Церковь Мытищи

В пяти километрах от Москвы посреди чистого поля стоит удивительной красоты деревянный храм. Окружающие его белокаменные башни, соединенные такой же белоснежной стеной, гармонично создают единый архитектурный ансамбль. Кажется, уже столетия стоит он здесь. Не многие знают, что храм этот построен совсем недавно, хотя истоки его ведут в далекое прошлое. Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское-Богоявленское известно с XVI в. По преданию, в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято-Троице-Сергиевскому монастырю, был построен и освящен деревянный храм в честь Сретения Господня. В польско-литовское разорение конца XVI — начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен. В 1677 г. «на церковной Никольской пустовой землей в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI — XVII вв. было приселком дворцового села Тайнинское, по указу царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословил строительство храма Святейший Патриарх Иоаким.

Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне в 1750 г. Еще одно упоминание о храме в честь Богоявления Господня мы находим в архивах Московского уезда, Четвертого стана Московской губернии за 1852 г., где дословно записано: «село Богоявленское Удельного ведомства,одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево». В 1871 г., по прошению прихожан, к деревянной холодной церкви в селе Никольском — Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 гг. вместо разобранной деревянной церкви известным местным землевладельцем фабрикантом А.К. Ленточниковым был построен каменный Богоявленский храм. В 1916 г. в документах VI благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм в честь Богоявления Господня с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

После Октябрьского переворота 1917 г. в приходе храма Богоявления Господня состояли деревни Сгонники, Ядреево, Челобитьево, Волково, Ховрино, Бородино. К 1925 г. причт храма состоял из настоятеля — протоиерея Иоанна Петровича Купленского и псаломщика Акима Савича Колюжного. Жителями близлежащих деревень с незапамятных времен почитались иконы святых Угодников Божиих,которые видимым и невидимым предстательством покровительствовали этим деревням. Иконы Илии Пророка— в деревне Ховрино, святителя Николая — в деревне Челобитьево, великомученицы Параскевы — в селе Бородино, иконы Успения Матери Божией — в деревне Ядреево, Преображения Господня— в деревне Волково. В 1934 г. было принято решение о закрытии храма Богоявления Господня который был передан для нужд общеобразовательной школы. Церковная утварь, иконы и все, что принадлежало храму, большей частью было разграблено. Некоторую часть удалось передать немногим в то время действующим церквям.

За период с 1934 г. и до нашего времени здание церкви занимали многие организации, которые нанесли непоправимый ущерб и почти разрушили его. Последним надругательством безбожной власти, решившим судьбу здания храма, было размещение в его стенах завода химической промышленности, и затем организации «Мосхимзащита». В алтаре храма выкопали хранилище для ядовитых отходов — отработанного цинка. С годами церковное здание превратилось в уродливые, немыслимые нагромождения, в которых с трудом можно было разглядеть остатки колокольни и застроенный до неузнаваемости алтарь. В период с 1946 по 1955 гг. все, что еще оставалось напоминанием о Богоявленском храме, было осквернено и варварски уничтожено. По свидетельству очевидцев, кладбище, окружавшее алтарную и правую стороны храма, перепахали бульдозерами. Останки священнослужителей, похороненных под алтарем, тайно выносили вместе с грунтом на кладбище, где закатывали тяжелыми гусеницами. Позже эту землю раздали под дачные застройки. И все же в 1993 г. в селе Сгонники при разрушенном Богоявленском храме вновь образовалась православная община. С 1994 г. начались служения молебнов в старом церковном здании, бывшем ранее сторожкой, а ныне используемом как библиотека. В 1995 г. на Богоявленский приход был назначен священник Владислав Дергачев. С этого момента началось постоянное служение Божественной литургии в той же библиотеке при храме, которое продолжалось в течение трех лет. Здание самого храма занимала и занимает по сей день организация «Мосхимзащита». К величайшему сожалению, все попытки вернуть храм верующим оказались безуспешными. Экспертиза установила, что стены, и территория храма заражены. Для безопасности и здоровья людей пришлось бы не только удалить из алтаря контейнер с химическими отходами, но и снять грунт на глубину 70 см на всей близлежащей территории храма, а также полностью разобрать кирпичные стены. По официальному заключению комиссии передача храма верующим и его возрождение на исконном месте были невозможны. Стал вопрос о переносе Богоявленского храма на новое место.

В 1996 г. на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. 24 февраля 1998 г., по благословению митрополита Ювеналия, благочинный Мытищинского округа игумен Александр (Агриков) освятил новый храм. Приход постепенно разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. 11 мая 2003 г., по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела. Построены просфорня и мастерские. Возведены здания крестильни, водосвятной башни-часовни, дома причта. Начато строительство богадельни.