Вавилон географическое расположение

Глава III. Древний Вавилон

Восход бога солнца Шамаша.

Оттиск вавилонской печати

Вавилон, расположенный в самом сердце Месопотамии, там, где сближаются русла Тигра и Евфрата, находился на скрещении важных торговых путей, шедших из Малой Азии и Закавказья к Персидскому заливу и от сирийского побережья на плоскогорье Ирана. Вавилон стал столицей могущественного государства и превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр Передней Азии, сохранив своё значение в течение почти двух тысячелетий, чему способствовало его выгодное географическое положение. Первые сведения о Вавилоне восходят к III тысячелетию до н. э., когда этот город входил в состав большого Шумеро-Аккадского царства и носил древнее шумерийское название Кадингир (Врата богов). В конце III тысячелетия до н. э. многочисленные семитские кочевые племена аморитов проникают в Месопотамию, захватывают обширные области в стране Аккад и создают сильное государство с центром в Вавилоне. Приблизительно в то же самое время горные племена эламитов, воспользовавшись ослаблением Шумеро-Аккадского царства, вторгаются в Месопотамию с востока, прочно оседают в Шумере, превратив Ларсу в один из своих главных опорных пунктов. Иноземные завоеватели не смогли мирно разделить между собой захваченную страну. Между ними началось соперничество и разгорелась неизбежная борьба за преобладание и господство во всей Месопотамии. Победителем из этой борьбы вышло Вавилонское царство, в котором укрепилась аморитская династия (1894–1595 гг. до н. э.). Наивысшего своего расцвета Вавилоно-Аморитское царство достигло при Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который объединил под своей властью всё Двуречье и образовал крупное и сильное государство. История этого времени нам хорошо известна благодаря большому количеству сохранившихся документов, среди которых особенное место занимают обширный свод законов, административная переписка царя с местными чиновниками и, наконец, недавно найденные ценнейшие дипломатические документы.

Карта № 1. Месопотамия

Судя по этим документам, внешняя политика Хаммурапи, эламитских правителей, укрепившихся в Ларсе, царей большого государства Мари, расположенного к западу от Евфрата и городов средней и северной Месопотамии, сплеталась в один сложный и запутанный узел. Наиболее активную внешнюю политику вёл Хаммурапи, поставивший перед собой цель объединить всю Месопотамию под своей властью. Стремясь к достижению этой цели, Хаммурапи широко использовал не только свою военную силу, но и различные средства дипломатии. Заключив военный союз с Зимрилимом, царём государства Мари, Хаммурапи разбивает порознь своих противников. В начале своего царствования он завоёвывает шумерийские города Исин, Урук и Ур. Затем он укрепляет свою власть в средней Месопотамии, получив на это согласие своего союзника Зимрилима, который в одном из своих дипломатических посланий в следующих словах предоставляет ему свободу действий в Аккаде:

«Если князья Эшнунны тебя признают, то правь в качестве царя над страной Эшнунны. А если они тебя не признают, то посади… который находится у тебя, чтобы он царил над ними».

Статуя Ибих-иди из Мари.

Париж. Лувр

Упорную и длительную борьбу ведёт Хаммурапи со своим давнишним соперником, эламским правителем Римсином, укрепившимся в Ларсе. На 31-м году своего царствования «он сокрушил при помощи богов Ану и Энлиля страну Эмутбал и царя Римсина», заставив Римсина бежать и присоединив Шумер к своему царству. Опираясь на военную помощь царя Мари, Хаммурапи подчиняет своей власти области северной Месопотамии. Затем, укрепившись в Месопотамии, он обращает оружие против своего недавнего союзника — государства Мари и после двух опустошительных набегов, на 33 и 35-м годах своего царствования разрушает и захватывает в свои руки столицу этого некогда могущественного и богатого царства. Некоторые документы этого времени указывают на существование дипломатических отношений между Вавилоном и северно-сирийским государством Угарит, столица которого была недавно тщательно раскопана. Так, в одном документе этого времени говорится:

«Зимрилиму (царю Мари) скажи это: Так говорит Хаммурапи, твой брат: «Человек Угарита мне только что написал следующее: ?Укажи мне резиденцию Зимрилима. Я хочу её видеть?». Теперь с этим самым курьером я тебе посылаю его сына».

21 июня 2019История, Искусство

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

Таблички с клинописью

1 / 4
Глиняная табличка с клинописью. Около 2600 года до н. э.Musée du Louvre

2 / 4
Таблички с клинописью. Около 2340–2200 годов до н. э.Musée du Louvre

3 / 4
Табличка с клинописью. 2000–1600 годы до н. э.Royal Ontario Museum

4 / 4
Табличка с клинописью. Около 173 года до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати

1 / 2
Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э.The Morgan Library & Museum

2 / 2
Новоассирийская печать со сценой поклонения богине Иштар и ее оттиск. Около VIII–VII веков до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость каким-то образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В III–II тысячелетиях до н. э. привычные нам печати-штампы исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

Зиккураты

1 / 3
Зиккурат в Уре. Возведен около 2047 года до н. э.Wikimedia Commons

2 / 3
Зиккурат в Акар-Куфе. Возведен в XIV веке до н. э.© David Robbins / CC0 1.0

3 / 3
Зиккурат в Чога-Занбиль. Возведен около 1250 года до н. э.Wikimedia Commons

Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города Эн-Насирия, еще один в Акар-Куфе под Багдадом и, наконец, на городище Чога-Занбиль в иранском Хузистане.

можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

Настольная игра Ура

1 / 3
Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. 2600–2400 годы до н. э.© The British Museum

2 / 3
Клинописная табличка с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

3 / 3
Оборотная сторона клинописной таблички с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы Пу-Аби была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал онлайн-версию этой игры.

Бронзовая маска из Ниневии

Маска из Ниневии. Около 2300 года до н. э.المتحف العراقي (Национальный музей Ирака)

Литая бронзовая маска, датирующаяся XXIV–XXIII веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

Стела с законами Хаммурапи

1 / 3
Стела с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

2 / 3
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

3 / 3
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre

На этой стеле из черного камня высотой 2,25 метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно 1792–1750 годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя.
 Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба.
 Если он погубит имущество, то он должен возме­стить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».

Камень кудурру

Кудурру Мели-Шипака II. 1186–1172 годы до н. э.Musée du Louvre

По-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в XVI–XII веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь Мели-Шипак II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

Крылатые быки и львы с человеческими головами

1 / 3
Парные статуи крылатых быка и льва. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

2 / 3
Крылатый бык с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

3 / 3
Крылатый лев с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в тронный зал и парадные помещения дворцов ассирийских царей в их древних столицах — Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине — в IX–VI веках до н. э. Так ассирийцы представляли себе божества, которые защищали дворец от демонов и злых духов. А вот как они назывались по-аккадски, ученые спорят до сих пор. Если пригля­деться, можно заметить, что у быка и льва не четыре ноги, а пять. Это объясняется тем, что они одновременно и стоят (если смотреть спереди), и идут (если сбоку). Такой изобразительный канон использовался вплоть до правления ассирийского царя Синаххериба (705–681 до н. э.).

Дворцовые рельефы со сценами войны и мира

1 / 7
Рельеф из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

2 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

3 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum

4 / 7
Рельеф из дворца Ашшурнацирапала II с клинописной надписью и изображением царя и его бога-хранителя. 883–859 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

5 / 7
Рельефы из дворца Тиглатпаласара III. 745–727 годы до н. э.Государственный Эрмитаж

6 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Саргона II. 721–705 годы до н. э.The Oriental Institute of the University of Chicago

7 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Синаххериба. 705–681 годы до н. э.British Museum

В I тысячелетии до н. э. ассирийские цари часто украшали стены своих дворцов рельефами с изображением военных и культовых сцен. Изображения нередко сопровождались надписями, повествующими о деяниях царя.

Наиболее ранние из дошедших до нас рельефов были изготовлены для дворца царя Ассирии Ашшурнацирапала II в его новой столице Кальху. Во второй половине XIX века такие рельефы были приобретены для коллекции Эрмитажа — сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции зала месопотамского искусства.

Также известны рельефы из дворцов Тиглатпаласара III (745–727 до н. э.), Саргона II (721–705 до н. э.), Синаххериба (705–681 до н. э.) и Ашшурбанапала (668 — 630 или 627 до н. э.), при котором этот вид искусства особенно расцвел. Главной жемчужиной жанра считается серия рельефов, посвященных львиной охоте, украшавшая стены дворца Ашшурбанапала в Ниневии.

Ворота богини Иштар

1 / 6
Ворота Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

2 / 6
Бык. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

3 / 6
Дракон. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

4 / 6
Лев. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum

5 / 6
Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

6 / 6
Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200

Воротами Иштар  Ударение на И. называют двойные ворота Вавилона, созданные при царе Навуходоносоре II (605–562 до н. э.). Вместе с ведущей к ним широкой улицей, вдоль которой с обеих сторон тянулась ограда с изображением львов, священ­ных животных Иштар, они образуют комплекс сооружений для празднования Акиту. Этот праздник длился 12 дней и был приурочен к наступлению нового сельскохозяйствен­ного цикла. Одна из церемоний включала в себя шествие к воротам Иштар. Ограда и ворота были отделаны максимально роскошно: для их украшения использовался глазурованный кирпич глубокого синего цвета, имитирующий лазурит, ценившийся в Месопотамии выше остальных камней. На воротах изображены дракон-мушхушшу и бык — священные звери богов Мардука и Адада. После археологических раскопок, проводившихся во второй половине XIX века, облицовка ворот и ограды была вывезена в Герма­нию. Сегодня реконструированные ворота можно увидеть в Берлине, в музее Пергамон.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

ВАВИЛОН, знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. Раскопки гигантского комплекса руин, оставшихся от древнего города, были начаты в 1899 Немецким Восточным обществом под руководством Роберта Кольдевея.

На историческом горизонте Вавилон появляется в Старовавилонский период (ок. 1900 – ок. 1600 до н.э.). В начале этого периода прежде незначительный городок Баб-илю в Аккаде сделался столицей небольшого царства, в котором правил аморей Сумуабум, ставший основателем I Вавилонской династии. Его преемниками были Суму-ла-Эль, Сабиум, Апиль-Син, Синмубаллит и Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 до н.э. Хаммурапи был самым знаменитым правителем эпохи и прославился не только военными успехами, но и как мудрый властитель. Одержав победу над Рим-Сином из Ларсы, Хаммурапи овладел Шумером, расположенным в нижней части Месопотамской долины, и стал властелином Шумеро-Аккадского царства; захватив царство Мари, он раздвинул границы своего государства до верховьев Евфрата. Еще ранее Хаммурапи провел важные реформы, полностью подчинив себе в административном и хозяйственном отношении храмы, упорядочив сбор налогов и создав единую судебную систему; его работа как законодателя запечатлена в знаменитых Законах Хаммурапи, копия которых найдена в Сузах.

 IGDA/G. Dagli Orti ХАММУРАПИ, ЦАРЬ ВАВИЛОНА получает от бога Солнца свод законов.

Раскопки в центральной части холма Меркес в Вавилоне достигли слоя, лежащего частично над и частично под уровнем грунтовых вод и датированного временем I династии. По вскрытым остаткам города видно, что он был хорошо спланирован, улицы пересекали одна другую под прямым углом. Найденные дома были построены из сырцового кирпича и окружены такими же стенами на фундаменте из обожженного кирпича.

Уже при сыне Хаммурапи Самсуилуне начались нашествия касситских племен, спускавшихся с восточных гор. Более столетия Самсуилуне и его преемникам удавалось сдерживать натиск касситов. Однако в конце концов они сумели захватить страну и правили в Вавилоне почти полтысячелетия (ок. 1600 – ок. 1155 до н.э.). Раскопки касситского пласта холма Меркес показали, что расположение улиц и кварталов в этот период осталось практически таким же, как во времена Хаммурапи. Дома этого периода строились из сырцового кирпича, но, как правило, не имели фундамента из обожженного кирпича, что было характерной отличительной чертой города Хаммурапи. Керамика носила определенно самобытный характер, особенно обращает на себя внимание изобилие ювелирных изделий.

Касситскую династию сменила II династия Иссина, удерживавшая власть в Вавилонии более столетия. Ее наиболее выдающимся царем был Навуходоносор I (1126–1105), сумевший на время подчинить Ассирию. Однако после него большую часть Средне-Вавилонского периода страна находилась под господством Ассирии. Саргон II в 710 до н.э. захватил Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Затем он построил у южной цитадели Вавилона массивную стену с круглой угловой башней, оставив на ее каменных стенах надпись: «К Мардуку! Великий Господин, божественный создатель, который живет в Эсагиле, Господин Бабиля, его господин; Саргон, могущественный царь, Царь земли Ашшура, царь всех. Правитель Бабиля, царь Шумера и Аккада, кормилец Эсагилы и Эзида». Сын Саргона Синнахериб в 689 до н.э. полностью разрушил город и даже повернул на него воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли большую его часть. Однако его наследник Асархаддон восстановил и перестроил город. В частности, был восстановлен главный храм Вавилона, Эсагила; при этом был построен и знаменитый зиккурат, вошедший в историю под именем Вавилонской башни.

Нововавилонский период (612–539 до н.э.) начался с захвата царской власти в Вавилоне халдеем Набопаласаром, вступившим в союз с другими антиассирийскими силами и разрушившим в 612 до н.э. Ниневию, столицу Ассирии. При его сыне и преемнике Навуходоносоре II (605–562 до н.э.) Вавилон достиг наивысшего расцвета. Тогда произошла, как назвали это немецкие археологи, ведшие раскопки Вавилона, «колоссальная перестройка всего города». Было перестроено все: Эсагила – храм Мардука, зиккурат Этеменанки, храм Эмах в цитадели и более древний храм Иштар на Меркесе. Южную цитадель дополнили царским дворцом, в северной ее части построили еще один дворец. Стены раннего города восстановили, и выросший в размерах город окружили огромной внешней стеной; были вырыты каналы и построен первый каменный мост через Евфрат. Одним из семи чудес древнего мира считались висячие сады, но современные раскопки не смогли дать материалы, по которым можно было бы с уверенностью идентифицировать их остатки. Самыми великолепными постройками Вавилона того периода были, насколько можно судить по сохранившимся остаткам, Ворота Иштар и Аллея Процессий, нарядный вид которым придавали фризы быков, драконов и львов, выполненные из цветных изразцов.

Последним царем этого периода был Набонид, деливший власть в Вавилоне со старшим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). В результате раскопок установлено, что после Набонида в Вавилоне остались новый храм Иштар на Меркесе и мощная фортификационная стена с большой пристанью на берегах Евфрата.

В 539 до н.э., как отмечается в Хронике Набонида и свитке Кира, Вавилон был захвачен персидским царем Киром II Великим. До нас дошли описания Вавилона времен персидских царей, оставленные Геродотом и Ктесием, врачом Артаксеркса II; от времен Артаксеркса II сохранились руины здания в южной цитадели. Нет сомнения, что упадок Вавилона начался уже до завоевания его Александром Великим. Александр, избравший Вавилон своей столицей, предполагал произвести здесь большие восстановительные работы, но умер, не успев осуществить своих планов. В греческий и парфянский период оставшиеся от древности царские постройки начали разбирать на материал для нового строительства, и это продолжалось веками, пока от города не остались руины.

См. также МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.