Цвета облачений священников

Цвета богослужебных облачений 1

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

и другие праздники в честь Креста Господня

Бордовый 2 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Белый

Покров Пресвятой Богородицы,

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

Голубой

Навечерие Рождества Христова

Белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

Золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

Белый или голубой

Обрезание Господне,

Навечерие Богоявления,

Богоявление Господне

(до отдания включительно)

Белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

Голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

Голубой

Подготовительные Недели к Великому посту

Фиолетовый или золотистый (жёлтый)

Великий пост

(седмичные дни)

Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3

Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

Фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

Фиолетовый, багряный или чёрный

Неделя Крестопоклонная

Фиолетовый или бордовый

Вход Господень в Иерусалим

Зелёный или белый

Страстная седмица

Чёрный или тёмно-фиолетовый

Великий Четверг

Фиолетовый

Великая суббота

(на литургии, после чтения Апостола)

и начало богослужения на Пасху

(до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

Белый

Пасха

(до отдания включительно)

Красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Пятидесятница

(до отдания включительно)

Зелёный

Понедельник Святого Духа

Зелёный или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

Белый

Первоверх. апп. Петра и Павла

Золотистый (жёлтый) или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

Белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно) 4

Голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

Красный или бордовый

Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста

Золотистый (жёлтый)

Богородичные праздники

Голубой

Памяти5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников

Белый

Памяти пророков

Золотистый (жёлтый) или белый

Памяти апостолов

Золотистый (жёлтый), белый или красный

Памяти святителей

Золотистый (жёлтый)

Памяти мучеников

Красный

Памяти преподобных и Христа ради юродивых

Зелёный

Памяти благоверных князей

Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

Белый

Таинство Крещения

Белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».

2Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.

3В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

4Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

5Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.

6В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.

Итак, у вас впереди важное мероприятие – это может быть свадьба, презентация, день рождения, юбилей, важный прием. И вы хотите сделать его максимально запоминающимся и красивым. Ни секрет, что световое оборудование способно полностью преобразить помещения, но также и не секрет, что каждый цвет может нести самое разное психологическое восприятие. Давайте разберем основный цвета и оттенки и выберем самое красочное решение.

Красный

Конечно, если начинать разбирать цвета, то лучше начинать с самого сильного – красного. Этот цвет господствует над другими цветами, наиболее сильно привлекает на себя внимание. Если сравнить его с другими цветами, он наиболее сильно притягивает к себе внимание, поэтому стоить иметь в виду что этот цвет может в один момент и стать довольно тяжелым и утомительным. Если вы все-таки решили использовать красный цвет, то попробуйте добавить и другие цвета – например, белый или светло-голубой, и таким образом вы немного уменьшите его влияние.

Розовый

Чем больше мы разбавим красный цвет белым, тем больше отступит напряжение от господствующего красного и появится легкость, тепло и радость. Розовый – это цвет молодости и беззаботности. И кстати, удивительно, но он используется совсем не часто на праздниках, хотя он может стать отличным решением для дней рождений маленьких принцесс и настоящих фанатов этого цвета.

Синий

Это очень глубокий и серьезный цвет. Удивительно, но при максимальном использовании синего цвета, вы можете придать вашему мероприятию настоящую загадочность, таинство. И что интересно, при всей серьезности, от этого цвета нисколько не устаешь, как от красного – который является полностью его противоположностью (Вспомните – огонь и вода). Может быть получится очень интересный эффект, если вы попробуете добавить несколько штрихов золотого, используя свечи, или подсветив подготовленные декорации.

Голубой

Голубой цвет — это противоположность розового. Только если розовый цвет намекает о прекрасном поле, некоем девичестве, то голубой обладает очень приятным, успокаивающим и умиротворяющим воздействием, при этом ведет себя довольно пассивно и прохладно. К слову сказать, голубой цвет многие года оставался одним из наиболее популярных цветов в оформлении праздников и мероприятий.

Сине-зеленый

Разбавив синий цвет зеленым, мы можем получить весьма интересный оттенок морской волны. Это довольно спорный цвет, так как объединяет в себе довольно загадочный синий и летный и открытый зеленый. Но все же, его иногда можно встретить на различных праздниках и тематических мероприятиях. Кстати, разбавив этот цвет с голубым, в соотношении 50 на 50 можно получить весьма интересный и легкий эффект.

Зеленый

Этот цвет всегда являлся символом весны и молодости. На него всегда приятно смотреть, он всегда радует глаз, вдохновляет на что-то новое и интересное. В последнее время оформление зеленым можно встретить все чаще и чаще, и это понятно – всем хочется открытости, всем хочется улыбок и счастья. Но и здесь нет предела – разбавив зеленый желтыми лучами, деталями можно еще больше усилить эффект радости и красоты настоящего и чего-то живого.

Желтый

Этот цвет имеет возбуждающее действие, но при этом он совсем не похож на сильный красный. Чистый желтый цвет – это самый яркий цвет хроматического круга, поэтому он всегда доминирующий, даже если его задействовано совсем немного. Нельзя сказать, что этот цвет популярен, но почему бы не рискнуть?

Пурпурный (Маджента)

Вот мы и добрались до самого популярного цвета, который наиболее часто ассоциируется с аплайтингом. Маджента получается из смешения двух самых сильных противоборствующих цветов – господствующего красного и таинственного синего. Пурпурный – это искусственный цвет, именно поэтому он имеет самый завораживающий и сверхъестественный эффект. В этом цвете есть удивительная сила, но что интересно – он не угнетает, а наоборот заряжает энергией. Пурпурный – это беспроигрышный вариант.

Золотой

С одной стороны это совсем не выразительный цвет, но с другой – очень величественный. Он всегда добавляет шика и великолепия мероприятия, но имейте в виду – это довольно ревнивый цвет, поэтому эффект будет работать только в шикарных залах максимально наполненных золотом. Этот цвет не любит смешений с другими оттенками, хотя всегда можно рискнуть.

Белый

Белый цвет всегда ассоциируется с чувством радости и умиротворения. Чистоты и непорочности. Как правило, белый цвет практически не используется в чистом виде, но он всегда добавит интересных ноток практически любому цвету, но только лишь в том случае, если его будет как минимум не больше чем другого цвета. Экспериментируйте!

Радуга

Если вы экспрессивны и хотите попробовать сделать настоящий праздник – попробуйте смешать все цвета. Что интересно, это можно делать практически в хаотичном порядке. Особенно хороши такие решения для детских праздников, утренников и даже танцевальных мероприятий.

Любой внимательный человек, посещающий православный храм во время богослужения, заметит, что в разные дни года облачения священнослужителей и украшений церкви изменяются в своей цветовой гамме. Применяются облачения практически всех цветов радуги, а также белые и черные. Это разнообразие является неотъемлемой частью богослужебной символики и призвано к тому, чтобы оказать определенное воздействие на умы и чувства молящихся.
В этой краткой статье мы не будем подробно говорить о символизме каждого из применяемых цветом, а сосредоточим внимание только на тех, которые усвоены православному заупокойному обряду. Ведь цвет облачения изменяется не только в зависимости от празднуемого Церковью события, но и от характера богослужения.
Для совершения обрядов поминовения усопших, а также богослужений родительских суббот церковный устав предписывает использование облачений белого цвета. Именно этот цвет наиболее полно соответствует содержанию заупокойных молитв, в которых для отошедших в иной мир испрашивается упокоение со святыми праведниками, которые, согласно Откровению Апостола Иоанна Богослова, облачены в белые ризы (Отк. 7, 9). Также в Библии говорится, что ангелы, явившиеся после Воскресения Христова, были в одеждах белых (Мр. 16, 5).
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, символизирует собой Божественный нетварный свет. Евангелист Марк, описывая событие Преображения Господня, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). Известно, что снег при ярком блистании солнца дает радужные переливы. Радуга – это разложенный в спектре белый свет, в библейском повествовании она явилась символом Завета Бога с человечеством после Всемирного потопа. Практически все остальные цвета радуги также используются в православном богослужении, раскрывая различные аспекты Священной истории и духовной жизни. Таким образом, именно белый может считаться основным символическим цветом Церкви.
Этот цвет используется не только в заупокойном богослужении. Светлые ризы священнослужители одевают при совершении всех таинств Церкви, а также на большинство Господских (посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа) праздников.
На Пасху богослужение начинается также в белых одеяниях, символизирующих воссиявший из гроба Спасителя свет жизни, затем происходит переоблачение в красные ризы. Этот цвет знаменует торжество пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в искупительном подвиге Сына Божия, через пролитие крови Господа на Кресте.
На Светлой седмице (семь дней пасхальных торжеств) отпевания совершаются по особому пасхальному чину. По сути это пасхальные песнопения, к которым добавляются отдельные заупокойные прошения. Это радостное чинопоследование, в котором нет места плачу и рыданиям, всё проникнуто пасхальным торжеством. Умереть на Пасху и быть отпетым таким чином, почитается у православных знаком особой милости Божией к человеку. Разумеется, отпевание, проводимое в эти дни, совершается тоже в красных пасхальных облачениях.
Чёрный цвет в православии издревле понимался как символ небытия, смерти и даже ада. Он противоположен белому свету, дающему жизнь. Смерть для христианина не переход в небытие, не конец жизни, а начало новой жизни – светлой. Поэтому облачения при отпевании белые, как и церковное покрывало (саван). На протяжении многих веков жизни Церкви в ней не существовало чёрных богослужебных облачений. Однако повседневное облачение – рясы, подрясники духовенства (особенно монашествующих) изготовлялись из материалов черных тонов. В данном случае это цвет символизировал отречение от мира (светской жизни), покаяние и смирение. Монахи именуются в духовной литературе добровольными мертвецами, умершими для мира, переставшими для него существовать. Отсюда и чёрный цвет небытия.
Исходя из этого понимания, может быть обоснована и традиция чёрного цвета в траурной одежде светского общества. Человек, одевающий в знак скорби о почившем близком костюм чёрного цвета, тем самым как бы говорит, что теперь он отрекается от жизнерадостных развлечений на время траура, как монах отрекается от мира.
Тем не менее, в Русской Православной Церкви с 1730 года в обиход вошли и богослужебные облачения чёрного цвета. В тот год в Москве скончался 14-ти летний император Петр II, на его погребение духовенству было велено прейти в чёрных ризах. Приказ пришлось исполнить, и облачения пошили. В дальнейшем, чтобы они не пропадали, их стали использовать на будничных богослужениях Великого поста (до этого применялись фиолетовые одеяния). Так чёрные облачения вошли в церковный обиход.
Погребение императора Петра II в чёрных одеяниях было единственным историческим прецедентом такого рода. С канонической точки зрения при совершении любых заупокойных богослужений предпочтение отдается белому цвету в облачениях.
Следует иметь в виду, что отпевание или любое другое заупокойное служение может быть совершено священником в облачении цвета текущего церковного периода. Великим постом – в чёрном, от Пасхи до Вознесения – в красном, в период богородичных праздников – в голубом и т.д. Это нормальное явление, определяемое наличием конкретных облачений в алтаре храма.
Любой цвет богослужебного облачения призван донести до сознания молящегося непреходящие ценности духовного мира.

Священник Сергий Матюшин,
Кандидат богословия,
Храм на Ваганьковском кладбище

12 — Цвета богослужебных облачений

Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

голубой

Навечерие Рождества Христова

белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

Обрезание Господне

белый или золотистый

Навечерие Богоявления

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

голубой

Подготовительные Недели

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Черный2,

темно-фиолетовый

или багряный

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

черный,

темно-фиолетовый или багряный

Неделя Крестопоклонная

фиолетовый

или бордовый

Суббота Акафиста

голубой

или фиолетовый

Лазарева суббота

белый

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

Страстная седмица

черный или

темно-фиолетовый

Великий Четверг

фиолетовый

или багряный

(темно-бордовый)

Великая Суббота

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

белый

ПАСХА

(до отдания включительно)

красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

белый

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

зеленый

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

золотистый(желтый)

или белый

Первоверховных апостолов Петра и Павла

золотистый(желтый)

или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)3

голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

золотистый (желтый)

Богородичные праздники

голубой

Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

белый

Памяти пророков

золотистый (желтый) или красный

Памяти апостолов

золотистый (желтый)

Памяти святителей

золотистый (желтый)

Памяти мучеников

красный

Памяти преподобных

и Христа ради юродивых

зеленый

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный5

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

белый

Таинство Крещения

белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый

или красный

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Назад к списку

  • Обла­че­ние Пра­во­слав­ный энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь
  • Бого­слу­жеб­ные цвета свящ. Кон­стан­тин Сле­пи­нин
  • Обла­че­ния духо­вен­ства Вяче­слав Поно­ма­рев
  • Цар­ство Божие и чело­ве­ко­бо­жие свящ. Димит­рий Познан­ский
  • Цар­ство Божие – где искать его? еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Таб­лица: Цвета обла­че­ний и пояс­не­ния к ним
  • Фото­аль­бом: «Обла­че­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей» свящ. К. Пар­хо­менко

***

Облаче́ние пре­стола и бого­слу­жеб­ные облаче́ния духо­вен­ства бывают раз­ного цвета в зави­си­мо­сти от празд­но­ва­ний, кото­рые совер­ша­ются во время бого­слу­же­ния, – белого, крас­ного, жел­того, зеле­ного, синего, фио­ле­то­вого, чер­ного.

Все эти цвета сим­во­ли­зи­руют духов­ное зна­че­ние празд­ни­ков в честь святых и свя­щен­ных собы­тий.

В празд­ники, посвя­щен­ные Гос­поду Иисусу Христу, а также в дни памяти про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей цвет обла­че­ний цар­ский – золо­той или желтый всех оттен­ков.

В Бого­ро­дич­ные празд­ники (а также Сре­те­ние) цвет обла­че­ний – синий или голу­бой, а в дни памяти бес­плот­ных Ангель­ских сил – белый.

В дни памяти Креста Гос­подня – фио­ле­то­вый или темно-крас­ный, зна­ме­ну­ю­щий силу Духа и крест­ный подвиг Спа­си­теля.

В празд­ники пре­по­доб­ных и юро­ди­вых – зеле­ный. В зеле­ных обла­че­ниях всех оттен­ков, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих цвет вечной жизни, празд­ну­ются также дни Пяти­де­сят­ницы, Духа Свя­того и Верб­ное вос­кре­се­нье.

В обыч­ные дни Вели­кого поста служат в черных обла­че­ниях, в суб­боты и вос­кре­се­нья, Вели­кий Чет­верг, Первое и Второе Обре­те­ние главы Иоанна Пред­течи и Сорок муче­ни­ков Сева­стий­ских – фио­ле­то­вых, в роди­тель­ские суб­боты, Лаза­реву и Вели­кую Суб­боты – белых, Верб­ное вос­кре­се­нье – зеле­ных, в Суб­боту Ака­фи­ста (и Бла­го­ве­ще­ние, если оно при­хо­дится на Вели­кий пост) – синих. Что же каса­ется осталь­ных постов, то цвет обла­че­ний в это время не меня­ется по срав­не­нию с осталь­ными днями цер­ков­ного года.

Погре­бе­ния, как пра­вило, совер­ша­ются в белых обла­че­ниях, ибо для хри­стиан смерть явля­ется лишь пере­хо­дом в лучший мир. Белый цвет опре­де­лен и в празд­ники Рож­де­ства Хри­стова, Бого­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния Гос­подня и Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, потому что он зна­ме­нует собой Боже­ствен­ный свет, осве­ща­ю­щий и пре­об­ра­жа­ю­щий тво­ре­ние Божие.

Празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­на­ется в белых обла­че­ниях в знак Света, вос­си­яв­шего из Гроба вос­крес­шего Спа­си­теля, но основ­ной пас­халь­ный цвет – крас­ный с золо­том. Крас­ный цвет обла­че­ний принят также в дни памяти муче­ни­ков, а фио­ле­то­вый – в день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи.