Церковь в пинске

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор (Собор Святой великомученицы Варвары, Варваринская церковь) — православная церковь в Пинске, кафедральный собор Пинской и Лунинецкой епархии. Находится на улице Советской, 34. Памятник архитектуры барокко. Наиболее поздний памятник храмостроительства ордена бернардинцев в Великом княжестве Литовском.

Как составная часть ансамбля бывшего монастыря бернардинцев Варваринская церковь наряду с монастырским корпусом, звонницей и росписью алтарной части входит в «Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь», являясь объектом историко-культурного наследия республиканского значения (категория № 2). Престольный праздник в храме — 17 декабря (день памяти Святой великомученицы Варвары).

В 1712 году в пинском предместье Каролин был построен деревянный костёл Михаила Архангела по фундации Михаила Вишневецкого и его жены Екатерины из Дольских: гетман великий литовский выписал бернардинцам 8547 рублей серебром, назначив также жалование и ежегодную выплату в 1700 злотых и 41 бочку разного зерна, и подарил луг.

Данный костёл наряду с небольшим одноэтажным деревянным зданием пинского монастыря бернардинцев отобразил на своей карте бернардинских монастырей литовской провинции, выгравированной в 1750—1760-е года, Гирш Лейбович. В 1786 году на месте данного деревянного костёла в монастыре бернардинцев был возведён каменный костёл Михаила Архангела, представлявший собой небольшой однонефный бескупольный храм с большой полукруглой алтарной апсидой.

В. Грабовский, городничий Берестейского воеводства, выдал на строительство храма 16 тысяч злотых.

Примерные размеры храма, покрытого черепицей и имевшего подвал, были следующими — 29,8 x 14,4 x 12,4 м. Хоры костёла, устроенные в нартексе, опирались на два массивных крупных столба. Главный фасад, равный по ширине кораблю храма и отличавшийся лаконичной архитектурой, отличали арочный портал входа и треугольный фронтон.

Барочную декорацию его составляли плоскорельефные пилястры, а также ниши, наличники и пояса такой же пластики. Пристроенные к костёлу со стороны главного фасада две трёхъярусные башни, увенчанные небольшими куполами, с двумя нижними четвериковыми и верхним восьмериковым ярусами («восьмерик на четверике») до наших дней не сохранились.

В 1795 году отдельно была воздвигнута каменная колокольня под черепичной кровлей. В начале XIX века были достроены сакристия и прилегающее помещение. В 1832 году, после восстания 1830—1831 годов, монастырь бернардинцев был закрыт. В 1830-е годы произошла реконструкция костёла под православную Свято-Варваринскую церковь. При этом был внесён ряд архитектурных изменений: высокая стропильная крыша была заменена на более покатую; в центре конька был возведён фальшивый барабан с луковичной главой. При этом был сохранён позднебарочный фигурный аттиковый фронтон.

Сам собор, двухэтажный монастырский корпус, пристроенный в начале XIX века к храму с северной стороны и вмещавший в 1858—1875 годах православный женский Варваринский монастырь (ныне — онкодиспансер), и двухъярусная звонница, воздвигнутая в стиле классицизма с западной стороны от храма, составляют единый архитектурный ансамбль. В период нахождения Западной Белоруссии под властью Польши храм продолжал действовать как православный. Так, в издании 1936 года, выпущенном накануне открытия в Пинске первой полесской сельскохозяйственной выставки, церковь Святой Варвары упомянута как православная в списке культовых зданий города (адрес того времени — ул. Бернардинская, 38).

В середине XX века интерьер данного храма был обновлён: в частности, был установлен новый иконостас, а также была выполнена роспись алтарной части. Долгое время данная церковь, прозванная в народе «намоленной», оставалась единственным православным храмом города Пинска: именно здесь «множество поколений пинчан …крестились, венчались, отпевались».

В рамках подготовки к круглой дате — к 180-летию со дня освящения храма — в нём несколько лет велись ремонтно-реставрационные работы: был сделан капитальный ремонт внутри храма, были заменены пол и отопление, а также был установлен новый иконостас. Был осуществлён ремонт фасада данной церкви, планировалось также строительство входного тамбура согласно проекту, сохранившемуся с начала XX века. Настоятелм собора является протоиерей Константин Балакай (благочинный Пинского благочиния, секретарь епархии). При храме действуют воскресная школа (как для взрослых, так и для детей), небольшая библиотека» и православный молодёжный центр в честь преподобномученика Макария, а также сестричество во имя Св. вмц. Елисаветы.

Архитектура

Чёткий и компактный прямоугольный объём собора, представляющего собой однонефный безбашенный храм, сочетается с развитой полукруглой (полуциркульной) алтарной апсидой с пресбитерием, непосредственно связанным с главным залом.

Завершением главного фасада, ось симметрии которого выделена прямоугольным входным проёмом, высоким арочным оконным проёмом над ним и круглой люкарной завершающего трёхлопастного фронтона сложного профиля, служит фигурный аттик с маковкой в стиле позднего барокко, чьи плавные абрисы призваны подчеркнуть центрально-осевое построение фасада.

Декором же фасада, раздёлённого на три части пилястрами большого ордера, служат раскрепованные карнизы, пилястры, боковые экседры, пояски, обрамления окон и прочие детали. Ритмичное расчленение боковых фасадов, являющихся плоскостными, создаётся при помощи высоко поднятых арочных проёмов и лопаток в простенках.

По центру собора, имеющего двухскатную крышу, воздвигнут восьмигранный деревянный барабан с луковичной главой. Оконные проёмы, расположенные в два яруса, имеют полуциркульное завершение.

Перекрытием залу служит цилиндрический свод с распалубками на одиночных подпружных арках, в то время как перекрытие большой крипты, находящейся непосредственно под храмом, составляют массивные крестовые своды в два пролёта. Для укрепления цилиндрического свода служат сильно выступающие пилоны, украшенные пилястрами.

В свою очередь, подпружные арки, перекрывающие пространство между пилонами, идут в продольном направлении. Использование данного приёма было направлено на усиление статики высоких стен собора и восприятие распора сводов из-за отсутствия боковых нефов. Профилированный карниз, отделяющий своды от стен, опоясывает последние, будучи оптически продолженным и в апсиде.

В стенах собора встречаются ряды плинфы. Хоры, размещённые в западной части зала над входом, опираются на два столба. Полукруглую апсиду, расчленённую на два яруса рисованным орнаментальным фризом (с гирляндами), в который переходит профилированный карниз, покрывает монохромная роспись в технике гризайль в стиле раннего классицизма, имитирующая разнообразные архитектурные приёмы.

Так, в нижнем ярусе размещены изображения полуротонды и расходящихся галерей, которые образует ряд пилонов и колонн коринфского ордера, за счёт чего передаётся глубинная перспектива пространства. Декор, аналогичный прорисованным на крыше ротонды кессонам, имеется на подпружных арках главного зала; в распалубках свода помещены «иллюзионистические» купола. Лучковые окна конхи, над которыми нарисованы небольшие плафоны, обрамляет стилизованный растительный орнамент. В конхе апсиды находится изображение начала XX века — «Богоматерь с младенцем».

Иконы

В соборе находятся следующие образа: «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», «Покров» (1732), «Богоматерь Умиление» (1751), «Три святителя» (1765), «Спас Пантократор» («Христос Вседержитель») (1776), «Николай Чудотворец» и «Троица Ветхозаветная» (XVIII век), образ-феретрон «Вход в Иерусалим» и «Воскрешение Лазаря» (середина XVIII века), «Житие святых Екатерины и Анны» (XIX век), а также на алтарной стене присутствует фресковая роспись XIX века — «Богоматерь». Храмовой иконой является образ Святой великомученицы Варвары с частичками мощей.

Образ «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская», являющийся памятником иконописи XVI века и отличающийся художественной выразительностью, вытянутыми пропорциями и в некоторой степени тёмной красочной гаммой, был выполнен яичной темперой на доске, на данный момент — под потемневшей олифой. Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР, — 188?139?2,5.

Богоматерь, представленная на позолоченном фоне практически поколенно, облачена в следующие одежды: синий хитон с бело-красной каймой, которую по горловине и рукавах украшает позолоченный и жемчужный орнамент; мафорий тёмно-красного цвета на розовой подкладке и синий чепец.

Богомладенец, сидящий на её левой руке, облачён в охристо-синий хитон и тёмно-красный с тонко нанесённым ассистом плащ. Богомладенец, держа в левой руке свиток, правой рукой же благословляет.

Ангелы, выглядывающие вверху по углам из-за синих драпировок, облачены в одежды красного и белого цветов и держат Орудия Страстей. Нимбы Богоматери и Богомладенца ографлены, так же как и орнаментированные извилистые побеги. Характерными чертами данного образа являются необыкновенная величественность композиции и монументальный образный строй наряду с подчёркнутой экспрессивностью изобразительного языка.

Указанием на связь иконы, выполненной в традициях древнерусского искусства и, тем не менее, имеющей явные черты византийской традиции, с позднепалеологовским возрождением служат утончённый рисунок, классически правильные черты лица, богатый и довольно жёсткий ассист и густой колер. Уклон в графичность, выделяющий данную весьма профессионально выполненную переработку греческого образца, сильно отличает образ от икон новгородского круга той же иконографии.

В то же время колорит, красота, силуэт и музыкальность линий данного образа, его трепетная и деликатная живопись ликов тёмной карнации перекликаются с творениями иконописца Дионисия. Возможно, именно данная икона является той самой известной реликвией упразднённого пинского Лещинского монастыря, о которой в конце XIX века упоминали краеведы А. И. Миловидов и Л. Паевский.

Образ «Богоматерь Умиление», датирующийся 1751 годом, выполнен на доске яичной темперой, использованы также были металл, серебрение, чеканка, литьё, гравировка, стекло; на данный момент — под потемневшей олифой. Размеры иконы, которую выявила в 1958 году 3-я экспедиция Государственного художественного музея БССР, — 120?69?2. Внизу ризы образа в две строчки размещён следующий текст: «Я, Тымовей Хыль с женою своею Ирыною, надаю шату престой Богородице Богоявленской року (1751)».

В литературе

Лесков Н. С. в книге путевых очерков «Из одного дорожного дневника», описывая своё пребывание в Пинске, сообщает о Свято-Варваринском соборе следующее:

В ограде этого монастыря помещается довольно красивая церковь в западном стиле, большой каменный корпус, в котором отделана только одна небольшая часть и большой деревянный флигель.

Я шёл в монастырь для того, чтобы видеть … фрески, оставшиеся на стенах храма братьев бернардинов. …

Фрески сохранились только справа, над окном, да в алтаре над горним местом. Последняя картина аль фреско, изображающая архангела Михаила, поразившего дьявола, очень хорошо сохранилась. Остально всё густо забелено мелом.
— Зачем вы, матушка, забелили стенопись? — спросил я игуменью, выйдя из алтаря.
— Да как было не забелить? Всё было стёрто, поцарапано, безобразно уж было.
— Отчего же она так попортилась?
— Провиант тут жиды насыпали, ну, сырость от него шла, пыль, лопатами царапали.
— Так очень уж были попорчены картины?
— Совсем попорчены, нельзя было не забелить.

Свято-Варваринский собор
Свята-Варварынскі сабор
Страна Белорусь
Местоположение Пинск
Конфессия Православие
Епархия Пинская и Лунинецкая епархия
Архитектурный стиль барокко
Дата постройки 1786 год
Сайт

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Свято-Варваринский собор, Пинск, Беларусь

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Рекомендуйте эту страницу другу!

Кафедральный православный собор во имя святой Варвары в Пинске, имеет необычную судьбу. В ней отразились перипетии белорусской истории XIX века. Изначально храм носил иное название, а молились в нем монахи-католики.

Предыстория и возведение каменного храма

Предшественником Варваринской церкви можно считать костел Архангела Михаила, построенный из дерева в 1712 году по инициативе князя Михаила Вишневецкого. Он же финансировал его строительство.

Храм был отдан во владение монастырю бернардинцев. Его изображение попало даже на карту монастырей знаменитого гравера Радзивиллов — Гирши Лейбовича.

Через 74 года вместо деревянного костела возвели каменный барочный храм. Он отличался изяществом и лаконичной архитектурой. К храму, со стороны фасада, пристроили две башни в три яруса с куполами. А в 1795 году воздвигли чуть поодаль колокольню.

А после грянуло восстание 1830 года …

Святая Варвара для православных и католиков

После поражения восстания правительство распорядилось передать здание костела Русской православной церкви, а бенедиктинский монастырь закрыли навсегда. Храм был реконструирован в 1830 году и, уже в качестве православной церкви, был освящен в честь святой великомученицы Варвары.

Символично, что святую Варвару (Барбару) чтут как в православии, так и в католицизме. Она считается защитницей от внезапной смерти и спасительницей в бурях и пожарах.

Иконы Свято-Варваринского собора

Храмовой иконой кафедрального собора является сейчас образ святой Варвары. Здесь также хранится частичка мощей Варвары-мученицы. Кроме этого, в храме находится целый ряд старинных икон XVI-XVIII веков.

  • «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» — памятник иконописи XVI века. Чудотворная икона выполнена на доске яичной темперой в традициях древнерусской иконописи с чертами византийской традиции. Характеризуется монументальностью образного строя и величественной композицией.
  • «Богоматерь Умиление» — образ выполнен яичной темперой на доске с использованием серебрения, металла, чеканки и гравировки. Датируется 1751 годом.
  • Икона Трех Святителей (1765).
  • «Троица Ветхозаветная» (XVIII век).
  • «Спас Пантократор» (1776).
  • «Николай Чудотворец» (XVIII век).

На алтарной стене храма можно увидеть также фресковую роспись XIX века.

Архитектура собора

Уже во время реконструкции 1830 года храм изменился внешне. На нем установили купола и сделали крышу более покатой. Но позднебарочный фронтон остался прежним.

Сейчас собор – это однонефный безбашенный храм с полукруглой апсидой и центрально-осевым фасадом. В качестве декора используются карнизы, пилястры и пояски. По центру здания воздвигнут восьмигранный барабан с луковичной главой.

Кафедральный собор поражает внешним величием и богатством интерьера. Он входит в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Намоленный храм

Этот собор горожане не зря называют намоленным храмом. На службы сюда приходят тысячи верующих. Большой интерес вызывает Варваринский собор и у туристов.

В настоящее время это кафедральный собор Пинской и Лунинецкой епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. Его настоятель — протоиерей Константин Балакай. При церкви действуют воскресная школа, библиотека и молодежный центр. Храм расположен в Пинске на улице Советской, 34.

В подмосковном городе Волоколамске в старину насчитывалось пять православных монастырей. Все они были упразднены при Екатерине II и обращены в обычные приходские храмы. Историю одного из этих монастырей, называвшегося Варваринским, связывают с именами Волоцкой княгини Иулиании и великого князя московского Василия III – отца царя Ивана Грозного. После закрытия Варваринской обители ее соборный храм был освящен как Покровский. В советские годы церковь не подвергалась разорению и оставалась действующей.

Первые документальные упоминания Варваринского монастыря относятся к двадцатым годам XVII столетия. В писцовых книгах 1626 года обитель описывалась следующим образом: «На Волоке, на посаде, Варварской девичь монастырь, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы древяна клетцки, да церковь Христовы мученицы Варвары древяна ж ветха, завалилась; а в монастыре в келье игуменья Варсанофия Егубова, да восмь келей, а в них осмнадцать стариц…» В переписных книгах 1715 года впервые упоминалась каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая в перестроенном виде сохранилась до сегодняшнего дня. Она была возведена в 1695 году на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной. После секуляризации церковных земель в 1764 году Варваринский монастырь был упразднен, а Успенская каменная церковь стала обычной приходской. При этом храм сменил свое название: главный престол был заново освящен, после чего Успенская церковь стала Покровской. В храме со временем были устроены приделы во имя великомученицы Варвары, Успения Пресвятой Богородицы и мученика Уара Египетского.

Существуют две версии происхождения наименования женского монастыря в Волоколамске в честь великомученицы Варвары. Согласно первой, это было косвенное посвящение скончавшейся в 1503 году княгине Иулиании – супруге волоцкого удельного князя Бориса Васильевича. Святая Иулиания была небесной покровительницей княгини, а день памяти этой святой совершается 4 декабря (17 декабря по новому стилю) в один день с памятью св. Варвары, поскольку, как известно из жития последней, обе мученицы пострадали и были казнены в одно время.

Варвара родилась в семье богатого язычника Диоскора. Он построил для единственной дочери башню, где отроковица росла в заточении, скрытая от глаз посторонних. Когда пришло время выдать Варвару замуж, Диоскор столкнулся с твердым отказом дочери вступать в брак. Отец решил выпустить затворницу, чтобы она пообщалась с замужними женщинами и изменила свое намерение, однако, по-видимому, святая встретилась на воле с христианами, восприняла новую веру и решила принять крещение. Узнав об этом, отец велел схватить Варвару и отправить на суд правителя Маркиана. Христианку подвергали пыткам, чтобы она отреклась от Христа, но каждый раз раны святой чудесным образом заживали. Свидетельницей страданий Варвары стала женщина по имени Иулиания. Она открыто обличала мучителей, хотя и не была знакома со святой. Маркиан велел пытать ее вместе с Варварой. Увидев твердость духа Варвары и разделившей с ней страдания Иулиании, правитель отдал приказ обезглавить обеих. Вот почему память Варвары и Иулиании празднуется в один день, а Волоцкая княгиня могла считать своими небесными покровительницами обеих мучениц.

Согласно второй версии женскую обитель назвали Варваринской в память о московском великом князе Василии III, который тяжело заболел в Волоколамске и скончался в день памяти великомученицы 4 декабря 1533 года. Василий III, к слову, был племянником Бориса Васильевича и княгини Иулиании. В церковной политике Василий III поддерживал партию иосифлян и особо чтил Иосифо-Волоцкую обитель. В Москве он построил два прекрасных храма: Архангельский собор в Кремле и церковь Вознесения в Коломенском.

Обстоятельства кончины Василия III подробно описаны у С.М. Соловьева в «Истории России с древнейших времен». После ухода крымских татар из Московских пределов в сентябре 1533 года великий князь Василий Иванович вместе с семьей отправился в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда – в Волок Ламский, чтобы «потешиться любимою своею забавою, охотою». По дороге в селе Озерецком на сгибе левой ноги у великого князя появилась багровое пятно размером с булавочную головку. В первых числах октября он прибыл в Волоколамск уже больным, хотя первое время продолжал участвовать в пирах и охоте. Вскоре болезнь усилилась, и Василий III мог принимать пищу только лежа в постели. Две недели великий князь пробыл в своем селе Колпь, где лекари прикладывали к болячке пшеничную муку с пресным медом и печеный лук. Вскоре Василий III захотел вернуться в Волоколамск, но так как верхом ехать не мог, слуги несли его на руках. По прибытии в город князю стало немного лучше: из раны вышел целый таз гноя, а после прикладывания мази опухоль опала. Было решено ехать в любимый Василием Иосифо-Волоцкий монастырь. Вид беспомощного и больного князя поразил монастырскую братию. Соловьев писал, что во время службы в монастыре диакон не мог окончить ектенью от душивших его слез. Василий III слушал литургию, лежа на одре на паперти.

В конце ноября умирающий великий князь Василий Иванович вернулся в Москву. У С.М. Соловьева описано, как в забытьи князю явилась великомученица Екатерина. Он произнес: «Великая Христова мученица Екатерина, пора царствовать; так, госпожа, царствовать». Очнувшись, Василий попросил священника принести икону святой и приложился к ее образу. Перед самой смертью Василий III пожелал по обычаю принять иноческий чин. Он был пострижен в монахи с именем Варлаам после чего вскоре скончался в полночь 4 декабря в день памяти святых мучениц Варвары и Иулиании. Монахи любимого Василием Ивановичем Иосифо-Волоцкого монастыря облачили тело князя в иноческие одежды для погребения, и вынесли гроб из царских покоев в храм с пением «Святый Боже!».

В советские годы Покровский храм не закрывался. Небольшому городу Волоколамску посчастливилось в эти годы иметь сразу две действующие православные церкви – Покровскую в западной части, и Рождества Пресвятой Богородицы в Возмище на восточной окраине. В Покровском храме хранились две старинные иконы великомученицы Варвары, позднее переданные в музей Сергиева Посада. Сегодня в храме особо почитается образ Божией Матери «Достойно есть».