В благости

благой I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. благо́й благо́е блага́я благи́е
Рд. благо́го благо́го благо́й благи́х
Дт. благо́му благо́му благо́й благи́м
Вн. одуш. благо́го благо́е благу́ю благи́х
неод. благо́й благи́е
Тв. благи́м благи́м благо́й благо́ю благи́ми
Пр. благо́м благо́м благо́й благи́х
Кратк. форма бла́г бла́го блага́ бла́ги

благо́й

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3b/c~.

Корень: -благ-; окончание: -ой.

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. хороший, добрый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. благополучный, счастливый ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. добрый, хороший

Антонимы

  1. злой, дурной, плохой; неблагой

Гиперонимы

  1. хороший

Гипонимы

  1. всеблагой

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: благо, благость
  • прилагательные: блаженный, блажной

Список всех слов с корнем «благ-/блаж-«

  • существительные: благо; благость, блаженство, блажь; благовест, благовестие, благовестье, благовидность, благовоние, благоглупость, благодарение, благодаренье, благодарность, благоденствие, благодетель, благодетельница, благодетельность, благодеяние, благодеянье, благодушие, благодушье, благонамеренность, благообразие, благообразье, благопожелание, благопожеланье, благополучие, благополучье, благоприобретение, благоприобретенье, благорасположение, благорасположенье, благосостояние, благосостоянье, благотворитель, благотворительница, благотворительность, благотворность, благоутробие, благоутробье, неблаговидность, неблагодарность, неблагонамеренность, неблагообразие, неблагообразье, неблагополучие, неблагополучье, неблаготворность
  • прилагательные: благой, благостный, блаженный, блажной; неблагой; благовидный, благовонный, благодарный, благодушный, благожелательный, благонадёжный, благонамеренный, благообразный, благополучный, благоприобретённый, благословенный, благотворительный, благотворный, благоутробный, всеблагой, неблаговидный, неблаговонный, неблагодарный, неблагодушный, неблагожелательный, неблагонадёжный, неблагонамеренный, неблагообразный, неблагополучный, неблаготворительный, неблаготворный, неблагоутробный
  • глаголы: благоденствовать; благодарить, поблагодарить; благодарствовать; благоприятствовать; благотворить; ублажать, ублажить
  • наречия: благостно, блаженно, блажно; благодарно, благодушно, благожелательно, благообразно, благословенно, благотворно, неблагодарно, неблагожелательно, неблагообразно, неблаготворно

Этимология

Происходит от сущ. благо, из праслав. *bòlgъ «хороший», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. *бологъ, ст.-слав. благъ, русск. благо, благой (церк.-слав. заимств.), укр. бо́лого, болг. благо́ «еда, запретная во время поста», сербохорв. бла̑г «благой, хороший», сербохорв. бла̑го «имущество; деньги; домашний скот», словенск. blȃg «благородный», словенск. blagȏ «имущество; скот», чешск. blahý «блаженный», чешск. blaho, blaze «хорошо», польск. błogi «блаженный; приятный», н.-луж. błožki «блаженный»; восходит к праиндоевр. *bhalgh- «хороший». Вероятно, родственно авест. bǝrǝǰayeiti «призывает, поклоняется», авест. bǝrǝẋđa- «желанный, дорогой, ценный», bǝrǝg- ж. «религиозный обычай, обряд», др.-инд. bŕ̥haspátiḥ «господин молитвы». Следует отказаться ввиду фонетических трудностей также от сопоставления бо́лого и большо́й, ст.-слав. болии. Если бы можно было предположить для слав. *bolgъ знач. «прекрасный, лучезарный», то мы могли бы допустить родство с лат. fulgor «блеск, сверкание, сияние», flagrō «горю, пылаю, накаляюсь», которое сопоставляется с др.-инд. bhárgas «лучезарный блеск», bhŕ̥gavas мн. ч. «полубожества — воплощения молнии», греч. φλέγω «горю». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • благая весть
  • благими намерениями вымощена дорога в ад
  • благое дело
  • благое намерение
  • избрать благую часть

Перевод

связанный с благом, добром, приносящий, творящий благо, добро

  • Английскийen: good
  • Корейскийko: 좋다

Библиография

  • 1. Благой // Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К. С. Горбачевич, А. С. Герд. — М., СПб. : Наука, 2004—. — ISBN 5-02-033660-2.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

благой II

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. благо́й благо́е блага́я благи́е
Рд. благо́го благо́го благо́й благи́х
Дт. благо́му благо́му благо́й благи́м
Вн. одуш. благо́го благо́е благу́ю благи́х
неод. благо́й благи́е
Тв. благи́м благи́м благо́й благо́ю благи́ми
Пр. благо́м благо́м благо́й благи́х
Кратк. форма бла́г бла́го блага́ бла́ги

благо́й

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3b/c~.

Корень: -благ-; окончание: -ой.

  • МФА:
    (файл)

  1. устар. и рег. сумасбродный, взбалмошный; блажной ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. устар. и рег. плохой, дурной ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

  1. блажной, взбалмошный

Ближайшее родство

  • существительные: благо, благость; блажь
  • прилагательные: блаженный, блажной

Список всех слов с корнем «благ-/блаж-«

  • существительные: благо; благость, блаженство, блажь; благовест, благовестие, благовестье, благовидность, благовоние, благоглупость, благодарение, благодаренье, благодарность, благоденствие, благодетель, благодетельница, благодетельность, благодеяние, благодеянье, благодушие, благодушье, благонамеренность, благообразие, благообразье, благопожелание, благопожеланье, благополучие, благополучье, благоприобретение, благоприобретенье, благорасположение, благорасположенье, благосостояние, благосостоянье, благотворитель, благотворительница, благотворительность, благотворность, благоутробие, благоутробье, неблаговидность, неблагодарность, неблагонамеренность, неблагообразие, неблагообразье, неблагополучие, неблагополучье, неблаготворность
  • прилагательные: благой, благостный, блаженный, блажной; неблагой; благовидный, благовонный, благодарный, благодушный, благожелательный, благонадёжный, благонамеренный, благообразный, благополучный, благоприобретённый, благословенный, благотворительный, благотворный, благоутробный, всеблагой, неблаговидный, неблаговонный, неблагодарный, неблагодушный, неблагожелательный, неблагонадёжный, неблагонамеренный, неблагообразный, неблагополучный, неблаготворительный, неблаготворный, неблагоутробный
  • глаголы: благоденствовать; благодарить, поблагодарить; благодарствовать; благоприятствовать; благотворить; ублажать, ублажить
  • наречия: благостно, блаженно, блажно; благодарно, благодушно, благожелательно, благообразно, благословенно, благотворно, неблагодарно, неблагожелательно, неблагообразно, неблаготворно

Происходит от сущ. благо, из праслав. *bòlgъ «хороший», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. *бологъ, ст.-слав. благъ, русск. благо, благой (церк.-слав. заимств.), укр. бо́лого, болг. благо́ «еда, запретная во время поста», сербохорв. бла̑г «благой, хороший», сербохорв. бла̑го «имущество; деньги; домашний скот», словенск. blȃg «благородный», словенск. blagȏ «имущество; скот», чешск. blahý «блаженный», чешск. blaho, blaze «хорошо», польск. błogi «блаженный; приятный», н.-луж. błožki «блаженный»; восходит к праиндоевр. *bhalgh- «хороший». Вероятно, родственно авест. bǝrǝǰayeiti «призывает, поклоняется», авест. bǝrǝẋđa- «желанный, дорогой, ценный», bǝrǝg- ж. «религиозный обычай, обряд», др.-инд. bŕ̥haspátiḥ «господин молитвы». Следует отказаться ввиду фонетических трудностей также от сопоставления бо́лого и большо́й, ст.-слав. болии. Если бы можно было предположить для слав. *bolgъ знач. «прекрасный, лучезарный», то мы могли бы допустить родство с лат. fulgor «блеск, сверкание, сияние», flagrō «горю, пылаю, накаляюсь», которое сопоставляется с др.-инд. bhárgas «лучезарный блеск», bhŕ̥gavas мн. ч. «полубожества — воплощения молнии», греч. φλέγω «горю». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

  • благим матом
    • кричать благим матом

сумасбродный, взбалмошный; блажной

  • 2. Благой // Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К. С. Горбачевич, А. С. Герд. — М., СПб. : Наука, 2004—. — ISBN 5-02-033660-2.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Примеры употребления слова благость в литературе.

Тот рухнул наземь и заголосил: — О всеблагой фараон, благостью своей веселящий Осириса, гневом же устрашающий Апопа, мудростью же поражающий.

Отличаются друг от друга единое и единство: одно являет собой нечто превосходящее, а другое свойственное ему качество, как, к примеру, белое и белизна, благое и благость.

Если Божественное Провидение проявляет все это по чистой Благости, то потому, что самая Божественная Сущность есть чистая Любовь, и Любовь эта действует Божественною Мудростию, какое действие именуется Божественным Провидением.

Но отцы церкви разумно положили в зримом изображении являть Вседержителя и ангелов его, яко и аз в зримом явлении текущего мира явил благость братнего согласия князей суздальских!

Как ни восхищался Сван фигурами Джотто, мне в течение долгого времени не доставляло ни малейшего удовольствия смотреть в классной, где были развешаны копии, которые он мне привез, на эту Благость без благости, на Зависть, похожую на иллюстрации из медицинской книги, где показано сжатие голосовой щели или язычка вследствие опухоли на языке или введения хирургического инструмента, на Справедливость, чье неприметное, невзрачное в своей правильности лицо смахивало на лица иных миловидных жительниц Комбре, богомольных, необаятельных, которых я видел в церкви и которые давно уже были зачислены в запасные войска Несправедливости.

Все вздор с сего мгновенья в мире смертных: И честь и благость мертвы, и всей жизни Исцежено вино, и только дрожди В подвале дуются.

А будучи таковым и из-за этого стремясь к созданию человеческой природы, Он показал силу Своей благости не наполовину — дав что-нибудь из присущего Ему, но завистливо отказав в причастии Себе.

И опять, по причине многообразных нам даров благодати, какие от богатства благости, по многоразличной Своей премудрости, подает требующим, Писание обозначает Его тысячами других именований, называя то Пастырем, то Царем, и также Врачом, и Его же именуя Женихом, Путем, Дверью, Источником, Хлебом, Секирою, Камнем.

А до тех пор, Трим, будем уповать на благость и нелицеприятие вседержителя, на то, что если мы исполняли свой долг на этом свете, — у нас не спросят, в красном или в черном кафтане мы его исполняли.

Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

Их протряхивало мимо вознесенных на столбы колес, где кое-где дотлевали останки казненных преступников, лишенных благости погребения.

Неизвестно, заглядывал ли Карпов в собор Светицховели, но он был не только петербургским журналистом, сомнительной столичной штучкой, прихлебателем на пиру небожителей, но и загадочным, многослойным, непрозрачным, со всякой всячиной русским человеком, он не удивился, не отпрянул, принял вопрос как должное, хотя, может, и не с того конца, и заерничал в ответ витиевато: — Смиренным и кротким духом открывает Иисус благость очей своих и сладостный вертоград божественного милосердия.

Эта страсть является адским божеством, которое святотатственно требует от человека, взамен страшного могущества, уничтожения всех благородных стремлений, всех лучших сторон души, всех инстинктов добра, какими Господь отечески наделил свое создание в своей великой благости и вечной премудрости.

Признаки благости, сострадания, готовности помочь воспринимаются боязливо, как козни, как преддверие ужасного исхода, как обман и хитрость — словом, как утончённая злоба.

Ибо наш бог есть абсолютно бесконечная, полностью актуальная сила, которая, желая по благости своей природы явить себя разнообразным светам, так называемым теофаниям, и во всех светах делает известными богатства сияния своей славы10.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Благостный человек — это тот, который не зависит от момента, когда начнется его семейная жизнь. Он просто отрабатывает свою карму и все. Он находится с близкими людьми, которые для него уже стали чужими, потому что они живут неправильно. Но он их не трогает, он хочет, чтобы они стали близкими и знает, как это делать. Он никогда не третирует их и не требует от них ничего. И если они ему запрещают что-то делать, то он это делает так втихаря, чтобы не было заметно. Но благостный человек все равно делает так как надо, и близкие люди потом успокаиваются постепенно, потому что они видят, что от этого ничего плохого не происходит.

Если жена встает рано, ну и пусть встает, она дурочка у меня, ничего не сделаешь. Зато убирает все вокруг, готовит вовремя все, покушать можно. Ведь человек благостный все делает для семьи, старается для семьи, не для себя. Поэтому близкие люди принимают это. Даже если он живет не так, но он для семьи это делает, и все равно принимают поэтому.

Но стать благостным человеком очень сложно, большинство людей — лицемеры. Они встают на этот путь благости, и они думают: «Надо менять близких». И они начинают их третировать и думают, что они такие благостные, такие возвышенные, что имеют право третировать свою судьбу. Но судьба на самом деле в этом случае третирует их. Если человек неправильным путем идет, что происходит? Он встал на путь благости, вместо того, чтобы у него семья лучше стала, она у него разваливается. Вместо того, чтобы его родственники полюбили, они его начинают ненавидеть. Вместо того, чтобы у него жизнь изменилась в лучшую сторону, на работе повысили, его наоборот сокращают. Почему? Потому что он выпендривается своей благостью, которой у него, кстати, еще нет. Потому что когда у человека благость появляется, он не выпендривается. В этом заключается критерий. Он так тихонько живет, что все радуются ему вокруг.

У меня есть один знакомый в Краснодаре, мужчина моего возраста где-то, он выбрал правильный путь. Он начал правильно относиться к людям, работать над собой, и он работал на одном предприятии, и сейчас работает. И люди увидели, что он очень хороший человек. Они его что-то спрашивают, они знают, что он знает больше, он не выпендривается, говорит им столько, сколько нужно для того, чтобы они поняли, заботится о них. Его начали уважать, сделали мастером цеха. Потом некоторые из этого цеха начали интересоваться, как же он таким стал, почему он такой хороший. Он начал им рассказывать, как жить правильно, понемножку давал им знания. И постепенно весь цех его преобразился. Там, конечно, работают и люди, которые не следуют этому, но они уважают, они видят, что хорошие люди это, у них есть уважение, коллектив начал меняться. Все поменялось на работе у этого человека. Есть у меня и те знакомые, которые поменяли свою семью. Точно так же, спокойно работая над собой, потихоньку все поменялось. Это благостные люди. Они не выпендриваются никогда.

Но есть такая категория людей, которые «встали на правильный путь». Они приходят домой и говорят: «Мяса в моем доме не должно быть. Все выбрасываем, мясоеды проклятые, трупиков едим». Все вышвыривают мясо. Сын ненавидит, жена ненавидит его, начинается война холодная дома. Кто побеждает? Никто, семья разваливается. Потому что в этой войне никогда не будет победителя. Потому что, если благостный человек стал гордым, то все разрушается вокруг. Потому что гордым имеет право быть только страстный и невежественный человек. Если благостный человек стал гордым, начал гордиться своим знанием, пренебрегать людьми окружающими, ненавидеть их, злиться на них, это значит, что он является главным разрушителем. Он разрушает все вокруг больше, чем все остальные. И он является вредителем больше, чем все остальные. Почему? Потому что благостный человек должен показывать пример смирения, он должен научиться терпеть. И терпение вызывает восторг у людей, они меняют себя, меняют свою жизнь.

Но я вам скажу по секрету одну вещь. Что когда вы послушаете эту лекцию и начнете жить правильно, то первое, что в вас появится, это гордость за себя такую хорошую, такого хорошего. Потому что для того, чтобы стать благостным человеком, надо сдать экзамен судьбы. Когда человек начинает правильно относиться к тому, что он гордится собой, он это чувствует, понимает, у него жизнь рушится, он принимает правильный путь. Большинство людей совершают благочестивые поступки с целью, опять же, сделать себя счастливым, это страстная цель. Большинство людей встают на благостный путь для того, чтобы стать счастливым, сделать себя счастливым, это страстный путь. И у них всегда получается одно и тоже. Они начинают гордиться собой и рушат свои отношения, говорят: «Нет, этот человек мне не подходит для благостной жизни, мне нужен другой». И такой этот человек бросает семью, говорит: «Она в невежестве ползает, пускай они все живут в невежестве». Находит себе такого же гордого человека страстного, который ведет «благостный образ жизни», и два этих гордых человека встречаются потом, создают семью. Еще хуже получается. Потому что до этого в семье хоть какие-то были отношения родственные, а у этих гордых людей вообще родственных отношений не будет, потому что они будут сражаться друг с другом за принципы. Они будут доказывать друг другу, как правильно жить.

Потому что правильно жить по-женски всегда отличается от правильно жить по-мужски. Правильно жить по-женски означает: нужно нежные отношения строить, в благости, нужно заботиться, ухаживать друг за другом, по-женски означает благостно. А по-мужски благостно означает: нужно аскезы совершать, рано вставать и все прочее. И они никогда не сойдутся, они будут воевать все время. Почему? Потому что если у человека идея стоит выше человека, значит он в страсти, он лицемер. Он находится в страсти, но делает вид, что он благостный. Он не поменял концепцию внутреннего счастья, он еще никому не служит, он кроме себя никому не служит. Просто он использует для достижения своей страстной цели благостные принципы, такой человек. Его семья в результате разваливается как карточный домик, опасная ситуация.

Фанатики — это и есть такие люди. Кто такие фанатики религиозные? Это как раз вот эти люди. Они хотят для себя счастья, но используют религию для того, чтобы всем доказать, что я лучше. «Моя вера лучше» — они говорят. Если у тебя вера лучше, значит стань лучше. Стань таким человеком, чтобы все были счастливы рядом с тобой, и это будет означать, что твоя вера лучше. А если ты издеваешься и ненавидишь над всеми и терроризируешь другие веры, только потому, что твоя вера лучше, то это значит, что ты не знаешь, что такое вера. Потому что если человек верит, он очищается и становится как благоухающий цветок, который несет всем только один аромат. Как цветок доказывает, что он лучше? Он пинки всем дает, нет? Цветок доказывает, что он лучше тем, что он лучше пахнет. Только с помощью любви можно доказать, что твоя вера лучше, ненависть здесь не поможет. Но все страстные люди, которые начали использовать благость в своих корыстных целях, для того, чтобы себе счастливую жизнь сделать, все они фанатики. И они все разваливают вокруг себя в своей жизни. В этом и заключается проблема. И быть не фанатиком очень сложно. Для этого надо действительно на благостный путь стать.