Украина церковь

Митрополит Донецкий и Мариупольский Сергий (в миру — Горобцов) родился и вырос в Донбассе. В 2008 году 36-летний епископ возглавил Донецкую епархию Украинской православной церкви Киевского патриархата, а после предоставления украинской церкви томоса об автокефалии — Донецкую епархию Православной церкви Украины (ПЦУ). Сегодня митрополит Сергий руководит епархией из Мариуполя. Как и многие другие священники тогда еще Киевского патриархата, после захвата Донецка пророссийскими сепаратистами он вынужден был покинуть город. Тем не менее, в «ДНР» до сих пор существуют десятки приходов украинской церкви.

DW: Владыка Сергий, сколько на данный момент приходов ПЦУ в Донецкой области, и создаются ли новые?

Митрополит Сергий: В прошлом году мы построили и открыли три прихода. Всего у нас 136 зарегистрированных религиозных организаций. 36 храмов находятся на временно оккупированной территории. На той стороне у нас также есть Дом милосердия для пожилых людей. Он до сих пор работает, мы помогаем обездоленным.

Один из храмов ПЦУ в Краматорске

Один из храмов ПЦУ в Краматорске

— Как работают приходы ПЦУ на оккупированной территории?

— Там на 36 приходов осталось всего четыре священника, один диакон и две монахини. Эти священники пытаются по очереди служить в разных храмах. В один день священник не имеет права дважды служить литургию. Поэтому он, например, сегодня в одном храме отслужил литургию, исповедовал, причастил людей. Поехал в другой храм — отслужил молебен. В третий — панихиду или другие службы.

— В каких городах оккупированной части Донецкой области находятся храмы?

— Давайте сразу договоримся, что я не стану называть фамилий священников и говорить, в каких городах они служат. Почему там четыре священника, а не 36? Потому что на них оказывали безумное давление, и они были вынуждены забрать свои семьи и выехать на территорию, подконтрольную Украине.

— Что им угрожало?

— Их начали преследовать за то, что они молятся на украинском языке, за свой украинский народ, за свое государство. Приходили, угрожали, некоторых били, наручники надевали, кого-то вывозили в лес. Кому-то начали звонить: «Если ты не уедешь отсюда, мы приедем и разберемся с тобой». Дороже человеческой жизни ничего не существует — можно стать мучеником, но зачем? И я принял решение вывезти их на подконтрольную украинской власти территорию. Они здесь работают, помогают тем людям, которые находятся на временно оккупированных территориях: собирают продукты, одежду, передают туда. Сейчас это гораздо сложнее, ведь КПП закрыты из-за пандемии.

Те же, кто остался на той стороне, занимаются исключительно обрядами, таинствами и делами милосердия. Они молятся, чтобы был мир, чтобы не стреляли, чтобы были сохранены жизни людей, чтобы не были разрушены наши храмы. Они не принимают никакого участия в политических делах — они же не самоубийцы. Они делают все возможное, чтобы сохранить структуру, чтобы сохранить прихожан.

— Но службы проходят на украинском?

— Да. Во время богослужения они вспоминают и Блаженнейшего Епифания (предстоятель ПЦУ — Ред.), и меня. В 2014-2015 годах бывало, что заходили боевики и слушали, за кого молятся. Некоторым священникам говорили, чтобы прекратили молиться на украинском. Хорошо, что они могут служить и на украинском, и на старославянском, а некоторые даже на греческом языке.

— Давление на священников оказывают и сейчас?

— Уже шесть лет так называемая власть «ДНР» пытается заставить наших священников провести перерегистрацию уставных документов по их так называемым законам. Но мы этого не делаем и не будем делать. Лучше потерять все, но мы не утратим свою свободу и свой дух. Если бы наш священник сделал перерегистрацию прихода — пусть бы даже осталось название — оно было бы уже с грифом тех псевдореспублик. Во-первых, здесь, на нашей стороне — это уголовная статья. А во-вторых, «ДНР» будет говорить мировому сообществу: «Вот видите, они же зарегистрировались по нашему закону — выходит, они нас признают».

Перерегистрироваться мы отказываемся, поэтому они ищут другие пути, чтобы препятствовать нашей работе. Могут выключить электроэнергию. Было два случая, когда у нас захватили церковь. Приезжают представители так называемой «ДНР» из отдела госимущества, выносят все наше имущество и опечатывают.

— Другие храмы, кроме этих двух, не трогают?

— Пытались очень много раз. Приезжали представители Московского патриархата, военнослужащие, общались с нашими постоянными прихожанами. Говорили: «Ваши священники уже не вернутся сюда, а мы вам привезем нормального батюшку, который будет служить, даже украинские традиции сохранять — только отдайте ключи от храма». Но люди на такое не идут.

В прифронтовом Бахмуте Православная церковь Украины находится в подвальном помещении

В прифронтовом Бахмуте Православная церковь Украины находится в подвальном помещении

— А что мешает боевикам «ДНР» просто прийти и захватить эти храмы?

— Мы сразу поднимаем мировое сообщество, обращаемся к международным организациям. Когда они захватывают наши помещения, они делают это не потому, что им не хватает храмов. Это делается для того, чтобы от нас был какой-то ответ. Они храм захватили и ждут, что митрополит Донецкий и Мариупольский Сергий возьмет своих священников и захватит какой-нибудь храм Московского патриархата. Но мы этого делать не будем. Насилия не должно быть — даже если они нас считают своими идеологическими врагами. Мы даже к своим врагам относимся по-христиански. Мы их любим и прощаем. Пытаемся убедить, донести истину и справедливость. И я уверен, что рано или поздно все эти испытания закончатся и у нас в Украине будет единая объединенная поместная православная церковь.

— Кто на оккупированных территориях ходит в украинскую церковь?

— Люди, которые любят Украину. Там очень много таких — даже русскоязычных. Хотя они сейчас не могут открыто об этом говорить. В Донецке люди иногда собираются прямо в квартирах или в домах — молятся, поют псалмы. Священник говорит: «Я приеду такого-то числа, будет литургия, подготовьте храм, предупредите прихожан, которые еще остались». Ведь многие не смогли выехать на подконтрольную территорию. У кого-то родители старенькие, и он не может их перевезти. А если даже и перевезешь, то надо снимать квартиру, искать работу. А там есть дом и какая-нибудь грядка — можно как-то продержаться. Там очень много людей, которые бы хотели, чтобы вернулась Украина, но они живут в постоянном страхе.

— Какова ситуация с храмами ПЦУ в подконтрольной правительству Украины части Донецкой области?

— Есть культовые сооружения, но их немного. В основном это помещения, которые были переоборудованы под храмы. Сделали реконструкцию, ремонт, поставили купол, алтарь, красивые иконы — и люди собираются. Ведь церковь — это не помещение, а духовный центр, куда люди приходят помолиться Богу, пообщаться и изменить свой образ жизни.

Фотоколлаж: настоятель Сергий в рясе и форме полицейского

Настоятель Сергий работает и полицейским

— У многих священников ПЦУ в контролируемой Киевом части Донбасса есть еще и светские профессии. Кто-то работает полицейским, кто-то — оператором газораспределительной станции. Есть ли в Донецкой области священнослужители ПЦУ, которые живут исключительно на пожертвования?

— Они есть, но таких, действительно, не большинство. У нас много священников, у которых по два-три образования. Бывает, их прихожане не могут содержать церковь — они сами нуждаются в помощи. И настоятель работает — например, водителем скорой, преподавателем. У нас есть священник-шахтер. Он спустился в забой, прочитал «Отче наш», спел «Богородица Дева, радуйся». Ребята к нему подходят, берут благословение. Кстати, его коллеги даже материться перестали. То есть он даже в шахте занимается духовным воспитанием.

— Кто ходит в вашу церковь?

— Все категории населения. Это и военнослужащие, и наши раненые, которые постоянно требуют внимания и духовной поддержки. Это вынужденные переселенцы, люди с инвалидностью, детские приюты семейного типа. Очень много молодежи и интеллигенции — преподаватели, медики. Это люди, которые умеют думать и видят положительные изменения в нашей церкви — например, что касается реформаторского движения. Блаженнейший митрополит Епифаний говорил, что наша церковь должна быть постоянно открыта для людей.

Внутри подвального храма в Бахмуте

Внутри подвального храма в Бахмуте

Вы, возможно, слышали, что Блаженнейший говорил о внешнем виде верующих? Бывает, что женщина пришла не у юбке, а в брюках или без платка. Возникает вопрос: а может, у нее вообще нет этих вещей — так что, не пускать ее в церковь? Во-вторых, кто-то из святых говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о своих больных ногах». Это также позиция нашей церкви — должны лавочки стоять, чтобы можно было сидеть. Мы должны создать условия и комфорт для людей, чтобы у них было желание посещать наши богослужения.

В-третьих, в Донецкой епархии почти в 70 процентах приходов нет цены на обряды, свечки. Если у человека нет денег на свечку, мы ему бесплатно ее дадим. Я считаю, что это очень здорово и современно, и люди будут видеть, что церковь — это институт не стяжательства, а благочестия, где больше раздают: внимание, милосердие, материальную помощь, продукты питания и так далее.

Смотреть видео 13:13

Митрополит Епифаний: Понимаем, что в Украине и дальше будет РПЦ и ничего не имеем против

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра

Украинская Православная Церковь, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата

  • Официальные сайты:
  • Каноническая территория: Украина и Республика Крым
  • Богослужебный язык: основной церковнославянский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральные соборы: Антоние-Феодосиевский в Киево-Печерской Лавре (также в Лавре резиденция митрополита и учреждения Митрополии), Воскресенский в г. Киеве (строится)
  • Предстоятель: Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины
  • Состав: 109 архиереев; 53 епархии; 12409 священнослужителей (2019) , 12069 приходов (2017), 258 монастырей (2019) ; 17 духовных учебных заведений (2017) ; 30 млн. членов (2009)
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru

Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru

Епархии

  1. Киевская
  2. Александрийская
  3. Балтская
  4. Белоцерковская
  5. Бердянская
  6. Бориспольская
  7. Винницкая
  8. Владимиро-Волынская
  9. Вознесенская
  10. Волынская
  11. Горловская
  12. Джанкойская
  13. Днепропетровская
  14. Донецкая
  15. Житомирская
  16. Запорожская
  17. Ивано-Франковская
  18. Изюмская
  19. Каменец-Подольская
  20. Каменская
  21. Кировоградская
  22. Конотопская
  23. Кременчугская
  24. Криворожская
  25. Луганская
  26. Львовская
  27. Могилёв-Подольская
  28. Мукачевская
  29. Нежинская
  30. Николаевская
  31. Новокаховская
  32. Овручская
  33. Одесская
  34. Полесская
  35. Полтавская
  36. Ровенская
  37. Ровеньковская
  38. Роменская
  39. Северодонецкая
  40. Симферопольская
  41. Сумская
  42. Тернопольская
  43. Тульчинская
  44. Уманская
  45. Феодосийская
  46. Харьковская
  47. Херсонская
  48. Хмельницкая
  49. Хустская
  50. Черкасская
  51. Черниговская
  52. Черновицкая
  53. Шепетовская

Исторический очерк

Первое учреждение Украинской Православной Церкви относится к 1917-1918 годам. В период революционно-националистических волнений в распадающейся Российской империи Всероссийский Поместный Собор в 1918 году постановил чтобы епархии в пределах Украины образовали церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины . Автономия была в 1921 году ликвидирована по указу святителя патриарха Московского и всея России Тихона, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской Православной Церкви. Начиная с 1917 года возникновение многочисленных автокефалистских расколов на Укриане стремящихся к выходу из состава Всероссийской Церкови постоянно тревожило церковную жизнь.

Автономная Украинская Православная Церковь вновь образовалась в условиях немецкой оккупации, когда связь с Московским священноначалием оказалась вынужденно прерванной. Эта автономия существовала в в 1941-1944 годах.

Наконец, в преддверии распада СССР, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года в ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату Русской Церкви даровал Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в управлении.

Основные сведения

Украинская Православная Церковь — наследница давней Киевской митрополии и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

Предстоятель Украинской Церкви — митрополит Киевский и всей Украины с титулом «Блаженнейший». Его резиденция находится в Киево-Печерской Успенской Лавре.

Священный Синод УПЦ учреждает и отменяет епархии в пределах Украины, духовные школы, избирает кандидатов на свободные епископские кафедры, благословляет открытие монастырей, обсуждает и решает все другие вопросы внутренней жизни УПЦ в период между Архиерейскими Соборами УПЦ.

Архиерейский Собор УПЦ, согласно Уставу об управлении УПЦ, является высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор УПЦ самостоятельно и независимо избирает Предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всей Украины.

В УПЦ периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор при участии епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения самых важных вопросов внутренней жизни УПЦ.

Украинская Православная Церковь — наибольшее религиозное общество в Украине.

Наибольшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра. Это общеправославные христианские святыни и места массового паломничества.

Украинская Православная Церковь — Церковь-мученица: сотни тысяч христиан пострадали в результате репрессий со стороны богоборческой власти в СССР, тысячи священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны, засланы в сибирские лагеря. Среди них — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый большевиками в 1918 году. Были разрушены много храмов, монастырей, запрещена церковная благотворительность.

В настоящий момент УПЦ возвращаются храмы, монастыри и имущество, раньше национализированное государством. Возобновляется социальная диакония УПЦ: церковноприходские школы, больницы, молодежные организации и движения, уход за старыми и инвалидами, помощь бедным и тому подобное.

На канонической территории УПЦ действуют две непризнанные Поместными Православными Церквями раскольнические юрисдикции Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). Большая часть их приходов расположена в западных областях Украины (Галиция, Волынь). На этих же территориях действует Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ). Активизировалась деятельность псевдорелигиозных и оккультных сект, которые практикуют прозелитизм среди православных Украины.

Статистика

  • нач. 1996 — большинство пастырей и мирян — свыше 6500 приходов — сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви; главными раскольническими организациями (главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей) были Киевский патриархат (УПЦ КП) с 1332 приходами и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) с 1209 приходами
  • 1 января 2009 — приходов — 11358; священнослужителей — 9573, из них: священников — 8938, диаконов — 635; духовных учебных заведений — 22, из них: академий — 2, семинарий — 7, училищ — 13; монастырей — 191, из них: мужских — 96, женских — 95, в них насельников — 5103, из них: в мужских — 1955, в женских — 3148; печатных изданий — 85, из них: газет — 61, журналов — 24; интернет-изданий — 170; воскресных школ — ок. 5000 .
  • 4 февраля 2011 — 45 епархий; 70 архиереев (45 правящих, 19 викарных, 6 на покое); более 11 тыс. приходов; более 10 тыс. священнослужителей; 205 монастырей (107 мужских и 98 женских с более 5 тыс. насельников); 1 духовная академия, 1 богословская академия, 7 духовных семинарий, 13 духовных училищ; издается 66 церковных газет и 24 журнала; действуют 230 церковных интернет-изданий; регулярно выходят в эфир 22 православные телепрограммы
  • 2012:
    • 10 декабря — действует 115 мужских монастырей и 101 женский. В них проходят послушание 5 004 насельника и насельницы: 1 864 в мужских и 3 140 в женских обителях.
    • 19 декабря — 47 епархий; 81 архиерей (47 правящих, 25 викарных, 9 на покое); 11 393 прихода, 10 963 священнослужителей (10 187 священников, 776 диаконов); 216 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов (из них 937 в священном сане) и 2 312 монахинь
  • 2014:
    • 5 января — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 23, на покое — 9; митрополитов — 23, архиепископов — 26, епископов — 36); приходов — 11465; монастырей — 224
    • 31 декабря — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 25, на покое — 7; митрополитов — 27, архиепископов — 26, епископов — 32); приходов — 11908; священнослужителей — 11970; монастырей — 228 . 17 духовных учебных заведений: 1 духовная академия, 7 духовных семинарий, 7 духовных училищ, 1 богословский университет, 1 богословский институт, 1 кафедра богословия
  • 30 ноября 2017 — 53 епархии; 92 архиерея (52 епархиальных, 33 викарных, 7 на покое); 12 069 приходов; 12 283 священнослужителя (11 312 священников, 971 диакон); 251 монастырь на территории Украины; 4 412 монашествующих (1685 монахов и иноков, 2727 монахинь и инокинь); 17 духовных учебных заведений в которых на дневном отделении обучается 1 429 студентов
  • август 2019: 100 архиереев, 12 409 священнослужителей, 258 монастырей; за прошедшие пять лет епископат увеличился на 15 человек, клир — на 439 человек, количество приходов — на 154 (несмотря на запрет регистрировать приходы Украинской Православной Церкви в Министерстве культуры), количество монастырей — на 30

Предстоятели

  • Антоний (Храповицкий) (1918 — 1919 (1921))
  • Алексий (Громадский) (19 июля 1941 — 7 мая 1943)
  • Дамаскин (Малюта) (6 июня 1943 — 1944)
  • Пантелеимон (Рудык) (апрель 1944 — 5 апреля 1946), архиеп. Киевский и Галицкий
  • Филарет (Денисенко) (25-27 октября 1990 — апрель 1992)
    • Никодим (Руснак) (апрель — 27 мая 1992) и/о предстоятеля, митр. Харьковский.
  • Владимир (Сабодан) (27 мая 1992 — 5 июля 2014)
    • Онуфрий (Березовский) (24 февраля — 13 августа 2014), местоблюститель митрополичьей кафедры, митр. Черновицкий
  • Онуфрий (Березовский) (c 13 августа 2014)

Ставропигии

  • Киево-Печерская Успенская Лавра (мужская)
  • Почаевская Успенская Лавра (мужская)
  • Глинская Богородице-Рождественская пустынь (мужская)
  • Городненский Александро-Невский монастырь (с 20 декабря 2012 , женский)
  • Городницкий Георгиевский монастырь (мужской)
  • Житомирский Анастасиевский монастырь (женский)
  • Зимненский Святогорский Успенский монастырь (женский)
  • Немировский Троицкий монастырь (женский)
  • Севастопольский Паисиевский монастырь (мужской)
  • Чоповичский Афонский монастырь (женский)

Ранее бывшие ставропигиальными

  • Кагарлыкский Варваринский монастырь (15 марта 2013 — 1 апреля 2015 , женский, ныне в ведении Белоцерковской епархии)

Использованные материалы

  • Официальный сайт

«На брифинге в Киеве рассказали об изменениях в Украинской Православной Церкви, произошедших за пять лет предстоятельства Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Киевской кафедре», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 августа 2019,

«Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года)», официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 ноября 2017,

Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей,

См. Собрание определений и постановлений, вып. IV, М., 1918, 15-19.

Данные оглашенные патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 году. См. Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563,

Доклад митр. Киевского Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года,

Отчет о работе Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей за 2012 год,

Доклад Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на заседании Священного Синода УПЦ 20 декабря 2012 г.,

«Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2013 рік», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 5 января 2014,

Звіт Керуючого справами УПЦ за 2014 рік, сайт Синодального информационного отдела УПЦ, 31.12.2014:

Звіт Голови Учбового Комітету при Священному Синоді УПЦ єпископа Ірпінського Климента про діяльність Комітету у 2014 році, официальный сайт Учебного комитета при Св. Синоде УПЦ, 24.12.2014:

Начальная дата — воспринятие титула от митрополита Варшавского Дионисия, конечная — присоединение к Русской Зарубежной Церкви.

Наиболее популярный в Украине пасхальный туристический маршрут – поездка по православным святыням Тернопольской области. Его востребованность объясняется тем, что в течение двух-трех дней можно увидеть сразу несколько знаменитых мест паломничества православной и греко-католической церкви. Это Свято-Успенская Почаевская Лавра, в древности и славе уступающая только Киево-Печерской, городок Рукомыш, где находятся останки раннехристианского пещерного монастыря, купальня святой Анны и монастыри в Кременце.

Минимальная стоимость трехдневного группового тура по достопримечательностям Тернопольщины – 800 гривен. Индивидуальный тур в несколько раз дороже, в зависимости от пожеланий туриста.

Все эти места можно посетить и самостоятельно. Поездом из Киева до Тернополя — чуть больше 7 часов езды, стоимость купейного билета – около 77 гривен. Найти номер в гостинице можно минимум за 100 гривен, там же — заказать поездку к интересующей святыне.

Полуостров Крым наравне с Карпатами лидирует в списке популярных украинских мест отдыха на майские праздники. Любознательный турист может найти здесь не только отдых у моря, но и старинные храмы различных религий. Туристические фирмы предлагают в основном посетить святыни, расположенные в районе Севастополя. Это, в первую очередь, храм Святого Владимира в Херсонесе, в котором князь Владимир крестился у греческих священников, мужской монастырь XVIII века в Инкермане, Успенский монастырь, выдолбленный в скале возле Бахчисарая, пещерные монастыри Челтер и Шулдан.

Стоимость подобного тура примерно такая же, как и тернопольского путешествия.

Самостоятельно осуществлять набеги на эти достопримечательности удобнее всего из Севастополя. Херсонес расположен в черте города, до Бахчисарая и Инкермана ходят электрички, к прочим интересующим местам можно доехать на автобусе. От Киева до города славы русских моряков примерно 16 часов езды на поезде. Стоимость купейного билета – около 120 гривен. Правда, с поездкой, как и с гостиницами, могут возникнуть проблемы — направление пользуется большей популярностью, и за неделю до каникул билетов в Крым практически не достать.

Самая молодая из трех украинских лавр – Святогорская – получила данный статус всего 4 года назад. Тем не менее это одно из популярных мест для православного туриста. В одной из древнейших обителей Восточной Украины можно полюбоваться на красивый вид окрестностей с Меловой горы, пройтись по пещерным тоннелям, которые соединяют келии, и увидеть деревянные срубы – отличительную особенность Святогорской лавры. Добраться до Святогорска можно поездом «Киев-Луганск» (11 часов пути, примерно 116 гривен за купе), остановиться в местной гостинице или в самой Лавре.

Планируя поездку в Святогорск, нужно учитывать, что по праздникам экскурсии для туристов не проводятся. Потому, если вы не паломник, посетить эту достопримечательность лучше за несколько дней до или после Пасхи.

Еще один вариант с толком провести Пасхальные дни – съездить в Чернигов. Всего за один день в городе можно посмотреть старинные серебряные царские врата, церковные книги, украшения Борисоглебского собора, посетить праздничную литургию в Спасском соборе XI века, увидеть Антониевы пещеры Елецкого монастыря, которые, согласно легенде, встарь соединяли монастырь с Киево-Печерской лаврой. В Чернигове много и других, менее известных, но не менее старинных храмов. Все они компактно расположены в центре города, так что обойти их можно за один день.

Если короткого знакомства с городом покажется мало, можно остановиться в одной из гостиниц. Стоимость обычного номера — 100-160 гривен.

По материалам «Сейчас».

Истинными жемчужинами нашей страны являются священные храмы – образчики зодческого мастерства, мозаики, иконописи. Их своды веками хранят тайные мысли тысяч людей, приходивших сюда помолиться и найти утешение.

Почувствовать силу чудотворных икон, полюбоваться архитектурой и росписями вы можете, посетив самые необычные соборы, часовни и церкви Украины.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Чернигове

Храм был основан в 1069 году преподобным Антонием Печерским, тем самым монахом, который причастен к появлению одной из наиболее почитаемых святынь Украины — Киево-Печерской лавры.

Деревянная церковь была построена в священной языческой роще и прослужила два столетия.

В 1239 году ее сожгли татаро-монголы, но спустя 450 лет на том самом месте воздвигли каменный Свято-Троицкий кафедральный собор. Здесь же располагаются древние пещеры XI века протяженностью 350 м. В подземелье находится самая большая в Украине подземная церковь Феодосия Тотемского, способная вместить 100 человек. Все экскурсии по Чернигову обязательно предусматривают посещение храма.

Где находится: город Чернигов

Часовня Нерукотворного Спаса в Харьковской области

Часовню воздвигли по приказу императора Александра III около станции Борки, где поезд, с августейшей семьей в вагоне, сошел с рельс.

Тогда погибли 68 пассажиров, но император и его семья не пострадали. В 1894 году на месте крушения воздвигли храм Христа Спасителя. А неподалеку, на том месте, где остановился спасший царскую семью вагон, — часовню Нерукотворного Спаса.

Место получило название Спасов Скит.

Во время Второй мировой войны храм был взорван, часовня тоже была разрушена. Через 50 лет часовню восстановили, а здание храма – нет. Многие турагентства организовывают джип-туры к Спасовому Скиту.

Где находится: село Первомайское, Харьковская область

Кафедральный костел Святых апостолов Петра и Павла в Луцке

Костел, принадлежавший ордену иезуитов, был воздвигнут 375 лет назад по проекту знаменитого итальянского архитектора Джакомо Бриано.

За почти четыре столетия он пережил несколько пожаров, поэтому отстраивался заново и не сохранился в первозданном виде. Зато подземелья главного римско-католического храма Луцка оригинальны. Блуждать по таинственным многоярусным лабиринтам – вот это приключение!

Будьте осторожны, ибо легенда гласит, что в подземельях, служивших подземным храмом, тюрьмой и кладбищем можно встретить призрак 19-летней дворянки Магдалены Рожицкой, жены бывшего коменданта Луцка генерал-майора Степана Талызина.

Где находится: город Луцк

Свято-Воскресенский кафедральный собор в Сумах

Всех гостей Сум гиды обязательно приводят к самому древнему каменному зданию города — Свято-Воскресенскому кафедральному собору. Здание было построено три века назад на средства полковника Герасима Кондратьева и его сына Андрея.

Полковник, который считается основателем города Сумы, повелел соорудить родовой склеп под сводами собора. Однако не все его родственники нашли там успокоение. Согласно легенде, свою сестру Марию, атаманшу разбойничьей шайки, терроризировавшей Сумы, Кондратьев замуровал в стене собора.

Как бы там ни было, храм пережил две мировые войны и был отреставрирован в 70-х годах. С тех пор он красуется на площади Независимости.

Где находится: город Сумы

Николаевский кафедральный собор в Черновцах

Эту церковь в народе прозвали «пьяной». А виной всему закрученные купола. На самом деле в архитектуре нет ничего необычного – в Румынии многие храмы строили по такому же принципу. Но вот для украинцев стиль неороминеск в диковинку.

Интересен еще и тот факт, что собор построили в 1930 году – в те времена, когда в нашей стране повсеместно храмы разрушали. Как это могло произойти? Дело в том, что в 1930-40 года Буковина являлась территорией Румынии.

Так что данная страна подарила Украине столь замечательный храм.

Где находится: город Черновцы

Свято-Троицкий собор, Днепровская область

В 27 км от города Днепр находится Новомосковск, где расположен один из самых «литературных» храмов Украины — Свято-Троицкий. Именно его воспел в своем романе «Собор» писатель Олесь Гочар. Уникальность девятикупольной церкви еще и в том, что она построена без единого гвоздя народным мастером Акимом Погребняком (1778 год).

В здании ни внутри, ни снаружи нет никаких поддерживающих колонн или подпорок. И с любой точки всегда будут видны восемь из девяти куполов.

Где находится: городок Новомосковск, Днепропетровская область

Свято-Николаевский храм в Диканьке

Хотите увидеть, где панночка и Вий устраивали шабаш и загубили бурсака Хому Брута? Тогда поезжайте в село Диканька, что на Полтавщине и зайдите в Свято-Николаевский храм. Он построен на том самом месте, где людям явилась икона Николая Чудотворца.

А в его подземельях располагается подземный родовой склеп знаменитого казацкого рода. В мраморных саркофагах покоятся пять князей и три княгини – потомки Василия Кочубея.

Где находится: село Диканька, Полтавская область

Костел Святых Петра и Павла

Одна из главных святынь католиков Каменца-Подольского была воздвигнута в XVI веке. Спустя 200 лет турки, завоевавшие город, превратили ее в мечеть и построили рядом 36-метровый минарет. 25 лет спустя храм опять стал католическим, а Каменец-Подольский стал польским городом.

Церковники решили, что не стоит разрушать минарет, а лучше увенчать его трехметро­вой статуей Девы Марии. Такой интересный религиозный микс. На территории вы увидите кафедральный собор, колокольню, триумфальные ворота, турецкий минарет.

Где находится: в городе Каменец-Подольский

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Киевская область

Большинству украинцев известны храмы Киева – Софиевский, Владимирский и Михайловский соборы, Киево-Печерская лавра, церковь Богородицы Пирогощи, Кирилловская и Андреевская церкви.

Но мало кто знает, что в Володарском районе Киевской области находится церковь, которую построили и украсили знаменитые архитектор Владимир Покровский и художник Николай Рерих.

Средства на возведение святыни выделили предприниматели Лев и Виктор Голубевы. Церковь знаменита еще и тем, что ее мозаики, выложенные по эскизам Рериха, абсолютно всем кажутся странными.

Так, на стенах изображена свастика — древний символ движения жизни, а также змея, огонь, молот и щипцы, что вообще не вяжется с неорусским стилем. Да и само здание построено не по православным канонам.

Где находится: село Пархомовка, Киевская область