В распутин прощание с матерой

1. Кудряво загибались (пр. гл. сказуемое, гл.), пузырились (пр. гл. сказуемое, гл)смолью березовые поленья. 2. Лежи (пр.глагольное ск. гл.) себе в бочке да кушай (пр.глагольное ск. гл.) апельсины и оливки. 3. На небе брызжет(пр.глагольное ск.гл.) утренняя заря. 4. Но река знай себе звенит (пр.сказ.гл.) свое. 5. Статные осины высоко лепечут(пр.глагольное ск.гл.) на вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся(пр.глагольное ск.гл.). 6. После обеда Арина Петровна собралась было (составное.гл. гл.) в Погорелку. 7. Тотчас в лесу что-то страшно и сухо треснуло (пр.гл.гл.), будто сломалась (пр.гл.гл.) большая сосна. 8. Давайте (гл.в повелит. накл.) посидим (пр.гл. гл.) вместе, хоть помолчим (пр.гл., модальн.частица+глаг.). 9. Я остолбенел ( пр. гл., гл), а она бросилась (пр. гл., гл) вон… 10. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил (сост.глагольн. гл). 11. Ванька перевел (простое гл. гл.) глаза на темное окно, в котором мелькало (простое гл. гл.) отражение его свечки, и живо вообразил (прост.гл.гл) себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. 12. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили (прост.гл.гл.) меня в совершенное отчаяние.Односоставные:2. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. Определённо-личное8. Давайте посидим вместе, хоть помолчим. Определённо-личное

Сочинение

«Прощание с Матерой» — крупнейшее произведение В. Распутина. Это нравственно-философская повесть, затрагивающая многие проблемы. Это произведение насыщено символикой и даже фантастикой. Но эти элементы необычайно органичны в реалистической повести.

Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражает прозрение Дарьи — ее встреча со своим родом, с «многовековым кликом» предков, на острие которого она видит себя.

Как уже было сказано, в повести много символики. Символично названия самого острова: Матера. Оно, конечно же, связано с таким понятиями, как мать (мать — земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера — это как бы «малый материк»). И неслучайно, мне кажется, в сознании современного человека возникает образ нашей планеты как «малого» острова в космическом океане. Также со словом «Матера» возникает еще одна ассоциация — матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к народному укладу жизни.

Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы. С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.

Символична в повести и смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, ее сына и внука. Распутин указывает, что от поколения к поколению связи с Матерой истончаются, ослабевают. Павел Пинигин уже не уверен, что старики правильно поступают, защищая остров. Андрей — это уже совсем новое поколение, которому хочется чего-то другого, суетного. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напрашивается мысль, что дети Андрея вообще не будут знать и помнить Матеру и что на этом оборвется и род человеческий.

Другим образом-символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек — Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически — пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой — хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры — это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: «Предчувствовал Хозяин, что скоро… все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился».

Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, «Хозяин здесь он». Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам. Ему так предписано — оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.

Еще один символ в повести: опора Матеры — царский листвень, с помощью которого, по легенде, «крепится остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». К этому дереву «никто не решается, так вечно, могуче и властно стоял он не бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми».

Этот «листвень» — олицетворение самого острова, недаром они накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и остров. Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не могут повредить гордое дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на страже острова, поэтому он не может поддаться напору «поджигателей». Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.

Вообще, Хозяин Острова и листвень олицетворяют силы самой природы и подчеркивают губительное вмешательство человека в нее.

Одним из центральных образов-символов повести является Дом. Он символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные. Для стариков Дом — это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет. Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: «Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?». И героиня прощается со своим домом, наказав «поджигателям» не заходить внутрь, не «поганить» его чужим присутствием. Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: «вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик».

Мы видим, что Распутин использовал в своей повести символику, чтобы лучше раскрыть перед читателями смысл и идею произведения.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)

«Прощание…»1976 г., это время упадка и разрухи советскойдеревни. В основу сюжета положил реальнуюисторию о строительстве гидроэлектростанциина реке Ангара, в результате которогооказались затопленными несколькоокрестных деревень. Жителям деревниМатёра пришлось переселиться. Но кромепроблемы вымирания деревни В. Распутинв поднимает и ряд других проблем:взаимоотношение поколений, память изабвение, совесть, поиск смысла жизни.Главная героиня — старуха Дарья. Этаносительница многовековых традиций нев силах навсегда расстаться с обжитымместом, ведь в избе, которой она прожилавсю свою долгую жизнь, жили еще ее деди бабка. В этих старых стенах прошло еедетство, тяжелое время войны. Другиестарики также остаются верными роднойМатере. Молодое же поколение, живябудущим, совершенно спокойно расстаетсяс родными местами. Так происходит распадсемьи, за которым, по мнению авторалогически последует крушение народа ивсей страны. И оттого Матеру можносчитать не только названием однойдеревни, но и символическим наименованиемстраны и образа матери-земли, в целом.Слова Дарьи: «У кого памяти нет, у тогонет и жизни». «Прощание с Матерой» оченьярко показывает великое значениетрадиций в жизни каждого человека.

«Тихая» лирика н.М. Рубцова.

«Тихаялирика» возникает на литературнойсцене во второй половине 1960-х годов какпротивовес «громкой» поэзии»шестидесятников». Николай Рубцов(1936-1971). Вологодской земле посвященыстихотворения Рубцова, ставшие шедеврамирусской лирики: «Я буду скакать по холмамзадремавшей отчизны…», «Журавли»,»Видения на холме», «В горнице», «Стараядорога», «Привет, Россия — родинамоя!..», «Ночь на родине», «Тихая мояродина», «Звезда полей», «Русскийогонек». Темы: Родина, природа, любовь,деревня, космос. и мотивы лирики поэтатесно перекликаются между собой. Вместеони образуют неповторимое единство.Поэзия Рубцова задумчивая, нежная,зовущая к размышлению. Крестьянскоеселение, земля связаны с космосом. Нельзяоднозначно назвать лирику Рубцова»тихой». В ней отразилась широкая русскаянатура, задушевность, искренность. Никтоне сумел проникнуть в народную жизньтак глубоко и проникновенно, как Н.М.Рубцов. «Звезда его полей» продолжаетосвещать нашу жизнь.

Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

В лучах весны — зови иль не зови! —

Они кричат все радостней, все ближе…

Вот снова игры юности, любви

Я вижу здесь… но прежних не увижу.

И обступают бурную реку

Все те ж цветы… но девушки другие,

И говорить не надо им, какие

Мы знали дни на этом берегу.

Бегут себе, играя и дразня,

Я им кричу: — Куда же вы? Куда вы?

Взгляните ж вы, какие здесь купавы! —

Но разве кто послушает меня…

И.А. Бродский. Художественное своеобразие лирики.

ИосифАлександрович Бродский (24 мая 1940 года,Ленинград, СССР — 28 января 1996 года,Нью-Йорк, США) — поэт, переводчик. Былв ссылке, затем выгнан из СССР, лауреатНобелевской премии по литературе 1987 г,поэт-лауреат США в 1991-1992 г.ПоэзияИосифа Бродского сложна и отличаетсявысокой культурой. Большое влияние наего творчество оказала А. А. Ахматова.В своей лирике он обращается к античности,библейским темам, любви, тоски по родине;к вечным темам, библейским, в еготворчестве возникают темы любви, родины;смерти, добра и зла.

Бродский- поэт уникальный. Вклад его в русскуюлитературу, культуру неоценим. Он изменилтечение и тональность русского стиха,придав ему другое звучание. ИосифБродский — поэт-изгнанник. Не разрешиливернуться на Родину, тосковал поПетербургу.

Нистраны, ни погоста

нехочу выбирать,

наВасильевский остров

В повести перед читателем предстают, традиционно для Распутина, «старинные старухи»: Дарья Пинегина, Катерина Зотова, Наталья, Сима, а также герой-мужчина Богодул. У каждого из них в прошлом – тяжелая трудовая жизнь. Сейчас же они живут как бы для продолжения семейного (человеческого) рода, считая это своей главной целью. Распутин делает их носителями народных нравственных ценностей и противопоставляет им «обсевков» – тех, кому не дорога Матера, кто без сожаления покидает родные стены. Таков Андрей, внук Дарьи: земля предков и ее судьба не волнует его, его цель – большая стройка, и он спорит с отцом и бабушкой, отрицая их ценности.

Но, тем не менее, его Распутин не лишает полностью возможности «реабилитироваться» в глазах читателей (Андрей испытывает не понятное ему чувство, которое роднит его с Дарьей), тогда как, например, Клавка Стригунова, Петруха показаны автором иронично и зло. Отказывает в уважении писатель и «туристу» Воронцову, цыгану Жуку, которые также лишены чувства родины. Они без зазрения совести способны разорить кладбище – святое место памяти жителей Матеры. Разорение кладбища – лишь один из этапов уничтожения всей Матеры, чему и посвящено произведение.

Вообще композиция повести довольно расплывчата, она представлена как цепь событий, связанных, если так можно выразиться, лишь внутренним смыслом, хронологией. Все происходящее непосредственно касается Матеры, факта ее неизбежного (как подчеркивает автор) исчезновения, отсюда и все переживания ее жителей. Таким образом, композицию повести можно назвать внутренней, или смысловой: напряжение действительно нарастает, но проявляется это в постепенном осознании жителями того, что потеря Матеры неизбежна. Кульминацией является неожиданный финал, к тому же – открытый. Такое построение повествования нужно было автору, чтобы максимально приблизить в сознании читателей сюжет и персонажей к реальной жизни. То есть Распутин добавлял этим еще один штрих к общей картине своих героев, подчеркивая их «невыдуманность».

Все персонажи со значительной долей уверенности подчиняются системе противопоставления истинно деревенских жителей, с их кругом ценностей, и так называемых «обсевков». На этой основе можно рассматривать и средства, используемые автором для того, чтобы читатель понял, как он относится к тем или иным героям. Своим любимым героиням Распутин дает исконно русские, навевающие что-то деревенское, имена: Дарья Пинегина, Наталья Карпова, Катерина. Такого колоритного персонажа, как Богодул, он наделяет чертами, схожими с героем русских сказок лешим.

В противовес им Распутин награждает уничижительными именами неприятных для него героев – Клавка Стригунова, Петруха (в прошлом – Никита Зотов, впоследствии же переименованный для пущей схожести с балаганным Петрушкой). Прибавляет отрицательных черт таким персонажам и их речь – литературно бедная, с безграмотно построенными фразами, а если и правильно, то насыщенная штампами («Понимать будем или что будем?»). Та же резкость, что звучит в речи «обсевков», видна и в их действиях, причем с известной долей жестокости: Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с материнцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища.

Примечательно, что в повести положительные герои – старухи и дети (маленький Коля). И те, и другие беспомощны, по сути, и вытесняет «молодое племя». С другой стороны, это может говорить о том, что современное поколение принадлежит к разряду «лишних людей», оно потеряно, но в лице Коли мы уже сейчас видим надежду на возрождения нравственности. Тем не менее, даже среди молодых есть те, кого судьба Матеры волнует (пусть и неосознанно). Таков, как мы уже говорили, Андрей. Распутин изображает его смутные чувства при разговоре с бабушкой, то, как он не находит нужных слов. По-видимому, писатель считал его не окончательно «потерянным». Но в то же время, характерная деталь – Андрей не обошел в последний раз Матеру, не простился с ней, тогда как прощание со своими домами Настасьи и Дарьи Распутин изобразил подробно. Кроме того, «старинные старухи», в отличие от всех «официальных лиц» и молодого поколения, показаны как рефлектирующие герои, они нередко задумываются о смысле и цели своих жизней.

В подобных сценах важную роль играют пейзажные зарисовки. Природа располагает к таким размышлениям. Но та же природа может выявлять и отрицательные черты, подчеркивать непривлекательность таких героев, как Воронцов и Жук (картина разоренного кладбища в значительной мере принижает их образы), работники, пытавшиеся спилить «листвень» (беспомощность зародившегося прогресса перед вековым, народным); Павел и Петруха, вместе с Воронцовым заблудившиеся в тумане и безнадежно зовущие Матеру.

Распутин пишет о том, что старый, уходящий мир – единственная обитель святости и гармонии. Ведь действительно жителей (а точнее – в основном, жительниц) Матеры не волнуют никакие внешние проблемы, они живут в своем замкнутом мире. Именно поэтому так страшно для них проникновение внешнего, жестокого и агрессивного мира. От его воздействия Матера, подобно Атлантиде, уходит на дно.

Симпатия автора, безусловно, на стороне того древнего, исконно русского, что безвозвратно уходит из жизни. Сюжет повести связан с испытаниями, выбором, смертью. Остров затапливается для нужд ГЭС, старики и старухи проводят свои последние дни на родном месте. В этих условиях перед ними отчетливо встает вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о нравственности. Герои осознают свою слитность с миром, свой долг не только перед родом, но и перед всем человечеством. И этому Распутин противопоставляет тех, кто бессмысленно бежит за прогрессом, слепо верит в советскую действительность. И все-таки он видит духовные силы русского народа, потому, наверное, и некоторые из лишенных духовности людей нравственно «воскресают».

Вновь перед нами «старинные старухи” с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи — Аксиньи (быть может, дань уважения героине «Тихого Дона”). Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. «Греть и греться” — эти слова старухи Симы в разных вариантах повторяют все любимые герои писателя.

В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих такую общую жизнь — жизнь миром. Один из смысловых центров повести — сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни”. Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и — шире — всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший то же самое дочери. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, «строй, которому нет конца”, не может смириться, что их могилы уйдут под воду — и она окажется одна: порвется цепь времен.

Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи — не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. Двадцатая глава повести, в которой повествуется о том, как Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, — точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывания покойника, отпевания и погребения.

«Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы”. Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание”: ее надо беречь, сохранить для потомков. Отсюда и восприятие всего, что на земле живет и растет, как своего, кровного, родного. Нельзя поэтому не убрать картофель, нельзя не скосить траву.

Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену. Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим.

В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях — и праведная торжественность, и тревога, и — непременно — любовь. «Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла”, — рассуждает Дарья. «Кто знает правду о человеке: зачем он живет? — мучается героиня. — Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится”.

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о «полной правде”, о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков — тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.

В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины”, жить работой совести. Сильнее всего и автора, и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей «жить не оглядываясь”, «облегченно”, нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили”, — бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, облегчающих труд людям. Ho неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит. «Человек — царь природы”, — убеждает бабушку Андрей. «Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет”, — ответствует старуха. Только в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

Космос, природа — полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В «Прощании с Матерой” тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь являют собой светлую часть жизни, благодать, дают перспективу развития. Ho они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызванным трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах «Прощания с Матерой”. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать — родина — земля), противостоят запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. «Темь пала” на Матеру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба”.

Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных «обсевков”, нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.

И в то же время, показывает Распутин, «минутное пустое глядение на дождь”, завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить” Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он почему-то ищет бесед с ней, «ему для чего-то нужен был ее ответ” о сущности и предназначении человека.

Другие антиподы «старинных старух” показаны в «Прощании с Матерой” совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день” лишен народным мнением своего имени — превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой — создает неологизм «петрухать” по сходству с глаголами «громыхать”, «воздыхать”. Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), а издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.

Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни «официальные лица”. Писатель снабжает их не только говорящими фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов — турист (беззаботно шагающий по земле), Жук — цыган (т.е. человек без родины, без корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив («Понимать будем или что будем?”; «Кто позволил?”; «И никаких”; «Вы мне опять попустительство подкинете”; «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим”).

СИМВОЛИКА ФИНАЛА. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов «затих”, «сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой”. Все, что остается им делать, — подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!” Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо и безнадежно”. И прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!). «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана”. А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого «недетское, горькое и кроткое понимание”, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене, символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в 9-й и 13-й главах) скажет, что как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные «ответственные за переселение”, построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, — «жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой”. Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом — еще одно его назначение во вселенной.

«Страна березового ситца» –

посвящается Году экологии в России

«Образ Дома в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»

Участники проекта:

Учащиеся 10 «А» класса. Руководитель – Родионова Т.В.

Цель проекта:

Сохранение исторической памяти и утверждение нравственных ценностей и связи поколений посредством литературы.

Задачи проекта:

1. Литературное и экологическое просвещение школьников.

2. Развитие творческого потенциала учащихся.

3. Пропаганда литературы и чтения.

4. Воспитание нравственности, уважительного отношения к литературному и историческому наследию нашей страны.

5. Воспитание бережного отношения к природе.

Реализация проекта:

Февраль 2017 г.

Описание проекта:

В самые сложные периоды жизни люди стремятся отыскать ответы на волнующие их вопросы. И легче всего это сделать посредством художественной литературы, поскольку талант писателя и заключается в умении осмыслить и донести до читателя историю страны на примерах художественных образов.

Противоречивые 60-70-е годы ХХ века, когда индустриализация шла огромными темпами, порой в ущерб природе, стали временем расцвета деревенской прозы. Писатели говорили о простых людях, живущих на земле, берегущих уходящую Россию, хранящих традиции Древней Руси. Несомненно, одним из самых ярких представителей этого жанра являлся Валентин Распутин.

на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

Образ Дома в повести Валентина Распутина

«Прощание с Матёрой»

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как…….. пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать… Но центр по-прежнему там, на нашей «малой” родине. Ее сменить нельзя.

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой «кусочек» есть и у Распутина — это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести «Прощание с Матёрой», где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью.

Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но, как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара. Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свой дом, оставить все то, с чем они жили столько лет.

Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Изба связывает её с отцом, с матерью, с их отцами и матерями. Её не покидает ощущение этой связи с ушедшими.

Дарья белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол, окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала, что с нею делают.»Чует, ох, чует, куда я её обряжаю».

Особенно горька судьба дома Катерины. Его огнём освещается судьба всех матёрцев. И потому жители обречённой на смерть земли собираются всем миром проводить первую «умирающую» избу.

«Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один — легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было спасти избу, — не к чему было пытаться. То же самое будет и с другими избами, скоро уж, — Петрухина первая.

И они смотрели, смотрели, ничего не пропуская, как это есть, чтобы знать, как это будет, — так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том положении, которого ему не миновать, себя».

Горящая изба предсказывает судьбу остающихся. «Тесина на крыше вдруг поднялась в огне стоймя и, чёрная, угольная, но всё же горящая, загнулась в сторону деревни — там, там быть пожарам, туда смотрите».

Жизнь сурова и итог печален… Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Меняется образ жизни, меняются нравы, а с изменением нравов – всё тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть. Самый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту повесть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу, но и сохранять духовные ценности народа.

Станислав Куняев «Валентину Распутину»

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Всё не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок,
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матёра! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей —
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы, непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нём, как в море, света или мути,
Увы, не счесть… Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя прощай,
Прости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить всё то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Как попрощаться на английском

В английском существует огромное количество способов попрощаться.

Сколько вы сможете назвать? Возможно, ‘goodbye’ и ‘bye’. Эта статья покажет вам еще не один способ по-новому попрощаться, пошутить или просто удивить собеседника своим прощанием.

Англичане и американцы любят разнообразить свою речь. Часто для самых базовых выражений вроде «привет», «как дела», существуют десятки вариантов. Мы нашли 40 прощаний: официальных, личных, шутливых и экзотических – а также сдобрили их парочкой черных анекдотов на тот случай, если вы решите с кем-нибудь распрощаться раз и навсегда.

25 способов попрощаться на английском

Официальные фразы прощания

Прощание с другом, которого давно не видел (FUN)
It was really great to see how fat you’ve gotten.

Goodbye

Вы никогда не задумывались, насколько серьезно это звучит? Это практически переводится на русский как «прощай». Согласитесь, в русском это вы говорите нечасто. В английском goodbye часто означает прощание навсегда, расставание с возлюбленным или крупную ссору с кем-то, когда вы уходите, хлопнув дверью. Однако вы вполне можете использовать goodbye при прощании в официальной обстановке.

Have a good day

‘Have a good day’ (or ‘Have a nice day,’ ‘Have a good evening,’ or ‘Have a good night’) – хорошего Вам дня! – официально-деловое прощание, вежливое и удобное: с ним вы всегда угадаете. Отлично подходит для деловых партнеров и коллег по работе.

Farewell

Лучше не использовать его часто – уж слишком высокопарно оно звучит. Например, farewell можно перевести как «в добрый путь!», если вы неожиданно оказались в роли ученицы одиннадцатого класса на школьном звонке (farewell to school! — прощай, школа!). Другой вариант — «прощай» — говорят в мелодрамах с плохим концом, когда в главного героя уже четыре раза выстрелили из ружья, но он держит руку своей возлюбленной и перед смертью говорит ей нечто трагическое и прекрасное.

Если ни то, ни другое в ваши планы не входит, возможно, нам стоит поискать менее формальные прощания.

Take care

Если вы смотрели голливудские боевики, то наверняка помните две фразы, которые хотя и переводились на русский, но всегда звучали немного не к месту:

  • Все хорошо? Ты в порядке? – участливо вопрошает герой у своего напарника, который только что четыре раза перевернулся в горящей машине и получил семь пулевых ранений в ногу. Это, как мы помним, are you ok?
  • Герой отправляет своего напарника на верную смерть к врагам, и, обнимая его напоследок, душещипательным голосом говорит: «Береги себя». Это и есть наше прощание.

Если вы прощаетесь с человеком, которого не увидите какое-то время (как минимум неделю) или который отправляется делать что-то сложное или опасное, говорите ‘take care’. Это хотя и достаточно теплое, но вместе с тем и довольно официальное прощание.

Популярные фразы прощания

Прощание с бывшими коллегами по работе (FUN)
We are really going to miss trying to avoid you around here.

Bye

Пожалуй, самый распространенный вариант прощания. Универсален и говорится всеми. Двойной вариант — ‘bye-bye’ – часто говорится детьми или людьми в веселом расположении духа.

See you later / Talk to you later

Чаще по телефону. Увидимся позже! или Поговорим потом! Универсальное прощание – подходит для любой ситуации. В смсках сокращается до CUL8R (кстати, можно написать это другу, который хвастается, что уже хорошо говорит по-английски, чтобы его озадачить).

Later

К нему можно прибавлять обращения вроде dear, fella (от fellow – «чувак»), man (дружище, братан). Типичное прощание двух американцев в баре:
— Later.
— Later, man. Take care.

Have a good one

Говорится вместо «Have a good day» или «Have a good week». Вы говорите это, чтобы изобразить из себя дружелюбного и приятного человека, однако есть люди, которых подобное обращение выводит из себя (они считают, что нужно называть вещи своими именами и говорить day). Так что будбте начеку!

So long

Нечасто встречающийся вариант прощания, однако его можно увидеть в газетах.

Keep in touch

Прощание с человеком, которого вы не рассчитываете увидеть, по крайней мере в ближайшее время. Подразумевается, что вы просите его писать, звонить и не пропадать. Однако зачастую это обращение носит исключительно вежливый характер и является аналогом русского «созвонимся как-нибудь» или «надо бы когда-нибудь пересечься».

All right then

Прощание, характерное для американцев-южан. Аналогично непереводимому русскому набору слов, который мы частенько не задумываясь бормочем в конце разговора: «ну все тогда, давай. Ну пока. Ну, давай. Ага. Давай». Что, вы так никогда не говорите? Не верю!

Как попрощаться на слэнге?

Прощание с уезжающим другом (FUN)
Can’t wait to see you more often once move to another city.

Cheers!

Американцы говорят так вместо тоста, чокаясь бокалами, а британцы могут запросто так попрощаться в неформальной обстановке. Еще два варианта того же самого звучат как ‘cheerie-bye’ и ‘cheerio cheery’.

Catch you later. Laterz. = Later

Пересечемся позже!

Peace! / Peace out

Если вы хотите прикинуться хиппи. Peace out — привет из 90-х.

I’m out!

Ну, я пошел! Или даже: Я в этом не участвую! Вы явно хотите подчеркнуть свою радость от того, что уходите.

Еще несколько вариантов британского шутливого прощания – варианты «пока!»:

  • don’t take any
  • thirty 30
  • Toodle-oo
  • wooden nickels
  • seeyabye

Прощаемся на иностранном

Еще одно красивое прощание с коллегой (FUN)
We’re all going to really miss doing your work for you.

Иностранные прощания:

Иногда вы можете услышать что-то вроде итальнского ‘ciao’, испанского ‘adios’ или ‘hasta la vista’, или французского ‘au revoir’ (которого в шутку могут заменить на ‘olive oil’ или ‘au reservoir’) или даже нашего родного ‘doozviiidaniya’, которым ваш англоязычный друг захочет удивить вас перед расставанием.

Бонус!
Два крокодильих прощания:

Пелагея - Тропы

Исполнитель

Пелагея

Дата

20 март

Категория:

Тексты песен

Просмотров:

Рейтинг

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Слова песни Пелагея — Тропы

Тропами сбитыми стопами
Ходят далями люди странные.
Их душа холодна, замерзала до дна,
Трепетала, желала да устала.
Трепетала, желала да устала.
Матери дома старились,
А их бедные детушки лихо маялись.
Нынче с ночи до зари ходят круг по всей земли,
Под рубашками — муки тяжкие.
Под рубашками — муки тяжкие.
Их душа холодна замерзала до дна,
Трепетала, желала да устала.
Не жрецы, не купцы, отгулялись молодцы.
Не смеются, не плачут, думы прячут.
Не смеются, не плачут, думы прячут.
Дышат пылями, днями стылыми,
Покаяния искатели, у создателя.
Покаяния искатели, у создателя.
А вот как найдут, так слезою зальют,
Земли древние дедовы, отколь следывали,
Земли древние дедовы, куда и следывали,
Земли древние дедовы, отколь и следывали.

Нашли ошибку в тексте? Сообщите администратору, выделите неправильный текст и нажмите «Ctrl+Enter».
Видео

Пелагея, Тропы

Похожие песни
  • 20 февраль Константин Дерр — Родина моя
  • 29 декабрь Наталья Бучинская — Всё сначала
  • 18 июнь Ревия Нодар — Лала
  • 24 май Нюша — Красивая пара
  • 19 апрель 7 раса — Ты холодна (Суп)
  • Стоит посмотреть
    • LeWiza - Два монолога

      29 март

      LeWiza — Два монолога

      Дождем угодил в чашку кофе будто кур во щи В кои-то веки рэперов из риги некому тащить Хотя в тебе

    • Guf feat. Баста - Ростов-Краснодар

      31 март

      Guf feat. Баста — Ростов-Краснодар

      Два больших концерта очень скоро. 22 апреля Ростов 23 Краснодар Баста и Гуф в эфире, всем берегам

    • Триагрутрика - HardWork

      02 апрель

      Триагрутрика — HardWork

      Давай водила делай дела Далека дорога до кварталов Урала С долины до задвора города Че Да да давай

    • Эйсик - Пара крыльев

      04 апрель

      Эйсик — Пара крыльев

      Мрак — это друг мой, кулак и клинок, Пускает враг лиловый поток, падаль у ног, Афина правит тут так

    • Dessar - Колыбельная

      06 апрель

      Dessar — Колыбельная

      Эта песня только для тебя, малыш Когда ты спишь – мне приятно Просто на тебя смотреть, Вдыхать

    • Шансон из народа - Это было весною, зеленеющим маем

      08 апрель

      Шансон из народа — Это было весною, зеленеющим маем

      Это было весною, зеленеющим маем, Когда тундра надела свой зеленый наряд. Мы бежали с тобою,