Целование руки священника

В церковь стала ходить относительно недавно, и все никак не могу привыкнуть, что после службы, подходя под крест, нужно целовать руку священнику. А главное – не могу понять, зачем это? Просто норма этикета или есть какое-то каноническое обоснование? Заметила недавно, что не во всех храмах это практикуется. И еще: если откажусь поцеловать руку священнику, он обидится?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

– А еще принято целовать руку священнику, когда просишь у него благословение. Это многовековая традиция почитания священного сана, носителем которого является священник. Кстати, священники целуют руку благословляющего их епископа а также при братском приветствии друг друга.

Целованием икон и креста мы проявляем любовь ко святыне. Точно такой же святыней является и священный сан. Икона сделана из дерева и краски, иногда из бумаги, крест тоже деревянный или металлический, но мы целуем святыню, а не материал, из которого эта святыня изготовлена. Также и с носителем священного сана: мы целуем руку не некоему мужчине, а проявляем почтение благодати, почивающей на этом пастыре.

Можно ли не целовать руку священнику? Можно, ведь мы не обязаны даже подходить к кресту после богослужения, не обязаны и целовать иконы в храме. Но, каждый раз отказываясь от чего-то традиционного, мы понемногу лишаем себя всей полноты. В данном случае — полноты благодати.

Граница между воцерковленной жизнью и состоянием «Бог у меня в душе» очень размыта и лучше не лишать себя той благодати, которую мы незримо получаем от Бога через видимые действия: через целование икон, через помазание освященным елеем, через целование благословляющей руки священника.

Может ли обидеться священник, которому Вы не поцелуете руку. Может и обидеться, священники тоже бывают разные. Но, чаще всего, священники на это не обижаются, только расстраиваются, что в них видят не только священнослужителя, но еще и просто человека. Священник и сам знает, что он еще и человек, но при совершении богослужения он стремится оставить всё человеческое и всецело посвятить себя служению Богу.

Читайте також

Надо сказать, что этот вопрос сегодня звучит очень часто, и не только вне церкви. Даже среди христиан находится немало людей, которые считают целование руки выражением покорности, поклонения, даже раболепия, а вследствие этого испытывают неловкость или другие неприятные эмоции.

В миру такой жест на сегодняшний день встречается крайне редко. Разве что какой-нибудь особенно галантный мужчина поцелует руку даме в знак почтения, а чаще даже в шутку… А ведь раньше дети без смущения целовали руки родителей, чего в наше время практически не встретишь.

Что касается Церкви, то целование руки священника не только является неотъемлемым элементом церковного этикета, но и имеет глубокий сакральный смысл. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Однако люди неосведомленные (в особенности те, кто недавно пришел в храм) зачастую могут испытывать в таких ситуациях неподдельное смущение. Один и тот же человек может считать для себя приемлемым поцеловать руку настоятеля монастыря, но будет смущаться, если перед ним окажется молодой священник. И такое отношение свидетельствует о глубоком непонимании смысла подобного религиозного жеста.

И все-таки… Зачем целовать руку священнику?

История и духовный смысл

В древние времена целование руки было общепринятым способом почтительного приветствия. Христианами оно было воспринято как выражение любви и приятия человека. Целование же руки священника имеет несколько иной смысл.

Когда мы целуем руку священнослужителя? Обычно это происходит в тот момент, когда иерей выходит к прихожанам, для того чтобы дать им поцеловать крест или же совершить елеопомазание.

Святитель Николай Сербский в одном из своих посланий упоминает историю о молодом сербском священнике, который служил при князе Милоше. После Божественной литургии князь приблизился к священнику, чтобы приложиться к кресту и к священнической руке, но тот в смущении отвел руку, считая себя недостойным такого знака почтения. Князь Милош взглянул на молодого иерея и сказал: «Я целую не твою руку, а твой сан, который древнее меня и тебя».

Описанная история очень ярко и доходчиво объясняет смысл традиции целования руки священника. В этот момент христианин, во-первых, целует невидимую десницу Бога, Который подает человеку благословение через Своего служителя. А во-вторых, целованием мы выражаем уважение к самому священническому сану.

Часто случается так, что сами священники не позволяют целовать свою руку во время вынесения креста. К этому нужно отнестись с пониманием. Вместо руки можно целовать поручи, что символически является тем же сакральным жестом.

Целование руки в знак приветствия

Кроме момента целования, о котором сказано выше, существует также благочестивый обычай подходить под благословение священника и в этот момент целовать его руку — в знак уважения и благодарности. Поступать так или нет — выбор каждого. Церковь не обязывает целовать руку иерея в знак приветствия.

Вопрос:

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: «Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Разъясняет иерей Валентин Макаров.

Так сотворил Господь человека, что каждый его орган или часть тела имеют, как правило, две функции: практическую и сакральную. Голова содержит мозг, как главный орган жизнедеятельности всего организма, и все органы чувств, но голова — также наивысшая от земли часть тела, и ей дана заповедь быть покрытой или открытой во время молитвы, иначе человек посрамляет свою голову.

Сердце для кардиолога – это мышечный насос, который должен безупречно работать как двигатель немецкого автомобиля или как швейцарские часы. Но мы также упоминаем сердце как центр чувственной стороны человеческой жизни, которое может плакать и болеть, быть каменным и холодным, сокрушенным и смиренным, более того, язык Священного Писания говорит о возможности иметь «обрезанное» сердце. Глаз может слезиться от пыли или нанесенной обиды, но может и соблазнять к погибели всего человека или быть носителем бревна. Ноги, руки и все части тела имеют также свои двойственные характеристики. Великий пророк Илия, обличая весь народ, использует образ духовной хромоты, причем на оба колена сразу.

Так и устам присуще сакральная функция – лобызать, или современным языком – целовать. Устами одного из учеников был предан на смертную казнь Учитель, ранами Которого мы исцелились. Касанием уст раскаленного угля некогда был очищен и другой великий пророк Исайя, ради той же борьбы с идолами. Устами мы выражаем любовь к своим близким, устами касается мать своего болеющего ребенка, веря в то, что это касание облегчит его недуг. С соприкосновения уст под брачным покровом может зародиться новая жизнь.

В нашем храме перед началом пения Символа веры все молящиеся дают друг другу «Святое целование». Действительно, насколько это все таинственно и трепетно. Неужели в нашей церковной жизни не останется места для того, чтобы и Самому Христу дать целование? Причем не как Иуда, которого мы всегда упоминаем перед Причастием, дабы не повторить того предательского целования, а как верные последователи остальных учеников, некогда собранных за одной трапезой. Поскольку священник, в первую очередь, призван своими руками и устами повторять эту единожды имевшую место Трапезу, то и он достоин целования. И почесть воздается не столько ему лично, сколько самому священному сану вместе со словом-приставкой «отец» или «батюшка». Насколько мне известно, внутри Церкви такой проблемы не существует. Она более присуща новоначальным. Поэтому можно целовать не обязательно руку, но поручи – часть священнической одежды, которая одевается на запястье.

И последнее, что можно сказать касательно целования, — это «украшение» уст всякими помадами. Кроме практического замазывания икон, одежды, других священных предметов входящим в их состав животным салом, есть и аллегорическое значение. Нанесение помады символизирует прикрытие своих уст чем-то внешним. Это ширма, маска, которая скрывает твои истинные намерения. И получается, что ты прикасаешься лукавыми и лживыми устами, а не сообщаешь святое целование открытым сердцем.