Церковное красноречие

Богословско-церковное красноречиетакже одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы.Основным видом богословско-церковногокрасноречия является проповедь,неизменно исполненная веры, что онавоплощает «абсолютную истину», хотя ине исключает раздумий слушателей над»смыслом жизни». Наиболее характернаяее черта – морально-этическаяназидательность. Ритор не видит нуждыв том, чтобы аргументировать и точнодоказать свои мысли. Он говорит «словомбожьим», а оно, как принято по церковномукатехизису, «не подлежит проверке».Любое стремление к действительномузнанию и даже «излишнее любопытство»всегда осуждались церковью. Вот почемувсякая церковная проповедь построенапрежде всего на том, что все в мире «вруке божьей».

Заключение.

Идеальной, прекрасной вряд ли может внаше время считаться речь всего лишь»словесно красивая», а тем более чрезмернокрашенная.

Красота речи в наши дни во многом сродникрасоте любого предмета обихода — этопрежде всего функциональность,соответствие своей основной задаче.Чем лучше и полнее речь осуществляетцель говорящего — привлекает вни­маниеслушающего, тем она совершенней. Красотаречи – это также стройность еемыслительного каркаса, смысловаянасыщенность и глубина.

Простота и сила, присущие ораторскимоб­разцам античной классики, приобретаютсегодня особое значе­ние. Хорошуюсовременную публичную речь можноохарактери­зовать так же, как некогдабыло сказано о речах замечательногоафинского оратора и политическогодеятеля Демосфена (384— 322 гг. до н. э.):»Не ищите у него украшений: там имеютсятолько доводы. Аргументы и доказательстваскрещиваются, подталки­вают другдруга, стремительно бегут перед вашимиглазами, вы­брасывая на ходувосхитительные блестки антитез».

Значит, современная речь — это некая»литературная геометрия», результатусиленной мыслительной работы, этосоразмерное здание, логически выстроенноеиз четких смыслов точно употребленныхслов

Литература

1. Аннушкин В.И. Русская риторика:исторический аспект. М., 2003;

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи:Учеб. пособие для студентов гуманитарныхфакультетов вузов. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2003;

3. Граудина Л.К. Русская риторика. М.,2001;

4. Михальская А.К. Основы риторики: Мысльи слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11кл. общеобраз. учреждений. — М.:Просвещение,1996;

5. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., КашаеваЕ.Ю. Русский язык и культура речи: Учебноепособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс,2000;

6. Культура русской речи: Учебник длявузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Н. Ширяева.М., 2002.

Атмосферное событие «Идеальная Формула»

25 сентября 2016 года в 16:00, в Kharkiv Premier Palace (Бальный зал),

эксклюзивно для Харькова, состоится Атмосферное событие в честь Дня

Рождения компаний-партнёров:

Академия стиля и макияжа «Image'Inn» (1год) + Тренинговая компания

«Красноречие» (6 лет) = Школа успешных женщин «Perfect Woman» ( 7 лет)

Под счастливой формулой «РОЖДЕНИЕ УСПЕШНЫХ 6+1=7 лет»

Мы проведём полезное, стильное, познавательное, праздничное мероприятие!

Мы объединены единой задачей — помогать всем, кто хочет стать успешным,

избавиться от проблем, которые тормозят развитие, узнать современные

тенденции в разных сферах личностного роста, в мире моды и стиля.

Проекты, которые подталкивают к изменениям, дают знания и силы успешно

управлять своей жизнью.

7 лет вместе! 7 лет — время для перезагрузки. Мы предлагаем всем вместе

посмотреть на себя другими глазами, найти свою точку отсчета, найти опору для

изменений и получить максимальный результат. Лучшие для лучших!

Описание мероприятия

Целевая аудитория: Женщины 20-50 лет

Программа мероприятия:

• Special guest – Дизайнер из Киева с новой коллекцией 2017;

• Авторский мастер-класс Елены Почуевой;

• Авторский мастер-класс Инны Евтиховой;

• Мастер-класс и эксклюзивный показ причёсок от Николая Явдошенко

«Голливудская укладка», NY Beauty Laborotory;

• Личные рекомендации Анастасии Солдатовой о продвижении себя и своего

бренда после успешного завершения бизнес обучения в Москве;

• Финал телевизионного проекта «Perfect Woman—это Я?»

• Знакомства и нахождение полезных контактов;

• Показ конкурсных работ лучших стилистов Инны Евтиховой-победителей

международных конкурсов;

• Праздничный торт для всех гостей;

Организаторы мероприятия:

Школа Успешных женщин «Реrfect Womаn», основатель Анастасия

Солдатова;

Школа Успешных женщин «Реrfect Womаn» — школа, которая объединяет

женщин разных возрастов в стремлении раскрыть свой природный потенциал.

Школа окрыляет и вдохновляет женщин, как в личной жизни, так и в бизнесе.

Школа Красноречия, основатель Елена Почуева;

Тренинговая Компания «Красноречие» — Основными направления

деятельности: развитие речевых навыков, навыков эффективной коммуникации и

личная эффективность. В «Красноречии» избавляют от страхов, помогают стать

уверенными, повышают самооценку и показывают путь достижения поставленных

целей.

Академия стиля и макияжа «Image’Inn», основатель Инна Евтихова

Академия Стиля и Макияжа «Image Inn» — академия дает профессиональные

знания в сфере имиджмейкинга. Студенты академии приобретают новую

современную профессию, а также знания, которые помогают создать собственный

неповторимый стильный образ.

Ссылки с подробной информацией о нас:

Билет№ 18

Правилавысшего красноречия Сперанского

Будучипреподавателем красноречия вАлександро-Невской семи­нарииСперанский написал трактат «Правилавысшего красноречия» (1792). Этакнига посвященаискусству церковной проповеди. Сочиненияотличают авторская наблюдательность,эрудиция, изысканность формы и выражения.

Сперанскийоснованием красноречия считал страсти.Сильные эмоции и живое воображение дляоратора совершенно необходимы. В самомделе, примечено, что у самых грубыхнародов вырывались черты, достойныевеличайших ораторов. Сперанский писал:»Поставьте дикого, рожденного с духомпатриотизма и независимостии снабженного сильным воображением втакое же сопряжение обстоятельств, вкаком стоял Демос­фен, растрогайтеего страсти, и дайте свободно излитьсяего душе: и вы увидите в нем мысли высокие,сильные, поражающие». Всёразличие между ним и Димосфеном со­стоятьбудет только в том, что его мысли будутбез связи, без ис­кусства;его речь будет сильна, но отяг­ченаповторениями, без гармонии.

Сперанскийдает такое определение красноречию:красноречиеесть дар потрясать души.Нельзя обучитькрасноречию, так же как нельзя обучитьиметь бли­стательноевоображение и сильный ум. Но можнонаучить тому, как пользоватьсяэтим даром. Это и есть риторика.

Сперанскийразличает два способа воздействия наслушателей: философский и церковный:в первом случае говорят уму, во втором– сердцу. Еслиоратор говорит лишь о мнениях философов,о причинах и со­мнениях,убеждениях, возбудит ли он страсти ичувства аудитории? Его примеры облегчатвоображение, но восполят ли они его?Ораторпросветит ум, но что он скажет сердцу?– вопрошает Сперанский в своей книге.

Вцерковном же слове нравственные истиныпросты и известны всем. Слушательприходит в церковь с готовою истиною,но она в нем мертва и задачей проповедникаявляется оживить ее.

Далеея приведу краткую характеристикуосновных частей речи как это представилСперанский в «Правилах».

Вступлениедолжно быть простым, ононе должно слишком далеко начи­натьсяот темы и не должно слишком близко к нейподходить.

Нестоит мудрить в приготовлении втсупления.Для начала надопознакомиться с своим слушателем,при­учитьего за собой следовать. Когда слушательвойдет в образ ваших мыс­лей,то те понятия, которые вначале показалисьбы ему непонятными, будуттогда вразумительны, так как он пойметих значение и точку, с которой следуетих рассматривать.

ДалееСперанский говорт о «страстном слове».Ора­тордолжен сам быть пронзен страстью, когдахочет родить ее в слу­шателе. Спокойнаядуша совсем по-другому смотрит напредметы, иначе мыс­лит,иначе обращается, иначе говорит, нежелидуша, потрясаемая страстью.

Итак,можно выделить главные черты в рассуждениио страстном:

  1. Страстноедолжно занимать главное место вдоказательствах.

  2. Основастрастей есть чувствительность ивоображение.

  3. Чувствуй,ежели хочешь, чтоб другие с тобойчувствовали.

Послевступления и доказательств следуеттретьея и последняячасть речи – заключение.

Сделатьзаключения сухими и холодными значитпотерять плод своего слова. Сперанскийпишет: «Слушательв продолже­ниеречи был движим вместе с вами страстью.Сердце его, ослабев­шееот потрясения, уже готово сдаться — длячего не пользу­етесьвы его расположением? для чего погашаетевы огонь в то са­моевремя, как он должен быть в величайшейсвоей силе? Вот что значитразрушить своими руками собственноесвое творение».

Сперанскийвыделяет дваглавных правила для расположения мыслей:

  1. Всемысли в слове должны быть связаны междусобою так, чтободна мысль содержала в себе, так сказать,семя другой.

  2. Второеправило в расположении мыслей состоитв том, чтоб всеони подчинены были одной главной.

ДалееСперанский рассуждает овиде оратора вообще.

Далееавтор говорит о трех состовляющих видаоратора: олице, о голосе и о выговоре.

Кточувствует, и чувствует сильно, у тоголицо есть зеркало души. Языклица всегдапризнавался наиболее верным толкователемдушевных чувств.Часто один взгляд, одно движение бровиговорит больше, чемвсе слова оратора; а особенно глаза,орган души столько же силь­ный,столько же выражающий, как и язык, долженследовать за всемидвижениями оратора и переводитьслушателям чувства его сер­дца.

Счастливтот, кого природа одарила гибким, чистым,звонкимголосом, замечает Сперанский. Древниенастолько уважали этот дар, что изоб­релиособую науку делать его приятным. Частоеупражнение, напряжение груди и вкус вмузыке могут дополнить или скрытьнедостаткиприроды. Но мы слишком мало заботимсяо всех этих наружныхдарованиях оратора, может быть, потому,что слишком малознаем человеческое сердце и не понимаемчто существо красноречия основано настрастях и, следова­тельно, напредубеждении, а потому по большей частина наруж­ности.

Твердыйязык, выливающий каждое слово, нестремительный ине медленный, дающий каждому звукудолжное ударение, есть необходимаячасть для оратора. Часто мы слушаем судо­вольствиемразговаривающего человека толькопотому, что его язык оборотливи выговор тверд.

Ив заключении Сперанский говорит, чтотот, ктохочет иметь дело с людьми,необходимо должен мыслить хорошо, ноговорить он должен ещелучше.

  1. Место учебнойдисциплины «Ораторское искусство» впрофессиональной подготовке юриста.Важность приобретения навыков публичногообщения для решения коммуникативныхзадач.

Публичныевыступления — это не только частьпрофессиональнойдеятельности большинства юристов,выступающих в судах, в ходе общественныхслушаний или на собрании акционеров.Традиционное выступление представляетсянам монологом оратора, украшеннымцветами его красноречия. Речи лучшихораторов во все времена признавалисьпроизведениями искусства. Нопрофессиональнойзадачей юристаявляется достижение конкретногорезультата (убедить суд в правильностисвоей позиции по поводу виновностиобвиняемого.). Этот результат — решениеслушателей. Принимая решение, ониотвечают юристу, соглашаясь или несоглашаясь с его мнением, аргументацией,советами. Таким образом, в профессиональнойдеятельности юриставыступление никогда не является простомонологом (лекцией в традиционномпонимании этого слова). Юрист всегдаработает в режиме диалога, рассчитываяна восприятие информации собеседником(клиентом, коллегой по работе, сторонойв переговорах, судом). Можновключить в свое выступление элементыдиалога, задавая вопросы, и получая изаудитории, в том числе неожиданные. Темсамым можно вызвать интерес и привлечьвнимание слушателей, использоватьответы для подчеркивания верности вашейпозиции или для демонстрации разнообразиямнений по проблеме. Можно прокомментироватьнекоторые ответы немедленно или далеепо ходу выступления. Вопросы и ответыпозволят вам оценить подготовленностьи восприятие аудитории. Вы можетеоттолкнуться от ответов, чтобы перейтик следующей теме или скорректироватьход выступления, изменить его содержаниеи форму. В ходе выступления можнопровести ролевую игру. Она сможетнаглядно проиллюстрировать содержаниеречи, убедить в точности высказываемыхаргументов. В некоторых случаях,особенно если выступление предполагаетсяочень продолжительным или состоящимиз нескольких отдельных «фрагментов»,можно разделить его между двумя ораторами.Периодическая смена выступающихподдержит внимание слушателей и позволиткаждому из ораторов максимальнососредоточиться на своей части. Врамках собственного выступления можнопредоставить слово и приглашенномуспециалисту для подготовленного краткогокомментария, что часто более эффективно,чем цитирование.

  1. Эволюция пониманияриторики: от античности до современности.Предмет изучения, цели и задачи общейриторики и частных риторик.

На раннем этаперазвития риторика (древнегреческая идревнеримская) сложилась как нормативнаядисциплина и входила в число 7 избранныхнаук. Классическая риторика содержала5 составных частей:

1.Инвенция,изобретение речи

2.Диспозиция,расположение речевого материала

3.Элокуция

4.Память

5. Произнесение.

Искусство красноречиякак особый вид творческой деятельностибыло порождением исключительно греческойкультуры и того мировоззрения, котороестало одной из основ европейскойцивилизации. В раннюю эпоху развитияобщественной жизни в Греции ораторскоеискусство занимало важнейшее место.

Всредневековье риторика развивалась воФранции, Германии, Италии.В Европе происходило переосмыслениеантичного культурного наследия.Несомненнасвязь риторики в это время с господствомотдельных художественных направленийи эстетических систем(барокко, классицизм). Особое развитиеполучили духовноекрасноречиеи жанр так называемой схоластическойриторики.Происходилопостепенное сформирование логическогои собственно художественного,стилистического направления в риторике,что определяло ее тяготение,с одной стороны, к грамматике, а с другой- к поэтике.

Всредние века европейские риторическиеидеи через Польшу и Украинупроникли в Россию Развитие русскойриторики приобрело особоезначение в истории нормализации русскоголитературного языка. Висторическом аспекте развитиеотечественной риторики прошло несколькоэтапов. Первым памятником, которыйявляется предшественникомриторик 17 в., исследователи считаюттрактат «Об образах», входящий в «ИзборникСвятославов 1073 года» и приписанныйГеор­гиюХуровскому. Первые занятия риторикойв России были сосредоточеныв монастырях — центрах древнерусскойкнижности. Это четыре центрадревнерусской книжности: Вологда сКирилло-Белозерским монастырем,Ростов Великий, Москва); Новгороди монастыри, расположенные вокруг него(«Риторика» Усачева1699 г.); Выгорецкое общежительствостарообрядцев; Киев с Киево-Могилянскойакадемией и Чернигов.

Особыйэтап в развитии отечественной риторикисоставил ломоносовскийи послеломоносовский период (серединаи последняя треть XVIIIв.). Именно в это время сложился каноническийтипрусской риторики,в которой отражалась и обобщаласьпрактика двуязычия (рус­скийи церковно-спавянский языки), котораяхарактеризовалась особым сплавомязыковых стилистических элементов -лексико-фразеологичес-ких,грамматических, синтаксических — врамках теории трех «штилей» М.В.Ломоносова. Систему взглядов накрасноречие М.В. Ломоносов изложил вдвух Риториках- краткой (1743) и «пространной»(1748). В последующийпериод так и не появилось труда, понаучным достоинствамравного ломоносовскому.

Вконце XVIII- начале XIXв.в. сложилась риторическая школароссийскихакадемиков, а затем и университетскаяшкола красноречия. Наиболеезначительные риторики этого временисвязаны с именами академиковМ.М. Сперанского, АС. Никольского, И.С.Рижского. В историиразвития русской риторики перваяполовина XIXв. считается наиболеепродуктивной. Под влиянием реформы Н.М.Карамзина, ориентированнойна сближение с европейской традицией,происходило становлениеновой стилистической концепциилитературного языка, что не моглоне отразиться во взглядах на новуюриторику — в трудах Н.Ф. Кошанского,А.Ф. Мерзлякова, АИ. Галича, К. Зеленецкогои др. Именнона этот период приходится болеешестнадцати риторик широкой теоретическойи практической ориентации, основнойпафос которых был направлен на определениепринципов организации прозаическихтекстов,всей сложившейся художественно-речевойпрактики. Учебная риторика,излагающая основы красноречия,существовала в двух формах:общей и частной риторики. Общая риторикаобобщала законы изобретения, расположенияи выражения мыслей, частная же разрабатывалапринципыстроения текстов по жанрам красноречия.Наиболее показательныдля того времени риторики Н.Ф. Кошанскогои К. Зеленецкого.Особые импульсы развитию риторическихидей в России были даны в 60-е годы XIXв., когда происходило становление иформирование русскогосудебного красноречия, достигшегозначительных вершин во второйполовине XIXв. Его рождение и бурный расцветобусловлены судебнойреформой 60-х годов. О теории русскогосудебного красноречия писалиК. Арсеньев, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков.

Внаши дни происходит возрождение интересак риторике; это естественнои гармонично согласуется с возрождениембесценных сокровищотечественной культуры. Риторика- классическая наука о целесообразноми уместном слове — востребована в нашидни как инструмент управления иблагоустройства жизни общества,формирования личности через слово.

Риторика-наука об ораторском искусстве икрасноречии. Языковые особенностиустного публичного выступления, сближаяриторику с поэтикой, предполагаютиспользование в риторическом произведенииприемов, рассчитанных на убеждениеслушателя, его экспрессивную обработку.Обучение публичной (ораторской) речипредусматривает формирование различныхумений (лингвистических, логических,психологических и др.), направленных наразвитие риторической компетенцииучащихся, т.е. способности и готовностиосуществлять эффективное общение.Предметом традиционной риторики, вотличие от поэтики, являлись толькопрозаическая речь и прозаические тексты.От герменевтики риторику отличалпреимущественный интерес к убедительнойсиле текста и лишь слабо выраженныйинтерес к иным, не влияющим на убедительнуюсилу компонентам его содержания. Риторикавключает два основных раздела — общуюриторику и частную риторику.

Частная риторикасодержит учение о конкретных родах ивидах словесности. Специально в частнойриторике изучаются те виды слова,которыми должен активно владеть всякийобразованный человек:

· письма по предметамобщежития и литературные;

· документы иделовая корреспонденция;

· диалоги, в основномлитературные, но дающие представлениео правилах построения и ведения дискуссии;

·повествовательная (историческая) проза;

· устное слово ввиде политической, судебной, академическойораторики, проповеднической (духовной),педагогической и пропагандистскойречи;

· научно-философскаяпроза.

Общая риторикапредставляет собой науку об универсальныхпринципах и правилах построения хорошейречи, не зависящих от конкретной сферыречевой коммуникации. Частная риторикарассматривает особенности отдельныхвидов речевой коммуникации в связи сусловиями коммуникации, функциями речии сферами деятельности человека. Всовременной риторике термин «общаяриторика» имеет также второе значение- одно из направлений новой риторики.Начало использованию этого терминаположил выход в свет книги Дюбуа Ж. идр.

Строение общейриторики отражает ход создания риторомвысказывания от замысла к завершенномутексту. Общая риторика содержит:

· учение о риторе;

· учение обаргументации, то есть об отношенииаргументов к аудитории, к которой ониобращены и которая принимает решениеоб их приемлемости;

· учение ориторическом построении, то есть осоздании произведения слова.

Риторическоепостроение представляет собой учениео так называемом «внутреннем слове»,или «внутреннем высказывании».Высказывание рассматривается на уровнеобщего замысла (семантики), на уровнесловесной конструкции (синтактики) ина уровне словесного воплощения(прагматики — отношения слова каквыразительного средства к получателюречи), что и проявляется в классическомразделении общей риторики на изобретение(инвенцию), расположение (диспозицию) ивыражение (элокуцию).

  1. Общая характеристикародов красноречия. Сопоставительныйанализ римской и греческой классификациивидов красноречия. Сферы функционированияриторики в обществе. Жанровая спецификародов красноречия.

А. Род красноречия

Б. Вид красноречия

I. Социально-политическое красноречие

Отчетный докладна собрании

Доклад насоциально- политические и

политико-экономическиетемы

Политическаяречь.

Дипломатическаяречь.

Военно-патриотическаяречь.

Политическоеобозрение.

Митинговая речь.

Агитаторскаяречь.

II. Академическоекрасноречие

Лекция вузовская.

Научныйдоклад.

Научныйобзор.

Научное сообщениеили информация

|III. Судебноекрасноречие

Прокурорская,или обвинительная, речь.

Общественно-обвинительнаяречь.

Адвокатская,или защитительная, речь.

Общественно-защитительнаяречь.

Самозащитительнаяречь обвиняемого.

IV. Социально-бытовоекрасноречие

Юбилейная, илипохвальная, речь.

Застольная речь- тост.

Надгробное слово,или поминальная речь.

V. Богословско-церковноекрасноречие

Проповедь

Речь на соборе

Красноречие вДревней Греции рассматривалось какодин из видов искусства.Практическое применение ораторскоеискусство впервые получило вСицилии. Отцом риторики Аристо­тельназывает Эмпедокла. В Сицилии уженаметились ос­новныевиды ораторского искусства, получившиераспространение в Афинахв Vв. до н.э. Это, прежде всего, политическоекрасноречие,Не менеераспространено было судебное красноречие.Третий вид ора­торского искусства -эпидейктическое, торжественноекрасноречие.

Самымзначительным оратором республиканскогоРима был защит­никплебеев Гай Гракх.Патетический стиль Гая Гракха и егомладших современников Лу-цияЛициния Красса и Марка Антония былзакономерным проявлением общейтенденции в развитии римского красноречия.Начавшись дек­ларативнойпростотой, искусство оратора вреспубликанском Риме долж­но былостремиться к пышности и изощренности.Нельзя не отметить и еще несколькоотличий римского красноречия отгреческого:

1)в основании политических речей римлянвсегда лежала инвек­тива,черта, характерная для архаическихобществ, когда идея еще не отделенаот своего носителя: развенчание личностиполитического про­тивника естьразвенчание его идей;

другойотличительной чертой римского красноречиябыл грубо­ватыйюмор, всегда привлекавший на сторонуоратора симпатии толпы;

  1. наконец,речи римских ораторов отличалисьафористичностью выражений,которые навсегда запомнили потомки(скопление глаголов, риторическиевопросы, антитезы, повествование).

В античных учебникахриторики различались три функциональныхтипа речи: совещательная (склоняющаяили отклоняющая), судебная (обвинительнаяили защитительная) и торжественная,церемониальная или показательная(хвалебная или порицающая) речь.Совещательная речь использовалась вполитическом красноречии. Она должнабыла исходить из ценностных категорийполезного и вредного. Судебная речьосновывалась на категориях справедливогои несправедливого, а церемониальная -на категориях хорошего и дурного. ВСредневековье преобладающим видомкрасноречия было церковное красноречие,исходившее из категорий угодного инеугодного Богу.

В новое времястатус различных сфер социальнойкоммуникации относительно уравнялся.К традиционным видам красноречия -политическому, судебному, торжественномуи богословскому добавились новые -академическое, деловое и публицистическоекрасноречие.

Вопрос№3

ВРоссии XVII— XVIII вв. авторы риториквыде­ляли пятьосновных типов красноречия.

1.Социально-политическое красноречие—док­ладна социально-политические иполитико-эконо­мические темы, отчетныйдоклад, политическая дипломатия,военно-патриотическая, митинговая,араторская речь, политическое обозрение.

2.Академическое (научное) и лекционноекрасноречие — лекция, научный докладили об­зор, научное сообщение илиинформация.

3.Судебное красноречие — прокурорская(обвинительная) речь, адвокатская(защитная) речь, самозащитительная речьобвиняемого.

4.Социально-бытовое красноречие —юбилейная, застольная или поминальнаяречь, «светская болтовня» как нечтолегкое, естественное и приятное, бездискуссий, споров и полемик.

5.Богословско-церковное (духовное)красноречие— проповедь, речь на соборе.

Некоторыеспециалисты выделяют ещедис-кутивно-полемическое (или диалогическое)красноречие — это спор, дискуссия,диспут, полемика, беседа, деловоесовещание, интервью, пресс-конференция,деловая игра, вечер вопросов и ответов.

Современноеораторское искусство многооб­разно,его можно подразделить на различныероды (разделы) и виды (жанры) в зависимостиот конкретной сферы применения: ещеАристо­тель в своей «Риторике»подразделял речи на совещательные,судебные и эпидейктичсскис (торжественные).

Современныевиды ораторской речи.

1.Социально-политическое красноречие—докладна социально-политические иполитико-эконо­мические темы, отчетныйдоклад, политическая дипломатия,военно-патриотическая, митинговая,агата горская речь, политическоеобозрение.

2.Академическое (научное) и лекционноекрасноречие — лекция, научный докладили обзор, научное сообщение илиинформация.

3.Судебное красноречие — прокурорская(обвинительная) речь, адвокатская(защитная) речь, общественно-обвинительнаяили общественно-защитительная речь,самозащитительная речь обвиняемого.

4.Социально-бытовое красноречие —юбилейная, застольная или поминальнаяречь, «светская болтовня» как нечтолегкое, естественное и приятное, бездискуссий, споров и полемик.

5.Богословско-церковное(духовное)красноречие— проповедь, речь на соборе.

6.Дипломатическое общение—дипломатичес­кийречевой этикете его обязательныминормами, переговоры и переписка,составление юридических строгихдокументов, синхронный перевод.

7.Военное красноречие — боевой призыв,боевой приказ, устав, военные мемуары,радиосвязь.

8.Педагогическое общение — рассказ иобъяснение учителя, эгоцентрическаяречь ребенка, устные рассказы детей, ихписьменные сочинения, детское литературноетворчество, урок как сложный актпедагогического общения.

9.Диалоги с самим собой (внутренняя речь,мысленная) — мысленная подготовка кустному и особенно письменномувысказыванию, чтение про себя, воспоминанияи размышления, внутрен­нее планированиеи репетирование.

  1. Социальноориентированный диалог. Современнаяпрактика публичных дебатов.

Диалог—этопроцесс взаимной коммуникации, во времякоторой реплика сменяется ответнойфразой и происходит постоянная сменаролей «слушающий — говорящий».

Существуютдвакласса диалогов: информационныйи интерпретационный. Информационныйдиалогхарактерен для ситуаций, когда к началуобщения между партнерами имеется разрывв знаниях. Интерпретационныйдиалог—для ситуаций, когда знания у партнеровпримерно равны, но получают разнуюинтерпретацию.

Одноиз основных условий диалогового общения— исходный (хотя бы небольшой) разрывв знаниях. Этоозначает, что если партнеры не будутсообщать друг другу новую (точнее,неизвестную) информацию, относящуюсяк предмету диалога, а начнут обмени­атьсяобщеизвестными истинами, то диалог несостоится.

Достаточнаяинформативность диалога достигаетсятакже и за счет языковыхсредств, подчеркивающихновый аспект в восприятии общеизвестнойинформации.

Однакоизбыточная информативность так жевредна для речевой коммуникации, как иотсутствие информативности: сообщение,содержащее полное описание внешнегомира, противоречит нормальному общению,так как из него почти невозможно выделитьзначимую информацию. Поэтому умениедозировать информацию —показательречевой культуры.

Низкаяинформативность может быть следствиемнежелания партнера вступить в диалог.

Другимважным условием диалога являетсяпотребностьв общении. Онавозникает в ситуации, когда имеющеесяу субъекта знание о предмете общенияоказывается недостаточным. Присутствиев этой ситуации партнера, который реальноили потенциально может быть источникомеще неизвестной информации, делаетвероятным возникновение диалога.

Этимобусловлено и следующее условие диалога— детерминизм, т.е. соблюдениепричинно-следственных связей: длянаступления каких-либо событий должныиметься причины; кроме того, причины иследствия должны быть связаны междусобой и не быть произвольными. Разрывэтих связей нарушает нормальное общение.

Следующимусловием нормального общения вообще идиалогического в частности являетсятребование общейпамяти. Участникидиалога должны иметь хотя бы минимальныйобщий запас сведений о прошлом.

Ещеодно условие диалога как специфическойязыковой формы общения — хотя бынебольшие общиеязыковые знания. Диалогане получится, если партнеры говорят наразных языках, если один из партнеровнасыщает речь терминологией, заимствованнойили иной лексикой, которой нет влексическом запасе другого, и в рядедругих случаев отсутствия общегоязыкового знания.

ВИДЫДИАЛОГОВ

Исходяизцелей и задач диалога,конкретной ситуации общения и ролейпартнеров, можно выделить следующиеосновные разновидностидиалогическойкоммуникации: • бытовой разговор; •деловая беседа; • собеседование; •интервью; • переговоры.

Бытовойразговор характеризуетсяследующими особенностями:

• незапланированность;

• разнообразиеобсуждаемых тем (личные, социальные,политические и др.) и используемыхязыковых средств;

• частыеотклонения от темы, перескакивание содной темы на другую;

• какправило, отсутствие целевых установоки необходимости принятия какого-либорешения;

самопрезентацияличности;

• разговорныйстиль речи.

Деловаябеседа представляетсобой акт прямой взаимной коммуникациив официально-деловой сфере, осуществляемыйпосредством вербальных (словесных) иневербальных (мимика, жесты, манераповедения) средств. Деловая беседа имеетследующие характерные особенности:

дифференцированныйподход к предмету обсуждения с учетомкоммуникативной цели и партнеров и винтересах понятного и убедительногоизложения мнения;

• быстроереагирование на высказывания партнеров,способствующее достижению поставленнойцели;

• критическаяоценка мнений, предложений, а такжевозражений партнеров;

• аналитическийподход к учету и оценке субъективных иобъективных факторов проблемы вкомплексе;

• ощущениесобственной значимости и повышениекомпетентности партнеров в результатекритического разбора других точекзрения по данной проблеме;

• ощущениесопричастности и ответственности врешении затронутой в беседе проблемы.Основная цель—достижениедоговоренности, согласованности всюжетах делового общения, реше­ниеопределенных профессиональных задач.

Деловойбеседе присущи сознательная настройкана уровень собеседника, учет егополномочий и сферы ответственности,жизненного и профессионального опыта,особенностей его мышления и речи.

Существуютспециальные коммуникативныепри­емы, способствующиевосприятию информации:

• постановкавопросов об условиях, причинахвозникновения проблем, возможныхпоследствиях и выводах в целяхстимулирования мышления партнеров;

• дословноеили смысловое повторение важных аспектовизлагаемого материала;

• подведениеобщих или отдельных итогов в результатеколлективного обсуждения соответствующейпроблемы и др.

Некоторыефакторы мешаютнормальномуходу диалога: бестактное обрывание речисобеседника; игнорирование или высмеиваниеего аргументов; подтасовка фактов,голословные утверждения и т.д.

Способыосвещения дебатов

Вструктуре общества различают следующиевиды дебатов. Для их определения обратимсяк словарю.

Предвыборныедебаты — в РФ — не являющиеся политическойрекламой

-обращения кандидатов, их доверенныхлиц, представителей избирательныхобъединений к избирателям с изложениемсобственных предвыборных программ;

-сообщения (в том числе касающиесяпредвыборных программ других кандидатов)избирательных объединений, сделанныев ходе публичного обмена выступлениямии вопросами.

Вцелях проведения предвыборной агитациипредусматривается проведение публичныхдебатов между кандидатами.

Публичныедебаты проводятся после вынесенияКоординационным Комитетом решения обутверждении окончательного спискакандидатов до начала голосования.

Формапроведения публичных дебатов – одинна один, с участием части или всехкандидатов – определяется КоординационнымКомитетом и совместно с кандидатами.

Парламентскиедебаты — форма деятельности парламента;обсуждение депутатами законопроектовили проектов резолюций на пленарномзаседании парламента или его отдельнойпалаты. Парламентские дебаты проводятсяв порядке, установленным регламентомпарламента.

Учебныедебаты — дебаты, которые проводятсяобычно в рамках класса, группы какого-либоучебного заведения. Темой обсужденияможет являться какое-либо литературноепроизведение или историческое событие.В такого рода дебатах обычно участвуютдвое или более учеников (студентов), асам процесс дебатов регулируется извнепреподавателем.

Учебныедебаты – прекрасный вид подготовки,положительно влияющий на развитие речи,ораторских способностей, устранениестеснительности и зажатости.

  1. Современныйпубличный монолог: речь политическогооратора, проповедь, судебная речь,лекция, выступление журналиста,рекламного агента и пр.

Монолог речьдействующего лица, главным образом вдраматическом произведении, выключеннаяиз разговорного общения персонажей ине предполагающая непосредственногоотклика, в отличие от диалога;речь, обращённая к слушателям или ксамому себе. Для того, чтобы характеризоватьпротекание политического/речевогодействия в условиях прямого непосредственногоконтакта с аудиторией, необходимопринимать во внимание условия протеканияэтого действия, условия произнесенияречи. Это предполагает выявление уровнякондициональности. Уровень кондициональностивключает характер взаимодействия междуоратором и слушателем. Характер этоговзаимодействия может проявлятьсявариантом (1) и вариантом (2):

1) Целевая группаможет представлять собой гомогенноеобразование (группа единомышленников).В этом случае, как правило, речьпроизносится в закрытом помещении, аколичество участников встречи -ограничено.

2) Целевая группа- гетерогенная: а) закрытое помещение,число участников ограничено (например,парламент), б) количество участников неограничено (например, обращение порадио/телевидению.