Тульский Успенский собор

Успенский_храм_Тульского_кремля.jpgВ центре древнего тульского кремля возвышается величественный Успенский собор – ценнейший памятник русского зодчества второй половины XVIIIвека.

До строительства нынешнего собора существовал прежде, как видно из писцовых книг, другой, тоже из камня, который простоял всего лишь сотню лет и пришел в негодность. Его разобрали и 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия на средства тульского купечества начали возведение нового храма. На постройку и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей.

Главным строителем храма был купец Лукьян Иванович Коптельцев с товарищами Софроном Сидневым и Андреем Володимировым, а непосредственно возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин, также тульские мастера-оружейники. Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

800Успенский собор Тул.кремля,церковь на 1-м ярусе колокольни_2015г..JPGУспенский собор был полностью завершен к 8 мая 1764 года, потом в течение двух лет 36 мастеров, выписанных специально из Ярославля, вели кропотливую и ювелирную работу по росписи собора. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины. Возглавлял артель талантливый мастер-иконописец Афанасий Андреевич Шустов, известный своими росписями ярославских церквей Архангела Михаила (1731), Иоанна Златоуста (1732-1733) и других. Итогом продолжительной работы стала торжественная и величественная роспись, которая поражает крупными планами и изысканными деталями.

Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченный шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками из мастерской купца Василия Кирьянова. Золотил иконостас Данила Хазаров.

Пол в соборе первоначально был выстлан узорчатыми чугунными плитами, сделанными для храма тульскими литейщиками.

С момента освящения храм во имя Успения Божией Матери или просто Успенский собор стал главным летним храмом в городе. С его амвона зачитывались царские указы и объявляли тулякам о важных государственных событиях.

Когда началась Отечественная война 1812 года, ежедневно в Успенском соборе служили молебен «О победе над супостаты» в честь грядущей победы над армией Наполеона. Сформированные два полка Тульского ополчения при выступлении в поход в 1812 году получили от преосвященного Амвросия, архиепископа Тульского и Белевского, вместе с напутствием «по хоругве, составлявшей знамя полка». Через два года, овеянные славой знамена вернулись в Тулу и были помещены на хранение в Успенском кафедральном соборе.

Катафалк с телом Алдра 1-го в Успенск.соборе (1925).Из собр.Р.Лозинского.jpgВ 1854 году поручик артиллерии Н.Ф.Андреев услышал рассказ одного старца, участника Отечественной войны 1812 года, о формировании Тульского ополчения и о хранящихся в забвении в Успенском соборе знаменах. Об этом он написал донесение военному губернатору. Сигнал был услышан. В июле 1854 года церковные власти доложили, что хранившиеся «в здешнем кафедральном соборе хоругви ополчения 1812 г. выставлены на середину собора и поставлены при столпах».

В 1866 году к столетнему юбилею Успенского собора отреставрировали иконостас, поновили фресковую живопись, заодно обновили и знамена. Об этом сообщали «Тульские епархиальные ведомости» в №11 за 1866 г.:

«При западных каменных двух столбах собора со входа во храм на окрашенных древках три четырехугольных знамени Тульского ополчения 1812-1814 гг… Эти знамена промыты искусным иконописцем, подклеены, обновлены… для сохранения в отдаленное потомство как памятник достоподражаемого патриотизма».

После революции 1917 года боевые знамена были утеряны. По свидетельству одного бывшего тульского административного работника, они были уничтожены в 1919 году.

Во время подготовки к празднованию 850-летия первого упоминания Тулы в Никоновской летописи (1996 г.) тульский художник В.С.Стриженко по реконструкции кандидата исторических наук О.Ю.Кузнецова воссоздал копии знамен Тульского ополчения Отечественной войны 1812 г. В торжественной обстановке реконструированные знамена были внесены в Успенский собор.

Визит императора в Тулу-17.jpgГлавный тульский собор неоднократно посещали царственные особы. 28 января 1826 года в семи верстах от города тульские оружейники встретили колесницу с телом почившего императора Александра I. На руках несли карету до Тулы, где их сменили горожане, внесшие гроб в Успенский собор, где всю ночь продолжалась поминальная служба.

20 сентября 1826 года Тулу посетил император Николай I, который побывал в Успенском соборе. 13 сентября 1863 года собор почтил своим присутствием император Александр II. 4 декабря 1914 года в этом храме молилась императрица Александра Федоровна ;с дочерьми Ольгой и Татьяной.

В первой половине XXвека Успенский собор чуть было не разрушили. 21 ноября 1934 года в самой авторитетной газете области «Коммунар» было опубликовано письмо некоего Ф.Анфимова «Зачем нам нужен кремль?». Автор предлагал кремлевские стены и соборы разобрать и создать на этом месте второй парк культуры и отдыха. Ретивого разрушителя поддержали тульские чиновники. Заведующий коммунальным отделом Алексеев писал в «Коммунаре»: «Весь Кремль пока сносить нецелесообразно. Есть предложение разобрать юго-западную часть его стен, от дома им. Карла Маркса и до школы ФЗУ… В Туле нет большой площади для организации парадов и демонстраций и единственное место для такой площади – новая грандиозная площадь,- объединение территории Кремля с Союзной площадью». Редакция присоединилась к мнению чиновника. Но республиканское руководство в Москве категорически запретило Тульскому горсовету трогать Кремль и Успенский собор.

Успенский собор Тульского кремля-реконстр. колокольня.jpg28 сентября 1936 года вечером неожиданно вспыхнул пожар в верхних этажах колокольни Успенского собора. Со всего города съехались пожарные машины, но ничего сделать не смогли – напор воды в шлангах не доставал до 30-40 метровой высоты колокольни, где бушевало пламя.

Только под утро пожарным удалось отстоять нижние ярусы. Поджигателей не нашли. Остатки колокольни разобрали «в целях безопасности».

Потом стало не до дальнейшего разрушения Успенского собора и кремля. Грянул 1937 год с чистками административного аппарата от «врагов народа». Затем война. Только в 1964 году по инициативе облисполкома начались научно-изыскательские работы в кремле. В 1966 году приступили к реставрации стен и башен, закрыли лесами пятиглавие Успенского собора. В 1970 году главы собора засверкали радостным великолепием.

Архитектурный проект восстановления колокольни был подготовлен московским реставратором Леонидом Потаповым. Реконструкция колокольни началась только в 2012 году. 14 сентября 2013 года были освещены колокола строящейся колокольни. В 2015 году в день города состоялось торжественное открытие колокольни и всего восстановленного собора.

К.Шестаков

Главные городские колокола были установлены на колокольне Успенского собора в кремле.

Реклама и антиреклама

На колокольне в кремле было 22 колокола. Размещались они ровно под часами. Восемь из них предназначались для благовеста и церковных звонов, остальные – для часового боя. С этими колоколами связана даже почти детективная история.

Раньше было принято при отливке колокола делать на нем надписи об истории его возникновения. Чем больше колокол, тем подробнее надпись. Лишь три кремлевских колокола из восьми не имели ни надписей, ни обозначения веса. На всех остальных имелись пояснения.

Самый большой колокол весил 679 пудов (11 122 кг). На нем значилось, что отлит он «во славу триипостасного Бога и в честь преблагословенной девы Марии при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого государя императора Александра Павловича, по благословении преосвященного Амвросия, епископа Тульского и Веневского и кавалера, особенным по благочестию усердием доброхотных подаяний тульского купеческого общества и прочих граждан и оружейников в лето от Р. Хр. 1805 генваря 31 дня, на память святых чудотворцев Кира и Иоанна в Москве на заводе Струговщикова по 23 р. 50 коп. за пуд».

Забавно, что именно таким образом, в отсутствие интернета и радио с телевидением, купцы того времени решали вопрос рекламы. Тут вам и название фирмы, и стоимость услуг.

Вес второго по величине колокола был вдвое меньше – более 361 пуда. Большой колокол везли в Тулу на 35 лошадях, другой – на 15.

Третий колокол весил 180 пудов. На нем имелось изображение иконы Пресвятой Богородицы. Отлит он был, как следовало из надписи, в «царствующем граде Москве 1769 г. 9 дня в Тульский Успенский собор мастером Дмитрием Пироговым». Кроме упоминания о мастере здесь также была молитва: «Спаси Господи и помилуй раб своих строящия храм Божий и в нем подающее всякое благопотребное подаяние. И даждь им, Господи, царство небесное, и живущим здравия ради пресвятого имени Своего».
На пятом колоколе была надпись «Во славу Святыя Троицы вылит колокол сей на колокольню, что в городе Туле при соборной Успенской церкви Июня дня 1795 года. Весу 67 пудов. Лил оный колокол мастер Ярославский Афанасий Мартинов».

Самая же интересная надпись была на четвертом по весу колоколе: «Города вологды церкви Святях жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустого и преподобного Александра Саровского, состоявшего за рекою Вологдою. Лит в поминовении Вологодского купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783 г. 25 сентября в Москве на заводе Леона Струговщикова. Весу в нем 100 пудов».


Колокольня Успенского собора, начало ХХ века.

Казалось бы, где Вологда и где Тула? Каким образом упоминание о ней оказалось на колокольне Тульского кремля? А это просто было свидетельство халтурно выполненной работы. Колокол, как и гласят надписи, был отлит в Москве по заказу из Вологды. Однако когда его доставили заказчику, он вызвал явное недоумение. Мало того, что название города было с маленькой буквы, так еще и в именах путаница. Отчество купца Алексея Шапкина на самом деле Андреевич, а не Александрович. А владелец завода – Асон Струговщиков, но вовсе не Леон.

В общем, в Вологде от этой халтуры отказались и вернули изготовителю. Колокол опять потянули в Москву, за тридевять земель, на нескольких упряжках лошадей. Скорее всего, он попал бы под переплавку, да тут как раз подоспел заказ из Тулы. Тулякам, собственно, не было особого дела до того, с какой буквы написана Вологда и как на самом деле звали отца купца Шапкина. Зато им наверняка предложили хорошую скидку, и они согласились взять колокол себе.

Черти на стене

Хотя колокола заказывали в соседней Москве, в Туле тоже имелись свои колокольные заводы. Самый известный из них – Никиты Черникова. Он находился в Сапуновском, нынешнем Черниковском переулке. Это был один из лучших литейных заводов города. Здесь делали также самовары, кофейники, рукомойники, тазы, ажурные декоративные решетки с фонарями. В 1851 году именно Никите Черникову доверили изготовление гербовых орлов для столбов Московской заставы в Заречье.

Высоким качеством отличались и отливавшиеся здесь колокола. Известно, например, что в 1819 году завод Никиты Черникова отлил 200-пудовый колокол (3 276 кг) для г. Пронска Рязанской губернии.

Сделал Никита Черников звучные колокола и для колокольни Всехсвятской церкви, обязуясь при этом использовать «лучшую штыковую медь и прутовое олово». Однако два маленьких колокола вскоре украли. Цветмет пользовался спросом и в те времена, ведь ту же медь тогда везли аж из самой Сибири. Ротозеев-сторожей конечно наказали – они получили по 20 ударов розгами: гражданские – на базарной площади, солдаты – в своем батальоне. Кроме того, с них взыскали стоимость украденных колоколов. Черников оценил пропажу из расчета 17 рублей серебром за пуд. После чего взялся исполнить «в меди» новые колокола.

Судя по всему, этот самый Никита Черников был немалым выдумщиком. Так что история с украденными колоколами, может, и не так проста. Во всяком случае, куда-то церковные колокола похитители цветмета должны ведь были срочно сбыть? Почему бы и не ему самому, чтобы получить двойную выгоду. А вообще Черников был известен тем, что любил постоянно о себе напоминать. В период его существования туляки очень часто попадали под действие разных, иногда нелепых слухов.

Дело в том, что, по существовавшему поверью, для получения хорошего звонкого колокола необходимо было пустить в свет какую-нибудь сногсшибательную «утку». Иначе отливаемый колокол выйдет глухим и незвучным.

Поэтому перед каждой отливкой колокола запускался в обращение какой-либо невероятный слух. Иногда невинного свойства, но чаще весьма тревожный для горожан.

Говорили вдруг о готовящихся пожарах, а это для города, который в начале XIX века сильно пострадал от огня, было невероятно актуальной темой. Или о побеге всех арестантов из тюрьмы, в чем тоже мало хорошего.

Один из невинных слухов, например, был такой. Сначала шепотком, а потом и громко в городе вдруг стали судачить о том, что ежедневно перед заутреней по зубцам кремлевских стен бегает зеленый черт, причем держит конец своего длинного хвоста в зубах. Разговоры эти приобрели такую убежденность, что легковерные люди, а их оказались целые сотни, дежурили по ночам, чтобы увидеть зеленого черта.

А все это время на заводе отливался колокол, который отличался потом необычайной звонкостью. Ну или должен был отличаться.

Располагался, по описанию, этот завод в Покровском переулке, «близ места, где теперь пансион первой женской гимназии». Есть версия, что завод закрылся в 20-х годах прошлого века. Но, по-видимому, ближе к истине, что он просуществовал до семидесятых годов века XIX, поскольку в тульской газете «Вечерний курьер» 1910 года о нем упоминается в прошедшем времени.

Воздушный полет


Колокольня Успенского собора, 2019 год.

Четырехъярусная колокольня Успенского собора высотой в семьдесят метров была восстановлена в наши дни. Но если когда-то ее возводили без малого десять лет, то сейчас, притом что кирпичная кладка велась по той же старинной технологии, хватило двух.

Как и в старые времена, для колокольни отлили 22 колокола – 14 основных и 8 «часовых», которые отбивают мелодию в часах. На этих колоколах выгравированы названия компаний и фамилии людей, жертвовавших свои деньги в благотворительный фонд «Тульский кремль».

Так, на самом большом колоколе стоит надпись: «При патриархе Московском и всея Руси Кирилле, митрополите Тульском и Ефремовском Алексии, настоятеле собора сего прото­иерее Сергие Резухине, усердием семьи его превосходительства губернатора Тульской области Владимира Груздева, Ольги, Нелли, Сергия, Григория, Марии, Леонида, Людмилы».

На втором по величине колоколе значится имя председателя правительства Тульской области Юрия Андрианова. На колоколах поменьше можно прочитать имена генерального директора ООО «Инд-Гарник» Рафика Папяна, министра культуры Тульской области Татьяны Рыбкиной, советника-наставника губернатора Виктора Соколовского, заместителя губернатора – руководителя аппарата правительства Тульской области Ольги Татарченковой, заместителя губернатора Юлии Марьясовой.

Отливали колокола в Тутаеве Ярославской области. Два главных колокола весят 12 тонн и 6,2 тонны. Двадцать оставшихся – 9 тонн. Управляет ими система «Электронный звонарь» с четырнадцатью видами звонов, в зависимости от повода.

В качестве одного из вариантов, как их водрузить на вершину, рассматривался даже технологический пролом в стенах кремля, в который проехала бы техника, и можно было провезти тяжеленные колокола. В конце концов нашли другой способ, никак не затрагивающий стены кремля. Колокола поднимали с помощью специального вертолета.

Первый символический удар в колокол сделали губернатор Владимир Груздев и митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Освящение их состоялось в День Тульской области и города-героя Тулы 14 сентября 2013 года. Вся колокольня Успенского собора была освящена и открыта в День города Тулы 13 сентября 2014 года.

ТУЛА, 3 августа. /ТАСС/. Реставрация внутреннего убранства Успенского собора, построенного на территории Тульского кремля в 1762-1766 годах, завершится к 1 октября 2021 года. К 500-летию крепости, которое будет отмечаться в сентябре 2020 года, в соборе откроется выставка икон, сообщил в понедельник губернатор Алексей Дюмин во время рабочей поездки в Тулу министра культуры РФ Ольги Любимовой.

«Сдвинулись сроки работ, это носит технический характер, до 1 октября 2021 года. Сейчас идет уже внутренняя отделка, роспись икон, в сентябре 2020 года откроется выставка всех икон, которые будут в соборе. Мы находимся в тесном взаимодействии с реставраторами, во все сроки, которые установлены, мы уложимся», — сказал Дюмин

По словам Любимовой, нарушение технологии реставрации может нанести ущерб памятнику архитектуры. «Что касается сроков реставрации и реконструкции, конечно, хочется, чтобы все было открыто к юбилею Тульского кремля, но тем не менее нарушать технологию реставрации и реконструкции не нужно, потому что это может навредить памятнику», — отметила глава Министерства культуры РФ.

Фрески XVIII века в Успенском соборе начали активно разрушаться в 2006 году из-за сильных морозов и перепада температуры воздуха в помещении, к реставрационным работам специалисты приступили весной 2020 года. Также ведется восстановление иконостаса высотой порядка 14 метров и шириной около 22 метров, воссоздаются утраченные резные элементы, художники делают копий икон, значительная часть которых хранится в Тульском музее изобразительных искусств. Кроме того, в соборе будет проведен ремонт дверей, окон, системы вентиляции, электроснабжения.

О Тульском кремле

Тульский кремль — памятник оборонного зодчества XVI века. Завершение строительства Тульского кремля в 1520 году и начало создания системы оборонительных укреплений «Большой засечной черты» имело ключевое значение в истории России. Эта система в XVI-XVII веках объединила территории нынешних Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Орловской и Белгородской областей. Непрерывная цепь укреплений протянулась более чем на 4 тыс. км, она защищала границы государства от постоянных набегов с юга.

Указ о праздновании 500-летия Тульского кремля президент РФ Владимир Путин подписал 10 ноября 2016 года. На ремонт объектов культурного наследия в рамках празднования юбилейной даты и создание музейного квартала в историческом центре Тулы из федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников было выделено около 700 млн рублей.

19 января (6 января по старому стилю) все православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне иначе называется Богоявлением, потому что Христос показал себя миру как Спаситель и Мессия. Один из кафедральных храмов Тулы был посвящен именно этому празднику.

В 1817 году после посещения Тулы императором Александром I городское общество решило построить собор во имя святого Александра Невского, тезоименитого Александру I, освободившему Россию и Европу от Наполеона. Проект собора, одобренный императором, представил архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848) в 1821 году. Это был храм в стиле классицизма с колонными портиками по трем сторонам и полукруглой апсидой, окруженной дорической колоннадой. Здание завершалось пологим куполом. Чертежи в мае 1821 года прибыли в Тулу, но отсутствие инициативного руководства и помощи общества не позволили воплотить их в реальность: сменились губернатор города и руководство епархии, новое епархиальное начальство к строительству храма отнеслось равнодушно, к тому же деньги, собранные по подписке на строительство, куда-то испарились.

К строительству вновь обратились лишь в конце 1840-х годов. Главный тульский собор – Успенский, стоявший в Кремле, служил только в теплое время года, и город нуждался в теплом кафедральном соборе. Губернскому архитектору Павлу Андреевичу Дубровскому предложили разработать проект перестройки старого Успенского собора, но, изучив вопрос, он пришел к выводу, что при подобном переустройстве могут серьезно пострадать стенопись и иконы храма. Необходимо было новое здание.

В 1849 году церковный староста Успенского собора купец Вукол Зотович Кузовлев вновь поднял вопрос о теплом кафедральном соборе и предложил построить его на территории Тульского кремля. Идею поддержал также городской голова Николай Добрынин. Общественность назначила Кузовлева храмостроителем, и, зная его честность и распорядительность, поручила ему сбор средств на строительство.

Богоявленский собор тульского Кремля. Фото нач. ХХ в.

Проект теплого собора составил архитектор Тульского оружейного завода коллежский асессор Михаил Алексеевич Михайлов (1805-1865). Согласно его чертежам собор имел в плане форму прямоугольника размером 35 х 53 м. Внутренне пространство делилось на три нефа восемью столбами, здание венчали пять куполов. Главный престол посвящался Богоявлению Господню, приделы – Александру Невскому и Николаю Чудотворцу. Проект был одобрен Губернской строительной комиссией и был отправлен на утверждение в Петербург. Но столичному начальству творение провинциального архитектора не понравилось из-за «неблаговидности фасада». В течение нескольких лет шли переделка и утверждения проекта. В результате корректировки, проведенной Департаментом проектов и смет, была уменьшена длина здания и его форма: оно стало квадратным, с выступающими по всем четырем сторонам ризалитами. Члены департамента одобрили проект 26 января 1854 года, а 14 октября 1854 года он был утвержден императором Николаем I. Тульская духовная консистория получила проект уже 28 января 1855 года.

Закладка зимнего Богоявленского собора произошла 24 апреля 1855 года в один день с освящением знамен Тульского подвижного ополчения, готовившегося к отправке на Крымскую войну. Производством работ по строительству собора заведовал архитектор Михайлов, хозяйственной частью – Кузовлев, а городской голова возглавил Комитет для производства строительных работ.

К лету 1857 года возвели стены и два яруса здания, через год были завершены все каменные и кровельные работы. Затем дело приостановилось из-за нехватки денег.

Тогда именитые граждане города и епископ Тульский и Белевский Алексий, стали решать, что нужно делать в первую очередь. Епископ Алексий предлагал позолотить одну из пяти глав собора; купцы считали, что необходимо произвести работы, которые ускорили бы освящение собора. Епископ Алексий заявил, что вызолотит главу за свой счет. Золочение было произведено московским купцом Сафроновым очень некачественно, так что скоро с центрального барабана позолота слезла, и его внешний вид сильно портил все здание.

В 1860 году московский иконописец Семен Борисов расписал купол храма изнутри. В том же году были сделаны три каменных крыльца с трех сторон здания, причем западное крыльцо имело стены и железную кровлю.

Окончательная отделка собора шла в течение 1861-62 годов: завершили стенную роспись, настелили дубовый пол, поставили четыре чугунных клироса, установили выполненный московским мастером Никанором Софроновым сосновый иконостас с иконами, написанными Семеном Борисовым.

Общий вид тульского Кремля. Слева – Богоявленский собор. Фото нач. ХХ в.

Отапливался храм тремя духовыми печами, помещавшимися в подвале с калориферными камерами, из которых в собор были проведены пять тепловых душников.

7 ноября 1862 года Богоявленский кафедральный собор был освящен. Он имел длину 22.2 м, высоту до верха карниза – около 15 м. В соборе была 51 икона (27 больших и 24 малых) и три иконостаса.

Общая сумма затрат на его строительство и отделку составила 103 тысячи рублей. Пожертвования на строительство собора вносили епископы Тульские и Белевские, дворяне, купцы, оружейники. Наиболее крупные взносы были сделаны купцом Семеном Красноглазовым (8000 рублей) и оружейником Максимом Лялиным (5000 рублей). Немало утвари пожертвовал новому храму городской голова Николай Добрынин. Много усердия при строительстве Богоявленского собора проявил церковный староста В.З. Кузовлев, за что был награжден орденом Святой Анны.
В 1892 году в соборе устроили новинку, которой очень гордились все туляки – водяное отопление. В то время эта система отопления была примером не только для тульских, но и московских храмов.

Тогда же решили устроить в храме и надежную вентиляцию. Для этого требовалось 25 тысяч рублей. У храма были проценты капитала, пожертвованного 15 лет назад Степаном Ивановичем Трухиным, купцом 1-й гильдии, на золочение иконостаса, — 12 тысяч рублей. Церковный староста Игнатий Кузьмич Платонов принял мудрое решение: иконостас подождет, и добавил к 12 тысячам недостающие 13 тысяч из собственных средств.
В советское время судьба храма сложилась печально. В 1930-х годах он был закрыт. Здание приспособили под аэроклуб, а в 1950-е – под клуб физкультурников. Были снесены четыре малые главы храма, от них остались только кирпичные основания в чердачных помещениях. Луковичное завершение центральной главы заменили невысокой кровлей по кирпичному своду. После закрытия собора стены его многократно перекрашивались в разные цвета. Не дошла до наших дней и небольшая главка с крестом над западной папертью.

Выставочный зал музея оружия (бывший Богоявленский собор). Фото 2010-х гг.

В 60-х годах XX века в Богоявленском соборе было решено разместить музей оружия. Здание было передано на баланс оружейного завода. В течение пятнадцати лет, начиная с 1972 года, велись работы по приспособлению здания под музей. Для этого на уровне окон второго света было сделано железобетонное монолитное перекрытие по металлическим балкам. В бывшем подвале разместили гардероб, подсобные помещения, санузел. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену. С восточной же стороны соорудили двухэтажную кирпичную пристройку, в которой разместили вестибюль, лестницы на второй этаж и в подвал, служебные помещения.

К сожалению, здание, имевшее прекрасные росписи, чугунные хоры, лепные позолоченные карнизы, перед его перестройкой так и не было обследовано.

Оформлением экспозиции музея оружия занимался комбинат декоративно-оформительского объединения «Росмонументискусство» г. Москвы. Эта же организация расписывала своды бывшего собора. Наружные стены здания выкрасили синтетической темной краской, уничтожили остатки белокаменных ступеней южного и северного входов.

Сейчас в этом здании также находится музейная экспозиция: после переезда музея оружия в новый комплекс на ул. Октябрьской, здесь работает один из его выставочных залов.

К сожалению, ни одного храма в честь одного из главных христианских праздников в Туле более не существует.