура Рима: античный и средневековый Рим, эпоха ренессанса, новое время.

Почти три тысячелетия щедрой на события истории Римских земель с избытком обогатили город архитектурными творениями любой степени древности и значимости, любого стиля и направления зодчества. Начиная с остатков древних стен, арок и храмов и заканчивая сооружениями 20 века, например, зданием вокзала Термини. В Риме практически на каждом шагу можно насладиться архитектурной гармонией и изяществом воплощения художественных замыслов. Досконально разобраться в датах постройки многочисленных зданий отнюдь не просто — да и нужна ли, в конце концов, здесь энциклопедическая точность; ведь в Риме чаще чувствуешь сердцем, чем оперируешь точными цифрами. Однако, отличить древнеримский храм от христианской базилики под силу даже самому плохо подкованному в мировой истории туристу: там языческая роскошь портиков, колонн и проходов, здесь — аскетичная простота линий и акцент на духовном в ущерб телесному. Вообще, историческую застройку Вечного города можно поделить на несколько обширных временных групп: античные здания, эпоха средневековья, сооружения Ренессанса и архитектуру Нового времени.

1/1
  • Барочный мост у крепости Сант-Анджело, РимЕлена Смирнова
  • Архитектурные достопримечательности РимаЛариса Чернявская
  • Вид на древнюю Священную дорогу, Рим, Италия

Античность

Памятники античной архитектуры — едва ли не главная причина притяжения интернациональных групп туристов, ежегодно буквально штурмом берущих римские достопримечательности. Палатинский холм — место возникновения Рима как города — самое большое их сосредоточение на единицу площади. Римский Форум и Колизей, термы Каракаллы, цирки и амфитеатры, языческие алтари Сатурна и Вулкана, арки Септимия Севера и Константина, многочисленные храмы и руины жилых кварталов с чудесными мозаиками — вот лишь малая часть архитектуры античного Рима. Поклонники христианской античности придут в воодушевление от посещения церквей Санта-Констанца и Сан-Клементе, а также подземелий храма Святой Агнессы, в которых укрывались от императорских преследований первые адепты новой религии.

отмена

  • великолепно
    Рим, Piazza del Colosseo, 1

    самое-самоемузейная картаюнеско

    Колизей в Риме

    великолепно
    Рим, Piazza del Colosseo, 1

    Символ Рима и Италии в целом, римский Колизей получил своё нынешнее название из-за установленной перед ним статуи безумца Нерона, первоначально же он был известен как Амфитеатр Флавиев. Построенный в 1 веке, амфитеатр стал самым большим сооружением для массовых развлечений на территории всей Римской Империи.

  • великолепно
    Рим, Via della Salaria Vecchia, 5/6

    самое-самоемузейная картаюнеско

    Римский форум

    великолепно
    Рим, Via della Salaria Vecchia, 5/6

    Римский форум — когда-то центральный рынок, а теперь площадь, занимающая центр древней части города. Он являлся средоточием общественной и политической жизни римских граждан. Именно отсюда и берёт свое начало нынешнее значение слова «форум».

  • Рим, Via delle Terme di Caracalla, 52

    самое-самое

    Термы Каракаллы

    Рим, Via delle Terme di Caracalla, 52

    Баня, явление для нашего человека вовсе даже не чуждое, была весьма популярной и в Древнем Риме. Однако назвались древнеримские бани-сауны иначе — термы. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы.

Средневековье

Не слишком радостное Средневековье не только ощутимо подпортило облик Вечного города во время вандальских нашествий, но и оставило некоторое количество архитектурных достопримечательностей. К числу самых известных относится замок Сант-Анджело на западном берегу Тибра. Феодальные башенки, бойницы и залы с высокими тёмными потолками в сочетании с массивными зубцами в буквальном смысле непробиваемых крепостных стен дают неплохое представление о неспокойной жизни в ту эпоху. Стоит посетить также церковь Санта-Мария-сопра-Минерва: её фасад хоть и был реставрирован в 19 веке, однако изначальный средневековый стиль был тщательно сохранён. Зайдите и в церковь Санта-Мария-дель-Анима, построенную в конце 14 века для нужд пилигримов в Риме.

  • великолепно
    Рим, Lungotevere Castello, 50

    Замок Святого Ангела

    великолепно
    Рим, Lungotevere Castello, 50

    Началось строительство замка святого Ангела в Риме в 135 году. За почти двухтысячелетнюю историю он неоднократно перестраивался и функционировал не только в качестве замка, но также был гробницей, резиденцией пап, хранилищем, тюрьмой.

Ренессанс

Значительная доля зданий, которые сегодня можно увидеть в Риме, относится к эпохе Ренессанса — возрождения классических канонов гармонии после мрачных Средних веков. Кстати, удобным радиальным расположением улиц Рим обязан именно градостроителям Ренессанса. Среди зданий этой эпохи выделяется архитектурная доминанта Рима — Собор Святого Петра и Сикстинская капелла, а также множество второстепенных церквей и храмов. Обратите внимание на возносящиеся ввысь стройные купола ренессансных зданий: на некоторые из них (например, на самую высокую точку Рима — купол Собора Святого Петра) можно подняться и таким образом окинуть взглядом с высоты птичьего полёта не только Рим исторический, но и богатое убранство интерьера собора. Ну а под занавес Ренессанса в Риме пышным цветом расцветает барокко, со всеми его вычурными барельефами, пухлыми мраморными Купидонами и тропической гипсовой растительностью. За барочными впечатлениями отправляйтесь на Пьяцца Навона с тремя её роскошными фонтанами, а также не оставьте незамеченной колоннаду Собора Святого Петра.

отмена

  • великолепно
    Рим, Piazza San Pietro

    самое-самоеюнеско

    Собор Святого Петра в Риме

    великолепно
    Рим, Piazza San Pietro

    Сердце Ватикана и всего католического мира, собор Святого Петра — одна из главных достопримечательностей Рима. Здесь можно обозреть древний Рим с высоты птичьего полёта, полюбоваться интерьером собора с маковки купола, отстоять мессу и даже получить благословение понтифика.

Новое время

Здания эпохи Нового времени в Риме также многочисленны, во многом благодаря строительству в период итальянского фашизма и властвования Муссолини. В рамках возрождения идеи о великом Риме и великих римлянах сооружения этого времени получились напыщенными, помпезными, тяжеловесными и строгими. В основном они сосредоточены на западном берегу реки Тибр и в районе Прати. Одним из образцов архитектуры начала 20 века является Дворец Правосудия. Однако среди громоздких новоимперских зданий попадаются и истинные шедевры, например, модернистское здание вокзала Термини, законченное в 1950 году, с фасадом из травертина и металлическими вставками-панно, символ современного динамичного Рима.

Вопрос 2. Особенности Римского государства в эпоху правления царей

Ускоренному развитию Римской государственности способствовали высококультурные этруски. Они создали 3 союза из 12 городов-государств, имевших полную автономию во внутренних делах и объединявшихся в случае военной опасности. Политической властью в городах обладали цари (с VI в. до н.э. – выборные должностные лица). Верхушкой этрусского общества была военно-жреческая знать. Расцвет этрусских городов Тарквинии, Цэре, Вейи, Ветулония, Популония и других пришелся на VI в. до н.э. В дальнейшем в результате вторжения на земли этрусков греков, латин, кельтов они потеряли свое влияние. В I в. до н.э. этрусский язык был вытеснен латинским и полностью забыт.

Рис. 38. Италия VIII – VI вв. д. н. э.

Именно в VI в. до н. э. в Риме правили цари из этрусской династии. Легенда рассказывает, как произошло рождение Рима. После поражения Трои в Италию, в устье Тибра, прибыл троянский герой Эней и женился на Лавинии – дочери Латина, царя италиков, которых победил в войне. Спустя многие годы их потомки – братья-близнецы Ромул и Рэм основали в Лации (область в Средней Италии) на левом берегу реки Тибр город Рим (Roma). 21 апреля 753 г. до н. э. – дата основания Рима. Ромул (753—716 гг. до н. э.) – легендарный основатель и первый царь Рима. Затем правили еще 6 царей и последним был этруск Тарквиний Гордый (534—510 гг. до н.э.).

Рис. 39. Древний Рим

Рис. 40. Форум Романум

Рис. 41. Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. Капитолийские музеи, Рим

Именно в царский период благодаря влиянию этрусков произошло формирование основ римской государственности, социально-политической структуры римского общества. Была образована римская гражданская община (civitas) – полис граждан с античной формой собственности, заложены основы римской военной организации. Рим стал преобладающим поселением целой области.

Как происходили изменений в жизни римлян? Поселения латинян, сабинян и этрусков располагались на холмах. Они носят названия Палатин, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал, Капитолий, Яникул, Целий. Люди жили скромно, быт был простой. Хижины – круглые или прямоугольные в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. В низинах пасли скот. В окружающих рощах находились святилища божеств, которым общинники поклонялись. Поселки постепенно расширялись, объединялись между собой. Объединенная община римлян была обычным поселением Лация и входила в союз 30 городов.

Жители будущего вечного города делились на роды. Основа рода – коллективная собственность на общинную землю (ager publicus). Первоначально было 100 родов, потом, при этрусках – 300. Они представляли территориальные общины со своим религиозным культом. В род входили большие отцовские семьи (familia), включавшие 3—4 поколения потомков главы семьи. 10 фамилий объединялись в курию (союз мужчин-воинов). 10 курий объединялись в трибу. Триба – первоначально племя, затем – территориальные избирательные округа.

Народ Рима делился на 3 трибы, на базе которых формировалось всадническое войско и на 30 курий, выставлявших пешее войско.

Среди важнейших групп римской общины царского периода выделялись патриции, плебеи, клиенты. Рабы были редким явлением.

Патриции – первоначально старшие главы семей, затем полноправные граждане Рима.

Плебеи – переселенцы, не имевшие гражданских прав в римской общине.

Клиенты – несвободные обедневшие члены родов, искавшие покровительства у богатых и знатных.

Важнейшими органами политической власти являлись народные собрания – комиции, собиравшиеся по куриям (куриатные комиции), Сенат, где сначала 100, а потом 300 старейшин, отцов семейств, представляли роды, и царь. Царь избирался по рекомендации Сената на народных собраниях. Он обладал военными, судебными и религиозными функциями.

Комиции – народные собрания римских граждан.

В римском обществе быстро росло имущественное и социальное неравенство. Так как плебеи не могли быть допущены к участию в военных действиях, а значит увеличивать распределенный им участок земли, то они занимались помимо земледелия ремеслом и торговлей. В среде плебеев тем самым укреплялись отношения частной собственности. Однако богатые и бедные плебеи были бесправны.

Некоторое изменения их положения произошло во время правления царя Сервия Туллия (578—534 гг. до н.э.). Он осуществил реформы и разделил всё мужское население на 6 имущественных разрядов (цензовый принцип деления общества). Каждый разряд выставлял определенное количество войсковых единиц (центурий). Так, самый богатый 1 разряд формировал 98 центурий, а самый бедный, шестой, – 1 центурию. Каждая центурия имела 1 голос при выборах в органы власти. Из этого порядка формирования войска вырос новый вид народных собраний – центуриатные комиции, которые оттеснили куриатные. Плебеи были включены в состав народного ополчения и получили право проливать кровь за Рим. Так возникло общее войско. Плебеи стали членами гражданской общины, но других прав не обрели.

Благодаря реформам Сервия Туллия вся римская территория была поделена на округа, трибы. Их насчитывалось 21 (4 городских и 17 сельских), где проживали родовые и соседские общины.

При последних правителях резко усилилась царская власть. Властелин овладевал троном без избрания, опираясь на собственные вооруженные отряды. Правитель носил золотую корону, имитирующую венок из дубовых листьев, сидел на троне, украшенном слоновой костью, держал в руках скипетр с орлом. Его пурпурная туника была расшита золотом, а плащ расписан. Выход царя сопровождали ликторы, которые шли впереди правителя, неся в руках фасции – пучки розг с воткнутым в них боевым топором. Вся эта атрибутика восходила к этрусским традициям.

Царь Тарквиний Гордый вообще устранил от власти Сенат, и, хотя он привлекал к себе силы плебеев, всячески поощрял заморскую торговлю и даже заключил первый торговый договор с Карфагеном, аристократия в ходе заговора в 510 г. до н. э. изгнала его из Рима. Так закончился период царского правления, и началась история республиканского Рима.

Римский полис вступил в новую эру, имея прочные основы государственности, военной организации, укрепленный духовно идеей служения общине.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru