Церкви Тульской области

Историческая справка:
Делопроизводственные документы церквей Тульской губернии представлены в двух описях. В оп. 1 «Православные церкви» включены приходские, бесприходные и домовые церкви Тульской губернии, которые подчинялись Тульской духовной консистории.
Приходом называется храм с причтом, совершающим священнодействие для населения, проживающего на подчиненной ему территории. Приход представлял низовую единицу церковного управления, которую возглавлял приходской священник.
По синодальному определению о церковных штатах, утвержденному в 1722 г. указом Петра I, за один приход принимали единицу в 100-150 дворов при одной церкви с одним священником и двумя причетниками. Двухприходской церкви (на 200-250 дворов) разрешалось иметь двойной штат; при 250-300 дворах – церковь являлась трехприходской. В приходах, имеющих свыше 700 душ мужского населения, причт состоял из священника, диакона и псаломщика (ПСЗ-1. Т. 16. С. 569-573. № 12061). Если в 1824 году на одного православного священника приходилось 1008 человек, на одного священно- и церковнослужителя – 316 человек, то в 1860 г. соответственно – 1371 и 457 человек (включая детей).
Территория городов делилась на несколько приходов; в уездных городах их было, как правило, четыре, в губернских городах – 40-60.
В уезде центром прихода являлось село. (Этот статус населенного пункта говорит о наличии в нем церкви, но село не всегда одновременно являлось центром прихода, т.к. отдельные сельские церкви были приписными. В некоторых случаях в селе не было прихожан; в нем проживали только священнослужители со своими семьями.) В состав прихода входили от 2 до 15 мелких населенных пунктов.
В состав прихода могли входить населенные пункты разных уездов, а в некоторых случаях – и губерний.
Храм мог быть бесприходным (не имеющим прихожан, например, — соборная или кладбищенская церковь) или приписным (находился в управлении приходской церкви).
В плане административного церковного управления все приходы объединялись в благочиннические округа, включавшие 10 церквей с приходами. Их создание предусматривалось Духовным регламентом 1721 г., однако на практике деление на благочиния началось позже, в соответствии с постановлением Св. Синода от 14 ноября 1737 г. (Православные храмы Удмуртии. Ижевск, 2000. С. 23). Благочинным назначался один из приходских священников округа. Он контролировал правильность ведения служб и церковной документации, поведение священников в быту.
На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях, являвшихся центром церковного округа. В их ведении церкви находились до середины XIX в. По упразднении духовных правлений приходы перешли в непосредственное подчинение консистории, вследствие чего возросло значение благочинного как главы промежуточной управленческой структуры.
Органом управления епархией, совпадавшей, как правило, с границами губерний, была консистория.
В данной описи представлены документы православных приходов, расположенных на территории Тульской губернии.
В описи № 2 «Церкви военного ведомства и неправославные церкви» представлены документы церквей, не входивших в подчинение Тульской духовной консистории. Все они территориально располагались в г. Туле.
I. Военное духовенство в лице полковых священников проводило службы и осуществляло регистрацию демографических событий контингента регулярных войск православного вероисповедания. (Руководство церквями и духовенством военного и морского ведомства осуществлял протопресвитер военного и морского ведомства, который избирался св. Синодом и утверждался высочайшей властью. В его управлении состояли: неподвижные соборы и храмы с приходами из мирских обывателей и подвижные (переездные) церкви.)
В период с 1855 по 1919 гг. в г. Туле были расквартированы следующие воинские формирования:
1. 1-й линейный генерала Вельяминова полк Кубанского казачьего войска
2. 2-я Бригада 3-й пехотной дивизии
3. 6-й Гренадерский Таврический им. вел. кн. Михаила Николаевича полк
4. 10-й пехотный Новоингерманландский полк
5. 11-й Псковский пехотный генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полк
6. 12-й пехотный Великолуцкий полк
7. 17-я пехотная дивизия
8. 39-й резервный батальон
9. 40-й резервный батальон
10. 66-й пехотный Бутырский полк
11. 67-й пехотный Тарутинский полк
12. 68-й лейб-пехотный Бородинский полк
13. 137-й пехотный Имп. вел. кн. Марии Павловны полк
14. 221-й пехотный Троице-Сергиевский полк
15. Тульские местные артиллерийские команды.
(Памятная книжка Тульской губернии на 1908 год. Тула: Тип. Губернского правления, 1908. С. 49; То же на 1911 год. С. 62; То же на 1879 год. С. 11; То же на 1907 год. С. 55; То же на 1899 год. С. 41, 44; То же на 1872 год. С. 38, 37; То же на 1872 год. С. 37, 39, С. 41, С. 44; То же на 1908 год. С. 48; То же на 1907 год. С. 56; То же на 1879 год. С. 11.)
На момент создания описи № 2 на хранении в ГАТО имелись документы следующих церквей военного ведомства:
• Богородицерождественская церковь 11-го Псковского пехотного генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полка
• Георгиевская военно-походная церковь Главной квартиры 1-й Армии
• Николаевская церковь 12-го пехотного Великолуцкого полка
• Бригадная церковь г.Тулы (метрические книги за 1915 — 1919 гг.)
• Госпитальная церковь 217-го и 262-го полевых запасных госпиталей.
Документы церквей 10-го пехотного Новоингерманландского полка (метрические книги за 1914 — 1916 гг.) и 68-го лейб-пехотного Бородинского полка (метрические книги за 1831 — 1913 гг.) были переданы в Государственный военно-исторический архив на основании распоряжения Архивного управления МВД СССР № 12/4/1036 от 16 июля 1952 г. (РГВИА. Ф. 2624. Оп. 4. Д. 1, 2, 3; Ф. 2682. Оп. 2. Д.18; ГАТО. Ф. 1527. Оп. 1. Д. 175. Л. 114). Документы остальных полковых церквей, видимо, были утрачены.
В нарушение территориального принципа хранения документов, в ГАТО оказались метрические книги двух воинских подразделений, не квартировавших на территории Тульской губернии:
1) Вознесенской церкви 45-го пехотного Азовского полка и
2) Георгиевской военно-походной церкви Главной квартиры 1-й армии.
II. Имевшее общие исторические корни с православием старообрядчество в Тульской губернии было представлено раскольническими общинами различных толков и согласий. В данной описи объединены сохранившиеся документы:
• единоверческой церкви
• Благовещенской общины старообрядцев, приемлющих священство православной церкви
• общины беспоповцев
• Покрово-Никольской общины, приемлющей Бело-Криницкую иерархию.
Первая в губернии единоверческая во имя Вознесения Христова церковь была образована в г. Белеве в марте 1827 г. Дата ее образования в г. Туле не установлена; закладка здания единоверческой церкви во имя святителя Иоанна Златоуста в г. Туле состоялась в 1903 г.
Церковное здание общины старообрядцев во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, приемлющих священство православной церкви, построено на средства старообрядца тульского купца Василия Никитича Салищева и освящено в 1914 г.
Сведений о фондообразователях общины беспоповцев и Покрово-Никольской общины, приемлющей Бело-Криницкую иерархию не выявлено.
III. Иноконфессиональная христианская церковь представлена в описи Западной римско-католической церковью. Тульский римско-католический совет был образован по желанию польских пленных солдат штрафной полуроты в июне 1884 г. (ГАТО. Ф. 743. Оп. 1. Д.1388. Лл. 1-4). В г. Туле не был образован самостоятельный католический приход. Католики, проживавшие в г. Туле, входили в состав Калужского прихода (НИАБ. Ф. 1781. Оп. 28. Д. 271), который находился в ведении Могилевской римско-католической духовной консистории (Документы Могилевской римско-католической духовной консистории (1782-1921 гг.) в количестве 52651 ед.хр. поступили на хранение в ЦГИА (ф. 827)). Первоначально римско-католическая часовня (каплица) функционировала в частном доме. 28 мая 1893 г. Департамент духовных дел по иностранным вероисповеданиям при МВД Российской империи дал разрешение на строительство в городе католической церкви (Солодова Т.С. Тульский католический приход Рождества пресвятой Богородицы (XIX-XX вв.). Тула, 1998. С. 7). Строительство церкви во имя свв. апп. Петра и Павла было завершено осенью 1896 г. На его освящение прибыл епископ суффраган Франциск Симон (Там же С. 8). Согласно декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (СУиР РиКП. Пг., 1918, № 18, ст. 263) костел был лишен права юридического лица, но богослужения продолжались в нем еще несколько лет.
На хранении в ГАТО имеются документы еще одной неправославной христианской церкви – ф. № 297 «Евангелическо-лютеранская церковь г. Тулы». Документы этого фонда не включены в опись 2, т.к. фонд является объемным (378 ед.хр.), церковь имела самостоятельное хорошо сохранившееся делопроизводство, представленное различными видами документов, не содержащими, однако, метрических книг, которые являются основным видом документа данной описи.
IV. В досоветский период в г. Туле действовала также иноверческая еврейская община. Ей принадлежали молельня Моисеева закона и училище «Толмуд-Тора». Первым раввином Тульской еврейской общины являлся Мейер Исаакович Зафрен, который был утвержден на эту должность командованием Тульского оружейного завода 1 декабря 1860 года, когда служил в 5-й гарнизонной артиллерийской роте при заводе в звании младшего канонира (ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 7356. Л. 46). Эту должность он продолжал исполнять и после ухода в отставку, будучи купцом 1-ой гильдии.

Очередная служба состоялась сегодня в Спасо-Преображенском храме в Белеве. В рамках рабочей поездки Губернатор Алексей Дюмин посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь, частью которого является храм. Монастырь – единственный в регионе, где полностью сохранился архитектурный ансамбль 17-19 веков. Его восстанавливают в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля. На внебюджетные средства здесь обновили фасады колокольни и Алексеевской надвратной церкви.

Сейчас в работе находится церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В планах благоустроить территорию монастыря, а также отреставрировать Братский корпус. Кроме того, по инициативе главы региона работы провели на территории Свято-Введенского Макарьевского Жабынского мужского монастыря. Он стал вторым святым местом, которое в рамках рабочей поездки посетил Алексей Дюмин. Здесь располагается источник, который считается одним из старейших в Тульской области. В конце апреля при посещении монастыря Губернатор пообещал найти финансирование и внести свой личный вклад в благоустройство территории обители. Теперь работы завершены.

На территории уложили тротуарную плитку, реконструировали колодец, купели, восстановили систему водоотведения, новые опоры освещения. Рядом со святым источником появился поклонный крест, на территории смонтированы две ротонды, установлен новый павильон, где прихожане набирают воду. В ходе посещения святыни было принято решение и о реставрации в Макарьевском храме. По поручению Алексея Дюмина на внебюджетные средства здесь отремонтируют фасад и кровлю. К работам приступят в ближайшее время и завершат до конца года.