Учение августина Блаженного кратко

Августин Блаженный — крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую философию средневековья и был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского.

Важнейшие темы философии Августина: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, нравственного идеала, свободы воли, вечности и времени, смысла истории. Основные произведения Августина «Исповедь», «Против академиков», «О троице» и «О граде божьем». Среди названных работ широкую известность получила «Исповедь», где излагается духовная автобиография Августина. В этой книге философ с глубоким психологизмом и предельной искренностью описал свою жизнь и основания своей веры.

Учение Августина о бытии

Проблема Бога и его отношение к миру является в философии Августина одной из центральной. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он – единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего (принцип теоцентризма). Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, так как в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир из ничего (принцип креационизма) и продолжает постоянно творить его. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Таким образом, Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции провиденциализма, согласно которому все, что происходит в мире, заранее предопределено Богом, поэтому в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает. Провиденциализм Августина является систематизированной концепцией предопределения. Она включает в себя учение о благодати и идею о существовании конечной цели истории, которая понимается как осуществление Божественного плана и которая рано или поздно должна завершиться установлением Божьего царства.

Теория времени Августина Блаженного

Размышления Августина о времени и вечности являются существенным вкладом в развитии философских взглядов на эту проблему. Ей посвящена одиннадцатая книга «Исповеди». Начиная свои рассуждения о времени, Августин пишет о сложности проблемы: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».

По Августину, время существует во взаимосвязи с сотворенным миром. Время есть мера движения и изменений, присущих всем сотворенным конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, оно появляется как следствие Божественного творения и одновременно с последним.

Объясняя такие основные категории времени, как настоящее прошлое, будущее, Августин пришел к идее: прошедшее и будущее не имеют реального самостоятельного существования, действительно существует только настоящее. Именно в настоящем устанавливается порядок между вещами, выражающийся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Так, Августин создает философские предпосылки для утверждения исторического взгляда на мир и познание.

Августин пишет: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь (то есть не в предметной действительности)». Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа (человека).

На идее взаимозависимости сотворенного мира и времени основана августиновская защита традиционных христианских представлений о творении мира. Вопрос о том, что делал Бог перед тем как сотворил мир, лишается смысла: ведь он применяет к Богу понятие, которое имеет силу только по отношению к сотворенному. Это понимание противоположности абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.

Решение проблемы соотношения веры и разума.

Августин считал, что вера и разум взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предмет веры – Бог, постижение его возможно и посредством разума, на основе деятельности которого возможно получить истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как доказательстве и инструменте истолкования сущности Бога и его деяний. Разум же, который мыслит Бога и дает знание о нем, его невидимой сущности, должен опираться на догматы и аксиомы Священного писания, чтобы не впасть в заблуждение или в ересь. Поэтому целью философии, считает Августин, создать учение о Боге как творце всего сущего.

Так, в философии Августина констатируется проблема единства веры и разума, ставшая фундаментальной для всей средневековой философии. Без веры разум пуст, а вера без разума, дающего знание о Боге, слепа. Вера стимулирует понимание, «понимание — вознаграждение веры», разум же укрепляет веру. С помощью разума душа обретает способность судить о вещах. «Разум, – писал Августин, – есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное». Истина же содержится в душе, которая бессмертна, и человек не вправе забывать о высшей цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания вере, ибо в спасении души – его высшее назначение. «Итак, – делает вывод Августин, – что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю».

По мнению Августина, вера определяет и направляет человека не только в интеллектуальном, но и в моральном плане, задавая ему нравственные ориентиры.

Учение о человеке Августина БлаженногоБ

Августин рассматривает человека в его нравственном измерении. Его интересует вопрос – каким должен быть человек. Для этого, в свою очередь, необходимо было объяснить, что такое свобода воли, добро и зло, откуда они происходят. Человек, по Августину, сотворен Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Однако человек впадает в первородный грех, заключающийся в служении своей телесности, в стремлении постичь не истину Бога, а постичь наслаждения от телесного бытия.

Грехопадение неизбежно приводит к злу. Отсюда тезис – зло не в мире, зло в человеке, порождаемое его волей. Утрата веры невольно приводит людей к творению зла, хотя субъективно они стремятся к добру. Они уже не ведают, что творят. Бытие и жизнь человека приобретают трагический и разорванный характер. И самостоятельно, без помощи Бога люди не могут освободиться от зла, прервать трагический характер бытия.

Для человека нравственным долгом, по мнению Августина, является следование Божественным заповедям и максимальное уподоблении Христу. Вера помогает обрести человеку нравственные ориентиры. Одна из главных добродетелей, считает Августин, – это преодоление себялюбия и безграничная любовь к ближнему своему. Он писал, что через любовь каждого человека к ближнему как брату, усмиряется в сердце чувство ненависти и эгоизма, себялюбия. Другой человек должен стать нравственной целью: «Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога».

По мнению Августина, большое значение на пути нравственного совершенствования человека имеет совесть. Совесть – это тончайшее средство самоконтроля. Она позволяет соотносить помыслы, поступки личности с идеалом должного. Поскольку человеку необходимо быть постоянно внимательным к мельчайшим движениям своей души, поэтому совесть как моральный феномен приобретает кардинальное значение. Августин впервые показал – и в этом его заслуга, что жизнь души есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое.

Рассматривая проблему нравственного преображения человека, Августин с неизбежностью обращается к вопросам о принципах общественного устройства и смысле истории.

Общество и история: учение о двух градах

Августин ввел идею линейности исторического времени. Историю он мыслит не в замкнутой цикличности (как это было характерно для исторических концепций античности), а в поступательном движении к максимально возможному нравственному совершенству. По словам Августина, это будет то время, когда победит благодать, а люди обретут состояние невозможности грешить. Цель истории он видит в нравственном прогрессе.

Философ выделяет следующие этапы истории: 1) творение мира, 2) центральное событие истории – приход на землю Иисуса Христа (со всеми связанными с этим приходом событиями) и 3) предстоящий Страшный суд, на котором жизнь и намерения каждого когда-либо жившего человека будет оценена Богом.

По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: «град земной» и «град Божий», которые различаются по ценностям и своему предназначению.

Земной град составляют люди, желающие жить «по плоти», ориентированные на материальные ценности. Небесный град состоит из тех людей, которые ориентированы на религиозные ценности, они живут «по духу». Августин не отождествлял Небесный град с христианской церковью, а земной – с миром. Не все члены церкви – подлинные граждане Божьего града. С другой стороны, праведники есть и вне церкви, в миру. Эти два града рассеяны по земле, перемешаны в реальном всемирном человеческом обществе.

Борьба двух градов – столкновение добра и зла. Она должна завершиться полным отделением земного и Божьего градов. Это произойдет на Страшном суде, который положит конец миру и истории. Праведники обретут вечную блаженную жизнь в Небесном царстве, остальные будут обречены на вечное наказание.

Значение Августина для последующего философского и культурного развития велико. Он систематизировал христианскую философию, разработал наиболее полное толкование догматов веры. Его философия предопределила темы и отчасти даже выводы западноевропейских философов на многие века вперед. Августин вносит свой вклад в осмысление внутреннего мира человека, его нравственного идеала, проблемы совести. Для дальнейшего развития философии имели значение его рассуждения о времени и истории.

Термин происходит от латинского «pater» – «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III-VIII вв.

Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

  • • троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
  • • природа Христа божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • • соотношение свободы и благодати;
  • • отношение веры и разума.

В истории патристики (схема 42) выделяют два периода: раннюю (II–III вв.) и зрелую (III–VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полностью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами церкви.

Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и особенно – Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной.

В католической церкви принимались особые постановления, определяющие список отцов церкви (который пополнялся именами теологов более позднего времени), в православной церкви канонические постановления такого типа не принимались.

Классификация патристики

Схема 42. Классификация патристики

Августин (Augustine)

Биографические сведения. Аврелий Августин Блаженный (354–430) – древнеримский философ, один из основоположников христианской философии. Родился в г. Тагасте (римская колония в Северной Африке). Его мать была христианкой, а отец язычником. Учился сначала в Тагасте, затем в Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Изучал философию, в молодости с интересом относился к скептицизму. Большое впечатление на Августина произвела проповедь миланского епископа Амвросия, использовавшего метод аллегорического истолкования Библии. В эго же время он знакомится с трудами Плотина, которые также оказали на него большое влияние. В 387 г. Августин становится христианином, в 391 г. – пресвитером, а в 395 г. – епископом г. Гиппона (Северная Африка). Умер в г. Гиппоне во время осады города вандалами.

Августин Блаженный – крупнейший представитель западной патристики.

Основные труды. «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об учителе», «О музыке».

Философские воззрения. История философии. В своей работе «О граде Божьем» Августин дает обзор и анализ древнегреческой философии, в частности, различая ионийскую и италийскую философию. В работе «Против академиков» он выступает с критикой относительного скептицизма, который утвердился в платоновской Академии (в Средний период).

Онтология. Учение Августина о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отождествляет высшую идею платонизма и неоплатонизма – идею Единого = Блага – с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божественная Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух – отождествляются с платонической триадой: идей Единого, Логосом (Мировой Ум) и Мировой душой.

Именно в силу своего происхождения от Бога все существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение.

Космология и космогония. Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир сразу бы исчез (прекратил бы свое существование).

Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворенный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане мироздания. Внизу тварного мира находятся неодушевленные предметы и неразумные существа, а во главе – разумные существа, приближение или удаление которых от Бога зависит от их собственной воли. Так, дьявол по собственному желанию отпал от Бога, а затем вверг в грех и людей.

Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.

По первому пути шли все древние (дохристианские философы), лучшим из которых был Платон. Так как мир есть творение Бога, то изучение мира позволяет нам приблизиться к пониманию Бога.

Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию), данное Богом всем людям. Только на этом пути возможно подлинное постижение Бога, таким образом, у Августина провозглашается примат веры над знанием («верить, чтобы понимать»).

У Августина неоплатоновское учение об экстазе как высшем способе познания перерастает в христианское учение об озарении.

Учение о душе и сотериология. Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна. До своего грехопадения Адам и Ева были свободны в выборе: грешить или не грешить. После грехопадения и они, и все их потомки не могли не грешить. После искупительной жертвы Христа избранники Божьи опять получили возможность жить не греша.

В учении Августина важное место занимает концепция божественного предопределения и благодати. Бог еще до рождения каждого человека предопределил одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Добрую волю (т.е. волю к спасению) человек получает только благодаря даруемой ему Богом благодати.

Учение об обществе и философия истории. Захват Рима войсками Алариха в 410 г. потряс весь античный мир и привлек внимание Августина к проблеме государства и к осознанию динамики человеческой истории. В своей работе «О граде Божьем» Августин различает два вида любви, присущих людям, и, соответственно, два вида человеческой общности, основанные на них (схема 43).

Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство – «большая разбойничья шайка».

Схема 43. «Два града»

У Августина история человечества принимает линейный характер: она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды (табл. 37).

При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как первую попытку создания философии истории.

Таблица 37

Периодизация человеческой истории

Первая эпоха

От Адама до Ноя (до Потопа)

Вторая эпоха

От Ноя до Авраама

Третья эпоха

От Авраама до Давида

Четвертая эпоха

От Давида до Вавилонского пленения

Пятая эпоха

От Вавилонского пленения до первого прихода Христа

Шестая эпоха (настоящее время)

От первого до второго прихода Христа (т.е. до Страшного Суда – конца света)

Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздействие на всю западноевропейскую философию раннего периода Средневековья и продолжала оказывать свое влияние в эпоху зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эпоху Возрождения (эпоха Реформации) учение Августина о Божественном предопределении послужило основой соответствующего учения Кальвина одного из основоположников протестантизма. В XVII в. необходимо отметить влияние Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особое значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма (схема 44).

Августин: истоки и влияние

Схема 44. Августин: истоки и влияние

  • И католическая, и православная церкви признают в качестве Вселенских семь соборов IV–IX вв., Никейский (325 г.), но католическая церковь считает Вселенскими и еще ряд соборов как этого же периода, так и более поздних.

Патристика– совокупность теологических, философских,политико-социологических доктринхристианских мыслителей II-VIII в. (отцовЦеркви). Наиболее значительнымипредставителями патристики являютсяГригорий Богослов, Василий Кессарийский,Григорий Нисский и Августин Блаженный.

Выделяютримское и греческое направленияпатристики. Исторически традиционнопроводят следующее деление:

Апостолическиеотцы, примыкающие непосредственно капостолам.

Апологетические(защищающие) отцы II в., пытавшиеся, вчастности, доказать совместимостьхристианского учения с греческойфилософией, причём иногда они представлялихристианство в виде новой философии(Юстин, (100-167) после Р. X., затем Афинагор,вторая пол. II в.). Ко II в. относится спорс гностиками, на позиции которых переходитТациан (вторая пол. II в.). Завершает этотпериод Тертуллиан.

IIIв. и нач. IV в. характеризуются первымипопытками систематизации в областитеологии и выдвижением вопроса о Христе,породившего многочисленные попыткиего решения. Противоречащие друг другуположения воплотились, с одной стороны,в тезисе Афанасия (295-378), утверждавшего,что Христос божествен, а с другой – вотрицании Арием его божественности. Вто время как философия КлиментаАлександрийского была ещё несистематизированной, Ориген, заимствовавшийиз греч. философии её понятия и взначительной мере соглашавшийся сидеями неоплатоников, создал первуютеологическую систему христианства.

ВIV в. и нач. V в. христианство впервыеначинает исследовать свою историю.Догмат о Троице получает вскоре своюокончательную формулировку. ЕвсевийКесарийский, склонявшийся к арианизму,написал первую историю церкви и её догм;он утверждал, что Платон и вообщегреческая философия оказали влияние –через Ветхий Завет, в частности, – наМоисея. Три великих каппадокийца,находившиеся под влиянием Платона иОригена, занимались систематизациейтеологии в противовес арианизму.

Скон. IV в., т. е. с завершением процессаформулирования догм и с усилениемцеркви, особенно после её признания в323 г. императором Константином Великим,уже резко бросается в глазацерковно-политический характерпатристики. После Гилария Пуатье,»Афанасия Запада» (310-367) и АмвросияМедиоланского, «латинского Филона»(340-397)

АвгустинБлаженный ставит на первое местопрактическую церковную теологию и еёпретензии на руководство душами и святоепосредничество. Своим учением обожественном государстве («градеБожием») он закладывает фундаментисторической метафизики.

АвгустинБлаженный Аврелий (354 – 430) – один изидеологов христианской церкви и западнойпатристики. До принятия христианства(387) был близок к движению манихеев, затемувлекся скептицизмом, философией Платонаи неоплатоников, произведениями Цицерона.В 396 г. был избран епископом Гиппона(Северная Африка) и на этом посту продолжалоставаться до конца жизни. В этот периоднаписал фундаментальные труды похристианской догматике, теологииистории, политической теологии,автобиографическую «Исповедь».

Христианскаяполитическая теология Августинапостроена на специфическихпротивопоставлениях: «Бог – мир»,»государство Божье – государствоземное», «справедливость –деспотизм», «свобода – принуждение»и т. п. – и в ее основе лежит концепция»государства Божьего». СогласноАвгустину, человеческий род, живущийво все времена, можно разделить на дваразряда: живущих по человеку и живущихпо Богу.

Августинтакже дает описание двух противоположныхвидов человеческой общности: «городземной» (т. е. государственность,которая основана «на любви к себе,доведенной до презрения к Богу,) и «градБожий» (т.е. духовная общность, котораяоснована «на любви к Богу, доведеннойдо презрения к себе»).

Сутьпротивопоставления «государстваБожьего» и «государства земного»раскрывается у Августина черезпротивоположность эмпирического(реального исторического государственногообразования) и идеального, утраченноговследствие грехопадения человечества.

Государствотакже рассматривается Августином какполитическое сообщество, в которомимеет место справедливое правление,восходящее к богоустановленномуестественному порядку. Бог властвуетв истории, поэтому она – стройное,разумное целое. Бог, расположивший всесуществующее в строгом порядке,предопределивший все мерою, числом ивесом, не мог оставить неустроеннымичеловеческие отношения, и никак неследует думать, чтобы законам «ЕгоПредвидения» были чужды человеческиецарства и их положения, владычестволюдей и их рабство «Царства человеческиеустраиваются вообще божественнымпровидением», т. е. над естественнымпорядком человеческих взаимоотношенийцарит Божий промысел.

Августинпонимает под назначением государстване только деятельность, гарантирующуюматериальные предпосылки человеческогосуществования. Государство (христианское)способно гарантировать и духовноеблагополучие сообщества. Церковь втаком государстве заботится о внутреннем,моральном воспитании индивида, а самогосударство выступает как «страж»,»регулятор» внешних правовыхотношений и помимо цели земного порядкапреследует и конечную цель, указаннуюхристианским учением и заключающуюсяв вечном блаженстве.

Итак,этот небесный град, пока находится вземном странствии, призывает гражданиз всех народов и набирает странствующееобщество во всех языках, не придаваязначения тому, что есть различного вправах, законах и учреждениях, которымимир земной устанавливается илиподдерживается; ничего из последнегоне отменяя и не разрушая, а напротив,сохраняя и соблюдая все, что хотя уразных народов и различно, но направляетсяк одной и той, же цели земного мира, еслитолько не препятствует религии, котораяучит почитанию единого высочайшего иистинного Бога.

Такоепонимание дало возможность впоследствииразграничить морально-религиозную иполитическую сферы, функции церкви игосударства, что сыграло решающую рольв разграничении власти духовной исветской, т. е. римско-католическойцеркви (папства) и монарха. Таким образом,Августин оказал большое воздействиена последующее развитие политическихидей Западной Европы. Вплоть до XII в.политическая теология Августинагосподствовала в христианской мысли.Его учение повлияло на воззрения ФомыАквинского. С новой силой оно проявлялосьв эпоху Реформации в учениях Лютера иКальвина. В какой-то мере он оказалвлияние на взгляды Макиавелли, Гоббса,Руссо. В настоящее время на него ссылаютсясторонники естественно-правовыхконцепций, а в неопротестантизмеполитико-философская доктрина можетбыть названа неоавгустиновской.

Основныечерты философской патристики- двепринципиальные идеи: Творения иОткровения.- Онтология патристикизиждется на идее Бога как абсолютногобытия.- два толкования бытия Бога: вкатафатической и в апофатическойтеологии.- Катафатическая теологияописывает Бога как сосредоточие блага,справедливости и всемогущества.-Апофатическая теология считает, чтоБог как Абсолют не имеет атрибутов и неподдается определениям, ибо находитсяза пределами бытия и качественности.

Философия Августина Аврелия: кратко о самом главном

Августина Аврелия (354 — 430), выдающего представителя западной патристики, в православной традиции называют Блаженным (праведником местного масштаба), в католической — Святым. Его перу принадлежит множество сочинений, главными из которых являются «О Троице», «Исповедь» и «О Граде Божьем».

Августин, укорененный в языческой культуре, получивший прекрасное образование на основе латинского языка, с огромным трудом и напряжением искал христианского Бога. О своих драматических переживаниях он поведал в автобиографической «Исповеди», которой впоследствии подражали Руссо, Толстой. Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, личности человека, его свободы воли, а также его спасения.

Патристика: учение Августина Блаженного

По учению Августина Аврелия, Бог сотворил мир из ничего, т.е. из небытия. Бог сотворил и время, которое не существовало до Творца. Бог находится вне времени. Он вечен. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее. При этом Августин открывает субъективную форму времени, которая является способом организации души человека, ибо на самом деле для человека существует только настоящее. Настоящее человека распадается на «настоящее прошлого» (память), » настоящее настоящего» (созерцание), «настоящее будущего» (надежда). Идея Августина о субъективном времени оказала впоследствии значительное влияние на учения Декарта, Мальбранша, Канта и других европейских мыслителей.

Основные положения философско-теологического учения Августина следующие:

  • Мир сотворён Богом из ничего по образу идей, которые были в божественном разуме. В этом утверждении содержится важнейшее у Августина и в христианстве в целом учение — креационизм (от латинского creatio ex nihilo — творение из ничего). Это одна из основных идей христианства. Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества.

Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворён им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом.

  • Бог сотворил мир из абсолютного ничего. При этом Августин утверждал, что Бог сотворил мир сразу, единовременно, в одно мгновение. Поэтому шесть дней творения мира, о которых говорится в Священном Писании, — это только аллегория, для того чтобы люди лучше поняли величие божественного акта творения. Сначала Бог создал из ничего бесформенную материю, а затем создал все материальные вещи по образцу своих вечных и совершенных идей.
  • Августин противопоставляет мир действительный, мир несовершенных, преходящих, временных вещей вечному, неизменному миру высшего бытия. Существование каждой вещи в действительном мире — это более или менее совершенная копия идеи, которая находится в божественном разуме.
  • Августин является создателем так называемого «христианского оптимизма». Поскольку всё, что существует, сотворено Богом, постольку всё является добрым. А какова причина существования зла в мире? Зло — это недостаток добра. Подобно тому, как голод есть недостаток пищи, нагота — недостаток одежды, темнота — недостаток света, болезнь — недостаток здоровья, так и зло — это недостаток добра. Отсюда вывод: наш мир — наилучший, и всё в этом мире есть результат действия божественной доброты, а Бог — это абсолютное добро. Источник зла не в мире, а в человеке, зло — результат греха, совершённого человеком.
  • Теория познания Августина очень похожа на гносеологию Платона. Чувственное познание он считал недостаточным для познания, оно даёт возможность получить некоторые знания, но только о внешнем мире, в то время как человек должен стремиться анализировать и познавать внутренний мир. Разум — это движение мысли, благодаря которому мы можем различать и связывать между собой вещи, которые познаём. Очень редко случается, чтобы люди шли за этим проводником к познанию Бога и души. Трудно углубиться в себя тому человеку, кто зашёл далеко в делах, связанных с познанием чувственным. Философия, по мнению Августина, — это наука о Боге и душе. Человек должен стремиться познать Бога, и больше ничего.
  • В учении о человеке Августин развивает концепцию дуализма тела и души. Человека он определял как связь души и тела, в которой душа использует тело, она выше, совершеннее тела. Она вечна, нематериальна, бессмертна, доминирует над телом. Только душа способна познать Бога, а тело и чувства мешают познанию. Душа — это бытие, созданное Богом по своему подобию. Бог не обращается к человеку как к созданию телесному, материальному. Человек слышит не телом, а душой. Бог обращается к той части человека, которая в нём лучшая и лучше которой только сам Бог.
  • Во взглядах на общество Августин разработал концепцию существования двух миров, в которых живёт человек. В книге «О граде Божьем» он пишет, что жизнь человека в земном мире — это только мгновение, это жизнь, назначение которой — подготовить человека к жизни вечной, блаженной, беззаботной в его истинном Отечестве, в граде Божьем.
  • В этическом учении Августина отрицается свобода воли у человека. Всё предусмотрено Богом, и воля человека не способна что-либо изменить. Никто из людей не только не виноват, но даже не может быть недовольным своей судьбой, поскольку всё это предопределено свыше. Учение, согласно которому Богом всё предопределено в этом мире, всё существующее есть результат божественного предвидения, называется провиденциализмом.

Августин Блаженный «О граде Божьем»

Августин Аврелий является автором христианской концепции исторического процесса, изложенной им в трактате «О граде Божьем». В противоположность античной идеи истории как вечного повторения, круговращения явлений, христианский мыслитель доказывает, что история имеет определенный трансцендентный смысл и конечную цель, т.е. определяется божественным провидением и имеет направленность от «земного града» ко «граду Божьему», на которые мир разделен со времени грехопадения. «Град божий» понимается Августином как общность, основанная на «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». «Град земной», в противоположность «граду Божьему», основан на «любви к себе», доведенной до «презрения к Богу». История движется от «земного града» к «граду Божьему» или от земных языческих царств к царству Христа, прообразом которого является церковь. Августин утверждает, что хотя «град Божий» составляет сейчас малое количество истинно верующих, тем не менее, в истории заметен прогресс, выражающийся во все большем количестве людей, отвернувшихся от язычества и пришедших к христианству.

Не только происхождение и устройство мира, сущность исторического процесса, но и сам человек, его свобода воли, условия его спасения — в центре философско-теологического творчества Августина. Он старается логически согласовать две христианские доктрины: о свободе воли человека и о Божественном предопределении. Августин решает эту проблему, трактуя подлинную свободу как осознанное следование необходимости, которое состоит в служении Христу. Но человек может отклоняться от истинного пути, когда делает ложный выбор. Таким образом, свобода воли, которой человека наделил Бог, способна привести его как к подлинной свободе, так и к произволу. Последнее произошло с Адамом и Евой, впавших в первородный грех. При этом возможность произвола Августин связывает с существованием Зла, которое, несмотря на его роль в нашем мире, не имеет самостоятельной основы. Зло, по Августину, является недостатком или неполнотой Добра, нарушением установленного Богом порядка. Поскольку Бог творил мир из небытия, без постоянной опеки со стороны Господа все им сотворенное, в том числе человек и ангелы, один из которых пал и стал Сатаной, имеет тенденцию к разрушению, к возвращению в небытие.

Опираясь на эти рассуждения, Августин настаивает на предопределении Богом судьбы каждой вещи и каждого человека. Тем более, что после грехопадения Адама и Евы Бог был вынужден лишить людей вечной жизни. Но Бог не только Всемогущ, он есть Абсолютное Благо, а потому пожертвовал своим сыном, чтобы часть людей смогла вернуться к вечной жизни. Так Августин обосновывает наличие благодати, вследствие которой некоторые люди оказываются изначально, с момента рождения предуготовлены к спасению, другие изначально обречены на вечные муки. При этом, с точки зрения Августина, субъективно все находятся в ситуации выбора и способны принимать собственные решения, поскольку никто из живущих не знает своей судьбы.

Теория спасения излагается мыслителем в полемике против пелагиан. Если Ересиарх Пелагий доказывал, что для спасения человеку достаточно веры и добродетельной жизни — «Верь, будь добродетелен и ты спасешься», то позиция Августина выражается в словах: «Верь, будь добродетелен и, если предопределено, то ты спасешься». Отсюда следовал вывод: Церковь лишь тень Бога на земле; она лишь собирает желающих спастись, но спасает только Бог. Идея оказалась неплодотворной для процветания католической церкви и впоследствии была заменена иной: Церковь, основанная апостолом Петром, является наместником Бога на земле.