Успенский собор кремля 1475 1479

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E

Начало истории Успенского Собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Новая жизнь Успенского Собора

Успенский Собор в 20 веке…

… и в наши дни

Успенский собор на карте

Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.

История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем. Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.

Успенский собор Московского Кремля

Вид на собор от Колокольни Ивана Великого

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Успенский собор Московского Кремля

Вид на восточный фасад собора

Разрушение «собора, что на Маковице»

К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары. Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой. Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.

Об истории Успенского Собора в 15 веке

Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.

Успенский собор Московского Кремля

Купола собора

Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.

Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному. Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались. Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!

Успенский собор Московского Кремля

Вид на собор с Соборной площади

Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.

В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями. Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось. Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.

Успенский собор Московского Кремля

Вид на собор со стороны Ивановской площади

Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.

Новая жизнь Успенского Собора

Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.

Успенский собор Московского Кремля

Вход в собор с Соборной площади

Успенский Собор в 20 веке…

В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено. Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху. Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».

… и в наши дни

Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся. Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам. Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.

Рейтинг достопримечательности

Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых.

Угловая Арсенальная башня является самой высокой и мощной угловой башней Московского Кремля. С Арсенальной башни защитники Кремля контролировали переправу через реку Неглинку и вели оборону Красной площади. На месте Александровского сада до начала XIX века протекала река Неглинка. Екатерина II мечтала построить на этом месте красивый канал, устроить пруды у Трубного и Кузнецкого моста, но эти планы так и не были осуществлены. В 1817-1820 годах Неглинку заключили в трубу, а на ее месте разбили сады с клумбами и кустарниками. Как и две другие угловые башни, Арсенальная имеет круглое сечение, ее фундамент находится глубоко в земле, а основание расширено к низу, что придает ей устойчивость и большую защищенность, высота строения составляет 60 метров. Башня была сооружена в 1492 году по проекту архитектора Пьетро Антонио Солари и первоначально она называлась Собакиной по фамилии бояр, имевших двор недалеко от нее. После строительства Петром Первым здания Арсенала, ее переименовали в Арсенальную. Внутри постройки имеется старинный колодец, вода которого во время осады использовалась защитниками Кремля. Воду из родника много раз пытались откачать, но сделать это было невозможно – она прибывала со скоростью 10 литров в секунду. О роднике внутри башни сложено немало легенд. Согласно одной из них, архитектор Антонио Солари умер после того, как попил воды из родника. В башне было два подземных хода и много тайников. Один подземный ход вел к Средней Сторожевой башне, а второй — к реке Неглинке, протекающей вдоль северной стены Кремля и там, где сейчас находится Александровский сад. Угловая Арсенальная башня – одна из самых красивых в Кремле. В 2015 году проведена ее реставрация, в ходе которой обновлены кирпичная кладка и белокаменный декор, шпиль и флюгер строения.

Средняя Арсенальная башня расположена напротив Александровского сада между Угловой Арсенальной и Троицкой башней. К концу XV века с северо-западной стороны Кремль был недостаточно защищен, в связи с чем, в 1495 году была возведена башня, названная Граненой из-за своего фасада, расчлененного на грани. После возведения здания Арсенала в Кремле строение получило свое современное название. В 1680-1681 годах многие Кремлевские башни были надстроены, Средняя Арсенальная также сильно преобразилась – наверху были возведены смотровая площадка и восьмигранный шатер, высота сооружения увеличилась до 38,9 метров. В 1812 году, во время пожара и отступления французского войска из Москвы, многие сооружения были разрушены. Башни Кремля, в том числе и Средняя Арсенальная, также пострадали. В послевоенное время разрушенные башни были отреставрированы под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове. После заключения Неглинки в подземную трубу на ее месте, рядом с Кремлем, по распоряжению императора Александра I создается Александровский сад. Средняя Арсенальная башня примечательна тем, что у ее подножия находится одна из достопримечательностей Александровского сада – грот, построенный в 1821 году также по проекту Бове. При его создании использовались обломки зданий, разрушенных во время войны с Наполеоном.

Кутафья башня знакома всем туристам, побывавшим в Кремле – через нее и расположенную рядом Троицкую башню осуществляется вход на территорию Московского Кремля. Рядом с Кутафьей башней находятся кассы музеев Московского Кремля, а также камера хранения, где необходимо оставить большие сумки и рюкзаки. Те, кто приобрел билеты на экскурсию в Оружейную палату или Алмазный фонд, могут войти в Кремль через Боровицкие ворота (Боровицкую башню). Из всех башен Московского Кремля Кутафья – самая маленькая, ее высота составляет всего 13,5 метров, вместе с тем, она самая большая по площади и имела важное значение — с нее велась оборона моста через реку Неглинку. Сама Кутафья башня также была хорошо защищена – с одной ее стороны протекала река, а с другой был вырыт ров и попасть в нее можно было только по мосту через ров, который во время осады Кремля поднимался. Интересно происхождение названия Кутафья башня. По одной из версий, этим именем строение было названо из-за своей формы — в далекие времена на Руси кутафьей называли полных, неуклюжих и неповоротливых женщин. По другой версии, в старину слово «кут» означало угол и укрытие, что также могло послужить присвоению имени этому оборонительному сооружению.

Троицкая башня, построенная в конце XV века по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, расположена в середине северо-западной стены Московского Кремля, напротив Александровского сада. Одновременно с ее строительством был сооружен и Троицкий мост через реку Неглинку, позже заключенную в трубу под землей. Это одна из самых красивых башен и самая большая — ее высота вместе со звездой составляет 80,8 метров. За свою историю башня называлась Богоявленской, Ризоположенской и Знаменской (по имени кремлевских соборов), затем Каретной — по имени Каретного двора, и лишь в 1658 году приобрела свое современное название. Назначение ее также менялось: В XVI – XVII веках в ее основании размещалась тюрьма, в XIX веке – архив императорского двора, а в настоящее время здесь базируется президентский оркестр. В конце XVII века, когда надстраивали многие кремлевские башни, Троицкую украсили шатром с белокаменным убранством. Герб России первоначально был установлен лишь на Спасской башне Кремля, позже самые высокие башни — Никольская, Боровицкая и Троицкая, также были украшены Двуглавыми орлами. В Советское время на вершинах этих четырех башен, а также на Водовзводной вместо Двуглавых орлов установили рубиновые звезды. Несмотря на то, что вес каждой из них около тонны, на ветру они поворачиваются благодаря специальным подшипникам. В 2015 году Троицкая башня была отреставрирована: выполнены работы по консервации белокаменных украшений, укреплению стен и шатра, очистке звезды, установленной в 1937 году, и замене поворотного механизма и ламп.

Комендантская башня, построенная под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. В нижней своей части строение не имело бойниц и окон и поэтому башня называлась Глухой, затем ее переименовали в Колымажную по названию Колымажного двора, находившегося недалеко от нее. В Колымажном дворе Кремля хранились царские повозки – колымаги и кареты, здесь также размещалась царская конюшня. Колымажный двор был упразднен в 1830 году. В XIX веке на территории Потешного двора в Кремле поселился комендант, после чего башня, расположенная недалеко от его дома, была названа Комендантской. В 1918 году было совершено покушение на Ленина, в связи с чем задержали эсерку Фанни Каплан. Павел Мальков, служивший в то время комендантом Кремля, в своих записках признался, что без суда и следствия расстрелял подозреваемую. И вот уже столетие не утихает слух о том, что ночью по башне бродит женщина с пистолетом в образе Фанни Каплан. Комендантская башня по своей форме напоминает следующую — Оружейную, но ее высота составляет 41,25 метра, что значительно больше последней.

Оружейная башня расположена на небольшой возвышенности между Комендантской и Боровицкой башей у северо-западной стены Кремля. Ее строительство в 1491 году начал Пьетро Антонио Солари, но в 1493 году архитектор умер и работы остановились. Недостроенное сооружение находилось на берегу реки Неглинки и постепенно эта место стало превращаться в заболоченную пойму, что грозило размыванию грунта Боровицкого холма и подходов к Московскому Кремлю. Итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Алоизо да Карезано) продолжил работы – под его руководством были проведены гидротехнические работы по осушению и укреплению почвы и завершено строительство. Построенная башня была названа Конюшенной, поскольку через ее ворота, можно было проехать на царский Конюшенный двор. На территории Кремля, недалеко от Конюшенной башни, находились мастерские по изготовлению драгоценной утвари, украшений и оружия, а в начале XVI века здесь возведено здание Оружейного приказа, где хранилось оружие. Современное здание Оружейной палаты построено в 1851 году по проекту Константина Тона, с этого времени Конюшенную башню стали называть Оружейной. В настоящее время Оружейная палата входит в состав Музея заповедника «Московский Кремль» и представляет посетителям более 4000 уникальных экспонатов, среди которых – драгоценные изделия, созданные в кремлевских мастерских, подарки иностранных государств, предметы, хранившиеся в Царской казне и патриаршей ризнице. Оружейная палата – это всемирно-известная сокровищница исторически значимых ценных предметов.

Боровицкая башня построена архитектором Пьетро Антонио Солари рядом с Большим Каменным мостом, недалеко от Боровицкой площади. Первоначально Боровицкая башня имела подъемный мост и решетку, закрывающую вход в Кремль в случае опасности. Строение использовалось для хозяйственных нужд — через ее ворота проходила дорога на Конюшенный и Житный двор, а в настоящее время из Боровицких ворот выезжают правительственные картежи. Раньше на этом месте находился сосновый бор, вероятно, поэтому башня и названа Боровицкой. Правда, существует другое мнение, согласно которому работы по строительству проводили жители города Боровска, по имени которого и было названо строение. На территории Московского Кремля находился один из древнейших храмов Руси – церковь Рождества Иоанна Предтечи, в честь которой в 1658 году башню переименовали в Предтеченскую, но это название не прижилось.

Для справки: В 1847 году, когда был построен новый Кремлевский дворец, по распоряжению императора Николая I, старинное здание Предтеченской церкви снесли из-за ветхости и несоответствующего вида, а сам храм перенесли в Боровицкую башню. Вместе с тем, с приходом Советской власти храм был закрыт.

В 1969 году у Боровицких ворот была предпринята попытка убить Леонида Брежнева. Террорист Виктор Ильин расстрелял одну из правительственных машин, в результате водитель был смертельно ранен, а генеральный секретарь не пострадал, поскольку ехал в другом автомобиле. Боровицкая башня имеет высоту 54 метра и это одна из четырех башен Кремля, украшенных рубиновой звездой.

Водовзводная башня расположена в конце Александровского сада, в том месте, где Кремлевская стена поворачивает к Москве-реке. Как и другие угловые башни (Беклемешевская и Угловая Арсенальная), Водозводная имеет круглое сечение. Она была построена в 1488 году под руководством архитектора Антонио Джиларди (Антона Фрязина). Первоначально башня называлась Свибловой по двору дворян Свибловых, расположенному у южной стены Кремля. Позже в ней установили водоподъемную машину, поднимающую воду из колодца в стоящий наверху огромный бак и башня получила название Водовзводной. В это же время был построен первый водопровод, по которому вода из бака подавалась к царскому дворцу, а также использовалась для полива сада. В начале XVIII века водоподъемную машину увезли в Петергоф, чтобы использовать для питания фонтанов. Водовзводная башня имеет высоту 61,45 метров, в 1937 году, как и другие самые высокие башни (Троицкая, Боровицкая и Спасская), она была украшена пятиконечной рубиновой звездой. В этом месте наша прогулка по Александровскому саду заканчивается и дальнейший путь будет проходить по набережной Москвы-реки. От места, где начинается Большой Каменный мост открывается шикарная панорама, и видны 7 башен Московского кремля, выходящие к Москве-реке.

Благовещенская башня сооружена одной из первых, предположительно, в 1480-е годы. Ее высота небольшая – всего 32,45 метров, а в основании строения сохранились известковые плиты Белокаменного Кремля XIV века. За свою историю назначение сооружения несколько раз менялось. Так, при Иване Грозном в нижней его части находилась тюрьма, сохранилось даже полуподвальное помещение для содержания заключенных. В начале XVIII века на вышке башни установили колокол, появился православный крест вместо флюгера и рядом пристроили Благовещенскую церковь. Свое имя башня получила по названию пристроенной к ней церкви, по другой же версии, она была названа в честь иконы Благовещенья, находившейся здесь некоторое время.

Рядом с башней в Кремлевской стене находились Портомойные ворота, через которые прачки проходили к Москве-реке и стирали там портки (слово «портки» означает нижнее белье). В 1932 году под руководством русского и советского архитектора Николая Виноградова Благовещенская башня была заново отстроена — старое здание разобрали, а на его месте построили новое, соответствующее первоначальному виду. Были восстановлены бойницы и флюгер, воссоздан древний фасад исторической постройки.

Для справки: В Советское время многие исторические памятники Кремля были уничтожены или перестроены. В 1933 году были снесены два храма — Благовещенская церковь и храм Спаса на Бору во внутреннем дворе Большого Кремлевского дворца.

Тайницкая башня. Для защиты Кремля со стороны Москвы-реки в центре Кремлевской стены была построена Тайницкая башня. Из всех 20-ти башен она была возведена первой и служила для обороны самой опасной в военном отношении стороны Кремля. Интересно, что архитектором сооружения стал итальянец Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди), прибывший на церемонию бракосочетания московского князя Ивана III с греческой принцессой Софией Палеолог, будущей московской княгиней. По замыслу Антона Фрязина в центральной части Кремлевской стены была сооружена башня, в которой был устроен потайной ход к Москве-реке и колодец, необходимый на случай длительной осады крепости врагом. Видимо, этот потайной ход и определил название Тайницкой башни. При строительстве Антон Фрязин впервые использовал кирпич, что стало нововведением в возведении крепости и послужило дальнейшей перестройке многих сооружений Московского Кремля. Башня имела проездные ворота и отводную стрельницу, соединенную с ней каменным мостом. Дежурившие часовые постоянно наблюдали за Москворечьем и в случае обнаружения пожара извещали об этом ударами колокола. В 1680-х годах, как и многие другие башни Московского Кремля, Тайницкая также была надстроена: был возведен четырехгранный шатер со смотровой вышкой. При Екатерине Второй в 1770-х годах в связи с планами построить величественный дворец для императрицы, Тайницкая и стоящие рядом Первая, Вторая Безымянные и Петровская башни были разобраны до основания. От строительства дворца вскоре отказались и исторические памятники были вновь воссозданы. Тайницкая башня небольшая (ее высота составляет 38, 4 метра), а примечательна она тем, что с нее до 1917 года, как и с Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, производился выстрел сигнальной пушки, сообщавший о наступлении полудня.

Первая Безымянная башня — это небольшое сооружение высотой 34,15 метра, квадратное в сечении, построенное в 1480-е годы и служившее для обороны южной стены Кремля. Первая Безымянная башня использовалась для хранения пороха и поэтому раньше называлась Пороховой. Это обстоятельство привело к тому, что во время пожара 1547 года порох взорвался, что привело к сильному ее разрушению. Постройка была заново восстановлена в ходе реконструкции Кремля в XVII веке, сооружение приобрело четырехгранный шатер с дозорной вышкой и восьмигранный купол с флюгером. Во время строительства нового Кремлевского Дворца в 1780-х годах архитектором Василием Баженовым Первая Безымянная башня была перенесена ближе к Тайницкой.

Вторая Безымянная башня — это одна из самых низких башен Московского Кремля – ее высота составляет 30,2 метра. Строение имело только оборонительное значение и была промежуточной в Кремлевской стене. В 1680-е годы, вместе с другими башнями, Вторая Безымянная была надстроена: на ее вершине был создан четырехгранный шатер и восьмигранный купол с флюгером.

Петровская башня имела важное значение для обороны южной стороны Кремля, наиболее часто подвергавшейся нападению. Также как и Первая и Вторая Безымянная, Петровская башня первоначально не имела имени, но со временем ее стали называть Петровской и Угрешской по имени Угрешского подворья митрополита Петра, на территории которого она располагалась. Высота строения совсем небольшая – после надстройки XVII века четырехгранником и куполом-шатром она достигла 27,15 метров. При отступлении Наполеона из Москвы Петровская башня была взорвана. Восстановление исторического памятника выполнил Осип Бове, прославившийся возрождением построек Кремля после войны 1812 года.

Беклемишевская башня. Последняя башня, стоящая на набережной, — это Беклемишевская или Москворецкая башня. Она является угловой и видна одновременно с Москвы-реки и с Васильевского спуска. Ее высота составляет 46,2 метра, а свое название она получила по ранее находившемуся здесь двору боярина Ивана Беклемишева. Боярин Иван Беклемишев возглавлял боярскую оппозицию, выступающую против князя Василия III. За свои выступления и колкий язык Беклемишев был казнен, а его имение вместе с башней стало служить государевой тюрьмой. Мощная постройка, созданная архитектором Марко Фрязиным (итальянское имя мастера — Марко Руффо), использовалась для защиты Кремля в самом опасном, с точки зрения обороны, месте, там, где чаще всего атаковал враг. Построенное в форме высокого цилиндра с большим числом бойниц и восьмигранным шпилем, строение предназначалась для защиты крепости со стороны переправы через Москву-реку и имело важное стратегическое значение. Рядом с башней начинается Большой Москворецкий мост. За свою историю Беклемешивская башня не подвергалась глобальной реконструкции, это одно из немногих строений Кремля, выстоявших во время войны 1812 года. Правда, в 1917 году ее верхушка была сбита снарядом, а затем восстановлена благодаря работе русского, советского архитектора и реставратора Ивана Рыльского.

Константино-Еленинская башня сооружена в 1890 году у восточной стены Кремля под руководством архитектора Петра Фрязина (настоящее имя итальянского мастера — Пьетро Антонио Солари). Постройка находилась недалеко от Тимофеевских ворот, через которые в 1380 году Дмитрий Донской отправился на Куликовскую битву. Именно поэтому башня долгое время называлась Тимофеевской и лишь в XVII веке после строительства рядом с ней церкви святых Константина и Елены была переименована в Константино-Еленинскую. Церковь святых Константина и Елены уцелела во время Отечественной войны 1812 года и пожара в Кремле, но приход к власти большевиков оказался для нее трагичным. В 1928 году под предлогом необходимости расширения Кремлевского сада храм был разобран. Это была первая уничтоженная церковь и первый утраченный памятник архитектуры на территории Московского Кремля. На Васильевском спуске подходы к Кремлевской стене не имели естественных преград и были особенно уязвимы. Необходима была защита дорог, ведущих от Кремля в Китай город, поэтому для усиления обороны была построена мощная отводная стрельница и подъемный мост через широкий ров. В XVII веке Константино-Еленинская башня утрачивает свое оборонное значение, в нижней ее части и в отводной стрельнице размещается тюрьма. А позже, в XVIII веке, подъемный мост и отводные стрельницы были разобраны, а ворота заложили кирпичом.

Набатная башня расположена напротив Собора Василия Блаженного, свое название сооружение получило по Набатному колоколу, в который ударяли дежурившие здесь дозорные в случае приближения врага или возникновения пожара. Набатный колокол был отлит талантливым мастером-литейщиком Иваном Моториным, создавшим многие церковные колокола, в том числе знаменитый Царь-колокол и колокол весом 152 пуда для Успенского собора Московского Кремля. В 1771 году по сигналу этого колокола начался Чумной бунт, усмирить народ удалось графу Орлову, фавориту императрицы Екатерины II. В наказание колокол лишился языка и 30 лет стоял беззвучным, после чего его и вовсе сняли. В настоящее время его можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля. В 70-х годах XX века фундамент сооружения дал трещину и Набатная башня начала отклоняться от вертикали. Архитекторы сумели остановить падение сооружения, вместе с тем, отклонение при высоте в 38 метров составляет около одного метра.

Царская башня – самая маленькая и необычная, она больше похожа на сказочный теремок, построенный на Кремлевской стене. Это самая поздняя постройка – ее строительство выполнено в 1680 году, когда многие башни надстраивались шатрами и куполами. Сооружение высотой всего 16,7 метров никогда не предназначалось для обороны и поэтому за свою историю ни разу не было разрушено. Почему же башню назвали Царской? А причина в том, что по народному преданию, на этом месте раньше была построена небольшая башенка Ивана Грозного, с которой он любил наблюдать за происходящим на Красной площади и за казнями на Васильевском спуске. Четыре колонны увенчаны крышей-шатром и куполом с позолоченным флюгером, украшения выполнены в виде узких поясов и белокаменной отделки. Царская башня Кремля своим сказочным нарядом передает нам образ боярских хором тех времен.

Спасская башня – самая известная башня Кремля, бой ее курантов знаком каждому жителю страны. Здесь расположены главные Святые ворота Кремля – Спасские, у которых встречали царей и провожали воинов в поход, через которые проходил каждый крестный ход. Со стороны Красной площади находилась надвратная икона Спаса Смоленского и все проходящие через ворота, независимо от веры, должны были снять головной убор и поклониться. Первоначально башня называлась Фроловской, поскольку дорога от нее вела к церкви Святых мучеников Фрола и Лавра у Мясницких ворот. При царе Алексее Михайловиче в 1658 году башня стала называться Спасской в честь надвратной иконы Спаса Смоленского. Высота строения — 71 метр, это вторая по высоте башня Московского Кремля после Троицкой, высота которой – 80 метров. Кремлевские куранты были установлены в середине XIX века. Их бой выполняют 11 колоколов, самый большой из которых звучит каждый час, а десять маленьких колоколов исполняют мелодию каждую четверть часа. Раньше Спасская башня была открывалась только для проезда служебных автомобилей и в торжественных случаях, а в настоящее время она открыта на выход, то есть туристы, побывавшие в Кремле, могут выйти через Спасские ворота.

Сенатская башня имела важное стратегическое значение для обороны Кремля со стороны Красной площади. Построена одной из первых, но почти три века строение не имело своего имени и лишь после возведения здания Сената ему присвоили современное название – Сенатская башня. В конце XVIII века во время правления Екатерины II под руководством архитектора Матвея Казакова для проведения дворянских собраний было возведено здание Сената. В Советское время в здании Сената находился рабочий кабинет В.И. Ленина, позже проводились заседания Совета Министров СССР. В настоящее время в историческом здании расположена резиденция Президента России. В 1948 году через строение был устроен проход для того, чтобы члены ЦК КПСС могли, не выходя на Красную площадь, попасть на трибуну Мавзолея и присутствовать на парадах и торжественных мероприятиях. Сенатская башня расположена за Мавзолеем Ленина, ее высота составляет 34,3 метра, автор исторического памятника — Пьтро Солари.

Никольская башня. С северо-востока Кремлевская стена не имела естественных оборонительных преград и поэтому здесь построена одна из самых высоких башен – Никольская, имевшая стрельницу с отводным мостом. Ее высота составляет 70,4 метра, а свое название строение получило в честь иконы Святого Николая, хранившейся здесь. В те далекие времена около иконы решались спорные вопросы, также считалось, что она помогает отражать атаки врага. В начале XIX века Никольская башня была перестроена в готическом стиле под руководством архитектора Луиджи Руска. На ее парапете появились две башенки, но особенно красивым, можно сказать ажурным, стал выглядеть фасад. Сохранилось предание, что во время отступления Наполеона из Москвы, французы пытались уничтожить башню и она, действительно, была сильно разрушена: ее шатер свалился, ворота упали. Выбило окна и двери из здания Сената и близлежащих построек, но икона Святого Николая не пострадала и осталась на своем месте.

«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы. Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий. А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.

Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.

Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации. В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви. Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.

История создания Успенского собора Московского Кремля

Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.

Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!

Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.

Успенский собор<br/> Московского Кремля

Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.

К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.

Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.

Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя. К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств. Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.

Годы создания Успенского собора в том виде, в каком он сохранился до наших дней: 1472 — 1479 годы. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти.

Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.

При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».

Успенский собор<br/> Московского Кремля

© Don-vip

В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.

В середине XVII века заново расписываются стены храма — за 10 месяцев художники создают около 250 сюжетных композиций, рисуя больше 2 тысяч фигур! Все они формируют основной иконостас: 69 икон помещаются в 5 рядов, и общая высота композиции достигает 16 метров.

Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.

К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.

В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.

Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.

Успенский собор<br/> Московского Кремля

Иконы

Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов. Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета. Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».

У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Расписание богослужений

Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.

Фото Успенского собора внутри

Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».

Архитектура

Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.

На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.

Успенский собор<br/> Московского Кремля

Как добраться

Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.

Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя). Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).

Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).

Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.

Панорама Успенского собора Московского Кремля:

Видео об Успенском соборе в Москве:

Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.

Из истории Успенского собора

Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.

В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин — происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV–XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви — митрополитов и патриархов.

Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911–1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.

Архитектура Успенского собора Московского Кремля

Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.

Убранство Успенского собора Московского Кремля

Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».

Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482–1515 гг. Заново храм был расписан в 1642–1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах — Житие Богоматери. В нижней части — изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.

В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.

Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, — третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.

В храме мы видим и памятники декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей — серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.

Успенский собор Московского Кремля как усыпальница

С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.

Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор Московского Кремля — уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.

В конце XV века великий князь Иван III, объединив под властью Москвы русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Старый каменный храм, заложенные ещё князем Иваном Калитой в 1326 года, был разобран, и на его месте началось строительство нового, более помпезного здания. Но творение псковских мастеров Кривцова и Мышкина оказалось технически неудачным и вскоре после завершения строительства рухнуло. Тогда Иван III пригласил для возведения храма зодчего из Италии Аристотеля Фиораванти. Архитектору было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчёркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Руси. Здание, которое и поныне украшает Московский Кремль, было возведено в 1475—1479 годах.

Успенский собор Москвы — пятиглавый храм, построенный из белого камня в сочетании с кирпичом. Первые росписи в нём были выполнены в период с 1481 по 1515 год с участием известного иконописца Дионисия. Это древнейшие образцы фресковой живописи на территории Кремля, и их фрагменты сохранились в храме до наших дней. Иконостас создан в 1653 году по заказу патриарха Никона. Собрание икон XI—XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство из них было написано в Москве, но некоторые привезли в Москву из других древних городов. Старейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери, которые были привезены в Москву из суздальского собора. На них нанесена роспись начала XV века — 20 изображений на библейские темы золотом по чёрному лаку.

В 1547 году в соборе было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором был избран царём Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор оставался местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1551 году в храме появился Мономахов трон, который теперь известен как царское место в Успенском соборе Московского Кремля. Это место, на котором восседал царь во время богослужений. Место выбрали не случайно — в правой части храма расположена положительная символика.

В 1918 году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР, а в 1922 году превращён в музей. Богослужения в нём были возобновлены в 1990 году. Они проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Но записаться на экскурсию в собор могут все желающие.