Варварские королевства

Ва́рварские короле́вства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях ее распада в V веке. Характерной чертой , общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля, в принципе, имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королем и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто меняли свои места расположения. Для внутреннего устройства были характерны общинно-племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

Королевство вестготов. Возникло в 418 году вследствие союзного договора, заключенного вестготским королем Валией с императором Гонорием, выделившим вестготам на правах федератов земли от предгорий Пиренеев на юге до реки Луары на севере. Наивысшего развития достигло во второй половине V века. Прекратило свое существование в 718 году, когда было завоёвано арабами. Оно просуществовало дольше всех других варварских королевств и добилось наибольшего могущества.

Королевство вандалов и аланов. В 429 году вандалы и аланы, теснимые вестготами, покинули Иберию и через Гибралтар перебрались в Северную Африку. К 435 году вандалы установили свое господство над значительной частью римской Северной Африки. В 435 году с римлянами был заключен мир, вандалы и аланы получили статус федератов. В 439 году вандалы нарушили договор и захватили Карфаген, а в 455 году разграбили Рим. Королевство вандалов было завоёвано Византией в 534 году.

Королевство бургундов. В 413 году бургунды были признаны императором Гонорием федератами и получили место для поселения на левом берегу Рейна в районе Вормса. 435 году гунны опустошили их государство, бургундский король был убит, а остаток бургундского народа в 443 году был переселен императором Аэцием в Савойю на берега Роны. Наибольшего развития государство достигло к 485 году. В 534 году Бургундское королевство было завоевано франками и стало одной из частей Франкского государства.

Королевство остготов. В 488 году император Флавий Зенон заключил соглашение с остготским королем Теодорихом соглашение, согласно которому, Теодорих, в случае победы над Одоакром, становился правителем Италии в качестве представителя императора. В 493 году цели соглашения были достигнуты. В 555 году при императоре Юстиниане I итальянское королевство остготов была завоёвано Византией.

Королевство свевов. Свевы осели в северо-западной части Иберийского полуострова в 409 году. Его роль в политических процессах в регионе была минимальной в сравнении с ролью других варварских королевств. В 585 году их королевство было завоёвано вестготами.

Королевство лангобардов. Последнее в истории по времени как возникновения, так и прекращения своего существования варварское королевство. В 566 году лангобарды вторглись в Северную Италию. К середине VIII века королевство лангобардов занимало почти весь Аппенинский полуостров, Истрию, Корсику. В 774 году было завоевано Карлом Великим.

Англосаксонские королевства в Британии. К середине V в. Британия была завоевана германскими племенами англов, саксов, ютов и фризов. В VI веке на территории Британии возникло семь королевств, которые постепенно объединялись в одно государство.

Некоторые исследователи причисляют к варварским королевствам также «королевство» Одоакра — государственно-политический режим, установившийся в Западной Римской империи после переворота Одоакра в 476 году.

Процесс христианизации охватывает период с IV по XI в., г.е. с момента крещения готов до утверждения христианства в Скандинавских странах. Евангелизация (проповедь Евангелия) была той основой, на которой могла произойти ассимиляция малочисленных варваров на этнически чуждой им территории. Однако процесс усвоения христианской картины мира и евангельской этики оказался долгим и сложным.

Начало христианизации

Варварские короли и дружины в IV—VI вв. принимали христианство в основном в форме арианства. Несмотря на осуждение Первого Вселенского собора, арианство получило широкое распространение в 330— 340-е гг. в силу близости понятиям патриархального быта многих германских народов. Германские конунги, отвечая на требование католического духовенства обратиться к истинной вере, заявляли, что они гоже христиане, но только не могут признать трех богов. К тому же арианская церковь отличалась более демократической организацией и простотой культа, нс взимала десятины.

Все это в значительной степени влияло на принятие христианства первоначально в арианской форме остготами, вестготами, вандалами, бур- гундами, лангобардами и другими народами. Завоевывая земли на западе Римской империи, варвары не спешили порывать с арианством, которое конфессионально отличало их от римлян и являлось некой формой самоидентификации.

Справка

Современные исследователи говорят о необходимости соотносить данное явление с этнической историей, склонны видеть в этом особенности этногенеза варваров: шаткость «этнической» границы внутри варварского мира заставляла их искать новые возможности очертить такую грань между собой и римлянами. Однако исторические реалии вносили свои коррективы. Так, вестготы в начале VI в. были вынуждены под натиском франков оставить свои галльские территории и уже в испанских землях задались целью создать самостоятельное государство с сильной королевской властью. Поэтому одной из задач стало сплочение всех сил королевства, что было нереально при противостоянии ариан-варваров и ортодоксов-римлян. Это предопределило переход в 589 г. в католическую веру.

Первым германским королем, исповедовавшим веру побежденных галло-римлян, оказался франкский король Хлодвиг. Это стало существенным фактором превращения франкского королевства в могущественнейшее государство Западной Европы. В свою очередь, католическая церковь приобрела важного помощника в борьбе против язычества и арианства; недаром ев. Авит епископ Виеннский в послании к Хлодвигу по случаю его крещения писал: «Твоя вера есть наша победа».

Начиная с VI в. христианство проникает в среду англосаксов. Наиболее продолжительным (с VII по середину VIII в.) и тяжелым оказался процесс христианизации германских земель. В IX—X вв. христианизация охватила славянские страны: Болгарию, сербские княжества, Великую Моравию, Польшу. К концу раннего Средневековья в процесс евангелизации были вовлечены скандинавы. Основными очагами христианизации стали центры епархий и монастыри.

Епископат, становление которого происходило в последние века Римской империи, продолжал развиваться в эпоху Великого переселения народов. На фоне всеобщего упадка управления, в частности муниципального, епископ де-факто превращался в городского правителя, а католический собор со временем становился центром города. С благословения римских пап и при поддержке королевской власти епископства появляются почти во всех значимых городах Европы. При их непосредственном участии городское население осваивало содержание христианской догматики.

Активными проводниками новой веры были монахи, но если епископства своей деятельностью в основном охватывали город и его округу, то монастыри прививали христианские ценности вне городского пространства. С именем св. Мартина Турского (ок. 316 — 397), небесного покровителя Франции, связано возникновение древнейших монастырей — Люгиже около Пуатье и Мармутье на берегу Луары. Как писал епископ и историк VI в. Григорий Турский, в Галлии проповедовал «блаженнейший Мартин, который множеством чудес показал народу, что Христос, сын божий, поистине есть бог, и опроверг неверие язычников». Новообращенные христиане почитали Мартина, и когда он умер, местные жители хотели похоронить его у себя. Однако христиане Тура, где он долгое время был епископом, похитили его тело, захоронили в собственном городе и позднее построили там храм в его честь. Мощи св. Мартина стали главной реликвией, привлекавшей в Тур большое количество паломников.

  • Подробнее об этом см.: Всемирная история : в 6 т. Т. 2 : Средневековые цивилизацииЗапада и Востока. М.: Наука, 2012. С. 146—148.
  • Григорий Турский. История франков / пер. с лат. В. Д. Савуковой. М. : Паука, 1987.Кн. I. Гл. 39. С. 20.

В правление Одоакра административная система управления в Италии претерпела ряд важнейших изменений. В Риме он оказал серьезную поддержку Сенату и потому не встретил серьезной оппозиции со стороны римлян.Несмотря на то, что Одоакр был арианином, он не устраивал гонений на православных. В 480 Одоакр вторгся в Далмацию и за два года захватил всю ее территорию. Когда Илл, военачальник восточноримского императора, просил Одоакра о помощи в борьбе против Зенона, Одоакр начал наступление на самые западные провинции Империи. В ответ император заключил договор с ругами, населявшими территорию современной Австрии, о нападении на Италию. Зимой 487-488 Одоакр пересек Дунай и разбил ругов на их собственной территории. Вскоре уступив некоторые земли в северо-западной Италии вестготскому королю Эурику, Одоакр освободил от вандалов Сицилию. В 488 император Зенон поставил королем Италии воспитанного в Константинополе остготского вождя Теодориха, чтобы не допустить вторжения остготов из пределов Восточной Римской империи. В августе 489 Теодорих вторгся в Италию, и в августе 490 Одоакр был осажден в Равенне его войсками. Равенна сдалась 5 марта 493, а Одоакр, приглашенный на примирительный пир Теодорихом, был убит.

Варварские народы

Варварские народы были либо аграрными, либо кочевыми. У них не было письменной литературы; уровень политической организации был очень низок и сводился к преданности вождю. По одной из версий, они получили название «варвары» потому, что для слуха римлян все их наречия звучали как нечленораздельное «вар-вар-вар».

Одним из величайших достижений Римской империи было создание развитой правовой системы, очень сильно повлиявшей на всю Европу. С точки зрения же варваров, право было нужно не столько для установления справедливости, сколько для прекращения конфликтов и поддержания элементарного порядка. Так, человек, обвиняемый в преступлении, мог подвергнуться так называемому Божьему суду (ордалии). Одним из вариантов было испытание кипящей водой. Обвиняемый должен был вынуть камень из кипящего котла, после чего его обожженные руки перевязывали. Спустя три дня повязки снимались. Если раны начинали рубцеваться, это значило, что обвиняемый невиновен, и наоборот. Испытание холодной водой состояло в том, что обвиняемому связывали руки и ноги и бросали его в реку. Если он не тонул, его вина считалась доказанной – ведь это значило, что божественная сила, которая, как всем известно, содержится в воде, его отторгает.

Варварские племена были воинственными; их обычаи и нравы казались римлянам дикими. Кристофер Доусон писал: «Церковь должна была принести евангельский закон и этику Нагорной проповеди народам, для которых благороднейшим из занятий было человекоубийство, а месть и справедливость были синонимами».

Когда вестготы в 410 году разграбили Рим, потрясенный св. Иероним с глубокой скорбью писал: «Ужасная весть приходит с запада. Рим в осаде, жизнь граждан выкупается за золото. Потом ограбленных снова окружают, чтобы отнять у них жизнь. Голос застревает в гортани, рыдания прерывают слова. Взят город, который завладел целым миром». «Зрите, сколь внезапно смерть опустилась на целый мир, – писал Ориентий о вторжении в Галлию в начале V века, – зрите, сколь многих поразили жестокости войны. От варварских набегов не давали спасения ни дремучие леса, ни высокие горы, ни реки, бурно несущие воды свои сквозь ущелья, ни крепости на далеких высотах, ни города, огражденные мощными стенами, ни морские пределы, ни печальное одиночество пустыни, ни норы в земле, ни пещеры под грозными утесами».

Франки, поселившиеся в Галлии, на территории современной Франции, были самым значительным из этих варварских племен. В отличие от многих других варваров, франки не обратились в арианство (ересь, отрицавшую божественную природу Христа); поэтому Церковь возлагала свои надежды на них. Вся история миссионерской деятельности доказывает, что Церкви было гораздо проще обращать язычников или анимистов, чем возвращать в свое лоно тех, кто уже принял арианство или ислам. Когда в 481 году королем франков стал Хлодвиг, епископат смог использовать представившийся шанс. Св. Ремигий (епископ Реймсский) в своем поздравлении открыто написал новому королю о том, какие преимущества даст ему сотрудничество с Церковью: «Оказывайте епископам всяческое уважение. Всегда обращайтесь к ним за советом. И, если вы будете в согласии с ними, земля ваша будет процветать».

Некоторые историки считают, что женитьба Хлодвига на красивой и глубоко религиозной Клотильде была устроена епископами, надеявшимися, что эта ревностная католичка обратит в свою веру венценосного супруга. Хотя политические соображения, бесспорно, сыграли роль в обращении Хлодвига, на него также, по-видимому, произвели очень сильное впечатление рассказы о жизни Христа. Когда он услышал, что Христа распяли, он якобы воскликнул: «О, если бы там был я с моими верными франками!» В конце концов Хлодвига удалось обратить (точная дата неизвестна; традиционно считается, что это произошло в 496 году; в 1996 году французы праздновали 1500-летнюю годовщину крещения Хлодвига). Все варварские племена Европы будут обращены только через четыреста лет, но крещение Хлодвига стало многообещающим началом.

Св. Авит, влиятельный галльский епископ, высоко оценил значение этого события. Он сказал королю франков такие слова: «Благодаря вам просияла эта часть света, благодаря вам и новая звезда зажглась на Западе! Выбрав за себя, вы выбрали за всех. Ваша вера – это наша победа!»

Поскольку варварские народы в огромной степени идентифицировали себя со своими вождями, обычно было достаточно обратить короля, чтобы народ последовал его примеру. Этот процесс не всегда был легким и гладким; спустя сотни лет после крещения Хлодвига католические священники из числа франков могли не только служить мессу, но и по-прежнему совершать жертвоприношения старым богам, олицетворявшим природу.

По этой причине варваров недостаточно было просто обратить; Церковь должна была неустанно руководить ими, чтобы убедиться в искренности их обращения и в том, что вера действительно начала менять их образ жизни и образ правления. Отмечалось, что в «Истории франков», написанной св. Григорием Турским в VI веке, говорится в основном о миссионерской деятельности Церкви, в то время как в написанной в VIII веке «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного – о ее продолжающейся пастырской работе. Великий миссионер св. Бонифаций занимался и тем и другим: в дополнение к миссионерской деятельности в Германии он инициировал в 40-х годах VIII века давно назревшую реформу франкской церкви.

Династия Меровингов, к которой принадлежал Хлодвиг, в VI–VII веках стала постепенно утрачивать влияние. Они были дурными правителями и тратили много времени на свары и междоусобицы; среди них было принято, например, сжигать живьем непокорных родственников. В ходе многочисленных внутрисемейных конфликтов Меровинги часто уступали франкским аристократам власть и землю в обмен на поддержку. Это сильно ослабило их. В VII веке деградация Меровингов продолжалась; историк Норман Кантор описывает меровингских правителей того времени как череду женщин, детей и сумасшедших.

К сожалению, упадок Меровингов сказался и на Церкви. Последняя совершила ужасную ошибку, слишком тесно соединив свою судьбу с судьбой правящей династии; поэтому, когда династия стала ослабевать, это неизбежно повлияло и на Церковь. Один из исследователей этого периода объясняет: «В благодарность за высокое положение, которое гарантировали ей Меровинги, Церковь почти полностью предалась им». В VII веке состояние священства во франкских землях становилось все более плачевным, так как священники все более погрязали в разврате и бесстыдстве. Не лучше была и ситуация среди епископата; епископы боролись друг с другом за кафедры, которые рассматривались исключительно как источники светской власти и богатства. В конце концов реформу франкской церкви осуществили ирландские и англосаксонские миссионеры, выходцы из стран, куда католическая вера пришла в свое время из континентальной Европы. Когда земле франков потребовалась прививка веры, порядка и цивилизованности, она получила все это от католических миссионеров.

Тем не менее в VIII веке папство обратилось именно к франкам в поисках защиты и поддержки в деле возрождения христианской цивилизации. Между последними римскими императорами и папством существовали особые отношения. После краха Западной Римской империи такие отношения сохранились у папства с единственным сохранившимся осколком Римской империи – Византией (Константинополь смог устоять перед варварами). Однако со временем они становились все более напряженными. В VII веке Восточная Римская империя боролась за выживание, ведя войны с арабами и персами, и вряд ли могла рассматриваться св. Престолом в качестве надежной защиты. Кроме того, императоры приобрели дурную привычку вмешиваться в дела Церкви, в том числе в те, которые явно лежали вне компетенции государства.

Некоторым деятелям Церкви казалось, что пора обратить взоры в другую сторону, отказаться от традиционной опоры на императора и найти другую политическую силу, с которой можно было бы заключить плодотворный политический союз.

Деятельность Совета Европы в Соединённом Королевстве

Предупреждение пыток

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) посещает места лишения свободы (места заключения для несовершеннолетних лиц или иностранцев, полицейские участки и психиатрические больницы) с целью проведения оценки обращения с лишенными свободы лицами.

Посещения и доклады

Борьба с расизмом

Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) является независимым контрольным органом, который разрабатывает для государств-членов Совета Европы практические рекомендации по решению проблем расизма и нетерпимости, с которыми они сталкиваются.

Доклады

Охрана социальных прав

Европейская социальная хартия ‒ это договор Совета Европы, который гарантирует социальные и экономические права человека. Она была принята в 1961 году и пересмотрена в 1996 году. Европейский комитет по социальным правам следит за соблюдением государствами обязательств по Европейской социальной хартии, Дополнительному протоколу 1988 года и пересмотренной Европейской социальной хартии.

Информационные листки

Доклады

Защита меньшинств

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств предусматривает механизм мониторинга для оценки применения государствами-членами этого договора. Консультативный комитет принимает рекомендации по улучшению защиты меньшинств.

Документы

Борьба с коррупцией

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) следит за соблюдением странами-членами антикоррупционных стандартов Совета Европы. Задача ГРЕКО – укреплять потенциал по борьбе с коррупцией входящих в неё государств.

Оценка

Борьба с отмыванием капиталов

Комитет экспертов МАНИВЭЛ

МАНИВЭЛ проводит оценку эффективности национальных мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма в государствах-членах Совета Европы, не входящих в международную Целевую группу по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). Государства-члены Совета Европы, входящие в МАНИВЭЛ и впоследствии вступающие в ФАТФ, могут сохранять за собой полноправное членство в МАНИВЭЛ. Государства-кандидаты и другие страны, не являющиеся членами ФАТФ, могут подать заявку на присоединение с соблюдением определенных условий.

Оценка

КС198

Конференция Сторон, учрежденная в соответствии с Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (СДСЕ № 198) следит за применением Конвенции государствами-участниками.

Доклады

Демократия через право

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) – консультативный орган по конституционным вопросам, играющий ключевую роль в принятии конституций, которые соответствуют стандартам европейского конституционного наследия.

Документы

Борьба с торговлей людьми

Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА) следит за применением Конвенции о противодействии торговле людьми и регулярно публикует оценочные доклады.

Оценка

Система правосудия

Eвропейская комиссия по эффективности правосудия (ЕКЭП)

Задача ЕКЭП заключается в повышении эффективности и совершенствовании функционирования системы правосудия в государствах-членах.