Устав религиозной организации

с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний — «Живоносного Источника», нижний — «Неопалимой Купины». В 1850 году архитектурный облик собора дополнила изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского. За свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь. В 1824-25 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, — деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи — Унжениных. К 1880 годам собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888-90 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры.
В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам недавно рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия, и активности верующих, храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 годах, но после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туниным.

Юридический аспект


Наталия Сергеевна СЕМЕНОВА
Кандидат юридических наук. Руководитель научно‑исследовательского гранта РГНФ «Гендерные аспекты международно-правовой защиты традиционных ценностей»

В XX–XXI веках Русская Православная Церковь была вынуждена менять устав, регулирующий приходскую жизнь. Это случилось в 1918 г., 1945 г., 1961 г., 1988 г. и 2000 г. Причиной тому становились политические изменения в стране.

Устав 1918 г.

В основе государственной политики после революции в отношении Церкви лежал принятый в январе 1918 г. Декрет СНК об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Приходской Устав 1918 г. установил состав приходского причта: священник, диакон и псаломщик. Согласно Уставу, прихожане избирали церковного старосту, на которого возлагалась забота об имуществе храма. Постоянно действующим органом управления прихода являлся приходской совет, в который входили клирики, церковный староста или его помощник и несколько мирян. Члены приходского совета избирались на приходском собрании, которое должно было проводиться не реже двух раз в год. Председателем приходского собрания и приходского совета назначался настоятель. Поместный собор вынес также «Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Помимо участия в приходских собраниях и приходских советах, они могли назначаться на должность псаломщиц (без включения в клир).

Положения Приходского устава 1918 г. во многом не удалось провести в жизнь, поскольку принятие Декрета лишило Церковь и ее членов всех прав и свобод.

Устав 1945 г.

Во время Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве улучшается, с учетом ее вклада в победу над фашистами. В 1945 г. Поместный собор принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» (Положение), в котором предусматривалось четыре органа управления приходской общиной: 20 человек, которые становились членами приходского собрания после учреждения прихода; церковный совет, ревизионная комиссия и настоятель храма. Приход регистрировался по заявлению двадцатки гражданской властью, которая предоставляла ей храм. Церковный совет и ревизионная комиссия избирались приходским собранием. Настоятель являлся председателем церковного совета и управлял приходом. Он имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью. В состав церковного совета избирались также староста, его помощник и казначей. Церковный совет заботился о содержании и имуществе храма, а также распоряжался средствами прихода.

Устав 1961 г.

В 1961 г., при давлении Н. С. Хрущева, Архиерейский Собор внес изменения в Положение, согласно которым отстранил настоятеля прихода и клир от приходского управления. Староста стал председателем приходского собрания и приходского совета, в которые входили отныне только миряне. Роль настоятеля была сведена к духовному руководству паствой. Положение с указанными изменениями было утверждено Поместным Собором в 1971 г. Данная вынужденная мера оказала негативное влияние на приходскую жизнь, в ряде случаев ее полностью разрушив.

Устав 1988 г.

Только в 1988 году новый Устав об управлении Русской Православной Церкви во многом вернул то положение приходов, которое было до 1961 г. Настоятель возвращается во главу прихода. Согласно Уставу, предусматривалось три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской совет и ревизионная комиссия. В приходской совет избирался председатель, которым мог быть и настоятель, его помощник и казначей. На приходской совет возлагалась ответственность за церковное имущество и распоряжение денежными средствами прихода. Официальные документы подписывали настоятель и председатель приходского совета. Если председателем последнего являлся настоятель, то подписывал еще казначей. Должность старосты (или, точнее, ее наименование) в Уставе не упоминалась.

С учетом изменений в политике государства в девяностых годах, менялось и положение Церкви в государстве. В 1990 году в связи с принятием закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» утратил силу Декрет 1918 г.

Ныне действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. предоставил Церкви возможность осуществлять свою деятельность в соответствии с собственной ­иерархической и институциональной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим внутренним установлениям, которые государство обязалось уважать. Государство также установило определенные налоговые и иные льготы для религиозных организаций.

Устав 2000 г.

Принятый в 2000 году Устав Русской Православной Церкви вернул традиционное приходское управление, сохранив ряд положений из предыдущих уставов. Согласно действующему Уставу органами приходского управления являются настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия.

  • Настоятель назначается епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
  • Настоятель является председателем Приходского собрания — высшего органа управления приходом.
  • Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания и подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
  • Приходской совет состоит из председателя — церковного старосты, его помощника и казначея.
  • Церковный староста, которым может быть назначен и настоятель прихода, представляет Приходской совет в деловых, финансово-хозяйственных и административных вопросах, а также в суде.
  • Все официальные документы прихода подписывают настоятель и церковный староста. Если последним является настоятель, то подписывает еще казначей.
  • Казначей исполняет роль главного бухгалтера на приходе.
  • Финансовые документы подписывают церковный староста и казначей.

На базе канонического Устава 2000 года, который является церковным документом, в 2009 году был разработан и принят на Священном Синоде Типовой устав прихода для его регистрации в качестве юридического лица (местной религиозной организации православного прихода Русской Православной Церкви) согласно Федеральному закону о свободе совести. Положения канонического Устава 2000 года нашли подробное отражение в типовом уставе, предназначенном для государственной регистрации.

Можно констатировать, что ныне действующее законодательство позволяет Церкви действовать согласно церковным нормам о приходском управлении, устанавливая определенные условия для регистрации прихода в качестве юридического лица. На сегодняшний день у Церкви больше прав и возможностей в государстве, чем в дореволюционный период. Современные отношения Церкви и государства можно сравнить с симфоническими, однако с той оговоркой, что Россия не является монорелигиозным государством, и согласно Конституции в ней не может быть установлена государственная религия((Подробнее см.: Семенова Н.С. Роль Церкви в реализации права на образование // Евразийский юридический журнал, 2015, № 11. С. 244-248.)).

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Московская епархия Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление:
    • городское: Россия, 119034, г. Москва, Чистый пер., 5
    • митрополия: Россия,140090, г. Московская обл., г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д.1, (Николо-Угрешский мужской монастырь)
  • Официальный сайт
    • городской епархии:
    • митрополии:
  • Тел.:
    • городской: (495) 637-28-40 (также факс)
    • митрополия: (499) 246-08-81; тел. 8 (495) 551-26-43 (Угрешский монастырь)
  • Каноническая территория: Москва
  • Кафедральные соборы: Храм Христа Спасителя и Елоховский Богоявленский в г. Москве
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Москва впервые сделалась архиерейской кафедрой с 1325 года, когда здесь обосновался митрополит Киевский и всея Руси святитель Петр. Митрополиты восприняли титул «Московских» с 1461 года, в связи с обособлением Русской Православной Церкви от Константинопольской. Как предстоятельская кафедра, Москва сделалась центром обширной предстоятельской области — известной как «Митрополичья,» с учреждением на Руси патриаршества в 1589 году как «Патриаршая,» а с подавлением патриаршества в 1721 году как «Синодальная.»

В первые десятилетия Синодального периода Москва не имела своего архиерея, и лишь 1 сентября 1742 года Синодальная область была упразднена, а вместо неё в Средней России учреждена Московская епархия как митрополия. При этом кафедре московского епархиального архиерея положено быть в Архангельском соборе, тогда как Большой Успенский собор Московского кремля остался «первопрестольным, верховным собором Московским и Всероссийским» . 16 июля 1744 года из состава Московской были выделены Владимирская и Костромская епархии.

В 1883 году кафедра Московской епархии была перенесена из Архангельского собора в собор Христа Спасителя.

Московский Богоявленский собор в Елохове

Московский Богоявленский собор в Елохове

В 1917 году в связи с восстановлением канонического патриаршего строя, Москва вновь становится патриаршим стольным градом, а епархия Московская — патриаршей областью, управление которой по уполономочию Всероссийских патриархов совершается патриаршими наместниками, в звании Коломенских (с 1918 года), затем Крутицких (с 1919 года).

В 1920-1940-х существовала одноименная обновленческая кафедра.

После захвата храма Христа Спасителя обновленческими раскольниками, Патриаршим и Московским кафедральным собором почитался храм Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке, затем храм Богоявления в Дорогомилове, далее — храм Покрова в Красном Селе и, наконец, храм Богоявления в Елохове.

С 1977 года управляющим Московской епархией, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы) является митрополит Крутицкий и Коломенский, резиденция которого находится в Новодевичьем монастыре города Москвы.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церковью», согласно которому: «Патриарх состоит епархиальным архиереем Московской епархии. Для облегчения Патриарха в его попечениях об общецерковных делах Московской епархией управляет по указанию Патриарха, на правах епархиального архиерея Патриарший Наместник с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского» и является постоянным членом Священного Синода по кафедре.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года принял новый «Устав Русской Православной Церкви», согласно которому: «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского». Территориальные границы управления, осуществляемого патриаршим наместником, митрополитом Крутицким, на правах епархиального архиерея, определяются патриархом Московским и всея Руси и ныне включают Московскую область исключая Москву.

Ввиду расширения и оживления церковной жизни в Московской епархии, для помощи патриарху в управлении Московской епархией в конце 2010 года были назначены викарные епископы с передачей им некоторых полномочий правящего архиерея. 27 декабря 2011 года было решено разделить город Москву на 11 поместных викариатсв: Центральное (Центральный административный округ Москвы); Южное (Южный АО); Юго-западное (Юго-западный АО); Западное (Западный АО); Северо-западное (Северо-западный и Зеленоградский АО); Северное (Северный АО); Северо-восточное (Северо-восточный АО); Восточное (Восточный АО); Юго-восточное (Юго-восточный АО); Викариатство для земель планируемых к включению в состав Москвы.

В связи с включением в состав Москвы новых территорий, выделенных из Московской области, по патриаршей резолюции от 8 февраля 2012 года эти территории поступили в прямое подчинение патриарха Московского и всея Руси.

13 апреля 2021 года из состава Московской областной епархии были выделены — Балашихинская, Коломенская, Одинцовская, Подольская и Сергиево-Посадская епархии с образованием на территории Московской области Московской митрополии, вследствие чего Московской епархия ограничилась территорией г. Москвы .

Исторические названия

  • Киевская и всея Руссии (Руси, России) (1325 — 3 мая 1461)
  • Московская и всея Руссии (Руси, России) (3 мая 1461 — 1 сентября 1742)
  • Московская и Владимирская (1 сентября 1742 — 10 марта 1748)
  • Московская и Севская (10 марта 1748 — 13 января 1764)
  • Московская и Калужская (13 января 1764 — 16 октября 1799)
  • Московская и Коломенская (16 октября 1799 — 21 ноября 1917)
  • Московская (21 ноября 1917 — ?)
  • Московская и Коломенская (упом. 1941 — 8 сентября 1943)
  • Московская (с 8 сентября 1943)

Статистика

  • 1 января 1958 — 212 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2006 — в Московской епархии находилось 724 храма и часовни, в том числе: 2 кафедральных собора, 5 мужских и 4 женских монастыря, 296 приходов и 69 монастырских храмов, 117 патриарших и 69 монастырских подворий, 7 крестильных храмов и 69 часовен. Богослужения совершаются в 585 храмах и часовнях, 122 из которых являются домовыми. В 16 храмах богослужение не возобновлено, не освобождаются прежними арендаторами 34 храма. Москва разделена на 14 благочиний — церковных территориально-административных округов .
  • 20 марта 2006 — 40 благочиннических округов, 1032 прихода; помимо этого 3 единоверческих прихода в прямом подчинении митрополиту; 1143 священнослужителей (1048 священников, 95 диаконов); 21 монастырь и 12 монастырских подворий (9 мужских с 6 подворьями, 12 женских с 6 подворьями); учебным духовным заведением епархии является Коломенская духовная семинария
  • 28 декабря 2012 (по городу Москве) — 894 храмов и часовен (из них 6 кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 18 храмов и часовен при синодальных учреждениях, 8 храмов при представительствах Православных Церквей, 22 крестильных храмов, 79 часовен, 82 храма патриарших подворий, 84 монастырских храма, 2 монастырских часовни, 475 приходских храмов, 90 храмов в стадии строительства, 26 временных храма на территориях строительства храмов по «Программе-200». 383 храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют приходские общины. 23 храма еще не освобождены прежними арендаторами); число священнослужителей за минувший год увеличилось на 146 человек (прибыло: 64 из Московской областной епархии, 21 из других епархий, 43 приняты в клир, 18 выпускников духовных школ; убыло: 4 перешли в другие епархии, 3 запрещены в священном сане, 2 лишены сана, 12 скончались)
  • 20 декабря 2013 (по городу Москве) — общее количество храмов и часовен – 958, из них: Кремлевских соборов – 6, кафедральных соборов – 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях – 18, храмов при представительствах Православных Церквей – 12, крестильных храмов – 20, приходских часовен – 48, храмов Патриарших подворий – 95, монастырских храмов – 44, монастырских часовен – 4, приходских храмов – 278, храмов в стадии строительства – 142, часовен в стадии строительства – 4, надвратные храмы – 5, храмов при светских учреждениях – 164, часовен при светских учреждениях – 29, монастырских подворий – 10, временных храмов – 43, временных часовен – 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. В 2013 году прибыло 166 священнослужителей (из них 32 – выпускники духовных школ, 53 – рукоположены из церковнослужителей, 39 -приняты из других епархий, 42 — направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри); убыло: 36 (14 перешли в другие епархии, 6 – почислены за штат, 7 — запрещены в священном сане, 1 – лишен сана, 8 человек скончалось) .

Архипастыри

Предстоятельская кафедра

    • См. первосвятителей Киевской митрополии Константинопольской Православной Церкви, затем Русской Православной Церкви

Московская епархия

  • Иосиф (Волчанский) (1 сентября 1742 — 10 июня 1745)
    • Платон I (Малиновский) (10 июня 1745 — 14 апреля 1748) в/у, еп. Крутицкий
  • Платон I (Малиновский) (14 апреля 1748 — 14 июня 1754)
    • Свт. Иларион (Григорович) (14 июня 1754 — 25 января 1758) в/у, еп. Крутицкий
  • Тимофей (Щербацкий) (22 октября 1757 — 18 апреля 1767)
    • Амвросий (Зертис-Каменский) (18 апреля 1767 — 18 января 1768) в/у, еп. Крутицкий
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (18 января 1768 — 16 сентября 1771)
    • Геннадий (Драницын) (16 сентября 1771 — ?) в/у, еп. Суздальский
    • Самуил (Миславский) (? — 20 января 1775) в/у, еп. Крутицкий
  • Платон II (Левшин) (20 января 1775 — 13 июня 1811)
    • Августин (Виноградский) (13 июня 1811 — 19 февраля 1818) в/у, Дмитровский
  • Августин (Виноградский) (19 февраля 1818 — 3 марта 1819)
    • Лаврентий (Бакшевский) (3 марта — 15 марта 1819) в/у, еп. Дмитровский
  • Серафим (Глаголевский) (15 марта 1819 — 29 июня 1821)
  • Свт. Филарет (Дроздов) (3 июля 1821 — 19 ноября 1867)
  • Свт. Иннокентий (Вениаминов) (5 января 1868 — 31 марта 1879)
    • Амвросий (Ключарев) (31 марта — 8 апреля 1879, 9 — 27 июня 1882) в/у, еп. Дмитровский
  • Макарий (Булгаков) (8 апреля 1879 — 9 июня 1882)
    • Амвросий (Ключарев) (9 — 27 июня 1882) в/у, еп. Дмитровский
  • Свт. Иоанникий (Руднев) (27 июня 1882 — 17 ноября 1891)
  • Леонтий (Лебединский) (17 ноября 1891 — 1 августа 1893)
    • Александр (Светлаков) (1 — 9 августа 1893) в/у, еп. Дмитровский
  • Сергий (Ляпидевский) (9 августа 1893 — 11 февраля 1898)
  • Сщмч. Владимир (Богоявленский) (21 февраля 1898 — 23 ноября 1912)
    • Трифон (кн. Туркестанов) (26 апреля — 26 июня 1910) в/у, еп. Дмитровский
    • Василий (Преображенский) (ноябрь 1912 — 23 декабря 1912) в/у, еп. Можайский
    • Трифон (кн. Туркестанов) (1 июня — 1 сентября 1914) в/у, еп. Дмитровский
  • Свт. Макарий (Невский) (25 ноября 1912 — 20 марта 1917)
    • Иоасаф (Калистов) (20 марта — 21 июня 1917) в/у, еп. Дмитровский
  • Свт. Тихон (Белавин) (23 июня 1917 — 21 ноября 1917)

Предстоятельская кафедра

    • См. предстоятелей Русской Православной Церкви
    • Алексий (Готовцев) (февраль — май 1926) в/у, еп. Серпуховский
    • Серафим (Силичев) (28 августа 1926 — июль 1927) в/у, еп. Подольский

Управляющие епархией за исключением города Москвы

    • С 11 июня 1977 — см. преосвященных Крутицкой епархии

Викарные епархии

  • Викариатства г. Москвы
    • Центральное
    • Южное
    • Юго-западное
    • Западное
    • Северо-западное
    • Северное
    • Северо-восточное
    • Восточное
    • Юго-восточное
    • Новых территорий Москвы
  • Балашихинская (ныне самостоятельная)
  • Богородская (недейств.)
  • Бронницкая
  • Верейская
  • Видновская
  • Владимирская (ныне самостоятельная)
  • Волоколамская
  • Воскресенская
  • Вышегородская (недейств.)
  • Дмитровская (недейств.)
  • Домодедовская
  • Дубнинская
  • Егорьевская
  • Зарайская
  • Звенигородская
  • Зеленоградская
  • Истринская
  • Каширская
  • Клинская
  • Коломенская (ныне самостоятельная)
  • Красногорская (недейств.)
  • Крутицкая
  • Луховицкая
  • Люберецкая (недейств.)
  • Можайская
  • Мытищинская
  • Наро-Фоминская
  • Ногинская (см. Богородская) (недейств.)
  • Одинцовская (ныне самостоятельная)
  • Озерская
  • Орехово-Зуевская (недейств.)
  • Павлово-Посадская (недейств.)
  • Подольская (ныне самостоятельная)
  • Раменская
  • Рузская
  • Севская (ныне Орловская (ныне самостоятельная)
  • Сергиево-Посадская (ныне самостоятельная)
  • Сергиевская (недейств.)
  • Серпуховская
  • Солнечногорская
  • Троицкая
  • Шатурская (недейств.)

Монастыри

В пределах епархии расположены следующие ставропигиальные монастыри:

  • Московский Алексеевский (женский)
  • Московский Андреевский (мужской)
  • Московский Богородице-Рождественский (женский)
  • Московский Высокопетровский (мужской)
  • Московский Данилов (мужской)
  • Московский Донской (мужской)
  • Московский Заиконоспасский (мужской)
  • Московский Зачатьевский (женский)
  • Московский Иоанно-Предтеченский (женский)
  • Московский Новодевичий (женский)
  • Московский Новоспасский (мужской)
  • Московский Покровский (женский)
  • Московский Сретенский (мужской)
  • Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женская)

Недействующие монастыри:

  • Московский Богоявленский (закрыт в 1918)
  • Московский Знаменский (закрыт в 1929)
  • Московский Крестовоздвиженский (упразд. в 1814)
  • Московский Симонов (закрыт в 1920-х)
  • Московский Страстной (закрыт в 1919, снесен в 1937)
  • Московский Чудов (закрыт в 1919, снесен в 1930)

Учебные заведения

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Общецерковная аспирантура и докторантура
  • Московская духовная академия
  • Московская духовная семинария
  • Перервинская духовная семинария
  • Сретенская духовная семинария

Использованные материалы

  • Страницы сайта Русское Православие:
  • Статья Справочника РПЦ 2000-2004.
  • Страница портала Иерархия церквей:

Дурново. Иерархия…, т. II, с. 215.

Журнал №4 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля 2021 года // официальный сайт Русской Православной Церкви,

Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

По данным справочника «Православная Москва» на 2006 год

«Святейший Патриарх Кирилл огласил статистические данные о церковной жизни Москвы,» 28 декабря 2012, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 года», официальный сайт Московского Патриархата :

Так по . По — до 19 июня.

21 июня — избран Московским епархиальным съездом духовенства и мирян. Встречается также дата 13 августа. См.