Ученые верующие в бога

Вера в бога усиливается, когда человек думает о том, как его жизнь могла бы пойти по иному пути, — и особенно при мысли о том, что некое важное событие могло окончиться плохо. К такому выводу пришли американские психологи, авторы статьи в журнале Social Psychological and Personality Science.

Полная версия сайта ➞

Аннеке Буффоне (Anneke Buffone) из Университета Пенсильвании и ее коллеги решили исследовать связь веры в бога с контрфактуальным мышлением — размышлениями на тему того, как шла бы жизнь, если бы не произошло то или иное событие (на таком же принципе основана альтернативная история). По мнению психологов, этот метод позволяет людям более четко увидеть связи между событиями.

В рамках первого исследования 280 студентам предложили написать сочинение на тему важного события их биографии. Треть респондентов попросили порассуждать о том, стала бы их жизнь лучше (если бы выбранного эпизода не случилось), треть — стала бы она хуже, а остальных — подробно рассказать о самом происшествии. В заключение добровольцы заполнили анкету: они указали, верят ли в бога, влияет ли эта вера на их поведение и насколько сильно они ощущают воздействие бога на их жизнь.

Выяснилось, что контрфактуальное мышление наводит людей на мысль о том, что важные события в их жизни происходят не случайно — они ищут в этом некий смысл, находят его в действиях высшей силы, что в итоге усиливает веру в бога, утверждает Буффоне. Данный эффект проявляется сильнее всего при мыслях об изменениях к худшему (например, как бы повернулась жизнь, если бы человек не сдал важный экзамен). Повторный эксперимент (то же задание предложили 99 взрослым, далеким от университетской среды) дал аналогичные результаты.

«Я надеюсь, что это исследование поможет и верующим, и неверующим понять когнитивные процессы, стоящие за религиозными убеждениями. Вера в бога не обязательно должна опираться на слепое приятие догмы — она базируется в том числе на логических рассуждениях. Именно этот факт позволяет объяснить стойкость религиозных убеждений в условиях дефицита прямых доказательств религиозных догматов», — резюмирует Буффоне.

Польский священник и космолог 72-летний профессор Михал Хеллер математическим путем доказал существование следов Высшего разума во Вселенной.

Он стал лауреатом премии фонда Темплтона за 2008 год в размере 1,6 миллиона долларов «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Знаменитый ученый любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Российской газете».

Российская газета: Почему вам пришла в голову мысль доказывать математическим путем существование Бога?

Михал Хеллер: Никогда не пробовал математическим способом доказывать существование Бога. Это было бы нонсенсом. Моя мысль похожа на мысль Эйнштейна, который говорил, что наука не делает ничего другого, как читает замысел Бога, существующий в мире. Если Бог сотворил мир, а современная физика так успешно исследует мир при помощи математики, это означает, что Бог мыслит математически. В этом смысле речь идет не о доказательстве существования Бога, а о взгляде на науку с точки зрения религии.

РГ: Почему до вас никто до этого не додумался?

Хеллер: Похоже рассуждали Лейбниц, немецкий философ XVII века, а также Эйнштейн. Хотя Эйнштейн понимал Бога скорее как безличный Разум Вселенной.

РГ: В чем заключается доказательство наличия Высшего разума во Вселенной?

Хеллер: Обычно доказательство мы понимаем либо как доказательство эмпиричное, т.е. нечто доказывается с помощью экспериментов, либо как доказательство формальное, как аксиомы в математике. При таком понимании нет доказательств существования Бога. Вот как раз в этом и есть рука Божья, что мир позволяет себя исследовать рациональными методами науки.

Мои интересы концентрируются на трех основных темах: релятивистской космологии и математических основах физики, философии и истории науки, а также на отношениях между наукой и религией. Я опубликовал ряд статей, научных работ, а также книг, которые переведены на разные языки, в том числе на русский («Творческий конфликт», Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея. Москва, 2005 год). Сотрудничал со многими учеными из разных стран, также и с российскими, в частности, с астрономом Артуром Черниным и физиком Андреем Грибом.

РГ: Вы получили премию «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Проводил ли кто-нибудь проверку ваших математических расчетов? Вообще в состоянии ли кто-нибудь это сделать?

Хеллер: Мои научные труды по космологии и математической физике были объединены с исследованиями отношений между наукой и религией. Поэтому мне была вручена премия Темплтона «За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий». Естественно, мои работы по космологии и математической физике могут быть рецензированы в соответствии с правилами, принятыми в научных журналах.

РГ: Что изменится в мире после ваших исследований, какая от этого практическая, материальная польза?

Хеллер: Я буду счастлив, если кто-нибудь прочитает мою работу и подумает над ней. А то, что мы разговариваем на эту тему, уже является конкретным достижением.

РГ: Рассчитываете ли вы, что ваши труды, а также получение престижной премии помогут продвижению по службе?

Хеллер: Я не работаю за награды и из-за карьерного роста. Научная работа является великим интеллектуальным приключением.

РГ: Когда будет вручена эта высокая награда, что она для вас значит?

Хеллер: Официальная церемония по вручению премии состоится 7 мая в Лондоне в Букингемском дворце. Премия для меня прежде всего является стимулом для дальнейшей работы. Надеюсь, что это событие вызовет у все большего числа людей интерес к тому, что я написал.

Ведь вклад этих ученых в науку, является важным моментом в споре о религии и науке. Поэтому в статье будет подробно рассказано об их научных достижениях. Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех ученых связывающих свою веру в Бога с научной деятельностью. Поэтому, вспомним наиболее известных из них и посмотрим, что каждый из них дал науке. В статье использованы материалы из различных источников.

Чаще всего противники совместимости науки и веры аргументируют свою точку зрения достижениями в космонавтике, астрономии и авиастроении. Но все приводимые ими аргументы по свое сути являются отголоском популярного в хрущевские времена утверждения «Вот Гагарин в космос летал, но Бога там не видел». Как можно воспринимать такие доказательства всерьез, зная, что основатель советской космонавтики Сергей Павлович Королев постоянно жертвовал на содержание православных монастырей? Кстати, среди ученых, работавших в Конструкторском бюро Сергея Павловича, было много верующих людей. Например, заместитель Королева по полетам, сын священника, генерал-полковник Леонид Александрович Воскресенский, даже в Сталинские времена, не прерывал своей дружбы с православными священниками и посещал службы в Православных храмах.

Глубоко верующим человеком был и Борис Викторович Раушенбах (правая рука Королева), академик, член-корреспондент АН СССР выдающийся ученый в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики. Он писал: «Замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной?… я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика… Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств, свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва (прим. – между наукой и религией) нет, есть целостное восприятие мира».

Известны труды Бориса Викторовича в Богословии. В его работе об иконе был четко сформулирован закон обратной перспективы. По этому закону человек постепенно входя в содержание иконы, начинал смотреть на свою жизнь глазами тех, кто изображен на иконе. Не менее значительной была его работа о Троице. В ней он приблизил догмат Троицы к пониманию современного человека. Содержание этой работы очень важно для людей только вступающих в Церковь.

Известны священники, которые сочетают работу в НИИ и службы в храме

Интересна судьба и сотрудницы конструкторского бюро Королева майора Наталии Владимировны Малышевой (в монашестве матушки Адрианы). Она была единственной женщиной в комиссии по испытанию ракетных комплексов. Наталья Владимировна ушла на фронт студенткой 3 курса. Через две недели после этого в одном из боев погиб ее жених, военный летчик Михаил. Она прошла всю Великую Отечественную войну разведчицей. Служила в штабе К. Рокоссовского, дошла до Берлина. Была награждена боевыми орденами и медалями. Наталья Владимировна всегда вспоминала случай из своей фронтовой жизни, который привел ее к Богу: «Мне кажется, я до сих пор ощущаю то волнение, когда в разведку ушли наши товарищи. Внезапно послышалась стрельба. Потом снова стало тихо. Неожиданно сквозь метель мы разглядели ковыляющего товарища — к нам шел Саша, один из ушедших в разведку. Вид у него был ужасный: без шапки, с искаженным от боли лицом. Он рассказал, что они наткнулись на немцев, и Юра, второй разведчик, тяжело ранен в ногу. У Саши ранение было легче, он все равно не смог вынести товарища. Перетащив его в укрытое место, сам с трудом приковылял к нам для сообщения. Мы оцепенели: как спасти Юру? Ведь добираться до него надо было по снегу без маскировки. Сама не знаю, как случилось, но я стала быстро снимать с себя верхнюю одежду, оставшись только в белом теплом белье. Схватила сумку, в которой был комплект экстренной помощи. Сунула за пазуху гранату (чтобы избежать плена), перетянулась ремнем и бросилась по оставленному Сашей на снегу следу. Остановить меня не успели, хотя и пытались. Когда я нашла Юру, он открыл глаза и прошептал: «Ой, пришла! А я думал, вы меня бросили!». И так он на меня посмотрел, такие у него были глаза, что я поняла — если такое еще раз будет — пойду еще и еще раз, только бы вновь увидеть такую благодарность и счастье в глазах. Нам надо было ползти через место, которое простреливали немцы. Одна я проползла его быстро, а как быть вдвоем? У раненого была разбита одна нога, другая нога и руки были целы. Я перетянула его ногу жгутом, соединила наши ремни и попросила помогать мне руками. Мы двинулись ползком в обратный путь. И вдруг неожиданно пошел густой снег, как по заказу, словно в театре! Снежинки склеились, падали «лапками», и под этим снежным покровом мы проползли самое опасное место… Потом поделилась этой историей с близкими друзьями. Сын одного из них, принявший впоследствии монашество, произнес, ставшие для меня откровением слова: «Неужели вы до сих пор не поняли, что вас все время хранил Господь, и кто-то сильно молился за вас и ваше спасение?».

С этого момента Наталья Владимировна стала задумываться о своей жизни. Вспомнила удивительные случаи своего спасения в ситуациях, в которых вроде бы спасения не могло быть. Она постоянно рисковала жизнью. Когда шла на разведку в деревню, где случилось предательство, и ее ждали, чтобы пытать и убить. Когда во вражеском тылу во время передачи разведданных по рации, ее обнаружил немецкий офицер и неожиданно отпустил. Когда во время самых тяжелых боев в Сталинграде открыто ходила по улицам города с белым флагом и на немецком убеждала фашистов прекратить огонь и сдаться. И ни разу не была ранена. 18 раз переходила линию фронта и всегда удачно. Вспомнила и другие необъяснимые с человеческой точки зрения события. Это заставило Наталью Владимировну многое пересмотреть в своей жизни и прийти к Богу. После войны она успешно закончила МАИ и была принята на работу в конструкторское бюро С.П. Королева. У сотрудников Конструкторского бюро пользовалась заслуженным авторитетом, как специалист и ученый. Много лет проработала в космическом ракетостроении. Но, чтобы принять самое активное участие в восстановлении православного Пюхтицкого подворья в Москве Наталья Владимировна в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года.

Люди, рассказывающие о ее жизни, восхищаются тем, как она до последних дней помогала страждущим, отвечала на звонки, давала советы, решала тяжелые проблемы, помогала нуждающимся даже деньгами, отложенными с пенсии.

Много верующих ученых есть и в астрономии. Например, православной была доктор физико-математических наук Елена Ивановна Казимирчак-Полонская, выдающийся ученый-астроном. Елена Ивановна много лет была председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание огромных заслуг в развитии астрономии ее именем назвали одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена.

Здесь же можно вспомнить и об открытиях выдающегося ученого нашего времени Наджипа Хатмулловича Валитова (1939 — 2008), профессора кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктора химических наук, академика Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком сделал ряд открытий, признанных мировым сообществом ученых, в различных областях науки, в том числе и связанной с космосом.

Наджип Хатмуллович постоянно повторял: «Сначала я доказал бытие Бога формулами. А потом открыл Его в своем сердце». Строгим языком формул Валитов доказал, что любые объекты во Вселенной взаимодействуют друг с другом мгновенно, независимо от расстояния между ними. А это подтверждает существование во Вселенной единой Высшей силы. После того, как ученый сделал это открытие, он перечитал Священное Писание и выразил восхищение, насколько точно в текстах Божественного Откровения обозначена суть его научного открытия: «Да. Есть Сила, которой подчинено все. Мы можем называть ее Господом…».

Он же доказал, что «в равновесных обратимых процессах время может превращаться в массу и энергию, а затем претерпевать обратный процесс». Значит воскрешение мертвых, на что указывает Священное Писание, возможно. Профессор предложил проверить свои выводы научным оппонентам из атеистов. И они не смогли ничего в его трудах опровергнуть.

Мы видим верующих людей и среди авиаконструкторов. Из них нам наиболее знакомы Андрей Николаевич Туполев, Роберт Бартини, Михаил Леонтьевич Миль, Павел Владимирович Сухой, Николай Николаевич Поликарпов. Они никогда не скрывали своей веры в Бога.

Одним из подтверждений этого является жизнь Н.Н. Поликарпова. Родился будущий авиаконструктор в семье сельского священника. Учился в семинарии, в дальнейшем поступил в «Политех» Петербурга. Начинал конструкторскую работу в 1916 году, работая на РБВЗ, где совместно с Сикорским создавал самолет «Илья Муромец». Всегда ходил в Церковь и постоянно носил крестик. Внук Поликарпова рассказывал: «То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесен в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шел туда пешком. Шофер потом с улыбкой говорил: «Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит».

Здесь так же можно вспомнить и Богословские труды Игоря Ивановича Сикорского, ученого авиаконструктора и изобретателя. В 1918 году Сикорский был вынужден эмигрировать из России в США. В начале 40х годов ХХ века стал пионером вертолетостроения. В Америке его Богословские сочинения получили широкую известность. Например, его работа «Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней» у православных Америки пользуется заслуженным авторитетом. Игорь Иванович принимал активное участие и в строительстве православного храма Джорданвильского монастыря в Коннектикуте. Ему, единственному, доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.

Возможно, будет интересным и то, что среди современных православных священников много докторов и кандидатов наук. Назову некоторых из наиболее известных. Благодаря доктору медицинских наук иеромонаху Анатолию (Берестову) и доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ, священнику Григорию (Григорьеву) тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости. А священник Сергий (Вогулкин) — доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института.

Так же продолжает совмещать служение в Церкви с работой старшего научного сотрудника в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, священник Владимир (Елисеев).

Многие психологи сегодня пользуются разработками по подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета.

Современные специалисты высоко оценивают научные работы священника Александра (Половинкина) — заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора технических наук. В одном ряду с ними замечательный ученый Сергей Кривочев. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ в должности профессора и заведующего. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривочев был рукоположен в сан диакона. Список православных священников-ученых можно долго продолжать.

В статье рассказано об ученых православного вероисповедания. Но, так же необходимо вспомнить и о том, что более половины лауреатов Нобелевской премии не скрывают своей веры в Бога. Среди них православные, иудеи, католики, мусульмане, лютеране и представители других мировых религий. Пример жизни верующих ученых и есть самое лучшее доказательство того, что наука и вера могут успешно взаимно дополнять друг друга. Ну что здесь еще можно добавить к спору о совместимости науки и веры в Бога?

Об авторе: Чепелев Леонид Анатольевич, педагог-психолог, учитель истории, ГУО «Средняя школа №23 г. Могилева», Беларусь.