Успенский собор Ростов великий

Успенский собор в Ростове Великом, является четвертым по счету собором, построенным на этом месте. Первый собор «от древес дубовых» был заложен здесь в 991 году еще при князе Владимире, всего спустя три года после Крещения Руси. То есть, это был один из древнейших соборов на Руси. В 1314 году в Успенском соборе Ростова был крещен сын ростовского боярина Кирилла младенец Варфоломей, будущий русский святой Сергий Радонежский.

На протяжении столетий собор четыре раза горел и разрушался, но на его месте строили новый. Тот Успенский собор, что мы видим сейчас, был построен в 1508-1512 годах. Внутри он выглядит очень высоким, с повышенными арками. Внешне собор построен в стиле барокко и имеет некоторые сходства с Московским Успенским собором. В соборе сохранились росписи 1669 года, сделанные ярославскими мастерами, которые работали и над другими церквями Ростовского Кремля при митрополите Ионе Сысоевиче.

Успенский собор и звонница около стены Ростовского Кремля

Святые врата (1754 год) – вход к Успенскому собору с Соборной площади в Ростове Великом

Отдельно нужно сказать о звоннице Успенского собора. Многими признается, что звон ростовских колоколов один из лучших, среди церквей России. Звонница очень гармонично вписывается в ансамбль Соборной площади. Она была построена в 1682 году и сначала была трехпролетной.

На ней были установлены два больших колокола Полиелейный (16 тонн) и Лебедь (8 тонн), но гармоничность их звука не устраивала митрополита Иону, и он пригласил литейщика московского пушечного двора Флора Терентьева, который отлил колокол весом 32 тонны. В 1688 году для него пристроили четвертый пролет колокольни. Его звук идеально дополнил ростовскую колокольню, и митрополит Иона назвал колокол именем своего отца – «Сысой».

На звонницу Успенского собора можно подняться, и это обязательно нужно сделать, чтобы посмотреть эти колокола, а также полюбоваться видами, которые открываются на собор, а также Ростовский Кремль.

Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором. В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга — Митрополичий сад.

Главной доминантой ансамбля является Успенский собор — старейшее здание города. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII — ХIII вв. в 1508-1512 гг. Величественный объем собора, крытый по килевидным закомарам, венчает мощное пятиглавие. Внутреннюю шестистолпную конструкцию здания на фасадах выявляют пилястры довольно большого выноса. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т.п. придают облику храма особую пластическую выразительность.

успен.jpg

Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы (1652-1690 гг.), который оказал значительное влияние на формирование художественного облика этих сооружений. Так, по его замыслу около 1682 г. к юго-востоку от собора была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь» в 500 пудов. Позже, в 1688 г. мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой», в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. Он несколько нарушил стройность общей композиции соборной площади, но в то же время придал ей большую живописность. Ценно, что на звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Строительство центральной части кремлевского ансамбля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь в 50-бО-е гг., XVII в. строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в XVII в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора — Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.

Около 1670 г. вплотную с Судным приказом возводится надвратная церковь Воскресения с фланкирующими ее северный фасад двумя крепостными башнями. Этим комплексом был великолепно оформлен главный вход в митрополичий двор — Святые ворота. Облик церкви Воскресения поражает и контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами, а также большим живописным киотом. В завершении памятника использованы некоторые детали, заимствованные у стоящего напротив Успенского собора. Однако сделано это с исключительной сдержанностью.

святые.png

По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором, возведенный при митрополите Ионе примерно в 50 — начале 70-х гг. XVII в. Он с самого начала предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. До конца XVII в. корпус оставался двухэтажным. Позже надстроили третий этаж, а в конце XVIII в. здание получило новый декор в духе классицизма. Ныне лишь орнаментальный пояс, типичный для второй половины XVII в., да узкие окна первого этажа, восстановленные реставраторами 1920-х гг., напоминают о древнем облике сооружения.

В одном ряду с митрополичьими хоромами располагается комплекс Государских хором (70-80-е гг. XVII в.) или, как его еще называют, «Красная палата». Здание отличается живописной компоновкой объемов, каждый из которых завершен особой крутой кровлей. Еще большую живописность Государским хоромам придает великолепное крыльцо, увенчанное двумя шатрами. Нынешний облик Красная палата получила после капитальной реставрации, проведенной в 1960-х гг.

крас пал.png

Около 1675 г. за митрополичьими хоромами строится комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа (позже — Спаса на сенях). В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней — собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства:аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения.

Столовая или Белая палата имеет традиционную для XVI-XVII вв. одностолпную конструкцию. Интерьер хорошо освещают довольно широкие оконные проемы, украшенные так называемым «висячим каменьем». Здесь митрополит Иона устраивал торжественные трапезы.

На протяжении 70-80-х гг. XVII в. постепенно, начиная от церкви Воскресения, строятся крепостные стены и башни митрополичьей резиденции. Мастера снабдили их всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Однако богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения. Несомненно, в первую очередь она призвана была наглядно продемонстрировать величие Ростовской епархии одной из крупнейших в России.

Одновременно со стенами и башнями возводились корпуса, расположенные по периметру Г-образного в плане хозяйственного двора. В них размещались хозяйственные службы, обеспечивавшие жизнедеятельность митрополичьего дома. В корпусах между Водяной и Дровяной башнями находились сушила, пивоварня, многочисленные кладовые палаты. А по другую сторону от Дровяной башни — поварня и приспешня (пирожная), также относящаяся к 70-80-м гг. XVII в. Архитектурная обработка всех этих сооружений очень скромна. Она практически совпадает с оформлением хозяйственного корпуса, расположенного в восточной части центрального двора. Так было подчеркнуто иерархически подчиненное положение хозяйственных корпусов в общем художественном целом ансамбля.

Одной из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы стала надвратная церковь Иоанна Богослова (1683 г.) Это, пожалуй, самое совершенное произведение ионинских мастеров. Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике. Он как-бы весь устремлен вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия. Вместе с тем церковь Иоанна Богослова выглядит более нарядной и праздничной, чем предшествовавшие ей церкви кремля. В ее облике уже отсутствует противопоставление богато оформленного низа и сурового, почти аскетического верха храма.

церк.jpg

Совсем иную архитектурную обработку имеет церковь Григория Богослова (1680-е гг.) приписного, то есть целиком зависимого от митрополита Григорьевского монастыря. На первый взгляд, Григорьевская церковь своим многоскатным завершением и пятиглавием близка другим кремлевским церквам. Но мы не найдем у нее ни аркатурно-колончатого пояса, ни изразцового, ни богатых наличников.

Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692 г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля «московского барокко», распространенного в конце XVII — начале XVIII вв. Но в отличие от большинства сооружений этого направления церковь Одигитрии выглядит гораздо скромней. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль. Современная пестрая раскраска не первоначальная, а относится к более позднему времени.

оди.jpg

Итак, к концу XVII в. завершилось в общих чертах формирование архиерейского двора. Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град — горний Иерусалим.

Александр Мельник.

Ростовский Успенский собор

Ростовский Успенский собор

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в кремле г. Ростова Великого Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, Ярославская обл., г. Ростов Великий, Кремль
  • Тел: 6-41-30
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первый дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставший первой христианской церковью Ростова Великого, был, по преданию, основан первыми святителями Киевским Михаилом и Ростовским Феодором около 991 года. При нём был учрежден клир и храм стал кафедральной церковью владыки Феодора и последующих Ростовских архиереев, и усыпальницей многих из них.

С постройкой Ростовского Успенского собора также связывают сообщение Киево-Печерского Патерика, о том что, в память о своем чудесном исцелении через пояс преподобного Симона варяга, благоверный князь Владимир Мономах:

во время своего княжения , взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины и на хартии записал, где и в каком месте церкви какой праздник изображен, и все это было повторено по образцу той великой, богом ознаменованной церкви .

Также патерик указывает что Владимир Мономах подарил собору Владимирскую икону Божией Матери. В 1160 году этот храм сгорел в пожаре.

По повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен новый каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии, что послужило прославлению их в лике святых. Вскоре строительство каменной церкви было завершено. Однако, по некоторым данным, своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и храм пришлось возводить еще раз.

Новый Успенский собор был заложен князем Константином Всеволодовичем в 1213 году, а достроен при святом князе Василько в 1231 году. Лишь тогда мощи святителя Леонтия Ростовского вернулись сюда и были помещены в приделе во имя этого святителя. Князья-страстотерпцы Юрий Владимирский и Василько Ростовский, принявшие смерть от татар в 1238 году, были погребены в соборе под алтарём.

После 1253 года, когда молитвами Ростовского святителя Кирилла исцелился сын хана Беркая, тот повелел чтобы вся дань собираемая с Ростова поступала в Усенский собор. Епископ Кирилл украсил собор золотом, жемчугом, драгоценными камениями. Вскоре, когда только прибывший на Русь юный преподобный Петр Ордынский попал на службу в собор, красота убранства и благолепие богослужения в соборе поразили его и окончательно подвигли к принятию Православия. Впоследствии преподобный Петр также венчался здесь.

В 1408 году во время пожара, как свидетельствует летопись, собор «погорел со всем украшением, и иконы, и книги многие старинные, и сосуды златые и серебряные, и камения драгоценные, и священныя облачения и жемчуга сгоре, камения от пожара распадалося, и верх церковный провалися».

При этом собор оставался усыпальницей Ростовских владык, среди которых — святители Игнатий I (+ 1288), Ефрем (+ 1454), Вассиан (+ 1481).

Здание собора, дошедшее до XXI века, было построено между 1508 и 1515 годами. Трижды в Успенском соборе побывал царь Иоанн Грозный, и в то время владыка Никандр получил от него жалованную грамоту на владение многими селами, деревнями, угодьями.

6 октября 1608 года собор подвергся нападению поляков. Пан Сапега со своими отрядами, захватив город, приступил к взятию храма, в котором укрылись жители города, священники во главе с митрополитом Филаретом. Иноверцы разбили двери храма, учинили расправу над ростовцами и священниками, взяв в плен архиерея. Церковная сокровищница: золото, серебро, жемчуг, золотая и серебряная раки, оклады икон – все стало их добычей. Впоследствии, из-за похищения раки поляками, мощи святителя Лентия были положены под спудом, у южной стены придела в его честь.

Несмотря на очередное бедствие, храм как всегда вновь украсился. За его долгую историю дорогие вклады на молитвенную память делали епископы и митрополиты, великие князья и цари. Наиболее крупные вклады и благоустроения отмечены в летописях.

Владыка Иона (Сысоевич) много заботился о внутреннем убранстве соборного храма. В 1659, и в 1669-1670 годах он пригласил мастеров для росписи церкви, а в 1682-1687 годах он построил для собора колокольню, под которой была церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. Для колокольни отлили 13 колоколов, из которых самые большие были «Сысой» — 2000 пудов, «Полиелейный» — 1000 пудов, «Лебедь» — 500 пудов.

Стенопись и резной золоченый иконостас собора неоднократно поновлялись. В 1763 году стены Успенского собора были расписаны на деньги, пожертвованные императрицей Екатериной II. В конце XIX века здесь бывали высшие лица императорской фамилии, а в 1913 году государь Николай II начал знакомство с городом с посещения Успенского собора. Чудотворные мощи ростовских святых, чудотворная Владимирская-Ростовская икона Божией Матери и иные сохранявшееся тут древние образа привлекали в собор богомольцев со всей России.

После революции 1917 года собор некоторое время оставался действующим. В 1920 голу мощи святителей Ростовских Исаии и Игнатия были вскрыты для освидетельствования. С 1922 года началось изъятие ценностей, которое проводилось затем неоднократно. В 1935-1936 годах храм закрыли и использовали как склад.

В 1990 году Успенский собор был возвращён Русской Православной Церкви и вскоре стал вторым кафедральным собором Ярославской епархии.

Настоятели

  • Елевферий Колодезный (упом. ок. 2010)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Ярославской епархии:

Киево-Печерский патерик, «Слово 4. О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда,»

Тело святого Юрия впоследствии перенесено во Владимирский Успенский собор.