Царствие им небесное

«Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).
1. Епископ Михаил (Лузин):
«Ибо Царствие Божие внутрь вас есть». Двояко толкуется это изречение:
— или так, что Царство Мессии основывается уже среди вас, среди народа иудейского, хотя вы и не примечаете его, а потому и спрашиваете — когда настанет оно, чем и подтверждается слово Христово, что Царствие Божие не придет приметным образом;
— или так, что это Царство Божие — внутри, в душе человека, царство духовное, внутреннее, а не внешнее, земное, чувственное подобное царствам мирским (ср. Феофил.). Первое толкование имеет кажется, преимущество по связи речи, хотя и последнее само в себе несомненно истинно.
1). Чтобы Царство Божие было в душах вопрошавших лукаво фарисеев; — сомнительно, чтобы Господь сказал им это; если же слово вас относить ко всем верующим, это конечно будет правда, но этого не позволяет состав речи (Господь говорит это в ответ фарисеям, и только после этого говорит уже к ученикам, ст. 22).
2). И в других местах Евангелий таже мысль — о наступлении Царства Мессии среди народа иудейского неприметно — выражается также — (Ин. 1:26, Ин. 12:35, Лк. 7:16, Лк. 11:11, Лк. 11:20)
3). При первом толковании ответ Спасителя представляется более соответствующим намерению вопрошавших. Впрочем и последнее толкование в себе верно, а потому можно принять их оба.
2. Святитель Лука Крымский:
Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог.
Наша глубокая, сокровеннейшая жизнь духовная протекает в глубинах сердца нашего, и Царствие Божие начнется для нас тогда, когда в сердце наше вселится Святой Дух. Тогда, по слову Христа, к тем, кто соблюдал заповеди Его, придет Он Сам со Отцом и обитель у него сотворят. Если сподобится праведник того, что воцарится в сердце его Святой Дух, это значит, что он уже в Царствии Божием. Царствие Божие в сердце его — там обитает и царит Святой Дух.

Греческое наречие ἐντός, которое переведено в синодальном переводе как «внутрь», также может означать и «среди», а вся фраза может быть переведена, как «Царство Божие среди вас есть».
Христос обращался с этой речью к фарисеям, которых Он перед этим обличал: «…Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства…» (Лк. 11:39), причём в данном стихе, для обозначения внутреннего мира человека, евангелист Лука использует другое греческое наречие — ἔσωθεν.
Таким образом, одним из смыслов слов Христа может быть указание на то, что не нужно ждать в будущем наступления Царства Божьего (понимаемого в те времена как земное царство Мессии), Он — Мессия уже среди них и Его царство уже созидается в их народе!

Лк. 17, 20-25
1 Тим. 5, 1-10

Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: „вот, оно здесь“, или: „вот, там“. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но — ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть!
Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? — которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? — который сейчас рядом.
Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? — А для этого надо угомониться. — А как это? — Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? — Да. — А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? — Да. — Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? — Да. — И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? — Да. — А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, — вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения…
Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а — есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а — врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если где-то по этой реке и плывет к тебе счастье, то одновременно и тебя, заснувшего и бездействующего, эта же река с такой же скоростью сносит по течению вниз.