Валтасар

Примеры употребления слова валтасар в литературе.

Клаасов, в той его ветви, что поселилась в Дуэ, был Валтасар Клаас-Молина, граф де Ноуро, предпочитавший именоваться попросту Валтасар Клаас.

И вот, когда заведены были записи гражданского состояния, Валтасар Клаас пренебрег лохмотьями своей испанской знатности ради гентской своей славы.

Хотя Валтасар Клаас никогда не помнил о настоящем, все же, если он отрывался от таинственных своих созерцаний, если нежность и общительность оживляли его задумчивое лицо, если его пристальный взор, выражая сердечное чувство, терял свой суровый блеск, если он оглядывался вокруг себя, возвращаясь к жизни реальной и обыденной, трудно было тогда не воздать чести пленительной красоте его лица и отпечатлевшемуся на нем изяществу ума.

Взглянув через окно на двор, потом в сад, точно желая убедиться, что никого здесь нет, кроме Валтасара, она бросила па него взгляд, полный покорности, отличающей фламандских женщин, ибо уже давно у нее любовью вытеснена была гордость испанской знати, и сказала нежно: — Валтасар, ты очень занят?

Несколько мгновений спустя Валтасар, казалось, пробудился, быстро огляделся и сказал: — Вечерня?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Пир Валтасара

Царь Валтасар устроил великое пиршество для тысяч вельмож своих и, сидя перед ними, пил вино. И когда оно ему ударило в голову, он приказал выставить напоказ золотые и серебряные сосуды из храма Иерусалимского, которые привез его отец Навуходоносор. И их принесли, и из них пили царь и вельможи его, жены и наложницы. Пили они и славили своих идолов, золотых и серебряных; и медных, и железных, и деревянных, и каменных.

И вдруг перед ними на стене, побеленной известью и освещенной многими светильниками, появились пальцы руки человеческой и начали выводить письмена, черным по белому.

Изменился царь в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его стали биться одно о другое. И вырвался крик из его уст:

— Где вы, мудрецы и гадатели вавилонские?!

Когда их привели, царь сказал:

— Кто из вас прочтет эту надпись и объяснит ее значение, будет одет в багряницу, получит золотую цепь на шею и станет третьим правителем в моем царстве.

Уставились мудрецы и гадатели на написанное, но ничего не смогли сказать.

И тогда вступила в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность сына своего, сказала:

— Живи, царь, во веки веков, да не смущают тебя мысли твои, и да не изменится вид лица твоего. Есть в твоем царстве муж, в котором обитает Божий Дух. Имя ему Даниил. Отец твой испробовал его силу и назначил старшим над гадателями.

Так был приведен Даниил в дом пиршества, и ему было приказано прочесть надпись на стене и объяснить, что она значит, и обещано то же, что мудрецам и гадателям вавилонским.

Поклонившись, Даниил сказал:

— Дары твои, царь, пусть останутся у тебя. Награды отдай другому. А надпись я прочту и объясню ее значение. Ты, Валтасар, не понял уроков, преподанных нашим Господом отцу твоему Навуходоносору. Он даровал ему царство, величие, честь и славу. Когда его сердце вознеслось, а дух ожесточился надменностью, отлучен он был от людей и жил среди волов, пока он не осознал того, что над царством человеческим имеется власть Бога Всевышнего, и царем становится лишь тот, кто Богу угоден. Ты же, Валтасар, восстал против Владыки Небес, приказал доставить сосуды из дома Его и пил из них вместе с другими вино и славил идолов, которые не видят, не слышат, не чувствуют, не понимают. Бога же твоего, в руке у которого дыхание твоей жизни и все пути твои, не прославил. За это послана тебе от Него рука и начертана эта надпись. Вот ее слова: «Мене, мене, текел, уфарсин». Вот их значенйе. Мене — исчислил Бог дни царства твоего и определил ему конец. Текел — ты взвешен на весах и найден легким; уфарсин — разделено царство твое между мидянами и персами.

Тогда же по повелению Валтасара возложили на Даниила багряницу и золотую цепь, провозгласили его третьим в царстве.

В ту же ночь Валтасар был убит и власть перешла к царю Мидии.

ВАЛТАСАР — сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида.

В образе Валтасара легендарные черты тесно переплетаются с реальными историческими фактами. По одной из версий, Валтасар — сын Навуходоносора II и египтянки Нитокрис, на которой после его смерти женился Набонид и усыновил Валтасара, желая придать законный характер своей власти (cр.: в Дан 5. 2, 11, 18 отцом В. также называется Навуходоносор). Согласно др. версии, Валтасар- сын Набонида от брака с дочерью Навуходоносора II, имевший знаменитую сестру — царевну Бел-шалти-Нанна, верховную жрицу бога Луны (Наина, Син) в Уре, собирательницу древних раритетов. Сторонники последней версии преобладают, они находят подтверждения в надписях царя Набонида, где он называет Валтасара старшим сыном, первенцем, «отпрыском моего сердца».

Политическая карьера Валтасара была успешна. Пришедший к власти (556 год до Р.Х.) Набонид в 553 году отправился в длительный поход на завоевание восточносредиземноморского побережья и Аравии и сделал Валтасара своим соправителем и командующим войсками в Вавилонии. В течение 10 лет онправил страной и Вавилоном фактически самостоятельно, а по возвращении отца разделил с ним все тяготы разразившегося военного конфликта с персами. В августе 539 года они потерпели поражение от армии Кира II в районе города Опис близ Тигра (Валтасар командовал гарнизоном города, Набонид — полевой армией). Возможно, именно в этом бою Валтасар и погиб, но не исключено, что он был схвачен врагами и казнен. Вероятен, однако, и другой вариант развития событий: их войска отступили под командованием Валтасара в Вавилон, полевая армия Набонида — в близлежащий город Борсиппа. Пытаясь организовать оборону этих городов, они сдерживали натиск врагов недолго: уже в октябре 539 года Вавилон был взят, Валтасар убит в ночном бою на территории царского дворца, а его отец сдался в плен персам и отправлен в почетную ссылку — наместником в отдаленную Карманию (современный Иран).

В V главе Книги пророка Даниила описана ночь падения Вавилона, когда Валтасар устроил грандиозный пир в царском дворце по случаю какого-то праздника. Во время этого пира в зал были внесены драгоценные священные сосуды, вывезенные Навуходоносором в качестве военных трофеев из иерусалимского храма, и использованы пирующими как обычная посуда. В кульминационный момент пира огненная рука написала на стене пророчество на арамейском языке: «Мене, мене, текел, упарсин» (измерено, измерено, взвешено, отдано), истолкованное призванным в зал пророком Даниилом как предсказание о гибели Валтасара и Вавилонского царства, которое перейдет в руки мидян и персов.

Исторический и легендарный образы Валтасара во многом расходятся. Авторитетный и храбрый вавилонский царевич Валтасар, любимец войска и царственной семьи, совсем не похож на библейский образ Валтасара, распущенного вост. деспота, но таковым он представлялся тысячам угнанных в вавилонский плен евреям, ожидавшим Божественного отмщения. Акцент на отрицательных чертах Валтасара был определен дидактическим характером библейского повествования.

История реального Валтасара, Бел-шар-уцура, нашла краткое отражение в «Вавилонской хронике» (III 16, 22-23), вавилонском памфлете о Набониде и некоторых надписях последнего. В этих источниках, как и в «Цилиндре Кира», и в «Вавилонской истории» Бероса, основное внимание сосредоточено на фигуре Набонида. Книга пророка Даниила (5, 1-30) и следующий библейской традиции Иосиф Флавий (Antiq. X 2. 2-4) подробно рисуют трагические картины гибели Вавилонского царства и на их фоне неблаговидный образ Валтасара как последнего вавилонского царя, потерявшего и царство, и жизнь. Античные авторы Геродот (Hist. I 188, 191) и Ксенофонт (Cyropaedia. VII 5. 15-33) в своих сочинениях тоже сосредоточены на описании зловещих событий, Геродот называет среди участников царя Лабинета (Набонида), а Ксенофонт именует его «последним вавилонским царем», в этом собирательном образе соединились черты Набонида и его сына Валтасара. Библейский рассказ о пире Валтасара нашел широкое освещение в литературе, музыке, искусстве (И.В. Гёте, Г. Гейне, Дж. Байрон, М.А. Дмитриев, Г.Ф. Гендель, Г. Доре и др.), выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным.

Валтасаров пир (Балтазаров пир) (значение фразеологизма) — 1. пышный, роскошный пир 2. празднование в неуместное время, когда это не соответствует обстановке.

В библейском рассказе о падении Вавилона, последний царь вавилонского царства, Валтасар (Балтазар), собрал приближенных на пир. Обстановка в царстве была очень сложной. Персы осадили город, но царь, несмотря на это, устроил шикарный пир. Вдруг, во время пира на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова «Мене, текел, упарсин» (исчислен, взвешен, разделен). Позвали мудреца Даниила, раскрыть смысл этих слов и он разъяснил: «Бог подвел итог, ты призван легковесным. Твое царство будет завоевано персами».

В ту же ночь Валтасар погиб в схватке с персами, персидский царь Кир захватил государство и Вавилон перестал существовать.

Примеры

Пыляев Михаил Иванович (1842 – 1899)

«Старая Москва» — автор рассказывая о С.С. Апраксине, указывает, что граф был известен не только балтазаровскими пирами, но и устраивал в своем доме литературные вечера.

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)

«Бесы» (1872 г.) ч. 3 гл. 1, 2:

«Вопрос представил таким образом два исхода: вальтасаровский пир и тосты, и рублей девяносто на гувернанток, или — осуществление значительного сбора при празднике, так сказать, только для формы.»

«В таком положении были дела, когда в городе всё еще продолжали верить в вальтасаровский пир, то есть в буфет от комитета; верили до последнего часа.»

Дополнительно

Книга «Пословицы русского народа» (1853 г.), В.И. Даль

Словарь

Словарь крылатых фраз

Словарь иностранных слов