Церковь в абхазии

Древнейшие христианские храмы Абхазии: Мюссерский храм, Цандрыпшский храм и Бедийский собор. Памятники архитектуры мирового масштаба и места поклонения религиозных паломников со всего мира.

Мюссерский храм

Мюссерский храм

Жемчужиной абхазской церковной архитектуры считается Мюссерский храм X-XII веков, расположенный в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль знаменитых пляжей курорта «Золотая бухта», затем петляет среди холмов, гребней и ущелий Мюссерского заповедника. Шоссе окружают дубовый, грабовый и каштановый лес, самшитовые перелески, заросли боярышника, кизила и орешника.

В центре обширной поляны, с которой виднеется голубая гладь моря, высятся древние стены, обросшие плющом и кустарником. Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Храм хорошо освещался двенадцатью арочными окнами, расположенными на одной высоте с гениконом (женским отделением), и только в восточной части царил полумрак, рассеиваемый во время службы обильным светом лампад. Кроме главного зала в храме было еще несколько помещений (дьяконник, жертвенник) и верхний ярус, на который вела каменная лестница. Вокруг храма была возведена каменная ограда, частично сохранившаяся до наших дней. Фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и боковых приделах сохранились лучше, но пол порос травой, а через окна внутрь свисают ветви деревьев.

О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Во время турецкого владычества храм и другие каменные сооружения были разрушены, жители окрестных поселений бежали в безопасные места. Затем берега Мюссеры с ее природными укрытиями стали прибежищем пиратов и контрабандистов, и только после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в этих местах воцарилось спокойствие.

Цандрыпшский храм

Был построен в VI веке и расположен у самого берега моря, между реками Хашупсе и Мехадыр в селе Цандрыпш. На этом месте сохранились следы древней крепости и поселения, а в средние века здесь был торговый порт Абаза.

Цандрыпшский храм

Цандрыпшский храм – наиболее значительный, крупный и сложный в архитектурном отношении памятник раннеюстиниановской эпохи на территории Абхазии. Храм был богато украшен византийским мрамором, он представляет собой трехнефную базилику с тремя выступающими апсидами, нартексом и примыкающим к нему портиком. Наружные размеры храма — 27,5 х 16,8 м. Он выложен из грубо отесанного камня, но восхищает красотой своих пропорций. Основной остов храма построен из довольно крупных тесаных блоков белого известняка, при этом применен белый с кремовым отливом известковый раствор. Храм был оштукатурен изнутри. Древняя тонкая известковая обмазка кремового цвета, хорошо заглаженная, сохранилась кое-где в виде небольших фрагментов. Архитектура и акустика храма свидетельствует о высоком мастерстве ее зодчих. Для улучшения акустических характеристик мастера, строившие храм, вставляли в стены полые сосуды.

Храм несколько раз перестраивался. Во время первой переделки в XV-XVI вв. храм был превращен в крепость. В 150 м к востоку от храма сохранились мощные фундаменты трех башен. Башни сложены из бутового камня с добавлением плоского кирпича. Между ними были возведены стены, их направление позволяет сделать вывод, что храм находился на территории крепости.

Бедийский собор

Бедийский собор

Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.

В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами. Стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.

Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, дотируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов.

В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году.

Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века.

В настоящее время в Бедийском соборе ведутся реставрационные работы.