В горах кавказа

Аннотация:
В основу этого не совсем обычного произведения легли дневниковые записи современного монаха-подвижника, более 30 лет (с конца 50-х и до начала 90-х годов) подвизавшегося в горах Кавказа. Насыщенная опасностями и происшествиями жизнь отшельников, несмотря на абсолютную достоверность описываемых событий, напоминает читателю приключенческий роман, своего рода робинзонаду, хотя, безусловно, автор вовсе не ставил перед собой подобной цели, но просто записывал в свой дневник то, что происходило в духовной жизни монахов-пустынников и, конечно, все, с чем приходилось встречаться на столь необычном и опасном в советское время пути древнейшего аскетического подвига.При всей документальной и фактической ценности книги совсем не лишними будут разумная осторожность и рассудительность при чтении, так как не всегда предлагаемые автором мнения и оценки событий (и в особенности подвигов и духовных состояний героев повествования) однозначно согласуются со взглядами и опытом святых отцов-аскетов, изложенными в их писаниях.

Жизнь монахов

Полные сутки разделяются в монастырях на три восьмичасья, каждое из которых отводится молитве, работе и отдыху.

Молитва

«…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Монашеская молитва бывает общей и личной. Общую молитву монахи возносят все вместе во время различных служб в главном храме и часовнях. Наиболее известными общими молитвами являются вечерня, повечерие, полунощная, заутреня и божественная литургия, продолжительность которых увеличивается во время разных праздников и особенно всенощных. Почти все службы происходят ночью, когда миряне отдыхают или развлекаются.

Афонские монахи особо почитают Богородицу, которая, как было сказано выше, считается единственной владычицей Святой Горы. Основу личной молитвы составляет краткая (монологическая) мольба: «Господи Иисусе Христе. помилуй меня». Неоднократно используются при этом и четки.

Работа

В саду

В монастырях монахи, число которых в настоящее время достигает около 1700, занимаются разного рода работами, которые возлагают на них проистамены. Таковыми являются забота об отправлении культа и сохранности регалий, обслуживание братьев и паломников и т.п. Следует отметить, что довольно ограниченное число монахов в большинстве святогорских монастырей непропорционально значительному числу работ, и зачастую один монах вынужден выполнять две, а то и более таковых. Поэтому многие монастыри вынуждены принимать на работу, главным образом за пределами монастыря, мирян.

Укажем некоторые из монашеских служб:

Привратник проживает в специальной комнате внутри больших монастырских ворот. Он тщательно проверяет разрешение на пребывание в монастыре различных посетителей и отводит их в архонтарик (гостевые покои).

Архонтарь предоставляет паломникам еду и заботится об их ночлеге. Иногда ему помогает еще один монах – параархонтарь.

Звонарь ударяет в било или звонит в колокол, оповещая о церковных службах и праздниках.

Церковник (причетник) ответствен за подготовку храма к службе.

Трапезная

Виматарь хранит святые мощи в Святом Алтаре и извлекает их для паломников, желающих поклониться им.

Типикарь прислуживает при обрядах в храме и указывает певчим тропари и отрывки из Святого Писания.

Чтец читает отрывки из Святого Писания в храме и за общей трапезой.

Трапезник несет ответственность за трапезу и подготовку к ней.

Повар готовит еду на монастырской кухне. Пекарь печет хлеб в печи.

Дохиар заведует закромами.

Брат милосердия ухаживает в больнице за больными монахами.

Ловля рыбы

Гироком ухаживает за стариками, которые больше не могут работать и передвигаться без посторонней помощи. Больница и приют для престарелых находятся в одном здании.

Библиотекарь хранит ключи от библиотеки, за которую несет ответственность.

Ризничий избирается для ризницы, в которой в основном и хранятся

монастырские сокровища. Обычно в монастырях есть по нескольку ризничих, каждый из которых имеет свой особый ключ.

Синодикарь несет ответственность за синодикон, в котором собираются на заседания проистамены монастырей.

Просмонарь заботится о чудотворной иконе Богородицы и ее часовне, поет молитвы и принимает подношения от паломников.

Ворданарь заботится о конюшне и скотном дворе.

Арсанарь постоянно проживает на пристани (арсане) или приходит туда в случае той или иной надобности и получения заказов для монастыря.

Питание

Монастырская трапеза

Питание афонских монахов в целом очень скромное и ограничено в основном хлебом, растительным маслом, вином, маслинами, бобовыми и овощами. Отшельникам, обитающим в Пустыне, приносят или оставляют еду прохожие обычно сухой хлеб и маслины.

В афонских монастырях сохранился старинный обычай оказывать всем приходящим сюда гостеприимство. Многие паломники и рабочие, особенно в летние месяцы, получают на Афоне кров и еду бесплатно.

В основу этого не совсем обычного произведения легли дневниковые записи современного монаха-подвижника, более 30 лет (с конца 50-х и до начала 90-х годов) подвизавшегося в горах Кавказа. Насыщенная опасностями и происшествиями жизнь отшельников, несмотря на абсолютную достоверность описываемых событий, напоминает читателю приключенческий роман, своего рода робинзонаду, хотя, безусловно, автор вовсе не ставил перед собой подобной цели, но просто записывал в свой дневник то, что происходило в духовной жизни монахов-пустынников и, конечно, все, с чем приходилось встречаться на столь необычном и опасном в советское время пути древнейшего аскетического подвига.

При всей документальной и фактической ценности книги совсем не лишними будут разумная осторожность и рассудительность при чтении, так как не всегда предлагаемые автором мнения и оценки событий (и в особенности подвигов и духовных состояний героев повествования) однозначно согласуются со взглядами и опытом святых отцов-аскетов, изложенными в их писаниях.