Успенский монастырь в Крыму

Свято-Успенский Монастырь, Бахчисарай

Во время экскурсии по Бахчисараю, экскурсанты отправляются в сторону Чуфут-Кале. Громадная отвесная скала, к которой лежит путь, образует ущелье Марьям-Дере.

В этом названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть дальше, слева, видна высокая каменная гора с пробитыми в ней пещерами, с наземными постройками, воротами, дорогами, казематами и колодцами — самый знаменитый, самый посещаемый из пещерных городов Крыма Чуфут-Кале. Именно по дороге на Чуфут-Кале и находится Успенский монастырь.

Свято-Успенский Монастырь, Бахчисарай

Свято-Успенский Монастырь, Бахчисарай

Беседка мужского монастыря в Бахчисарае

Беседка мужского монастыря в Бахчисарае

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Вход вСвято-Успенский пещерный монастырь

Вход вСвято-Успенский пещерный монастырь

О том, когда и как появилась в этих скалах святая обитель, есть много разных суждений и легенд. Известно только, что с конца XV века здесь помещалась резиденция митрополита Готской епархии, она служила духовным центром православной Тавриды. Но даже у самих стен Чуфут-Кале есть несколько пещер, своим внешним видом и внутренним убранством напоминающих кельи и службы пещерных монастырей Горной Таврики. Поэтому вполне реально предположение, что Успенский монастырь тоже создали в VIII веке византийские иконопочитатели.

В том-то и святость монастыря, что он был основан людьми, которые не поддались власть имущим иконоборцам, учредителям «новой веры». Монахи оставили свои дома, налаженный быт, накопленные ценности, и приехали в незнакомый малонаселенный край, обосновались в этих скалах, начали все заново. Цель у них была одна — сохранить светоч однажды принятой сердцем православной веры, от которой в родной стране их пытались отлучить сначала церковные, а потом и государственные правители.

После гибели княжества Феодоро, Успенская скала стала резиденцией митрополита Готии, и монастырь служил своеобразным мостиком между византийской церковью и русским православием, на котором, после разгрома Константинополя, стал держаться весь православный мир.

Дорога на Чуфут-Кале

Дорога на Чуфут-Кале

Чуфут-Кале дорога

Чуфут-Кале дорога

Древний город Чуфут-Кале

Древний город Чуфут-Кале

Чуфут-Кале: еврейская крепость

Чуфут-Кале: еврейская крепость

Став центром духовного единения православных Таврического полуострова, Свято-Успенский монастырь мирно уживался в магометанском окружении Бахчисарая. Когда крымские ханы отправлялись в поход, они давали обет: «Знаменитое приношение и честь Образу воздать». Делало ли это честь монастырю, если ханы ставили свечки перед православными иконами накануне разбойничьих набегов на христианские земли — Русь, Украину, Польшу?… Как бы там ни было, можно понять, что авторитет здешних монахов был очень высок у правителей Ханского Дворца.

В 1778 году из обители начался великий исход крымских греков в Приазовье. Впереди процессии, растянувшейся на многие километры, несли образ бахчисарайской иконы Божьей Матери. В память об утраченной родине крымские греки нарекли свою столицу в Приазовье Мариуполем — городом Марии. Бесценная реликвия долгое время сохранялась близ Мариуполя в Успенском храме, но окончательно исчезла после 1918 года.

Успенский храм стал православной церковью для бахчисарайских христиан. В начале XIX века его расширили и реставрировали, а в 1850 году скит открылся заново, прилежным старанием архиепископа Иннокентия.

Во время Крымской войны 1854-1855 годов монахи помогали медикам ухаживать за ранеными. Не всех защитников спасли заботы и молитвы, много севастопольских героев похоронено на склоне горы, напротив Успенского монастыря.

Святой источник

Святой источник

Иконы на скале

Иконы на скале

Образ богородицы над святым источником

Образ богородицы над святым источником

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь

Возле Успенской церкви сложили еще четыре храма. В скалах вырубили кельи, вокруг них появились хозяйственные помещения. На площадке у самой тропы устроили фонтанчик и подвели по трубам воду из горного источника. Летом к этому источнику всегда очередь: каждому хочется набрать и отведать священной воды, особенно в жаркий день да после долгого похода в Чуфут-Кале.

В 1921 году Успенский монастырь закрыли, ценности разворовали, постройки разрушили. Оставались только дом настоятеля (он держится и теперь) и на совесть построенный Успенский храм. До 1993 года руины монастыря посещали из любопытства — полазить по пещерам, сфотографироваться в оконных проемах да праздно поглазеть на установленные в корявых нишах свечки. И кому это, мол, неймется?

Сегодня Свято-Успенский мужской монастырь почитается не только паломниками. Дорогу к Чуфут-Кале, по которой ежедневно проходят сотни туристов с экскурсиями, украшают его золоченые купола, оживляет призывный звон колоколов, фотографируются на фоне монастыря. Правда, фото- и киносъемку внутри храмов проводят только по специальному разрешению митрополита, получить которое очень непросто.

  • Экскурсия в Успенский монастырь
  • Легенда о происхождении Успенской обители
  • Фото монастыря

Еще храмы и монастыри в Крыму:

  • Форосская церковь
  • Храм-маяк в Малореченском
  • Георгиевский монастырь
  • Свято-климентовский монастырь в Инкермане
  • Поляна Сказок в Ялте

Свято-Успенский монастырь в скале

​Свято-Успенский монастырь находится в скале, практически в городе Бахчисарай. Если Вы посетили Бахчисарайский дворец, то, двигаясь по указателям в сторону Чуфут-Кале, через 10 минут от дворца Вы окажитесь у подножья ущелья Марьям- Дере, в переводе с татарского языка «ущелье святой Марии». Адрес Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае: ул. Басенко 57, телефон для справок +7 (36554) 47-47-4.

Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае 2

Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае 3

Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае 4

Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае 5

Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае 6

Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

Свято-Успенский монастырь на карте Крыма

Председатель Бахчисарайского райсовета и экс-министр курортов Крыма Александр Таряник требует в судебном порядке закрыть православное издание «Русичи». Недовольство Таряника вызвали публикации о намерении властей района отобрать земли Свято-Успенского монастыря.

Главный редактор газеты Павел Буцай выступил с открытым обращением к руководству «Партии Регионов», членом которой является Таряник. В заявлении Буцай напоминает, что «Русичи» созданы по благословению Патриарха Алексия II, распространяется в Крыму по благословению митрополита Лазаря. Газета выходит дважды в месяц тиражом 28 тысяч экземпляров.

«Наша газета получила множество писем от жителей и депутатов города Бахчисарая с просьбой о помощи в сложившейся тревожной ситуации в отношении восстановления Святых врат Свято-Успенского монастыря и в пресечении «деятельности» председателя Бахчисарайского районного Совета Александра Ивановича Таряника», – говорится в заявлении.

В ответ на письма «Русичи» опубликовали стенограмму совещания, состоявшегося 23 января в Бахчисарайской райгосадминистрации по вопросу земель Свято-Успенского монастыря, на котором председатель райсовета Таряник по сути предъявил обители ультиматум: либо настоятель монастыря «добровольно» отдает 1, 325 тысяч кв.м монастырской земли для рынка горсовету, либо через суд городские власти будут решать вопрос об отмене госакта на землю, выданного монастырю.

«На этом совещании на все, прямо скажем, недоброжелательные требования в адрес монастыря архимандрит Силуан дал мудрый и архикомпромиссный ответ. Обосновал правомерность и доказанность в суде законности госакта и невозможность передачи монастырской земли в светское пользование, согласно неоспоримым апостольским правилам, несоблюдение которых грозит их нарушителям не чем иным, как извержением из лона Православной Церкви независимо от сана человека, их нарушившего», – напоминает Буцай.

Не удовлетворенные таким развитием событий глава райгосадминистрации Ильми Умеров и Александр Таряник через некоторое время снова организовали совещание, только уже с узким кругом лиц (их заместители, муфтий и городской голова), на котором приняли единоличное решение – обратиться в судебные органы для отмены государственного акта на земельный участок, выданного Свято-Успенскому монастырю.

«И депутаты, и жители Бахчисарая, и прихожане монастыря со всей Украины немедленно отреагировали на такие настойчивые действия государственного служащего, председателя районного Совета, члена Партии регионов», – подчеркивает редактор издания.

Читатели «Русичей» выразили беспокойство тем, что поведение и действия руководителей районной власти способствуют разжиганию межнационального и межконфессионального конфликта на территории Бахчисарая.

В ответ Таряник подал в суд на газету, которая якобы оскорбила его честь и достоинство, с беспрецедентным требованием – принести публичные извинения за публикацию правдивой информации и прекратить дальнейший выпуск православного издания.

«Никакие суды, никакие угрозы, никакие преследования со стороны будь-то государственных чиновников, партийных «бонз» или политических экстремистов и разжигателей межнациональной и межрелигиозной розни не заставят нас сойти с избранного пути, отстаивания православных святынь, а также интересов, прежде всего, простых граждан. Мы не позволим никакому политику, будь он от любой партии или от других политических сил, влиять на выпуск свободной православной газеты, – подчеркивается в заявлении. – Мы считаем, что позиция и действия отдельных местных руководителей позорят Партию регионов».

Напомним, что претензии на земли Свято-Успенского монастыря бахчисарайские власти выдвинули несколько лет назад. По мнению главы Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умерова, Свято-Успенский мужской монастырь должен добровольно отказаться от 13 соток земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей.

«В существующем конфликте, прежде всего, виноват бывший руководитель района, который отдал монастырю землю и настоятель отец Силуан, который не хочет от нее добровольно отказаться», – считает Умеров.

В сентябре прошлого года во время посещения монастыря крымский спикер – «регионал» Анатолий Гриценко заявил, что вопрос восстановления монастырских ворот на торговой площадке будет решен без «предпочтения представителям одной религии в ущерб другим».

Несмотря на подобные заявления спикера, под его давлением православная община отказалась от намерений восстановить храм в селе Голубинка Бахчисарайского района, как того требовали активисты меджлиса. В итоге вместо храма на руинах средневековой православной церкви появится памятник, «который будет символизировать единение, мир и согласие между мусульманами и христианами Крыма».

Между тем, у православной церкви был полный пакет разрешительных документов, включая госакт на землю.

Как сообщал «Новый Регион», 24 марта 2004 года около сотни активистов меджлиса осуществили нападение на Свято-Успенский мужской монастырь, разрушив строившийся монахами навес для торговли духовной литературой. 5 декабря 2005 года планировалось еще одно нападение на монастырь. Однако около ста севастопольских активистов Союза православных граждан Украины встали на защиту святыни.

Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь – один из старейших в Крыму. Он основан предположительно в конце VIII – начале IX веков неподалеку от пещерного города Чуфут-Кале, когда в Крыму появились иконопочитатели, бежавшие от иконоборцев Византии. По преданию здесь была явлена чудотворная икона Божьей Матери. Местные жители вырубили на этом месте храм, установив в нем святыню, – отсюда и название обители.

Ильми Умеров ранее являлся руководителем бахчисарайского меджлиса (нелегальной этнической структуры власти), чьи активисты регулярно создают напряжение вокруг монастыря.

В августе прошлого года в Бахчисарае произошли столкновения между представителями крымскотатарского и славянского населения. Местный меджлис добивался закрытия рынка, потому что на его территории находится Дюрьбэ (ханский мавзолей).

Ссылки по теме:

Спикер крымского парламента пытается урегулировать религиозно-предпринимательский конфликт в Бахчисарае

Продолжается давление на православный монастырь в Бахчисарае

В Крыму казаки усилили охрану Свято-Успенского монастыря, опасаясь нападения активистов меджлиса

Меджлис признает, что воюет против Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае из коммерческих соображений

Бахчисарайский рынок снова может стать эпицентром межэтнических столкновений

В Бахчисарае вспыхнули межэтнические столкновения: в городе свистят пули, летят камни и рвутся гранаты

Крымский спикер принял «соломоново» решение: для мира и согласия православные Голубинки должны уступить меджлису

Бахчисарай, Анна Ахметова

5 отзывов
Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Свято-Успенский пещерный монастырь, БахчисарайСвято-Успенский пещерный монастырь, Бахчисарай Dmitry A. Mottl
  • Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, звонницаСвято-Успенский монастырь в Бахчисарае, звонница Zirunka
  • Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, вид на урочище Мариам-ДереСвято-Успенский монастырь в Бахчисарае, вид на урочище Мариам-Дере Dmitry A. Mottl
  • Урочище Мариам-Дере, Свято-Успенский монастырьУрочище Мариам-Дере, Свято-Успенский монастырь Andrew Butko
  • Свято-Успенский монастырь, вид из окнаСвято-Успенский монастырь, вид из окна Ксения Булатова
  • Свято-Успенский монастырь, БахчисарайСвято-Успенский монастырь, Бахчисарай Ксения Булатова
  • Свято-Успенский монастырь в БахчисараеСвято-Успенский монастырь в Бахчисарае commons.wikimedia.org
  • Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, вид с подъема на Чуфут-КалеСвято-Успенский монастырь в Бахчисарае, вид с подъема на Чуфут-Кале Ксения Булатова
  • Свято-Успенский монастырь, фасадСвято-Успенский монастырь, фасад Ксения Булатова
  • Свято-Успенский монастырь в скалеСвято-Успенский монастырь в скале Ксения Булатова

Среди суровых, выцветших и иссушенных жарким солнцем Крыма скал, покрытых густой зеленой растительностью, можно увидеть золотистые блики и отсвет. Если присмотреться получше, то можно разглядеть, что в ущелье, прямо в отвесной стене, расположились белые постройки и проложены каменные тропинки и лестницы. Совсем зоркий человек увидит и купола, покрытые золотом. Это видна древняя обитель — Свято-Успенский монастырь, основанный здесь византийским монахами более тысячи лет назад. Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия. Встретившийся им здесь пейзаж, сильно напоминал родные края.

Есть и другие предания, связанные со Свято-Успенским монастырем. Так, согласно одному из них, некий местный пастух во время своей работы увидел икону Пресвятой Богородицы прямо на месте будущего монастыря. Пастух, естественно, решил, что святой образ лучше забрать с собой, но всякий раз икона оказывалась на все тех же скалах. Наконец, жители догадались, что на том месте, где был обретен образ, надлежит возвести храм, а поскольку чудо произошло в праздник Успения Богородицы, то назван он был Успенским.

Другая история говорит нам о том, что на местных жителей нападал страшный змей. Люди попросили у Матери Божией заступничества, и после молитв увидели свет, исходящий от свечи, расположенной на скалах. Когда жители прорубили туда лестницу, то увидели образ Богородицы, свечу и лежащего мертвого змея.

Установить точную дату основания святой обители невозможно — так надежно она спряталась в неподъемных пластах исторических периодов. Однако, можно утверждать, что монастырь появился здесь никак не позднее 8-го столетия. Основан он был византийским монахами, когда эти земли входили в состав империи ромеев. Большинство ученных сходятся во мнении, что монастырь по каким-то причинам был оставлен в период 14 столетия, однако в следующим веке снова стал действующим.

Чудом уцелев во время османского нашествия в 1475 г. Успенский монастырь становится резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Известно, что обитель находилась в некоторой степени под покровительством великих князей московских, а позднее и царей. В период турецкого завоевания и появления Крымского ханства, Успенский монастырь служил главным оплотом православных христиан полуострова.

Обитель, приютившаяся в диком ущелье, напоминает горные монастыри балканского полуострова, что, впрочем неудивительно, ведь по одной из версий основали его монахи, покинувшие родные земли после турецкого нашествия.

История у этой святой обители богатая. После успешной войны Российской империи против османов, вассальное от турков Крымское ханство обретало независимость, а Россия получила ряд крымских крепостей. Однако, притеснения христиан со стороны мусульманского населения полуострова продолжались. В итоге местные христиане написали императрице прошение с просьбой о переселении в пределы империи. Просьба эта была удовлетворена, а переселенцам предоставлялись значительные привилегии. На Пасху 1778 г. митрополит Игнатий сообщил о переселении своей пастве, а в конце следующего года это событие состоялось. Кстати говоря, руководил этой операцией великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Монастырь вновь был покинут, однако в 1781 г. в скиту близ Бахчисарая богослужения возобновились, совершал их греческий священник отец Константинос.

В 1850 г. монахи вновь возвращаются в Успенский монастырь, который переживает период расцвета. На конец 20-го столетия в комплексе было пять храмов, несколько корпусов для братии, гостевой дом для паломников, сад с фонтанами и Гефсиманской часовней, а в Симферополе находилось монастырское подворье.

В годы красного террора святая обитель была разграблена, иноки расстреляны. Во времена Второй мировой войны на территории располагался госпиталь, а после психоневрологический диспансер. Долгожданное возрождение Свято-Успенского монастыря началось после падения социализма, в 1993 г. Настоятелем монастыря стал иеромонах Силуан, приехавший сюда из Одесской обители с целью восстановить монастырь. На момент передачи монастыря церкви здесь находились только дом настоятеля и Успенский храм.

Титаническим трудом, по крупицам братия и прихожане восстанавливали святое место. Удалось отреставрировать Успенскую церковь, каменную лестницу, которая ведет на верхний ярус монастыря, возведена колокольня, на которой вскоре зазвонили колокола под золотыми куполами, была восстановлена удивительная наскальная роспись и проделано еще великое множество важной и очень тяжелой работы. И вот, как и в прежние времена, в монастырь тянутся паломники, чтобы поклониться и помолиться перед ликом Богоматери «Троеручица» и увидеть это святое и древнее место. На сегодняшний день в монастыре восстановлены уже три храма из пяти, что существовали до октябрьского переворота, вновь возведены корпуса с кельями, дом игумена, оборудован источник.

Свято-Успенский монастырь

Координаты

Монастырь расположен не более чем в трех километрах от Бахчисарая, поэтому добраться сюда можно и пешком, и на общественном транспорте. В последнем случае нужно сесть на автобус или маршрутное такси № 2, которые идут до остановки «Староселье», после чего пройти пешком не более километра.