Учебник по литургике

Введение

Часть 1 1. Понятие о Литургике Предварительные сведения Предмет и задача Литургики Разделение науки Литургики Первоисточники Литургики Русские исследования по Литургике 2. О Богослужении Происхождение богослужения Развитие православного богослужения Церковные песнописцы Значение православного богослужения 3. Происхождение христианских храмов Внутреннее расположение и устройство храма Алтарь Иконостас Средняя часть храма Притвор О церковных колоколах и звоне 4. Лица, совершающие богослужения Священнослужители Церковнослужители 5. Священные одежды Значение священных одежд, их украшение и цвет 6. Священные действия и обряды 7. Богослужебные книги О простых книгах Книги для общественного богослужения Служебник Чиновник архиерейского священнослужения Часослов Октоих, или Осмогласник Минея месячная, праздничная и общая Триодь постная и Триодь цветная Ирмологион Типикон, или Устав Книги для частного богослужения Требник Чинопоследования соединяемым из иноверных… Книга молебных пений Последование в неделю Православия Книги для домашнего употребления Книги для общественного и частного богослужения Евангелие Апостол Псалтирь О нотных книгах 8. Понятие о богослужебных кругах 1. Круг суточного богослужения 2. Круг седмичного богослужения 3. Круг годового богослужения. Составление церковной службы на данный день Названия неизменяющихся молитвословий Названия изменяющихся молитвословий 9. Церковное пение и иконопись Вопрос о церковной живописи, или иконописи Часть 2 Первая часть всенощного бдения. Всенощное бдение и его происхождение Малая вечерня 1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма Великая ектения Кафизма Малая ектения Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир Вечерний вход Прокимен и «чтения», или Паремии Ектении и «Сподоби, Господи» Лития Стихиры на стиховне «Ныне отпущаеши», благословение хлебов и конец Вечерни 2. Вторая часть Всенощнаго бдения. Утреня Шестопсалмие Великая ектения «Бог Господь» и Тропари Кафизмы, Малые ектении, Седальны. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание Ипакои и Степенны Антифоны Прокимен, чтение Евангелия Канон Ексапостиларий, или Светилен Хвалительные псалмы и Стихиры на Хвалитех Великое Славословие Ектении и Отпуст Утрени 3. Первый Час и окончание Всенощного бдения 4. Служба полиелейная 5. Служба славословная 6. Служба шестиричная 7. Пять разрядов праздников 8. Вседневная вечерня 9. Малое повечерие 10. Полунощница 11. Вседневная утреня 12. Часы и Изобразительные 13. Круг вседневного богослужения 14. Служба субботняя Часть 3 1. Божественная Литургия Предварительные сведения Происхождение Литургии Время совершения Литургии Место совершения Литургии Лица, совершающие Литургию Виды Литургии 2. Литургия Св. Иоанна Златоустого Приготовление к совершению Литургии Облачение перед Литургией Проскомидия Литургия Оглашенных Малый вход Пение тропарей и кондаков Трисвятое Чтение Священного Писания Ектении после Евангелия Литургия Верных Херувимская песнь Великий вход Просительная ектения Целование мира Символ веры Евхаристический канон, или анафора (Возношение) Эпиклисис (эпиклеза молитва призывания Св. Духа) Просительная ектения и «Отче наш» Раздробление Агнца и причащение священнослужителей Причащение мирян Перенесение Св. Даров на Жертвенник Благодарение за причащение Заамвонная молитва Окончание Литургии 3. Литургия Василия Великого 4. Литургия Апостола Иакова Часть 4 1. Праздники 2. Богослужение неподвижных дней года Праздники малые Праздники средние Праздники средние со знаком креста в полукружии Праздники великие со знаком креста в круге 3. Месяцеслов Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Июнь Август 4. Храмовые праздники 5. Богослужение подвижных дней года 6. Богослужения Постной Триоди Приготовительные Недели к Великому Посту Неделя мытаря и фарисея Неделя блудного сына Суббота мясопустная Неделя мясопустная Сырная седмица Неделя сыропустная Великая Четыредесятница Особенности Великопостных Служб Полунощница Великопостная утреня Великопостные часы Великопостные Изобразительные Литургия Преждеосвященных Даров О Преждеосвященной литургии Св. Апостола Иакова. Входные молитвы и облачение священнослужителей Последование Литургии Преждеосвященных Даров Особые Воспоминания в Дни Четыредесятницы Неделя Православия Вторая неделя Великого поста Крестопоклонная неделя Четвертая неделя Великого поста Пятая неделя Великого поста Неделя ваий Страстная седмица Великий четверток Великий пяток Великая суббота 7. Богослужения Цветной Триоди Пасха Господня, или Воскресение Христово Особые Воспоминания в Дни Пятидесятницы Неделя Антипасхи Неделя Жен Мироносиц Неделя о Расслабленном Преполовение Пятидесятницы Неделя о Самаряныни Неделя о Слепом Отдание Пасхи Вознесение Господне Неделя 7-я по Пасхе Неделя Пятидесятницы. Св. Троица Неделя всех Святых Часть 5 1. Частные Богослужения 2. Требник, часть первая Молитва в первый день рождения Молитва, во еже назнаменати отроча Молитвы родильнице по четыредесяти днех 3. Крещение 4. Миропомазание Крещение вкратце страха ради смертного О чинах присоединения к Православию О миропомазании царей при венчании на царство 5. Исповедь. (Таинство покаяния) 6. Таинство Священства Посвящение в чтеца и певца Посвящение во иподиакона Рукоположение во диакона Рукоположение во священника Рукоположение во епископа Возведение в разные церковные чины 7. Брак Обручение Венчание Последование о двоебрачном 8. Елеосвящение или Соборование Чин причащения больного 9. Пострижение в Монашество 10. Канон на Исход Души 11. Погребение Омовение, одевание и положение во гроб усопшего Отпевание и погребение Отпевание мирян Провождение усопших на Пасху Погребение Священника Погребение младенца 12. Освящение воды 13. Молитвы на разныя потребы 14. Требник, часть вторая (дополнительные требник) 15. Книга молебных пений

Введение

Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа (см. послание к Евреям).

Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению.

Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере.

Свою веру можно показать, начав с истовой и благообразной молитвы. Но неведущий о Боге и религии современный западный человек, а особенно развращенные пропагандой безбожия у нас на родине люди, если услышат слово проповедника о вере, о Боге, о молитве, о богослужении, то они не могут сразу расположиться и потянуться к вере в Бога и принять все то, о чем им говорят. У них остается предубежденность, они колеблются. Однако бывают случаи, что такие люди, увидев истовый чин богослужения, благоговейную молитву и красоту православного обряда, часто проникаются величественным благолепием церковного богослужения, и их сердец касается «глагол божественный». Так бывало и прежде, так бывает и теперь. Равнодушный, может быть даже и неверующий, заходил или входит случайно в храм, или входит из любопытства, и, в окружающей храмовой обстановке духовного мира и веры, истового чтения и пения, искренняя молитва верующих захватывает таких людей и они, неожиданно для себя, делаются участниками общей молитвы и начинают ощущать тягу к вере в Бога, воспринимают поучения проповедника и часто присоединяются к Святой Церкви.

По словам Св. Апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1Кор. 14, 40). Благообразный чин православного богослужения складывался веками. Составителями его являются Святые Апостолы, Святые песнописцы-отцы Церкви. Чин богослужения складывался подвижниками, героями духа, в пустынях и в обителях.

Поэтому веками накопленное богатство молитвословий, идей, образов и мыслей, находящихся и хранимых в толстых церковных книгах, в кожаных переплетах, должно через истовое богослужение отражаться на душах современных богомольцев. И кто любит молитву церковную, тот, вникнув в ее содержание, возлюбит и ее гармонический чин.

Будем помнить, что главное в богослужении, это живое, личное участие, как молящихся, так и совершителей богослужения: служащих, чтецов и певцов. Только то доходит до сердец молящихся, что пережито и перечувствовано самими совершителями богослужения.

Архиепископ Аверкий (Александр Павлович Таушев) родился 19 октября (1 ноября) 1906 в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ее монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. С раннего детства Александра привлекали книги духовного содержания, такие как «Невидимая брань» и уже с 7 или 8 лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.
Во время гражданской войны семья Таушевых покинула Родину. С 1920 г. семья Таушевых находилась в эмиграции, детские годы будущего архиерея прошли в городе Варне в Болгарии. Окончил русскую гимназию (1926 г.; с золотой медалью), богословский факультет Софийского университета (1930). Был учеником архиепископа Серафима (Соболева). Значительное влияние на юного Александра оказал архиепископ Феофан (Быстров), живший в эмиграции в Болгарии. Как вспоминал владыка Аверкий, эта встреча «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни.
С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на Богословский факультет Софийского Державного университета, который он блестяще закончил в 1930 г., а затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. В 1931 г. Александр там принял постриг, через год был рукоположен в иеромонахи и начал обслуживать местные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он также получил обязанность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.
В 1945 г., отец Аверкий переехал в Мюнхен и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 г. Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 г. архимандрит Аверкий прибыл в Америку и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики.
С 1952 г., одновременно, главный редактор журнала «Православная Русь», публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди. С 1953 г. – епископ Сиракузский. В 1960–1976 гг. также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. С 1961 г. – архиепископ Сиракузский и Троицкий. С 1964 г. – постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Был председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Духовный руководитель движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни».
Учёный-богослов, автор получивших значительную известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды владыки Аверкия после 1990 г. были переизданы в России и получили популярность среди консервативной части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Кроме того, некоторые работы архиепископа Аверкия используются в качестве учебной богословской литературы не только в Свято-Троицкой семинарии, но и в постсоветской России.
Скончался Архиепископ Аверкий 31 марта (13 апреля) 1976 г. Погребён в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.