Церкви в клину

Церковь иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость"
За годы существования храма здесь никогда не прекращалась служба, даже в годы гонений на христиан.
История храма начинается в 40-е годы ХIХ века. На западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. И как положено было в городах, при кладбище решили построить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Встал вопрос – кому посвятить новый храм? Кладбище для христианина – это место, где встречаются скорбь с радостью. Скорбь о потере близкого, радость – о его будущей славе в Царстве небесном. По этим причинам и решили посвятить новый кладбищенский храм Божией Матери в честь ее иконы «Всех Скорбящих Радость».
Средств на постройку храма не хватало, пока не нашелся щедрый благотворитель, клинский купец Николай Александрович Кудрявцев, который пожертвовал большую часть средств на постройку храма.
Строительство каменной церкви на окраине Клина, на городском кладбище, началось в 1846 году, а завершилось в 1860. В 1861 году новый храм был освящен. Церковь была приписана к Троицкому собору Клина.
Кладбище занимало большую территорию. Теперь на его месте располагаются клуб Стекольного завода, автостоянка, жилые дома, рынок. На том участке кладбища, который остался за церковным приходом, уцелело небольшое количество надгробий второй половины ХIХ века. Среди них памятники именитых клинчан – Воронковых, Истоминых, Ершовых и других. У стены храма упокоился его строитель – Н.А. Кудрявцев, здесь же похоронен отец знаменитого композитора М. Балакирева.
В послереволюционные годы Скорбященская церковь стала приходом. Долгое время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось почти только в этом небольшом кладбищенском храме.
После закрытия привокзальной часовни верующие спасли из нее чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским. Из закрытого тюремного храма святителя Тихона Задонского был перенесен храмовый образ этого святителя. А на левой солее сооружен маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящен в 1947 году. И из других закрытых храмов верующие приносили спасенные иконы в ставшую соборной бывшую кладбищенскую церковь.

Библиография:
1. Балашов, Б. Из истории Скорбящинской церкви: К 140-летию освящения храма / Б. Балашов // Серп и молот. – 3 ноября. – С. 3.
2. Клин православный /Клин. Благочиние Моск. Епархии. – Клин: Христианская жизнь, 1998. – Из содерж.: Скорбящинская церковь. – С. 146-150: ил.
3. Клинский край: учеб. пособие по краевед. для уч-ся общеобразоват. шк. / Сост. А.М. Ильин. – Клин: Арт-Сити, 2005. – Из содерж.: Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». – С.79-81: ил.
4. Пэнэжко, О. Город Клин и храмы Клинского района. – Владимир: Б.и., 2003. – Из содерж.: Церковь «Всех Скорбящих Радость». – С.11-12.
5. Сайт храма иконы «Всех Скорбящих Радость» обновлен // Серп и молот. – 2008. – 30 апреля. – С. 13.
6. Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» // Серп и молот. – 2008. – 21 октября. – С. 4: ил. – (Клин православный).
7. 6 ноября – праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»: // Серп и молот. – 2007. – 16 ноября. – С. 3: ил. – (Клин православный).
8. Еремина, Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания / Т.С. Еремина. – М.: Наука, 1998. – Из содерж.: «Всех Скорбящих Радость». – С. 521.
9. Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Б. м.: Православная энциклопедия, 2005. Т. IХ. – Из содерж.: «Всех Скорбящих Радость», икона Божией Матери. – С. 707-717.

Точная дата постройки церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Клин неизвестна. Предположительно, изучая архитектурные особенности здания, церковь можно отнести к середине второй половины XVI века. Достоверно известно лишь то, что церковь является самым ранним сохранившимся памятником архитектуры города Клин. Согласно некоторым данным, храм был сооружён по велению Ивана Грозного в знак раскаяния царя за разорение Клина в ходе похода на Новгород. Опричное войско, во главе которого стояли сам царь Иван Грозный и его сын, превратило в пустыню все земли, начиная от Клина. Церковь была построена на берегу реки Сестры в память о горожанах, убитых опричниками царя.

Кирпичное здание храма стало первым каменным зданием церкви в городе Клин. На границе восемнадцатого и девятнадцатого веков здание храма было сильно перестроено. Новое здание было построено в стиле классицизм. К нему были пристроены трапезная, притвор с трехъярусной колокольней и кирпичная ограда, портики с колоннадой. В трапезной были устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. Без малого два века (до 1761 г.) церковь Успения Пресвятой Богородицы была соборным храмом Успенского монастыря. В Успенской церкви часто бывал П.И.Чайковский.

В 1937 году храм был закрыт, а колокольня взорвана. Часть трапезной обрушилась. Вскоре здание церкви было превращено в медицинскую библиотеку. Впоследствии храм становился медицинским музеем, общежитием, соляным складом.

В первой половине 60-х годов XX века была проведена капитальная реставрация храма. Руководил реставрационными работами архитектор Николай Николаевич Свешников, известный своими реставрационными работами и исследованиями в области церковной архитектуры. Н.Н. Свешников изучал и занимался реставрацией церкви Рождества в Путинках — памятника архитектуры XVIIв, церкви Преображения в Острове, Георгиевской колокольни в Коломенском, памятников архитектуры в Новоспасском монастыре. К тому моменту, в 1963 г., церковь Успения Пресвятой Богородицы была подготовлена к сносу. Специалистами-реставраторами было выдано заключение о том, что памятник полностью перестроен и не представляет никакого историко-культурного интереса. К счастью, стараниями и упорством Н.Н. Свешникова памятник был спасен. Архитектор занялся исследованием храма, изучил памятник и разработал проект реставрации, а в дальнейшем руководил реставрацией. Реставрация проводилась на средства бельгийской подданной, бывшей уроженки Клина. В результате реставрационных работ храму был возвращен облик XVI века: была убрана трапезная часть, портики. К 1967 г. реставрация закончилась, однако храм по-прежнему остался соляным складом. Так продолжалось до 1992 г.

В 1992 г. храм был передан Русской Православной Церкви. В течение последующих трех лет шла реставрация. В процессе реставрации был создан новый иконостас, построена звонница в стиле модерн. Сейчас храм полностью отреставрирован. К сожалению, оригинальные росписи храма уже не подлежали восстановлению. Все иконы, находящиеся сейчас в церкви, или пожертвованы церкви или написаны в последние годы.

Сейчас церковь Успения Пресвятой Богородицы — это четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из кирпича. Основное здание увенчано одной главой на массивном световом барабане. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны. Фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Фасады завершены тремя щипцами, как ни в одном храме Подмосковья. После реставрации храм был переосвящен в честь Сергия Радонежского, но он продолжает называться Успенским. Храм является одним из шести памятников архитектуры всероссийского значения. В церкви находятся частицы мощей святого праведного Симеона Верхотурского, святителей Петра и Филиппа Московских, преподобномученика Игнатия Афонского и священномученика Константина Богородского.