В ипостасях

ИПОСТА́СЬ (от греч. ὑπόστασις – под­став­ка, ос­но­ва­ние, сущ­ность), тер­мин позд­не­ан­тич­ной фи­ло­со­фии и один из важ­ней­ших тер­ми­нов хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, обозначающий одно из трёх Лиц Пресвятой Троицы. Впер­вые вве­дён По­си­до­ни­ем в зна­че­нии еди­нич­но­го ре­аль­но­го бы­тия; в пе­ри­па­те­тич. тра­ди­ции – си­но­ним «пер­вой сущ­но­сти» «Ка­те­го­рий» Ари­сто­те­ля. Упот­реб­ле­ние сло­ва «И.» в цер­ков­ной дог­ма­ти­ке свя­за­но в пер­вую оче­редь с дея­тель­но­стью кап­па­до­кий­ских от­цов (Ва­си­лий Ве­ликий, Григорий Богослов и Григорий Нисский). В вост. бо­го­сло­вии на­чи­ная с 3 в. (Ори­ген) по­ня­тие И. ис­поль­зо­валось в раз­ных смыс­лах в кон­тек­сте уче­ния о Трои­це, оз­на­чая то раз­ли­чие трёх Лиц, то их сущ­но­ст­ное един­ст­во. При­чи­ной этой не­оп­ре­де­лён­но­сти бы­ло от­сут­ст­вие чёт­кой тер­ми­но­ло­гич. диф­фе­рен­циа­ции «И.» (лат. substantia) и «сущ­но­сти» (греч. οὐσία , лат. substan­tia, essentia), про­ис­те­каю­щей из бли­зо­сти этих слов в обы­ден­ном и фи­лос. язы­ках. У свт. Афа­на­сия Ве­ли­кого и на Алек­сан­д­рий­ском со­бо­ре 362 эти сло­ва упот­реб­ля­лись в оди­на­ко­вом смыс­ле. В три­ни­тар­ных спо­рах кап­па­до­кий­ские от­цы впер­вые по­пы­тал­ись пре­одо­леть край­но­сти ари­ан­ст­ва и са­вел­ли­ан­ст­ва с по­мо­щью стро­го­го тер­ми­но­ло­гич. раз­ли­чения «И.» и «сущ­но­сти». В фор­му­ле «од­на сущ­ность – три ипо­ста­си» под И. по­ни­ма­ет­ся одно из Лиц Святой Троицы с Его отличительными особенностями, тогда как термин «сущность» указывает на единую Божественную природу трёх Лиц. Ипостасным признаком Отца на­зы­вается «нерождённость», Сына – «рож­де­ние», Святого Духа – «исхождение». По­ня­тие И. (как си­но­ним Ли­ца) во­шло в ве­ро­оп­ре­де­ле­ние Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра 451 о двух при­ро­дах и од­ной И. во Хри­сте. Важ­ное ме­сто по­ня­тие И. за­ни­ма­ет в хри­сто­ло­гии Ле­он­тия Ви­зан­тий­ско­го, Ле­он­тия Иеру­са­лим­ско­го и Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка.

БОГ ГОВОРИЛ НАМ В СЫНЕ

Евреям 1:1-14

Ключевой стих 1:2,3

«в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте”

1. Введение.

Послание Евреям было написано между 60-м и 80-м годами после Р.Х. Оно было адресовано, скорее всего, еврейской диаспоре, рассеянной по просторам Римской империи. Автор послания хорошо знаком с греческой литературной традицией, прекрасно знает Ветхий Завет, понимает и глубоко чувствует ход истории искупления, нашедшей завершение в Иисусе Христе. Традиция предписывает авторство апостолу Павлу, хотя само послание не говорит, кто его написал. Автор лично знаком с адресатами своего послания, о чем мы узнаем из 13:23: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас”. Он посвящен в обстоятельства жизни их общины (10:32-34: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее”). Как и адресаты послания его автор пришел к вере в Иисуса Христа не в результате непосредственного общения с Господом, а благодаря проповеди апостолов (2:3,4). Хотя имя автора не известно, очевидно, что книга была написана под руководством Святого Духа.

Это послание написано самым звучным и красивым языком, достойным самых лучших греческих ораторов, таких как Демосфен. Наверное, автор был обучен ораторскому искусству, и, когда стал верующим, не забросил это искусство, но стал использовать для того, чтобы максимально прославить Бога.

Главной темой послания является то, что Ветхозаветные установления Закона Моисеева о святилище, о жертве и о священстве исполнились в Иисусе Христе. В противовес земному и внешнему характеру ветхозаветного богопоклонения, Иисус освятил нас для истинного поклонения Богу, к которому мы приступаем с чистой совестью. Он – залог лучших обетований Божиих, поскольку неразрывно соединил нас с Богом благодати.

В то время быть христианином было трудно. Люди относились к христианам недружелюбно, иногда власти устраивали сильные гонения. Многие верующие из иудеев начали колебаться в вере и собирались вернуться от Иисуса к законам и образу жизни иудаизма. Цель написания этого послания: укрепить еврейских верующих в вере, чтобы они среди гонений и страданий не отказались от драгоценной веры в Иисуса Христа.

Наше время – время относительности. В атмосфере материализма и пропаганды плотских наслаждений тяжело хранить чистое сердце. Люди не хотят посвящать свою жизнь истине, и потому верующие получают отвержение и унижение. Поэтому давайте через изучение послания Евреям укрепим свою веру, чтобы мы не колебались, но твердо следовали истине, пребывая в Иисусе Христе до конца нашей жизни.

2. Иисус – образ ипостаси Бога.

Прочитаем стихи 1,2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил”. Автор описывает два периода в истории Божьего народа, один из которых называет «издревле”, а второй – «в последние дни”. Бог говорил к людям всегда. От создания мира до прихода Иисуса Бог говорил людям через пророков и возвещал Свой искупительный план. Он говорил многократно – то есть не раз и не два, но очень много раз, и многообразно, то есть разными способами: иногда словом, иногда в видении, иногда через события истории и природные явления.

В Бытии 3:15, сразу после согрешения человека, Бог дал людям обещание послать Спасителя: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”.

После этого через всемирный потоп и ковчег Ноя Бог дал откровение о суде Бога и об Иисусе, как ковчеге спасения.

Аврааму Бог дал Свое обещание: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные”. Через него Бог начал новую историю праведности через веру.

Через патриархов веры Бог показал, что такое жизнь веры и что Бог делает жизнь человека благословением для него самого и для других.

Затем через Моисея Бог дал Израилю скинию – первый храм, где человек мог встретиться с Богом, и систему жертвоприношений, по которой всякий грех очищался кровью непорочных жертвенных животных. Через это Бог указал на принцип прощения грехов и спасения через кровь Иисуса Христа.

Затем через многих других пророков, например, царя Давида или Исаию, Бог говорил о грядущем Мессии. Так Исаия 9:6 говорит о Его рождении: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира”. А Исаия 53:5,6 – о Его искупительной смерти за наши грехи: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас”.

Когда мы говорим о пророках, важно понимать, что такое откровение. Откровение – это истина, которая была закрыта, и никто не мог ее узнать или додуматься, но Бог однажды ее открыл. Таким образом, предсказания пророков – это не человеческая мудрость, но Божья истина. То, что говорили пророки, было актуально в их время и остается важным всегда.

Однако пророки были всего лишь людьми, которые узнали какую-то часть Божьего характера и искупительного плана. Например, Амос знал справедливость Бога, Исаия – Божью святость, Иеремия – Божье сердце, плачущее за грешников, а пророк Иона узнал Бога спасающего. Но ни один пророк не понял и не выразил Божью истину в полном объеме.

Прочитаем стих 2а: «в последние дни сии говорил нам в Сыне”. Наконец Бог дал Свое окончательное и совершенное откровение в Своем Сыне Иисусе Христе. От Иоанна 1:14,18 говорят: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”. Иисус явил Бога не своими словами, но самой Своей личностью. В Иисусе Христе Бог дал нам совершенное откровение о Божьем плане спасения – евангелие. Иоанна 3:16 говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”.

Иисус – это последнее слово Бога. Бог хочет говорить к нам в Иисусе. Тогда кто такой Иисус? Прочитаем стихи 2,3: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте”.

1) Иисус – наследник всего. Иными словами, ему принадлежит все, что принадлежит Богу. Рим: 11:36 «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь”.

2) Иисус – создатель мира. Иоанн 1:1-3 говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”.

Также Кол. 1:16: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано”. Пророки и пастыри – просто слуги Бога. Но Иисус – создатель и владелец этого мира. Когда Он учил в Галилейских синагогах, все люди удивлялись, потому что Он учил их, как власть имеющий. Даже буря на море слушалась Его приказа. Иисус обладает силой сотворения.

3) Сияние славы. Иными словами, Иисус есть свет. Иоанна 8:12 говорит: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”. Кто ходит во тьме греха, тот должен принять Иисуса, и в его жизни отобразится сияние Божьей славы.

4) Образ ипостаси. Здесь «образ” по-гречески звучит как χαρακτηρ, что имеет два значения: печать и отпечаток. Отпечаток имеет точно ту же форму, что и печать. Таким образом, Автор имеет в виду, что Иисус есть совершенное подобие Бога.

Кол. 1:5 говорит: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари”.

Некоторые говорят: «покажи мне Бога, и я поверю”. Но Бог уже показал Себя в Иисусе Христе. Однажды ученики Иисуса тоже захотели увидеть Бога. В Иоанн 14:8-11 сказано: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам”.

Таким образом, когда мы смотрим на Иисуса, мы можем увидеть в точности, каков же Бог.

5) Держатель вселенной. Стих 3 говорит, что Иисус держит все словом Своей силы. Ученные говорят, что мир держится на законах природы. Но законы природы держатся на слове Иисуса. Иисус – полный владыка Вселенной.

6) Он совершил очищение наших грехов. Согласно Рим.6:23, плата за грех – смерть. Но Иисус, Господь вселенной, пришел в наш мир, чтобы искупить наши грехи. Он был унижен людьми, бит и распят на кресте. Его святая безгрешная кровь стала искуплением наших грехов. Теперь, верою в кровь Иисуса, мы можем приходить к Богу как прощенные и спасенные люди.

7) Царь царей. Хотя Иисус умер на кресте, но Бог воскресил Его из мертвых и поставил Царем царей и Господом господствующих.

Таким образом, Иисусу принадлежат все атрибуты Самого Бога. Последнее слово Бога было не через посредников. Он Сам пришел, чтобы обитать с нами. Нам не нужно какое-то супер-новое откровение, чтобы приблизиться к Богу. Иисус – это последнее и самое твердое слово Бога.

Таким образом, в Иисусе Христе мы получили полное откровение Божье. Иисус – это последнее слово Бога для нашего спасения. Именно Иисус стоит того, чтобы познавать Его и посвятить Ему свое сердце, свои силы и всю жизнь. Давайте следовать за Иисусом всем нашим сердцем.

3. Иисус больше Ангелов. (4-14)

Показав превосходство Иисуса над пророками, Автор переходит к доказательству, что Иисус выше ангелов. В Иудейской религии того времени ангелы занимали особое место. Люди понимали, как далеки они от совершенного и святого Бога, что думали об ангелах как о посредниках между Богом и человеком. Из Библии известно, что когда Бог говорил с Израильтянами, они так устрашились Бога, что сказали Моисею: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть” (Исх.20:19). Но с Моисеем Бог разговаривал лицом к лицу. Однако во времена Иисуса люди уже считали, что Бог передал закон Моисею не прямо, а через ангелов, потому что они не представляли себе прямых контактов между Богом и людьми. Автор послания приводит отличия между Иисусом и ангелами, обильно цитируя Ветхий Завет.

1) (4,5) Только Иисус – рожден. Прочитаем стихи 4,5: «будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?”. Здесь Автор цитирует Пс.2:7 и 2Цар.7:14. Важное отличие между Иисусом и ангелами состоит в том, что ангелы – сотворенные существа, и даже не по образу Бога. Но Иисус не сотворен, а рожден. Какая разница между творением и сыном? Очень большая. Например, я сделал нашу маленькую трибуну. Но она совсем на меня не похожа, хотя и говорит что-то о создателе. Но мой сын, рожденный от меня, очень на меня похож. Точно так же Иисус отличается от любого творения. Только Иисус в совершенстве обладает Божьей природой. В Кол.2:9 сказано: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно”. Таким образом, Иисус обладает природой Бога. Конечно, верующие тоже названы в Библии детьми Бога. Но есть большая разница: Иисус – рожден от Бога, а нас Бог принимает детьми, когда мы находимся в Иисусе Христе.

2) (6-9) Только Иисус достоин поклонения. Прочитаем стихи 6-8: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты”. Здесь автор цитирует Втор.32:43, Пс.103:4 и Пс.44:7,8. Поклонение принадлежит исключительно Богу. Бог никогда никому не говорил поклоняться ангелу. Ангелы – это слуги Бога, а Иисус достоин поклонения. Он Бог и вечный царь.

Прочитаем стихи 13,14: «Кому когда из Ангелов сказал : седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?”. Здесь цитируется Пс.109. Ангелы – слуги Бога, которых Он посылает, чтобы предостерегать или защищать верующих. Они – работники на ниве Божьего спасения. Но Иисус – сама цель спасительной истории.

Свидетели Иеговы считают, что Иисус – один из ангелов. Но, как мы увидели из слова Бога, это ложь. Бог не ставит между Собою и грешниками никаких посредников. В Иисусе Христе Он Сам пришел, чтобы обитать с нами.

Некоторые считают, что лучше молиться святым, чтобы они молились Богу за нас. Но это тоже обман дьявола. 1Тим.2:5 говорит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус”. Те люди, которых называют святыми, – такие же грешники, как мы, принявшие оправдание и спасение в крови Иисуса Христа. Они тоже, как и мы, приходят к Богу через Иисуса. Мы не должны искать других посредников – Бог говорит с нами в Своем Сыне.

3) (10-12) Только Иисус – вечный творец. Прочитаем стихи 10-12: «И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся”. Это цитата из Пс.101:26-28. Здесь автор говорит о таком принадлежащем Богу атрибуте, как вечность и неизменность. Наш мир однажды появился и однажды исчезнет. Даже законы физики подтверждают это. Согласно 2-му началу термодинамики, энтропия в мире постоянно растет, что приведет к тепловой смерти вселенной, состоянию полного хаоса. Мы все ощущаем этот закон на опыте. Все вещи, которыми мы пользуемся, со временем не улучшаются, а только ухудшаются. Например, на мобильном телефоне появляются царапины, а в носках – дырки. Наше солнце каждую секунду теряет четыре миллиона тонн массы, поэтому со временем оно должно уменьшиться и погаснуть. Но не волнуйтесь, раньше, чем это произойдет, Иисус свернет небо и землю, как человек сворачивает одежду и кладет в шкаф. Как мы рассматривали выше, Иисус – творец мира. Он был до начала мира, и будет после конца света. Он вечен. Он обладает Божественной вечностью и неизменностью.

Наш мир быстротечен и ненадежен. Сегодня мы можем хорошо устроиться в жизни, а завтра – инфляция, рост платы за коммунальные услуги и цен на недвижимость. Люди, на которых вчера полагались, завтра могут нас подвести. Но Евреям 13:8 говорит: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же”. Иисус вечен. Его святость, Его любовь, Его власть и сила – вечны и неизменны. Никогда не изменяется сила Святого Духа, действующая в нашей жизни. Он всегда будет вести нас вперед, делать нашу жизнь лучше, ценнее, обильнее. Мы можем всегда доверять Ему и полагаться на Него.

Как же нам жить, зная такого чудесного Иисуса? Мы должны принять Иисуса в свою жизнь. Мы должны в Нем иметь отношения с Богом. Когда этот мир искушает нас относительностью или похотью, мы должны твердо знать, что Иисус – это бесценное сокровище, и никакие мирские выгоды или удовольствия не смогут с Ним сравниться. Когда в наше сердце приходят страхи и переживания, мы должны уповать на Иисуса. В Иисусе Бог говорит с нами. Кто слушает слова Бога, тот будет самым мудрым. Иисус сказал: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне” (Мф.7:24,25). Давайте строить свою жизнь на основании слов Иисуса. Тогда мы сможем сохранить нашу веру, нашу личность, нашу надежду в этом ненадежном и изменчивом мире. Мы сможем до конца устоять в вере и принести много хороших плодов жизни.

Я благодарю Бога за Иисуса Христа. Когда я жил без Бога, я был романтичным лодырем, который целыми днями мечтал, но ничего не делал. Но Бог пришел в мою жизнь через Иисуса Христа и изменил мою жизнь. Когда я основал свою жизнь на слове Иисуса Христа, Бог сделал меня трудолюбивым и хорошим специалистом. Но главное – через Иисуса я всегда могу иметь личные отношения с Богом. Поэтому я хочу посвятить Ему свою жизнь и приводить к Нему других.

В заключение: сегодня мы узнали, что Иисус – это последнее, самое полное и совершенное слово Бога к нам. Он – вечный Бог-творец. Он единственный достоин всей славы, хвалы и поклонения. Он превосходит все и только Он – надежное основание для нашей веры и нашей жизни. Давайте же не променяем Иисуса ни на какие вещи этого мира. Также давайте проповедовать об Иисусе другим.