Тверь монастырь

В Твери и близ города имелись следующие монастыри: Отрочь монастырь — расположен в Заволжской части города на Волге; Рождественский монастырь — расположен на реке Тьмаке, почти в центре города; Трисвятский монастырь — так же расположен на реке Тьмаке, вблизи центра города; Желтиков монастырь — расположен в пяти верстах от города на реке Тьмаке; Николаевская Малицкая Пустынь — расположена в семи верстах от города на Санкт-Петербургской большой дороге; Оршин Вознесенский монастырь — в двадцати вёрстах от Твери вниз по Волге и Савватьева пустынь близ Оршина монастыря.
В городе Кашине было три монастыря: Сретенский монастырь — расположен на берегу реки Кашинки; Николаевский Клобуков монастырь (монастырь заштатный); Дмитровский монастырь — так же расположен на берегу реки Кашинки.
В городе Калязине: Троицкий Калязинский монастырь. В городе Старице: Успенский монастырь — расположен на берегу реки Волги. В городе Торжке: Борисоглебский монастырь — расположен на правом берегу реки Тверцы; Воскресенский монастырь — расположен на левом берегу реки Тверцы.
Вблизи города Вышний Волочек два монастыря: Николаевский Столопенский — расположен в одиннадцати верстах от города на большой Московской дороге; Николаевский Теребенский монастырь — расположен на реке Кесы в стадвадцати верстах от города.
У города Осташкова пять монастырей: Житенный монастырь — расположен на острове одноименного названия на озере Селигер; Троицкий Селижаров монастырь — расположен в устье реки Селижара; Нилова Пустынь — расположена в семи верстах от города на острове Столобном: Николавский Рожковский монастырь — расположен вблизи острова Столобное на озере Селигер; Новосоловецкая Пустынь — расположена на озере Вселук.
В городе Бежецке: Бежецкий Введенский (Нектариев) монастырь — расположен в местечке «Дубеняты», что у слияния рек Остричины и Мологи.

В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.
С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.
Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы.Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в деревне. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов). К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовый храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам.