Упражнения по развитию речи

Улучшаем дикцию ребенкаЗачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Нужно быстро изменять положение языка во ртуГлавная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

Лошадка«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

Обитатели фермы«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

  • Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте с детьми книгиЧитайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Статья:

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию.

Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки.

С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса — не запоминается или запоминается с трудом);

Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;

Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;

Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Каковы приемы работы с чистоговоркой?

Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка — это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах.

Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями.

Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении материала, и в режимных моментах.

Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

— добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

— изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

4.отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

5. подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

6. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

7. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ — ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

8. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.

Цель: развивать фонематический слух.

Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.

ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

9. Инсценировка чистоговорки.

Цель: закрепление четкого произношения звуков.

Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).

10. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

11. Прием «ЭХО»

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ШИ-ШИ-ШИ — ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

12. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ — С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

13. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.

РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА

14. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

15. Скажи, какой или какая?

Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.

Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?

Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д

16. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК — КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ — РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА — ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

17. Скажи где?

Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.

Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.

Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?

Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.

ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

18. Посчитай.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.

Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:

АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.

Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:

АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.

ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ

19. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

20. Придумай чистоговорку.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука , берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа — ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:

— Жа-жажа – видели в лесу ежа; (познание)

— Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)

— Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественно-эстетическое развитие)

— Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)

— Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)

— Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)

— Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (развитие речи).

ПАМЯТКА.

Как правильно разучить скороговорку вместе с ребёнком.

Прочитайте скороговорку медленно.

Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.

Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.

Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.

Теперь пусть он проговорит скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленнее,
потом быстрее.

Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.

Свист ветра: ССССССС…
Шум леса: ШШШШШШШ…
Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…
Жужжание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…
Крик и карканье вороны: КРР! КРР! КРР!… КАРР! КАРР! КАРР!…
Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР!…
Рокот мотора: РРРРРРРРРРРР…
Звук электрического звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…
Тут следует обратить внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение минимальное. Воздух как бы вытекает в природу — при жужжании жука или шуме леса. При рокоте мотора или звуке электрического звонка напряжение усиливается. Воздух с силой выгоняется. При крике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энергично и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Произвольное управление выдохом
Представьте, что вы стоите в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в стороны. А теперь резко опустите руки вниз — к бокам, при этом выдохнув воздух. Морская вода снова поднимает руки — в это время нужно вдохнуть. Снова опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. Поднимите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, три, четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. Потом обратный порядок. Нужно обязательно координировать движение рук со счётом. Пока не окончили считать — не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощутить сопротивление воды под руками. Они опускаются плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете распоряжаться: то медленнее, то быстрее их опускать вниз.

Тренировка добора воздуха
Представили, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быстрее. На счёт: раз! два! (вслух) — оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счёт: три, четыре — (мысленно, не вслух) — вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: пять, шесть — вслух, семь, восемь — мысленно. И т.д.
А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом — не задерживаем. Автоматически берём вздох. Нужно не думать о дыхании, а прислушиваться — как звучит голос. Речь должна быть свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов можно подставить слоги: мму! ммо! мма! ммэ! мми! ммы!.. Согласный звук «м» поможет снять напряжение с голосового аппарата, т.к. требует меньшей затраты энергии на произнесение, являясь при этом наиболее звучным. А дыхание выбрасывается рывками на словах счёта.

Упражнение для контроля дыхания
Станьте перед зеркалом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие воздухом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, чтобы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по их стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягиваться, а плавно, равномерно вливаться. Следите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех секунд задержите воздух. Поднятые, раздвинутые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. Наконец, за три следующие секунды выдыхайте воздух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его стенок. Выдох должен быть равномерным, плавным, без толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во второй день задержите воздух на 4 секунды, в третий день — на 5. Оформим в виде таблицы:

Первый день 3 — 3 — 3
Второй день 3 — 4 — 3
Третий день 3 — 5 — 3
Четвертый день 3 — 5 — 4
Пятый день 3 — 5 — 5
Шестой день 4 — 5 — 5
Седьмой день 5 — 5 — 5

Вначале упражнение делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сделайте десять раз. Во второй день повторите раза два предыдущее упражнение и переходите к следующему. И так далее.
Когда эти упражнения будут даваться легко, переходите к такой схеме:

Спустя два месяца время упражнений можно увеличить от полутора до двух минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить задержку воздуха в легких.

Упражнение «гекзаметр»
Возьмите одно из произведений Гомера. «Илиаду», либо «Одиссею». Например:

«Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
Где божественный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более всех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал свинопаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на месте, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В небытность хозяина двор тот
Огородил для свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не спросясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали забор тот высокий из камня».

Прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива

Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки — эту же и следующую:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,

Потом три строчки:

Он же пошел каменистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Афина сказала,
Где божественный жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, пока хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточно много. Цель этих упражнений состоит в воспитании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохраняла опору при различных характеристиках речи.
Попробуйте придумать свои упражнения для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на «хэ»! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диафрагмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вдох — короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите легко, играючи.
Пусть вам не кажется это занятие каким-то чудачеством. Это нормальная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые компоненты помогают раскрепостить организм, особенно мышцы фонационных путей. А следовательно, быстрее выявить природный тембр голоса и наиболее эффективно развивать его. Меньше иронии, больше веры, и вы обязательно сможете развить речь и научиться говорить — красиво и свободно!