Турин плащаница

Одной из бесценных реликвий в христианстве по праву является Туринская Плащаница (итал. Sindone di Torino). Для многих миллионов людей – это подлинное полотно для погребения Иисуса Христа, на котором таинственным образом отпечатался лик раненного Тела Иисуса со следами крови. По убеждению верующих христиан льняная плащаница из Турина является свидетелем Страданий Иисуса Христа и вызывает перед саваном трепет и благоговение.

Туринская плащаница

Плащаница называется Туринская, так как больше 400 лет она находится в Турине, что в Италии и хранится в храме Святого Иоанна Крестителя. Хорошо сохранившаяся реликвия представляет собой полотно продолговатой формы 4,36 м Х 1,1 м. Соткана Туринская плащаница из льна, который происходит с регионов Ближнего Востока.

Бесценным полотном официально владеет Католическая церковь после смерти Гумберта II Савойского в 1983 году, который завещал ее Ватикану, где она и находится по настоящий день. Римские первосвященники во главе с Папой признают, что верят в подлинность реликвии и что на полотне запечатлен именно Иисус.

Исследования

Немногие святыни подверглись такому тщательному изучению, как Туринская Плащаница. До сих пор ведутся научные споры вокруг отреза полотна, в которое по притче было завернуто тело Иисуса Назаретянина после распятия.

Отпечаток тела вызывает неподдельный интерес у лучших умов человечества, ведь если это действительно настоящие погребальное полотно Иисуса, то запечатленный таинственным образом на нем Лик Богочеловека свидетельствует о Воскресении Иисуса. Скептикам и атеистам же приходится опровергать очевидные подтверждения достоверности святыни.

Изучением древнего отреза ткани занимались всемирно известные ученые со всего мира, объединив усилия в решении значимой исторической задачи. Туринская Плащаница множество раз подвергалась тщательному анализу историков, фотографов, генетиков, математиков, химиков, археологов, художников, микробиологов, биофизиков, патологоанатомов, хирургов.

Появляются все новые доказательства против гипотезы скептиков о том, что это творение является делом кисти мастеров эпохи Возрождения. Ученые обнаружили, что плащаница содержит:

  • известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря;
  • пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима;
  • арагонит в крови;
  • монеты на глазницах;
  • мужскую кровь, что подтверждено химическим путем.

Образ на ткани

На отпечатке отчетливо видны очертания мужского тела высокого роста с многочисленными ранами. Видны даже малейшие капли крови и царапины. Если Туринская Плащаница – это подделка, то значит, ее автор был отлично знаком со Священным Писанием, запечатлев страдания Иисуса с высокой точностью.

Между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, множество следов от ударов плетью, спина представляла собой месиво, ведь плеть римлянина была изготовлена из жил вола с металлическими кусками на концах. Также видны следы от шипов тернового венца, многочисленные следы побоев и надругательств, на плече заметен отпечаток от перекладин креста, как у Иисуса.

Распятый Иисус мог делать только порывистые вдохи, происходило медленное жестокое удушение. Если прибавить к мукам палящее палестинское солнце, невыносимую жажду, то Туринская ткань предельно точно сохранила следы бесчеловечных надругательств, не пощадивших Богочеловека. Иисус подвергся избиению целым полком солдат.

Одна сторона полотнища имеет два отпечатка человеческого тела в позе, свойственной похоронным обрядам 1 века. Отпечатки напоминают опалины, как от горячего утюга. По словам очевидцев, лучше всего плащаница с изображением видна с расстояния 2 м и более. Чем ближе подойти к полотнищу, тем таинственное изображение разглядеть сложнее, так как оно начинает расплываться.

Туринская плащаница с 2 метров

Древняя плащаница сохранила следы событий, которые случились в 1532 году, а именно – произошло повреждение пожаром. Складки полотна были опалены раскаленным серебром. Хотя само полотно было повреждено частично, огонь почти не тронул Божественный образ.

Следы казни

По всему образу наблюдаются пятна крови, особенно кровотечение сильно наблюдается в области ступней и запястий, рана в правом боку, что с точностью совпадает с повествованием о кощунственных надругательствах, нанесенных Иисусу во время казни. По римским обычаям Иисусу Христу в запястья были вбиты гвозди, после чего воин воткнул копье между 5 и 6 ребрами, чтобы удостовериться в его смерти.

Для распятия римляне использовали гвозди только в первых столетиях н. э. Также на изображении видны следы кровавых подтеков на лице и голове, согласно библейскому описанию бичевания и мучений от тернового венца, предшествовавших распятию Иисуса. Следов разложения на льняном отрезе найдено не было.

В 4 местах на полотне имеются группы из 3 дырок, расположенных буквой «Г», прожженных раскаленным предметом. Предполагается, что основной причиной появления отверстий являются горящие кусочки ладана на сложенное вчетверо полотнище.
Специалисты, рассматривая пожелтевший отрез чудом сохранившегося полотна под увеличительным прибором, отметили поразительную вещь – изображение выполнено без каких-либо красителей или пигментных веществ, не просматриваются мазки кистью и не имеется сходства с произведениями каких-либо художников, отсутствуют характерные особенности определенного художественного стиля. Также удивительным оказался тот факт, что запечатленный отпечаток затронул только верхний слой волокон, хотя все красящие вещества обязательно проникли бы внутрь ткани.

Современная наука

Фотографический негатив

Еще одним уникальным чудом оказалось открытие, сделанное в 1898 году, когда фотографу Секондо Пиа (Secondo Pia) разрешено было выполнить 2 снимка святыни. Изумленный Секондо был повержен в шок, когда на негативах проступили очертания силуэта, а проявившийся образ был позитивным. Туринская ткань с чудесным изображением оказалось негативной, а если ее сфотографировать, то можно получить позитивное изображение. С благоговением Секондо проникся к этому снимку, его поразила та реальность, которая предстала перед ним на фотографии, ведь черно-белый снимок усиливает контрастность в разы.

Необычность изображения обусловливалась еще отсутствием каких-либо контуров. Чтобы придать портретам форму все художники использовали контуры, вплоть до импрессионизма XIX века. Достоверные исследовательские данные обычно основываются на манере рисования, характере контуров. Вряд ли кто-то из мастеров эпохи Возрождения смог запечатлеть на ткани такой превосходный негативный опечаток, когда про науку фотографирования совсем ничего не знали?

Новые открытия

В 1931 году одному из лучших профессионалов фотографов Джузеппе Энри (Giuseppe Henri) было поручено выполнить серию фотографий святыни. Тогда обнаружились новые открытия и другие детали, такие как возможность присутствия римских монет на глазах лежащего в плащанице.

Специалисты в работе над чудесным полотном применяли следующие методы:

  • рентгенография;
  • инфракрасное излучение;
  • термография;
  • радиоуглеродное датирование;
  • плазменная масс-спектрометрия;
  • лучи ультрафиолета;
  • макрофотография;
  • электронная микроскопия;
  • анализ ДНК;
  • современные достижения микробиологии и химии;
  • научное моделирование;
  • компьютерные технологии.

Сохранность ткани

Тщательно и бережно хранится Туринская святыня, избегая попадания микроорганизмов. Хорошей сохранностью плащаница обязана засушливому климату и отсутствию воздуха. Веками святыня находилась в раках, сундуках, не попав под лучи дневного света. Около 500 лет Туринская плащаница вообще была тщательно замурована в стену из камня.

папа римский и туринская плащаница

Туринская ткань находится в превосходном виде и это неудивительно, множество саванов хранится до наших дней, хотя они в 3-4 раза старше Туринской плащаницы. Ученым известно великое множество погребальных полотен, датированных 1 тысячелетием до н. э. и позже, но ни на одном из них не было никаких отпечатков.

Радиоуглеродный метод

Для изучения реликвии была создана специальная Туринская комиссия из знаменитых ученых, которые определили, что плащаница абсолютно не подвержена атмосферным действиям. Специалисты решили провести новые опыты на нитях и маленьких кусочках ткани, засняв процесс на видео.

Доктор Раес отметил, что над пряжей работал мастер высочайшего класса, плотность ткани соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот кусок ткани стоил очень дорого. В Святом Писании говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.

Радиоуглеродный метод показал присутствие очень древних волокон хлопка египетского происхождения, доказывающие то, что полотно ткали на том станке, на котором до этого ткали хлопок. До 9 столетия европейцам была неизвестна эта разновидность хлопка, англичане не были знакомы с подобным видом материи до 15 века, поэтому вряд ли можно было предположить фальсификацию.

В 1978 году Туринская плащаница прошла тщательные исследования 40 специалистами, которые применили ультрасовременное оборудование. Группе ученых удалось определить, что образ на ткани появился в результате некоего феноменального события, как будто тело прошло сквозь ткань, оставив после себя опалины, напоминающие следы огня, затронувшие только верхние слои ткани. Это могло бы полностью подтвердить Воскресение Иисуса Христа.

В 1988 году исследования ученых о возрасте материала оказались в тупике, когда мировые светила пришли к выводу, что плащаница возрастом не превосходит больше 7 веков. Хотя и были произведены скрупулезные вычисления, специалисты не учли факт пожаров, сказавшиеся на ткани. В 1995 году ученые из России Андрей Иванов и Дмитрий Кузнецов выявили просчеты по анализу радиоактивного углерода и научно доказали, что огонь, дым, копоть повысили содержание атомов, что и послужило причиной уменьшения возраста известного полотна. В результате научных экспериментов было установлено – возраст плащаницы около 2000 лет.

лик Христа на туринской плащанице исследования

Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать объяснения этому феномену.

Для верующих в Воскресение Иисуса Христа Туринская Плащаница – это чудо, оставленное для следующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления.

Книга

Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.

Советую также скачать книги:

  1. Туринская плащаница: вопрос остается открытым
  2. Слово о Воскресении. Туринская Плащаница – Евангельская история наших дней

Фильм

«Туринская плащаница» — документальный фильм про новые открытия преследует главное намерение: установить оригинальность и возраст плащаницы. Авторы картины тщательно исследуют научные гипотезы, проливающие новые открытия на историю происхождения реликвии. Показана уникальная нашумевшая детализированная видеосъемка работы ученых. Документальный фильм и книга достаточно интересно преподносят различные мнения ученых.

Туринская плащаница — подделка, считают исследователи из Италии и Великобритании. К такому выводу они пришли, с помощью манекена сымитировав струйки крови, стекавшие по телу Христа в соответствии с его ранами, и они не совпали с пятнами на плащанице. Но чем и как на ткань были нанесены эти пятна, пока неизвестно.

Анализ отпечатков крови на Туринской плащанице показал: их не могло оставить завернутое в ткань тело. К такому выводу пришли судмедэксперт-антрополог Маттео Боррини из Ливерпульского университета Джона Мурса в Великобритании и специалист в области псевдонауки, химик-органик Луиджи Гарлашелли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Forensic Sciences.

Туринская плащаница — христианская реликвия, четырехметровое полотно, в которое, по преданию, было завернуто после смерти тело Иисуса Христа.

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Считает ее подлинной и часть церковных деятелей. Плащаница не раз становилась предметом исследований, призванных установить или опровергнуть ее подлинность.

Впервые реликвия была зафиксирована во Франции в 1353 году. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображенного на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Пока так и не удалось выяснить, как именно образовались пятна крови на ней (и кровь ли это вообще), но было установлено, что они содержат оксид железа.

Он мог попасть на ткань как с кровью, так и просто с красителем. Кроме того, согласно радиоуглеородному датированию 1988 года, плащаница была изготовлена в 1275-1381 году. Эти данные неоднократно подвергались критике — по мнению других специалистов, на точность датировки могло повлиять и содержание в ткани масел, которыми ткань была пропитана в 1532 году, и то, что в том же году во время пожара она подверглась воздействию высоких температур.

В 2013 году новый, более точный анализ возраста плащаницы, показал, что она была изготовлена около 33 года до н. э., плюс-минус 250 лет. При этом проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп.

Новый анализ опровергает подлинность реликвии.

Ученые выявили, что часть отпечатков могло оставить только тело, стоящее вертикально, а часть из них и вовсе нереалистична.

Исследователи использовали манекен, чтобы смоделировать, как текла кровь из ран на теле, руках и ногах Христа. Для этого они применяли как настоящую человеческую кровь, так и ее искусственный заменитель с теми же свойствами жидкости.

Ученые исследовали, как стекает кровь с разных частей тела в различных позах — стоя, лежа, со сложенными руками. Они внимательно изучили короткие струйки на тыльной стороне левой руки и около раны от копья на груди. Тут-то и обнаружился ряд несоответствий.

Во-первых, отпечатки на плащанице предполагают, что кровь с тыльной стороны ладони и вдоль руки стекала под углом в 45 градусов, что просто невозможно для лежащего тела.

«Угол между плечом и телом должен составлять больше 80 и меньше 100 градусов, чтобы ручейки крови перетекали с запястья к локтю и на наружную часть предплечья, как это видно на плащанице»

— пишут исследователи.

Кровь из раны от копья скопилась на ткани, на которой лежал манекен, в том же месте, что и на плащанице. Однако она стекала струйками, а не образовывала единое пятно.

Еще одно пятно в области поясницы ученым вообще не удалось воспроизвести. Они ставили манекен вертикально, клали его на ткань, но «пояс» из крови не образовывался ни в одной из поз.

«Предполагая, что пятна на Туринской плащанице — это следы крови от ран, полученных Христом при распятии, мы с помощью экспериментов установили, что предполагаемое движение струй крови не согласуется с этими пятнами. Даже если предположить, что возможны различные ситуации, в которых происходило кровотечение (например, при перемещении тела или после смерти), они не только не документированы, но и для некоторых пятен нереальны», — пишут исследователи.

Это, впрочем, не ставит точку в исследованиях плащаницы.

То, как именно на нее были нанесены пятна, пока что остается загадкой.

Туринская Плащаница – это христианская реликвия, уникальное свидетельство Распятия и Воскресения Господа и Бога нашего Иисуса Христа, хранящее Его изображение в полный рост.

1. Туринская Плащаница копия
Туринская Плащаница, копия

После Распятия Иисуса Христа Его тело погребали два почтенных мужа – Его тайные почитатели: Иосиф из города Аримафеи и Никодим, знаменитый фарисей. Оба они были очень богаты и являлись членами Синедриона. Близ места распятия Иисуса Христа находился сад Иосифа Аримафейского, в котором он, по обычаю, заранее приготовил для себя новую гробницу – пещеру, высеченную в невысоком холме, с входом на восток. Иудеи благоговели пред своими гробницами, но Иосиф без колебания отдал ее Господу, торопясь окончить погребение, так как наступала пасхальная Суббота – день покоя.

В Евангелии говорится: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27: 57–60).

Иосиф Аримафеиский просит у Пилата тело Иисуса Христа

Когда Иисус Христос воскрес, Его самые близкие ученики – апостолы Иоанн и Петр – не обнаружили Его тела в гробнице, а нашли только Плащаницу, лежащую отдельно. Об этом тоже говорится в Евангелии.

При Воскресении тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее

Александр Васильевич Беляков,
директор Россииского центра
исследовании Туринскои Плащаницы

Директор Российского центра исследований Туринской Плащаницы Александр Беляков пишет: «Ученики видели воскресшего Иисуса и говорили с Ним; апостол Фома даже вложил персты в Его раны. Но как происходило Воскресение Христово, никто из людей не видел. И лишь Плащаница – полотно, покрывавшее Его тело, – была с Ним в запечатанной пещере, когда Иисус восстал из мертвых. В момент Воскресения тело Иисуса исполнилось Божественными энергиями, которые воздействовали на Плащаницу и опалили ее. На полотне возник ожог – след и образ самого Христова Воскресения».

Плащаница, согласно преданию, какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась из поколения в поколение. Историкам в последние годы удалось проследить ее путь.

В 1201 году Николай Месарит, митрополит Эфесский и экзарх всея Азии (1163–1216) свидетельствовал о том, что в часовне Богородицы Фарос в константинопольском императорском дворце, что на берегу Мраморного моря, находились «Похоронные Ризы Господни». Митрополит свидетельствовал еще о Ризах: «Они из полотна и еще благоухают помазанием».

Робер де Клари, участник и хронист Четвертого крестового похода (1202–1204), в ходе которого крестоносцами был взят и разграблен Константинополь, также упоминает хранившийся в монастыре Богородицы Влахернской «саван, которым был обернут наш Господь», на котором «можно было хорошо видеть лик нашего Господа»; он исчез после взятия Константинополя, «и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».

Следующее историческое упоминание о реликвии было зафиксировано во Франции в 1353 году, когда французский аристократ Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него, в его владениях, в городе Лире. Через сто лет, в 1452 году, чудесную святыню выкупил герцог Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

Собор святого Иоанна Крестителя, Турин (Италия)

В конце XVII века герцоги Савойские перевезли святыню в итальянский город Турин. Там, в соборе святого Иоанна Крестителя, Туринская Плащаница находится до сих пор. В последний раз она побывала в пожаре в 1997 году, и ее чудом спас один итальянский пожарный, ставший после этого национальным героем.

Туринская Плащаница представляет собой льняное полотно бледно-желтого цвета длиной 437 см и шириной 111 см. Ткань соткана особым способом: зигзагом 3 на 1 (одна поперечная нить переплетает три нити то сверху, то снизу). Подобное саржевое плетение елочкой применялось в I веке в Сирии.

16. Туринская Плащаница в специальном ковчеге Турин (Италия)
Туринская Плащаница в специальном ковчеге, Турин (Италия)

Историки нашли подтверждение тому, что Туринская Плащаница была известна уже в VI веке. Никто не сомневался в те времена в ее подлинности, ей поклонялись верующие, и иконописцы в ту пору писали лик Христа именно с Плащаницы. В монастыре святой Екатерины на горе Синай хранится древняя икона Христа Вседержителя, которую, согласно преданию, подарил император Юстиниан I, построивший этот монастырь. Неизвестный художник, написавший сию древнюю икону Христа Вседержителя в 544 году, старался передать Его образ наиболее верно, копируя его с самого достоверного источника – Плащаницы. Сходство иконы и изображения на ткани почти фотографическое: в точности совпадает расположение глаз, носа и рта. Точность прослеживается даже в мелочах. Эта икона и изображение на Туринской Плащанице точно совпадают по параметрам и имеют 45 общих черт.

9. Сравнение изображения на Туринскои Плащанице с иконои Спасителя Синаиского
Сравнение изображения на Туринскои Плащанице с иконои Спасителя Синаиского

Именно с Плащаницы древние иконописцы писали лик Христа. Такова икона Христа Вседержителя

10. Фотограф Секондо Пиа. 1898 г.
Фотограф Секондо Пиа. 1898 г.

В 1898 году археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Открытие Пиа произвело ошеломляющее впечатление и позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. С этого времени исследованием Плащаницы занялись ученые, и многие люди после этого открытия обратились к вере.

С помощью Плащаницы можно ясно увидеть раны на руках и на ногах Господа, Его пронзенное ребро, на голове следы от тернового венца. Кроме того, по всему телу видны следы бичеваний. Ученые насчитывают до 98 следов от ударов плетью. Причем такую плеть называли скорпионами или кошками, потому что на конце веревок специально крепились небольшие металлические наконечники, буквально впивавшиеся в плоть осужденного.

Обычно в практике Рима человеку не назначалось больше 30 ударов такой плетью. Даже если считать, что на такой плети было три наконечника, то на теле Христа все равно насчитывается явно больше 30 ударов. Можно представить, насколько Он был измучен перед казнью. И становится понятно, почему во время шествия на Голгофу Он не смог донести до места казни Свой крест.

Самое удивительное то, что все раны на изображении полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Господа Иисуса Христа и не могли быть ни у какого другого человека (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Недаром это изображение называют «пятым Евангелием».

Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось

12. Исследования Туринскои Плащаницы 70-е-80-е гг. XX в.
Исследования Туринскои Плащаницы
70-е-80-е гг. XX в.

Многие ученые проводили исследования Плащаницы. До сих пор на ней не обнаружено никаких красящих веществ: подобное изображение могло получиться только при воздействии очень сильного потока света. Ни в одной современной лаборатории подобное изображение воссоздать не удалось, поскольку для этого нужен поток света по силе сравнимый с ядерным взрывом. Но в таком случае сама ткань была бы уничтожена.

Образ на Плащанице явно имеет нерукотворное происхождение: именно такой яркий и сверхъестественный свет воссиял во гробе Христовом в момент Его Воскресения. Недаром в древнейших песнопениях, посвященных светлому Христову Воскресению, поется: «во гробе свет возсия», «светоносное Воскресение», «узрим в свете неприступном Воскресение Христа блистающегося».

Доктор Макс Фрай
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.

Ученые сделали и ряд других удивительных открытий. Доктор Макс Фрай в 1973 году снял с поверхности Плащаницы двенадцать выборок пыльцы. На основе сделанных проб он смог определить 58 видов растений. Большинство из них произрастает на Ближнем Востоке, причем 13 из них – солелюбивые и пустынные растения, растущие только в Южной Палестине и в бассейне Мертвого моря. Пыльца их могла попасть на ткань только тогда, когда Плащаница находилась в этих регионах.

По изображению, отпечатавшемуся на Туринской Плащанице, эксперты научного центра в Колорадо (США) впервые воссоздали объемную фигуру Христа. Как удалось выяснить, Иисус Христос был высоким, стройным и красивым мужчиной. По расчетам специалистов, Его рост был 182 см, а вес не превышал 79,4 кг. Таким образом, Он был выше Своих современников на целую голову.

12. Исследования Туринскои Плащаницы 70-е-80-е гг. XX в.
Исследования Туринскои Плащаницы,
70-е-80-е гг. XX в.

Совпадений, свидетельствующих о том, что это именно та самая Плащаница, в которую при погребении было завернуто тело Иисуса Христа, много, а аргумент «против» только один, но очень сильный. Это датировка Плащаницы XIV веком при помощи радиоуглеродного метода в 1988 году. Но в Международном центре изучения Туринской Плащаницы считают, что радиоуглеродный анализ не бесспорен. Плащаница не раз подвергалась внешним воздействиям: обгорала при пожаре, вываривалась в масле, долго лежала в серебряной раке, а серебро – сильный катализатор. Это тоже могло вызвать эффект ее «углеродного омоложения».

Результаты радиоуглеродного анализа Плащаницы оспариваются современными учеными

15. Профессор Падуи Джулио Фанти
Профессор Падуи Джулио Фанти

В 2013 году профессор механико-термических исследований Университета Падуи Джулио Фанти провел комплексные исследования Туринской Плащаницы, так как, по его мнению, проведенные в 1988 году исследования с помощью радиоуглеродного анализа пришли к ошибочным выводам. Профессор Джулио Фанти при своих исследованиях применил самые современные методы химического и механического анализа. Объединив все данные, он пришел к выводу, что вероятный возраст Плащаницы (с вероятностью 95%) – 33 г. до н.э. ± 250 лет, то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос.

Проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на Плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп. Джанни Баркачча из Падуанского университета, ответственный за проведение исследования, заявил, что, используя современные методы анализа ДНК, узнать что-то большее о Плащанице на данный момент невозможно.

Будем надеяться, что в ближайшем будущем ученые найдут методы, позволяющие ответить на все вопросы о Туринской Плащанице, а пока она представляет собой важнейшее напоминание верующим о Страстях Христовых.

Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников довольно редко. В дни Зимней Олимпиады 2006 года, проходившей в Турине, в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории. В последний раз Туринская Плащаница была открыта для обозрения с 10 апреля по 23 мая 2010 года.

В мире всего несколько точных копий Туринской Плащаницы. В 1997 году известный американский ученый Джон Джексон передал одну из копий в Сретенский монастырь.

Копия Плащаницы была освящена Святейшим Патриархом Алексием II как Нерукотворный Образ Спасителя, и теперь это святыня Сретенского монастыря, к которой с благоговением прикладываются братия и паломники.

18. Копия Туринскои Плащаницы в Московском Сретенском монастыре
Копия Туринскои Плащаницы в Московском Сретенском монастыре

18. Копия Туринскои Плащаницы в Московском Сретенском монастыре
Копия Туринскои Плащаницы
в Московском Сретенском монастыре

Туринская плащаница является одной из наиболее важнейших христианских реликвий. Это полотно размером в четыре метра, в которое, согласно с Евангелием, после мученической смерти Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа.Туринскую Плащаницу христиане именуют также «пятым Евангелием».На иконе Спасителя (Туринская Плащаница) изображен лик Иисуса Христа. Эта икона символизирует верность Господу до самой смерти.Документально ее впервые зафиксировали в конце XIV столетия. Исследователи до сих пор ведут дискуссии на тему датировки плащаницы.На сегодняшний день плащаница сберегается в соборе Иоанна Крестителя, что в Турине.Икона Иисуса Христа Туринская Плащаница будет замечательным духовным презентом для каждого христианина. Икону можно подарить абсолютно всем, независимо от статуса, общественного положения, возраста или профессии. Святой лик будет уместно презентовать на День рождения или любой другой праздник.К иконе обращаются со всякой просьбой: о мудрости, здоровье, укреплении веры и духа. Она защитит дом от происков врагов и нечистого духа. Любая чистосердечная неподдельная молитва будет услышана. В жилище, где располагается образ, улучшаются дела и общая обстановка, даже если в доме живут неверующие.

Если зайти в любой православных храм с двух часов дня Великой пятницы до полуночи Пасхи, то обязательно можно увидеть стоящий посреди церкви стол, на котором лежит больших размеров, расшитое золотыми нитками, украшенное бисером и ценными камнями полотнище дорогой ткани. Приглядевшись, можно увидеть изображенного на нем человека, полуобнаженного, как бы лежащего в гробе. Это — плащаница, а человек этот — не кто иной, как Иисус Христос.

Традиция выносить на середину храма «гроб Господень» — относительно недавняя. Примерно в XIV веке на утрени Великой субботы (то есть во второй половине дня пятницы) во время выноса Евангелия использовали небольшой платок с изображением умершего Спасителя. Этим платком покрывали книгу во время шествия, как бы наглядно показывая, что Господь уже лежит в гробе телом, а душою сходит в ад. Примерно в XVI веке платок превратилось в большое полотнище, известное нам сейчас как Плащаница.

Сначала Плащаница лежала на престоле в алтаре всю Светлую седмицу, чуть позже ее стали оставлять вплоть до Вознесения. Это была уже не просто материя с изображенным на ней Христом, а целый шедевр ткацкого искусства, украшенный по строгим правилам. Традиция выносить «гроб Господень» для поклонения верующих окончательно утвердилась не ранее XVII века, а современный порядок приобрела уже веку к XIX.

В наши дни изображение умершего Спасителя выносится в конце вечерни Великой пятницы, которая служится в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте. Под пение «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи («Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, и переносят на заранее приготовленный стол — «гробницу», и все присутствующие в храме поклоняются почившему Господу. Вечером, на службе утрени Великой субботы (вечером в пятницу) перед Плащаницей совершается чин «оплакивания Христа». В конце этого удивительного обряда совершается крестный ход вокруг храма, с пением погребальной молитвы «Святый Боже…». Впереди шествия священники несут Плащаницу. Этим верующие как бы провожают Спасителя и хоронят Его. До пасхальной заутрени (полночь на воскресенье) изображение покоящегося Христа пребывает в храме, потом его заносят в алтарь и кладут на престол. Здесь оно покоится до праздника отдания Пасхи (канун Вознесения).

Фото Светлана Бурдина
Фото Светланы Бурдиной

Иконография Плащаницы очень проста. По сути, это живописная копия Туринской плащаницы — пелены, в которую было завернуто тело Спасителя и на которой чудесным образом осталось изображение Господа.

На храмовых плащаницах Спаситель изображен лежащим в гробе, нагим, в набедренной повязке. Иногда его окружают фигуры ангелов, Богородицы, апостолов, но сейчас такие композиции встречаются редко. По краю Плащаницы идет вышитый золотыми нитками текст стихиры: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи». По углам полотнища (иногда на отдельно пристегиваемых ромбовидных скрижалях) изображаются четыре евангелиста.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЕ