Вавилон персия

Перевод статьи с английского осуществлен для проекта «Египтопедия». Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт «Egyptopedia.info»

итокрис известна как последний «фараон» и царица VI-й династии. Её имя можно найти в «Истории» Геродота и письменах Манефона, однако её историческое существование сегодня подвергается сомнению со стороны исследователей. Вполне возможно, что она была малоизвестной промежуточной царицей. Если она на самом деле является реально существовашей исторической личностью, то она может оказаться сестрой Меренра Немтиемсафа II и дочерью Пепи II и царицы Нейт.

Разные вариации имени Нитокрис из разных древнеегипетских источников

Личное имя, как Сын Ра

S3-Ptḥ — Саптах — «Сын Птаха»

Тронное имя, как Царь

Nj.t-jqr.(t)j — Нит-икери — «Нейт превосходна»

Туринский список (№IV.8)

Nj.t-jqr.tj — Нейт-икерти — «Нейт превосходна» (женственно) (с идеограммой Хора-сокола)

1. Упоминания в источниках Древнего Египта

В соответствии с «Историей» Геродота (том II), Нитокрис пригласила убийц своего брата, «Царя Египта», на банкет, и затем приказала убить их, поместив в изолированную камеру и затопив их водами Нила.

… была преемницей своего брата. Он был Царём Египетским, и он был предан смерти своими подданными, которые в последствии дали ей в руки бразды правления. Будучи преисполненной решимости отомстить за его смерть, она разработала хитрую схему, при помощи которой она уничтожила огромное количество египтян. Она велела построить огромную подземную камеру и, под предлогом её торжественного открытия, покинула банкет, приглашая всех тех, кто, по её мнению, отвечал за убийство её брата, помотреть на неё. Внезапно она приказала заполнить камеру с пировавшими предателями речной водой, поступавшей из тайного канала.

(Геродот)

Тогда, во избежание других заговоров, царица Нитокрис покончила жизнь самоубийством (возможно, войдя в горящую камеру). Манефон утверждает, что она построила «третью пирамиду» в Гизе, пирамиду, которую современные историки и археологи приписывают Микерину. Скорее всего, Манефона ввело в заблуждение сходство имён Менкаура («тронное имя» Нитокрис) и древнеегипетское имя Микерина. В «Истории» Геродота также встречается вавилонская царица с таким же именем, он описывает её строения в Вавилоне, связанные, главным образом, с распределением территории Евфрата. Его рассказ повествует о гробнице этой царицы, в которой были надписи, одурачившие царя царя Дария, пытавшегося разграбить ее. Гробница оказалась ложной, таким образом, это было наказанием за жадность для оскверняющего гробницу. Этот пример мог служить ранним примером подобных культурных мемов.

Несмотря на все это, Нитокрис не упоминается ни в одном древнеегипетском документе или надписе, что наталкивает на мысль о том, что «она», вероятно, никогда не существовала. Долгое время утверждали, что упоминания о Нитокрис сохранились на фрагментах Туринского Папируса, созданного во времена Девятнадцатой династии, — там она упоминается под именем Нитикерти (nt-?qrt?). Считалось, что фрагмент, на котором упоминалось это имя, относится к списку царей, вышедших из Шестой династии, таким образом оказалось, что и Геродот, и Манефон были правы. Тем не менее, микроскопическое исследование материала Туринского папируса наводит ученых на мысль о том, что фрагмент был ошибочно помещён в подборку фрагментарных текстов, и что имя Нитикерти на самом деле является неверной транскрипцией мужского имени царя Нетжекара Сиптаха I, который в Абидосском царском списке назван преемником царя Шестой династии Немтиэмсафа II. В Абидосском царском списке имя Нетжеркара Сиптах занимает такую же позицию, как и в списках Туринского Папируса.

2. Упоминания в современной культуре

В романе Болеслава Пруса «Фараон» (1895), в имени «Никотрис» две буквы переставлены местами, в романе она выступает «матерью главного героя, фараона Рамзеса XIII» (вообще достоверно известно о существовании только одиннадцати фараонов из династии Рамессидов).

Пьеса Лорда Дунсани «Враги Царицы» основана на записях Геродота о расправе над Нитокрис.

Нитокрис упоминается в двух рассказах Говарда Лавкрафта «Аутсайдер» и «Заключенный с фараонами». Она упоминается лишь мимоходом и изображается как злая царица, правящая упырями и прочей нечистью.

Первой опубликованной работой писателя Теннеси Уильямса является рассказ «Месть Нитокрис» (1928), в котором подробно описан план мести царицы убийцам своего брата.

В книге Джона Книттела «Голубой Базальт» главный герой влюбляется в древнюю египетскую царицу. Книттел предполагает, что в первоначальном варианте история о Золушке нашла своё отображение в истории о Нитокрис, которая намеренно потеряла свою золотую сандалию для того, чтобы позже её нашёл сам фараон и влюбился в нее.

«Нитокрис, Дама из Мемфиса» — книга Пьера Монтлаура.

«Зеркало Нитокрис» — это короткий рассказ Брайана Люмли, по сюжету которого существует зеркало, когда-то принадлежавшее Нитокрисю. Зеркало напускает злые силы на каждого из его владельцев.

В романе лауреата нобелевской премии Нагиба Махфуза под названием «Родопис из Нубии» Нитокрис выступает женой фараона Меренра II. Это история роковой любви фараона, преемника Пепи II и выходца из Шестой династии, и нубийской куртизанки Родопис.

У Карла Сандерса есть песня под названием «Порабощение царицей Нитокрис» в его втором сольном альбоме «Saurian Exorcisms».

  • Сайт «Wikipedia — The Free Encyclopedia»
  • (перевод с английского: Анна Кизилова)

Завоевание Вавилона персами

Персидский царь Кир в 550 г. до н. э. покорил Мидию.

Падение Мидийской державы было встречено Набонидом с радостью, ибо давало ему возможность закрепиться в Харране. Но торжество его было преждевременным, так как Персия оказалась более опасным врагом, чем Мидия.

Если верить некоторым источникам, Вавилония, проводя подготовку к предстоящей войне, заключила союз с Египтом и Лидией (в Малой Азии). Несмотря на это, в 546 г. Кир покорил всю Малую Азию, включая Лидию, а его войска прошли вдоль вавилонской границы.

Очевидно, Набонид и Валтасар, надеялись, что какое-то время им удастся отсидеться за мощными укреплениями, которые в свое время были сооружены Навуходоносором. К этому моменту, когда персы начали наступление в 538 г., цари Вавилонии уже не обладали никакой поддержкой в стране. Это и было определяющим.

Когда началась война Нововавилонского царства с Персией, положение Набонида осложнилось внутренними раздорами. Столичное жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не видели пользы для себя от царствования данного царя. Росло недовольство религиозной политикой царя, провозгласившего главой пантеона вместо Мардука бога луны Сина, почитавшегося в родном городе Набонида Харране.

Вавилонские купцы, деловые операции и доходы которых страдали от военных действий, желали окончания тяжелой войны, хотя бы за счет подчинения Киру, надеясь развернуть свою деятельность в пределах обширной державы Персии.

Жречество и торгово-ростовщическая верхушка рабовладельцев не усматривали ничего плохого в том, что на вавилонский престол вступит Кир, как до него были вавилонскими царями, например, касситы и халдеи.

Вавилонское войско, долгое время находилось в бездействии. Очевидно, это войско наполовину наемное, наполовину набранное насильно, не было достаточно подготовлено, а также не имело желания сражаться с армией, которая завоевала на протяжении многих лет две крупнейшие державы.

Судьба рабовладельческого вавилонского государства была безразличной широким народным массам, которые видели в его существовании для себя непосильные тяготы, разорительные повинности и непрестанные поборы.

Еще более горячо ждали прихода персов иудейские переселенцы, надеясь, что персидский царь освободит их из «вавилонского плена» и вернет на родину.

В 538 г. до н. э. персы и мидяне начали наступление вниз по долине реки Диялы. После сражения под Описом, у впадения этой реки в Тигр, персы без боя миновали Мидийскую стену Навуходоносора и заняли Сиппар.

До нас дошла легенда, которая рассказана в «Книге Даниила» в Библии о том, что Валтасар пировал во дворце, когда на стене появились буквы, начертанные огненной рукой. Эти буквы предвещали скорое падение Вавилона, которое произойдет в ту же ночь.

В демократической поэзии XIX и XX вв. хорошо представлен образ Валтасара, пирующего во дворце, и не способного понять знаки, пророчащие его неминуемую гибель.

Вавилон был захвачен при следующих обстоятельствах: Набонид вернулся в Вавилон и вместе с Валтасаром заперся в цитадели. В то время, когда войска Кира находились под стенами Вавилона, ворота перед ними были открыты без боя.

Сражение велось только во дворах дворца-цитадели. В такой обстановке Вавилон не могло спасти ни открытие шлюзов и затопление окрестностей, ни могучие стены. Персы проникли в город с помощью своих сторонников.

Набонида захватили в плен и позже отправили в почетную ссылку в Карманию, на востоке Ирана. Валтасар был убит.

Очень примечательно было отношение персов к вавилонским святилищам. Они взяли под охрану вавилонские святилища, и культ отправлялся все время беспрепятственно.

Кир, спустя некоторое время, лично прибыл в Вавилон, где им была составлена надпись-манифест. В этой надписи-манифесте Киром была присвоена традиционная титулатура вавилонских царей. В ней же он порицал «безбожное» правление Набонида.

Известно, что перед осадой Набонид перевез в Вавилон статуи богов. С приходом Кира эти статуи были возвращены на их прежние места.

Как и ожидали представители жречества, жившие в Вавилонии, персы оказали им всяческое покровительство.

Вавилонское царство после падения Вавилона формально просуществовало еще какое-то время. Цари персов одновременно продолжали именоваться «царями Вавилона» Вавилонской знати так и не удалось играть ведущую роль в Персидской державе.

Персами была наложена дань на Вавилонию. Эта дань около 500 г. до н. э. составляла 30 т серебра в год. Известно, что размер такой дани, уплачиваемой Египтом, был значительно меньшим: 20 т.

Незначительные изменения произошли в хозяйственной и внутренней политической жизни Вавилонии. Зато этнический состав населения приобрел более пеструю окраску: появились малоазийские, египетские и иранские воины и купцы. Также некоторое количество персов вошло в число вавилонских землевладельцев и рабовладельцев.

Простое население ожидало лишь ухудшение их участи, так как теперь они подвергались двойному гнету: собственно господствующего вавилонского класса и персидской деспотии.

Вавилон, город, историяПадение Вавилона – одно из знаковых событий Древнего мира, потому что крушение любой крупной державы всегда влияет на соседние народы и государства.

Вавилонское царство, которое также известно под названием Вавилония возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Междуречья (сейчас это территория Ирака). К 539 году до нашей эры это государство утратило свое величие и следом свою независимость. Вавилония была наследницей двух царств: Аккада и Шумера. Вавилонское царство носило в себе черты этих двух государств, государственным языком был аккадский, а культовым языком был шумерский.

В своей истории Вавилонское царство имеет несколько ключевых периодов. Старовавилонский период берет свое начало с трехтысячного года до нашей эры. В то время это были ещё разрозненные царства, самым могучим из которых было царство с центром в городе Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи смог завоевать соседние земли, присоединить к себе Элам, Ашшур, Мари и другие города, что послужило отправной точкой для создания единой месопотамской державы. Одним из важнейших документов того периода по праву можно считать свод законов, известных под названием «Законы Хаммурапи». Эти законы были высечены на базальтовых столбах, которые были установлены в различных городах страны. Уже в те времена в Вавилоне существовал огромный бюрократический аппарат, тяготивший жизнь государства. При правлении сына Хаммурапи Самсу-илуны постоянно вспыхивали раздоры среди знати, часто сопровождавшиеся вооруженными стычками, что значительно подтачивало благосостояние всей державы. В результате падение Вавилона стало неизбежным, когда на страну стали нападать сперва племена касситов, а затем хеттов. Таким образом, падение Вавилона в первый раз произошло в 1595 году до нашей эры, когда дерзкий набег хеттов положил конец трехсотлетнему Старовавилонскому периоду и завершил правление первой Вавилонской династии. Это первое падение Вавилона сопровождалось разорением города и страны.

После хеттов на территорию Вавилонии пришли касситы, они захватили страну, но в то же время переняли множество обычаев. Этот период называют Средневавилоснким. Аристократия касситов постепенно смешалась с вавилонской знатью, уцелевшей во время вторжения. В это время идет активная реставрация храмов. Однако политическое влияние Вавилона было значительно ослаблено, а потому царство находилось в зависимости от Египта, а позднее Метании и Хеттского царств. В 13 веке усиливается Ассирия, которая захватила территорию Вавилонского царства и положила конец касситской династии.

До прихода ассирийцев Вавилон страдал от нашествия племен эламитов, которым, однако, не удалось присоединить Вавилонское царство к своей державе. Ассирийцам также с трудом далось завоевание Вавилона, но уже в 728 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар Третий был коронован в Вавилоне. Данный период получил название Ассиро-Вавилонского. Однако, вавилоняне были настроены очень воинственно и не желали видеть свой город столицей Ассирии. В результате восстания в 689 году до нашей эры царь Ассирии Синаххериб приказал сравнять город с землей. Это было уже второе падение Вавилона, закончившееся полным разрушением города, часть жителей была угнана в рабство, остальные были убиты. Территория разрушенного города была затоплена.

При новом царе Ассирии Асархаддоне Вавилон было решено восстановить и вернуть туда уцелевших жителей. На правах вассала там стал править царь Шамаш-шум-укин, который заключил тайный сговор с сирийскими правительствами, Египтом, Эламом, с племенами арамеев, халдеев и арабов. Он поднял восстание против Ассирии, однако союзники не смогли ощутимо помочь в этой борьбе. Войска Ассирии осадили Вавилон, и после длительной осады в 648 году до нашей эры произошло уже третье падение Вавилона, сопровождавшееся жестокой расправой с уцелевшими жителями города.

Несмотря на столь жестокие расправы, вавилоняне не оставляли попыток обрести независимость. Снова и снова вспыхивали восстания, пока неожиданно не начала приходить в упадок сама Ассирийская держава, которой приходилось не только подавлять восстания, но и отбиваться от соседних враждебных племен. После продолжительных войн Вавилонское царство начало возвращать себе былое влияние. На Ассирию напали мидийцы, значительно ослабив страну, что позволило вавилонянам обрести независимость. Более того, захватив Месопотамию, вавилоняне стали готовиться к захвату территорий к западу от Евфрата, на которые в то же время стал претендовать Египет. При царе Набопаласаре вавилоняне захватили Палестину и Сирию, разбив египетский гарнизон. После этого события начинает свой отсчет последний период существования Вавилонского царства, названный Нововавилонским.

Это время можно назвать эпохой возрождения вавилонской культуры и усиления влияния царства на соседние государства. Навуходоносор Второй – сын Набопаласара – продолжал военные походы, подчинил себе финикийский город Аскалон и Северную Аравию, взял Иерусалим и через некоторое время ликвидировал Иудейское царство, расселив его жителей по различным частям Месопотамии. Во временя Навуходоносора Второго Вавилон стал мощной крепостью, он был обнесен двойной стеной, высота которой местами достигала 14 метров. Город также был окружен широким рвом с водой. Наряду с укреплениями, шло восстановление храмов и святилищ. Именно в это время была построена уступчатая башня Этеменанки, известная ныне под названием Вавилонской башни. Эта башня была краеугольным храмом земли и неба. Также при Навуходоносоре Втором были созданы знаменитые висячие сады Вавилона, которые царь приказал соорудить для своей жены Амитиды, которая скучала по горным пейзажам родной Мидии.

Однако процветание Вавилона длилось не так уж долго. После смерти Навуходоносора Второго в результате долгих междоусобных войн к власти пришел Набонид. Он был весьма странным царем, потому что принялся восстанавливать древние храмы, возрождать давно забытые культы. Каждая перестройка храма сопровождалась сменой жрецов, что вызвало сильное недовольство среди жрецов и знати. Подобными своими действиями царь раздражал многих влиятельных людей Вавилона и вскоре потерял поддержку знати. Падение Вавилона началось с упадка самой правящей верхушки, а усилившееся влияние персов ускорило разрушение царства.

Предчувствуя усиливающуюся угрозу со стороны Персии, Набонид примкнул к союзу Египта, Лидии и некоторых греческих полисов, однако было уже поздно. Вавилон был подтачиваем изнутри междоусобицами и явным недоверием к царю. Падение Вавилона было уже лишь вопросом времени, потому что бюрократический аппарат находился в беспрестанных конфликтах. В таком состоянии царство не могло отразить серьезной угрозы, исходившей от воинственных персов. Ко всем прочим проблемам прибавились несколько неурожайных лет подряд, что привело к сильнейшему голоду в 546 — 544 годах до нашей эры.

Когда персидский царь Кир Второй был на подступах в Вавилону, то Набонид приказал перенести идолы богов из соседних городов в Вавилон. Это его действие до сих пор вызывает множество споров: кто-то считает, что он переносил их в связи со спуском воды из каналов, окружавших город; а кто-то говорит, что суеверный царь надеялся таким образом не допустить падение Вавилона. Как бы то ни было, но подобное распоряжение вызвало бурю негодования и среди жрецов Вавилона, и среди жителей городов, откуда собирались перенести идолов, так как они считали, что царь оставит их беззащитными перед врагом. Персы же осушили каналы и продолжили свой поход, было несколько крупных сражений, одно из них под Описом, после которого Набонид бежал в Борсипп. 12 октября 539 года знать и жречество Вавилона, недовольные своим царем, открыли ворота Вавилона персам, которые без боя вошли в город. Дальнейшая судьба Набонида не известна: есть версии, что его убили, есть версии, что он был отправлен в ссылку – но это уже не изменило историю царства. Сперва правление персов было весьма мирным по отношению к вавилонянам. Были разрешены все религии. Однако со временем персидский гнет стал усиливаться и Вавилон стал одной из сатрапий державы персов. Окончательное падение Вавилона произошло при правлении персидского царя Дария, который приказал срыть городские стены, однако в то же время он принял титул царя Вавилона. Тем не менее, Вавилон уже более не был самостоятельным городом, а потому можно говорить о закате Вавилонского царства.

Как видим, падение Вавилона происходило не один раз. Одни завоеватели разрушали город, другие восстанавливали. Тем не менее, этот город не сумел сохранить своё влияние. Историки до сих пор обсуждают падение Вавилона, стараясь разгадать причины упадка столь, казалось бы, сильного государства, как Вавилонское царство. Наиболее вероятной причиной называют именно внутренние конфликты, которые изнутри разрушали царство, которое не смогло противостоять захватчикам из-за нерешенных междоусобных проблем.