В первый час

Заговор на освящение соли

Освященная соль, принимаемая в пищу, повышает иммунитет, укрепляет здоровье, дает радость жизни и душевное спокойствие.

Освящать соль следует «благочестиво», при зажженной свече.

1. Прочесть три раза «Отче наш».

2. Три раза произнести: «Господи, прости мне грехи вольные и невольные».

3. Пересыпать соль из пачки в емкость и три раза перекрестить.

4. Прочесть над солью три раза заговор.

Боже, Спаситель наш, явившийся
Через пророка Елисея в Иерихоне
И так посредством соли сделавший
Здоровою вредную воду!
Ты сам благослови и эту соль
И сделай ее приношением радости.
Ибо Ты – Бог наш и тебе воссылаем славу,
Отцу и Сыну и Святому Духу,
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

5. Покропить соль святой водой.

Знахарский заговор

Этот заговор защищает от переносов чужих недугов и болезней. Применяя его, знахарь также снимает с себя всю психологическую нагрузку и всевозможные скорби, которые могут сопровождать его целительство.

Заговор читается три раза на вечерней заре или сразу после ритуалов целительства.

Первым разом, Божьим часом,
Вторым разом – Господним часом,
Третьим разом – Божьим часом.
Солнышко красное садится – бой степенится,
Ночка темная, страсть Господняя,
Возьмите себе и страсти у пораженного,
У молитвенного и крещенного раба Божия (имя).
Не я, Господи, выговариваю,
Не я, Господи, помощи даю,
Не я, Господи, скорби снимаю,
А сама Матушка Пресвятая Богородица,
Крестит она своими перстами,
Глаголет она своими устами,
Чтобы не болело, не кололо,
Отростков не пускало.
Впереди едет Николай Угодник,
Замки отмыкает и всю страсть убирает
Из белого тела, из буйной головы,
Из ясных очей, из ретивого сердца,
Из красной крови, из костей булатных,
Из волос (называется цвет волос).

Заговор об исцелении одержимых

Боже Вечный, избавивший человеческий род
От плена диавола! Освободи раба Твоего (имя)
От всякого действия нечистых духов,
Повели злым и коварным духам и демонам
Отступить от души и тела раба Твоего (имя),
Не находиться и не скрываться в нем.
Да удалятся они от создания рук Твоих
Во имя Твое Святое, и Единородного Твоего Сына,
Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа,
Чтобы раб Твой (имя), очистившись
От всякого демонского действия,
Пожил благочестиво, честно и правдиво,
Удостаиваясь Пречистых Тайн
Единородного Твоего Сына и Господа нашего,
С которым благословен и прославлен Ты,
Вместе с Пресвятым Всеблагим
И Животворящим Твоим Духом.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заговор-оберег матери для сына

Во имя Отца и сына и Святого Духа.
Заговариваю я, матушка, раба Божья (имя)
Своего дитятка – раба Божьего (имя).
Заговариваю, оберегаю от злых людей,
От плохих друзей, от лихоимцев,
От халдеев и мучителей,
От ругателей – поучителей,
От бранителей – хулителей,
От спесивых и ленивых,
От зловредных и скверных,
От оскорбителей и обманщиков.
Подите вы прочь от дитятки моего,
Не ругайте, не браните, не мучьте
Сына моего – раба Божьего (имя).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор от всех недугов

Посередь моря-океана стоит остров Буян.
Посередь острова Буяна
Стоит белый камень Алатырь.
Вокруг камня Алатыря желтые пески.
Под камнем Алатырем есть подземный вход,
У подземного входа жаркий огонь горит.
Рядом с огнем золотой ларец стоит.
На том ларце висит пудовый замок,
В том ларце лежит яйцо серебряное,
В том яйце стальная игла спрятана.
Кто стальную иглу поломает —
Тому смерти вовек не видать.
Сторожит тот камень волк с медным лбом,
Сторожит тот ларец орел с железным пером.
Сидит волк с медным лбом на белом камне,
Сидит орел с железным пером на самом ларце.
Как к тому камню белому никто не подступится,
Как тот ларец никто чужой не откроет,
Как никто яйцо разбить не сможет,
Как иглу никто не поломает,
Так пусть бы и к рабу Божьему (имя)
Никакая болезнь-хвороба не приставала бы
Отныне и до веку.
Кто до середины моря-океана доплывет,
Кто желтые пески разметает,
Кто волка с медным лбом прогонит,
Кто жаркий огонь потушит,
Кто орла с железным пером в небо выпустит,
Кто пудовый замок отопрет,
Кто яйцо серебряное разобьет,
Кто иглу стальную поломает,
Кто себе бессмертие добудет,
Тот мой заговор превозможет.
Слово мое крепкое, дело мое лепкое.
Аминь.

Заговор’отворот от соперницы

Читается во время убывающей Луны на стальную булавочку, которая пристегивается к любой вещи любимого человека (например, можно приколоть булавочкой записку).

Действие заговора начинается тогда, когда человек отколет эту булавочку своими руками.

Матерь Божия, Пресвятая Богородица,
Помоги мне, рабе Божией (свое имя).
Остуди, охлади сердце раба Божьего
К моей сопернице, к моей разлучнице.
Отправь к ней сестер-разлучниц,
Пусть разведут они их в разные стороны,
Дай ему дорогу от ее порога.
Чтоб не желал более раб (имя)
На нее смотреть, ее миловать, ее баловать.
Всели силу свою и наказ сестрам-разлучницам
В острие стальной булавочки.
Как острие булавочки колко,
Так пусть и любовь ко мне раба Божьего (имя)
Будет долгой.
Как булавочка от его вещи отцепляется,
Так отцепляется и соперница – раба Божия (имя)
От моего милого – раба Божьего (имя).
Отцепляется, отлепляется,
Ему ко мне дорога, ей – сторона.
Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор от сильной тоски

Заговор произносится во время уходящего месяца, в 12 часов ночи.

Наговорить на проточную воду девять раз, затем ложиться спать, ни с кем не разговаривая. Делать три ночи подряд.

Ночная вода, сестра Богатырница,
Ты льешься-течешь
Мимо крутых берегов,
Мимо желтых песков.
Ты не горюешь, не страдаешь,
Ты не тоскуешь и не плачешься
Ни о родной сторонушке,
Ни об отце-матери,
Ни о добром молодце,
Ни о своих берегах,
Ни о желтых песках.
Так и ты, раба (имя),
Не тоскуй, не горюй,
Не плачь, не страдай.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Аминь.

Глава 2. Заговоры для защиты ребенка

Меньше всего защищены от негативного воздействия дети, особенно младенцы. Их биополе со временем укрепляется, однако в юные лета оно достаточно уязвимо, что может стать причиной ослабления организма.

Для защиты от сглаза ребенка, когда вы выходите с ним на прогулку и катаете его в коляске, хорошо положить под подушечку три лавровых листика. К колыбельке можно привязать несколько небольших красных ленточек (нечетное количество), на каждой из них завязать по узелку. С древних времен погремушки считались оберегами, отпугивающими своими звуками вредных духов. Такую же роль выполняет и привязанный колокольчик. Пеленание младенца повышает защиту биополя, а завязанная лента создает своеобразный защитный магический замкнутый круг. Талисманом служит и старый фигурный ключ, положенный под кроватку.

Если ребенок беспокойно спал, наши предки использовали такие методы:

– чертили вокруг кроватки круг из катышка листьев осины и небольшую осиновую веточку с листочками вешали на стене возле кроватки;

– вокруг колыбельки рассыпали соль;

– рисовали мелом круг на полу или делали круг из бельевой веревки, чтобы образовалось замкнутое пространство.

Кроватка должна стоять вдоль, а не поперек половых досок, не стоять под потолочной балкой, и желательно, чтобы направление головы было на восток.

Положительную энергию распространяет повешенный возле кроватки «солнечный» камень – янтарь. Рост и крепость ребенку дает камень малахит. Роль талисмана выполняет также повешенный у входа в детскую комнату серебристый стеклянный елочный шарик.

Существует ритуал, направленный на укрепление физического тела ребенка, который состоит из пяти заговоров-оберегов: для защиты, от болезней, для хорошего роста, для аппетита и для разума.

Все заговоры-обереги делаются один раз в месяц во время полнолуния после месяца рождения.

Обереги произносятся на приготовленную водичку для купания. После того как произнесен последний заговор, в ванночку помещают ребенка и купают.

Для защиты

Как Божьи Ангелы его охраняли и оберегали,
Так бы сам Бог, Иисус Христос,
Моего ребенка (имя) сохранял и оберегал.
Аминь. Аминь. Аминь.

От болезней

Господня благодать, явись,
Болезнь раба (имя) не коснись:
Ни огневица, ни щекотица,
Ни ломатица, ни знобица, ни лиходица,
Ни Марьино, ни Варьино, ни испуг, ни сглаз,
Ни напасть, ни упасть, ни пропасть,
Ни закляти и ни забрати.
От слова злого, от своего и чужого.
Слово мое лепко, дело мое крепко.
Аминь.

Для хорошего роста

Стоит в лесу дуб зеленый,
Словом Божьим укрепленный.
Так бы рос (имя) крепок и силен,
(Для девочки: так бы росла крепка и сильна)
Как в лесу дуб зелен.
Кто мой заговор перебьет, от моего слова не уйдет.
Слава Отцу и Сыну и Святому духу.
Аминь.

Для аппетита

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Младенец (имя), через слово Божье питайся,
Как наливное яблочко наливайся.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Для разума

Стоит на столе образок, на святом теле поясок,
На том пояске звезд не счесть,
А в моем дому младенец есть.
Как тот младенец подрастет,
На святом пояске все прочтет.
Благослови, Господи, его разум.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

Постарайтесь не афишировать перед соседями или знакомыми этот ритуал и не объяснять, почему у вас ребенок здоровый и крепкий. Этим рецептом можете поделиться в том случае, когда вы душевно расположены к тем людям, которым действительно нужна такая помощь.

Если кто-то очень хвалит вашего ребенка и желает ему добра, но вы предполагаете, что это только умысел, а в душе человека недоброжелательство или зависть, то слегка прикусите кончик языка, мысленно четко произнесите: «И тебе того же желаю», при этом лучше смотреть ему в левый глаз. Если ваши опасения были верны, то мысль зла и зависти отразится, если вы ошиблись, доброжелатель получит добро.

Снятие «Детского» и «Младенческого»

«Детское» и «Младенческое» – болезни детей, связанные с приступами судороги, онемения тела. Еще эти болезни называют «падучие». Они сопровождаются такими признаками, как изменение цвета кожи (синюшность) и появление пены у рта. Различием между этими болезнями является возраст детей. С первых приемов болезнь обычно не исчезает. Лечение проводится от 9 до 40 раз. Каждый раз перед приемами в первую очередь делается ритуал «Снятие испуга». Во время чтения заговора «От детского» воск выливается в трех местах чашки, как бы образуя прямоугольник (вершиной вверх от сливаемого).

Если ритуалы доделать до конца, болезнь излечивается навсегда. Ребенок должен быть обязательно крещенный.

«Детское»

1. Прочесть молитву «Отче наш».

2. Сделать сливание испуга.

3. Переплавить воск (или взять другой кусок воска).

4. Прочесть молитвы «Отче наш» и «Да воскреснет Бог»

5. Сделать сливание «Детского» – делать девять раз, каждый раз переплавляя воск.

Заговор, произносимый во время сливания:

Не я вызываю, не я выкликаю, не я выговариваю.
Вызывает, выкликает,
Приговаривает Пресвятая Богородица —
Скорая помощница – своими устами,
Своими перстами,
Своим Святым Духом у раба Божьего (имя)
Испуг и «Детское» с буйной головы,
С червонного сердца, из боков, из груди, из хрящей,
Ветровую, верховную, наносную, перекрестную,
Глазную, часовую, получасовую,
Минутную, полуминутную,
С желтых костей, с белого тела,
С красной крови, с чистого живота.
По мой час, по мой выговор.

«Младенческое»

Первый вариант

1. Прочесть «Отче наш».

2. Сделать сливание испуга (можно над фотографией младенца)

3. Сделать «отчитку» 9 раз во время купания младенца. Это может делать сама мать. Перед «отчиткой» еще раз прочесть «Отче наш». Если «Младенческое» проявляется не в тяжелой форме, «отчитку» можно делать без предварительного сливания испуга. Слова заговора произносятся во время омывания тела, головы, рук, ног.

Спаси, Господи, и сохрани младенца (имя)
От «Младенческого», чтобы не кололо,
Не корежило, не ломило, не тянуло,
Чтобы все ломоты, колики от него относило.
Какая мать (имя матери) породила,
Та и отходила.
Аминь. Аминь. Аминь.

Второй вариант

1. Произнести три раза «Господи, помилуй» и «Господи, благослови».

2. Прочесть три раза молитву «Отче наш».

3. Налить в емкость теплой воды, добавить святой воды и произнести три раза над водой нижеприведенный заговор.

Часть воды отлить и давать младенцу пить, остальной водой умыть тело (или ополоснуть после купания).

На горе Вифлееме во святом соборе стоит престол.
На престоле сам Господь Иисус Христос,
Вокруг него его Святые Апостолы.
Глаголет Иисус Христос своим Апостолам:
Святые Апостолы, исцелите младенца
Раба Божьего (имя)
От младенческого паралича с рук, с ног,
С буйной головы, с ретивого сердца,
С костей и с косточек, с жил и с пожил,
С глаз, с красной крови, с печени, с почек.
Не сам я исцеляю, сам Господь исцеляет
Рожденного, крещенного младенца (имя).
Выйди, выйди, выйди вся хворь и вся боль.
Аминь. Аминь. Аминь.

Глава 3. Заговоры и ритуалы для любви

Наиболее благоприятное время для ритуалов, связанных с привлечением любви, выпадает на пятницу, которая считается днем Венеры. Также особую силу имеют два месяца в году, которые находятся под влиянием планеты Венеры – май (конкретно с 19 апреля по 20 мая) и октябрь (с 23 сентября по 23 октября). В пятницу первый час после рассвета Солнца считается первым часом Венеры (данное время можно уточнить по календарю). Результаты действий намного лучше, если совпадает время: утренняя заря, пятница и соответствующий месяц. Луна должна быть растущая (по календарю это первая четверть).

Надо иметь в виду, что все любовные действия выполнимы только в том случае, если у заинтересованного лица действительно сильные искренние чувства. Привлечение другого человека с целью материальной выгоды либо других благ исключено.

Все любовные ритуалы – это творческий процесс. Такими действиями вы настраиваете энергетическое поле другого человека на ваши собственные энергетические вибрации. Внутреннее отрицательное состояние (досада, усталость, болезненное состояние, сомнение или неверие в свои силы) могут ослабить результат.

Волшебство со свечами

Приобретите заранее 18 свечей. В пятницу на рассвете (время нарастающей Луны) напишите новой иголочкой на девяти свечах свое имя, на других девяти – имя вашего избранника, которого хотите привлечь. Свечи с его именем положите слева (сторона сердца), свечи со своим именем – справа. Затем берите одновременно по свече с обеих сторон, свивайте их между собой, приговаривая по три раза на каждую пару:

«Как эти свечи свиты вместе, так и мы с тобой будем свиты».

Аккуратно прикрепите первую пару на блюдечке, чтобы они стояли устойчиво и не упали во время горения (таким образом свечи догорят максимально, в подсвечнике это вряд ли не получится). Поставьте свечи перед образом и зажгите со словами:

«Я не свечи зажигаю, а душу и сердце зажигаю раба
(имя) по мне, рабе (имя), навсегда».

Жечь нужно девять раз. Свечи можно сжигать так, как вам удобнее:

1. Сжечь все свечи за день до наступления середины ночи.

2. Сжигать по три пары за день в течение трех дней (первая пара – на утренней заре; вторая – на переломе дня, третья пара – на вечерней заре).

3. Жечь по одной паре на утренней заре в течение девяти дней.

Во время горения свечей отвлекитесь от всех посторонних мыслей, сконцентрируйтесь на вашем желании быть с избранным человеком. Глядя на свечи, представляйте, как соединенные пламенем, ваши чувства и сердца объединяются и становятся одним целым. Дайте свободу своим ощущениям, представьте ощущения своего избранника. Смотрите его глазами, ощущайте его чувствами, переживайте его душой и сердцем, желайте его волей. Представляйте единение ваших чувств, мыслей и желаний. Отныне вы – две половины, которые составляют одно целое. Соединение физических действий с духовными образами создадут предпосылки для исполнения вашего желания.

Если после сожжения всех пар свечей осталось немного воска, сделайте из него маленькое сердечко, поместите его в определенное место, например, в небольшую шкатулку, которую поставьте на юго-западе вашей комнаты (это место считается «сектором любви»). Периодически для усиления эффекта делайте такой ритуал. Сядьте в медитацинной позе, зажмите это сердечко между двумя ладонями, мысленно представьте пламя свитых свечей и прочувствуйте прежние ощущения, которые у вас были во время реального ритуала. Таким образом вы будете «подзаряжать» этот воск, который станет вашим любовным талисманом.

Ритуал «Волшебство со свечами» более подходит тем личностям, которые по гороскопу относятся к стихии огня.

Энергетическое привлечение

Этот ритуал делается в том случае, если вы сильны, активны, энергичны и имеете хорошее самообладание. Тогда действует не сила слова, а энергетическое воздействие. Человек, который часто раздражается, теряет много энергии вряд ли сумеет успешно проделать данный ритуал.

Заранее приготовить восковую свечу, небольшую тарелочку, щепотку зверобоя или цветка чертополоха (зверобой можно купить в аптеке, чертополох обычно находят в поле), щепотку соли. Налить в одну рюмочку соленую воду (растворить в воде немного соли), в другую – святую воду, взять небольшой лист белой бумаги и авторучку. Рядом положить Библию или Молитвенник. Ритуал делается при открытом окне или форточке. Зажечь свечу. На бумаге написать имя своего избранника, возраст, цвет глаз, цвет волос и знак зодиака. Энергично потереть ладони (в том числе и с тыльной стороны). Растереть каждый палец, сделать пальцами и ладонями любые двигательные упражнения.

Положить лист на левую ладонь (если ведущая – правая рука, если кто-то левша – положить на правую ладонь) и над ним на небольшом расстоянии крестообразно поместить другую ладонь. Прочувствовать тепло между ладонями. Представить, что это тепло – ваша любовь, симпатия, душевная предрасположенность к этому человеку. Медленно провести верхней ладонью по часовой стрелке четыре раза по семь кругов. Одновременно представляйте, что таким образом вы заряжаете лист своей любовной энергетикой.

После каждого раза с правой ладони «сбросить» (то есть после окончания очередного круга сложить все пальцы щепоткой над центром ладони, затем опустить эту руку вниз, одновременно раскрывая пальцы, как бы сбрасывая то, что было взято щепотью).

Затем проделать еще раз три круга, положив лист бумаги на Библию или Молитвенник (это будет добавлением положительной, чистой энергии).

Положить бумагу на тарелочку, посыпать солью, щепоткой зверобоя или чертополоха, сбрызнуть соленой и святой водой (сбрызгивать умеренно, иначе бумага не загорится, достаточно окунуть палец в рюмочку и сделать небольшой щелчок). Затем поджечь бумагу с четырех сторон и дать прогореть.

Пепел резко сдуть в окно или в форточку. Представьте, что ваше желание перемещается в пространство, чтобы достичь цели. Если при этом пепел налип на лицо или влетел в комнату – ваша цель не исполнима. В таком случае, либо у вас недостаточно энергии для привлечения этого человека, либо вы ищите любовь там, где она изначально не может существовать, и вам противостоит естественное природное течение.

После окончания ритуала (невзирая на конечный результат) оставьте свечу догорать, святую воду разбрызгайте по комнате.

Следующие заговоры рассчитаны на магнетическое привлечение силой слова.

«Страдательный» заговор

(от несчастной любви)

Этот заговор произносится, когда девушка очень переживает, страдает и не может избавиться от слез из-за безответной, несчастливой любви. Проговаривают его у открытого окна или вне дома в ветреную погоду при перелете птиц. Произносится напевно, с «взыванием».

Ветры буйные, птицы скорые,
Летите скорее к месту тайному
К сердцу дружку милому (имя).
Дайте знать ему, как страдаю я (имя)
Дни и ноченьки по своем друженьке.
Пусть я горькая, сокручинная,
Буду счастлива с милым (имя)
Во все месяцы, в годы долгие,
Во дни летние, в ночи зимние,
В непогодушку и в дни ясные.
Я одна люблю милого (имя)
Крепче батюшки, жарче матушки,
Лучше братьев всех и сестер родных.
Птицы скорые, ветры буйные,
Расскажите вы о том милому (имя),
Что страдаю я, как от хворости,
От любви моей к добру молодцу (имя).
Пусть же будет он да навек со мной.
Так и ведайте ему, молодцу (имя).

Произносится от трех до семи раз, начиная с новолуния, включая полнолуние, когда будут соответствующие условия (ветер, птицы).

На привлечение партнера

(первый вариант)

Этот заговор произносится с чувством собственного достоинства, с уверенностью в своей неотразимости.

Стану я, благословясь, выйду, перекрестясь,
Из дверей в двери, из ворота в ворота.
Выйду я в раздольное чистое поле.
В чистом поле стоит золотая церковь.
В этой церкви стоит стол – престол,
На престоле стоит золотое блюдце.
Из этого золотого блюдца умоюся,
Лазоревы цветами разукрашуся.
Бело-розовый цвет, пристань к моему лицу.
Будь мое лицо, как белое круглое яйцо.
Будьте мои очи, как у ясного сокола.
Будьте мои брови, как у черного соболя.
На меня раб Божий (имя) глядел бы не нагляделся,
Говорил бы не наговорился.
Без меня ему нигде бы не обжиться.
Одну бы он думу думал,
Не заедал бы ее, не запивал ее.
Как бы ему, рабу Божьему (имя),
На мне, рабе Божьей (имя), жениться,
И мне навек покориться.
Будьте, мои слова, лепки и крепки,
Крепче кремня-камня, крепче ножа булатного.
От веку до веку, во веки веков. Аминь.

Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою
и давшего нам служение примирения
(2 Кор. 5, 18).

Цель занятия: знакомство с особенностями чтения Часослова, осознание роли Часослова на богослужении, приобретение опыта практической деятельности в чтении на церковнославянском языке текстов Часослова.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Часослов – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.

Состав Часослова
Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике.

Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

Таким образом, Часослов включает последования всех девяти суточных служб. Только кроме литургии в нем представлен чин изобразительных, который совершается в тех случаях, когда литургия не служится. Службы суточного круга, представленные в Часослове, образуют три группы. Вечернее богослужение: 9 час, вечерня, повечерие. Утреннее богослужение: полунощница, утреня, 1 час. Дневное богослужение: 3 час, 6 час, изобразительные (вместо литургии). Хотя 9 час в богослужебной практике соединяется с вечерней, относится он не к наступающему дню, как вечерня, а к дню уходящему. Поэтому на 9 часе используются тропари и кондаки уходящего дня, а на вечерне – дня наступающего.

Особенности служб суточного круга в Часослове
Следует обратить внимание на то, что в Часослове имеется три варианта полунощницы – вседневная полунощница (на которой читается 17 кафизма), субботняя полунощница (на которой читается 9 кафизма) и воскресная полунощница (на которой читается канон Святой Троице из Октоиха).

В Часослове имеется полный вариант утрени с двупсалмием, которое предшествует шестопсалмию и используется в современной практике только в Великий пост. В числе молитвословий утрени есть такие, которые характерны для великопостного богослужения. Там же дается два варианта славословия.

Иногда в Часослове печатаются и междочасия, традиция совершения которых существует в палестинских монастырях на Афоне. Чин о Панагии совершается в монастырях в праздничные дни после литургии на трапезе. Часослов содержит два варианта повечерия – малое и великое повечерия.

Особенности использования приложений Часослова

Богородичные отпустительные
Тропари по непорочных, которые имеются в конце Часослова, используются на воскресной утрене. Они поются при каждении храма на полиелее. Наименование их происходит от того, что когда-то на утрене вместо полиелея («Хвалите имя Господне…») могли петься «непорочные», т. е. 17 кафизма (118 псалом), начинающийся словами «Блаженны непорочные в путь…».

В конце Часослова находятся и богородичные отпустительные.
Богородичными называются краткие молитвословия, посвященные Божией Матери. Богородичные присоединяются чаще всего к тропарям и стихирам и предваряются пением «Слава, и ныне», или «и ныне». Богородичные, присоединяемые к тропарям, называются богородичными отпустительными. Богородичные отпустительные находятся в приложении Часослова и Минеи. При их подборе к конкретному тропарю конкретного дня учитывают знак святого в уставе (праздничный знак), день недели, глас тропаря. Глас богородичного в большинстве случаев определяется по гласу того молитвословия, к которому богородичен присоединяется. Так глас богородичного отпустительного определяется по гласу тропаря. Если тропарей несколько, учитывается глас последнего тропаря, к которому богородичен присоединяется непосредственно.

Богородичные отпустительные воскресные используются в том случае, когда святой славословный, полиелейный или бденный, т.е. в праздники, имеющие в уставе красный знак. Знаки в уставе подробно будут рассматриваться немного позднее. Всего таких богородичных восемь. Это количество соответствует количеству гласов. При поиске богородичного отпустительного воскресного учитывается только глас.

Богородичные отпустительные во все лето используются в будние дни, когда празднуемый святой не имеет знака, или является шестеричным, т.е. в праздники, не имеющие в уставе знака или имеющие черный знак. При поиске Богородичного отпустительного во все лето учитывается не только глас тропаря, но и день недели .

Часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

Великопостные Часы
Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). См. последование великопостных Часов.

Великие (царские) Часы
Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими. Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

Часы пасхальные
Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила) .

Схема часов

Обычное начало.

Три псалма.

На 1-м часе – 5, 89 и 100;

На 3-м часе – 16, 24, 50;

На 6-м часе – 53, 54, 90;

На 9- м часе – 83, 84 и 85 пс.

Слава и ныне, аллилуиа.

Тропарь часа, праздника или Святого.

Богородичен.

Трисвятое по «Отче наш». Кондак праздника или Святого.

«Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим».

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час».

Заключительная молитва к Господу Иисусу.

Практикум

Задание: используя ПРИЛОЖЕНИЕ 14, прочитайте службы 1, 3, 6, 9 часа.

Домашнее чтение: дома пробуйте самостоятельно читать часы, пользуясь схемой для чтения (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).