Целомудрие, что это?

Целомудрие обычно понимается как антоним склонности к любовным приключениям или, как говорится в Святоотеческих писаниях, блудной страсти. Это либо полное воздержание от половой жизни (для монахов или для мирян до брака и во вдовстве), либо (уже в браке) хранение верности своему супругу или супруге.

В таком толковании ничего неверного, конечно, нет. Однако интересно то, какое огромное значение христианское вероучение придает хранению телесной чистоты для человека. Стоит обратить внимание на звучание самого слова – цело-мудрие, целая мудрость. Оно недвусмысленно подсказывает, что воздержание от распутства напрямую связывается с обретением полной, совершенной мудрости.

Об этом же говорит и древнегреческое слово, обозначавшее целомудрие – ἡ σωφροσύνη (sophrosyne). Этимологически оно образовано от прилагательного σῶς (здравый, невредимый, неповреждённый) и существительного ἡ φρήν (грудь, сердце, мышление, мысль). Оно тоже указывает, что целомудрие предполагает правильное состояние внутренней духовной жизни в целом, цельность и единство личности.

Таким образом, целомудрие возможно лишь при неповрежденном духе человека, поскольку оно требует не только телесной, но и душевной чистоты. Ведь, как известно, всякий, кто только смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф 5, 28).

Целомудрие – не только свобода от всякой скверны (например, сквернословия), но и здравие ума и души вообще, совершенная чистота не только тела, но и духа. Поэтому неслучайно, например, что одно из значений слова ἡ σωφροσύνη в Священном Писании – благоразумие (2 Мак 4, 37; Деян 26, 25; 1 Пет 4, 7). Неслучайно также преподобный Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие есть чистота души и тела, всеобъемлющее название всех добродетелей вообще. И неслучайно, что в книге Притчей Соломона, посвященной мудрости (ἡ σοφία), такое большое место занимает тема верности: «Скажи мудрости: «Ты сестра моя!” и разум назови родным твоим, Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» (Прт 7, 4–5).

Почему воздержание от блудной страсти и связанная с этим телесная и нравственная чистота подразумевают такую концентрацию духовных сил человека? Дело в том, что все страсти связаны друг с другом, и одна страсть влечет за собой другую. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в «Добротолюбии» выстраивает следующую лестницу пороков: чревоугодие – блуд – сребролюбие – гнев – печаль – уныние. Излишества в еде и питье порождают блудные помыслы. Чтобы иметь возможность их реализовать, начинают уже гоняться за деньгами. Затем страсть к деньгам порождает сначала обиду на мир и гнев, когда человек узнает, что обладание «златом» вовсе не дает счастья и оставляет его столь же неудовлетворенным. Потом гнев и обида сменяются печалью и унынием, и человек в итоге приходит к духовному тупику.

Чревоугодие и страсть к любовным приключениям относятся к начальным этапам печального пути. С них в каком-то смысле все начинается. И чтобы не вступить ни на нижние, ни тем более на верхние ступени лестницы, ведущей в конце концов в пропасть, нужно быть целомудренным человеком, не подверженным никаким страстям-убийцам. Человек целомудренный имеет в своей перспективе совсем другую лестницу, духовную, ту самую, о которой писал преподобный Иоанн Лествичнник в своей знаменитой «Лествице».

На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com

Целомудрие (Целомудренность) как качество личности – способность быть верной мужу, наладить с ним близкие и сокровенные отношения, относиться уважительно и благожелательно к нему, его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать мужу в его деле, разделять вместе с мужем взятые им обеты.

Жил один очень могущественный мужчина, он обладал незаурядными способностями. Как-то он попытался покорить весь мир. Его жена была настолько целомудренна, что никто не мог победить ее мужа в сражении. Самые сильные личности этого мира, а муж ее был не так уж и могуществен, неспособны были его победить, потому что сила женского целомудрия — самая большая в этой Вселенной. Только обманом, хитростью они смогли его победить. К его жене явился враг в облике мужа, и жена этого человека подумала, что это ее муж… то есть приняла другого мужчину за своего мужа. В тот же момент ее муж потерял свою защиту и был убит.

Многие путают целомудренность с девственностью, сводя всё к анатомическому подходу, к дефлорации, к физическому наличию девственной плевры. Мужчины порой удивляются: «Как это жена может быть целомудренной?» Целомудренность – одно из самых замечательных качеств женщины. Руслан Нарушевич дает ему точное определение: «Целомудрие означает — вера в то, что я могу получить все счастье, которое женщина может получить через мужчину в своей жизни, потому что есть разные источники счастья, я могу получить от одного мужчины. Не все счастье, которое теоретически может получить женщина, а все, которое мне нужно от мужчины, я могу получить от одного мужчины. Все. Мне достаточно просто его узнать. И все это называется целомудрие. И женщина целомудренно себя ведет до того, как еще встретила мужа. Все, что вы думали о целомудрии до сих пор, никакого отношения к этому термину почти не имеет. Это понимание того, что для меня есть человек близкий, который исполнит мои желания и позаботится обо мне. А удовлетворенность — это второе качество женщины, которое позволяет ей самой решать, когда я довольна, а когда нет».

Целомудренность – это сосредоточенность на одном мужчине. Кто-то сказал: «Женщина хочет многого, но от одного мужчины, а мужчина хочет одного, но от многих женщин». Целомудренность – это не простая констатация физической чистоты женщины, это способность женщины в своем уме концентрироваться на одном мужчине. Недаром при соединении семи цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости.

В то же время, если магия чистоты и целомудренности будет проявлена не вовремя и не на того, кого надо, эти добродетельные качества личности разрушают личность женщины, ибо убивают в ней веру в себя. Быть верной ничтожеству, куда опаснее для женщины, чем качество неверности. Это дурная верность в невежестве. Нужно осознавать к кому ты проявляешь целомудрие. Это качество личности произрастает из любви к мужу, а не из глупости, страха одиночества или каких-либо условностей.

Когда Бхарати Махараджа спросили о сути целомудрия, он ответил: «Целомудрие для ученика (как и для человека) – это принадлежать одному и быть недотрогой для других. Целомудрие — это синтез недотроги и потаскухи. Эта та, кто принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого. То есть… она закрыта для всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес. Но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна. В этом и есть целомудрие».

Целомудрие – это аккумулятор женской энергии. Какова связь между силой женщины и целомудрием? Ум женщины тесно связан с чувствами, он в шесть раз сильнее, чем у мужчин. Если женщина впускает в свой мир чувств и ума единственную личность – своего мужа, она наделяет его огромной силой. Это и есть целомудрие. То есть жить его интересами, заботами, проблемами и думать исключительно о нем, не замечая других мужчин. Когда женщина распыляет внимание на разные объекты, энергия пропадает. Муж становится беззащитен перед напастями мира.

Есть такой анекдот. Утро, завтрак. Мама, папа, сын. — Мам, отгадай: О чем постоянно думает женщина? Слово из трех букв! Мать шлеп сыну подзатыльник! Сын, плача: — Это — «ДОМ»! Муж разворачивается — шлеп жене подзатыльник: — О доме нужно думать, о доме!

Целомудрие жены – это бронежилет для мужа. На могущество энергии целомудрия обращали внимание мудрецы древности. Во время войн мужья целомудренных жен погибают редко. Поэт Константин Симонов написал своей нецеломудренной жене замечательные строки о силе целомудренности:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: —Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Мудрецы заметили, что целомудренная женщина близко и сокровенно строит отношения с мужем, становится ему близким другом, вдохновляющим преодолевать с энтузиазмом жизненные вершины. В этом ей помогает именно энергия целомудрия. У мужа, которого жена обгаживает подругам, сплетничает про него с соседями, как закон, не складывается карьера, его не уважают друзья и коллеги, он становится объектом насмешек и пренебрежительных отзывов.

Жадность – враг целомудрия. Когда женщина проявляет жадность к половым наслаждениям, муж ее в какие-то периоды жизни может перестать удовлетворять. Она начинает проявлять к нему неверность сначала в мыслях, затем в словах и действиях и, наконец, опускается до измены.

Целомудренность предполагает постоянное доброжелательное отношение к мужу. Мужчина должен быть уверен, что при всех обстоятельствах, его маленькая жена выручит и спасет его из самых критических ситуаций. Он воспринимает ее как большое благо, данное судьбой.

Мы приходим в этот мир, чтобы обрести целомудрие. Целомудренная женщина, непременно возвратится домой, к Богу. Древняя мудрость гласит: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины».

Читаем дальше: «Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставить удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть всё водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства.

Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь её — приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

Для развития любви в паре целомудрие просто необходимо. И кто этого не понимает, попадает в паутину иллюзий, теряя себя, любимого и смысл жизни. Теряя целомудрие, мы теряем способность любить. Не поэтому ли многие из нас приходят к печальному выводу, что любви на свете не существует? Нерадостное умозаключение передаётся и детям. И молодёжь не знает, как себя вести. Вместо лучезарного счастья первая любовь приносит страдания и боль.
Что же знает о целомудрии сегодняшнее молодое поколение? С этим вопросом мы обратились к девушкам в возрасте 18-ти лет. Оказалось, что большинство из них пребывает в неведении, путаясь и смущаясь при ответе. Включая логическое мышление, они всё-таки пытаются ответить на вопрос.
Рита: — Целомудрие у меня ассоциируется с мудростью. Целомудренный человек правильно мыслит, обдумывает поступки.
Даша: — Если это слово разделить на два корня, то получим – целостность и мудрость. А мудрость – это опыт. Целомудренный человек – человек опытный и умный, который прошёл испытания.
— Значит, целомудренным может быть только человек зрелый, и к молодым людям это понятие не относится? Ну а верность, чистота духовная и телесная, девственность имеют какое-то отношение к целомудрию?
Долгое молчание. Недоумение на лицах.
Рита: — Ой, по нашей логике получается, что только женщина в возрасте может быть целомудренной. Я запуталась! Объясните нам, что такое целомудрие?!
Из разговора ещё с парой девушек выяснилось, что одна из них целомудрие ассоциирует исключительно с добротой. Другая, посещающая иногда церковь, сказала, что целомудрие – это невинность или девственность.
Разобраться в этом вопросе мы попросили настоятеля Свято-Троицкого храма священника Игоря Кузнецова. Кто же из девушек всё же ближе к истине?
— Батюшка Игорь, сексуальная революция, волной прошедшая по миру, вылилась в нравственную распущенность, ужасая сексуальными извращениями и преступлениями. Молодые люди, воспитанные во вседозволенности, легко попали под влияние низменных пороков. Сегодня общество понимает, что вылечить болезнь телесного порока можно только с помощью духовного преображения. Одно из важнейших духовных благодетелей – целомудрие. Что это такое? И какова роль целомудрия во взаимоотношениях мужчины и женщины?
— Действительно, целомудрие сегодня выпало из общечеловеческих ценностей. А между тем целомудрие — это богатый спектр человеческих благодетелей. Честь и достоинство, чистота и невинность, мудрость и благоразумие – всё это относится к целомудрию. Целомудренный человек – это человек гармоничный и разумный с чистыми помыслами и светлой душой.
Обет целомудрия даёт монах при поступлении в монастырь. Он сознательно выбирает верность Богу, оставаясь девственным и непорочным в физическом и духовном плане. В супружеском целомудрии и муж, и жена хранят верность друг другу. Иоанн Кронштадский и его жена – пример целомудрия в христианском браке. Понимая, что греховная мысль иногда подтачивает сознание человека, не все монахи считали себя целомудренными. В мирском браке сохранить целомудрие значительно труднее.
Невинность – это только один аспект целомудрия. Когда к невинности добавляется ещё и мудрость – разум, управляющий духовной сущностью человека, тогда можно представить полную картину целомудрия.
Для примера расскажу историю из Священного писания. Красивая и молодая девушка- девственница ушла в монастырь, чтобы стать монахиней. Но враг рода человеческого стал её искушать. Будучи инокиней она заинтересовалась молодым человеком, живущим рядом с монастырём, и мучилась, скрывая чувство. Эта девушка рано умерла. Когда же мать-игуменья в молитве спросила Бога, какую райскую обитель Он ей уготовил, душа этой девушки была показана совсем в другом месте. «Почему?!» — удивилась игуменья. И получила ответ: «Она нарушила внутреннее целомудрие!»
Проблема этой девушки была в одном. Вместо того чтобы обратиться к духовнику монастыря, принести покаяние, она продолжала предаваться искушению.
Пагубные последствия нарушения целомудрия вижу я, когда прихожу на лекции по абортам. Молодые девушки идут под нож, не осознавая, что их привело на кресло хирурга. Несформировавшиеся ещё юные организмы становятся физически и духовно искалеченными. Если бы они понимали, для чего им необходимо беречь себя, то никогда не оказались бы в подобной ситуации. «Не хочешь быть мудрым – страдай!» — говорит народная пословица.
Истинная любовь между мужчиной и женщиной подразумевает наличие верности и чистоты. Когда мудрость всё больше входит в жизнь человека, целомудрие становится её физическим проявлением. Человек, обладающий целомудрием, безмятежен и спокоен, ибо он становится мудрецом в любви. Поэтому у людей, которые начинают духовный рост, возникает подсознательное стремление к чистоте и невинности. Женщина, хранящая честь и достоинство, становится хозяйкой своей судьбы. Любовь для неё – это гармония чувств, сознания и поступков. А целомудренный мужчина в одной единственной женщине раскрывает всю палитру женского обаяния, красоты и величия. В одной любимой он видит целый мир многообразия женских характеров, тайн и загадок. Целомудрие даёт возможность любви развиваться.
— «Целомудренная женщина» – словосочетание для нас более понятное. Честь и невинность, которые хранили девушки до замужества, почитались исстари. Связанный с этим обычай, когда после первой брачной ночи на всеобщее обозрение выставлялась простынь новобрачных, сейчас нас шокирует и возмущает. Чем объясняются строгие требования к молодожёнам?
— Целомудрие почиталось исстари неспроста. Те, кто придерживался строгих правил добрачных отношений, были достаточно мудры и дальновидны. Целомудрие развивало и укрепляло в веках генетику потомства. Потому и невинность юных девушек так свято берегли. В первую очередь на женщинах лежит основная ответственность за рождение здоровых детей. Именно с матерью у ребёнка — самая сильная и прочная духовная связь. Через женщину-мать ребёнок познаёт мир и делает первые открытия. Но это не значит, что мужчина остаётся в стороне. Его духовный потенциал значительно влияет на развитие ребёнка. Как женщине, так и мужчине добрачные и внебрачные связи следует исключать. И давайте разберёмся, почему.
Науке известен такой термин как телегония. У животных это называется «явлением первого самца». Самая чистопородная сука выбраковывается, если её первым кобелём был пёс «дворового» происхождения. Такая собака уже никогда не сможет произвести на свет чистокровных щенков.
Открытие телегонии началось примерно 150 лет тому назад, когда английский лорд Мартон решил вывести породу самых выносливых лошадей. Для этого он скрестил породистую английскую кобылу с жеребцом-зеброй. Из-за генетической несовместимости этих двух видов потомства не получилось. Через некоторое время эту же кобылу скрестили с чистокровным английским жеребцом. В итоге у кобылы родился жеребёнок с явно выраженными следами полос, как у зебры. Лорд Мартон и назвал это явление телегонией. Специалисты животноводства сталкиваются с этим явлением довольно часто. Голубятники сразу убирают даже самую дорогую и чистопородную голубку, если её потоптал непородистый «сизарь».
Люди, так же как и животные, подвержены влиянию телегонии. Учёными разных стран проводились исследования, показывающие, что это явление распространяется и на людей. Известны случаи, когда в семье белокожих супругов рождался ребёнок с чёрным цветом кожи. Причиной такого явления является добрачная связь девушки или её прямых предков с чернокожим мужчиной.
Сегодня добрачные связи — в порядке вещей. От этого — путаница и хаос, переплетение судеб, непонятная наследственность и генетические отклонения. В Библии сказано, что «соединятся две плоти в одно и будут две плоти едины». Это говорит о том, что у людей, соединившихся в физической связи, существует невидимая нить, скрепляющая пару. Когда между людьми происходят многочисленные связи, ниточки хаотично переплетаясь, путают и усложняют судьбу человека.
И учёные, и древние мудрецы считают: первый мужчина в жизни девственницы оставляет ей свой образ духа и крови, то есть физический и психический портрет детей, которых она родит. Поэтому наши предки так строго следили за тем, чтобы вступающая в брак девушка была девственницей.
Учёные-биологи объясняют, что в биополе женщины записывается информация и характеристики всех партнёров, бывших в интимных отношениях с этой женщиной. Подобному влиянию подвергается и мужчина. Если родители, как мужчина, так и женщина, до зачатия дитя не имели контактов с другими партнёрами, то развитие плода и ребёнка происходит в гармоничной психоэнергетической атмосфере именно этой пары. При наличии нескольких партнёров развитие ребёнка происходит под серьёзным влиянием каждого из них. Появившийся на свет ребёнок, отягощённый влиянием нескольких «родителей», получает сложный набор генетических данных. И мужчина, имеющий добрачные связи с несколькими женщинами, так же перегружает лишними испытаниями судьбу ребёнка. Поэтому сохранение родителями верности друг другу до и после замужества благоприятно сказывается на развитии нового человека.
Православные врачи – биологи сравнивают человека с чистым листом бумаги. Молодожёны — это два белоснежных листа, на которых записывается история жизни влюблённой пары. В святом союзе двоих рождается повесть. Что же произойдёт, если в этот сюжет бесцеремонно вторгнется третий, или несколько «соавторов» небрежно внесут свои поправки? Во что превратится коллективное «творчество»?!
У современных молодожёнов ещё до свадьбы начинается изощрённое «бумагомарание». Запись накладывается на запись, перечёркивается и исправляется, и вместо красивого романа получается бестолковая грязь, в которой невозможно разобрать ни почерка, ни слов, ни смысла.
— Как исцелиться, если ошибка совершена и обратной дороги нет?
— Всегда существует возможность исправления. Любовь исцеляет, обновляет и вдохновляет! Целомудрие появляется вместе с любовью. Целомудрие – верный спутник любви! Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Благодать Божья невидимо действует на человека, так же как пчёлы в улье созидают соты». Человек приходит в храм и потихоньку начинает приводить в порядок душу, а за душой подтягивается и тело. Союз ума, тела и духа делает любовь целомудренной.