Царства Египта

3. Искусство Среднего царства (около 2100-1700 гг. до н. э.)

Среднее царство – период, в течение которого Египет снова возвысился, выйдя победителем из долгих и тяжких испытаний, и последовало возрождение всех искусств на орошенных священными водами берегах нильской долины. Этот период был классической порой письменности и нового расцвета изящных искусств на основе созданного в Древнем царстве. Высшей точки этот расцвет достиг при 12-й династии.

Наиболее сохранившиеся памятники в этот период – гробницы. Усыпальницами царей по-прежнему служат пирамидами, каковы, например, пирамиды Узертезена II в Иллагуне, Аменэм-чета II в Гаваре и исследованные Морганом пирамиды в Дашуре, сложенные из черного кирпича и облицованные большими глыбами белого известняка. Применение в уменьшенном виде мотива пирамид видно в небольших кирпичных пирамидах Абидоса, священного города мертвых Осириса, где в то время уже всякий состоятельный человек среднего сословия сооружал себе гробницу или, по меньшей мере, ставил для себя надгробный камень. Как правило, воздвигнутые на квадратном фундаменте, с погребальной камерой, крытой фальшивым сводом, оштукатуренные и раскрашенные, эти пирамиды имеют иной вид, чем гладкие большие царские пирамиды. Но владетельные князья и члены высшего сословия предпочитали хорониться в пещерах, высеченных в скалах на родной стороне. Самые известные из таких могильных пещер находятся в Бени-Хасане, в Берше, и в Сиуте, в Среднем Египте. Вся могила выдолблена в скале. Обычно она состоит из портика, архитрав входа в который поддерживают столбы или колонны, из поминального покоя, где иногда помещается ниша со статуей почившего, и из потайного склепа для саркофага, куда ведет шахтообразный ход. Для истории архитектуры имеют особенно важное значение пещерные усыпальницы Бени-Хасана, потому что на подпорах их портиков и поминальных покоев можно проследить дальнейшее развитие стиля египетских каменных построек. Прямые, четырехгранные колонны Древнего царства заменяются сначала 8-гранными (рис. 121, а), а потом – 16-гранными. Когда на 16 гранях вытесаны гладкие желоба (каннелюры), получается так называемая протодорическая колонна (б).

Рис. 121. Развитие египетской колонны в эпоху Среднего царства. По Перро и Шипье

Круглый плинт (база) и квадратная плита покрышки (абака) усиливают впечатление такой колонны, старательно высеченной из камня. Вместе с тем появляются уже составные колонны с капителями в виде нераскрывшихся цветков лотоса (в). Их стержень выполнен из четырех выпуклых стеблей, перехваченных обручами вверху, где из них выступает капитель, которая состоит также из четырех нераспустившихся бутонов лотоса, сначала расходящихся врозь, а затем суживающихся. Круглая база и четырехугольная плита абаки, на которой покоится архитрав, завершают колонну. Лотосовидные колонны с чашеобразными капителями в Среднем царстве – большая редкость. Борхардт нашел образец такой колонны в живописи одной из гробниц в Берше. Лилия, или капитель в виде распустившегося цветка, изображена на троне статуи Узертезена I, Берлинский музей. Колонны, составленные из нескольких стеблей папируса, с капителями в виде нераскрывшихся цветков появляются в среднем периоде довольно часто. Самое полное их развитие представляют каменные колонны храма при пирамиде в Гаваре. Капители в виде распустившихся цветков папируса встречаются в Среднем царстве, кроме небольшой каменной колонны с отчетливым 3-гранным стержнем из Кагуна, главным образом в изображениях на стенах гробниц. Первый классический пример пальмовидной колонны имеется в одной из гробниц в Берше. В развалинах храмов мы видели уже особого рода капитель, в которой с двух или четырех сторон изображена рельефом голова богини Гатор в огромном головном уборе и с острыми коровьими ушами.

Плоские изображения на стенах пещерных усыпальниц этого времени знакомят нас с жизнью и искусством долины Нила. В Бени-Хасане мы встречаем уже не только раскрашенные рельефы, но и настоящие стенные картины, не фрески, но живопись а tempera в самом широком смысле, краски которой, разведенные гуммитраганантовой водой, накладывались при помощи камышового стебелька или волосяной кисти. Содержание этих картин вообще сходно с сюжетами гробничных изображений Древнего царства, но к ним кое-где примешиваются рисунки, прославляющие деяния умершего: изображаются походы, битвы, осады крепостей, вперемежку с идиллическими сценами быта поселян, охотников и рыболовов или с милыми эпизодами жизни и занятий художников. Язык этих изображений остается вообще тот же, что и в Древнем царстве, хотя человеческие фигуры становятся несколько более стройными и рослыми, а повествование нагляднее и живее, чем прежде; позы менее принужденны, и в единичных случаях, сквозь традиционную неподвижность египетского искусства, как бы проглядывает стремление к более правильному и свободному размещению фигур. Наконец, и сельскохозяйственные орудия начинают играть заметную роль. Изображения садов со странным смешением планов и вертикальных проекций часто взяты, по-видимому, независимо от сюжета. Пальмы, плодовые деревья, виноградные лозы, кипарисы изображаются отчетливо и естественно.

Чисто орнаментальные мотивы в Среднем царстве становятся также более разнообразны; четырехлистник, вероятно, бывший геометрическим прототипом цветочной розетты, появляется и в отдельности, и в сплетениях. Но наибольшее развитие в этом отношении достигнуто лишь в Новом царстве.

Наравне с гробницами Среднего царства развалины храмов имеют благодаря новейшим раскопкам право на более значительное место в истории египетского искусства, нежели то, которое отводилось им доныне. В новом здании храма, воздвигнутого Сезуртезеном III в Бубатисе на фундаменте храма Древнего царства, найдены кроме колонн с двумя обращенными в разные стороны головами Гатор также лотосовидные гранитные колонны, состоящие не только из четырех, как в Бени-Хасане, но и из восьми связанных вместе стеблей и стольких же цветочных чашек каждая. В Абидосском храме Осириса, возобновленном при Узертезене I, сохранились еще развалины двора с четырехугольными колоннами и прислоненными к ним колоссальными фигурами красного гранита, из которых одна изображает самого царя (так называемая Осирисова колонна). Храм бога Ра в Гелиополе той же эпохи исчез с лица земли; но непоколебимо стоит еще один из гранитных обелисков, 20 метров высотой, воздвигнутых Узертезеном I перед входом в этот храм (рис. 122). Если не принимать в расчет малых надгробных обелисков Древнего царства (Берлинский музей), то можно сказать, что это самый древний из сохранившихся обелисков, древнейший образец тех отдельно стоящих четырехугольных, кверху немного суживающихся и завершающихся небольшой пирамидой столбов-памятников, которые, имея несомненно символическое значение, принадлежат к самым характерным изобретениям египетского искусства и составляли необходимую принадлежность египетских храмов. Сооружение легендарного здания Лабиринта, прославленного греческими историками, относят также к той же эпохе и приурочивают к царствованию Аменхотепа III. По-видимому, это был храм-гробница с бесчисленными дворами и залами, не имевший себе подобного в отношении великолепия отделки. Геродот говорил: «Я видел это сам, и оно не поддается никакому описанию».

Рис. 122. Гелиопольский обелиск близ Каира. С фотографии

Из сохранившихся скульптурных произведений Среднего царства должны быть поставлены на первый план статуи фараонов, обычно иссекавшиеся из черного или серого гранита или из диорита. Из твердых каменных пород предпочитались в то время уже не светлые и розовые, а темные. В статуях, как и в изображениях на плоскости, не заметно никакого успеха в отношении свободы мотивов движения, но, сообразно вкусу эпохи, является удлиненность пропорций. Плечи становятся еще шире прежнего; сравнительно с перетянутым станом шея делается тоньше и вытягивается, ноги удлиняются, мускулы обрисовываются слабее. Черты лица, сохраняя портретное сходство, к которому художники стремились и раньше, приближаются к одному, общеегипетскому идеалу красоты. Как бы то ни было, 12-я династия фараонов не отличалась красивой наружностью: выдающиеся скулы, покатый лоб, широкий рот придавали плоскому лицу тип вроде славянского, пожалуй, даже африканского, и безобразили даже идеализированные головы царских статуй. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в Берлинском музее на колоссальную статую из черного гранита, изображающую Узертезена I и происходящую из абидосского храма, и на черную гранитную статую Нофрит, супруги Узертезена II музей Гизы (рис. 123).

Рис. 123. Гранитная статуя Нофрит. С фотографии Бругша

Со времени исследований Борхардта изображением фараона Среднего царства оказывается также колоссальный сфинкс в Гизе, считавшийся дотоле важнейшим произведением египетской скульптуры, созданным для того, чтобы служить образцом на вечные времена (рис. 124). На львином теле, долго остававшемся засыпанным по плечи в песке пустыни, потом отрытом и снова занесенном песком, возвышается на расстоянии 20 метров от основания каменная голова царя, высеченная из целой скалы и обращенная лицом к востоку, с широко открытыми глазами и с вечной улыбкой на устах. Художники Аменемхета III вернулись к прежнему реализму; скульптурный тип династии этого фараона так точно воплотился в известных его головах, что долгое время считали статуи этого царя и львиного сфинкса с одной и той же головой делом рук чужестранцев, вероятно гиксов, державших Египет под своим игом между средним и новым периодами. Однако Голенищев доказал, что это головы Аменемхета III и что, как таковые, они должны считаться самыми типичными в ряду голов царей 12-й династии. Черный гранитный сфинкс с головой, особенно низко выступающей из могучей львиной гривы, и обломок такой же царской статуи серого гранита находятся в музее Гизы; подобные фигуры имеются и в других коллекциях. Зато в польщенной юношеской красе чисто египетского типа предстает перед нами обнаженная позолоченная, деревянная статуя царя Гора, привезенная в музей Гизы из Дашурской южной кирпичной пирамиды. В этой статуе выказалась вся лесть, с какой египетские художники сглаживали неприятные черты физиономий в портретах (рис. 125). К тому же роду произведений принадлежит хорошенькая маленькая деревянная фигура Метухотепа, Берлинский музей. Она лежала в гробу изображенного царя, на его мумии. Длинный плащ сделан из белого, а тело – из коричневого дерева. Волосы были окрашены в голубой цвет, а глаза – в натуральный. Далее надо упомянуть о вылощенных, улыбающихся, безжизненных колоссах 13-й династии, какова, например, находящаяся в Луврском музее, в Париже, статуя из розового гранита, изображающая царя Себекхотепа III сидящим на троне. Подобные произведения не имеют значения для изучающего историю развития египетского искусства и представляют лишь такие черты, которые были присущи ему во все времена.

Рис. 124. Сфинкс в Гизе. С фотографии Плюшова

Среди художественно-промышленных произведений Среднего царства заслуживают внимания изделия золотых дел мастеров, каков, например, роскошный убор принцессы Гатор-Сат (12-я династия), найденный Морганом в северной Дашурской пирамиде. В особенности замечательны покрытые красной, светло-голубой и темно-голубой эмалью золотые нагрудные таблички в виде храмиков легкой конструкции, представляющие искусную сквозную работу в чистом и богатом геральдическом стиле. Они принадлежат музею Гизы (рис. 126). От того же времени сохранились отдельные резные камни преимущественно в виде скарабеев (жуков). Эти камни вставлялись в кольца и служили печатями, подобно цилиндрам, употреблявшимся в Месопотамии уже при первых династиях египетской истории. Лувр владеет таким кольцом времен Аменемхета III; на вправленном в него сардониксе очень тонко вырезаны глубоким рельефом с одной стороны сидящий владелец кольца, а с другой – царь, повергающий своего врага на землю.

Рис. 125. Статуя царя Гора. По Моргану

Керамика. Гончары, давно использовавшие гончарный круг, по сравнению с древним периодом сделали значительные успехи. В особенности достойны внимания сосуды различной формы с геометрическими орнаментами, начертанными белой краской на красном фоне или красно-бурой на желтом или белом. Фигуры животных и людей, здесь и там прерывающие узор, едва можно распознать. Видно, что горшечники не вели никаких сношений с бенихасанскими живописцами. Наряду с этими сосудами имеют свою цену глазурованные горшки (так называемый египетский фарфор) по большей части бирюзового или лазоревого цвета. Из глазурованной глины изготовлялись также фигуры животных. Одна из таких фигур, хранящаяся в музее Гизы, представляет голубого бегемота среди болотных растений, окрашенных в черный цвет.

Картины, изображающие выдувальщиков стекла в одной из гробниц 12-й династии, доказывают, что стеклянное производство было в то время уже известно. Что касается столярных изделий, то должно заметить, что со времен 11-й династии начинают распространяться деревянные гробы и преимущественно внутренние оболочки мумий. Иногда они приспособляются к формам мумии так, что получается некоторое подобие человека, а иногда воспроизводят на своей крышке всю фигуру покойника, тщательно выполненную и роскошно иллюминированную разными красками. В таком же изобилии, как подобные гробы и оболочки мумий, в музеях имеются так называемые канопы – большие вазы для внутренностей покойников, с крышками, изображающими головы коршунов, павианов, шакалов и человеческие – символы охранителей умерших. В Среднем царстве канопы изготовлялись по большей части из алебастра.

(21 век до н. э. — начало 18 века до н. э.)

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.
Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, — шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян.
Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.
Однако вследствие изменившихся экономических условии сооружение гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.
Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.
В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в росписях гробниц придворной знати.
Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. И это было совершенно закономерно. Политическую и экономическую самостоятельность, которую приобрели эти номы в конце Древнего царства, не смогли окончательно побороть и подчинившие их фараоны-фиванцы. Номархи Среднего Египта в 20 веке до н. э. еще чувствовали себя хозяевами своих областей. В своем обиходе они подражали обычаям царского двора, вели летоисчисление по годам собственных правлении, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. Вместе с политическим ростом столиц этих номов росло и их значение как художественных центров. Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой.
Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости.
Художественное ремесло получило в Среднем царстве значительно большее развитие, что было обусловлено усилением роли местных центров и общим ростом городской жизни. В известной степени этому способствовало и возросшее в итоге захватнических походов богатство знати и увеличившийся приток золота, слоновой кости и ценных пород дерева.
Таким образом Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников — таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

✔ Читать статью полностью… ✔

Кто такие номархи в древнем египте

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Страницы в категории Номархи Древнего Египта. Но для поддержания плодородия условиях жаркого африканского климата необходимо постоянно орошать землю, без чего она быстро затвердевает под солнечными лучами. Три основные классы египетского общества Родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинникикрестьяне. Их провели к царю, и его величество спросил их Кто вы? В несколько лучшем положении среди подневольной, зависимой части населения была такая ее категория, как слуги царя. В общественных отношениях Египта этого времени наблюдается ряд новых явлений. Его преемник Ментухотеп VI принимает вместо тронного имени знаменательное Владыка обеих зе­мель. Оно было нужно основной массе рабовладельцев, так как способствовало надлежащей организации орошения полей страны поскольку вся оросительная система Египта питалась от одной реки, только единое государственное управление этой системы могло обеспечить ее успешную эксплуатацию и дальнейшее расширение.

Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. В древнем Египте была очень развита астрономия, которая тесно пересекалась с астрологией. Так, Верхнем Южном Египте появляется новый политический институт единовластного монарха царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Точно так же постоянным спросом пользовались гораздо более мелкие по размерам и легкомысленные по характеру скульптуры. Рабы пленные становились коллективной собственностью общин, храмов, фараонов. Египетский суд был значительно обособлен своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Конечно, эти имена были уместны лишь том случае, когда какойлибо царь действительно построил или щедро одарял данный храм однако они давались всем храмам честь всех монархов без различия.

Удачливый и способный чиновник или офицер мог сделать блестящую карьеру, добившись тем самым соответствующих чинов, богатства и определенного социального статуса. Период правления XII династии отмечен усилением внешнеторговых связей Средиземноморье и на Черном море. Показаны 3 страницы из 3, находящихся в данной категории. Рабство в Древнем Египте — Рабство в Древнем Египте общественно экономическая формация в Древнем Египте, имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным. На уроках арифметики все задачи носили прикладной характер, поскольку практической жизни писцам приходилось заниматься измерением земельных участков после разлива Нила, учетом и распределением собранного урожая, вести сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов.

Номарх — статья из Википедии — свободной энциклопедии.

Совершенно очевидно, что реформатор, который взялся за свое дело так поспешно и безрассудно, что попытался одним взмахом руки отменить всю историю целого народа, не мог создать ничего долговечного. Были и такие воины, кто не имел при себе щита, но был вооружен большим топором и копьем, а иногда – только пращой. В числе преступлений упоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвовать общественных работах. Люди из этого слоя, целом составлявшего основное трудящееся население страны, были лишены собственности на орудия и средства производства, трудились хозяйствах, которые им не принадлежали, и сами наряду с орудиями и средствами производства либо находились во владении собственности — джет отдельного должностного лица, либо принадлежали храмам или государственным царским учреждениям. Ирригация оставалась основой сельского хозяйства, с выделенных номах царских земель урожай отправлялся Александрию, на месте оставалось зерно размерах прожиточного минимума.

Также не позже XI династии был преобразован прибор для выжимания плодов — мешок, закручивавшийся шестами с подставным чаном. По краю пустыни от южной окраины Мемфиса до входа Землю озера Фаюмский оазис и самой пустыне вновь вырастали одна за другой царские пирамиды. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. В Сиуте храмах Эпуата и Анубиса, богов с шакальими головами, мы это время обнаруживаем, кроме официальных жрецов, еще и часовых жрецов 238. У городских ворот Рамсеса встретили его придворные, а также номарх нома Хабу с чиновниками. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какоелибо орудие. На сей раз каждому досталось только по семнадцать с половиной дебенов.

Загадочный Древний Египет нередко называют колыбелью цивилизации, ведь именно здесь впервые были изобретены. Сохранилась единственная копия документа, котором описывается наказание провинившегося ученика с леденящими душу подробностями. Колеса были искусно сделаны из нескольких скрепленных друг с другом сегментов, выпиленных из подходящей по толщине доски. Мы видим, что номархи носят как высший титул великий глава такогото нома наряду с этим встре­чаются более широкие понятия хатио, которое переводят князь, хека — правитель. Те, на кого все это не действовало, могли использовать смесь из навоза газелей, опилок, жира бегемота и растительного масла 153 или использовать растение дегем, особенности если они принадлежали к сообществу, верившему, что это растение – лекарство от всех болезней.

Социальная структура Древнего Египта интересные факты.

На них мы видим, как двух схваченных разведчиков правителя хеттов безжалостно избивают палками и этими побоями заставляют выдать их тайну и как царь, сидя на своем золотом троне, после того как услышал роковую новость, растрачивает время на то, чтобы показать князьям бесполезность своих собственных военачальников. Ну и где теперь твоё неверие то, что Ка вернётся тело должным образом забальзамированного человека. Поскольку воину нужно быть способным двигаться легко и быстро, египетские воины, как правило, не носили ничего, кроме короткой юбки, которая спереди была еще больше укорочена, чтобы ней можно было идти быстро. Немало облегчало фараонам упрочение их власти также развитие среднего городского класса. Краски получали из минералов, таких как железная руда красная и жёлтая охра, кто такие номархи в древнем египте медные руды синий и зелёный, сажа или древесный уголь чёрный и известняк белый.

Они были окружены всеобщим почитанием, обладали исключительными знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных зданий и сооружений, обладали способностью вычисления площадей земельных участков. Номарх – это термин, который был переосмыслен. Всем остальным добро пожаловать! Древний Египет — древнее государство в СевероВосточной Африке, в нижнем. Эта скульптурная школа – подчеркнуто, гдето даже гротесково натуралистическая известная как амарнская – от названия селения ЭльАмарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как самом Египте, так и за его пределами. При определении ремесленное производство, естественно, учитывались профессиональные навыки передаваемые по наследству, поэтому сын ремесленника обычно становился тоже ремесленником. Наконец, наличие отдельно стоящего форпоста указывает на максимальное использование местности.

Пиопи I, второй царь VI династии, воевал с азиатскими племенами уже за пределами Синайского полуострова, причем египетские войска двигались и сушей и морем. Эти мальчики тоже упорно ссорятся сбросив бурдюки на землю, они дают волю своим кулакам. Планы таких святилищ, как храм Луксоре и особенно храм Карнаке, были результатом работы многих. Рядовые воины того времени, как и воины Древнего царства, были вооружены большим луком как отличительный знак они обычно носили на голове одно или несколько страусовых перьев, которые, по представлениям египтян, означали победу. В эпоху Нового царства – исчезновение феодальной зависимости. По форме правления Древний Египет это государство абсолютной монархии наиболее кто такие номархи в древнем египте жестокой ее форме восточной деспотии, для которой присущи специфические черты. Теперь позовите ко мне быстрых гонцов, – сказал он, – чтобы я мог послать их вперед, как тень впереди тела.

Живопись Древнего Египта периоды и главные особенности.

Упорядочить бюрократический аппарат фараонам не удавалось, он к тому времени уже слишком сильно разросся. Иногда случалось так, что фараон был чересчур эксцентричным, каменный век датируется или слабоумным, или полусумасшедшим, или просто маленьким ребенком. Фараон никогда не показывал своих волос носил парик, а до 12 лет все мальчикифараоны брились наголо. Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и древний египет этапы истории укреплена богами, правитель носитель их воли стране. Ведь как называют великого секретаря визиря? Номархи упрочивают свое положение номах, превращаясь наследственных самостоятельных правителей. Тактической единицей был отряд 50200 воинов со своим стягом каждые 5 воинов подчинялись своему старшему.

Свидетельство этому – роскошные храмы, построенные ими честь Амона, который к тому времени был из ряда незначительных местных божков возведен ранг бога всех богов. В свое время на Геродота произвели впечатление манеры египетских юношей При встрече со старцами око возрождения 6 упражнений тибетских монахов юноши уступают дорогу, отходя сторону, и при их приближении встают со своих мест 81. Они были целым сословием, попасть которое было сложно, а должность эта давалась, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Более подробно мы рассматривали эти вопросы статье на сайте разделе Иудаизм Четыре мира Каббалы соответствуют пространству Мула Пуруши и Мула Пракрити матрице Мироздания рисунок. Но больше всего беспокоит его широкое восстание народа, современником которого был он сам или воспоминания о котором были ещё живы.

К тому же, все земли, пожалованные фараоном, передавались на основании царских декретов, заносившихся царские писания канцеляриях визиря. Предполагаем, что визирь Древнем Египте выполнял не только обязанности, связанные с хранением священных тайн, но и был светским администратором. Все дела рассматриваются строго определенном порядке, поскольку одно из самых строгих правил верховного советника гласит Нельзя давать слово человеку, стоящему позади, раньше человека, стоящего впереди. Но можно утверждать, что женщина горожанка, кушитка, жена, дочь могла быть лицом гражданскоправовых отношений, о чем свидетельствуют документы из архива пастуха Дома Аменхотепа III фараон XVIII династии, 1408 1372. На рисунке показана карта Старого царства и местоположение границ Номов по течению реки Нил. Строились пирамиды достаточно долго и стоили жизни огромному количеству людей.

Однако титуле этого высокопоставленного человека было нечто двусмысленное, поскольку, оказывается, его носили самые разные отпрыски царской фамилии, которые никогда не могли бы действительности занимать такую должность. Однако вскоре правители настолько отдалились от народа — как образно, так и физически, ведь новая столица почти не имела связей с реальными путями — что народ решил обойтись без них вовсе. Было также небольшое количество командиров, которых называли ведущими караван. Чем буддизм был привлекателен что такое нацизм фашизм и национализм для людей и для власти. Тогда Ра решил остановить истребление и любой ценой спасти хотя бы часть человечества. Номарх, правитель нома в Древнем Египте номарх, администратор провинции, губернатор в Греции.

Тайные знания египетских жрецов матрице Мироздания.

Конец Древнего царства истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Главной фигурой администрации являлся первый помощник фараона, как правило, родственник или иной приближенный царя – чати, литературе традиционно называемый визирем. Две династии фараонов сделали Древний Египет единым и сильным царством. Первый царь ее, Аменемхет I, может быть, тож­дествен одноименному визирю при Ментухотепе VI, дерзно­венно начертавшему Хаммамате рядом с царским документом свой собственный текст об эк­спедиции рудники за материалом для царского саркофага. Несмотря на усобицы между династиями и отдельными частями страны, в Древнем Египте, после объединения Верховья и Низовья, формально. По ее телу, которое украшено звездами, два раза проделывает свой путь небесная ладья. В управлении фараон проявляет волю бога Тота, издавая указы, но идее всё должно соответствовать древним обычаям и канонам.

Царь Аменхотеп IV после реформы он носил имя Эхнатон, что значит блеск солнечного диска на некоторое время утвердил – это явно было официальное название новой веры – качестве государственной религии. Затем он одевал бога одежду, которая называлась Немс, и говорил при этом Приди, белая одежда! Эти произведения, известные как Речения Ипувера и Пророчество Неферти, описывают события, происходившие стране после ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов. Древний Египет был важнейшей ступенью в развитии человеческой цивилизации. Не меньшее стратегическое значение имела и южная граница Египта, откуда шли важные торговые и военные пути французская революция в 18 в на юг, южную страну Нубию, которая эпоху Среднего царства становится важнейшим объектом египетской эксплоатации и завоевательной политики.

Огромная роль Древнего Египта истории мировой культуры до сих кто такие номархи в древнем египте пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Первые изображения лодок появились на гладкой поверхности керамических сосудов, относящихся к амратскому периоду. Показано 5 страниц из 5, находящихся в данной категории. Его сыновья во всяком случае, эпоху Нового царства носили головной платок с широкой лентой, которая занимала место юношеского бокового локона и была древним знаком сана принца, а также надевали на голову диадему. И действительно, после шестичасовой битвы его войска одержали блестящую и славную победу – такую полную, что ливийский князь Мареайю, не дождавшись исхода сражения, бежал с поля боя, оставив свои сандалии и колчан.

НОМАРХ что такое в Словаре терминов по истории государства.

В его ведении находилась золотая палата, которая была государственным казначейством и царской сокровищницей. Довольно значительное место египетских войсках должны были занимать лучники, осыпавшие врага издали градом стрел. Руины древнего Ахетатона нашли солдаты Наполеона во время его Египетского похода, а научное исследование местности начал Джон Гарднер Уилкинсон 6. И наконец, жрец складывал на низком алтаре или столике обычные подношения виде фруктов, мяса, хлеба и пива, к которым добавлялось молоко, кровь или вода Нила. Административный аппарат нома был подчинен номарху. На исходе Древнего царства один номарх напоминал жителям области и соседям, что никогда не порабощал он дочери коголибо из. Мы можем утешать себя мыслью, что способность одного народа силой поставить на колени другой народ не является абсолютным показателем его превосходства. Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства.

Исключение из этого правила составляли знатнейшие аристократы, князьяправители номов они длинных списках своих древних титулов явным образом указывают, что служили богу своего нома качестве жрецов. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. После этого он вставлял них деревянные клинья, смачивал их водой и ждал, пока она заставит дерево расшириться и расколоть скалу. Под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, мастер фашизм расизм антисемитизм нередко подкладывал отполированный кусок темного дерева. Так красноречиво описывает номарх радость по поводу на­значения или повышения. Иногда углубление для тетивы делалось особой деревянной части, вставленной нижнее отверстие стрелы.

По мнению других врачей, понастоящему действенным средством против седины кто такие номархи в древнем египте была кровь черного быка, прокипяченная вместе с растительным маслом. Важное место египетской системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Господствующий социальный слой формируется из родоплеменной номовой аристократии, жрецов и зажиточных общинниковкрестьян. В свою очередь группе свободных людей зависимости от наличия власти можно выделить следующие две категории правящая верхушка, куда входили царь, его родственники, богатые и знатные свободные египтяне, и все остальное свободное население страны. Решили не париться и стали писать разведённой сажей на тростнике, разрезая его вдоль. Древний Египет этом смысле не был исключением, поэтому его чиновники сохранили свое влияние. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он же счи­тался казнохранителем государства.

Скорее всего, они были неквалифицированными акушерками, если судить по высокому проценту женской и детской смертности. Номарх — должность управителя нома в Эллинистическом Египте и также принятое в историографии название чиновников теми же полномочиями. Солдаты вооружены копьем и либо кинжалом, либо серповидным мечом каждый пятый из них – вероятно, младший командир – имеет короткий жезл. Культ Маат прослеживается с эпохи Древнего царства в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. В захоронениях Хаваре были обнаружены остатки растений, ввезенных Египет граната, льна, клевера, винограда смородины, персика, хны, грецкого ореха, мирта, паслена, бессмертника, майорана, лавра, нарцисса. Они предоставляли услуги отрядов наемников для выполнения особых поручений пустыне.

Особые природные условия на долгое время определили характер и историю египетского государства. При XII династии многие знатнейшие аристократы явным образом провозглашали, что имеют эту привилегию, а более поздние времена верховные жрецы крупнейших святилищ считали одним из самых своих гордых титулов звание носитель шендота. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском пове. Лишь при Аменемхете 2я половина 19в, подавившем номархов, упрочилась центральная власть столицей Египет Древний стал. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. Три рисунка эпохи Среднего царства изображают рабочих, которые под наблюдением главного прачечника заняты стиркой и выкручиванием одежды около маленьких тазов. Ювелирные изделия кольца, браслеты, подвески, серьги отличались невероятным совершенством.

Они столкнулись не с отдельными мелкими государствами и городами Сирии, а с могучим Хеттским царством за несколько десятилетий до правления Рамсеса II египтяне уже имели крупные боестолкновения с хеттами. номарх — управляющий царскими владениями в номе, и обширными территориями — номархиями, часто не совпадавшими с границами. Верхняя часть стены была настолько широка, что на ней могли расположиться отряды воинов, обстреливавшие осаждающие войска. Древний Египет — древнее государство в СевероВосточной Африке, в нижнем течении реки. номарх — управляющий царскими владениями в номе, и обширными территориями — номархиями, часто не совпадавшими. Показано 9 страниц из 9, находящихся в данной категории. При наследовании по завещанию, наследодатель определял размер долей имущества, которое предназначалось пережившему супругу, а так же мог установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа.

Следовательно, судьи осуществляли рассмотрение дел, руководствуясь не только предыдущими и текущими законами, но и указаниями царя. Мальчики, которые должны привязывать ослов к кольям, тоже вносят свой вклад оживленное движение лагерной жизни они нескольких местах начали драться изза своей работы и гневе бьют один другого своими кольями. Очень часто самые высокие должности по управлению имуществом крупного землевладельца давались его сыновьям. На стенах гробниц номархов Газэльего нома Бенихассане изображены типичные сцены из жизни обитателей такого крупного аристократического хозяйства. В хозяйственной жизни преобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Номархи – феодальная зависимость от фараонов. Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационными системами.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в этот период продолжала оставаться сельская община. Земледельцы-общинники составляли основную массу населения, привлекались к принудительному труду на строительство каналов, дамб, дорог, крепостей и т.п. Периодически проводились переписи «людей, скота и золота», на основе которых устанавливались налоги и повинности. Внутри общины усиливалось социальное расслоение. Значительная часть обедневших общинников составляла категорию «слуг царя», т.е. зависимых, полусвободных работников, которые трудились под надзором царских надсмотрщиков. «Слуги царя» могли иметь незначительное личное имущество и получали пропитание из царских складов.

Широко использовался труд рабов, хотя они еще не являлись преобладающей рабочей силой. Существовал рынок рабов. Людей продавали и покупали. Основными источниками пополнения количества рабов были плен, самопродажа за долги, превращение в рабов преступников.

Верхушку общества составляли жречество и номовая родовая аристократия, обладавшие крупными земельными владениями и занимавшие ключевые посты в управлении.

Государственная власть формировалась в виде «восточной деспотии», для которой характерны централизация управления, использование аристократического чиновничества, обожествление фараона и его деяний. Фараон был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников, командовал армией. Считалось, что от фараона-бога зависит урожай, справедливость в государстве и безопасность последнего. Фараону принадлежало верховное право на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю с государственными рабами своим подданным, даровать титулы.

Непосредственное управление в Древнем Египте возглавлялось первым сановником – «джати», который осуществлял контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, контролировал набор войска, строительство крепостей, флота. Ему подчинялось судебное ведомство – «шесть великих домов». О наиболее важных делах джати ежедневно докладывал фараону и следил за выполнением полученных от фараона указаний. Обычно должность «джати» исполнял кто-либо из близких родственников фараона. Существовали и специализированные ведомства, главы которых находились под контролем джати. Наиболее важное значение среди них имели военное ведомство, ведомство общественных работ, финансовое ведомство.

Среднее царство

В этот период происходит значительное усиление номовой родовой аристократии; общеегипетская власть фараонов приходит в упадок; страна распадается на полунезависимые области. Раздробленность Древнего Египта способствовала завоеванию его в XVIII в. до н.э. гиксосами, господство которых длилось порядка 150 лет.

В период Среднего царства происходят и важные изменения в социально-экономической жизни страны.

Неэффективность подневольного труда земледельцев способствовала развитию в царско-храмовых хозяйствах надельноарендных отношений. Земля стала передаваться в аренду «слугам царя», которые обрабатывали ее в относительно обособленном хозяйстве, выплачивая в пользу храма, номарха, казны или вельможи часть урожая. Это ускорило развитие частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынка, привело к определенным изменениям в социальной структуре. Из общей массы «слуг царя» выделяются «неджес» (маленькие), а среди них – «сильные неджес». Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, продавая часть продукции на рынке, приобретают более высокий статус. В период Среднего царства все большую роль в государстве наряду с номовой аристократией начинает играть нетитулованное чиновничество. Дети «сильных неджес» могли пройти обучение в специальных школах под руководством царских писцов и по окончании получить ту или иную должность. В это время место в должностной иерархии, близость к фараону и двору полностью определяет и уровень благосостояния.

Наряду с неджес в это время появилась и особая категория «немху», к которой относились земледельцы, ремесленники, мелкие чиновники, воины, чей социально-правовой статус мог быть изменен фараоном в зависимости от потребностей государства.

Новое царство

После поражения и изгнания племен гиксосов начался период Нового царства, когда в результате многочисленных завоевательных войн Древний Египет превратился в огромную державу. Происходило усиление власти фараонов, укреплялась система централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, а те, в свою очередь, делились на области (номы). Вся власть в номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости управлялись начальниками, назначенными царем. В системе госуправления возрастало значение армии и военачальников, которые играли важную роль и в системе хозяйственного управления.

Особенностью периода Нового царства является возвышение жречества, которое стало независимым от центральной власти и превратилось в замкнутую наследственную касту.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царских и храмовых хозяйствах. Так, известно, что Рамзее III за время своего 30-летнего правления подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии и Палестины и более 1 млн арур пахотной земли (1 арур = 0,2 га).

К XI в. до н.э. Новое царство приходит в упадок. Единая государственная власть становится номинальной, усиливается противоборство между Севером и Югом. Страна распадается на ряд отдельных областей, многие из которых попадают под контроль завоевателей из Ливии и Нубии.

Позднее царство

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI династии Псамметих I. В этот период резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов, получили распространение сделки по самопродаже в рабство, усилилось обнищание свободного населения.

Структура государственной власти оставалась прежней, но в армии возросла роль иностранных наемников. Само государство было слабым. В последующие годы Древний Египет неоднократно становился добычей завоевателей: персов, войск Александра Македонского, римлян. В 30 г. до н.э. Египет стал одной из провинций Древнего Рима.

Первой столицей Древнего Египта принято считать город Мемфис. Он располагался на границе Верхнего и Нижнего Египта на западном берегу Нила недалеко от современного Каира. Мемфис существовал с начала третьего тысячелетия до нашей эры. Во второй половине первого тысячелетия до нашей эры жители покинули Мемфис.

Здесь следует пояснить, что Верхним Египтом в те времена называлась узкая полоска вдоль реки Нил, ограниченная на севере Файюмским оазисом и началом дельты Нила.

Нижний Египет – это область на севере современного Египта, охватывающая дельту Нила и прилегающая к Средиземному морю.

В четвертом тысячелетии до нашей эры Нижний Египет был самостоятельной древней страной со столицей в городе Буто.

Основатель первой династии фараонов объединил Нижний и Верхний Египет и сделал Мемфис главным городом.

В последующие периоды Мемфис был важным опорным пунктом фараонов, благодаря выгодному географическому положению.

Примечательно, что этот город являлся космополитическим центром. В нем проживали сирийцы, греки, финикийцы и евреи.

В Мемфисе находился центр почитания бога Птаха и процветал культ быка Хепа (Аписа).

Мемфис окружают пирамиды, некрополи и знаменитые египетские храмы в Абусире, Гизе, Саккаре и Дахшуре.

Фивы и Гераклеополь — столицы Верхнего и Нижнего Египта

Прошло тысячелетие существования объединенного Египта и он снова был разделен.

Столицей Верхнего Египта стал город Фивы. Он располагался на расстоянии приблизительно 700 километров к югу от Средиземного моря на восточном берегу Нила.

Долина царей в Фивах - столице Верхнего Египта

Первым названием Фив было Но-Амон, а иногда даже просто Но.

Тогда город фактически являлся столицей четвертого нома Верхнего Египта. Этот ном назывался Уасет.

Столицей Нижнего Египта был город Гераклеополь, который называли также Гераклеополь Великий.

Известно, что этот город был важным культовым центром. Согласно легендам, именно в Гераклеополе бог Хор и его отец бог Осирис стали царями египетского народа.

Гераклелполь располагался на территории Фаюмского оазиса с большими запасами пресной воды, поэтому его жители занимались в основном земледелием.

Через город проходили важные торговые пути.

Однако, постепенно Фивы начали главенствовать над Гераклеополем, в результате чего он утратил значение столицы.

С точки зрения истории и культуры, Фивы являются истинной жемчужиной региона. В этом районе расположены Карнакский и Луксорский храмы, долина Царей и долина Цариц, а недалеко, в Дейр-эль-Бахри, поражает воображение надземный поминальный храм знаменитой царицы Хатшепсут.

Ахетатон — египетская столица с короткой трагической судьбой

У этой египетской столицы короткая и трагическая судьба, которая началась с того, что в 1353 году до нашей эры на престол взошел фараон Аменхотеп IV. Он решил не признавать традиционных богов Египта во главе с богом солнца Амоном и запретил влиятельным жрецам Фив придерживаться старых верований.

Аменхотеп IV ввел культ единого бога Атона и взял себе имя Эхнатон («Угодный Атону»).

Эхнатон организовал строительство новой столицы Египта, которая располагалась по течению Нила ниже Фив и называлась Ахетатон.

Это был богатый красивый город с огромным храмом бога Атона, множеством дворцов, садов и парков.

Эхнатон переселился в новую столицу вместе с супругой – знаменитой красавицей Нефертити, детьми и многочисленной свитой.

В 1336 году до нашей эры Эхнатон умер, по некоторым свидетельствам он был отравлен.

На престол был возведен юный Тутанхамон, за которого все решал регент и фиванские жрецы. Город Ахетатон варварски разрушили, соответственно, восстановили прежний религиозный культ и поклонение богу Амону. Столицей Египта опять стали Фивы.

Пер-Рамсес и Танис — столица Египта в восточной части дельты Нила

Столица Пер-Рамсес («дом Рамсеса») была выстроена приблизительно в 1278 году до нашей эры фараоном Рамсесом II в восточной части дельты Нила.

Современное арабское название города – Кантир, что означает «бирюзового цвета», потому что при раскопках города была обнаружена в большом количестве керамическая плитка бирюзового цвета.

В период расцвета города его территория вместе с угодьями составляла около тридцати квадратных километров.

В более позднее время Пер-Рамсес неоднократно подвергался значительным разрушениям. Однако, древнеегипетские источники свидетельствуют о том, что по своему великолепию и величию он соответствовал Мемфису и Фивам.

На месте расположения Пер-Рамсеса археологи неоднократно находили остатки оружейных мастерских, а также признаки казарм и конюшен, что указывает на стратегическое значение города.

Из исторических источников известно, что в Пер-Рамсесе были возведены храмы Амона, Сета, Астарты (Иштар) и Уто.

Приблизительно в 1110 году до нашей эры Пер-Рамсес был заброшен, возможно, из-за обмеления рукава Нила под названием Пелусия, на котором находился город.

Смотрите загадочную историю исчезновения Пер-Рамсеса и его появления спустя тысячу лет в другом месте.

На некоторый период времени столицей Египта стал город Танис, удаленный от Пер-Рамсеса на расстояние около тридцати километров.

Древнеегипетский историк и жрец Манефон назвал XXI династию египетских фараонов «танитской».

Город Танис процветал и в более поздние времена, хотя статуса столицы уже не имел.

Александрия. Судьбы египетских столиц

Каир. Судьбы египетских столиц